Cкульптура в современной городской среде: роль, место, форма

Петербург – Петроград – Ленинград

Выводы

Краткий экскурс в историческое прошлое Санкт-Петербурга, а также анализ современного периода доиндустриального строительства свидетельствует о том, что монументальная и монументально-декоративная скульптура, участвующая в сложении архитектурно-художественного облика города, являлась неотъемлемым компонентом культурно-стилевого контекста города.

Исторически сложившаяся городская среда демонстрирует разветвленную иерархию художественных элементов, присутствующих на всех ступенях объемно-пространственной и архитектурно-планировочной структуры города – от отдельно стоящего архитектурного объема, придомового участка, улиц и площадей общегородского значения до высшей стадии градостроительного искусства – ансамбля.

При этом следует выделить, что в эпохи расцвета больших архитектурных стилей в России 18-го – первой половины 19-го вв. именно в Санкт-Петербурге как монументальная, так и декоративная скульптура, как в стилеобразующих свойствах, так и в конкретном содержании отражали вкусы, умонастроение, мировоззрение своего времени.

Ведущим в ряду городской скульптуры Санкт-Петербурга является памятник-монумент. Сложение его форм охватывает все основные этапы старой и новой школ монументального ваяния, являясь частью стройной архитектурно-пластической системы нашего города. Прослеживая содержательную основу исторического развития скульптурного памятника-монумента, следует отметить, что он заключает в себе богатейшие возможности образной палитры: портретный, аллегорический, символический. Типологическая шкала решений скульптурных памятников в достаточной мере широка: наиболее распространенным является статуарный памятник, памятник-бюст, а также конный.

Памятник-монумент в Санкт-Петербурге несет выражение своих идей, образов не только через изобразительные, но и архитектурные формы (колонны, стелы, обелиски, Триумфальные арки).

Одним из самостоятельных жанров городской  декоративной скульптуры в Санкт-Петербурге является садово-парковая или ландшафтная скульптура.

Утверждение монументально-декоративной скульптуры как самостоятельного жанра декоративного искусства имеет также глубокие традиции в архитектуре Петербурга – Петрограда – Ленинграда и выражается в широком многообразии форм. Значение его определяется не только большими возможностями в архитектурно-пространственной организации среды, но и идейно-образными аспектами.

Исследование показало, что в любой исторический период тот или иной жанр городской скульптуры, входящий в общую систему архитектурно-пластических средств города, выступал как доминирующий, лидирующий1.

Проведенный анализ включения городской скульптуры в различные типы архитектурных пространств городской среды как в исторически сложившемся центре Санкт-Петербурга, так и во фрагментах его новой застройки позволил выявить характерные приемы, а также отдельные примеры преемственности, а в большинстве случаев забвения их в настоящее время.

Можно выделить следующие наиболее распространенные традиционные приемы пространственного включения произведений скульптуры в различные типы городских образований:

постановка памятников-монументов на площадях, раскрытых на магистраль или акваторию;
использование монументально-декоративной скульптуры в архитектурно-художественном решении жилых, общественных зданий, скверов, парков, мостов, набережных, спусков к акваториям;
обогащение ландшафтных ансамблей города произведениями садово-парковой скульптуры;
включение различных жанровых форм городской скульптуры в пространство внутренних дворов и курдонеров усадебных и городских жилых построек;
широкое распространение пластических форм при выполнении чугунного литья для оформления ограждений, мостов, скверов, садов, парадных дворов, арок жилых домов;
художественное осмысление осветительного оборудования всех типов городских пространств.

Из традиционных приемов включения произведений скульптуры, а также элементов скульптурной пластики в городскую среду осмысленных современной архитектурой можно отметить:

постановку памятников-монументов на площадях, магистралях города, в узле пересечения улиц, в лесопарковой зоне вокруг Санкт-Петербурга, крупных транспортных узлах города. К ним относятся как скульптурные памятники-монументы, в редких случаях – архитектурные формы (обелиски, стены), так и мемориалы, играющие большую роль в организации идейно-художественной среды современного города;

отдельные решения приемов взаимодействия монументально-декоративной скульптуры с композицией общественных зданий, редкие примеры введения монументально-декоративной скульптуры в пространство города.

В сложении новой городской среды  (как в старых районах, так и в его новой жилой застройке) забыты следующие приемы выразительных архитектурно-скульптурных особенностей Санкт-Петербурга:

утрачен прием постановки композиционного типа памятника – конного. Существующие в этом плане интересные проектные предложения до сих пор не реализованы. Не развит также в Санкт-Петербурге многофигурный тип памятника, разнообразно представленный различными национальными пластическими школами России и стран СНГ.


К сожалению, немногочисленны в нашем городе памятники-символы, содержащие в себе и раскрывающие наиболее концентрированное выражение духовного и нравственного состояния общества.

Не применяются средства объемной и плоскостной скульптурной пластики, оформляющие набережные, мосты, спуски к воде, отсутствует декоративно-художественное решение оград, осветительного оборудования, фонтанов и других функционально-эстетических средств, скульптурное осмысление которых является действенным способом повышения их эстетического современного звучания.

Некоторые приемы пространственного включения в современные градостроительные комплексы новых идейно-образных средств имеют определенную специфику:
на транспортных узлах, городских магистралях и по кольцу лесопарковой зоны Петербурга возникает система мемориалов (архитектурно-скульптурных комплексов);
на детских площадках в пространстве городских парков и межквартальных территориях появляется игровая скульптура;

расширяются средства городской визуальной информации в пространственно-планировочной среде новых районов.

Этот неполный перечень намечающихся изменений в системе идейно-образных и функционально-эстетических средств организации художественной среды новых районов города позволяет сделать ряд заключений.

Жилая среда массовой городской застройки чрезвычайно бедна произведениями искусств, обеспечивающими культурно-эстетическую ценность новых районов.

В системе "среда – человек" не нашли своего выражения эстетические потребности общества к качеству городского пространства.

В системе "скульптура – архитектура" не найдены пути их композиционного и организационного содружества.

Примечания:

1. Методическое обоснование иерархической системы городской скульптуры Санкт-Петербурга, позволившее составить жанрово-типологическую таблицу ее традиционных и новых жанров (предназначенную для проектной архитектурно-художественной практики), проводится в третьей главе исследования – раздел 2.


Страница 6 - 6 из 7
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру