Древнерусские колокола и звоны

Била

На Руси XI—XVII вв. употреблялись два вида музыкальных орудий звонящего типа —колокола и била15.

Било — один из самых древних и очень простых инструментов. Оно употреблялось на Руси задолго до появления христианства16. На православном Востоке с древних времен употреблялись била. В Софии Константинопольской не было ни колоколов, ни колокольни: "колокола не держат во святой Софии, но било мало в руце держа, клеплют на заутрени, а на обедни и на вечерни не клеплют; а по иным церквам клеплют и на обедни и на вечерни. Било же держат по Ангелову учению; а в колокола латыне звонят"17.

В монастырях и городах употреблялись била разных образцов. Их делали из металла, дерева и даже камня, особенно в тех местах, где кроме камня не было другого материала. Например, сохранились сведения о том, что в годы игуменства преподобного Зосимы в Соловецком монастыре (1435—1478 гг.), каменное клепало служило братии для призыва к службе18. В Троице-Сергиевой лавре било использовалось наряду с колоколом даже в середине XVII в.

Важным источником, содержащим сведения об употреблении била и колоколов, является Устав (Типикон). В Уставе богослужения по образцу Иерусалимской Лавры Саввы Освященного, которым пользуется русская церковь и сегодня, содержатся указания, говорящие об очень древних монастырских обычаях употребления в быту и за службой била и колокола разных видов: "В било ударяет шесть крат", "клеплет в малый кампан и ручное клепало по обычаю", "ударяет в великое древо", "ударяет в великое и клеплет довольно"19.

Из указаний Типикона видно, что в Лавре Саввы Освященного в Иерусалиме наряду с колоколами (кампанами) употреблялись била двух родов — ручное клепало и собственно било, подвесное (или просто великое древо), в которое ударяли клепалом.

Великое било имело прямоугольную форму, оно подвешивалось, и в него ударяли колотушкой. Било издавало довольно сильный звон, если было сделано из металла (обычно в виде бруса). В этом случае звук его имел долгий металлический гул. Большие новгородские била представляли собой железную или чугунную полосу, прямую или полусогнутую. Если это был очень большой брус, то его привешивали к особому столбу у храма. Для извлечения звука по нему били деревянным или железным молотком. В Новгороде XV—XVI вв. существовали очень длинные и узкие била, которые представляли собой железную кованую полосу в восемь аршин, шириной в два с четвертью вершка и толщиной в четверть вершка. В некоторых новгородских церквах подвесные била использовались и в XVIII в.20 В целом на Руси била просуществовали довольно долго, заменяя собой колокола, а иногда и наряду с колоколами.

Малое било было не подвесным, а ручным. В уставе малой вечерни сказано: "клепает в малое древо". По форме оно представляло собой тип двухвесельной доски с вырезом в центре, за который его держали левой рукой. В правой руке находилось клепало (деревянная колотушка), которым ударяли по билу в разных его частях. При этом получались самые разнообразные звуки, так как середина доски была более толстой, к краям же она утончалась.

На миниатюре, изображающей употребление малого ручного била в одном из монастырей, показаны монахи, выходящие из обители. Один из них держит в руках било и клепало, которым ударяет по доске. Под миниатюрой имеется надпись: "Возвестиша же святому; блаженный же повеле в било ударити".

Для того, чтобы било звучало ярче, использовалось сухое дерево. Клен, бук издавали наиболее сильный и четкий звук, высота которого менялась также в зависимости от силы удара.

Била сохранились в монастырях Греции и Болгарии. Автору этой работы приходилось слышать в Бачковском монастыре (Болгария), как монах созывал народ на вечернюю службу клепанием в деревянное ручное било. При этом ритм клепания имитировал ритм словесной фразы "Черква попит" (церковь служит), которая ритмизованно повторялась в очень быстром темпе.

В греческих монастырях и на Синае била использовались строго по Уставу. Так, в Афонских обителях деревянное било звучало в непраздничные дни, а железное употреблялось в тех случаях, когда на вечерне по Уставу полагалось не чтение, а пение псалма "Блажен муж" (тогда ударяли в железное клепало). При этом звоны были различны. На малых вечернях бывало малое ударение, на праздничных утренях — великое. Существовало также ударение — малое железное21.

В православном монастыре на Синае к утрени палкою ударяли по длинному куску гранита, висящему на веревках. Звук его хоть и не слишком был силен, но слышен он был по всей обители. К вечерне били по куску сухого дерева, которое висело рядом с гранитным брусом. Звуки гранитного и деревянного била различались своим тембром22.

Колокола и звоны

В отличие от плоскостных конструкций била, русские колокола имели форму усеченного конуса наподобие огромного толстого колпака с расширенным раструбом, который имел в завершении уши для подвески. Колокол, как и многие инструменты, — антропоморфен. Его части соответствуют человеческим органам. Верхняя часть его называется голова или корона, отверстия в ней — уши, далее шейка, плечи, матица, пояс, юбка или рубаха (тело). Каждый колокол имел свой голос, принимал освящение подобно крещению и имел свою судьбу, нередко трагическую. Внутри колокола подвешивался язык — металлический стержень с утолщением в конце (яблоком), которым били по краю колокола, он назывался губой.

Сплав, из которого отливали колокола, представлял собой соединение из четырех частей меди с одной частью олова, хотя в древних рукописях иногда даются более дорогие рецепты сплавов: "Медь обычная, или красная, звук от себе издает, но не велегласно, но аще прибавить к ней олова или серебра или злата, тогда сладостен звон" — написано в "Травнике Любчанина" (XVII в.) Как и любое другое дело, литье колоколов имело свои рецепты, тайны, секреты мастерства, но, как теперь уже доказано, наличие серебра и золота в колокольной бронзе не влияло на качество его звука23.

По типу звона (благовест, праздничный трезвон, погребальный перезвон) человеком определялись события текущей жизни, храмовые богослужения и масштаб праздника. К празднику двунадесятому звон был значительно торжественней, чем к простому будничному или даже воскресному богослужению. В самый важный момент Литургии, во время исполнения "Достойно и праведно", ударами в колокол оповещали всех, кто не смог присутствовать на службе, о том, что в церкви совершается преосуществление даров, чтобы в этот момент каждый мог мысленно присоединиться к молитве. Система церковных звонов была очень развита, что отражено в Уставе. Здесь определено, когда, в какой праздник использовать тот или иной тип звона, в какие колокола звонить:

Пред службами вечерни, утрени, литургии бывает трезвон, и тогда, когда оне совершаются не в указанном порядке с другими службами. Так, перед вечернею на бдении (которою оно и начинается) бывает трезвон сряду после благовеста. Трезвон перед вечернею после часов бывает и тогда, когда вечерня предшествует литургии, например: в Благовещение, в Великий четверток, в Великую субботу и в дни Великой четыредесятницы, когда бывает Литургия преждеосвященных даров24.

Разным видам церковной службы соответствуют разные типы колокольных звонов. Различают два основных вида — благовест и звон (и его разновидность — двузвон, трезвон). "Благовестом называется такой звон, при котором ударяют в один колокол, или в несколько, но не вместе, а поочередно в каждый колокол. В последнем случае благовест называют "перезвоном" и "перебором""25.

Благовест имел свои разновидности, но при этом сохранялся общий принцип ударять в каждый момент только в один колокол. О благовесте как типе звона в Типиконе нет никаких упоминаний. Для его обозначения в Уставе употребляются такие слова: бить (в било), клепать, знаменать, ударять. Само понятие "благовест", по-видимому, возникает позднее, оно представляет собой русский перевод греческого слова "еваггелос" — благая весть, т. е. благовест знаменует благую весть о начале богослужения.

Второй тип — звон. Он имеет свои разновидности. В отличие от благовеста в нем ударяют сразу в два и более колоколов. Среди разновидностей звона выделяется "трезвон", который получил свое наименование от звона в два, три и более колоколов. Этот звон в три приема — трезвон — состоит из трех частей с краткими перерывами между ними и обычно идет вслед за благовестом на вечернем и утреннем богослужении и Литургии. На больших праздниках часто случается так, что благовест заменяется трезвоном, так как благовест — просто призыв к молитве, а трезвон — выражение ликования, радостного, праздничного настроения. Трезвон в Типиконе упоминается во многих местах — в последовании Пасхальной утрени ("Трезвон в двои"), в Великую среду ("Трезвон во вся")26. Трезвонили по случаю разных праздников, в том числе и в честь местночтимых русских святых, службы которым помещали в певческую книгу, получившую название "Трезвоны" по типу звонов, которыми звонили к этим службам. Трезвон имел разновидности: великий, средний, малый, "во двои". Трезвоном назывался и набатный звон, оповещающий о пожаре, а также любой праздничный звон во все колокола. Иногда трезвонам давали специальные названия. В XVII в. были созданы отличающиеся богатыми красками, сложными ритмами ростовские звоны — Ионинский, Егорьевский, Акимовский, которые в XIX в. записал священик Аристарх Израилев.

Трезвоном отмечали все самые торжественные праздники, а на Пасху, в знак особого величия праздника, трезвон продолжался весь день, пасхальный звон назывался красным звоном27. От Пасхи и до Вознесения каждая воскресная обедня заканчивалась трезвоном. Трезвонили и в дни храмовых праздников, в царские, победные дни, на молебных пениях. Продолжительность звона в церкви обычно определялась Уставом. Так, длительность благовеста равнялась трем статьям, которые составляют одну кафизму (приблизительно 8 псалмов): "ударяет тяжкая в железо, поя три статьи". В первой главе Типикона указано звонить ко Всенощной "в великий кампан не скоро, поя Непорочны, или глаголя псалом пятидесятый тихо (медленно) двенадцатью (12 раз. — Т. В.)". То есть благовест ко Всенощной равнялся длительности прочтения 118-го псалма "Блаженни непорочнии" — самого большого псалма Псалтыри, в служебной практике называемого непорочнами. В Псалтыри один 118-й составлял целую кафизму. Тот, кто не знал непорочны на память, читал 12 раз медленно "Помилуй мя, Боже" — 50-й псалом. В отличие от благовеста трезвон продолжался лишь в течение одного прочтения 50-го псалма: "Параекклисиарх клеплет в кампаны, ударяет тяжким ударением редко, елико рещи псалом 50-й весь"28 — читаем в Уставе, здесь дано самое древнее описание звонов — клепание в кампаны и удар в тяжкий колокол.

Чаще же в Типиконе даны лишь неопределенные сведения о характере колокольного сопровождения службы: "ударяет в великое и клеплет довольно".

Как правило, колокола звучат к началу службы или по окончании ее, но бывают случаи, когда звонят во время богослужения, особые моменты службы сопровождая звоном. Принято звонить на Литургии во время "Достойно и праведно есть" (иногда этот звон продолжается вплоть до "Достойно есть яко воистину"). Здесь звучит один колокол, как напоминание о происходящем в этот момент в храме таинстве. На утрене в самый торжественный момент выноса Евангелия перед чтением бывает "звон к Евангелию" (обычно в виде трезвона).

Звон всегда бывает при совершении крестного хода. При этом сначала звучит благовест в один колокол, затем уже во время самого хода подключается трезвон (иногда он заменяет благовест, когда ударяют в каждый колокол по очереди, а затем идет удар сразу во все). Отдельно перезвон бывает в Пасхальную ночь при чтении Евангелия. В Типиконе отмечено, что на каждой статье (отрывке из Пасхального евангельского чтения) ударяют один раз по одному колоколу, на последнем же возгласе ударяют во все кампаны и в великое било (то есть в конце общий удар во все колокола)29.

Звоны Пасхальной службы описаны в Чиновнике Софийского собора Новгорода30. Здесь при чтении Евангелия по строкам поочередно святителем (епископом) и протодьяконом, который начинал чтение, звонили в кандею, на улице — в вестовой колокол, а на колокольне был перезвон. На каждой новой строке ударяли в разные колокола от малого до великого, а заканчивали все звоном во все колокола: "Протодьякон чтет Евангелие на восток лицом и возглашает те же строки, которые святитель (епископ) возглашает. И на всяком возгласе протодиаконова Евангелия ударяют в кутейник по единощи в каньдею и в вестовой колокол, а на колокольни от меншаго зазвонного колокола... и до великого канбана ударяют во вся колокола, порознь, поединощи..."31. Когда протодьякон дочитывает конец Евангелия "И по возгласе певцы поют: Слава Тебе, Господи, и ударяют в кандею трижды и на колоколни един звон звонят во вся". То же описывает и Типикон: "при чтении Пасхального Евангелия при всяком возгласе или статии Евангелия ударяют в церкви по единожды в кандию... параекклисиарх же вне церкви в великое било и в великий кампан. На последнем же возгласе ударяют в великое било и во вся кампаны"32.

                                                                 * * *
В дни храмовых праздников перед водоосвящением бывал особый перезвон: удары в каждый колокол в отдельности (то есть благовест), начиная с самого большого и до самого маленького, по несколько раз перебирая все и опять начиная с самого главного. Чем богаче подбор колоколов в звоннице, тем красивее перезвон33.

Существует немало описаний торжественных встреч и церемоний — так называемые Выходы патриаршие. Чиновники во всех подробностях описывают пышные ритуалы встреч царя и патриарха. Так, при встрече греческого патриарха Паисия и александрийского патриарха Макария в 1666 г. участвовала огромная масса народа, духовенства и певцов, и в это время звучал так называемый благовест валовой34. Этот тип благовеста был очень распространен. Так звонили перед посвящением епископа: "А к поставлению бывает благовест в валовыя"35, что свидетельствует об использовании очепных или валовых колоколов для благовеста.

В Чиновнике Новгородского Софийского собора подробно указывается, когда и как звонить: 1 сентября в Новолетие к заутрене — благовест в большой колокол, а после утрени — благовест перезвоном большого, среднего и меньшего колоколов (как в воскресный день бывает к молебнам). 13 сентября в день Обновления храма Воскресения — "трезвон во вся без болшего". В предпразднество Просвещения (Богоявления) — звон "в четыре колокола вплоть до самого праздника, когда бывает благовест к царским часам в пять колоколов". В субботу мясопустную (перед масленицей) бывает трезвон в пять колоколов. В описанных типах звонов показана иерархия церковных праздников, определяемая Чиновниками Новгородской Софии.

В разных службах звон различался своим темпом. В праздничные дни он был энергичным, бодрым, создающим веселое настроение. Для великопостных и погребальных служб — медленный, печальный. Темп удара в колокола был очень важен. Типикон специально отмечает, что в дни Великого поста звонарь звонит медленнее ("параекклисиарх знаменует коснее"). Косный звон начинается с понедельника Великого поста, а уже в субботу первой седмицы он становится живее: "На субботу к повечерию не косный звон"36.

Перед воскресной великопостной Литургией благовестят в один колокол. Перед ранней службой звонят редко, перед поздней — часто.

Погребальный перезвон был самым медленным. Тяжелые редкие звуки создавали траурное настроение, задавали темп погребальному шествию. Каждый колокол звучал отдельно, сменяя один другого, затем в конце звонили одновременно во все колокола сразу. Так описывается перезвон при отпевании и погребении иереев-священнослужителей37. Погребальный перезвон прерывался трезвоном лишь в некоторые моменты обряда — при внесении тела в храм, по прочтении разрешительной молитвы и в момент погружения тела в могилу.

Такой же погребальный перезвон бывает в службах Великой пятницы, связанных с крестной смертью Христа и его погребением. Перезвон звучит перед выносом плащаницы в Великую пятницу на вечерне и в Великую субботу на утрене во время обхода с плащаницей вокруг храма, изображающего процессию выноса тела и погребения Христа. После внесения плащаницы в храм начинается перезвон. Такой же порядок звона бывает и в дни особого поклонения Животворящему Кресту — в день Воздвижения (14 сентября), в Крестопоклонную неделю Великого поста и 1 августа при праздновании Происхождения честнаго древа Животворящего Креста Господня. Медленный перезвон колоколов при выносе креста заканчивается трезвоном в момент окончания процессии.

Сноски:

* Опубликовано в журнале "Русское возрождение" (Нью-Йорк; М.; Париж, 1998, № 72, с. 63—95).
1. Попов А. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в хронографы русских редакций. М., 1869. С. 459—476.
2. Гаркави А. Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПб., 1870. С. 125.
3. Patrologiae Cirsus Completus Graeca. Accurante Y. P. Migne. T. 138. P. 1074—1075.
4. Казанский П. С. О призыве к Богослужению в Восточной Церкви // Труды первого Археологического съезда в Москве 1869 г. М., 1871. Т. 1. С. 305. Примеч. 316.
5. Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории... С. 17—19. Примеч. 15.
6. Кавельмахер В. В. Способы колокольного звона и древнерусские колокольни // Колокола. История и современность. М., 1985. С. 40.
7. Устрялов Н. Сказание современников о Дмитрии Самозванце. СПб., 1859. Ч. 2. С. 125.
8. Устрялов Н. Указ. соч. С. 60 (Дневник Маскевича 1594—1621).
9. Олеарий А. Подробное описание голштинского посольства в Московию и Персию в 1633, 1636, 1639 гг. М., 1870. С. 345.
10. Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906. С. 155—156.
11. Алеппский П. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века. М., 1896. С. 109.
12. Таннер Б. Описание путешествия польского посольства в Москву в 1678 году. М., 1891. С. 57—60.
13. Об этом см.: Дополнительный Требник. Издан с благословения Св. Синода и преосв. Арсения митрополита Киевского и Галичского, печатан в Киево-Печерской Лавре в 1863 и 1866 гг. "Чин благословения кампана, си есть колокола или звона".
14. Четвертая книга Моисеева. Числа // Библия, книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Брюссель, 1983. 2-е изд. Гл. 10. Ст. 1—10.
15. Об использовании колоколов и бил в XI—XII вв. см. ч. VI наст. изд.
16. С. П. Казанский полагает, что в языческую пору славяне использовали била восточного образца, которые привешивались к ветвям деревьев. Казанский П. С. О призыве... С. 305; Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории... С. 24.
17. Оловянишников Н. И. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 1912. С. 8.
18. Записки Императорского Археологического общества. Т. 1. 1836. С. 12. Примеч. 1.
19. Никольский К. Пособие к изучению Устава Богослужения. 6-е изд. СПб., 1899. С. 32—33.
20. Новая скрижаль. Ч. IV. Гл. 21. § 3.
21. Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории... С. 133. Примеч. 145.
22. Труды Московского Археологического общества. М., 1870. Т. II. Материалы для археологического словаря. С. 5.
23. Шашкина Т. Б. Колокольная бронза // Колокола: История и современность. М., 1985.
24. Никольский К. Пособие к изучению Устава. С. 34—35.
25. Типикон сi есть Устав. М., 1906. Гл. 35. Перепечатан Московской Патриархией в 1954 г.
26. Типикон. Гл. 9. "О еже како подобает знаменати на всяк день".
27. Владышевская Т. Ф. Красный звон // Колокольные звоны: Практическое руководство для православных звонарей. М., 1997. С. 84—95.
28. Типикон. Гл. 9 "О еже како подобает знаменати на всяк день".
29. Типикон. Гл. 35.
30. Чиновник Новгородского Софийского собора. 36; Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории... С. 271—272.
31. Кандия (иначе колоколец или ясак) — маленький колокол, которым дается знак звонарю на колокольне о времени благовеста или звона.
32. Типикон. Последование Пасхи.
33. Одним из первых специалистов, записавших звоны нотами, был А. А. Израилев (Ростовские колокола и звоны. СПб., 1884). С. Тосин собрал разные виды нотированных звонов, некоторые нотировал сам См.: Тосин С. Колокола и звоны в России. Новосибирск, 2002. С. 385—393.
34. "Выходы патриаршие" в Дополнениях к "Актам историческим". СПб., 1853. Т. V. С. 98, 105, 112, 133; Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории... Вып. 3. С. 267.
35. Чин избрания и рукоположения архиерейского // Никольский К. Пособие... С. 40.
36. Типикон. Последование первой седмицы Великого поста.
37. При выносе тела патриарха Иоакима был благовест, "переменяя во все колокола изредка". См.: Временник Императорского Московского Общества истории и древностей российских. 1852. Кн. 15. С. 22.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру