Экспедиции к старообрядцам

Экспедиции к старообрядцам

Песнопения знаменного распева

Большим достоинством старообрядческой певческой культуры является то, что в ней сохранилось крюковое пение. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить фонограмму стихиры "Волсви персидстии", записанную у нижегородского хора с крюковыми рукописями ХVII в., с такой же стихирой в двознаменнике ХVII в. (РГБ, ф. 304, № 450). В стихире "Волсви персидстии" из упомянутого двознаменника и в записи нижегородцев напев не изменен, его не тронуло время, будто их не отделяют три столетия. Ритмика, мелодика здесь не изменены.

Аналогичные примеры показывают преемственность традиции ХVII в. и существующей ныне певческой культуры старообрядцев, владеющих книжной грамотностью, знающих крюки и поющих по крюковым певческим книгам.

У старообрядцев, как известно, существуют две певческие традиции: истинноречная у поповцев и раздельноречная, хомонийная, у беспоповцев. Последнюю выделяет особо строгое исполнение старого обряда в отношении пения, чтения, соблюдения устава. Так, они принципиально придерживаются хомонии, сохраняют старые певческие тексты ХV—XVI вв. Но есть и такие вещи, которые они сохраняют бессознательно. Это всевозможные ладовые и ритмические отклонения от принятых у нас при расшифровке норм, проявляющиеся регулярно в определенных гласах в беспоповских хорах разных регионов. Эту систему ладовых отклонений мы назвали по аналогии с архаической системой произношения (Б. А. Успенский) архаической системой интонирования7. Наиболее последовательно она проявляется в песнопениях 3-го и некоторых других гласов, в фитах, где встречаются регулярные, систематические отклонения от обиходного звукоряда. В этой системе можно проследить последовательные отклонения от обиходного звукоряда (фа-диез, фа-бекар, си-бемоль, си-бекар) в определенных фитах и попевках 3-го гласа (киза переметная, кулизма и др.). К той же системе архаического интонирования следует отнести нижний полутоновый вспомогательный звук в том месте, где должен быть тон, причем такое можно встретить не только в 3-м, но и в других гласах. Исследование старообрядческой певческой культуры особенно ценно тем, что оно дает возможность сопоставить сходные явления в разных общинах, певцы которых не сообщались между собой. Так, интересно сравнить один ирмос "Яко виде Исайя" 3-го гласа в двух исполнениях — в исполнении Л. С. Михайлова и архангельской скрытницы Анны Ивановны.

В музыкальном обиходе старообрядцев встречаются разные распевы; нередко они прибегают к полинодии — многораспевности, особенно в тех случаях, когда песнопение очень важное и исполняется за службой ежедневно. К таким песнопениям относится молитва Богоматери "Достойно есть". Она распевается на все восемь гласов, а также путевым и демественным распевом. Запись "Достойно" демественного распева была сделана от горьковских старообрядцев, а путевого — от старообрядцев с. Раюши, Причудье (Эстония).

Интересно, что в пении старообрядцев встречаются отклонения от унисона — простейшие элементы многоголосия — терцовые расслоения, обычно образующиеся перед кадансами на неопорных тонах (как, например, в "Достойно есть" демественного распева). Такие терцовые удвоения предкаденционных звуков встречаются во всех распевах, даже в тех хорах, где очень сильна книжная традиция, и все певцы поют по крюкам. Проблема многоголосия более остро встает в связи с фольклоризацией церковного пения в сельских общинах. В тех старообрядческих общинах, где певцы неграмотны, не знакомы со знаменной нотацией, все поют по памяти, по "напевке". Нередко знаменное пение украшается произвольными подголосками певцов. В таких случаях буйно развиваются мелодические варианты, спонтанно возникает многоголосие. Наиболее распространенное исполнение греческого распева — задостойник 8-го гласа "О тебе радуется". Он выразителен, мелодичен, но вместе с тем, как все поздние распевы, метрирован.

Если путевой и демественный распевы можно встретить в любой общине (как поповской, так и беспоповской), то греческий и болгарский (более поздний распев) можно записать лишь у поповцев. Видимо, та часть старообрядцев, которая восприняла в 60-е гг. ХVII в. истинноречное пение, усвоила и новые распевы, появившиеся в это время, среди них греческий и болгарский распевы. У нижегородских старообрядцев мне довелось записать несколько песнопений греческого и болгарского распевов: "Херувимскую песнь", песнопение Страстной пятницы "Благообразный Иосиф". "Херувимская песнь" болгарского распева — очень распространенное песнопение в крюковых сборниках XVII—ХIХ вв. Особенно широко известно песнопение "Благообразный Иосиф", которое поется в Страстную пятницу на выносе плащаницы. Мелодия этого песнопения является образцом для других текстов, служит самоподобном. Так, например, она встречается со словами "Тело Христово приимите", поющимися во время причастия. В Болгарии в Преображенском монастыре, основанном в ХIV в. под Велико-Тырново, мне пришлось слышать "Херувимскую песнь", исполняемую на напев "Благообразный Иосиф".

Духовные стихи

У старообрядцев бытует множество духовных стихов (как у поповцев, так и у беспоповцев). Их литературное и музыкальное содержание разнообразно. Старообрядцы любят проводить свой досуг за пением этих душеспасительных песен. Не имея возможности здесь перечислить все эти духовные стихи, приведем лишь два образца из духовных стихов: брачные стихи, поющиеся на старообрядческих свадьбах, "Патриархи триумфуйте" и "Бог творец всесильный", мелодия которых напоминает канты, но в одноголосном изложении. Это одно из свидетельств поздних музыкальных заимствований старообрядцами, которые в бытовых жанрах могли использовать современные им напевы (мне приходилось записывать на Алтае от Абрама Ивановича Клепикова духовные стихи в ритме вальса, например, "Жил юный отшельник", или марша "Христос воскрес"). На духовные стихи влияла и народная многоголосная песня. Так, "Стих о числах", записанный от старообрядцев Костромы, несет на себе ясный отпечаток лирической народной песни. Ее текст известен повсеместно и поется обычно на скромный, даже несколько примитивный напев. Головщик костромской общины И. А. Сергеев  и его хор поют этот стих своим особым напевом. Мелодия запева с ходом на квинту и последующим заполнением сопровождается подголоском на одном звуке женского хора наподобие исона, создающего высокий фон. На этом фоне льется широкая, плавная мелодия солиста, припев его в стиле мелодий знаменного распева.

Старообрядцы поют и народные песни, однако заметна одна особенность: чем выше книжная культура старообрядцев, тем меньше они владеют народно-песенной. Л. С. Михайлов, например, пел народные песни как псалмодию или знаменный распев. Старообрядцы, хорошо владеющие крюковым пением, обычно мало поют народные песни, хотя и могут это делать, и наоборот.

Певческая культура старообрядцев представляет собой важный источник русской музыкальной медиевистики, способный конкурировать с рукописным музыкальным наследием Древней Руси. Из него черпали сведения русские медиевисты XIX — начала XX вв. — Д. Разумовский, В. Металлов, С. Смоленский и другие. Но последовательная работа с этого рода источником началась только в наше время, когда старообрядческая культура была вновь открыта историками искусства, филологами, лингвистами. Так, лишь в конце 1960-х гг. в языке старообрядцев было обнаружено особое произношение, которое в рудиментах своих сохраняло фонетику, восходящую к XII в.

Во многих старообрядческих общинах, особенно беспоповцев, сохраняется особое архаическое древнерусское произношение при чтении церковных текстов, так же как при пении — архаическое интонирование.

Изучение певческой культуры старообрядцев — это важный аспект, который дает новые источники русской музыкальной медиевистики, новые возможности для реконструкции археологических пластов русской средневековой певческой культуры. Изучение певческих традиций старообрядцев помогает раскрыть связь церковной и народной культур.

Сноски:

1. Старообрядческую певческую традицию высоко ценили исследователи XIX в. — Д. Разумовский, В. Металлов, и особенно С. Смоленский, который в целом ряде работ высказывает мысль о необходимости начать исследование старообрядческой певческой культуры; так, в работах "О ближайших практических задачах и научных разысканиях в области русской церковно-певческой археологии" (Памятники древней письменности и искусства. CLI. СПб., 1904) и "О древнерусских певческих нотациях" (Памятники древней письменности и искусства. СХIV. СПб., 1901) он указывает, что следует обратить внимание ученых и композиторов на существование традиции беспоповцев, сохраняющих хомонийное пение. Он видит в ней источник для выявления и уточнения всех законов и неписаных особенностей древних распевов.
2. Старообрядцы сыграли большую роль в сохранении, собирании и изучении древних икон, ими же были сохранены сведения о иконописных школах и пошибах, использовалась иконописная техника и терминология. Об этом см.: Антонова В. И. Древнерусская живопись в Государственной Третьяковской галерее; Антонова В. И., Мнева Н. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. Т. 1. М., 1963.
Старообрядцами был составлен первый в России труд по    палеографии. Об уровне филологических и палеографических знаний старообрядцев начала ХVIII столетия см.: Дружинин В. Г. Словесные науки в Выговской Поморской пустыни. СПб., 1911; Он же. Поморские палеографы начала ХVIII столетия //Летопись занятий Археографической комиссии за 1918 г. Вып. 31. Пг., 1923; Вып. 32. Л., 1926.
О сохранении старообрядцами традиций старинных рукописных книг писцовой, переплетной см.: Малышев В. И. Усть-Цилемские рукописные сборники XVII—ХХ вв. Сыктывкар, 1960.
3. Сохранению старообрядцами старых традиций пения и чтения во многом способствовали старообрядческие школы, одной из наиболее известных была школа, организованная основателем Выголексинского общежительства Андреем Денисовым. Здесь большое внимание уделялось обучению пению, чтению, письму, причем обучение шло по старинным "Азбукам" с сохранением древних приемов обучения. Аналогичные школы существовали на Печоре, в Прибалтике, в частности в Рижской Гребенщиковской общине. В Москве при Преображенском кладбище тоже существовала такая школа, она была организована основателем Преображенской Федосеевской общины И. А. Ковылиным. У скрытников, которые подвергались постоянным репрессиям со стороны царского правительства, такие школы были секретными. См. об этом работы Дружинина, Малышева, Б. А. Успенского "Архаическая система церковнославянского произношения" (М.: МГУ, 1968), а также книгу М. Стебницкого (Н. С. Лескова) "С людьми древнего благочестия", СПб., 1863.
4. Обобщения по результатам моих первых экспедиций были сделаны в моей статье: К вопросу об изучении традиций древнерусского певческого искусства // Из истории русской и советской музыки. Вып. II. М., 1976.
5. Исследованию древнейших форм русского певческого искусства, где наряду с древнейшими письменными памятниками были привлечены современные фонозаписи старообрядцев разных согласий, посвящена моя диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: Ранние формы древнерусского певческого искусства. М., 1975.
6. Следует обратить внимание на пение "Э" старообрядцами в демественном распеве. Это не исон, как думают некоторые и прибавляют исон к любому распеву; "Э" является своеобразной настройкой перед строчным путевым или демественным пением.
7. Явление архаического произношения было выявлено и подробно описано в 1960-е гг.: Успенский Б. А. Архаическое произношение церковнославянского языка. М., 1968.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру