"Духовная культура древней Руси в поисках святости"

Раздел IV. Образ святости в древнерусской литературе.

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва...

                           А. С. Пушкин

Основные проблемы

1. Будущее России в единстве или разъединении?
2. Нравственность и теория эволюции.
3. Испытание властью и любовью к ближнему.
4. Государство и личность.
5. Нравственный идеал Древней Руси и современность.

ТЕМА1. Принятие христианства Русью. Значение православия для истории и культуры России.

Не изменяй себе, великая Россия!

                                       Ф. Тютчев

Основные аспекты темы:

От Руси языческой к Руси христианской. Соотношение языческого и христианского начал, борьба между ними, отраженная в былинах ("Добрыня и Змей").

"Крещение было пробуждением русского духа, - призывом от поэтической мечтательности к духовной трезвости и раздумью. И вместе с тем - через христианство Древняя Русь вступает в творческое и живое взаимодействие со всем окружающим культурным миром". (Флоровский Г.).

История христианизации языческой Руси. "Предки наши при выборе веры оказали доверие красоте как свидетельству об истине". Аверинцев С.С.

"Мы, вероятно, были избраны провидением на то, чтобы явить свету
пример народа чисто христианского". Чаадаев П.

Русские историки и философы о значении православия для истории и культуры России. "Ни в каком краю мира не принесла вера Христова таких удивительных плодов, как в России... христианство сотворило нашу великую, нашу Святую Русь". (Чаадаев П.) Нестор в "Повести временных лет", Карамзин в "Истории Государства Российского" о крещении Руси.
Византийское и сербское влияние на культуру "молодого народа" (культура иноземная была лишь отправной точкой, а не предметом слепого подражания).

Принципиальные изменения в моральных устоях Руси в связи с принятием христианства. (В. Ключевский и Н. Карамзин).

Литературный материал:
Волошин М. Русь. Тютчев Ф. "Эти бедные селенья..." Великий день Кирилловой кончины. Чаадаев П. Отрывок из исторического рассуждения о России. Аверинцев С. Крещение Руси и путь русской культуры. Карамзин Н. История Государства Российского.

Изобразительный материал:
Иванов А. Явление Христа народу. Римский-Корсаков Н. Светлый праздник (увертюра).

ТЕМА 2. Возникновение древнерусской литературы. Переводные и оригинальные жанры.

О, слово, дар Бога святой!.. К. Аксаков

Основные аспекты темы:

Устное народное творчество и литература. Возникновение древнерусской литературы. Деятельность Кирилла и Мефодия. Славянский алфавит. Наименования буквиц. Первые книги. Уставное письмо. Слитное письмо. Древнейшая русская книга, дошедшая до нас - Остромирово Евангелие (1056 - 1057 г.г.)

Какие книги читали наши далекие предки? Переводные жанры литературы (жития, апокрифы); оригинальные жанры (летопись, слово, поучение, моление, сказание, хождение и др.) Проповедческий характер древнерусской литературы.

Древнерусская литература - классическая русская литература - современная литература. Корни и крона великого словесного древа.

Сложение неповторимого облика русской литературы как объединяющего многие поколения людей начала.

Литературный материал:
Аксаков К. "Ограды властям никогда..."
Сказание о начале славянской письменности. "Наука", М. 1981
Минеи Четьи. Житие святых Мефодия и Кирилла.

Изобразительный материал:
Фрагмент иконы "Кирилл и Мефодий". XV в. Образцы древнерусского текста и буквиц.

Музыкальный материал:
Танеев С. По прочтении псалма.

ТЕМА 3. Идея единения Руси в летописях.

Да отныне объединимся единым сердцем и будем  блюсти русскую землю...

                                                                                           Нестор-летописец

Основные аспекты темы:

Идея единения людей в мире, любви и согласии ("Повестьвременных лет". Лаврентьевская летопись XII в.)

История Руси как путь от тьмы к свету (от язычества к христианству) в летописях. Нравственные уроки в летописях.

"Навел на нас Бог иноплеменников за грехи наши". "Тогда за грехи наши начались в Московском государстве распри".

Вечный и временный план событий в летописях. Обращение к архетипам человеческих взаимоотношений и исторических событий, представленным в Библии. Лирическое начало в летописи. Отличие летописи от исторической хроники. "Летописец прозревает особую, стоящую над частными событиями историческую правду". (Д. Лихачев).

Единство народа как общая ответственность за нравственное поведение царя или князей, бояр, да и каждого человека.

Литературный материал:
Тютчев Ф. Два единства.
Лаврентьевская летопись XII в. Повесть временных лет. Шаховской С.И.
Летописная книга XVII в.

Изобразительный материал:
Рублев А. Троица.

Музыкальный материал:
Чесноков П. С нами Бог.

ТЕМА 4. Первые русские святые - Борис и Глеб. Нравственный идеал любви к ближнему.

Основные аспекты темы:

Борис и Глеб - первые имена в бесконечном ряду русских святых. Святость - христианский идеал жизни. Не поднять руки на брата даже в защиту собственной жизни - первое условие на пути к святости.

"Род праведных благословится, и потомки их благословенны будут". Идея справедливого возмездия, воплощенная в судьбах Владимира Великого и Святополка Окаянного. Прославление святых. Города и храмы, названные в честь первых русских святых.

Иконография Бориса и Глеба. Икона "Борис и Глеб с житием" (XIV в. ГТГ.) воплощает подвиг смирения во имя любви. Подвиг особенно великий, потому что идут на него сильные воины, имеющие в подчинении дружинников. Исполненные любви, они не только добровольно и спокойно принимают смерть, но и прощают убийцам и молятся за них. В иконе "Святые Борис и Глеб" князья-всадники изображены исполненными той духовной силы, на которую, моля их о защите, веками уповала Русь. Идея защиты Руси от "междуусобных раздоров и неприятельского меча".

История и современность. Рассказ Л. Разона "Борис и Глеб" - история, которая странным образом повторилась в XX веке -веке новых усобиц.
Напрасно ли погибли Борис и Глеб? Идея единения Руси на основе взаимной любви и соборности, воплощенная в древнерусском искусстве.

Литературный материал:
Сказание о Борисе и Глебе.
Разгон Л. "Борис и Глеб"

Изобразительный материал:
Св. Борис и Св. Глеб с житием. Икона. Конец XIV века. ГТГ. Москва.
Борис, Глеб, князь Владимир. XVII в.
Борис и Глеб. Икона из Борисоглебской церкви в Новгороде. Церковь Бориса и Глеба
в Кидекше. ХП в.

ТЕМА 6. "Сказание о Михаиле Черниговском и боярине его Федоре". Идеал мужества и противостояния внешним врагам. Подвиг за веру.

Основные аспекты темы:

Сказание о подвиге во имя Руси. Духовный подвиг русского человека - верность Отечеству и однажды обретенному идеалу до готовности принять мученическую смерть. (Князь предпочел умереть , но не поклонился огню - символу вероисповедания язычников, "поганых", а его соплеменники в XX в. будут добровольно отказываться от веры отцов и принимать язычество.

Роль подвига князя Михаила для роста национального самосознания. После убиения князя ордынцы уже не предлагали русским кланяться идолам и проходить через огонь.
Почитание святого князя, вызванное его подвигом. Верность -проявление святости.

Формирование национального идеала: мужество, бескомпромиссность, верность отечеству, достоинство, честь, глубокая православная вера, незлобие, стойкость, христианское отношение к врагу (противостояние без ненависти) и к ближнему (строгая, взыскательная любовь). "...ни в каком краю мира не принесла вера христова таких удивительных плодов, как в России..." (П. Чаадаев).

Литературный материал:
Сказание о князе Михаиле Черниговском и о его боярине Феодоре.

Изобразительный материал:
Миниатюры И.Г. Блинова к "Сказанию..." по списку ГИМ, ОР, собрание рукописей Бахрушина.

Музыкальный материал:
Глинка М. Иван Сусанин. Хор "Славься".

ТЕМА 7. Путь нравственного возрастания личности в "хождениях" и "путешествиях".

Основные аспекты темы:

От "хождений" берет начало странничество как образ человека, настойчиво ищущего истину.

Хождение не просто передвижение в географическом пространстве, но и нравственное становление, преображение, исцеление людей.

Итог пути - духовное совершенство. Цель "хождения" игумена Даниила - увидеть "желанную ту землю (Палестину) и места святые", а потом поведать об этом людям.

Цель   "хождения" купца Афанасия Никитина - приумножение богатств и знаний. "Хождение" к людям иной веры и иной культуры (в Индию) служит испытанию его веры. Ни угрозы, ни обещания всех благ жизни не сокрушают русского человека - он тверд в своей вере, вера - источник его жизнестойкости и нравственности.

Странничество в XIX веке литературных героев, писателей, философов.
Русь-странница в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души".
Ходили и ходят по Руси известные и безвестные странники...

Литературный материал:
Хождение за три моря Афанасия Никитина. Хождение игумена Даниила. Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим. Н.В. Гоголь. Мертвые души. Н.С. Лесков. Очарованный странник.

Изобразительный материал:
Нестеров М. Паломник. Святая Русь (Душа народа).

Музыкальный материал:
Мусоргский М. Борис Годунов. Хор "Старцы смиренные, иноки честные".


Страница 4 - 4 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру