Раннехристианское искусство. Подземные церкви Рима

Образ Церкви и живописное убранство стен

В катакомбных росписях образу Церкви уделено особое внимание. Здесь многократно встречается фигура Оранты-Церкви, которая иногда может связываться с образом Богоматери. Существенной особенностью является то, что Орант(а) (женская или мужская фигура с воздетыми руками) могла украшать, в основном, стены, хотя не исключалась возможность ее нахождения среди композиций плафона. Ее промежуточное положение в иерархии росписей может быть охарактеризовано как второе место после Христа и более высшее расположение по отношению к сюжетам, не связанным с Тайной Вечерей.

Образ Богоматери в раннехристианских росписях зачастую мог одновременно являться аллегорией Церкви на основании книги "Песни Песней" Царя Соломона, где упоминание о Женихе и Невесте истолковывалось в смысле Господа и Его Церкви. Подобно Христу, Богоматерь могла изображаться как в собственном виде (сцена поклонения волхвов, Богоматерь Оранта), так и в виде ветхозаветных пророчеств о Ней. Например, в росписях II века катакомб Прискиллы можно видеть иллюстрацию слов пророка Исайи "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог" (Ис. 7: 14). Известны случаи изображения Богородицы через абстрактный образ с символическим атрибутом. Например, среди росписей катакомб Прискиллы второй половины III века выделяется образ римлянки, кормящей грудью свое дитя (Wilpert 1903). Ничто здесь не говорит о достоинстве Пречистой Девы, кроме одного: молодая мать представлена здесь без головного убора, что указывает на ее девство.

"Поклонению волхвов" в катакомбных росписях может быть приписано евхаристическое значение, поскольку данная композиция могла изображаться непосредственно в алтарной нише19, как это видно на примере росписей перв. пол. 3 века в катакомбах Петра и Марцеллина. Евхаристическое толкование допускает понимание образа Богоматери как алтарного престола, на котором находится Сам Христос. Волхвы могут быть уподоблены священникам в алтаре.

Алтарные росписи

Обратимся к алтарным росписям катакомбной Церкви. Над гробницами подземных кубикул можно видеть полуциркульные ниши, пригодные для совершения богослужений. Росписи этих ниш предполагается рассмотреть ниже. Кроме Богородичных и экклесиологических изображений-аллегорий, здесь могли быть расположены сюжеты с преобладанием евхаристической семантики. Главные полуциркульные поля ниши могла занимать композиция Тайной вечери, Чуда преумножения хлебов или Брака в Кане Галилейской, символическая близость которых подчеркивается сходством иконографии. Несколько реже над престолом могла быть помещена роспись с той же иконографией, но с еще одним – третьим – значением: пир в Царствии Небесном. Примером может служить история страданий мученицы Вибии и ее загробного блаженства, представленная над ее гробницей. 

Личности Христа в росписях алтарных ниш уделяется особое внимание. Здесь можно видеть Его изображение с предстоящими апостолами. Христос как Добрый Пастырь реже появляется в алтаре, чем в плафоне. Однако известны случаи изображения части притчи о Добром Пастыре (овца и волки) под видом истории Сусанны (Wilpert 1903: табл. 251). Здесь невинная христианская душа агнец-Сусанна подвергается нападению волков-нечестивых старцев, которые символизируют лжеучителей. Тема стада и его пастыря оказывается одной из ключевых тем раннехристианского искусства. Начало 10 главы Евангелия от Иоанна (11?16), посвященные этой притче, имело большое значение для толкования раннехристианских живописных программ вплоть до 6 в.

Поверхности по сторонам ниши могли быть украшены такими композициями как "Воскрешение Лазаря" и "Источение воды Моисеем". В последнем случае скала символизирует краеугольный камень-Христа, вода – река Жизни, истекающая от ребр Спасителя. "Точащий краесекомый повелением Твоим, твердый ссаша камень Израильстии людие. Камень же Ты еси, Христе, и жизнь, на немже утвердися Церковь, зовущая: осанна, благословен еси Грядый" (3 ирмос Канона Недели Ваий, глас 4). "Живоначальная Твоя ребра, яко из Едема источник источающая, Церковь Твою, Христе, яко словесный напаяет рай, отсюду разделяяся яко в начала, в четыри Евангелиа, мир напаяя, тварь веселя, и языки верно научая покланятися Царствию Твоему" ("Блаженни", глас 4, Великий Пяток на Утрени). Приведенные богослужебные тексты Страстной Седмицы дают возможность глубже понять значение образа реки Жизни и ее синонимов в изобразительном искусстве (четырех райских рек; Иордана; воды, источаемой из скалы и т.д.). Все эти образы в раннехристианской живописи имеют по преимуществу алтарную принадлежность. Для катакомбного искусства наибольшее распространение получила композиция с Моисеем. В храмовых мозаиках позднейшего времени этот сюжет практически не используется, хотя пророк и боговидец Моисей продолжает по традиции изображаться в алтаре (Сант Аполлинаре ин Классе, Сан Витале в Равенне). Как пишет Кирилл Александрийский "Детоводительство через премудрого Моисея прообразовало древним воспитание через закон, приводящий ко Христу… Он (то есть Христос) некоторым образом равен Моисею по человечеству и есть второй в домостроительстве" (Редин 1896: 140?141). Таким образом, в раннехристианский период сравнение Христа с Моисеем было одной из важных идей, показывающих преемственность между Ветхим и Новым Заветами. Об этом же говорит первомученик Стефан в Деяниях Апостолов (гл. 7).  Композиция "Источение воды Моисеем" может быть истолкована в значении не только крещальном, но евхаристическом.

Подобна ей по смыслу композиция "Воскрешение Лазаря".20 Интересно, что даже иконографически они чрезвычайно похожи. "Воскрешение Лазаря" не только говорит о воскресении мертвых в конце времен и является прообразом Воскресения Спасителя, она связана с обновлением человека под действием крещения или причащения.

"Входные" композиции

Данная пара сюжетов, о которой говорилось выше, наиболее часто маркирует вход в помещениях катакомб. Однако несмотря на сходство изобразительного материала, композиции входа получают некоторые дополнительные смысловые оттенки. Если в росписях алтарных ниш главное внимание уделено евхаристической семантике, то в росписях входа – крещальной. Смысл катакомбной живописи всегда раскрывается из контекста, и каждая композиция имеет значение не сама по себе, а лишь по отношению к тем сюжетам, которые представлены рядом. Если рядом с "Источением воды" изображена "Тайная вечеря", – перед нами комплекс изображений, связанных с Литургией. У входа, как правило, сюжеты с Моисеем и Лазарем сопровождались исцелениями расслабленного и кровоточивой, что вводит в сферу толкования крещальную символику. Одно из евангельских исцелений расслабленных происходит у купели Вифезда, в которую сходил ангел, возмущая воду, и те, кто вступал в купель по возмущении воды, исцелялись (Ин. 5: 2?9). По сей день евангельское чтение о купели Вифезда используется в чине освящения воды. Таким образом исцеление расслабленного тесно связано с темой крещения (Покровский 1894: 53). Исцеление кровоточивой как вообще всякое исцеление Господом телесной немощи, может быть истолковано в значении и духовного исцеления и обновления, то есть  крещения. Смысл такого художественного предпочтения понятен: человек входит в Церковь посредством крещения, поэтому и вход в храм зачастую связан с этой темой.

Если рассматривать росписи церковных помещений в целом, можно отметить, что другие твердые закономерности для их украшения, кроме уже описанных (потолок, алтарная ниша, вход), трудно установить. Схемы, построенные при помощи описания Покровского, помогают представить систему росписей двух комнат катакомб Каллиста в целом (Покровский 1894: 51-53). Композиции с евхаристической семантикой расположены здесь ближе к алтарю, а крещальные – ко входу. Кроме этого, можно заметить, что изображения, связанные с темой корабля (символ жизненного пути христианина, его вступления в Церковь как  залога будущего воскресения) расположены слева от входа: история Ионы, кораблекрушение и орант (история путешествия апостола Павла). Справа можно видеть сюжеты, связанные со смертью и воскресением (фигура гробокопателя, "Воскрешение Лазаря"). В двух описанных помещениях, видимо, изображения следует читать по часовой стрелке: они охватывают события с момента духовного рождения человека до его воскресения на Страшном суде.

Для понимания традиционной схемы оформления сакрального пространства необходимо рассмотреть не только росписи храмов, но также декоративное убранство раннехристианских саркофагов. Саркофаги, украшенные скульптурой, в отличие от расписных плит катакомб, представляют собой завершенное художественное пространство. Интересно, что не только набор сюжетов, но и порядок их распределения напоминает в рельефах саркофагов порядок храмовой декорации. Саркофаги украшались двухъярусным или одноярусным фризом изображений, где верхний регистр или центр близок по семантике росписям алтаря или потолка раннехристианского храма. Так на саркофаге 315 г. из Ватиканского музея  справа от центра в верхнем фризе изображений можно видеть чудо в Кане и преумножение хлебов, то есть сюжеты, сопоставимые с росписями алтарной стены. В нижнем фризе этого же рельефа в центре находится образ пророка Даниила во рву львином. Та же иконография обычно использовалась в живописи потолков (центральный медальон) – плафон в катакомбах Люцины, II в. Традиционными композициями  для центральной части саркофагов оказываются различные изображения с участием Петра и Павла, такие, например, как "Traditio legis" /"Передача закона"/. Иногда логика развития художественного повествования подразумевает поступательное движение от одного края саркофага к другому. В этом случае "алтарные" сюжеты можно видеть с одной стороны (например, "Жертвоприношение Авраама" в (верхнем) левом поле), а "входные" - с противоположной ((нижнее) правое поле). Например, можно заметить, что "Источение Моисеем воды из скалы" почти всегда бывает помещено на периферии (крайний нижний или угловой участки).21 Такое положение данной композиции (в паре с "Исцелением кровоточивой") позволяет сопоставить ее с "входными" росписями, наделенными крещальной символикой.

Примечания:

1. Demus O. Dyzantine Mosaic Decoration. London, 1947. Лазарев В.Н. Византийская живопись. М., 1971.
2. В понятие "храма доиконоборческого периода" включаются ранние катакомбные памятники.
3. Захоронения находятся в катакомбах повсеместно: практически во всех помещениях, включая коридоры.
4. Здесь имеется в виду, что большинство сюжетов собственно храмовой росписи было связано с символикой таинств напрямую. В росписях гробниц та же самая крещальная и евхаристическая символика была важна не сама по себе, но как метафора рая.
5. "Дух твой живет во Христе" (лат).
6. Слово ?????  (рыба) – греч. – есть аббревиатура краткого исповедания христианской веры: "Иисус Христос – Божий Сын, Спаситель" (Уваров, 1908: 138; Красносельцев 1879: 161?163 и след.).
7. "После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. … когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! Есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. … Когда же вышли   на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. … Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: "кто Ты?", зная, что это Господь" (Ин. 21: 1?12).
8. То есть значение, связанное с Церковью.
9. "Как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего" (Лк. 11: 30).
10. Основным источником информации о росписях плафонов и других частей подземного некрополя в Риме послужило издание Wilpert J. Malereien der Katakomben Roms. Freiburg im Breisgau, 1903. Это атлас, в основном, цветных хромолитографий-копий катакомбной живописи, который дает достаточно полное представление о характере росписей. Одним из самых крупных и полных изданий о катакомбном искусстве является труд де Росси на итальянском языке, включающий также атлас (Rossi 1864?1877).
11. Согласно преданию, мясо павлина обладает свойством нетления, что дает возможность считать образ этой птицы символом вечной жизни (Уваров 1908: 199?200).
12. Буквально: "место зеленое" (греч.), место, изобилующее растениями, сад.
13. В качестве иллюстрации подобных злоупотреблений можно привести тот факт, что культы Митры, характеризующиеся сложной иносказательной образностью, заимствовали некоторые внешние элементы из обрядовой жизни христианской Церкви (Уваров 1908: 71).
14. В древности Св. Дары каждый верующий получал в руки.
15. Тема крестной Жертвы Спасителя передана в композиции "Три отрока в пещи огненной" внешним видом отроков, изображенных в позе распятия.
16. "И вышел Иона из города и сел с восточной стороны у города, и сделал себе там кущу и сел под нею в тени, чтоб увидеть, что будет с городом. И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтоб избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению" (Иона, 4: 5?6).
17. "Эсхатологический" - связанный с кончиной мира и Страшным судом.
18. На Трулльском соборе (691?692 гг.) было предложено изображать Христа непосредственно, а не в виде Агнца (82 правило VI Вселенского Собора).
19. Любая ниша над гробницей могла быть использована как престол на Литургии. Трудно сказать с полной уверенностью, все ли подобные ниши служили престолами. Однако такую возможность нельзя исключить совершенно. 20. Дж.-Б. де Росси упоминает о том, что "язык Спасителя, говорящего о таинстве Его тела и крови, тот же самый, как и в разговоре с сестрою Лазаря Марией о Воскресении; и поэтому-то… Пруденций сопоставляет Евхаристию с воскрешением Лазаря" (Покровский 1894: 54).
21. Саркофаг IV в., представленный на рис. 11, имеет торцы, украшенные рельефом, которые первоначально относились к другому саркофагу. Объединены скульптурные композиции были позднее. Однако показательно то, что истории Моисея отводится торцовая стенка, то есть периферийная часть сакрального пространства, сопоставимая с семантикой входа.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру