"...Приятный дом в итальянском стиле": "Италия в России Петровского времени"

Поскольку каменный дворец Меншикова сохранился, его анализ не вызывает трудностей. Это четырех этажное здание со развитой усадебной композицией плана и трехъярусным пилястровым членением фасада. Как и в случае с другими итальянскими постройками Петербурга, ассоциацию у иностранцев вызывал рисунок фасада.

Планировка здания далека от итальянских источников и ее прототипы надо искать в приемах европейского дворцового строительства 17 в.(43) На фасадах же мы имеем гольдмановскую венецианскую схему. Венчание боковых ризалитов носит весьма характерную форму щипцов с вогнутыми краями. Она была широко распространена в жилой голландской архитектуре 17 в. и, возможно, восходит к форме завершения боковых ризалитов виллы Барбаро в Мазере.(44)

Известно, что первоначальный этап строительства этого здания связан с уже знакомым нам итальянским архитектором Д.М.Фонтана, которого в 1713 г. сменили Д.Трезини и Г.Шедель.

Последнее из описаний раннего Петербурга, в котором присутствуют интересующие нас определения, принадлежит немецкому путешественнику Ф.Х.Веберу. Вернувшийся в 1720 году из Петербурга он, указал в своих записках о России, что в Петербурге есть(45):  «... дом князя (Меншикова –АА); он возведен из кирпича в три  этажа в итальянском стиле и крыт большими железными листами, окрашенными в розовый цвет. (…) Затем следует княжеский сад и летний дом. Дом хотя только деревянный двухэтажный, однако очень хорошо выстроен в итальянском стиле и с красивыми покоями».
 
Со своей стороны добавим к выше цитированным впечатлениям свои собственные. В 1710 г. за пределы Петербурга на берег Финского залива был перевезен первый деревянный Летний дворец(46), дав начало усадьбе Петра I Екатерингоф. Дом реконструировал Д.Трезини. Благодаря гравюре А.Зубова мы можем его себе представить.(47)

Большой тосканский ордер на двух этажном фасаде, вход в центре – этим, собственно говоря, и исчерпывается его архитектурное решение. Конечно, можно по рассуждать о таких его возможных прототипах, как дворец Морица Оранского в Гааге, но проще вновь обратиться к Гольдману. «Das Freystehende Haus», предложенный в качестве проекта загородного дома, наиболее близкий образец для возможного подражания.(48)
 
Кроме дворцовых построек Д.Трезини предполагал возвести в классицистическом стиле Александро-Невскую лавру. На гравюре А.Зубова 1717 г. представлен его проект, так и не получивший воплощения. Корпуса лавры оформлены большим равномерно стоящим пилястровым тосканским ордером:  большом - на фасадах главных крыльев, поэтажным – крайних флигелей, но главное – это решение лаврского собора. Его строгий пилястровый фасад завершается щипцом с волютами, из которого вырастает колокольня. Это решение Трезини повторил в Петропавловском соборе. Первоначальный вид западного фасад храма виден на гравюре Е.Г.Виноградова.(49) Трезини воспользовался фасадной схемой Серлио(50), соединив ее с пространственным решением церковного здания, предложенным Е.Фуртенбахом Младшим(51), и отказавшись от парных башен.

Подведем итог поставленному эксперименту и проанализируем полученные результаты.

«Лакмусовая бумага» дала положительную реакцию. Мы получили совпадающие свидетельства иностранцев, количество которых (четыре человека), позволяет рассматривать результат как статистически вероятный. Следовательно, итальянский стиль или правильная архитектура некоторых сооружений Москвы и Петербурга первой четверти 18 в. состоявшийся факт. В таком случает возникает законный вопрос, почему художественные особенности этих построек, достаточно далеко отстоящие от реальных итальянских прототипов, интерпретируются иностранцами как правильные? Ответ на него и дают выше отмеченные выставки.

Как показала представленные на них материалы, ни в одной из представленных на них стран, а их не мало – Англия, Голландия, Швеция, Польша, Дания и др. – в период первой волны интереса к классической архитектуре в пределах 17 столетия не было возведено ни одной постройки, прямо воспроизводящей примеры из Палладио, Скамоцци или Серлио, даже в том случае, когда за дело брались такие последовательные апологеты Палладио, как Индиго Джонс или Константин Хъюгенс. Бесспорно, главный вектор интереса в заальпийской Европе 17 в. направлен на познание и приобщение к классическим архитектурным формам, то есть тем необходимым художественным средствам, которые позволяли создавать светскую архитектуру и достойно выражать социальные, а иногда и интеллектуальные,  амбиции заказчиков. Северным европейца, как и русским заказчикам в начале 18 в., нужны были прежде всего готовые рецепты новой светской архитектуры. Итальянцы же, к концу 16 в.,  в изданной ими теоретической литературе в лице Серлио, Виньолы, Палладио и Скамоцци, практически решили все необходимые вопросы и предложили эти готовые правила, начиная с принципов построения ордерной композиции на фасаде, и заканчивая проблемами удобства и типологии зданий, в соответствии с социальным статусов заказчика(52), а также предоставили не мало образцов.

Просвещенные европейцы, жившие в Северу от Италии, в течении 17 в. не только стремились посетить alma mater классической архитектуры, но и многократно переиздавали наиболее удобные для практического применения трактаты, а также создавали на их основе свои собственные, дополняя знаменитых учителей собственными идеями и образцами. Список таких изданий огромен, и они не раз уже привлекали внимание современных исследователей.(53)
 
К концу 17 в. понятия правильной архитектуры стали устойчивыми и общепризнанными. В этой связи еще раз отметим упоминавшегося ранее немецкого математика и правоведа Николауса Гольдмана, полжизни проведшего в Голландии в качестве профессора Лейденского университета, где он преподавал математику и архитектуру. Его лекции по архитектуре  слушали некоторые из практиковавших в последствии в классицистическом стиле архитекторов(54), а многолетний труд был опубликован в оригинале и с дополнениями учеником Гольдмана Л.Х. Штурмом.(55) Эти публикации, как и сами лекции Гольдмана, оказали огромное влияние на весь немецко-говорящий регион Европы и «сравнимы с влиянием Скамоцци на итальянцев».(56) В этой связи хотелось бы отметить, что Гольдман был чистым аналитическим теоретиком, он не построил ни одного здания. Его труд стал своеобразной квинтэссенцией представлений о правильной архитектуры, формула которой была выведена им с чисто математическим педантизмом.

Все наши свидетели были выходцами из Северной Европы, их представление об итальянском стиле живая иллюстрация усвоения этой математической выкладки Лейденского профессора.

В начале 18 в. новая правильная архитектура становится востребованной в реформируемой Петром Великим России, где все вытекающие из этого задачи решаются с невероятной быстротой.

Хроника становления русского «палладианства» выглядит следующим образом.

1702 г. – в Москве построен дом Головина по «правилам архитектуры».
1709 г. – выходит первое компилятивное издание русского Виньолы.
1712 г. – выходит второе издание русского Виньолы
1715 г. – русские пенсионеры-архитекторы оправляются в Италию и Голландию.
1716 г. – Ю.Кологривов переводит первую книгу I Quattro Libri dell’Architettura Андреа Паладио.
1722 г. - выходит первый перевод Regole delle cinque ordini d'architettu Дж. Б. да Виньолы по римскому изданию 1617 г.
1763 – пенсионер Петербургской академии художеств архитектор Василий Баженов получает звание академика академии Св. Луки в Риме.
1765 г. – В.Баженов проектирует увеселительный дом в окрестностях Екатерингофа и отмечает в пояснительной записке к проекту, что:  «пропорции сему дому я дал Палладиева вкуса, кой  в строении увеселительных домов более других я почитаю».
1779 г. – в Петербург приезжает Джакомо Кваренги.
1798 г. – выходит первый русский перевод I Quattro Libri dell’Architettura Андреа Паладио, сделанный архитектором-любителем Н.А.Львовым .
---
Ответ автора на вопрос, поставленный в начале статьи:

«Россию следовало бы включить в состав участников «палладианских» выставок  и расположить вслед за Германией или Швецией. Материал того стоит!»

• Статья написана при поддержке фонда „Swedish Institute“.

Сноски:

1   См. каталоги - Bauen nach der Natur – Palladio. Die Erben Palladios in Nordeuropa / Herrausgegeben von Jцrgen Bracher. Ostfildern: Hatje, 1997:  Beltramini G., Burns H., Forster K.H., Oechlin W., Thoenes Ch.
Palladio and Northern Europe: Books, Travellers and Architects
Skira, Geneva-Milan 1999
2   Burns H. French attention to Palladio and its subsequences outside France // Beltramini G. Op sit. P. 18.
3  Ibid. P. 42 - 50
4  См.: Bauen nach der Natur… Katalogband. S. 41.
5  См.: Harris J. The Palladian Revival: Lord Burlington, his villa and garden at Chiswick. New Haven, 1994.
6  См.: Hirsh E. Dessau-Wцrlitz. „Zierde und Inbegriff des XVIII. Jahrhunderts“. Mьnchen, 1985.
7  В сентябре 1787 г. Гете писал фрау фон Штерн о купленном недавно трактате Палладио: «Я нашел книгу в Падуе, сейчас я ее изучаю, и как будто бы шоры упали с моих глаз, туман рассеивается и я прозреваю явление. Это бесспорно величайшая из книг». – цит. по: Kruft H.-W. A History of Architectural Theory from Vitruvius to the Present. N.-Y. 1994. P. 88
8  Burns H. Op sit. P. 19.
9  Корб И. Дневник путешествия в Московское государство //Рождение империи. М., 1999. С. 81.
10  Отметим, что к началу 18 века Голладия имела хороший опыт освоения основ классической архитектуры, который был представлен, как деятельностью архитекторов - П.Пост, Я. Ван Кампен ,  братья Вингбоонс и др, так и серией адаптированных итальянских трактатов – Andrea Palladio. Verhandeling vande vyf Ordenen der Bouw-Konst..., C. Danckerts, 1646 (малый формат!); Andrea Palladio. De vier boecke der architecture; V. Scamozzi. Grondregulen der Bouwkonst ofte uytnementheyt vande vyf orders der architecture. Amsterdam: C. Danckerts, 1640 (6 книга);  V. Scamozzi. Bouwkonstige Wercken…, Amsterdam: C. Danckerts, 1661 (3, 6  книги).
11  Путешествие через Московию Корнелия де Бруина / Пер. Е.В.Барсова. М., 1873. С. 110.
12  См.: Евангулова О.И. Дворцово-парковые ансамбли Москвы первой половины XVIII века.  М., 1969. С. 24.
13  А.Шхонебек. «Головинская усадьба» (1704); Главный дом - ГНИМА им. А.С.Щусева. № 308а.
14  Вопрос о планировочной структуре этого здания мы не ставим, т.к. планировка не находит ни каких аналогий и скорее всего является просто утилитарной.
15  Ottenheym С. Classicism in the Northen Netherlands //  Beltramini G. Op sit. P. 151 – 151.
16  Scamozzi V. L’idea della architettura universale. Venice, 1615. Part 1, Book 1. P. 5f.
17 Путешествие … де Бруина . С. 248.
18  Здание Главной аптеки имело каре-образный план с внутренним двором. Значимость одного главного фасада подтверждает несоизмеримая разница в использовании архитектурных средств на фасадах: боковые имели лишь оконные обрамления, тогда как главный содержал развитую ордерную декорацию. Не случайно до нас не дошло ни одного изображения здания аптеки со стороны кремлевской стены. Боковые виды сооружения маловыразительны и случайны. – См. например картину Ф.Я.Алексеева «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве» (1811. Х.М. ГТГ).
19  Отметим, что именно дорический ордер в том его понимании, которое было представлено в итальянских и европейских архитектурных трактатах, начиная с «Regole generali di architecttura sopre le cinque maniere degli edifici…» С.Серлио, был впервые использован на главном  фасада Главной аптеки.
20  У аптеки была еще одна уникальная черта - все декоративные детали здания: обломы, базы и капители, дорический фриз и др. были выполнены из изразцов. Обойдем эту особую черту Главной аптеки молчанием, т.к. рассуждения о том от куда это взято и что значит – уведут нас далеко от темы данной статьи.
21  Путешествие … де Бруина . С. 246.
22  Кипарисова А.А. Лефортовский дворец в Москве // Сообщ. ин-та истории и теории архитектуры Академии. Архитектуры СССР. М., 1948. В. 9. С. 49.
23  Например: Casa Antica Romana из Scamozzi V. L’idea della architettura universale. Venice, 1615. Book 3. P. 25.
24  Например: вилла в Тъене, Сарасето и др.
25  Строительство Лефортовского дворца было начато во время Великого посольства в 1697 г.
26  Петров П.Н. Материалы по истории строительного части в России. СПб., 1869. С. 5.
27  (Геркенс) Точное известие о… крепости и городе Санкт-Петербург, о крепостце Кроншлот и их окрестностях…// Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. СПб., 1991. С. 54.
28  Это здание изображено на втором плане гравюры А.Зубова «Васильевский остров» (1714).
29  Николаус Гольдман (1611-1655) преподавал математику в Лейденском университете и был чистым теоретиком архитектуры. Никогда не занимался практикой. Работал над своим архитектурным трактатом более 30 лет.
30  Goldmann Nicolaus. Vollstдndige Anweisung zu der Civil-Bau-Kunst... herausgeben von Leonhard Sturm, Wolfenbьttel, 1696. Fig. 11
31  (Геркенс) Op. sit. С. 54.
32  Богданов А.И. Историческое, географическое и топографическое описание Петербурга… дополненное и изданное…В.Рубаном. СПб. 1779.
33  Богданов А.И. Op. sit. Op. sit.   С. 34-35.
34  Богданов А.И. Op. sit. Фиг. 3, 4.
35  См. гравюру А.Зубова «Адмиралтейство» (1716 г.). Возведены Д.Трезини в 1711 г., 
36  Богданов А.И. Op. sit. С. 159.  Фиг. 60. Построен в 1712 г
37  Богданов А.И. Op. sit. С. 476.Фиг. 96. Указаний на дату строительства нет.
38  Богданов А.И. Op. sit.С. 86. Фиг. 28.Основана в 1711 г
39  The National Museum. Stockholm. Тessin Нorlemann Сollection (THC) - #186а. Надпись на рисунке сообщает, что это «так называемый «Ивановский дворец» – императорский дворец по Петергофской дороге в 14 верстах от С.-Петербурга, где жила царица Прасковья Федоровна».
40  ТНС – #202.
41  Распространение интереса к классической итальянской архитектуре в Швеции также начинается в 17 в. – замок Vibyholm (Sцdermanland ) дворец Makalцs (Stockholm) основаны на плане виллы Вальмарана, строительство Ritterhus архитекторами С. де ла Валле (Simon de la Valleб), Генрих Вильхельм (Heinrich Wilhelm), Юстус Вингбоонс ( Justus Vingboons) велось в соотвествии с правилами архитектуры  и т.д.
42  Эренмальм Л.Ю. Описание города Петербурга вкупе с некоторыми замечаниями // Беспятых Ю.Н. Указ.соч. С. 93.
43  Подробнее см.: Hallstrцm B.H. Der Baumeister Andreas Schluter in St. – Peterburg // Konsthistorish Tidskift. 1961. N 16. S. 95 - 126.
44 Andrea Palladio. I Quatto Libri dell’Architettura. Book II, plate 34.
45  Из книги Фридриха Христиана Вебера «Преображенная Россия» // Беспятых Ю.Н.  Op. sit.
 С. 115.
46  Горбатенко С.Б. Петровский Екатерингоф // Памятники истории и культуры Петербурга. СПб., 1997. С. 27.
47  А.Зубов «Катерингоф» (1717)
48  Goldmann Nicolaus. Vollstдndige Anweisung zu der Civil-Bau-Kunst... herausgeben von Leonhard Sturm, Wolfenbьttel, 1696. Т. 70.
49  Гравюра сделана по рисунку М.И.Махаева 1749 г. - «Проспект вверх по Неве – реке от Адмиралтейства и Академии Наук» (1753 г.)
50  Tutte I'opera d'architettura di Sebestiano Serlio. Bolognese in Venetta. MDLXXXIIII. L. 5. Inv. 218.
51  Furttenbach J. der J. Kirchen Gebaw. AugЯpurg, MDCXLIX. #2,3.
52  См.: Kruft H.-W. Op. sit. P. 66 – 109.
53  См.: Forssman E. Sдule und ornament. Studien zum Problem des Manierismus in den nordischen Saulenbuchen und Vorlagsblattern des 16 und 17. Jahrhunderts. Stockholm,1956; Architect und Ingenieur. Ausstellung der Herzog August Bibliotek. Wolfenbьttel / Konz. der Ulrich Schьtte. Hmbg., 1992; Kruft H.-W. Op. sit.
54  Например, датчане Вилим Ворт (Willum Wort)  и Томас Валгенштен (Thomas Walgensteen) слушали лекции Гольдмана в 1658 г. Проекты некоторых сооружений, возведенных в Дании в 17 в., например,  замков Фредерихсдал (Frederisdal) и Шарлотенбург (Charlottenburg) близки своим архитектурным решением итальянским дворцам раннего Петербурга. – См.: Bauen nach der Natur – Palladio. S. 205 – 206.
55  Kruft H.-W. Op. sit. P. 177-179
56  Ibid. P. 179.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру