Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского

Преподобный преп. Иустин Попович, Перевод Сергея Фонова

Любовь, жаждущая Христа, разрастается до неизмерности, жажда Христа переносит человека в сферу Богочеловеческой жизни, и "там имеет всегда свое пребывание ум, препобежденный божественною и небесною любовию и духовным желанием". Подвигом любви ум отрывается от всего земного, всецело предает себя Христу, обитает "вне всего материального, грубого и земного", чтобы сосредоточить все свое внешнее делание на взыскании разумной сущности души, на украшении души Духом Святым и на приобретении чистоты и святости Христовой. Любовью ум приобщается к вечности, поэтому "ум должен быть всегда пригвожден к любви Христовой". Молитвенная Христо-образная любовь — единственная сила, очищающая ум от греха, освобождающая его от сатанинской категории греховности. Ибо "смерть и, так сказать, удавление лукавому, когда оказывается, что ум неразвлекаемо пребывает в любви Божией".

Очищение от греха орудий познания, их преображение совершается через срастворение с Божественной любовью. В любви человек обретает свою сущность, очищенную от греха и простую. Ибо как железо, или свинец, или золото расплавляется на огне, переходит из твердого состояния в жидкое, так и душа, которая в христолюбивом подвиге веры и надежды отреклась от мiра и приняла небесный огонь Божества и любви Духа — to epouranion pyr tes Theotetos kai agapes tou Pneumatos, расплавляется в огне любви, освобождается от всякого зла, от всякой страсти; все зло, весь грех отделяется от нее, изгоняется прочь (ektos autes poieitai), — и душа возвращается к своей богообразной и боголюбимой сущности, которую она имела прежде грехопадения.

Лишь усвоением этической триады как восстановителя (обновителя) личности и освободителя ее от греха человек "освобождается от всяких уз зла" и удостаивается явления Христа и явления Святой Троицы. "Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (emphanisw autw hemauton) ... Я и Отец придем к нему и обитель у него сотворим". В любви — вечная гносеологическая сила, низводящая Бога в душу, являющая Бога душе, делающая Бога зримым. Любовь — это Бого-явление, явление Бога душе, тогда как вера — это человеко-явление, явление человека Богу. Переживание Божией любви как живой богообразной сущности личности делает человека чистым. Любовью человек укореняется, успокаивается в природе Божества: "Имеющий любовь не падает" — aptwtos estin. Христо-образная любовь — это зодчий личности, таинственно ее созидающий, встраивая в нее все добродетели и делая их единосущными составами ее природы. Любовь низводит Христа в сущность человеческой личности; Христос становится ее содержанием, содержанием ее "я". Он сорастворяется (= соединяется) с ней до нераздельности. Бесконечное усиление жаждущей Христа любви приобретает характер ревностной исключительности, которая красоту Христова образа абсолютизирует и христолюбивую душу погружает "в бесконечную и ненасытную любовь к Господу".

Преображенная Христовой любовью до последних и самых сокровенных тайников, личность всецело проникается любовью и все свое многогранное отношение к миру формирует и нормирует природой своей молитвенной и любящей сущности. "Первая и самая большая заповедь" (любви к Богу), став сущностью личности, обращенная к людям — проявляется в качестве "второй" заповеди (любви к людям). Из сущности первой выкристаллизовывается сущность второй заповеди. Вторая заповедь — лишь видимое проявление первой, объективирование молитвенно приобретенной Божественной любви. "Искренняя любовь к брату" возможна лишь "через одну, и единственную, и первую заповедь, заповедь любви к Богу". Участие в Божественном естестве и любви как сущности Божией — это "первая и большая заповедь", "а вторая, подобная ей: люби ближнего своего как самого себя" — "ws seauton", т. е. люби ближнего любовью=сущностью (agape = oysia), соединяющей сущности личностей и созидающей из двух одно единосущное (homooysios) существо. Люби ближнего своего как самого себя, очевидно, представляет собой антитезис и кажущуюся антиномию императиву веры, покаяния (metanoia) и смиренномудрия, выражающемуся в "ненавидь себя". Подвиг веры и смиренномудрия предписывает: "ненавидь себя", а подвиг любви: "люби... как себя".

Разрешение этой антиномии в сфере этической триады зависит от определения понятия heauton" (=себя). "Ненавидь себя" значит — ненавидь "вторую душу", душу греха, которая настолько срастворилась с человеческим самосознанием, что получила свое индивидуальное "я". Во втором случае "hws seauton" (как себя) значит "seauton", преображенное в любящих глубинах Божества; значит "seauton", сотканное из души, ума и сердца, переживших полное преображение (metousiwsis), полное обожение в сокровищницах Божественной Троицы. Тогда "люби ближнего своего как самого себя" значит: люби ближнего своего, как любишь свое обоженное "seauton", свой очищенный образ Божий, любишь его в Святой Троице. Лишь тогда становится ясным таинственное онтологическое единство первой и второй заповеди (о любви) и загадочная вторая заповедь получает свою реальную, абсолютную значимость.

Без любви к Богу невозможна и существенная любовь к людям. Первая заповедь (любви) — всегда первая, а вторая — всегда вторая. "Кто не любит Бога всей душой и всем сердцем — ex holes psyhes kai ex holes kardias, как может тот здраво — hygiws — и искренне прилагать попечение о любви к братиям, если во вторую входят дверью первой". Для того чтобы человек любил людей любовью, которая "никогда не перестает", это должно совершаться "от Бога — ek Theou": через личное переживание первой заповеди. "Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога". Богопознание непосредственно обусловлено онтогенетическим родством с Богом, рождением из любящей природы Божией и сущности. Источающая любовь сущность как источник познания — это единственный путь к существенному Богопознанию, а тем самым — и единственное спасение от плотского, релятивистского признания бытия Бога. "Кто не любит, тот не познал Бога — ouk egnw ton Theon, потому что Бог есть любовь". Самопознание, познание человека онтогенетически зависимо от Богопознания, как вторая заповедь (любви) онтогенетически зависима от первой.

Живое, существенное усвоение второй заповеди (= любви к ближним) — это абсолютная необходимость в икономии спасения личности, как и усвоение первой (= любви к Богу). "Невозможно спастись иначе, как токмо чрез ближнего — ei me dia tou plesiou". Знак богоданной любви — это благодатность. Благодать "пленяет ум (ton noun) в любовь Божию". Главное действие благодати Божией сосредоточено на исполнении личности любовью. "Как пчела тайно выделывает сот в улье, так и благодать тайно производит в сердцах любовь свою". Христианская любовь — Христо-образна, троична, духовна. Дух Святой научает человека истинной любви. Эта духовная истинная любовь служит надежным свидетельством и критерием всех добродетелей и пороков. Любовь — это не только сущность, но и госпожа всех добродетелей; они через нее входят в вечность и не перестают. Любовью праведность (he dikaiosyne) становится матерью всех добродетелей. Облагодатствованные личности, составившие себя из добродетелей, когда они cподобляются "большего упоения Божиею любовию", становятся подобными бесплотным Ангелам, и плоть у них настолько легка и подвижна, что они мыслят ее как бы не существующей — hws mede nomizein swma peribeblesthai; "иногда же, горя Божественною духовною любовию ко всем человекам, в плаче и сетовании слезно молятся они о спасении всего рода человеческого... а иногда сладостно возгораются такою неописуемой любовию Духа, что, если бы можно было, всякого человека укрыли бы они в сердце своем, не делая никакого различия между злым и добрым".

Приобретение настолько совершенной, всеобъемлющей любви происходит через опытное применение к себе правила этического тройства: "hre biazesthai emauton". — "Надлежит... принуждать себя к любви, если кто не имеет любви", надобно принуждать, хотя бы сердце того и не хотело. "Если кто любит Бога, то и Бог сообщает (срастворяет — sygkirna) ему любовь Свою". "Не бывает того, чтобы любовь к Богу зародилась в нас просто и самодвижно — automatws, но сопряжено сие с многими усилиями и великими трудами, при содействии Христовом". Для того чтобы ум наполнился любовью к Богу, необходимо умствовать смиренно и кротко и всю свою деятельность проявлять через смиренномудрие и кротость ума. Для того чтобы личность спаслась от иссушающего солипсизма и достигла идеальной полноты, необходимо, чтобы она срастворилась с благодатной, Христо-образной любовью, непрестанно и ревностно действующей через молитву.

3. Синергизм благодати и воли

Существенное усвоение этической триады как восстановителя личности является чистой психофизической невозможностью на основе зараженной грехом человечности (антропизма). Пропитанный грехом до последнего тайника своей природы, человек абсолютно не способен освободить себя от "уз... и тьмы бесов", т. е. действия тайных страстей, ибо свободная человеческая воля имеет силу противостоять диаволу — epi tw antisthenai diabolew, но не имеет силы полностью овладеть страстями. "У человека есть желание (хотение — to thelein) быть чистым, безукоризненным, неоскверненным, не иметь в себе порока, но всегда пребывать с Богом; но сил — to dynasthai — на это у него нет". "Человек cам собою (di’ heautou) не в состоянии избавить себя от противоречий, от скитания помыслов, от невидимых страстей и козней лукавого"; "сия же брань может быть прекращена благодатию — dia haritos — и силою Божией", синергизмом (=со-действием) своего человеческого хотения (to thelein) и Божия могущества (to dynasthai), т. е. синергизмом воли и благодати. Сверхъестественная сила (греч. "dynamis") благодати дает человеческому естеству силы к подвигу очищения верой, надеждой и любовью. Страшно обманывает себя тот, кто думает, что этот тяжелейший подвиг можно совершить лишь своею собственною силою — te idia dynamei monon, без содействия Святого Духа — aneu tes synergeias tou Pneumatos, без соединения своей человеческой силы с благодатной силой Святого Духа. "Кто останавливается на своей только праведности и думает сам себя избавить — apolytrwsei тот трудится напрасно и вотще".

Спасение прямо и существенно зависит от со-действия воли и благодати. Путь ко спасению могут пройти те, кто постоянно насыщается благодатью Святого Духа и приемлет силу от Христа. Спасительное возрастание через веру, надежду и любовь совершается по мере облагодатствования воли и взаимопроникновения воли и благодати. Удивительно тонкий и в то же время опытный анализ этого срастворения, сплавления воли с благодатью дает преподобный Макарий Египетский: подвиг спасения должен совершаться уравновешенным со-действием воли и благодати, которое мистически приводит этическое тройство в единую сущность с природой человеческой личности. От душепагубного эгоцентрического солипсизма человеческий дух спасается "при содействии Духа — dia tes synergeias tou Pneumatos", спасается усвоением этического тройства, обращающегося и живущего в категории Бого-человечности, ибо соединенные благодать Божия и воля человеческая рождают в душе Бого-человеческое целое. Срастворение воли с благодатью не уничтожает индивидуальных характеристик природы воли. Образец идеального равновесия благодати и воли, ипостасная норма их синергичного действия образно дана в отношениях Божественного и человеческого естеств и двух воль в Лице Богочеловека Христа. Вся жизнь христианина таинственно формируется при со-действии благодати и воли и при реальном переживании Богочеловеческого содержания жизни Христовой. Но это со-действие целиком основывается на свободном, непринужденном хотении воли принять благодать в качестве своего соработника. Божественная благодать не является принудительной, она не вынуждает волю; придя к человеку, она не сковывает его воли и не принуждает его volens-nolens (хотел бы он того или нет) быть добрым, но дает место свободной воле — parahorei tw autexousiw, чтобы человек по своей воле мог сказать, соглашается ли он или не соглашается (ei symphwnei h ou symphwnei) с благодатью Божией. Благодать Божия является побуждающей, а не принуждающей (protreeptike, ouk anagkastike), чтобы сохранилась свобода воли. "Закон дан не естеству, но свободе произволения, которая может преклоняться и на доброе, и на худое". Благодать проявляется в человеке после многих испытаний (=проверок) Духом Святым его воли и свободы выбора.

Процесс облагодатствования личности — это не что иное, как постепенное вытеснение греха из всех пораженных им частей души. Человек постепенно возрастает через "меру и достоинство — metra kai axiwmata" благодати и, возрастая, очищается от греха. Благодать — это сила, освобождающая от греха все содержание личности, ибо "благодатью выходят... злые страсти". Благодать иссушает источник греха, источник злых похотей. Освобождая душу от греха, благодать сбрасывает с нее все струпы, всю пелену греха, очищает ее, и душа приемлет "свою собственную природу" — ten idian physin, возвращается к своей чистоте, которую имела прежде грехопадения, к своей богообразной сущности и Христо-образной красоте. Лишь облагодатствованная душа является нормальной и естественной. Душа, после грехопадения обладаемая и проникнутая грехом "до своих глубочайших тайников", постепенно причащается благодати "по мере веры", пока благодать не обымет всю душу и не укоренится в ее сокровеннейших частях и помыслах, пока не овладеет всей душой и не воцарится в ней. Через душу "благодать проникает во все части тела" и тем самым очищает этот зараженный грехом физический состав человеческой личности.

Нормативный принцип благодатного подвига очищения себя от греха верой, надеждой и любовью состоит в гармонии, в согласии воли с благодатью — symphwnein te hariti. Сим-фонический синергизм (со-трудничество) воли и благодати определяет отношение человека к мiру. Чем более личность приемлет благодати, тем глубже ее молитвенное любомудрие и смиренномудрие, ибо "благодать научает человека быть нищим духом" и говорить себе: Аз есмь червь, а не человек. Воспринявшие благодать всегда пребывают в напряженном подвиге непрестанного смирения самих себя. Чем более приемлют они благодати, тем более воспламеняется в них неугасимая жажда благодати, тем сильнее и напряженнее бывает их подвиг спасения себя, ибо никто не предохранен от падения. Все праведники до конца своей жизни шли путем узким и тернистым и угождали Богу; а павшие потому падали — epesan hoi pesontes, что верили, что в них как принявших благодать нет греха. Богообразная свобода воли — это одна из главных особенностей личности, поэтому "и у совершенных Господь взыскует душевного изволения на служение Духу". "И у совершенных была свобода воли, а не то, как неразумно говорят некоторые, что после благодати бывает отрешение и освобождение от забот". Синергизм воли и благодати необходим на всех ступенях подвига. "Человеческая воля есть, следовательно, существенная принадлежность; если нет воли, Сам Бог ничего не делает, хотя и может по свободе Своей. Посему совершение дела Духом (букв. "успешное действие Духа — he telesiourgia you Pneumatos) зависит от воли человека".

Благодать, срастворившись с волей, "действует на пользу человеку". Премудрость Божия, будучи непостижимой и бесконечной, недомыслимо и неисследимо проявляет в роде человеческом домостроительство благодати посредством испытания свободы воли, чтобы открылись всем сердцем любящие Бога и переносящие ради Бога всякую опасность и труд. Безблагодатная, лишь человеческая, антропоцентричная деятельность никогда не может составить чистой, идеально-безгрешной личности: "Если человек ограничится лишь своим деланием и не будет надеяться приять нечто странное природе своей (xenon tes physews autou — т. е. благодать Духа Святого), то он не может принести достойных плодов Господу". "Человеку надобно по собственному произволению возделывать землю сердца своего и трудиться; потому что Бог требует от человека труда, усилия и делания. Но если в душе его не дуют ветры Духа Святого, если не явятся Свыше небесные облака  и благодатные дожди, чтобы орошать душу, весь труд человеческий нисколько не увенчивается плодом", ибо сам человек не может приносить плодов, достойных Господа, Богочеловеческих плодов, достойных Богочеловека Христа. Чисто человеческая деятельность может творить добрые дела, но никогда эти дела не будут чистыми, совершенно чистыми от грехов. Погружение в Бого-центричную "глубину благодати — bathos haritos" очищает личность от всякой скверны и исполняет ее силой творить дела, благоприятные Богу. Благодать просвещает — phwtizei, руководствует, умиротворяет, делает человека добрым, ибо все благодатное — божественно и над-небесно.

Облагодатствование всех психофизических составов личности — это дело молитвенного самоуничижения (само-смирения) верой, надеждой и любовью; душа вся срастворяется с благодатью — anakrateisthai te hariti; все орудия познания приемлют благодать и тем самым возвращаются к своей чистоте прежде грехопадения. Соединение, срастворение благодати с человеком идет до некоего единосущия; благодать постепенно проникает содержание человеческой личности, срастается с ней, становится ее природой — естественно и пренасыщенно (physikon kai pekton) — сорастворяется с сущностью человека и становится с ним "как единая сущность — hws mia oysia". Но поскольку благодать — это "существенность истины" — he hypostasis tes aletheias (= сущность истины), то существенного познания истины можно достичь, став одной сущностью с самой истиной. Когда благодать облагодатствует до конца все части человеческого естества, когда преисполняет все его орудия познания и "соделывает ум пленником любви Божией", тогда существенное познание истины становится реальным фактом. Когда благодать облагодатствует весь ум, тогда она "держит на руках ум и возносит на небеса, в совершенный мiр — eis ton teleion kosmon, в вечное упокоение (отдохновение)".

Составленная из этического тройства веры, надежды и любви путем согласованного (сим-фонического) действия благодати и воли, человеческая личность утончается и становится восприимчивой к тончайшему постижению сверхъестественных тайн. Иногда благодать наполняет такую личность разумом и несказанной мудростью, и познаниями Святого и неисследимого Духа, которые невозможно выразить языком и изглаголать устами. Благодать не только опосредствует истинное самопознание, возвращая душу к ее истинной природе, она является и истинным гносеологическим орудием истиннного Богопознания. Лишь "силой Божией и действием благодати — dia dynamews Theou kai energeias haritos" человек может в истине познать Бога.

Благодать и благодатное познание являются специфическими христианскими особенностями. До Христа помраченное грехом око человеческой души не могло зреть "истинного небесного Отца, благосердой и доброй матери — благодати Духа, друзей и искренних своих — святых Ангелов". Начиная с Христа благодать становится необходимостью спасения и познания. Но благодать и истина в христианстве — это не дискурсивные, не трансцендентно-метафизические понятия, а живые, органические, единосущные части Личности Богочеловека. Согласованное со-действие благодати и воли, составляя человеческую личность в тройстве веры, надежды и любви, переносит ее в теснейшие, личные отношения с Личностью Христа, и познание Истины необходимо проистекает из этих непосредственно личных отношений, так как Личность познается личностью. Облагодатствованная личность участвует во всем богатстве Истины = Христа. Все исполненное благодатью пребывает в радости, наслаждается миром, хранит в себе любовь, обладает истиной.


Страница 5 - 5 из 8
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | КонецВсе

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру