Архитектура Новгорода и Пскова. Звонницы и крыльца

Утверждать категорически, что каменные колокольни XVI и XVII веков выросли непосредственно из деревянных шатровых церквей и только из них, само собою разумеется, было бы слишком опрометчиво при полном отсутствии деревянных церквей, восходящих к XV или даже к половине XVI века. Все заключения здесь неизбежно могут ограничиваться одними лишь более или менее правдоподобными предположениями. Однако также мало оснований и для утверждения, что каменная колокольня, а с ней, быть может, и самая деревянная шатровая церковь – выросли из крепостных башен. Было высказано предположение, что прототипом восьмигранных колоколен является знаменитая "часозвоня", или Евфимиева башня, стоящая на Владычнем дворе Новгородского кремля. Построенная св. Евфимием в 1436 году, она представляет один из наиболее величественных памятников русского искусства15. Стройность ее особенно увеличивается благодаря тому, что вся ее масса кверху слегка суживается. На ее гладких безузорных стенах тем наряднее кажутся окна, сидящие в нишах, которые, в своей верхней части как бы углубляются в гладь стены несколькими ступеньками. Покрытие ее, несомненно, позднее, и первоначально она, вероятно, завершалась шатром. Когда-то в восьми верхних пролетах ее помещались большие часы со звоном, отчего она и получила название часозвони. Из летописи мы знаем, что в стоящем рядом с нею двухэтажном корпусе находились палаты св. Евфимия, сооруженные по его повелению в 1433 году16, причем "мастеры ставили Новгородские и Немецкие из-за моря"17. Возможно, что они же несколько лет спустя строили и башню.

У Успенской церкви в Гдове есть колокольня, стены которой несколько напоминают часовню. Они также просты и в несколько меньшем виде повторяют красоту прекрасной глади часозвони. Исследовавший колокольню П.П.Покрышкин относит ее постройку к половине XVI века18.

Чисто псковской простотой отличается надвратная колокольня церкви Михаила Архангела [в Городце]19 в Пскове. Она как будто сохранила еще отдаленную преемственность со звонницами и, во всяком случае, не имеет ничего общего с колокольнями Новгорода. Год ее постройки неизвестен, но если полагаться на изображение "Владычного креста", то в 1581 году ее еще не было, и в таком случае следовало бы предположить, что она сооружена в 1694 году, когда перестраивалась вся церковь. Только в Пскове в эту позднюю пору еще возводились постройки, на которых мало или совсем не отражались ходовые приемы всесильного тогда московского искусства. Новгород их не избежал, и все его поздние колокольни уже явно московского пошиба, с самыми незначительными отступлениями. Все они имеют обычные в Москве слуховые окна не шатре, и на стенах попадаются типичные московские квадратные впадинки и наличники. Их грани обыкновенно не одинаковой ширины, и те из них, которые являются продолжением квадратного основания, делались шире четырех других, представлявших как бы стесанные углы четырехгранника. Соответственно этому четыре пролета в их звоне оказываются широкими и четыре узкими, что было логично при различной величине колоколов. Такова колокольня Знаменского собора, построенная в 1682 году20, Николо-Дворищенская, надвратная Благовещенская на Витковой улице ["на Виткове переулке"]21, относящиеся также к концу XVII века, колокольня при церкви Дмитрия Солунского (1691 года) и несколько других.

Наряду со звонницами одну из наиболее типичных особенностей псковских церквей составляют их крыльца. Как и первые, они являются исключительным достоянием псковского зодчества и придают ему неописуемое очарование. Их главным мотивом чаще всего служат те массивные столбы, которые ставились и внутри церкви и к которым псковские зодчие питали поистине род страсти. Как и там, они ищут излюбленного сочетания круглых поверхностей с гранеными. Каждый столб производит такое впечатление, точно он сперва был сложен квадратным и, когда работа была окончена, известную часть его стесали в круг. И кажется будто столбы эти сложены не из плит, а вылеплены из какой-то мягкой массы, позже затвердевшей. Это особое свойство псковского зодчества, вылившееся ярче всего в звонницах и каменных крыльцах, придает им необыкновенно скульптурный вид и странным образом роднит их с памятниками древнего Египта.

Крыльца ставились перед папертью на западной стороне церкви и состояли обыкновенно из двух невысоких столбов, соединенных между собою и со стенами паперти арками. Покрывались они Коробовым сводом, завершавшимся двускатной кровлей. Таким было, по всему вероятию, крыльцо церкви Козьмодемьянской с "Гремячей горы" в Пскове. Церковь построена вместе с основанием бывшего здесь некогда Козьмодемьянского монастыря в 1383 году, но крыльцо относится, вероятно, лишь к XV веку22. Сначала оно, надо полагать, было крыто на два ската, а в XVIII веке над ним надстроили маленькую колоколенку.

Несколько сложнее крыльцо, ведущее на звонницу Никольской церкви в Печерах. По-другому обработаны столбы и затейливые переходы, по которым поднимаешься наверх. К сожалению, оно заслонено навесом и, в сущности, заколочено в футляр. Его можно отнести к XVI веку23, тогда как крыльцо ризницы в том же монастыре относится уже, по некоторым признакам, к концу XVII века24. Оно необычайно эффектно в своих простых до последней возможности формах. Два его столба при переходе от круглой к квадратной форме обработаны небольшими ступеньками, под которыми виднеются по углам консольки, выступающие из круглой массы столба.

Мотивы крыльца повторяются и на церковных воротах, как мы видим в церкви Козьмодемьянской "с Примостья". Ворота эти построены едва ли ранее конца XVIII века, но, в общем, сохраняют старый крылечный тип. Тяготение к простым, непременно массивным и приземистым формам и к волнистой глади стен было в Пскове так сильно и постоянно, что даже в сооружениях, вряд ли восходящих далее XVIII века и, быть может, даже начала XIX-го, псковские строители все еще остаются верными своим старозаветным постройкам и создают произведения, как будто стирающие все следы принадлежности их новейшему времени. Такими небольшими стройками – крыльцами, стенкой какой-нибудь паперти, наличником окна или неожиданно живописными воротцами – полны окрестности Пскова.

Примечания:

1. "Летописец Новгородской церквам Божиим". – В кн. "Новгородские летописи". СПб., 1879, стр. 185.
2.  "Летопись по архивному сборнику". Там же, стр. 67.
3. Перед папертью ее стояла прежде отдельная деревянная звонница, как значится в ее клировых записях, и существующая надпапертная звонничка могла быть надстроена и в конце XVI и даже в XVII веке.
4. Крыльцо, притвор, звонница и южный придел пристроены к церкви Воскресения на Званице в конце XVII века; левый пролет звонницы добавлен в XIX веке.
5. Н.Н.Воронин датирует надвратную Никольскую церковь, к которой принадлежит так называемая "малая" звонница Псково-Печерского монастыря, 1565 годом ("История русского искусства", т.II, стр. 130, 131, 133). Г.Рабинович считает, что звонница была построена на стене острога, некогда связывавшей Никольскую и Тюремную башни Псково-Печерского монастыря и примыкавшей к Никольской церкви. Она была, по его мнению, построена несколько позднее церкви, после октября 1581 года, когда в нее были доставлены колокола, украденные мародерами неприятеля из "Кобылинской, что на погосте Напольном волости от церкви Николая Чудотворца", и отбитые войсками Стефана Батория (Г.Рабинович. Архитектурный ансамбль Псково-Печерского монастыря. – В сб. "Архитектурное наследство", вып. 6. М. 1956, стр. 75). Г.Рабинович относит данную звонницу "к типу псковских звонниц, которые ставились боком к одной из стен церкви". Грабарь, говоривший о ней как о самостоятельном сооружении, тоже был по-своему прав, так как звонница, благодаря использованию в качестве ее основания древней стены острога – момента случайного, помещена не сбоку главного фасада церкви, а перпендикулярно к нему.
6. "Владычный крест" - название небольшой часовни, находящейся в трех верстах от Пскова по Изборской дороге. Название это, по-видимому, испорчено, и, как видно из бумаг Печерского монастыря, часовня называлась когда-то "Владычицын крест", ибо до сооружения ее здесь стоял один крест, у которого всегда останавливался крестный ход с иконою Богородицы, совершающийся со времени осады до сих пор из Печер в город.
7. Нам известны еще варианты той же иконы в Печерах, в церкви Покрова Богородицы "от Пролома" в Пскове, в Московском Успенском соборе и в псковских Железных рядах. Определить, какая из икон написана раньше, можно было бы только после тщательной  на научных началах произведенной их реставрации. Все они неоднократно поновлялись, и огромная икона "Владычнего креста", имеющая 5 ? аршин в длину и 3 в вышину, как видно из второй надписи на ней, возобновлена, т.е., вернее, переписана заново, в 1784 году. Тогдашний живописец, быть может уже обучавшийся в Академии художеств, тщательно исправлял живопись своего предшественника, казавшуюся ему слишком неумелой. Возможно, что он внес в нее и некоторые топографические поправки, а также подрисовал по-своему кое-какие детали в церквах, бывшие для него непонятными. Надо надеяться, что эта икона, имеющая огромное значение не для одного Пскова, но и вообще для истории русской культуры, обратит на себя заслуженное внимание Петербургской Археологической комиссии или Московского Археологического общества, и если бы оказалось, что под живописью XVIII века действительно скрыт подлинник XVI-го, то труды по очистке слоев будут вознаграждены сторицею.
8. Все наши попытки добиться хорошего фотографического снимка с иконы, висящей в темном помещении, были безрезультатны. Она настолько потемнела, что местами трудно что-либо разобрать. Мы решились, поэтому воспользоваться большой акварелью военного инженера полковника И. Годовикова, сделанной им  с необыкновенной щепетильностью и добросовестностью в 1866 году, когда икона, по-видимому, находилась еще в несравненно лучшем виде. Годовиков отбросил бесчисленные фигуры духовных лиц, воинов и граждан, которыми заполнено все пространство, свободное от церквей, и ограничился воспроизведением только последних.
9. Дата "1495 год" – описка. Грабаря ввело в заблуждение то обстоятельство, что в Псковской первой летописи абзац, в котором упоминается церковь Богоявления в Запсковье, начинается со слов: "В лето 7004, сентября…". В современной литературе церковь датируется 1489 годом (И.Ларионов), 1496 годом (Ю.П.Спегальский) и началом XVI века ("История русского искусства").
10. Небольшая двухъярусная звонничка есть и в Новгороде у церкви Покрова Богородицы в кремле. Она возведена на примыкающей к церкви стене и представляет, вероятно, уже последний отголосок когда-то излюбленного типа построек. Судя по чистой кирпичной кладке и, особенно по характеру арок, она построена никак не раньше XVIII века и не обнаруживает уже ни одного из свойств, чарующих в прежних звонницах.
11. Эта звонница, или, как ее называет летопись, "колокольница", - старинное название, замененное словом "звонница" значительно позже, - была построена после того, как во время страшного наводнения 1431 года обрушилась вместе со стеною старая звонница. Новую поставили "на старом месте близ каменного града, идеже пала до основания" ("Летописец Новгородской церквам Божиим". – В кн. "Новгородские летописи", стр. 272).
12. По современным данным, построенная в 1439 году Софийская звонница имела сначала три пролета. Пятипролетной или шестистолпной она стала в XVI веке, в результате основательной перестройки. Каждый пролет в это время был увенчан шатром. Щипцовое покрытие, замененное впоследствии существующим ныне, появилось, по словам М.К.Каргера, лишь в XVII веке (Новгород Великий, стр. 132 -136). Софийская звонница сильно пострадала во время артиллерийского обстрела фашистами в 1941 – 1943 годах, но в послевоенные годы восстановлена.
13. В.В.Суслов. Материалы к истории древней новгородско-псковской архитектуры, стр. 25. Звонницы встречаются не в одной только Новгородско-Псковской области, но и в некоторых других местах, куда этот тип был занесен из Пскова. Их, однако, очень немного и самые интересные из них – звонницы ростовского Успенского собора и Спасо-Евфимиевского суздальского монастыря. Из небольших звонничек очень забавна та, которая стоит подле Успенского собора в Звенигороде.
14. П.П.Покрышкин. Отчет о капитальном ремонте Спасо-Нередицкой церкви в 1903 и 1904 годах. СПб., 1906, стр. 4.
15. Ныне Евфимиева часозвоня датируется более поздним временем. Первоначально она была выстроена в 1443 году, но от этой постройки сохранилась только ее нижняя часть. В 1671 году часозвоня обрушилась и в 1673 году была возведена заново (М.Н.Тихомиров. Новгородский хронограф XVII в. – В кн. "Новгородский исторический сборник", вып. 7. Новгород, 1940, стр. 107 и 110; Н.Г.Порфиридов. Древний Новгород. М. – Л., 1947, стр. 264 – 265; М.К.Каргер. Новгород Великий, стр. 127 – 128).
16. Примыкающее к часозвоне двухэтажное здание – так называемый Архиепископский дворец, сооруженный по повелению архиепископа Евфимия в 1442 году. Впрочем, в последнее время появилось предположение, что это здание было выстроено в 1670 году на месте стоявшего до того Судного приказа и также предназначалось для Судного и Духовного приказов архиепископа (М.К.Каргер. Новгород Великий, стр. 125 – 126). Выстроенные в 1433 году палаты св. Евфимия (или Грановитая палата) примыкают к Архиепископскому дворцу с противоположной по отношению к часозвоне стороны.
17. "Летописец Новгородской церквам Божиим".
18. "Церкви псковского типа XV – XVIстол. По восточному побережью Чудского озера и на р.Нарове", стр. 18.
19. Колокольня церкви Михаила Архангела в Городце реставрировалась в 1946 – 1949 годах.
20. В настоящее время колокольня сверху донизу обшита вся железными листами, придающими ей какой-то неприятный вид пустого жестяного футляра.
21. М.К.Каргер предполагает, что колокольня Благовещенской церкви на Витковом переулке была возведена в XVI веке во время перестройки церкви.
22. Как упоминалось, ныне церковь Козьмы и Демьяна с Гремячей горы датируется 1540 годом. Следовательно, и крыльцо было возведено не ранее этого времени.
23. Н.Н.Воронин датирует данную звонницу 1565 годом. Г.Рабинович считает, что звонница была построена несколько позднее церкви, после октября 1581 года.
24. По словам Н.Ларионова, ворота церкви Козьмы и Демьяна с Примостья были построены в XVIII веке.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру