Cкульптура в современной городской среде: роль, место, форма

Петербург – Петроград – Ленинград

Интересным решением в этом плане представляется одно из последних поставленных в Ленинграде монументальных сооружений – памятник Ф.Э.Дзержинскому (ск. В.Горевой, С.Кубасов, арх. В.Бухаев). В бронзовой фигуре Ф.Э.Дзержинского – внутренняя динамика образа, сплав интеллектуального и физического напряжения, как бы сдерживаемая строгой изысканно отточенной пластической формой.

Сегодня, когда многие исторически значимые в жизни послереволюционного периода нашего отечества личности получают объективную переоценку своей деятельности, сложным становится анализ их образных качеств, получивших выражение в художественном осмыслении. Но пластические достоинства этих  работ остаются неизменными, позволяя им полноценно звучать в определенной системе художественно-эстетических ценностей.

Чрезвычайно активно проходила работа скульпторов и зодчих нашего города в области создания мемориала. Стремление запечатлеть этапные страницы нашей истории рождало острые свежие решения в поиске синтетических архитектурно-скульптурных форм.

К первым послеоктябрьским годам восходят специфические традиции революционного мемориала, лучшим примером которого является ансамбль памяти Героев Революции на Марсовом поле в Петрограде (арх. Л.Руднев). Этот тип памятного монумента получил свое дальнейшее развитие в мемориальных ансамблях послевоенного периода, когда в этом жанре искусства монументальной пропаганды были достигнуты наиболее значительные художественные результаты. Достойным примером воплощения этого жанра в сложении идейно-художественной среды города служит Кольцо Славы, являющее собою памятный ансамбль "широкого урбанистического характера" - цепь памятников на местах героической обороны вокруг Ленинграда. И хотя эти произведения, каждый из которых является небольшим мемориальным ансамблем, зрительно удалены от города, находятся в его окрестностях, они также входят в целостную идейно-художественную пластическую систему памятников в городе.

Тема мемориала раскрывается не только в содержании и форме, но и во времени и пространстве. Таковы ленинградские мемориальные кладбища – Пискаревское и Серафимовское, где продольно-симметричная композиция, имеющая начало, развитие и кульминацию, заставляет зрителя проделать путь, в процессе которого складывается восприятие сложного архитектурно-скульптурного образа.

В обобщающем процессе творческой архитектурно-скульптурной концепции создан монумент героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны на площади Победы (ск. М.Аникушин, арх. С.Сперанский, Н.Каменский). Основное содержание ансамбля, его пафос и героизм последовательно раскрываются в нерасторжимом единстве изобразительных форм искусства и архитектуры – равноценных слагаемых строгой классически уравновешенной композиции памятника. Образы защитников Ленинграда, созданные М.Аникушиным, исполнены с той мерой пластического обобщения индивидуальных характеристик, которая приводит к их подлинно символическому звучанию.

В сложении образной структуры монумента "Героическим защитникам Ленинграда" на пл.Победы пространственно-временное развитие мемориального комплекса получает особенно отчетливое звучание. Поднимаясь по широко раскинувшимся пологим маршам главной лестницы, ограниченной с двух сторон многофигурными скульптурными композициями, минуя доминантный акцент – 48-метровый пилон – обелиск, зритель оказывается в пределах открытого круглого зала, охваченного по периметру мощным гранитным кольцом – поясом, в центре которого установлена группа "Блокада". Выход из центрального открытого зала расположен по основной оси движения, за скульптурной композицией. Подобное программирование непрерывного пути движения и является, таким образом, проектирование последовательности раскрытия архитектурно-пластической темы мемориала, характеризуя определенную тенденцию в развитии современных памятных ансамблей – комплексов.

Специфической особенностью ленинградских мемориалов, созданных в последние годы, является их связь с жизнью города, с окружающей средой. Таков недавно созданный на берегу Невы, в жилой застройке на Дальневосточном проспекте, мемориал "Памяти павших героев" (ск. Л.Могилевский, арх. Д.Гольдгор, А.Аланэ, А.Изотов). Небольшой размер ансамбля в целом, образное его звучание, пронизанное теплотой и трепетными лирическими нотами, способствует его "вживанию" в новые жилые районы города.

Углубление образно-пластического языка произведений ленинградских монументалистов в 70-х – 80-х гг., целеустремленный отказ от упрощенного понимания задач монументального искусства недавнего прошлого, поиск специфических средств художественной выразительности, отвечающих требованиям времени – все это говорило о качественно новом этапе в их творчестве.

Связывая многие скульптурные решения, показанные на выставках тех лет, но еще более – воплощенные в архитектурно-художественной практике, с насущными архитектурно-художественными проблемами в решении эстетических проблем, нельзя не отметить все возрастающее стремление мастеров ленинградской школы монументалистов занять полноправное место в осуществлении важнейших задач организации городской среды.

Содержание многих произведений монументально-декоративного жанра неизмеримо расширяется, отражая закономерности жизни и интересов общества, возросшее стремление к духовности, сложную сферу человеческих отношений и эмоций. Острой выразительностью и новизной пластического мотива покоряет работа скульптора Л.Лазарева – "Памятник погибшим пожарным", установленный на территории мемориального комплекса при музее городской пожарной охраны в Ленинграде на Васильевском острове. Образное осмысление реальной жизненно-правдивой ситуации, как бы символизирующей ежечасно совершаемый подвиг в этой всегда героической профессии, выражается развернутой сложной многосоставной композицией. Скульптура привлекает не рассказ, но миг, выраженный состоянием и развитием пластических элементов и форм в пространстве. Именно движение пластических масс, их несколько "брутальная" по манере лепки поверхность, тревожный "рваный" силуэт всей композиции в целом способствует острому, трагическому и в то же время яркому выявлению смыслового содержания памятника.

Очень жаль, что эта композиция, установленная во внутреннем дворе здания имеет локальное воздействие, не распространяется на пространство городского фрагмента.

И все же постепенно произведения монументально-декоративной скульптуры Ленинграда середины 70-х и 80-х гг. тесно связываются с конкретным архитектурным пространством, с функциональным назначением отдельных сооружений, его образной структурой. Все возрастающая их роль обусловлена целым рядом факторов. И, прежде всего, возросшей потребностью общества в художественной организации жизненной среды. Появляются удачные примеры включения декоративной пластики в городской пейзаж Ленинграда. Среди них стела "Молодость" (ск. В.Стамов, арх. А.Говорковский), установленная на Песочной набережной, рельефы на пилонах путепровода в одном из новых жилых районов города (ск. Л.Михаленок).

Новая пластика, новые объемные сочетания в Ленинградской архитектуре 70-х – 80-х гг. города также не могут не увлечь художников, обращающихся к проблеме организации городской среды. Попытаемся провести более подробный анализ этих работ, определивших свою роль в формировании образа новых фрагментов города, удаленных от городского центра.

Галерная гавань. Издавна славен этот район города своей историей. Отсюда Россия вышла в море. Здесь, наряду с главной судостроительной верфью Петербурга – Адмиралтейством, был основан Галерный двор, откуда спускались на воду первые боевые русские корабли, составившие славу русского Балтийского флота.

"Став при море", Петербург никогда не утрачивал функций морского города, но в его архитектурно-пространственную структуру море не входило долго. "Невы державное теченье" диктовало градостроительную и образно-художественную концепцию северной столицы. Город на период почти двух с половиной столетий как бы отвернулся от моря. Лишь острые силуэты портовых кранов, вздымающихся на западном его окончании, легкий бриз, постоянно летящий по стрелам его проспектов, тянущий за собой водянистые тучи, да, быть может, названия улиц: Шкиперский проток, Морская и другие напоминали ленинградцам о том, что море – рядом.

Но природа, вода – всегда входили в ряд эстетических ориентаций, побуждающих зодчих и художников Петербурга к созданию своих произведений. Связь города с водной стихией раскрывалась не только в архитектурных формах, но и в монументально-декоративном ее оформлении, в скульптурном убранстве набережных рек, каналов.

В разрешении многолетней проблемы выхода Ленинграда к морю, использовании мощного градостроительного потенциала приморских территорий, создании морского фасада Ленинграда участвуют сейчас творческие коллективы ленинградских архитекторов. Здесь создается один из самых интересных районов новостроек, подчиненный требованиям современного растущего индустриального города, обретающий черты и достоинства старого.

Неисчерпаемые возможности раскрываются здесь и для художников, стремящихся к утверждению уже давно осознанной, но до сих пор еще редко реализуемой, идее восстановления, утраченного в ходе современного строительства, союза ваяния и зодчества.

Идея преемственности, связи времен особенно остро звучит в монументально-декоративной группе скульптора Э.Агаяна "Создатели Российского флота", включенной в архитектурно-пространственную композицию крупнейшего общественного здания, формирующего морской фасад Ленинграда – гостиницы "Прибалтийская" (архитекторы – Н.Баранов – руководитель авторского коллектива, С.Евдокимов, В.Ковалева; соавторы - архитектор Ф.Романовсий, инженер П.Панфилов, при участии архитектора Г.Фетисова).

Скульптура поставлена на основной композиционной оси всего архитектурно-пространственного ансамбля, которым является ансамбль гостиницы "Прибалтийская". Поистине мощный градостроительный потенциал приморских территорий использован в нем как нельзя более удачно. Ансамбль раскрывается последовательно, имеет четкую композиционную схему при строго осевом построении: улица, площадь для городского транспорта, глубокий парадный двор, широкая монументальная лестница, курдонер верхней террасы. Пространство последовательно развивается (в блестящих традициях русского градостроительства) в логичную схему движения, подводящего к главному элементу композиционного приема – зданию гостиницы. Оно доминирует в окружающей застройке, цельно и выразительно; торжественно и гостеприимно одновременно.

Идеи, заложенные в назначении общественного сооружения, обрели образное толкование в изобразительных формах скульптурной группы. В ней щедро заложенные мотивы конкретной реальности и символические ассоциации.

Русская монументально-декоративная скульптура всегда была наполнена гражданским пафосом и патетикой героизма. Отталкиваясь от образной драматургии петербургской монументально-декоративной пластики, работа Э.Агаяна объединяет в себе возможности красоты и гармонии, величия и камерности, конкретности и аллегории, силу духовного и нравственного воздействия.

Замысел композиции "Создателям флота России" построен на совмещении исторической и современной жизни.

Добиваясь яркого выразительного звучания своей работы, скульптор организовывает сильное свободное движение в цельную законченную композицию, статическим центром которой является шар, символизирующий земную сферу. Две обнаженные мужские фигуры, помещенные симметрично одна другой, укреплены в немногих точках таким образом, что кажутся "парящими" вокруг земного шара. При всем своем свободном естественном парении они как бы уравновешиваются друг с другом в воздушном пространстве, вписываются в его заданные границы.

Смелое расположение фигур в пространстве акцентируется мощной, словно наполненной ветром драпировкой, подчеркивающей образное звучание скульптуры – в борьбе со стихией проложен путь человека к познанию вселенной.

В динамичной, почти оторвавшейся от земной сферы фигуре, державшей в руках винт морского корабля, прочитывается наш современник. Во втором образе скульптор воплощает свое представление о русских поморах-кораблестроителях, среди которых особенно славны были олонецкие мастера, первыми явившиеся на петербургские верфи. В руках помора – парусное судно, быть может, это яхта "Надежда" или парусник "Прам" - первенцы русского грозного Балтийского флота.

Особенно выразительной и современной представляется ясная пластическая интерпретация глубокого содержания, заложенного в произведении. Художник воплощает прошлое и настоящее, мудрую связь поколений, объединенных символическим жестом приветствия.

Характер жеста, движение рук интересны не только как самостоятельный момент пластического поиска, дающий особую выразительность силуэту, но и как важный аспект общей мысли, заложенной в скульптуре. В нем заключены идеи взаимодействия культур, единения эпох, передачи эстафеты познания вселенной в общечеловеческом осмыслении. Одновременно этот жест воплощает и идею гостеприимства (вспомним пророческую строфу – "Все флаги в гости будут к нам"), созвучную назначению здания и отраженную в его объемно-пространственном и архитектурно-художественном решении.

Так, исподволь, но точно и ярко развивается заложенная авторами тема в смелом композиционном решении, в историко-символическом звучании отдельных пластических мотивов, в остроте приемов, подчиненных впечатлению целого.

Значительной представляется не только образная трактовка темы, но и ее пластическое воплощение. Здесь наиболее ярко концентрируются вопросы творческих приверженностей художника, индивидуальное преломление скульптурного наследия прошлого и собственных исканий.

Энергичная, обобщенная пластика крупно моделированных объемов, законченность и проработанность деталей, экспрессия, заложенная в основу ритмического строя произведения, выразительные ротации фигур говорят о том, что художник подходит к исканиям большой наполненной скульптурной формы, основой которой является ее крепкая конструктивная и архитектоническая организация.

Э.Агаян – скульптор, стремящийся к глубокому постижению "законов жизни" монументально-декоративного произведения в архитектурном окружении. Именно поэтому скульптурная группа так выразительна с близких и дальних расстояний, с различных точек восприятия.

Спокойный, решенный в крупных членениях фасад гостиницы выделяет драматургию скульптурных объемов: четко прорисованный силуэт, красивый ритм пространственных прорывов и пластических объемов приводит к созданию удивительного художественного эффекта и при выходе из здания и восприятия скульптуры на фоне вечно неспокойного, часто изменчивого ленинградского неба.

Роль своеобразного дополнительного эмоционального аккорда играют декоративные маски "Океан" и "Море", укрепленные на гранитном стилобате лестницы. Маски – непременный мотив архитектуры классицизма – выразительницы человеческих драм и конфликтов, комедий и фарсов. Их связь с архитектурой крупных и малых форм прошлых веков была бесконечно разнообразна. Опыт русских зодчих и скульпторов отмечен в этой работе незаурядным современным переосмыслением. И здесь они решены не только как архитектурно-пластический декор, но и наделяются эмоциональным звучанием как признаком жанра. А возрождение этого мотива, таящего в себе большие художественно-пластические возможности, нельзя не считать перспективным.

Богатство смысловых и образных ассоциаций, мастерство исполнения заставляют признать эту работу как серьезную удачу ленинградской школы монументально-декоративной скульптуры.

Углубление образно-пластического языка ленинградских монументалистов, целеустремленный отказ от упрощенного понимания задач монументально-декоративного искусства недавнего прошлого, поиск специфических средств выражения в городской скульптуре, отвечающих требованиям времени – все это говорит о новом, качественно ином этапе в их творчестве. Основным его признаком является стремление занять полноправное место в осуществлении важнейших задач художественной организации городской среды.

Работа скульптора Р.Красницкого "Похищение огня" (архитектор Ф.Романовский), установленная в одном из новых районов города, обладает той мерой причастности к лучшим историческим традициям жанра монументально-декоративной скульптуры, в пластических интерпретациях которой находили свое выражение духовные, гуманистические устремления общества. Тема подвига, бескорыстного служения человечеству, всепобеждающего добра над злом – дается в современной вариации знаменитого мифа о Прометее, добывшего огонь людям.

Построенная свободно, композиция покоряет смелым размещением скульптуры в пространстве, ощущением сильного стремительного движения.

Высокое мастерство, своеобразие индивидуального языка, говорящего по-новому об извечных человеческих проблемах составляют подлинный пафос этой работы.

В какой-то степени своей наполненностью и внешней экспрессией форм она полемизирует с традиционной стилистикой городской скульптуры Ленинграда, тяготеющей в целом к определенной строгости и сдержанности композиционных построений. Но мы не можем не вспомнить блестящие образцы русской монументально-декоративной скульптуры – знаменитую статую "Самсон, разрывающий пасть льву" на Петергофском Большом каскаде или работы С.Пименова и В.Демут-Малиновского у Горного института, не чуждые мощной экспрессии и ярких эмоций, пронизанные глубоким символическим содержанием.

"Прометей" Р.Красницкого – явление симптоматичное в современной городской скульптуре – оно свидетельствует о новых завоеваниях ленинградских мастеров в жанре монументально-декоративной пластики. Положив в основу своей работы глубокое уважение к традициям, скульптор выразил в ней дерзкую красоту и усилил динамику ритмов, без которых невозможно современное осмысление воспетого в символической памяти человеческого подвига.

Мотив смелого сопоставления фигуры человека и могучей яростной птицы создает драматический образ, выраженный не только сюжетно, но и пластически.

Важно и то, что скульптурная группа обладает высокой эмоциональной насыщенностью, придающей духовную и смысловую наполненность окружающему пространству, прежде казавшемуся пустым и необжитым.

В строжайшем взаимном равновесии присущих каждому искусству качеств находятся скульптура и архитектура спортивно-концертного комплекса им. В.И.Ленина в Ленинграде, взаимно дополняя друг друга и выступая в целом как результат точности  законченности образа сооружения  (ск. В.Рыбалко, Г.Баграмян, Н.Гордиевский, арх. – И.Чайко, Н.Баранов).

Самый принцип свободной постановки фигур на развитом стилобате, несущем объем круглого в плане здания, являет свежий прием взаимодействия монументально-декоративной пластики с архитектурой.

Скульптура зрительно акцентирует главный фасад здания, фланкируя его центральный вход, создает дополнительный ритм масштабных соотношений здания с окружающим его пространством. Как ясно видно, функциональные связи скульптуры с архитектурой обусловлены здесь в меру их минимальной необходимости, в основном все подчинено главным доминантам ансамбля – выражению пространственной и образной ценности.

Естественная, но величавая постановка фигур юноши и девушки (олицетворяющих спорт и искусство), вознесенных на высокие пьедесталы колонны, их устремленность навстречу входящему в здание посетителю, пластическая ясность образов, строгий отбор всех компонентов, несущих выразительность, придают этим работам истинно символическое звучание. Мастерское владение скульпторами силуэтом обогащает объемно-пространственное восприятие архитектурного комплекса в целом с близких и дальних расстояний. Отголоски Олимпии возникают в нашем сознании при восприятии пластической концепции авторов, но не в копировании античных образцов и приемов, а в современном философском преломлении художественного мышления классического прошлого – в изображении человека как идеала гармоничной и прекрасной личности, сочетающей нравственную и физическую красоту.

В образный строй художественного убранства здания органично вливается декоративный фриз, помещенный на подпорной стене стилобата, состоящий из чередования мастерски вписанных в круг сюжетных композиций на темы спорта и сочно вылепленных натюрмортов из музыкальных инструментов. Дополнительным глубоко продуманным эффектом воздействия элементов изобразительного искусства является раскреповка углов подпорных стенок высоким горельефом, изображающим фанфары и создавшим дополнительные пространственные ориентиры композиции. Немалое своеобразие в восприятии здания гостиницы "Ленинград", ныне переименованной в "Петербург" (арх. С.Сперанский, совместно с В.Струзман, С.Михайловым, Н.Каменским) внесла декоративная композиция "Фрегат", пластически виртуозно и с удивительной достоверностью выполненная скульптором А.Демой. Рассчитанный на обзор, как с ближних, так и дальних точек, "Фрегат" стал скульптурным символом нового архитектурного фрагмента города. Работа Г.Додоновой "Нева", выразительные пластические свойства которой тяготеют к камерной декоративности, строится на иных масштабных  соотношениях, направленных на создание композиционно цельной и образно насыщенной микросреды как посредника между человеком и урбанистически организованным пространством.

Да, современная художественная практика петербургских монументалистов в области современной архитектуры, влияющая на организацию окружающего пространства  пока еще не велика. И все же, в ней уже можно выявить намечающиеся тенденции целенаправленного характера их взаимодействия, в частности, отметить тяготение монументалистов к усилению самостоятельного звучания своих произведений.

Художественная ценность таких работ не самодовлеюща, но в них стремление освободиться от роли декора и тектонической зависимости в архитектуре. Выявляя смысловое выражение архитектурно-художественной образности, подобные произведения монументального искусства демонстрируют подчинение декоративных качеств содержательным основам.

Значительный интерес в этом плане представляет работа скульптора Л.Михайленка на здании факультета физики петербургского Университета в Петергофе (арх. И.И.Фомин, В.Маслов и др.).

Посвящая свою работу воспеванию науки, художник помещает в круге как центр мироздания, фигуры юноши и девушки, олицетворяющие современных студентов. Конкретность в решении образов студентов сочетается с декоративно трактованными фигурами аллегорий – воды, земли, воздуха, огня. Гибкие и мощные фигуры аллегорий объединены единым ритмом, связывающим всю композицию в одно целое.

Острота выражения проблем современности, привлечение метафоры, аллегорий усиливают образное звучание работы, ее смысловую наполненность, не ограничивая мастерства пластического выражения. Декоративность выступает здесь в неразрывном единстве с монументальностью форм. Отдельные части фигур выступают крупными планами, утонченно моделируя драпировки, детали. Контрасты планов, света и тени приводят к почти живописному звучанию форм, не потеряв при этом и собственной чисто скульптурной выразительности.

Существенно влияет произведение монументально-декоративной пластики на содержание архитектурного пространства небольшого внутреннего дворика, придавая ему парадную значимость, внося ощущение торжественности и духовной насыщенности.

Работая в полную силу своих пластических и образных качеств, произведение Л.Михайленка воспринимается как символ, эмблема нового здания Ленинградского Университета.

Что побудило нас из числа других работ выбрать именно эти, не объединенные общей темой, разные по характеру, духу взаимодействия? Дело не только в том, что все они выполнены в русле современной архитектуры, воздействуют на создание современной идейно-образной среды города. Важно, что в них прослеживается связь с многовековой культурой русской монументально-декоративной скульптуры, причем скульптуры именно городской.

При этом авторы не следуют буквальному пониманию традиций, их творчество лишено стилизаторских тенденций. Они говорят на современном языке архитектора и художника и развивают каждый свою линию в архитектурном и пластическом формообразовании. И при всем том в их творчестве ощущается "внутренний нерв классического наследия". Это очень важная отчетливо наметившаяся тенденция, одна из наиболее заметных в ленинградской монументально-декоративной скульптуре последнего времени. Она звучит и в работах Г.Додоновой, и в работах одного из плодотворных и многогранных по творческому дарованию ленинградских скульпторов – Б.Свинина, чьи работы блистательно свидетельствуют о широких возможностях творческого содружества в русле современной архитектуры, еще раз утверждают уже давно осознанную, но до сих пор не реализованную на петербургской почве идею восстановления утраченного в ходе индустриального строительства союза зодчества и ваяния.

При всем том современная художественная практика монументалистов Санкт-Петербурга в области новой застройки сведена к минимуму. Причина этому – отсутствие социального заказа и, безусловно, трудности, заключенные в самом качестве городской среды, формируемой массово тиражируемой индустриальной архитектурой. Она оказалась пока невосприимчивой к взаимодействию с изобразительным искусством.

Между тем мы не ошибемся, если скажем, что можно и нужно найти подход к изменению сегодняшнего состояния городской среды, провести параллель исторической части города. Повод (по крайней мере, частный) состоит в том, что по миновании эпохи промышленной урбанизации с изменением градостроительной политики возвращаются на свое место культурные факторы городской жизни. Поэтика города Ленинграда – Санкт-Петербурга – не застывший перечень приемов, а непрерывно развивающаяся система изобразительных средств, в которой скульптуре принадлежит ведущее место. И здесь можно вспомнить слова А.Т.Матвеева: "Вся наша замечательная современность и история, и даже мифология – все настоящее, прошлое, будущее, все, к чему можно приложить интеллект, творческий ум, силу чувства найдет выражение в нашей скульптуре"1.

Примечание:

1. А.Т.Матвеев. Стенограмма статьи, посвященной проблемам станковой скульптуре. Архив А.Т.Матвеева.


Страница 5 - 5 из 7
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру