Организация уроков литературы

В рамках Педагогического марафона прошла лекция «Принципы организации учебной деятельности на уроках литературы». Лекцию провела Елена Ленвладовна Ерохина, кандидат педагогических наук, доцент филологического факультета МПГУ, автор линии учебников по литературе, входящей в Федеральный перечень. Представляем читателям портала «Слово» наиболее интересные фрагменты лекции.

- В чем особенность литературы применительно к учебной деятельности? Наш предмет уникален тем, что он спасает всех нас в самых разных сложных ситуациях, которые возникают в нашем образовании. Мы преподаем произведения искусства, которые будут жить всегда, вне зависимости от того, хорошо или плохо мы их преподаем; уделяется ли им должное внимание в социуме или, нет; они будут всегда, доколе будет жить хоть один пиит.

Наш предмет как никакой другой поддается изучению в форме учебной деятельности. Во-первых, предметом и средством обучения является текст. Если мы действительно с вами преподаем литературу так, как исторически сложилось в нашей методике, если мы читаем художественный текст (анализируем, интерпретируем, рассуждаем), то мы занимаемся деятельностью. Больше никак постичь текст невозможно, только через деятельность. Что это за деятельность, которую мы организуем, изучая текст на уроках литературы? Это все виды речевой деятельности: чтение, слушание, говорение, письмо, причем в их неразрывной связи. Ничего другого не придумано для того, чтобы текст постичь или создать. Во-вторых, сам предмет – это диалог. Мы никак иначе не можем постигать литературу, только через диалог, даже если на уроке все молчат и читают книгу, все равно происходит диалог между автором и читателем.

Какие, на мой взгляд, основные принципы организации учебной деятельности на уроках литературы? Первое – представлять себе в общем виде деятельность человека, чтобы понимать, какие универсальные учебные действия необходимо применять. Для этого необходимо начать с целей, потребностей, мотивов, организовать учебную задачу, и тогда я определю, какие действия и операции будут сформированы или развиты.

Любая деятельность, в том числе и речевая, имеет четыре этапа, и все они принадлежат тому, кто эту деятельность осуществляет. Любая деятельность начинается с побудительно-мотивационного этапа: чтобы что-то сделать, я должен захотеть это сделать. Первый этап оказывается чаще всего вне поля внимания учителя. Дальше – ориентировочный этап – по-нашему это составление планов. Обычно план уже есть, или он составляется коллективно, тогда как планирование должно также принадлежать тому, кто эту деятельность осуществляет, например, пишет сочинение. А планирование исходит из того мысленного результата, который мы хотим получить. Следующие два этапа – это исполнительский и этап контроля. Мы должны понимать, что любая деятельность проходит эти этапы, и мы помогаем ребенку, но важно, чтобы каждый из этапов принадлежал ему.

Побудительно-мотивационный этап самый сложный особенно для литературы. Мотив любой деятельности является причиной достижения человеком определенной цели. Например, пирамида Маслоу демонстрирует, чего мы можем хотеть в жизни. Простейшие потребности – физиологические, а дальше есть потребность в безопасности: не только физической, но и психологической. Очень часто деятельность ребенка в школе оказывается нерезультативной, потому что учитель целенаправленно эксплуатирует нужду в безопасности: экзамен не сдашь - родителей вызову. Мы воздействуем почти на низшую потребность. А как ребенок будет любить читать, если в его сознании чтение связано с тем, что это единственный путь к преодолению личностной психологической опасности? Тогда как подлинные потребности, связанные с обучением, почти на вершине пирамиды - это познавательные потребности.

Второй принцип – это принцип соответствия структуре учебной деятельности. Структура выявлена в педагогике еще в 80-е годы и включает в себя познавательные мотивы, учебную цель и задачи, действия и операции. Если все перечисленные компоненты присутствуют в педагогической практике, то можно говорить о том, что мы занимаемся организацией учебной деятельности. Одна из возможных систематизаций мотивов учебной деятельности: есть мотивы, основанные на эмоциях; перспективные, которые основаны на понимании значимости предмета; интеллектуально побуждающие, когда ребенку интересен сам процесс познания. Два последних являются качественными и подлинными мотивами получения знаний. Для нас должно стать важным формирование мотивов, чтобы ребенок проявлял самостоятельность и активность. Чем активнее методы обучения, в частности в литературе, тем больше вероятность положительного результата.

Немного подробнее о центральном компоненте этого принципа - учебной задаче. Ей дают много определений, при сопоставлении которых удалось выяснить, что учебная задача должна иметь следующие компоненты: определенный результат по изменению ребенка (постижение знаний), созданы условия для открытия, догадок и поиска (интрига должна побуждать интерес), указываются условия выполнения задачи (в литературе лучше всего, если есть проблемная ситуация). Но отметим, что просто задать проблемный вопрос – это не значит создать учебную задачу, которая должна иметь набор обязательных элементов. Как осуществляется решение учебных задач? Учащийся проводит учебные действия, используя имеющиеся у него знания и опираясь на определенные алгоритмы. Задания учебника должны если не все эти компоненты называть, то подсказывать учителю, как нужно это делать. Например, типичное для 6 класса задание: «Напишите доклад о творческом пути М.Ю. Лермонтова» - оно не включает ни одного из необходимых учебных компонентов. Или задание: «подготовьте иллюстрацию к басне». Никто не спорит, что творческие задания хороши, но какое отношение оно имеет к задачам литературы? В таком случае мы должны придумать задачу, которая будет выполняться при помощи рисунка.

Следующий принцип: любая деятельность на уроках литературы организуется по принципу субъект-субъект-взаимодействие. Это означает диалог. Мы оба, и ребенок, и учитель, постигаем художественный текст.

Принцип культуросообразности. В нашей культуре, не только изобразительной, но и в культуре познавательной деятельности есть некоторые традиции, которые мы не можем игнорировать. Для решения определенной проблемы мы сначала можем предположить, как ее можно решить, а потом проверить, правильно ли мы предположили. Мы практически никогда не читаем на ЕГЭ хороших ответов на проблемные вопросы, потому что это ответ, который при умелом подстраивании текста доказывает позицию.

Перед чтением важно задавать предтекстовые вопросы, которые создают мотивацию: мы не начинаем читать, просто потому что это нужно сделать. Можно прерывать чтение больших текстов простыми фактическими вопросами, чтобы проверять насколько внимательно ребенок читал произведение – это моделирует медленное чтение. Важно использовать иллюстрации, чтобы создавать поликодовый текст, и с ним учить работать. Очень большое место занимает словарная работа, потому что понимание любого текста начинается с понимания слов, которые в этом тексте есть. Естественно, необходимы проблемные вопросы, задания-проекты и задания-исследования, на составление конспектов, на работу в парах и большим коллективом. Задания повышенной сложности необходимо позволять выполнять всем: в литературе есть часть заданий, которые кто-то не берется делать никогда.

Записала Наталья Сарвина

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру