Мартирии в древнерусских кондакарях

Мартирии в древнерусских кондакарях

Кондакарь Типографского устава и музыкальная культура Древней Руси

"Мартирий — это специальный знак, выполняющий роль ключа"1. Знак мартирия ставится в начале песнопения и указывает на лад, глас и начальный звук в нем. Мартирий повторяется в конце периода или целой композиции как средство распознавания текущего лада и конечной ноты мелодии. В палеовизантийских нотациях мартирии встречаются намного реже, чем в поздневизантийской. Различие в использовании мартириев зависело от скрипториев, в которых редактировались рукописи. Редакторы исправляли и типографский устав (ТУ), редактировали его мартирии.

В ТУ мартирии встречаются в разных видах: строчные и надстрочные. Среди них знак в виде буквы Ц или Ч с двумя точками над буквой, мартирий IU с точками, Л с точками и без, строчной и надстрочный, Г строчной и Г надстрочный. Семнадцать раз встречаются мартирии в кондаке св. Симеону, это число почти совпадает с числом вымаранных мартириев в ТУ.

В конце кондака перед заключительной фразой появляется новый строчной мартирий IU.

Часто строчные мартирии в ТУ бывают стерты, на их месте образованы затертые (2, 5 строки), или зачерненные места (9 строка), либо стоит точка (1, 2, 4, 5, 7, 9 строки).
Сравнение кондака св. Симеону из ТУ с тем же кондаком в Троицком, Успенском и Благовещенском кондакарях (в последнем утрачено начало кондака), позволяет выяснить, что мартирии в них использовались по-разному.

Сравним кондак св. Симеону Столпнику по разным кондакарям (см. пример).
Из сравнения мартириев в кондаке св. Симеону по трем кондакарям можно выявить три редакции кондакарей.

Основная редакция представлена в Успенском кондакаре, он наиболее полно представляет всю систему мартириев. В кондаке св. Симеону использованы пять видов мартириев, в основном строчные. Среди них наиболее часто встречается знак в виде буквы Ц или Ч с двумя точками над буквой (7 раз), мартирий IU с точками, Л с точками и Г строчной встречаются по 3 раза, Г надстрочный 1 раз, — итого 17 раз. Это число почти совпадает с числом вымаранных и исправленных мартириев в ТУ (16 строчных мартириев), причем большинство находятся на тех же местах, где они стоят и в ТУ, по ним можно установить первоначальный вариант написания мартириев в ТУ.

Вторая редакция представлена в Благовещенском кондакаре. К сожалению, первый лист Благовещенского кондакаря почти не виден, кондак показан со второго листа, в нем нет никаких строчных мартириев. Лишь один надстрочный мартирий Г под титлом стоит в конце кондака над 9-й строкой. Возможно, к такой редакции принадлежал справщик, редактируя кондакарь ТУ, он стремился приблизить его версию к Благовещенскому кондакарю. Редактор ТУ последовательно на протяжении всего кондакаря стремится ликвидировать мартирии с буквами Ц, Ч, Л, У. Иногда, несмотря на то что эти мартирии выскоблены, они просматриваются.

Полнее всех мартирии ТУ восстанавливаются по Троицкому кондакарю. В первых трех квадратах, где стоят точки, до редактуры стоял мартирий в виде буквы Ц или Ч с двумя точками, как это видно по Троицкому кондакарю. В дальнейшем во всех случаях, где он стоит в Троицком кондакаре, в ТУ он выскоблен. Мартирий Л в ТУ использован в двух вариантах, как надстрочный (Л с двумя точками) и строчной, но также случалось, что редактор выскабливал мартирий Л, заменяя его точкой. Есть случаи употребления мартирия Л одновременно в двух видах — строчном и надстрочном, также и мартирий IU с двумя точками стоит над строкой и в строке иногда выскоблен, иногда оставлен.

В Троицком все эти мартирии строчные за исключением мартирия Г в заключительной попевке. Впрочем, два своеобразных и разных мартирия типа Г с облачком встречаются и как строчной знак. В ТУ мартирий Г также встречается.

Подводя итоги этого сравнения, можно отметить, что все кондакари имеют разные особенности в употреблении знаков и мартириев: в одних используются лишь строчные мартирии, в других — надстрочные, в третьих — смешанного типа, к последнему следует отнести кондакарь ТУ. Эти различные редакции были связаны с различными традициями разных скрипториев.

В ТУ мартирии в процессе редакции претерпели большие изменения. Можно сказать, что ТУ в отношении мартириев — это палимпсест, который отразил две традиции — исходную, которая соответствовала Троицкому кондакарю, и созданную при редактировании рукописи. Редактор ТУ последовательно соскребывал мартирии, заменяя их точками либо оставляя пустые или замаранные места. В то же время он оставил некоторые мартирии. Стертые мартирии — одна из важных палеографических особенностей ТУ. Редакции Троицкого и Успенского кондакарей сходны между собой, они представляют единую редакцию, это видно в том числе по одной важной детали: в обоих кондакарях начало второй строки, которая, как известно, поется подобно первой, в текстах обеих рукописей помечено буквой П — подобно. К третьей редакции знаков без мартириев относится Благовещенский кондакарь, в нем используются только два надстрочных мартирия Л и IU.

Примечания:

1. Giannelos D. La Musica Bizantina. Paris, 1996.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру