Знаменное пение в Русской Православной Церкви. Пути практического воплощения

11)  Управление пением. Нужно ли пользоваться камертоном на богослужении? Как оптимально выбирать тон относительно: а) возгласа священнослужителя; б) тесситурных, профессиональных и других возможностей исполнителей? Как относиться к такому явлению, когда некоторые песнопения в пометной крюковой или линейной записи изложены слишком высоко или низко? Как в таком случае соединять гласы в песнопениях типа «осмогласник»? Следует ли обращать внимание на одновременное вступление хора или начинать пение можно головщику? Как управлять певчими - вести головщику, а остальным за ним пристраиваться или добиваться равного баланса между всеми исполнителями? Необходимо ли управлять хором - дирижировать, как это делается в академических хоровых коллективах, ориентированных на западноевропейскую музыкальную культуру, или достаточно показывать контур мелодии - рукой или указкой, или вообще ничего не показывать, а исполнителям ориентироваться на голос головщика?  
  
12)  Произношение. Имеет ли церковно-славянский язык вообще и, в частности, при знаменном пении, особое произношение? Должно ли произношение за богослужением при пении, чтении отличаться от современного разговорного русского? Можно и нужно ли вводить «огласовки» при наречном пении в сложных фонетических ситуациях?
  
13)  Воплощение в современном богослужении РПЦ. Как организовать знаменное пение в храме так, чтобы его воплощение органично сочеталось с богослужебными традициями того или иного прихода и монастыря, в меру духовных, молитвенных, литургических и обрядовых потребностей? Как разумно использовать знаменное пение, чтобы от этого была духовная и практическая польза? Ограничиться ли только столповым распевом? Сколько протяжённых (невматического или мелизматического типа) песнопений столпового распева исполнять за конкретным богослужением? В какой мере использовать мелизматические распевы - большой знаменный, путевой, демественный, а также и строчное пение, и имеется ли в этих распевах в настоящее время потребность?
  
14)  Новые богослужебные чины. Как быть, если в конкретном приходе или монастыре приняли и употребляют за богослужениями знаменное пение, но в практике используют некоторые богослужебные чины новейшего происхождения, такие как неканонические Акафисты, Погребение Божией Матери, Пассия?
  
15)  Пореформенный устав. Если приход или монастырь, употребляющий за богослужениями знаменное пение, служит только по пореформенному уставу (в редакции, действующей в настоящее время), то как быть с некоторыми песнопениями, которых не имеется в дореформенной богослужебной традиции, а пореформенные певческие книги с новопечатным литургическим текстом таких песнопений не содержат? (Вопиющий пример - припевы на 9-й песни Пасхального канона.)
 
16)  Службы новопрославленным святым. Современная обширная канонизация местночтимых и общепочитаемых святых требует составления им служб и, соответственно, распева изменяемых песнопений. Следовательно, лицам, отвечающим за организацию знаменного пения в конкретном приходе или монастыре, приходится решать проблему создания новых песнопений столпового распева.  
Вот основной и далеко не полный круг насущных вопросов, с которыми повседневно сталкиваются, ищут ответа, находят и принимают решения современные практики знаменного пения в РПЦ, и в каждой конкретной ситуации по-разному. Возможно, что  совместными усилиями круг затронутых проблем удастся со временем сузить, приведя практику древнерусского пения в РПЦ к единому знаменателю.

Настоящее положение дел с богослужебным пением в РПЦ вообще и, в частности, со знаменным, требует от руководителя и организатора пения на клиросе большой гибкости во взаимоотношениях, в выборе материала и ориентира, в разумности и мере его использования, в некоторых случаях - постепенности воплощения, умения соизмерять возможности с потребностями, учитывать сложившиеся ситуации и безболезненно разрешать возникающие проблемы. Таким образом, головщик на современном знаменном клиросе должен быть не только ведущим певцом, отвечающим за богослужебное пение, но и организатором-энтузиастом, мыслящим тактически, уставщиком, чтецом, канонархом, педагогом, медиевистом, распевщиком; таково требование нового времени. 

Многие из описанных выше вопросов широко обсуждались на 1-м Всероссийском Практическом Съезде любителей знаменного пения, прошедшем в Москве с 30 июня по 2 июля 2003 года, организованным Обществом Любителей Древнерусского (церковного) Пения во имя Свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси (сокращённо - Общество Свт. Иова). В настоящее время идёт подготовка к проведению 2-го подобного съезда, который, если будет Богу угодно, состоится в Москве с 28 июня по 2 июля 2004 года.

В связи с вышеизложенными проблемами воплощения знаменного пения, необходимо коснуться и существующих ныне методик обучения.

Можно выделить несколько направлений в обучении знаменному пению , на основе которых в настоящее время складываются различные методики, причём в последних возможно сочетание нескольких таких направлений.

Итак, коснёмся основных четырёх направлений.

1)  Практическое. Обучение знаменному пению происходит практическим путём: во время богослужения на клиросе, от опытных певцов, либо вне условий богослужения - от носителя традиции или при помощи аудиозаписей и наличии соответствующего им крюкового материала. Знаменная грамота осваивается в процессе пения аналитически или её вопросы вообще не затрагиваются, а певец в этом случае заучивает песнопения по слуху.
 
2)  Солевое. Пометное знамя здесь рассматривается: а) как совокупность ступеней определённой звуковысоты относительно певческой лествицы (обиходного звукоряда) с характерным ритмическим рисунком, объединяющихся в мелодическую интонацию; б) как единица невменного алфавита, с помощью которого фиксируется распев, реже - как исключение из общих азбучных правил, при «переменности» знамени или «тайнозамкненности» в осмогласии, в контексте определённой попевки (кокизы) или лицевого начертания . При изучении песнопения обычно применяется сольфеджирование («пение по солям»).
  
3)  Попевочное. Данное направление в основном связано с осмогласием и, в отличие от солевого, рассматривает знамя не как единицу алфавита, с правилами и исключениями, а только в совокупности с другими знамёнами и только в певческих формулах - кокизах и лицах (реже - строках), где знамя имеет своё местоположение и играет определённую роль. Исполнитель песнопения в таком случае уже видит не отдельное знамя, состоящее из определённых ступеней, или являющееся частью певческой формулы, но охватывает целое устойчивое графическое построение, определяет его и подсознательно переводит на мелодический язык - конкретный певческий оборот, соответствующий данному графическому построению и заранее известный исполнителю. По всей видимости, рассматриваемое направление широко применялось в старину: об этом свидетельствуют такие письменные памятники, как кокизики и фитники. Но, вероятно, данный способ изучения знаменного пения и понимания крюковой нотации был со временем утрачен и практически исчез из методик, применяющихся поныне в старообрядческой среде. Не смотря на то, что попевочное направление в настоящее время экспериментально и находится в стадии разработки, можно предположить, что методики, построенные на данном направлении, могут позволить значительно усовершенствовать понимание крюковой грамматики и знаменной семиографии в целом, как стройной системы, а также дать ключ для прочтения песнопений в беспометной нотации, как имеющих пометные аналоги, так и не имеющих. При изучении единиц мелодического фонда гласа в данном направлении может применяться в качестве упражнения пропевание вариантов мелодических формул со специальными внебогослужебными текстами (например, с названиями самих попевок). Необходимо заметить, что отсутствие попевочного направления в конкретной методике заметно обедняет результаты обучения знаменному пению, затрудняет и замедляет прочтение крюков, приводит исполнение по знамёнам к пению «на ощупь».   
  
4)  Основы дешифровки. Данное направление нетрадиционно по отношении к вышеописанным трём направлениям, близко по своей сути к солевому, но, в отличие от него, здесь знамёна объясняются при помощи линейной нотации или знаменное пение изучается по существующим двузнаменникам, аналитическим методом.

К методикам, основанным на описанных выше направлениях, как правило, отличающимся в деталях, но направленных на осуществление основной их задачи - освоения знаменного пения (а наше время стоит проблема и скорости обучения), можно присовокупить и методику «От нот к крюкам».

Итак, разрабатываются специальные сборники (которые можно употреблять на практике, а также использовать как учебные пособия), состоящие из двух частей: первая - песнопения, фиксированные в аутентичной нотации - знаменами, вторая - те же песнопения в линейной нотации. По нотному материалу заучиваются наизусть песнопения, параллельно может осваиваться крюковая азбука, далее песнопения прорабатываются по знаменам; в случае затруднения можно опять возвращаться к нотному материалу. Первая часть сборников может состоять из песнопений: а) на крюках пометных; б) на крюках пометных и беспометных. В последнем случае освоение знаменной грамоты и принципа пения по крюкам углубляется: изучив песнопение по пометным крюкам можно затем переходить к беспометным, что будет свидетельствовать о более прочном знании распева. Переменные знамена и лица излагаются в знаменной записи в данном случае без развода; для быстрого и лёгкого определения эти знамена и лицевые начертания было решено записывать красным цветом. При этом крюковая грамматика должна быть выверена и хорошо отредактирована, во избежание всевозможных разночтений и вариантов, которыми обычно изобилуют традиционные крюковые рукописи, где точности и однотипности изложения определённого последования знамен в одинаковых фрагментах, вероятно, не придавалось большого значения.

С нашей точки зрения, в настоящее время для богослужебно-певческих нужд РПЦ необходимо знаменное книгоиздание в следующих направлениях:

1)  Крюковые азбуки (в том числе и для детей), учебники, учебные пособия, с возможным приложением учебной аудиозаписи;
  
2)  Сборники крюковые с обязательным приложением учебной аудиозаписи;
  
3)  Сборники в 2-х частях: крюковой и нотной, с возможным приложением учебной аудиозаписи.
  
Такие издания необходимо снабжать различными комментариями: научного, исторического, литургического и практического характера. 

Тексты для песнопений в данных сборниках могут быть действующие пореформенные или в двух вариантах - в виде сопоставления дореформенного и пореформенного. Также возможно изложение певческого материала как наонного, так и наречного.

С нашей точки зрения, весьма необходима работа по созданию новых редакций распева с действующим пореформенным  текстом по дореформенным рукописям; в некоторых случаях полезно сохранять раздельноречие для разрешения сложных фонетических ситуаций.

В настоящее время членами Общества Свт. Иова ведётся работа в данном направлении и уже изданы три таких сборника: 1) «Киноники» под редакцией Г.Б.Печёнкина, Москва, 2002 г., «Терра» 2) «Канон Пасхи знаменного распева» под редакцией Г.Б.Печёнкина,  Москва, 2003 г., ИС РПЦ 3) «Обедница», Москва 2004 г., автор-составитель М.В.Макаровская.

В будущем, если Бог благословит, предполагается издать следующие сборники: 1) Cамогласны приимощные с запевами (в виде обучающих схем и примеров на распевание текстов; 2) Самоподобны книжные и напевочные; 3) Обиход Всенощнаго Бдения; 4) Ирмосы воскресные с приложением вариантов напевок; 5) Катавасии на весь год; 6) Догматики; 7) Антифоны степенны; 8) Тропари, кондаки и блаженны воскресные на 8-м гласов; 9) Величания на весь год (столповые и путевые); 10) Задостойники путевые; 11) Литургия Преждеосвященных Даров; 12) Мефимон.

Спаси Христос.

Сноски

1  Здесь мы не касаемся, во-первых, церковно-певческой практики старообрядцев: как известно, употребление знаменного пения в старообрядческой среде не прерывалось и не прекращалось до настоящего времени; во-вторых, практики включения отдельных песнопений знаменного распева в дешифровках в репертуары хоров, как отдельных музыкальных произведений, некого эмиссара древности.
2  В нашу задачу не входит рассмотрение современной практики так называемого строчного пения.
3  К примеру, в Обиходах, употребляемых ныне в поповских согласиях, получил распространение распев «Трисвятого», исполняемого на Бож. Литургии, которого нет в рукописных источниках дореформенного периода, а также пореформенного, до восстановления частью старообрядцев трёхчинной иерархии. 
4  Интересно отметить, что нотолинейные книги могут отражать как книжный вариант, так  «напевку», (см. например Обиход нотного пения, Москва: Синодальная тип., 1892 г., часть 1: Всенощное Бдение), а также и местную интерпретацию (см. например Обиход Валаамского монастыря, издание Валаамского монастыря, 1991 г., репринт).
5  Это, как правило, влияет на тип певческого дыхания: между строками или цепное.
6  Здесь мы касаемся главным образом обучения по письменным источникам и не рассматриваем вопросы, связанные с устной традицией, а также с духовным и вокальным воспитанием.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру