Искусство древней Греции, Крит (часть II)

Искусство древней Греции, Крит (часть II)

Архитектура периода новых и поздних дворцов

Северо-восточная часть дворца, расположенная на севере от коридора, сохранилась плохо. Возможно, здесь находились хозяйственные помещения (которые, как считает Б.Р. Виппер, "можно было бы назвать техническими, индустриальными и художественными мастерскими"41) и склады с найденными здесь пифосами. Здесь было помещение, где централизовалась сложная и очень совершенная система водопровода, была давильня для масла, мастерская скульпторов, резчиков по камню, горшечников 42, нечто вроде оружейной мастерской. На втором этаже северо-восточной части Дж. Грехем и Р. Кастледен реконструируют большую залу (т. наз. Большой Восточный зал), которая выходила на центральный зал и имела культовое значение 43. Существование этой залы подтверждается более толстыми стенами, окружающими группу складских и служебных помещений нижнего этажа, имеющих прямоугольные очертания, а также находками фрагментов упавших сверху рельефов и фресок 44. Р. Кастледен фиксирует две стадии существования этого помещения в период Новых дворцов. Первоначально полы зала находились на уровне центрального двора, позже уровень пола был поднят, со двора вели 12 ступеней, а перекрытие зала поддерживали восемь колонн, стоявших в два ряда 45. Стены зала были украшены фресками с мифологическими сюжетами и изображениями идущих грифонов. Возможно это помещение имело два яруса декорации, или над ним находилось ещё одно парадное помещение. На том же этаже, в одном из небольших помещений бала найдена не менее знаменитая "Мозаика города" — фаянсовые плитки, изображающие фасады критских домов, эти плитки служат ценным свидетельством для реконструкции критской архитетктуры. На нижнем этаже, практически под Большой Восточной Залой, находился склад пифосов, где находилась знаменитая фреска "Дама в голубом".

За Большим Восточным залом находятся обращённые в строну  склона холма склады и мастерские вотивных предметов. Среди этих помещений выделяется комната, которую А. Эванс определил как "Школьная", со знаменитой фреской, изображающей игры с быком.

Особенно выделяется т. наз. Комплекс царских покоев ("Резиденция"). Основным помещением этого комплекса является т. наз. Зал двойных секир 46 (или "Мегарон 47 царя"). Это название дано по знакам лабриса (обоюдоострого топора), выбитых на блоках стен светового колодца зала, что указывает на культовое значение помещения 48. Помещение состояло, по определению Б.Р.Виппера, из трёх пространственных элементов: наружного портика на колоннах, окружавшего зал с двух сторон и выходящего на открытую террасу; главного помешения, имеюшего только одну сплошную стену (с трёх других сторон зал отделялся столбами, к которым были прикреплены двери; если эти двери открыть, они входят в углубления столбов, изчезая внутри дверных косяков, и зал делается совершенно сквозным); вестибюля с двумя колоннами и двумя дверьми, который выходит в световую шахту (её пространство занимает примерно ¼ пространства большого зала), проходящую сквозь три этажа (окно, пробитое в одной из стен этой шахты, входит в главный коридор и служит для него основным источником света)49. Прием, используемый при планировке главного помещения Зала Двойной секиры, называется политюрон (разделение зала поперёк продольной оси рядом столбов, в пазах которого крепились двери. Обычно политюрон связан с портиком). Применение политюрона позволяло менять размеры и конфигурацию зала, по–разному использовать источники света (так при полностью закрытом зале могло использоваться только искусственное освещение с помощью ламп). Кроме того, политюрон мог изменять количество и расположение входов в центральную часть зала, а также его ориентацию — он мог быть открыт в световой колодец или в угловой портик, или в тот или другой участок зала одновременно. Политюрон Зала Двойной секиры является одним из самых развитых примеров этой конструкции. В западном портике Зала найдены остатки трона, который был придавлен алебастровой глыбой. Трон был деревянным и окружён небольшими колоннами, поддерживающими балдахин. Также, возможно, деревянный трон стоял у северной стены. Стены Зала, верхнего этажа и веранды были украшены сохранившимися фрагментами фресок  с изображением щитов  виде восьмёрок, быка и т. наз аргонавтов.

Узкий, изгибающийся под прямым углом коридор (т. газ коридор "собачьей ноги") ведёт из вестибюля Зала Двойной секиры в другую группу помещений, обрамлённых с двух сторон световым колодцем, которые получили название "Мегарон царицы"50. Он состоит из помещения с многопроёмными окнами и скамьями (собственно сам "Мегарон"), а также вспомогательных помещений (комнатой для омовений с глиняной ванной, "спальней", "уборной" и "косметическим кабинетом"). Главное помещение "Мегарона царицы" не имеет, как отмечал Б.Р. Виппер, "…ни выхода, ни свободного выхода на пейзаж, но зато с двух сторон обрамлено световыми шахтами"51. Но зато, помещение снабжено большими окнами, в качестве  рамы для которых могли использоваться гипс или штукатурка. Столбы, отделяющие сам мегарон от портика, стоят не на полу, а на некотором возвышении (стилобате), к которому с обеих сторон были прикреплены  деревянные скамьи, которые могли играть роль алтарей. В задней стене "Мегарона царицы" пробиты две двери. Одна из которых ведёт в ванную комнату, другая – через узкий коридор – в спальню, где стояла кровать на четырёхугольном гипсовом возвышении и к которой примыкала маленькая уборная, оборудованная со всеми удобствами. "Мегарон царицы" украшали  прекрасные настенные росписи ("Дельфины", "Танцовщица", а также орнамент в виде спирали). Первоначально А. Эванс определил эти помещения как жилые покои, этой гипотезы придерживался и Дж. Грехем, реконструируя помещения с планом люстрального бассейна как ванные комнаты.  Вместе с тем, он оговаривал, что большие залы (т.е. "Зал Двойной секиры") могли использоваться для торжественных приёмов и церемоний. В последние годы высказываются мнения, что комплекс Резиденции, скорее всего, имеет сакральный характер. На связь этих помещений с сакральной практикой указывают ряд признаков: знаки двойного топора, выбитые на стенах Зала Двойной секиры, сюжеты стенных декораций, предметы, найденные в комнатах и используемые в ритуальных действах. В связи с вышесказанным возникает ещё один вопрос — являлась ли ванная комната собственно ванной или люстральным бассейном. Это помещение отделено от зала невысоким парапетом, что делает уровень пола "ванной" ниже, чем залы. Кроме того, ванна не была найдена непосредственно в этом помещении, из чего следует, что она вообще там стояла, как предполагает реконструкция А. Эванса. Дж. Грехем предполагает, что в Кноссе под нынешним мощением пола из алебастра мог находиться на более глубоком уровне ранний пол 52. С. Алексиу полагает, что все помещения с планом люстральных комнат использовались  в ритуальных целях, связанных с возлияниями (люстрациями) и магией дождя. В пользу этого свидетельствуют находки в люстральных комнат каменных ритонов. А для мытья использовались ванны 53. Как ещё одно доказательство культовой роли люстральных комнат Комплекса Резиденции говорит и то, что росписи подобной комнаты во дворце в Загросе изображают алтарь и белые рога посвящения на красном фоне54.

В небольшом святилище, расположенном этажом выше "Мегарона царицы", был найден замечательный клад, состоящий из мелких вотивных предметов (играющий с быком акробат, статуэтка быка, миниатюрное изображение рыбы из золота, а также так наз. Бостонская богиня из золота и слоновой кости).

Южную часть восточного крыла занимало так называемое Святилище Двойных секир 55, комплекс помещений, дошедших до нас уже в видоизменённом состоянии и датируемых микенским временем. Р. Кастледен определил эти помещения как "Святилище раковины тритона" и "Святилище богини голубей" (которое функционировало около 1360 г. до Р.Х.)56. Здесь находилась сооруженная из камня скамья-жертвенник, на которой стояли статуэтки божества (т. наз. Богиня с голубями) и прочие культовые предметы. Имеется и "бассейн для очищений". Кроме того, обнаружены каменные пирамидальные подставки для двойных секир. 

Рассмотрев помещения восточного крыла, опять придём к выводу, что они, как и помещения северного крыла, имели преимущественно культовое значение. Конструкция основных помещений этой зоны отличалась от той, которую имели культовые помещения западного и северного крыльев. Вероятно, это может указывать на то, что существовало различие в ритуалах, проходивших в разных частях дворца.

Северное крыло представлено системой входа и помещениями, лежащими к западу от входа. Рядом с входом находится большой трёхчастный зал с восемью пилястрами, поддерживающими потолок — это т. наз. Таможня 57. Здесь оканчивалась портовая дорога, и сюда, предположительно, доставляли товары из порта 58, не исключено, однако, что этот зал использовался в качестве пиршественного 59. От "Таможни" начинается т. наз. Рампа северного входа с впечатляющими балконами по обеим сторонам, ведущая к Центральному двору. Один из этих балконов восстановлен и на нём воссоздана рельефная фреска с изображением быка.

К северному входу примыкает Северо-Западный комплекс 60. Здесь находятся шесть очень глубоких подземелий (помещения, обнесённые прямоугольными стенами)61, относящиеся ещё к периоду Старых дворцов. В период Новых дворцов здесь был создан Северо-Западный  комплекс, включавший в себя "Северный бассейн для очищений" и святилище с мощёным плитами полом и столбом посередине. "Северный бассейн для очищений" — это одно из самых интересных  и важных помещений этого крыла. представляет собой прямоугольное в плане помещение, в юго-западном углу которого располагался люстральный бассейн, имеющий балюстраду с колоннами. По периметру бассейна вниз ведёт лестница. Размеры бассейна 7,8х5,8 кв.м, что делает его самым значительным в Кноссе люстральным участком. Как полагает Р. Кастледен, весь этот комплекс и, в частности, люстральный бассейн использовались как место ритуального омовения в бассейне паломников, прибывших во дворец по северной дороге 62. Святилище Северо-Западного комплекса, расположенное  над  подземельями Старых дворцов было украшено фрагментами т. наз. "Миниатюрных фресок": "Тройное святилище", "Святилище в роще" и "Собиратель шафрана" (самая ранняя из сохранившихся кносских фресок, датируется XVII в. до Р.Х.). Помимо описанных помещений в северо-западной части находились помещения. Таким образом, основные помещения северного крыла были связаны с северным входом во дворец и также, как и предыдущие части Кносского дворца носили ритуальный характер.

Если выйти из дворца и пойти на запад, то мы подойдём к знаменитому Театральному району, который, вероятно, являлся одним из официальных мест как дворца, так и города. Театральный район, к которому подходит царская дорога и один из тротуаров, ведущий во дворец, построен на месте раннего мощёного северо-западного двора. Восточная часть театрального района представляет собой 18 низких ступеней шириной  10,6 м. Общая высота театральной лестницы в Кноссе — 2,2 м, высота каждой ступеньки — 12 см 63. В юго-восточном углу района часть ступеней занимает оштукатуренный бастион прямоугольной формы, вытянутый с востока на запад 64, чьи стены покрыты следами живописной декорации.

У Театрального района заканчивается вымощенная плитами Царская дорога, которая вела через город к Малому дворцу 65. У царской дороги стояли некоторые крупные  и значительных городских зданий ("Дом фресок" со знаменитыми фресками "Голубая птица" и "Голубые обезьяны" и др. постройки).

После извержения вулкана, произошедшего около 1450 г. до Р.Х. и послужившего окончанием периода Новых дворцов и начала периода Поздних дворцов, Кносс был сильно повреждён. Как и другие комплексы он вскоре восстанавливается. К этому времени относится сооружение южного ступенчатого портика, западного входа и коридора процессий с  их декорацией, перестройка в складские помещения комнат, выходящих на юго-запад центрального двора 66. Были произведены изменения в Тронной зале, заново вымощен центральный двор, повышен уровень пола Северо-Западной залы. Возможно, количество используемых комнат сократилось, в основном пользовались помещениями западного и восточного крыльев.

Недаром мы так подробно рассмотрели планировку и специфику архитектурного решения Кносского дворца. Этот дворец будет выступать как своеобразный эталон при строительстве других подобных комплексов на Крите. Близок по размерам Кносскому дворец в Фесте, расположенный на южном побережье о-ва. Фесткий дворец был восстановлен после катастрофы Старых дворцов, но восстановлен, как отмечает Б. Р. Виппер, ".. более фундаментально, чем в Кноссе"67. Общий план близок в общих чертах кносскому дворцу, с той разницей, что главные помещения в Фесте расположены  не на восток, а на север от центрального двора. В планировке Центрального двора заметно дальнейшее развитие идей, намеченных в Кноссе. Как считает Б.Р. Виппер это проявилось в том, что "…во-первых, двор имеет совершенно правильную симметричную форму. Главный вход с севера расположен не только точно в середине узкой стороны двора. Но и фланкирован двумя полуколоннами и двумя нишами, украшенными фресками… Другая отличительная особенность фесткого центрального двора заключается в том, что стены, окаймляющие его по широким сторонам, почти совершенно растворились  в колоннах и портика. Вообще идея колоннады и её декоративного применения достигла в Фесте более богатого развития, чем в Кноссе"68. В Фестком дворце будет самый большой по площади ансамбль "Резиденции", расположенный к северу от центрального двора. Интересна не столько планировка этого ансамбля, сколько найденные ларнак (в  политюроне), девять бронзовых лабрисов  (в люстральной комнате), три   ритона, один из которых в форме головы быка, и две пары рогов посвящения красного цвета (на лестнице).


Страница 3 - 3 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру