Как преподавать русский язык

В рамках Педагогического марафона прошла лекция «Методика обучения русскому языку в контексте федеральных государственных образовательных стандартов». Ее провели Ирина Петровна Цыбулько, председатель ФКР КИМ ЕГЭ по русскому языку, ведущий научный сотрудник ФИПИ, главный научный сотрудник Института стратегических исследований в образовании РАО, к.п.н., автор учебных пособий издательства «Национальное образование»; Ирина Константиновна Геро, ведущий методист издательства «Национальное образование»; Ольга Евгеньевна Дроздова, зам. директора Института филологии и иностранных языков МПГУ, зав. кафедрой языкознания МИОО, к.п.н. Портал «Слово» представляет читателям наиболее интересные фрагменты лекций.

- «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого где бы ты ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия, и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни». Это «Великая дидактика» Каменского – наши истоки. В связи с этим педагогическая компетентность значима, потому что она влияет на все составляющие учебно-воспитательного процесса, который в настоящее время заявлен как системно-деятельностный подход. В новом стандарте он отличается от традиционной системы образовательного процесса тем, что ученик получал готовую информацию, а учитель – транслировал. Теперь в соответствии с требованиями ФГОС ребенок осуществляет выбор, анализ, систематизацию, а учитель должен организовать деятельность ученика. Педагог может использовать контрольно-измерительные материалы не только для контроля, но и для обучения на разных стадиях.

Нормативным документом обучения русскому языку являются только «Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ». Иными словами, если говорить о требованиях, то они достаточно прозрачны и ясны – это восемь пунктов. Образовательные стандарты по русскому языку представлены в виде предметных, метапредметных и личностных результатов. Личностные результаты не проверяются.

Стандарт предполагает наличие примерных программ и планируемых результатов. Планируемые результаты являются мостиком, они осуществляют переход между заявленными требованиями и тем, что реализуется на практике. Если обратиться к этим восьми пунктам и вспомнить экзаменационную работу в 9-м классе: у нас есть чтение, письмо, слушание. Необходимо ли проверять говорение? Дело в том, что многие элементы языковой системы, в частности речи, проверяются на уровне письменной речи – например, можно вспомнить грамматическую норму или речевые ошибки. Мы подсчитали, что 43% заданий ЕГЭ проверяют только письменную речь, оставшиеся 57% могут проверять как письменную, так и устную. Кроме того, необходимо распределять время проверки на периоды, которые наиболее значимы для ребенка: если в 9-м классе идёт аудирование и сжатие текста, то это актуально, потому что в 10-11 классах будет профильная школа. В конце 9-го класса по новому стандарту ребенок защищает проект, и здесь он говорит. Лучше всего проверять говорение здесь и в условиях большего доверия школам. Выносить на массовый экзамен говорение, и делать это как в иностранном языке – это значит не измерить ничего и привести в полный ужас всю систему: и родителей, и учеников, и экспертов. Мы не проверим говорение на массовом экзамене потому, что нужны аудитории, аудиозаписи, и при этом мы должны полностью осознавать то, что никогда, ни в школе, ни при поступлении мы не проверяли спонтанную речь, а оценивали подготовленный ответ по плану. В этом случае необходимо играть с ребенком в честную игру: он готовится, затем отвечает.

К примеру, у меня также есть предметные результаты, которые конкретизируются в планируемых результатах. Например, конкретное умение «чтение» в 9-м классе выражается следующими планируемыми результатами: выпускник умеет адекватно понимать, интерпретировать прочитанные тексты различных национально-смысловых типов; проводить речеведческий анализ; владеть навыками различных видов чтения, информационной переработки, работы с книгами и периодическими изданиями. Умения, которые характеризуют достижение результата: «адекватно понимать, интерпретировать прочитанные тексты» - это значит формулировать в устной и письменной форме цель автора, владеть приемами работы с заголовками, задавать вопросы по содержанию текста, передавать главное в содержании прочитанного текста, определять временные, причинно-следственные отношения и т.д. Некоторые издательства выпустили методические материалы с перечнем конкретных умений и заданиями для освоения базового и повышенного.

Учитель русского языка является центральным звеном школьного образования, а тем более в связи с теми задачами, которые поставил перед нами ФГОС. Необходимо формировать лингвистическое мировоззрение: это не только общий взгляд на язык, но и взгляд на мир через язык.

Метапредметное обучение русскому языку стало востребовано в связи с реализацией стандартов ФГОС, работа в этом направлении объединяет обучение русскому языку как отдельному предмету и как средство обучения в других предметных областях. Для решения большинства проблем образования необходима комплексная работа с языком (словарная, этимологическая, терминологическая и др.).

Записала Наталья Сарвина


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру