Некоторые рекомендации по организации изобразительной  студии

Некоторые рекомендации по организации изобразительной студии

Или новый подход к преподаванию изобразительной деятельности

От автора

В одном мгновеньи видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка,
В единой горсти — бесконечность
И небо — в чашечке цветка.

                             (Уильям Блейк)

Кажется, эти слова мог сказать ребенок.

Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в белоснежных лошадок, а небо помещается в бутоне цветка.

Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительным материалом. Например, нарисовав синее пятно и линии, идущие от него в разные стороны, ребенок большую часть времени тратит на рассказ: оказывается, это злой Бармалей, приехавший из Африки на поиски сбежавшей обезьяны, а одет он в длинный плащ, на голове шляпа, ноги в больших сапогах, а во рту трубка. Отлично, не правда ли? А что мы видим на самом деле? Темное пятно и линии... И смысл изображения понятен только маленькому художнику.

Вспомните, какое значение придает ребенок своим драгоценностям (камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам и др.). На взгляд взрослого, это ненужные вещи и предметы, а для ребенка они ценней и значимей, чем настоящие дорогие игрушки. Так почему бы эти необычные материалы не включить в детское творчество? Именно то, что ближе и понятней ребенку, должно помочь ему в изобразительной деятельности. Ведь все, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить. Каждая новая вещь — открытие, каждый новый навык — достижение и предмет гордости.

В процессе работы ребенок открывает для себя такие понятия, как линия, цвет, форма, ритм. Это порой происходит неосознанно, интуитивно, без заучивания законов и правил. Ребенок использует возможности ритма и цвета, не имея предварительных знаний о них, он просто увлекается доступным ему на данный момент материалом. Чтобы ребенок лучше представлял, осознавал, что он делает, и знал, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия. При этом крайне важно помнить, что направлять ребенка — это не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творчества и поисков способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний.

Любой предмет, даже совершенно неприметный в обычной жизни, в руках у ребенка оживает, преображается и несет смысловую нагрузку. Например, веточка кустарника, окрашенная белой краской, в одном случае может стать деревом, в другом — морским кораллом, а кружево из белоснежного айсберга превращается в крыло бабочки.

Детская работа не должна быть только живописной или графической. Она может и должна включать в себя и другие изобразительные материалы.

Педагогам, участвующим в образовательном процессе дошкольного учреждения, необходимо владеть основными методами и приемами руководства различными видами деятельности детей дошкольного возраста. Среди них большое место занимает изобразительная деятельность. Методика руководства изобразительной деятельности детей основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Сначала ребенку доставляет удовольствие ритм движения руки, которая удерживает и направляет пишущий предмет. Потом — в процессе дальнейших художественных занятий — ребенок начинает понимать, что линией можно заменить, изобразить или обозначить какую-то форму. Но если в 2,5 года ребенок может раскрепоститься в рисунке (главное желание — карандашом или краской оставить следы на бумаге) и сделать это быстро, не имея определенного замысла, то уже в подготовительной к школе группе появляются нерешительность, боязнь не справиться с работой. А желание творить в младшем школьном возрасте может вообще пропасть из-за неумения, на взгляд ребенка, правильно нарисовать что-то.

Из-за чего это происходит? Причины могут быть разными, в том числе не последнюю роль играет неверный подход педагога к преподаванию изобразительной деятельности, проявляющийся в следующем:

Ребенку навязываются определенные штампы и стереотипы (трава — зеленая, небо — синее).

Отрабатываются алгоритмы изобразительной деятельности (чтобы нарисовать правильно, нужно повторить образец, например, круги в изображении снеговика).

Исключается возможность самовыражения ребенка в цвете, линии (использование чистых цветов без смешивания красок, четкая обводка контура, как в мультипликации).

Педагоги не всегда способны предоставить детям для работы разнообразные изобразительные материалы (рисование — только цветными карандашами, лепка — только пластилин, аппликация — только цветная бумага).

Но самой главной причиной, на мой взгляд, является неумение педагогов развивать эстетическое и эмоциональное восприятие у детей.

Решение этой проблемы видится в новом подходе к преподаванию изобразительной деятельности. В частности, через направление артпедагогики (эмоциональное образование). Артпедагогика — одно из направлений арттерапии.

В последнее время слово арттерапия все чаще звучит в профессиональной среде психологов, педагогов, художников, людей, занимающихся детским творчеством, и у каждого есть свое видение того, что есть лечение искусством (арт — искусство, терапия — лечение). Я предлагаю свою формулировку. Арттерапия — это метод изменения состояния структуры мироощущения человека посредством самостоятельной творческой деятельности, позволяющей выразить его эмоции и иные содержания психики.

Дошкольное образование многие годы было ориентировано на обеспечение лишь познавательного развития. Вместе с тем, само предназначение воспитания в дошкольном возрасте заключается не столько в получении знаний, сколько в становлении базовых характеристик личности ребенка — самооценки, социально-психологических особенностей общения с другими людьми. В творческой деятельности я вижу свою задачу не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе. На практике эта задача реализуется мной через направление артпедагогики, включающее в себя определенную методику, представленную в авторской программе Приглашение к творчеству.

У педагога-практика сразу возникнет ряд вопросов:

— В чем существенное отличие руководителя изостудии от педагога артстудии?
— Каким требованиям должна соответствовать артстудия?
— В какой последовательности проходят занятия с детьми дошкольного возраста?
— Какие формы работы используются в артстудии?
— Какая роль отводится подбору изобразительного материала?

Постараюсь точно и сжато ответить на эти вопросы.

Изостудии, которые существуют на базе дошкольных учреждений, в большинстве случаев возглавляются воспитателями, прошедшими специальную подготовку на базе городских или районных курсов по изобразительной деятельности. За редким исключением это художники или искусствоведы. Существенное отличие педагога артстудии от руководителя изостудии в том, что это должен быть специалист, знакомый с основами арттерапии как таковой и умеющий творчески применять свои знания к определенной группе людей (детей или взрослых).

Артстудия не лечебный кабинет, как это описывается у других авторов, а студия, в которой могут применяться некоторые из методов арттерапии. Поэтому в педагогическом направлении арттерапии специалист-практик ставит профессиональные задачи и предлагает пути их решения, отличные от классической работы арттерапевта.

Для арттерапевта наибольший интерес представляют следующие группы:

дети, пережившие кризисные ситуации;
аутичные дети;
дети с нарушением координации движения и речи;
психически больные дети.

Артпедагог в большинстве случаев работает с нормальными детьми, не имеющими особых отклонений.

В обычном понимании изостудия — это отдельное, достаточно просторное помещение, соответствующее определенным требованиям: освещение, наличие водоснабжения, оснащенность специальным оборудованием (мольберты, столы) с учетом возрастных особенностей детей и предназначенное как для индивидуальной, так и для групповой работы. В соответствии с этим изостудия, где педагог работает с детьми, модернизируется с учетом названных требований.

Артстудия — комплексное игровое пространство, включающее в себя этюдкласс, выставочный зал, музыкальную гостиную и изостудию. Эта модель создана исходя из моего практического опыта и возможности использования помещений на базе дошкольного учреждения. Под артстудию в здании типового детского сада отводится целое крыло со смежными кабинетами. Каждый из кабинетов выполняет определенную функцию и соответствует специфическим требованиям. Попадая на занятия в артстудию из группы, где ребенок проводит большую часть времени, он словно погружается в творческую атмосферу, чувствуя себя свободно и раскрепощенно. Для детей это пространство является не просто игровым — они воспринимают его как отдельный мир.

Этюдкласс — небольшой кабинет, пополам перегороженный занавесом, с сооруженным на полу подиумом. Основное предназначение — короткие пластические зарисовки, пантомима. Длительные выступления детей и присутствие зрителей не предполагаются, поэтому стулья необязательны.

Выставочный зал — центральная часть артстудии - достаточно просторное и светлое помещение. В оформлении используются репродукции картин профессиональных художников, детские работы, вставленные в рамы. Объемные прямоугольные модули различной величины, которые можно комбинировать между собой, используются для мелкой скульптуры и игрушек.

Музыкальная гостиная предполагает наличие музыкальных инструментов (фортепиано, гитара), а также звуковой техники. Здесь находятся стол со стульями и отдельный небольшой сервант (с набором посуды для чаепития).

Изостудия — самое светлое и просторное помещение с отдельной подсобной комнатой, где хранятся детские работы, пособия, изобразительный материал. Здесь обязательно должна иметься раковина. В целом студия воспринимается как большая комната, но в то же время условно она разграничена по зонам. Стена студии оформлена обоями в виде квадратной рамы. На полу — ковер. Маленькая перегородка ограничивает практическую зону, где стоят столы, мольберты. На противоположной стене висит экран. По краям — шкафы-стеллажи. Между ними стоят столик и два стула.

Ведущая роль в артстудии отводится художнику-педагогу, который планирует и проводит практические занятия с детьми, при этом для работы могут быть привлечены другие специалисты — психолог, логопед, музыкальный работник и физкультурный руководитель.

Инструменты и материалы, применяемые в изобразительной деятельности

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Конечно, не все из них можно использовать в детском саду. Некоторые слишком сложны для детей, некоторые требуют специальной подготовки, что в условиях детского сада не представляется возможным. Однако некоторое расширение знаний о художественных материалах по сравнению с существующим все же необходимо.

Материалы могут подразделяться на неоформленные и полуоформленные.

Неоформленные — бумага, ткань, нитки, проволока, фольга, шерсть, веревки. В каждом из этих материалов изначально не задано ничего, кроме их фактуры и размера. Ребенок эмоционально реагирует на каждый из этих материалов, связывая его с каким-либо реальным образом. Он создает что-то новое, изменяя форму, исследуя свойства и возможности материала.

Полуоформленные несут в себе какую-то изначально заданную смысловую нагрузку. Подразделяются они на искусственные и природные. Искусственные — коробки, пробки, детали каких-либо машин или приборов, пуговицы, браслеты, бусы и т.д. По-своему видоизменяя их, дети создают новые целостные композиции. Свойства и формы таких материалов близки к игрушкам-конструкторам: когда ребенок строит что-либо из коробок, он складывает и закрепляет их различными способами, и такая постройка ассоциируется у него с чем-то виденным в действительности.

Природные — опавшие плоды, веточки, листья, цветы и др. Из них можно создавать оригинальные поделки. Красота естественных красок и форм способствует развитию эстетического восприятия. При этом у ребенка не только формируется чувство прекрасного, но и развивается способность находить творческое применение всем этим предметам. Занимаясь с различными подобными материалами, ребенок одновременно развивает моторику кистей рук, художественное видение, обогащает свои знания и умения.

Педагог должен как можно лучше знать особенности различных изобразительных материалов, чтобы правильно подбирать и рационально использовать их, а также знакомить детей с доступными способами работы с каждым материалом в отдельности.

Каждая техника предполагает использование различных инструментов. Каждый изобразительный инструмент имеет свою специфику, что определяет способы работы с ним. Рассмотрим особенности каждого инструмента.

Карандаши (цветные, простые) позволяют более четко выделить линию контура, точнее всего передать форму и конструкцию. Карандашом можно провести узкую линию. При этом для получения более широкой линии требуется неоднократное движение, заполнение же цветом всего рисунка связано с многократными повторными движениями (сверху вниз, слева направо или же по косой). Чем большую поверхность нужно закрасить, тем дольше будут совершаться эти движения. Овладение карандашной техникой рисования необходимо потому, что контурный линейный рисунок — основа изображения.

Фломастеры всевозможных оттенков и цветов могут обладать специфическим запахом, при соприкосновении с бумагой оставляют сочные, яркие линии без особого нажима руки. Рисунок таким инструментом может быть выполнен как контурно, так и штрихом.

Возможные ошибки: Не учитывается тип карандаша. Для дошкольного возраста предпочтительнее использовать карандаши ТМ, М, 2М. Твердые карандаши не дают возможности показать толщину и цвет линии, что в свою очередь сказывается на качестве работы и усвоении материала. Мягкий карандаш позволяет производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги. Изменение интенсивности цвета достигается изменением силы нажима на карандаш: слабый нажим — более светлый цвет, сильный нажим — более интенсивный цвет.

Неправильно подбирается формат бумаги. Часто можно видеть, как для небольшого карандашного рисунка выдаются такие же большие листы бумаги, как и для работы красками. В результате лист оказывается незаполненным (много неоправданно пустого белого пространства, из-за чего рисунок плохо смотрится), или же ребенок, стремясь его заполнить, создает слишком крупное изображение и не успевает закончить рисунок.

Для работы с цветными карандашами предлагается цветная бумага, на которой полученное изображение плохо смотрится. Все это снижает качество рисунков, лишает их выразительности.

При работе с фломастерами следует объяснить детям правила обращения с материалом: обязательно закрывать колпачок, не набирать много фломастеров, не закрашивать большие пространства, расходуя цвет (с таким же успехом это можно сделать краской). Из-за длительного закрашивания рука устает, отчего у ребенка пропадает желание выполнять работу дальше.

Кисти — колонковые, беличьи, щетинные. Щетинные кисти предназначены для работы масляными красками, но могут быть использованы и в живописи темперными и гуашевыми красками (набрызг — встряхивание кистью, в результате чего получаются различные по форме и расположению точки, сухая кисть — для передачи фактуры пушистой шерсти животных). Беличьи и колонковые кисти используются в основном в акварели и гуаши. По форме они бывают плоские и круглые. Величину кисти обозначают номером. Номера плоских кистей соответствуют их ширине в миллиметрах, а номера круглых кистей — диаметру (также выраженному в миллиметрах).

Кисть — мягкая. Работа с ней не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает напряжение руки, характерное для работы с карандашом, поэтому при работе с кистью рука устает меньше. Линия контура кистью получается расплывчатой, недостаточно четкой. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрывать цветом большие поверхности рисунка без затраты усилий. Рисуя кистью, можно получить широкую линию, если опереться всем ворсом, и тонкую, если касаться бумаги только ее концом. Научившись прикладывать кисть ворсом плашмя, ребенок получает в свободное распоряжение прием примакивание, с помощью которого могут создаваться разнообразные элементы узора (цветы, листья, лепестки). Однако мягкий ворс кисти портится при неотрывном движении кисти туда-обратно.

Возможные ошибки: Ни в коем случае нельзя давать кистям засыхать или ставить кисти в банку ворсом вниз, так как происходит деформация. После работы акварельными красками или гуашью кисти лучше мыть теплой водой. Вымытую кисть нужно поставить в специально отведенный стаканчик ворсом вверх или завернуть в бумагу, тогда она сохранит свою форму.

Для практических занятий каждому ребенку необходимо иметь в наборе не меньше 2-3 кистей разной толщины и фактуры.

Краски — акварельные, гуашь, масляные, темперные. Акварельные — водно-клеевые из тонко растертых пигментов, смешанных с камедью, декстрином, глицерином, иногда с медом или сахарным сиропом. Выпускаются сухие — в виде плиток, полусырые — в фарфоровых чашечках или полужидкие — в тюбиках. Акварелью можно писать по сухой или сырой бумаге сразу, в полную силу цвета, а можно работать лессировками, постепенно уточняя цветовые отношения натуры.

Гуашь — водная краска, обладающая большими кроющими возможностями. Эти краски после высыхания быстро светлеют и нужен немалый опыт, чтобы предвидеть степень изменения их тона и цвета. Гуашевыми красками пишут на бумаге, картоне, фанере. Готовые работы имеют матовую бархатистую поверхность.

Масляные — красители, смешанные с растительным маслом: льняным, маковым или ореховым. От воздействия света и воздуха масляные краски постепенно затвердевают. Многие основы (холст, дерево, картон) перед работой на них красками загрунтовывают.

Темперные — водно-клеевые краски, приготовленные из сухих порошков, смешанных с яичным желтком, разведенным клеевой водой. В настоящее время производятся также полужидкие краски, заключенные в тюбики и изготовленные на желтке. Темперными красками можно писать густо, как масляными, или жидко, как акварельными, разбавляя их водой. Сохнут они медленнее гуаши. Недостатком является разница в оттенках сырой и высохшей краски. Картины, написанные темперными красками, имеют матовую поверхность, поэтому их иногда покрывают специальным лаком, устраняющим эту матовость.

Возможные ошибки: Акварель не выносит исправлений, многочисленных повторных прописок смешанными красками. Нередко педагоги используют технику акварели в сочетании с другими материалами: гуашью, темперой, углем. Однако в этом случае теряются главные качества акварельной живописи - насыщенность, прозрачность, чистота и свежесть, то есть именно то, что отличает акварель от любой другой техники. С дошкольниками лучше практически начинать работать с акварелью со старшей группы, когда дети владеют навыками и умениями в работе с изобразительным материалом.

Угольный карандаш "ретушь" мягче обычных цветных карандашей и позволяет получить более широкую линию бархатистого цвета.

Сангина — короткие палочки-карандаши. Они могут быть разнообразных оттенков коричневого цвета.

Оба эти материала по-своему выразительны, они дают разную фактурную линию. Особенно выразительно получаются угольным карандашом и сангиной изображения деревьев. Благодаря мягкости этих материалов можно легко получить линии разной толщины (утолщение ствола, тонкость веток), работать с ними легче, чем с обычными цветными карандашами, которые дают тонкую линию и требуют сильного нажима для получения более интенсивных штрихов.

Пастель — цветные карандаши без оправы, изготовленные из красочного порошка. Их получают путем смешивания красочного порошка с клеящим веществом (вишневым клеем, декстрином, желатином, казеином). Рисуют пастелью на бумаге, картоне или холсте. Цвет наносят штрихами, как в рисунке, или же втирают пальцами с растушевкой, что позволяет добиться тончайших красочных нюансов и нежнейших переходов цветов, матовой бархатистой поверхности. При работе пастелью можно легко снимать или перекрывать красочные слои, так как она свободно соскабливается с грунта.

Возможные ошибки: Угольный карандаш, пастель и сангина хрупки, поэтому при рисовании ими нужно лишь слегка касаться бумаги, иначе грифель карандаша и палочка сангины быстро сломаются. Карандаш ретушь, как и цветные карандаши, не нужно остро затачивать. Сангина же совсем не затачивается.

Не стоит пытаться закрашивать рисунок сангиной или пастелью так же, как цветным карандашом, близко проводя штрихи. При этом материал ссыпается, а просветы остаются.

Введение этих материалов для рисования целесообразно только в старшей и подготовительной к школе группах, когда детьми уже должны быть освоены основные способы работы цветными карандашами и кистью.


Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру