"Духовная культура древней Руси в поисках святости"

РАЗДЕЛ III. Древнерусский образ святости, воплощенный в иконе.

В свет - к свободе бесконечной
Из-под рабства суеты,    
На исканье правды вечной
И духовной красоты...

                                 А. Майков

Лик Ее из огненной стихии
Был в земные краски воплощен

                               М Волошин

Основные проблемы

1. Изображение грядущего человечества в древнерусской иконе.
2. Влекущая и отталкивающая сила иконы.
3. Мистическое слияние скорби и радости в древнерусской иконе.
4. Внутреннее движение при внешней статичности иконы.
5. Судьба Святой Руси и судьба иконы.

ТЕМА 1.Икона - больше, чем искусство. Тайная мудрость русской иконы.

Основные аспекты темы:

Икона являет мир, иначе увиденный и инаково устроенный. Икона являет человеку, - каким он может быть, сколь светосно может быть его бытие. Мир, который изображает икона, - мир, где зло не нарушает задуманную Творцом структуру Вселенной. В этом мире ничто не заслонят собой Свет - и потому это мир без тени.

Сотериологическое значение иконы: свидетельство о будущем преображении мира, мистическая встреча, тайна, которая познается в духовном созерцании, указание на высшую красоту, которая присутствует в символах, как гимн в нотных знаках. Икона - книга, написанная не буквами, а красками. Икона не иллюстрация библии, а духовное откровение. Тайна сочетания высшей скорби и высшей радости в иконе.
Икона и ее отличие от картины.

Картина воздействует на эмоциональную сферу, икона - на ум и интуицию. Картина отражает настроение, икона - состояние личности. Картина - подобие реальности, икона - символ реальности. Вершина в истории иконописи - XV в., упадок связан с влиянием сентиментальной и напыщенной западной живописи, под влиянием которой икона становится наполовину живописной, манерной и театральной, не отвечающей ни эстетическому вкусу, ни религиозному чувству.

Литературный материал:
Е. Трубецкой. Умозрение в красках. П. Флоренский. Обратная перспектива
А. Кураев. Икона и иноки.

Изобразительный материал:
Феофан Грек. Макарий Египетский. Роспись церкви Спаса-Преображения в
Новгороде. ХIVв. П. Рубенс. Вакх.
Слайд-фильм "Древнерусская иконопись из собрания Владимире- Суздальского
музея-заповедника".

ТЕМА 2. Что изображает иконописец? Необозримое.

Основные аспекты темы:

Задача иконописца - зримо явить внутренний мир святого ("освященного", просвещенного Светом Высшей Мудрости), его невидимую душу, в которую "неприметным образом пришло Царство Божие". Особая роль глаз. Непропорционально увеличенные глаза на иконе - свидетельство победы духа над плотью. Глаза - окно в нравственный мир.

Непропорциональность тела не связана с незнанием анатомии. "Непризнание власти перспективы ради религиозной объективности." (П. Флоренский) Бесплотность тела соответствует сверхзадаче иконы.

Архитектура на иконе. Подчеркнутая необычность зданий – указание на принадлежность "миру иному". Прием "убирания" колонн. Деформация натуры во имя реконструкции чистого смысла вещи. (Олсуфьев Ю.)

Особенности организации пространства. Действие никогда не помещается внутрь. Строения причастны к Свету, но не заключают его внутри себя. Пейзаж на иконе, его софийность.

Предметный мир на иконе. Предметы изображались с точки зрения сущности, а не формы. Соотнесенность размеров предметов и фигур с их религиозным значением.

Условный характер времени в иконе. Нарушение временной последовательности, совмещение временных планов, отсутствие пустого пространства, отсутствие горизонта, отсутствие случайных предметов - все соответствует замыслу иконы. Изображение нимба в католической и православной традиции (один венчает сверху, другой - объемлет всего человека, один исходит, другой - горит внутри и просвечивает.

Свет - главное действующее лицо в иконе.

Литературный материал:
Кураев А. Икона и иноки. Угринович Д.М. Церковный канон и художественное творчество.

Изобразительный материал:
иконы: Св. Георгий. XII в. ГММК., Св. Николай. XIII в. ГРМ. Дионисий. Св. Николай. Фреска в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря. Сретение. Икона 1427 г. Из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Причащение апостолов. XVI в. ЦМИАР. Рождество. Икона. XV в. ГТГ. Рождество Богородицы. Рубеж ХУ-ХУ1 в.в. НГОМЗ. Новгород.

Музыкальный материал:
С. Рахманинов. "Ныне отпущаеши..."

ТЕМА 3,4.Восторженность или благоговение? Отличие иконы от картины религиозного содержания.

"При свете европейского просвещения нам нужно хорошенько рассмотреть самих себя".

                                                                                                                      Н.В. Гоголь

Основные аспекты темы:

Русская икона

Все психологическое и эмоциональное должно быть приведено к молчанию.
Строгость, мужественное начало, замена семейных уз неземным союзом (Богоматерь – мистический престол, на котором восседает Божественный Сын). Отрешенность от житейских условий. Иконописец благоговеет перед святостью изображаемых лиц. Нежелание изображать женскую красоту и грацию. Предвечный младенец, не разделяя со смертными слабостей младенческого возраста, являет строгий характер Искупителя и небесного Судии.

Иконописцу вменялось ничего лишнего не писать, т.к. в этом видели повод к глумлению.
Духовная любовь, отраженная в суровых православной иконы, строга и требовательна, но она неизмеримо глубже. Предметом изображения является живой, т.е. вырванный из царства смерти человек.

Западноевропейская живопись эпохи Возрождения

Цель - в вызывании у верующего чувств и эмоций. Стремление к изяществу, чувственной красоте, сентиментальность, приоритет семейной темы, женственное начало, манерность (Мадонна забавляет Младенца, играет с ним, кормит грудью). Художники писали Мадонн обнаженными, а потом драпировали в одежды, нередко писали с натуры.

В изображении младенца много мягкости, нежности. Он, хотя и грациозно, но неразумно забавляется. наивная роль ангелов – развлекать младенца музыкой, плодами и прочим. Перенасыщенность посторонними предметами отвлекала внимание от содержания.
Сентиментальность и ласковость – суррогат любви, проявление душевности.

Томность и слащавость религиозных картин. Предмет изображения – живущий ныне человек.

Литературный материал:
Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи.

Изобразительный материал:
Богоматерь Владимирская. XII в. ГТГ. Москва. Богоматерь Знамение. XVI в. ГИМ. Москва и др. Леонардо да Винчи. Мадонна в гроте. Мадонна Литта. Рафаэль. Мадонна со щегленком. Сикстинская Мадонна. Л. Кранах Старший. Мария с младенцем под яблоней. 1530 г. и др.

Музыкальный материал:
Д. Каччини. Аве Мария. Древнерусская Всенощная. XVII в. Богородице Дево, радуйся (греческий распев).

ТЕМА 5. Обратная перспектива в русской иконе.

"Я повернул глаза зрачками в душу..."

                                         В. Шекспир

Основные аспекты темы:

"...в искусстве, являющем духовную природу человечности, вообще не может быть ничего случайного". (П.Флоренский). Нет ничего внешнего, что не было бы явлением внутреннего. Одна из "необычностей" иконы -обратная перспектива (создается не только расходящимися вдаль линиями, но и цветом). Активная светоносность "фона" лишает его функции задника и переносит его на передний план. Свет становится главным содержанием иконы. Ассист - высший в иерархии цветов иконы. Прямая перспектива в живописи эгоцентрична: я - центр мира, все обретает значение лишь в той степени, в какой соотнесено со мной. Обратная перспектива дает иную точку отсчета, выносит центр за мои пределы: не нечто значимо потому, что включено в мой мир, в мое поле зрения; напротив, я могу что-то значить лишь потому, что я включен в нечто большее, чем я сам. Неэгоцентрический смысл обратной перспективы знают дети (рисуют мир в обратной перспективе). Вся евангельская этика - мир обратной перспективы. Смысловая гамма иконописных красок.

Отличие иконы от картины с религиозным содержанием (подмена духовного уровня душевным). Вектор обратной перспективы -возвратить ум человека к нему самому.

Изобразительный материал:                                                                                             икона "Благовещение". (Владимир. XV в.). К. Кривелли Благовещение. 1486г.
Деталь иконы "Воскресение - Сошествие во ад". 1680-е г.г. Р.Санти.
Чудесный улов. 1483-1520.
Икона "Рождество Христово"
А.Дюрер. "Поклонение волхвов". (Возможны различные параллели на одни и те же
библейские сюжеты).

Литературный материал:
Е.Трубецкой. Два мира в древнерусской иконописи. Архимандрит Рафаил.
О языке православной иконы.
А.Кураев. Икона и иноки. П.Флоренский. Обратная перспектива. Иконостас.

Музыкальный материал:
А.Никольский. Совет превечный.

ТЕМА 6. Основные сюжеты и образы древнерусской иконописи.

"В линиях и красках иконы мы имеем   красоту преимущественно смысловую".

                                                                                                     Е.Трубецкой

Основные аспекты темы:

Икону можно понять, ответив на вопросы: кто изображен, что изображено, почему так изображено? Современникам часто неведомо "слово", которое лежит в основе древнерусской живописи, оттого труден художественный язык иконописи. Канон в иконописи.

Основные образы: Спаса (Спас Нерукотворный, Спас Вседержитель, Спас в силах, Спас на престоле); Богороди¬цы (Умиление, Одигидрия, Знамение, Оранта); Троицы, ангелов, архангелов, (Михаил, Гавриил); Святых (Илии, Иоанна Предтечи, Петра и Павла, евангелистов, Георгия, Николая), русских святых (Бориса и Глеба, преподобного Сергия Радонежского).

Основные сюжеты праздников (Благовещания, Рождества, Сретения, Преображения, Тайной вечери, Распятия, Воскресения, Вознесения, Успения). Древнерусские мастера "не в словах, а в красках и образах" размышляли о смысле жизни, несли ответы на те извечные вопросы бытия, о которых мучительно и напряженно размышляет и человек современный.

Литературный материал:
Н.А.Барская. Сюжеты и образы древнерусской живописи.
Изобразительный материал:
слайд-фильм Основные сюжеты и образы древнерусской живописи.

ТЕМА 7. Великие иконописцы Древней Руси. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий.

"То были не философы, а духовидцы". Е.Н. Трубецкой

Основные аспекты:

"видение иной жизненной правды и иного смысла мира" в иконе.
В древние времена для иконописца самым важным были святость жизни и мистическая интуиция (способность воспринимать духовный мир), а уже затем - мастерство. Соединенные вместе, они создают то, что в миру называется гениальностью, а в церкви - прозрением.

Иконописец становится или аскетом, или лжецом - третьего пути не дано.
Три гения древнерусской живописи.

Яркая индивидуальность Ф.Грека, волшебная динамичность его кисти, порывистые "движки" оживляют лики, потрясенные и просветленные. Художественное направление, созданное Ф.Греком. Фрески Волотовской церкви и церкви Федора Стратилата. Версия о том, что Ф.Грек был учителем А.Рублева.

"Преподобный" Андрей Рублев "всех првосходящ в мудрости зельне". А.Рублев-родоночальник   самостоятельного   русского   искусства. "Обрусение" ликов в иконах. Явление образа святой Руси в иконописи. Образ Спаса с русскими чертами. Сергей Радонежский и Андрей Рублев. Икона "на похвалу Сергию" - "Троица". Молитва о согласии и любви, явленная в красках. А.Рублев и Русское Возрождение.
Творческая манера художника.

Дионисий. Своеобразие творческой манеры. Разнообразие композиций, светоносность красок, нежность тонов, хрупкая одухотворенность фигур, светлый колорит.
Господствующее настроение его живописи - кротко-радостное.
Древнерусская икона - совершенство, от которого невозможно ждать дальнейшей эволюции.

Литературный материал:
М.Грек. О святых иконах (ХУ1в.) Е.Трубецкой. Россия в ее иконе.

Изобразительный материал:
Феофан Грек. Фрески церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. Троица. А.Рублев. Иконы из Звенигородского чина. Троица. Дионисий. Фрески Ферапонтова монастыря. Распятие.

Музыкальный материал:
С.Рахманинов. Ныне отпущаеши.

ТЕМА 8. Техника и этапы писания иконы.

"Иконописец становится или аскетом, или лжецом-третьего пути нет".

                                                                        Архимандрид Рафаил

Основные аспекты темы:

Искусство-отражение души народа.

Техника письма не может быть случайной. Подбор "материальных причин"  произведения производится собирательным разумом народа: звуки органа невозможны в православном богослужении в силу того, что слишком тягучи, "сочны", "уплотнены", слишком далеки от прозрачности, четкости, ясности литургического действа в русских храмах; "внутреннее сродство" с масляно-густым звуком органа; податливая поверхность холста совершенно во власти художника, всему этому противостоит недвижная, строгая поверхность стены или доски, глубокие и чистые краски из минералов, строгое монодическое, "ангелогласное" мужское пение.

"Писание иконы повторяет основные ступени Божественного творчества от ничто... до святой твари". (П.Флоренский) Этапы писания доличного: заполнение контурных пространств краскою, раскрышки, роспись, пробелка, оживка.

Этапы писания личного: санкиривание, опись, рефть, плавка, вохрение, оживка.
Покрытие иконы олифой приводит краски к единству общего тона.

Принципиальное отличие копии от списка: список - близость к личности, копия - внешняя схожесть. В списке - сначала содержание, потом форма. В копии - наоборот. Важность внутреннего состояния иконописца: когда сердце свободно от страстей, то кисть свободна от ложных импульсов. Кисть не должна быть ни расслабленной (признак погашения ума), ни напряженной (признак гордости), но свободной.

Свободное движение - твердое, плавное, цельное, единое, равномерное.
Роль линии в иконе.

Литературный материал:
Флоренский П. Иконостас.
Архимандрит Рафаил. Основы иконознания.

Изобразительный материал:
слайд-фильмы: Новгородская школа иконописи; Дрезденская картинная галерея.

Музыкальный материал:
А.Гречанинов. Воскликните Господеви.


Страница 3 - 3 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру