Некоторые рекомендации по организации изобразительной  студии

Некоторые рекомендации по организации изобразительной студии

Или новый подход к преподаванию изобразительной деятельности

Бумага получила свое название от водяного растения папирус, из которого еще в Древнем Египте делали листы, используемые для письма. Разновидности бумаги — газетная, ватман, полуватман, мягкие виды полукартона, картон цветной, гофрированный картон, папиросная, промокательная, салфетки, калька.

Бумажная пластика — изготовление объемных поделок из бумаги. Обычно, получив бумажные полоски разной длины и ширины, дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединяя одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции.

Рваная бумага — чаще всего газеты, которые малыш сминает, рвет, бросает, наслаждаясь при этом производимым шумом и изменением формы бумаги, которая целиком зависит от действия его рук. Новые формы, возникшие при разрывании бумаги, можно наклеить на основу.

Мятая бумага. Сначала желательно использовать мягкие сорта бумаги (папиросную бумагу, промокашки, салфетки), а потом более жесткие. Дети младшего дошкольного возраста, сминая бумагу, создают определенные предметы. Например, тонкой цветной папиросной бумаге можно придать форму цветка и наклеить его на основу — корзиночку — или собрать из цветов яркий букет. Дети среднего и старшего дошкольного возраста могут самостоятельно и осмысленно, сминая бумагу, создавать определенные формы, необходимые им как детали для игрушек. А для развития у детей слуховой чувствительности можно провести интересную игру. Берут те сорта бумаги, которые при сминании сильно шуршат, такие как калька, папиросная бумага, копировальная. Дети по шуму определяют тот или иной сорт бумаги. Сгибание бумаги сводится в основном к повторению устоявшихся форм и выполняется поэтапно по указанию взрослого. Способ получения поделок из бумаги путем сгибания пришел из Японии и называется оригами (ори — по-японски сгибать, гами - бумага).

Гофрированный картон — особый вид картона. Одна из его сторон гладкая, другая сжатая, волнистая. Особенно удачными получаются из него различные механизмы и транспортные средства, поскольку этот материал дает возможность сделать колеса поделки подвижными.

Папье-маше — плотный материал, изготовленный из жидкой массы: измельченной и размоченной в воде бумаги (чаще всего газет) с добавлением какого-либо связывающего вещества (клея, мела, глины). Во влажном виде смесь легко приобретает нужную форму, а после сушки ее можно раскрасить и покрыть лаком. Изделия из папье-маше отличаются большой прочностью и легкостью. Самый простой способ работы: дети окунают ладони в клей и влажными руками придают большим газетным листам любую желаемую форму. Под воздействием клея бумага размокает и дает возможность создавать рельефные композиции, макеты, фигуры животных. Другой вариант заключается в том, что газету разрывают на полоски разной длины и, смачивая их клеем, оборачивают двумя-тремя слоями пластмассовые баночки из-под различных косметических средств или средств бытовой химии. Гладкая поверхность формы достигается за счет того, что ребенок проводит ладонью с клеем по каждому слою газеты.

Возможные ошибки: Нельзя прерывать эту игру с целью быстрого получения готового изделия или формы, похожей на конкретный предмет. Ребенок придет к этому постепенно, приобретая в игре опыт работы с различными видами бумаги.

Не следует навязывать детям готовые образцы, нужно побуждать их находить решения самостоятельно.

Нельзя требовать, чтобы дети сидели за столами. Они могут спокойно передвигаться, быть свободными в своих действиях с бумагой.

Поскольку в играх чаще всего используются газеты, их необходимо иметь в достаточном количестве, особенно для детей младшего возраста. Конечно, такого рода игры создадут беспорядок. Однако не следует постоянно одергивать детей, призывая их убрать помещение. Пока длится игра, необходимо поддерживать у ребят хорошее настроение, о порядке надо забыть. А затем уже предложить детям в виде игры провести уборку: одним складывать большие предметы в определенное место, другим переносить или перевозить эти предметы на склад.

Работу в технике оригами и бумажной пластики лучше всего предлагать детям старшей и подготовительной групп. Для выполнения данного вида работы дети должны уже обладать достаточным опытом: уметь хорошо вырезать, клеить, работать ножницами, закручивать края бумажных полосок для получения эффекта воздушности и т.д.

Ткань получают в результате переплетения волокон растительного и животного происхождения или же синтетических. Самая распространенная техника производства текстильных материалов — ткачество. Ткань относится к группе неоформленных материалов, так как дети получают различного размера лоскутки, из которых они затем вырезают, шьют, склеивают, делают разные поделки и игрушки.

Веревки получают путем скручивания волокон конопли. Толщина веревки, ее мягкость, эластичность зависят от количества спряденных волокон и способа их переплетения. Скручивая, переплетая и связывая веревку, можно создавать различные пространственные композиции, в которых выделяют основные художественные элементы: точку (узел), линию (нить различной толщины и направления), пятно и поверхность. Сначала дети протягивают кусочки веревки через кулак, стараясь определить ее длину и знакомясь с материалом. Затем они пытаются расщепить веревку на волокна, завязывать узлы, создавая при этом новые формы. Дети старшего возраста могут научиться плести с помощью узелков (основной способ плетения в технике макраме) из двух нитей. Узелки располагают по-разному (часто или редко), что также создает интересный эффект.

Проволока. В основном применяют мягкую проволоку (медную, алюминиевую, оцинкованную, в полихлорвиниловой оболочке). Проволока удобна для создания как плоских, так и объемных поделок. При выполнении плоских поделок выявляется контур предметов — это похоже на рисунок карандашом. Сгибая проволоку, можно получить стилизованные силуэты птиц, рыб, животных в различных позах. Пространство между линиями (внутри контура) можно затянуть другой, более тонкой проволокой, которая расположением линий помогает выявить структуру предмета (строение крыла бабочки, направление перьев у птицы).

Возможные ошибки: В работе с материалами (ткань, веревка, проволока) особенно важно соблюдать правила техники безопасности. Для младшего возраста такого рода занятия лучше проводить в индивидуальном порядке или с небольшой подгруппой (3-4 ребенка). Работают малыши только руками.

Если ребенок без конца выполняет не связанные между собой элементы в работе с веревкой или проволокой, можно показать ему способы их соединения.

Для детей среднего возраста работу лучше тоже организовать по подгруппам. Для расширения их опыта в работе с материалом можно предложить такие предметы, как карандаши, палочки, на которые можно наматывать веревку или проволоку.

Изготовление ювелирных украшений - интересное занятие для детей старшей и подготовительной групп, особенно для девочек. Можно использовать для работы кусачки, молоток, ножницы. В качестве основного материала используется ткань, веревка, проволока. Дополнительный — различные бусинки (стеклянные, керамические, деревянные), камешки красивой формы, бисер.

Природный материал — засушенные растения, солома, тополиный пух, шишки, древесная кора, мох, песок, глина, камешки, ветки. Из засушенных растений выполняют композиции как из целых растительных форм, так и из отдельных частей растений. Кроме того, выразительные сюжеты получают вырезанием различных форм из природного материала.

Солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из стеблей, находящихся под разными углами по отношению к свету, композиция передает неповторимую игру: блестит, как золото. Для работы используют соломенные ленты, которые специально подготавливают.

Тополиный пух лучше всего смотрится на бархатной бумаге, клеящие составы для него не нужны. Пуху можно придать разнообразную форму, например закатать прямыми движениями пальцев жгутики. Жгутиками прокладывают тонкие линии — травинки, ветки, лапки. Иногда тополиный пух закатывают в шарики круговыми движениями пальцев. Из этих шариков делают зрачки глаз, нос, пуговицы, горошинки.

Шишки, древесная кора, мох могут использоваться и как самостоятельный материал, и как часть композиции. Например, для создания декораций лесных сказок. А сами персонажи — отдельные фигурки из еловых и сосновых шишек, желудей, семян растений.

Песок, глина, камешки особенно интересны для детей. На песке можно рисовать какой-нибудь контур камешками, или же просто выстраивать линии в разных направлениях, или вдавливать камешки во влажный песок. Песок лучше всего помещать в пластмассовые поддоны (крышки от коробок). Мозаичные картины можно делать также и на глине. Для таких работ следует собрать много камешков различной формы, цвета, размера и фактуры, чтобы дети могли свободно подбирать нужную им форму и использовать в различных комбинациях.

Ветки являются прекрасным материалом для поделок. Сам их вид вызывает желание использовать ветки для творчества. Они привлекают своей формой, различным расположением побегов, разнообразной структурой коры.

Возможные ошибки: Не следует в работе с природным материалом предлагать четкий образец и последовательность работы.

Природные материалы сочетаются только с природными материалами или в крайнем случае с материалами природного происхождения (веревкой, грубой льняной или хлопчатобумажной тканью, мешковиной — например, при изготовлении игрушек из кукурузных стеблей).

Семена, листья, солома и другие природные материалы, наклеенные на белую бумагу, неизбежно вызывают у нас ощущение искусственности, так как эти материалы не сочетаются между собой.

О коллаже и аппликации

У каждого материала свой характер. Например, работа с красками во многом зависит от нажима кисти, линия может получаться четкой или размытой. При рисунке углем она более рыхлая, мягкая. Фломастер оставляет сочные штрихи одинаковой толщины. Но так ли принципиально искать точное определение для коллажа и аппликации? Да, так как путаница в терминологии влечет за собой ряд ошибок: теряется художественная идея произведения, нарушаются подбор и сочетание материалов. От этого во многом зависит результат детского творчества, а значит, для работы важно, в какой технике она выполнена и как будет называться.

Так что же такое коллаж, а что такое аппликация?

Коллаж — сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объеме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения.

Аппликация — один из видов изобразительной техники, основанный на использовании однородных материалов, которые фиксируются в одной плоскости, на какой-либо поверхности, принятой за фон, раскрывая сочетанием формы и цвета замысел художника.

Несмотря на то что особое распространение коллаж получил в ХХ веке, он не является новейшим изобретением. Аналогичные приемы работы можно встретить в иконах, где сочетаются разнородные материалы: живопись, золото нимбов и фона, богатый драгоценный убор.

Коллаж можно поставить в один ряд и с обманками, которые широко использовались в искусстве XVII-XVIII вв., когда существовал своеобразный тип натюрморта, в котором вещи с иллюзорной достоверностью изображались на фоне деревянного щита, также выполненного на холсте. Вынесение изображаемых предметов из глубины пространства непосредственно на плоскость картины придает им почти осязаемую реальность.

Начиная с последних десятилетий XIX века, в эпоху стиля модерн началось широкое применение коллажа. Обращение к нему художников произошло не столько сознательно, сколько интуитивно, в процессе поиска усиления декоративности звучания произведений. Так, Пабло Пикассо и Жорж Брак создают натюрморты, населенные элементами быта художников. Среди изображений часто встречаются музыкальные инструменты: кларнет, гитара, флейта. Коллаж может состоять и из фрагментов, теснящих друг друга, перерубающих поверхность одного предмета другим. В качестве образных средств в коллажах художники нередко использовали печатный материал: газеты, обои, этикетки. Примером могут служить работы Пабло Пикассо "Музыкальные инструменты" и "Композиция с гроздью винограда и разрезанной грушей". В первой работе Пикассо компонует элементы не одного инструмента, а трех. Детали гитары, скрипки, мандолины, ноты, обои призваны создать отвлеченную композицию, настолько же оторвавшуюся от реально-бытовых значений, как это происходит в музыке. В другой работе линии, разграничивающие плоскость на прямоугольники и треугольники, не выявляют, а скрывают конкретные формы. Но чем менее предметны формы, тем вещественнее средства изображения. Функцию предметности берут на себя реальные опилки, песок и обои.

Говоря о коллаже этого периода, нельзя не сказать о положении дел в России. Не оставили без внимания это нововведение и русские художники. Его применяли в своих работах Лентулов, Попова, Розанова, Гончарова. В жанре коллажа Розанова решает чисто живописные задачи: выделение свойств цветовых плоскостей, эффекта их взаимодействия. Фактура бумаги или ткани используется исключительно для характеристики цвета, а в законченном коллаже бумага теряет качество вещи. Возникает особое ощущение пространства, созданного цветовыми плоскостями. Так, в картине Рабочая шкатулка наполняющие шкатулку принадлежности для шитья представлены художником в виде фрагментов, подчиненных плоскостному ритму. Разнообразие фактур подчеркнуто введением в живопись подлинных предметов: кружева, пакетика для иголок. В этой работе предметы выступают в особом качестве — знака.

В технике коллажа работают и современные художники. Оформление журналов, рекламных проспектов, подготовка эскизов для кино— и видеофильмов — это лишь малый перечень направлений, где коллаж используется с наибольшим эффектом.

Коллаж сегодня сформировался как самостоятельное явление, обрел свой художественный язык.

Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Вот уже многие столетия аппликация находит самое широкое применение и распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков — гербов. Гербы должны были быть отчетливо видны с двух сторон, что и привело к развитию вышивки аппликацией. Но особенного процветания аппликационные работы достигли в XVI в. в Италии и Испании в церковном одеянии. Они характерны повторением одного и того же мотива и контрастными сочетаниями тонов. Самым модным было сочетание красного, желтого и зеленого цветов.

На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. История ее возникновения связана с началом производства бумаги. А наиболее молодым видом аппликации считаются черные силуэты, вырезанные из бумаги. Силуэт как вид изобразительного искусства возник еще в глубокой древности. Черные плоские профильные фигуры украшали греческие вазы. Возродилось искусство силуэта во Франции. Здесь же появилось и само название силуэт. При дворе Людовика XV главным контролером финансов был некий Этьен Силуэт. Он провел ряд реформ, в одной из которых предлагал сократить личные расходы короля. В результате чего Силуэт стал предметом всеобщих насмешек высшего общества и вынужден был уйти в отставку. Любимым делом для него стало вырезание из черной бумаги различных картинок. Появилась даже карикатура в виде теневого профиля самого Силуэта. Так родилось название силуэт. Оно дошло и до наших дней.

В России конца XVII — начала XIX в. силуэты были также модны. Вырезание силуэтов стало любимым занятием не только художников-профессионалов, но и дворянства. В первой половине XIX в. крупнейшим мастером силуэта был граф Ф.П.Толстой. Его работы отличаются высоким художественным мастерством, выполнены с ювелирной тонкостью.

Аппликации уделяли внимание и видные художники зарубежных стран. Интересны и своеобразны аппликации французского живописца Анри Матисса. Художник окрашивал белые листы бумаги яркой гуашью, а затем вырезал из нее силуэты. Главную роль в его работах играет цвет. Матисс утверждал, что цвета, которые можно применять для изображения предметов и явлений природы, сами по себе, совершенно независимо от этих предметов, обладают силой воздействия на чувства зрителей. Вырезая отдельные фигуры и формы, меняя цвета и фоны, Матисс создал ряд колоритных декоративных работ.

Одним из видов аппликации является жанр, получивший название флоризм. Художники-флористы используют необычный для аппликации материал — засушенные растения, солому, тополиный пух и др.

После этого небольшого исторического обзора я хотела бы более подробно рассмотреть возможности использования коллажа и аппликации в работе с детьми дошкольного возраста.

Если исходить из определения, то понятие аппликации включает в себя способы создания художественных произведений из различных материалов, объединенных сходством техники выполнения, при этом материалы должны быть однотипными — например, если основа тканевая, то аппликация выполняется из кусочков ткани, картон сочетается с вырезками из цветной бумаги. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определенное влияние на технику исполнения. Например, бумага и засушенные растения приклеиваются к фону различными клеями. Ткань, кожа, мех — пришиваются. Эти материалы доступны для работы как в младшей, так и в старшей и подготовительной группах. Чтобы исключить применение ножниц, малыши могут использовать рваную и мятую бумагу (примером могут служить работы Море и Цветы в корзине). Для педагога не вызовут особой сложности подбор материала и способы его сочетания с основой (это может быть бумага, различная по своим свойствам: картон, папиросная, цветная). В дальнейшем, в среднем и старшем возрасте, когда дети начинают самостоятельно трактовать сюжет для аппликации, они могут использовать трафареты и контурное вырезание, где навыки обращения с ножницами, клеем позволяют подходить к работе более творчески. В большинстве случаев в качестве исходного материала используется бумага в различных сочетаниях. Примером может служить работа Осенний ковер. Фон — плотный картон. Изображение — рваная, мятая бумага. Обобщая, можно сказать, что аппликация — наиболее простой и доступный способ создания детьми художественных работ, сохраняющих реалистическую основу самого изображения. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, гармоничное сочетание цветовых пятен.

В самом определении коллажа заключена его специфика, а именно сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объеме, образуя композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения. Материал для коллажа доступен как младшему, так и старшему дошкольному возрасту: бусинки, пуговицы, бумага, вырезки из журналов, кусочки ткани и т.д. Более того, дети, играя, применяют эти предметы, наделяя их определенным значением. Бусинка — принцесса; кусочек меха — злой медведь; кружево — льдина, плывущая по реке. Так почему бы из игры не перенести эти персонажи в картину, где творческая идея ребенка будет реализована с помощью такого необычного материала. Работы Портрет гриба и Ежик будут называться уже не аппликацией, а коллажем.

Особенно важно для педагога, который готовит занятия по коллажу, понимать, какую смысловую нагрузку несет тот или иной материал. Почему именно для данной работы недостаточно только живописного решения и не будет ли дополнительный материал затруднять ее понимание. Поэтому многое в коллаже зависит от символичности изображения. Дети сами придумывают эти символы и используют их в работе. Реалистичность сюжета может быть заменена абстрактными формами. Очень важным моментом, относящимся непосредственно к изобразительной деятельности ребенка, является словесный комментарий, своего рода пояснение, расшифровка изображения. Коллаж помогает маленькому художнику адаптироваться в мире изобразительного искусства, постепенно постигать цветовую грамоту, овладевать знаниями по живописи и графике. Так детская работа, выполненная на основе монотипии с использованием пуговиц, кружева, веточек деревьев и бусинок, под названием Гром в лесу сопровождается таким комментарием: Над лесом нависла огромная туча и уже слышны раскаты грома. Заяц (белая пуговица) успел спрятаться под кустом (кружево) и ждет, когда выйдет солнце (желтая пуговица), которое спряталось за тучу. Птицы (бусинки) расселись на ветках деревьев, их голоса не слышны. Скоро начнется дождь.

Педагог должен как можно лучше знать особенности изобразительных материалов, чтобы правильно подбирать и рационально использовать их, а также знакомить детей с доступными способами работы с каждым материалом в отдельности.

Аппликация

1. Поверхность (фон). Картон.
Материал деталей. Цветные картон и бумага.
Способ закрепления. Наклеивание при помощи клейстера или клея ПВА.
Последовательность работы. Нанести тонкий слой клея кисточкой на поверхность материала, детали приложить к фону, прижав сухой чистой тканью и выдержать так в течение 1-2 минут.
Варианты тем: Грибы, Времена года, Осенние ветки в вазе.

2. Поверхность (фон). Доски, срезы дерева, фанера, оргалит, бархатная бумага, картон.
Материал деталей. Солома.
Способ закрепления. Наклеивание при помощи клеев БФ-2, казеинового или столярного.

Последовательность работы. До наклеивания соломенные ленты раскладывают по цвету, затем разрезают их на полоски нужного размера, вырезают из эскиза изображение (например, листья), разрезают соломенные полоски по прожилке пополам, одну половину промазывают клеем и переносят ее на сухую чистую бумагу.

Варианты тем: Цветок, На прогулке, Парусник.

3. Поверхность (фон). Бархатная бумага (черная), белый ватман, листья кукурузы.
Материал деталей. Засушенные растения, цветы, травы, листья.

Способ закрепления. Закрепление с учетом специфики материала: плотные листья приклеивают клеем ПВА; растения, например ветки, пришивают нитками, подобранными в тон растения.

Последовательность работы. Клеящие составы наносят тонким слоем или капельками в одном-двух местах на обратную сторону растений. Для груза можно использовать два-три журнала.

Варианты тем: Лесные ягоды, Бабочка, Цветы к празднику.

4. Поверхность (фон). Только черная бархатная бумага и другие ее темные тона.
Материал деталей. Тополиный пух.

Способ закрепления. Клеящие составы не нужны (сухая аппликация).
Последовательность работы. Пушинки выкладываются на линии эскиза сначала тонким слоем, а затем густым в тех местах, где надо усилить оттенки. (Для корректировки используют пинцет или металлическую спицу.)
Варианты тем: Кошечка, Щенок Кузя, Пейзаж. Зима в лесу.

5. Поверхность (фон). Ткань: шелк, бархат, полотно, сукно, кожа. Фон всегда более прочный, чем сама аппликация.

Материал деталей. Кусочки ткани (ситец, сатин, шелк, батист, кружево).
Способ закрепления. Закрепление клеями: ПВА, БФ-6, клейстером, а также пришивание.

Последовательность работы. Пришивание: все вырезанные формы приметывают на фоне. Затем обшивают по краям обычной катушечной ниткой, мелкими стежками.

Приклеивание: использовать для вещей, не подлежащих стирке.
Варианты тем: Фрукты в вазе, Кукла, Сказочные герои.

 


Страница 2 - 2 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру