Самогласны малого знаменного распева

Самогласен — это термин, имеющий широкое применение по отношению к разным жанрам и распевам. Самогласны малого знаменного распева имеют в каждом гласе свои музыкальные формы, но эти формы строчные, они основаны на периодическом повторении музыкальных строк. Формы самогласнов, как и подобнов, связаны преимущественно с жанром византийского происхождения — стихирами, и потому их использовали в Октоихе, Праздниках, Трезвонах, Минее. Сами образцы — стихиры — помещаются в основном в Обиходах или Октоихе и называются стихиры-самогласны, стихиры-возвышны, а также термином "малый знаменный распев". Этот термин употребляется в двух значениях — как более краткая редакция знаменного столпового распева и как силлабический, речитативный тип осмогласия, близкий к псалмодии. В нашей работе пойдет речь о речитативном типе осмогласия, в котором преобладает речитация на одном-двух тонах, он охватывает небольшой диапазон, в его состав входит весьма ограниченное число мелодических строк. Этот строчной тип распева противопоставлен попевочному, который свойствен столповому знаменному распеву.

По своей природе малый знаменный распев очень близок к литургическому речитативу: в нем та же речитативность с опорой на выдержанный тон, очень близкое интонационное содержание. Потому этот распев вполне соответствует своему названию — малый знаменный распев. Он исполняется хором, запевы, или запевные строки, состоящие из строк псалмов, поет певец — солист, или головщик.

Самогласны малого знаменного распева, как уже говорилось, близки к подобнам, их объединяет не только интонационное родство, сходный тип структуры, но и предназначение. И те и другие используются для распевания любого ненотированного певческого текста стихир, с той только разницей, что форма подобна служила уже готовым слепком, который следовало сохранить неизменным, а самогласен можно было приспособить к ненотированному тексту любого размера, поскольку его строки периодически повторялись, и напев музыкальных строк легко соединялся с текстовыми строками.

Стилевая общность самогласнов малого знаменного распева и подобнов старого знаменного распева говорит о генетическом родстве этих двух распевов, своими корнями восходящими к древнейшему пласту русского певческого искусства, хотя вопрос о происхождении малого знаменного распева остается открытым. Самогласны малого знаменного распева в древнейших рукописях домонгольского периода не найдены, что дало возможность И. Вознесенскому относить малый знаменный распев к концу XVI в., когда он встречается в рукописях, в более ранних певческих рукописях самогласны не встречаются1. Н. Д. Успенский, наоборот, относит самогласны, как и подобны, к одним из ранних форм русского певческого искусства2.

Об использовании самогласнов малого знаменного распева начиная от истоков древнерусского певческого искусства говорит огромное количество ненотированных книг раннего периода, которые по существу являлись певческими, так как, несмотря на отсутствие знаков, в них стоят указания на глас или подобен. Отсутствие музыкальных знаков в этих рукописях говорит о том, что напевы этих песнопений должны были быть очень простыми, они сохранялись и передавались в устной форме, а указание на глас свидетельствовало о четкой их дифференциации по системе осмогласия. Несомненно эти простейшие осмогласные напевы, которыми пели стихиры Октоиха, Миней на весь год, должны были занимать видное место в богослужении раннего периода.

Свое важное значение малый знаменный распев сохранил вплоть до XVII в. И по сей день он широко применяется в старообрядческом богослужении и пении, нередко заменяя собой столповой знаменный и другие распевы. Можно определенно сказать, что около 50 процентов служебных текстов такого типа пели малым знаменным распевом и на подобен. Поскольку этот распев отличался выразительностью и простотой, его легко пропеть любому прихожанину. Это можно отметить и в работе в экспедициях: опытные старообрядческие певцы и учителя пения утверждали, что первым этапом обучения певцов в старообрядческих певческих школах было освоение простейших форм осмогласия — самогласнов и подобнов, а также осмогласной псалмодии прямо на клиросе. В школах же пели по крюкам и начинали с ирмосов. Из экспедиционных наблюдений можно отметить и такую закономерность: чем меньше в хоре грамотных исполнителей, знающих крюковую нотацию, тем больше и чаще звучит у них малый знаменный распев. Им порой даже заменяют нотированные стихиры-славники.

Некоторые песнопения на службе можно было исполнить разными способами — малым знаменным распевом на подобен и знаменным осмогласием, как говорят клирошане, "в роспев", "по знамени", в этом случае песнопения всегда нотировались столповой знаменной нотацией.

Если сравнить малый знаменный распев со столповым или демественным, то окажется, что по протяженности он в 4 раза короче пения по крюкам столповым знаменным распевом и почти в 10 раз — демественного. Темп пения малым знаменным распевом значительно быстрее, чем в других распевах. Например, если сравнить продолжительность пения стихиры на Вербное воскресение "Днесь благодать Святаго Духа нас собра" в трех разных распевах, то оказывается, что при исполнении ее малым знаменным распевом она звучит 27 секунд, столповым — 1 мин. 40 сек. и демественным — 4 мин. 10 сек.3 Почти с такой же скоростью пели эту стихиру старообрядцы в Московской области: малый знаменный распев — 26 сек., столповой — 1 мин. 30 сек. Такая существенная разница в темпе важна, особенно учитывая большой объем и продолжительность службы. Так, например, праздничное или воскресное Всенощное бдение занимает около шести часов и больше, ведь старообрядцы служат полную службу, не отступая от устава4.

Обычно в службе сочетаются разные виды распевов и форм пения: малый знаменный распев, подобны, пение по крюкам, наиболее важные песнопения (особенно первые и последние стихиры больших циклов, например, стихиры на "Господи воззвах") поют столповым распевом по крюкам, а прочие — самогласно или на подобен. Это связано и с ритуальной стороной службы: на первой стихире совершается сход певцов обоих клиросов в центр храма, а на последней — малый вход священнослужителей, прочие стихиры из Октоиха, Минеи или Триоди поют самогласно или на подобен.

Самогласны малого знаменного распева наряду с подобнами составляли основу древнего осмогласия строчного типа. К сожалению, самогласны малого знаменного распева почти не изучены, и в терминологии немало путаницы5.

Самогласны малого знаменного распева в основном относятся к устной традиции. В рукописях обычно помещаются всего лишь 8 самогласных стихир малого знаменного распева, которые служили образцами для распева других стихир. Самогласны малого знаменного распева помещаются в Октоихе либо в Обиходе, где они располагаются вперемежку с осмогласной псалмодией "Господи воззвах" восьми гласов и подобнами в порядке следования гласов от первого до восьмого. Таким образом, первые стихиры Октоиха — самогласны малого знаменного распева — и явились образцами для пения стихир, и поскольку стихиры Всенощной обыкновенно пелись по определенной модели — погласице, — такое пение стали называть "пением на погласицу", либо пением "на глас", а иногда "гласовым пением", так как каждая из восьми моделей отражает особенности каждого гласа.

Пение на погласицу, гласовое пение

Поскольку самогласны связаны преимущественно с устной традицией, то для того, чтобы их запомнить, в практику были введены памятогласия — краткие мелодические фразы на 8 гласов, или мнемонические погласицы (от греч. мнемоне — память), которые служили напоминанием гласового напева. Каждому гласу соответствует своя погласица — краткий выразительный мелодический оборот. Для того, чтобы проще было запомнить мелодию гласа и связать ее с текстом того или иного гласа, был использован способ мнемонических погласиц, способствующих их запоминанию. Небольшой рассказ о встрече монахов и их беседа изложены в виде восьми кратких фраз, вопросов и ответов. А. В. Преображенский пишет, что текст этого славянского памятогласия представляет собой почти дословный перевод соответствующего греческого памятогласия6.

Эти восемь музыкальных фраз соответствуют восьми гласам малого знаменного распева, и каждый из них вбирает основную интонацию гласа.

Для иллюстраций погласиц и стихир Октоиха малого знаменного распева я использовала фонограммы записей, сделанных мной в крупнейших старообрядческих общинах — Нижегородской Бугровской и Рижской Гребенщиковской, а также рукописи ХVI, ХVII вв., старообрядческие рукописи ХVIII—ХХ вв., по которым поют в старообрядческих общинах.

Погласицы "Грядет чернец" являются обобщенной мелодической характеристикой самогласнов 1—8 гласов. В восьми фразах — погласицах содержится интонация гласов, каждый из них опирается на один из трех ладов — мажорный (гласы 2, 6, 7, 8), минорный (3, 5, 6) и фригийский (1):

1 глас - Грядет чернец из монастыря (ре, ми, фа, соль, фа, ми).
2 глас - Встречу ему вторый чернец (соль, фа, ля, соль, фа).
3 глас - Откуду ты брате грядеши (соль, ля, соль, фа, соль, ми)
4 глас - Из Константина града гряду (фа, ми, фа, ми, ре, ми, ре)
5 глас - Сядем мы, брате побеседуем (фа, соль, ля, соль, фа, ми, фа, ре)
6 глас - Жива ли тамо, брате, мати моя ( фа, соль, ля, соль, фа, соль)
7 глас - Мати твоя давно умерла (ми, ре, фа, ми, ре, до)
8 глас - Увы мне, увы мне, мати моя (ре, фа, ми, ре, фа, ре, ми, ре, до)

Некоторые погласицы при записи могут транспонироваться на кварту вниз.

Погласицы самогласнов "Грядет чернец" служат для напоминания мелодии, они лишь настраивают певцов на нужный глас и во время богослужения не поются. Этот же напев погласицы чаще записывается с псалмовым запевом "Исповедатися Имени Твоему", который предшествует стихирам, как в рукописи ХVII в. РГБ, ф. 379, № 19. Стихиры-самогласны поются на напев мнемонической погласицы гласа. Вслед за запевами поются стихиры 1—8-го гласов, напев которых соответствует погласицам этих гласов. В запевных строках и погласицах очерчен основной остов мелодии каждого гласа малого знаменного распева, их конечный же тон служит началом — начальным тоном для пения стихир.

Стихиры                          

1 глас:  Вечерняя наша молитвы            
2 глас:  Прежде век от Отца           
3 глас:  Твоим крестом Христе Спасе   
4 глас:  Животворящему Твоему кресту   
5 глас:  Честным Твоим крестом           
6 глас:  Победу имея Христе           
7 глас:  Приидите возрадуемся           
8 глас:  Вечернюю песнь

Погласицы

1 глас:  Грядет чернец из монастыря
2 глас:  Встречу ему вторый чернец
3 глас:  Откуду ты брате грядеши
4 глас:  Из Константина града гряду
5 глас:  Сядем мы, брате, побеседуем
6 глас:  Жива ли, тамо, брате, мати моя
7 глас:  Мати твоя давно умерла
8 глас:  Увы мне, увы мне, мати моя

Музыкальная форма самогласных стихир строится из последовательного чередования мелодических строк. Исходя из количества музыкальных строк в самогласнах, выделяются три типа стихир:

1) 4 строки в самогласне 1-го гласа,
2) 3 строки в самогласнах 2 го, 4 го, 5 го, 6 го и 8-го гласов,
3) 2 строки в самогласнах 3 го и 7-го гласов.

С помощью чередования самогласнов мог быть распет текст любой стихиры. Финальная строка самогласнов, независимо от их строения, самостоятельна, она отличается каденционным, завершающим характером и примыкает к последней строке самогласна. Вступление может состоять из одной или двух строк.

Напевка в самогласнах малого знаменного распева

Разночтения музыкальных редакций в речитативных жанрах — самогласнах и подобнах, — явление типичное как для рукописной, так и для старообрядческой традици. Эти разночтения отражают различные исполнительские особенности, принятые в разных местностях. Пусть даже незначительные музыкальные различия, но они всегда неизбежны там, где существует устная традиция, к которой частично относится малый знаменный распев. Сложившаяся на местах музыкальная редакция самогласнов входила в обычай, который в клиросной традиции получил название напевка.

Напевка — это устойчивый местный вариант напевов, выработанный клиросной практикой той или иной церкви, либо местности. Обычно напевка, выработанная в устной практике, расходится с записью этого же песнопения, изложенного в рукописи крюками. "Пение по напевке" передавалось в устной форме певцами от одного к другому, по слуху. Например, во время одной моей экспедиции в 1971 г. на Волгу старообрядческие певцы одного и того же поповского согласия (Нижегородской Бугровской и Костромской Стрельниковской общин) при совместном пении на празднике Преображения не могли вместе петь стихиры на подобны и самогласны, так как принятые в их общинах напевки подобнов и самогласнов не совпадали. Эти расхождения были очень незначительными: в одних случаях в концовках звучало опевание конечного тона, в других — отсутствовал проходящий звук или был добавлен скачок, но поскольку эти разночтения встречались постоянно, при быстром пении они не давали возможности певцам петь слаженно и гладко. В то же время совместное пение этими хорами песнопений по крюкам знаменного столпового осмогласия не вызвало у тех же певцов никаких затруднений. В этом случае оказывается, что пение малым знаменным распевом для исполнителей бывает сложнее, чем пение по знаменам. Самогласное пение, будучи устной традицией, требует умения приспосабливать напев к тексту, в то время как при нотированных стихирах этого не требуется, исполнитель должен лишь пунктуально прочесть и пропеть знак за знаком от начала до конца песнопения.

С этой точки зрения становится более ясной и средневековая текстология, отношение писца, переписчика и певца к написанному певческому тексту. Небольшие разночтения в крюках постоянно выявляются при сравнении певческих редакций в рукописях XVI—XVII вв. Известный немецкий ученый И. Гарднер в результате исследований певческих редакций кафизм, по структуре близких к самогласнам малого знаменного распева, сделал вывод, который одинаково распространяется и на кафизмы, и на самогласны, и на другие виды песнопений:

Древним мастерам пения была чужда теперешняя наша щепетильность по отношению к точности нотирования церковного пения и его исполнения; каждый мастер вносил в редакцию записываемого и переписываемого им пения нечто и от своего опыта, и от своей интерпретации, и от своих привычек. Подобные разночтения касаются главным образом: а) замены одного знамени другим, мелодически приблизительно однозначным (например, стопицы с очком — подчашием, голубчика борзого — переводкой, статьи — стрелой простой и наоборот); б) в мелизматических частях — передвижение одного или более звуков с одного слога текста на другой, вперед или назад, по сравнению с другими рукописями; в) количества распетых стихов псалмов; г) реже — замены одного мелодического оборота другим, родственным мелодически; д) эпизодического "раскрашивания" речитатива посредством затрагивания звуков на соседних ступенях звукоряда7.

К этому следует добавить также ладовые и ритмические разночтения в разных знаковых группах, в том числе самых простых знаков, как стопица, крюк, запятая.

Знак речитации стопица,и его значение в знаменном распеве

Расшифровка самогласнов малого знаменного распева иногда вызывает некоторые затруднения, которые связаны не со сложными знаками, как фиты и лица, а наоборот, с самыми простыми — стопицами, прежде всего ритмической стороной стопиц, а также соотношением стопицы с окружающими ее знаками. При расшифровке ранней знаменной нотации стопица также является основной причиной всех сложностей. ""Камнем преткновения" для расшифровки этой нотации оказывается "загадочный" знак стопица, которым обильно уснащены многие из старейших славянских рукописей"8. Этот простейший знак крюковой нотации, означающий один звук, длительность которого равна половинной (или одной четверти), обыкновенно располагается на безударных слогах. Ряд стопиц в знаменном распеве, обозначающий речитативный участок, в старых беспометных рукописях именовался "строкой". В столповом знаменном распеве строка — это ряд стопиц, выдержанных на одном тоне. Что касается малого знаменного распева, то здесь стопица связана с господствующим, основным тоном гласа, это же относится и к столповому знаменному распеву.

Длительность стопицы, как уже говорилось, трактуется по-разному: в одних теоретических работах XVII в. как половинная, в других — как четверть. В двознаменниках стопица трактуется как половинная.

В Азбуке Александра Мезенца длительность основных знамен крюковой нотации дана кратной двум. Исходной точкой отсчета он берет стопицу, приравнивая к ней другие знаки. При этом выходит, что стопица в его "мере знамени" равна четверти9: две стопицы равны крюку, два крюка равны крюку с оттяжкой, два крюка с оттяжкой равны статье.

Следовательно, стопица приравнивается к четверти, а две стопицы составляют длительность крюка, то есть половинную. Однако если обратиться к двоезнаменным рукописям конца ХVII в., то в них обычно расшифровка крюка и стопицы равна половинной, а крюк с оттяжкой приравнивается к статье (то есть целой).

Еще более дробной длительностью считает стопицу Тихон Макарьевский. Он также приводит квадратную схему длительностей, но его система соотношения длительностей и знамен приведена в двойном уменьшении. В "Ключе разумения" Тихона Макарьевского объясняется длительность знамен с помощью длительности нот. Автор выводит долготу звучания знамен с позиции европейской меры длительностей, в результате стопица по Тихону Макарьевскому равна восьмой.

Расхождения рукописей и Азбук, а также частые несоответствия одних Азбук другим — явление обычное. "Мезенец излагает в "мере знамени" свою привычную для него точку зрения на ритмическое значение знамени", — пишет М. В. Бражников, — в речитативных участках напева стопицу естественно рассматривать как четвертную длительность: более значительная вряд ли могла бы отвечать характеристике, обычно даваемой стопице в толкованиях знамени — "просто говорити"10. "Мера знамени" А. Мезенца отражает протяженность стопицы и крюка в соответствии со столповым знаменным распевом. В малом знаменном распеве темп стопицы в два-три раза быстрее. Акценты на ударном слоге крюком, а стопицы соответствуют безударному слогу. В самогласнах малого знаменного распева длительность стопиц не превышает четверти, "просто говорити" (в темпе обычного разговора), что не совпадает со значением их в большом и столповом распевах, где они расшифровываются как половинные. Очевидно, ритмическое значение стопицы в малом, столповом и большом распевах различно: в малом она равна четверти, в столповом и большом — половинной.

В некоторых рукописях ХVII в., а также поздних старообрядческих рукописях XVIII—XIX вв. длительность стопиц и крюков иногда уточняется с помощью добавочного знака отсеки, корректирующего длительность стопиц и крюков. Так, в самогласнах старообрядческой рукописи ХIХ в. (РГБ, ф. 210, № 3), к стопицам и другим знакам добавлены отсеки, сокращающие их длительность до четверти.

В рукописях XVII в. писцы стремятся более тщательно выписать все изгибы мелодической линии, они производят "розвод" сложных знаков более простыми. Полкулизма в конце первой строки самогласна в источниках XVII в. представлена двумя знаками — крюком или стопицей с отсекой и статьей. Нотация самогласна в рукописи XIX столетия отмечена еще большей точностью записи. Она вносит дополнительные (чаще всего ритмические) уточнения в некоторые знаки.

Стихиры Октоиха нередко бывают изложены как малым, так и столповым знаменным распевом, в последнем случае они распеты попевками столпового знаменного распева. В нем половинная служит основной временной единицей, единой ритмической долей. В рукописи (РГБ, ф. 379, № 40) стопицы записаны в виде половинных. Столповой знаменный распев более распевен, он основан на мелодизированном речитативе.

Поскольку малый знаменный распев принадлежит преимущественно устной певческой традиции, анализы его образцов сделаны в основном на материале фонозаписей старообрядцев беспоповских и поповских согласий.

Как известно, тексты беспоповских и поповских певческих книг расходятся: в первых сохраняются традиции раздельноречия, во вторых — позднего истинноречия второй половины XVII в. дониконовской справы. Однако такое деление существует только в нотированных певческих книгах, то есть там, где содержатся песнопения столпового и большого знаменного распевов, а также в деместве и пути.

В песнопениях, исполняемых малым знаменным распевом и на подобен, не бывает раздельноречия. Таким образом, расхождений между пением поповцев и беспоповцев в рамках малого знаменного распева не существует, все поют истинноречно, или на речь.

Трехстрочные самогласны

К трехстрочным самогласнам относятся 2-й, 4-й, 5-й, 6-й и 8-й гласы.
Трехстрочный самогласен 5-го гласа "Честным Твоим крестом".

Этому самогласну предшествует мнемоническая погласица "Сядем мы брате побеседуем", отражающая ладово-интонационные особенности самогласна. Она представляет собой мелодическую волну, диапазон которой охватывает квинту ля — ре (диапазон самогласна до — ля). Мелодический рисунок самогласна тоже представляет собой мелодическую волну, исходной точкой которой является основной тон первого звена (фа) с кульминацией во второй строке (ля) и спадом в третьей строке (ре). Заключительная строка самогласна каденционного типа, она содержит мелодическое движение с вершины-источника по всему звукоряду погласицы.

Трехстрочный самогласен 6-го гласа "Победу имея Христе" строится по тому же принципу, что и предыдущий образец: формула первой и второй строк представляет собой двойное опевание (фа, соль, ля, соль, фа, соль), третья строка — нисходящая мелодическая волна движения. Мнемоническая погласица 6-го гласа "Жива ли брате мати моя" вбирает в себя не только конечные и господствующие тоны самогласна, но и очерчивает мелодическую линию его первого и частично второго звена.

Интересна напевка этого гласа, существующая в Рижской Гребенщиковской общине. Распетая там стихира Благовещению "Совет превечный" трактуется в расширенном звукоряде, здесь происходит балансирование между фа-бекаром и фа-диезом, при этом ударные слоги иногда подчеркиваются особым образом: певцы расходятся в терцию, что вообще большая редкость у старообрядцев.

Как обычно, в таких ладовых отклонениях избегается острота хроматического интервала уменьшенной кварты (фа-диез — си-бемоль). Эта же закономерность прослеживается и в других песнопениях, записанных в беспоповских старообрядческих общинах. Она касается не только малого знаменного распева, но и столпового (например, в попевках 3-го гласа вместе с си-бемолем используется фа-бекар, фа-диез же корреспондирует с си-бекаром).

Трехстрочный самогласен 8-го гласа "Вечернюю песнь" с мнемонической погласицей "Увы, увы мне мати моя", подобно предыдущим образцам, представляет собой мелодию волнообразно кружащегося движения.

Среди трехстрочных самогласнов малого знаменного распева особое место занимает 4-й глас, его структура напоминает подобны. В фонограммах, записанных от Рижских и Нижегородских старообрядцев, четко просматривается обрамление в начале и конце на сходном мелодическом материале при общем конечном тоне (ре). Внутри же этого обрамления заключен основной раздел, имеющий трехчастную структуру.

Двухстрочные самогласны

К наиболее простым относятся самогласны 3-го и 7-го гласов, так как они содержат всего лишь два звена. В византийских рукописях 7-й глас отмечен как барус, в переводе на церковнославянский — тяжкий. По простоте своей эти погласицы приближаются к погласицам литургического речитатива. Между 3-м и 7-м гласами существует родство, идущее из византийской древности.

Самогласны, состоящие из двух звеньев, благодаря своей простоте и четкой структуре отличаются яркостью, особенно еще и потому, что окончание первой строки обычно лежит на терцию ниже второй, это образует переклички строк, напоминающие вопрос и ответ.

Мнемоническая погласица самогласна 3-го гласа "Откуда ты брате грядеши" вбирает в себя весь напев самогласна, очерчивает его диапазон. В основе погласицы Нижегородских старообрядцев лежит малотерцовое соотношение конечных тонов строк (соль — ми) при общем тоне речитации ля.

Погласица 7-го гласа в их же исполнении сходна с 3-м гласом, однако в ее основе лежит большетерцовое соотношение конечных тонов обеих строк (ми — до), а диапазон ее охватывает квинту. Первая строка самогласна строится на опевании тона ми, а вторая направляет движение мелодии вниз к конечному до.

Мнемоническая погласица 7-го гласа на словах "Мати твоя давно умерла" опирается на кварту (до — фа) и опевает господствующий тон речитации и конечные тоны обоих звеньев. В конце самогласных стихир имеется конечная музыкальная фраза, которая, как обычно, носит каденционную функцию и неожиданно завершает песнопение на тоне ре, как бы разрешая спор между двумя строками, заканчивающимися на ми и до.

Самогласны малого знаменного распева очень близки к речитативным народным песням, былинам. Это касается главным образом особенностей его мелодики, отличающейся слитностью, волнообразной закругленностью.

Некоторые интонационные нити связывают самогласны с календарными и обрядовыми песнями. Прежде всего это касается их ладовой общности. Однако для русских церковных песнопений не характерна скачкообразность попевок, которая является основной чертой календарных песен.

Быстрый темп исполнения самогласнов придает им ярко выраженный танцевальный характер. Эти черты усиливаются благодаря периодичности повторения строк погласицы, особенно 3-го и 7-го гласов.

Таким образом, в малом знаменном распеве прослеживается глубокая связь древнейших жанров и форм. В нем соединяются элементы, заимствованные из литургического речитатива с знаменным осмогласием. Будучи простейшим видом древнерусского осмогласия, он содержит в себе все основные элементы развитых распевов и занимает важное место в системе древнерусских певческих форм, и, по-видимому, его корни восходят к византийским истокам11.

Примечания:

1.  Вознесенский И. О церковном пении православной греко-российской церкви. Киев, 1887. С. 169.
2.  Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971. С. 95, 97.
3.  Песнопение "Днесь благодать" в исполнении певицы Ф. А. Рукавицыной было записано в 1970-е гг. архитектором О. В. Дорониным в Тувинской АССР в поселке Ужок. Автор благодарит собирателя за предоставленную запись этого песнопения.
4.  В Древней Руси, не нарушая устава, сокращали продолжительность службы с помощью многогласия — совмещения разных частей службы и отдельных элементов церковного ритуала: например, одновременное пение хора и чтение псаломщика "втай", тихо, про себя. В экспедиции 1972 г. к казакам-некрасовцам, которые тоже принадлежат к старообрядцам, я записала многогласное Всенощное богослужение. Шестичасовую Всенощную они успевали отправить за два с небольшим часа. В XVI—XVII вв. упоминается о многогласии в службах в приходских церквах, где оно приветствовалось, но многогласие наносило большой урон смысловой стороне службы, поэтому с ним активно боролись церковные деятели, ревнители благочестия в ХVII в., и в частности протопоп Аввакум.
5.  См.: Печенкин Г. Б. Самогласны и запевные строки столпового распева. М., 2005. В работе автор отнес самогласны к столповому распеву, хотя столповые самогласны — попевочного типа, а рассмотренные самогласны — строчные.
6.  Преображенский А. В. Культовая музыка в России. Л., 1924. С. 30.
7.  Гарднер И. Певческое исполнение кафизм в древнерусской богослужебной практике. Нью-Йорк, 1967. С. 150.
8.  Келдыш Ю. В. К проблеме происхождения знаменного распева // Musica Antiqua Europae Orientalis. IV. Bydgoszcz, 1975. P. 607—620.
9.  Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца / Изд. Ст. Смоленского. Казань, 1888. С. 22.
10. Бражников В. М. Древнерусская теория музыки. Л., 1972. С. 355.
11. Обиход церковного знаменного пения. Киев, 1909.Глава 3


Страница 1 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру