Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского

Преподобный преп. Иустин Попович, Перевод Сергея Фонова

Различие между истинными христианами и прочими людьми в основном — гносеологическое, ибо христиане имеют свой "ум и разум (ton noun kai ten dianoian) всегда на небе" и, "благодаря причастию и общению с Духом", созерцают "вечные блага". Христиане переносятся умом "в вышний мiр Божества"; на "голубиных крылах Духа Святого" их душа возлетает "в небесные высоты". Христос дает христианам "крыла Святого Духа невозбранно воспарять в воздухе Божества". Окрыленная крыльями Духа Святого и "летящая по небесным высотам" душа христианская — "выше всего". Христиане "выше и лучше мiра в том, что ум их и душевное мудрствование пребывают в мире Христовом и в любви Духа".

Истинные христиане становятся "общниками духовного богатства и разума, которые не суть от мiра сего". Они имеют обогочеловеченный ум, "другой ум"; их мысли, их ум не колеблет "дикий ветер греха", но "Божественное дыхание Духа Святого" тихо веет в их душах и освежает их, "проникает все существо души, и помыслы, и всю сущность — pasan ten oysian, и все телесные члены прохлаждает и упокоевает Божественным и неизглаголанным упокоением". Так ум обретает свой мир и покой (= упокоение) в Троичном Божестве и в Нем "всегда имеет пребывание, препобежденный Божественною и небесною любовью и духовным желанием". Лишь духоносные, обоженные, Христо-образные христиане ведают и переживают умное успокоение и умную радость, ибо сущность их жизни — "Господь в уме — Kyrios en tw nw". Лишь они имеют "в душе духовное богатство, источающее всякую благостыню слов, и дел, и помышлений Божественных, и неизглаголанных тайн".

"Собирание ума" во Христе духоносная личность совершает молитвенно-благодатным подвигом веры, надежды и любви; она не только имеет Господа в уме, но и ум свой — в Господе, и Господь "изменяет мысли души и делает их божественными, небесными, добрыми"; и соединенный со Христом ум производит богочеловеческое познание. Духовное познание — это плод деятельного участия Духа Святого в творчестве ума, и "все мысли становятся небесными, чистыми и святыми, обращаясь в Божественной сфере". Только чистые мысли являются естественными, ибо они — божественные, а нечистые в то же время — и неестественные, ибо они — дьявольские, а дьявол — это единственная неестественность и противоестественность в природе. Нечистые и неестественные мысли in ultima linea(= в конечном счете) — всегда от единственного нечистого и неестественного. Обогочеловеченный ум — это единственный естественный гносеологический путевождь, богомудро ведущий "колесницу души" по бесконечным пространствам тайн жизни. А сам обогочеловеченный ум имеет своим вождем Духа Святого, открывающего ему Божественные тайны и непрестанно направляющего колесницу души к небесным и Божественным тайнам, к тайнам Троичного Божества.

Духовные личности погружаются в духовные, небесные тайны; иногда "упоеваются невыразимым упоением тайн Духа", "возвеселяемые и упоеваемые Духом, в упоении Божественными духовными тайнами", так что не чувствуют они на себе и плоти, не чувствуют физической части своей личности. Такие духоносные личности от Самого Господа приемлют "или дары исцелений, или ведения, или откровения" и бывают исполнены "Божественной мудростью и разумением и неисследимым ведением Духа — gnwsei Pneumatos anexereunetw".

Разумеется, все познание обогочеловеченной духоносной личности всегда неминуемо обусловлено Лицом (Личностью) Богочеловека Христа, органическим соединением с Ним. Без Меня не можете делать ничего — относится и к познанию. Ни один человек не может рождать чистое, богочеловеческое познание, пока он органически не соединится с Христом, пока его отношения с Христом не будут равны отношениям ветви с лозою. Когда он соединит себя с Господом Иисусом Христом, "тогда Господь удостаивает тайн в святости и чистоте многой, дает ему небесную пищу и питие духовное". "Без Господа Иисуса Христа и действия Божественной силы невозможно познать тайны и премудрость Божию, или стать (духовно) богатым и христианином".

Вся новозаветная гносеология ограждена Лицом Богочеловека; в ней все — лично и опытно; ни малейшее познание невозможно без личного участия в жизни Личности Богочеловека, без обогочеловечения. Богочеловеческая жизнь создает Богочеловеческую философию; жизнь предшествует философии; философия — это естественное излияние жизни; богочеловеческую, христианскую философию создают личности обогочеловеченные, христоносные, опытно переживающие Христа как сущность своей жизни и познания. Философы Божии — philosophoi Thew — те, чей внутренний человек — т. е. весь ум, и душа, и сердце — исполнен Христом, имеют в себе Христа и наставляются Им. Философы Божии — это единственные истинно мудрые — alethws sophoi. Их философия — жизненная, опытная, благодатно-деятельная, а не повествовательная, не безблагодатная греческая философия, ибо "греческие философы (hoi philosophoi twn Hellenwn) учат словам", проповедуют слова; их философия — это философия слова, лишенная опыта и благодати, небогодухновенная.

Философы Божии "созидаются Божественным ведением и Божией благодатью — theia gnwsei kai Theou hariti". Они "умудряются благодатью в разумении чего-либо, в неизреченной мудрости и в ведении неиспытуемого Духа, чего невозможно изглаголать языком и устами". Благодатная, христианская жизнь создает благодатную, христианскую философию. Поэтому святой — это единственный истинный философ, ибо "пребывающий в совершенном свете не желает зла, не мыслит зла — phaula". В душах святых неизгладимо отпечатан "боголикий образ (= лик) Духа — theoeides Pneumatos eikwn", поэтому каждая их мысль, каждое чувство и вся их философия — боговидна, боголика (theoeides). "Божественный и небесный Дух обитает в уме — en tw nw" богообразных святых, и все их умное творчество носит на себе образ (лик) Духа Святого. Без обитания Духа Святого в человеческом уме каждый акт познания и все человеческое познание вообще сводится к грехообразному феноменализму, облеченному в "ризы кожаные". "Мудрые века сего — Аристотель, или Платон, или Сократ — при основательном своем ведении уподоблялись большим городам, но опустошены были врагами (т. е. бесами), потому что не было в них Божия Духа".

Новозаветный путь познания имеет глубоко личный характер; это опытный Бого-человеческий процесс органического срастания человека с Богочеловеком Христом. Бесконечная тайна этого пути заключается в Святом Таинстве Причащения. В этом Таинстве Объект веры и познания срастворяется с психо-физическим организмом субъекта; в нем тайна познания переживается как Святое Таинство и Объект познания становится жизнью, становится телом и кровью субъекта. "Господь плототворит Себя — swmatopoiei heauton — и в пищу, и в питие, как написано в Евангелии: Аз есмь хлеб животный… кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки". "В Церкви… приносимы — prospheretai — хлеб и вино, вместообразные (antitypon) Его (т. е. Христовой) Плоти и Крови, и причащающиеся видимого хлеба духовно вкушают Плоть Господню" — ten sarka (= Тело) tou Kyriou — и исполняются Божеством, и их души срастворяются (= соединяются) с Духом Святым.

Через Святое Таинство Причащения (Таинство Евхаристии) Господь Иисус Христос воплощается в причастнике, становится для него вечной Жизнью, и он опытно достигает познания Христа. "Господь бесконечен и непостижим… Бог ни для кого не постижим и не измерим, кроме тех, которые вкусили от Него же Самого" — ei me tois geusamenois ex autou ekeinou. "He tou Theou geusis" (= вкушение Бога) — это единственный путь к реальному познанию Бога и Христа. Без личного причащения Христу абсолютно невозможно познать тайну Его досточудной Личности, потому что Он — "Премудрость Божия" — "еллинам безумие". Личный опыт — это единственный путь познания Христа. "Совершенная тайна христианства" познается опытно, лично. "Ибо христианство есть пища и питие. И чем больше кто вкусит его, тем более возбуждается сладостью ум, делаясь неудержимым и ненасытимым, более и более требующим и вкушающим".

Через евхаристическое (= литургическое) соединение с Христом христианин опытно переживает Личность Богочеловека как полноту ведения и Истины. На место человека как критерия познания и истины вступает Богочеловек; на место гносеологического антропоцентризма — гносеологический теоантропоцентризм. Когда ум — "око души" — обогочеловечится, станет "единым духом, единым умом" с Господом Христом, тогда он приобретает способность различать добро и зло, истину и ложь. Этого достигают лишь "совершенные". Их душа, став "вся оком, вся светом", зрит границы добра и зла, отличает чистое от нечистого, Божие от дьявольского.

"Имеющие в самом уме мир Христов и свет" способны распознавать утонченное гносеологическое действие сатаны и благодатное действие Бога в душе человеческой, способны постичь "изощренность зла — leptoteta tes kakias", "изощренность порока". Для того чтобы человек мог жить праведной, христианской жизнью, он предварительно должен очистить царскую (владычественную) часть души — ум — и сделать его способным к распознанию добра и зла. "Много потребно борения и тайного невидимого труда (= подвига), чтобы испытывать помыслы и изнемогшие чувства души нашей обучить долгим учением в рассуждение добра же и зла". "Кто хочет христианскую жизнь с великою точностью вести в совершенстве, тот обязан всеми силами позаботиться прежде всего о смысле и о рассудке души (рассуждающей, различающей способности — tou dianoietikou kai diakritikou melous tes psyhes facultatis intelligendi et discernendi), чтобы, приобретши способность в точности — en akribeia— различать доброе и худое, во всяком случае распознавать, чту в чистую природу (te kithara physei) привзошло несвойственного (противоестественного — ta para physin = пара-физического) ей".

По Богочеловеческой икономии восстановления личности последний, заключительный момент обогочеловечения переносится в апокалиптику христианства. Относящееся к личности eo ipso относится и к познанию. Воскресение является заключительным моментом обогочеловечения личности и познания. Христо-образие души, стяжанное за время земной жизни обогочеловечением души в подвиге веры, надежды и любви, при воскресении будет перенесено на тело. "В какой мере сподобляется каждый за веру и рачительность стать причастником Святого Духа, в такой же мере прославлено будет в оный день и тело его". Тогда "тела святых" будут светиться Духом Святым, "ибо всею лепотою светлости и красоты небесной соделается тогда для них Дух Божества, Которого еще ныне сподобились они приять в себя". "Боговидный образ Духа — he theoeides Pneumatos eikwn", запечатленный в этой жизни в душах святых, при воскресении явится и в теле, и их тело станет "телом боговидным" — to swma theoeides.

Воскресение тела будет полным осуществлением идеальной полноты личности: богообразная душа навеки соединится с богообразным телом, и идеальное равновесие между душой и телом будет восстановлено. Жизнь тела, жизнь плоти будет сообразной Христу и вечной, ибо тогда "жизнь Иисусова" явится "в смертной плоти — en te thnete sarki". "Небесный огнь Божества, который христиане еще ныне, в веке сем, приемлют внутрь себя, в сердце, действуя внутрь сердца их, когда разрушится тело, начнет действовть совне и снова сопряжет члены, совершит воскресение разрушенных членов". Огнь сей — это "сила воскресения — anastasews dynamis"; он "воскрешает истлевшие тела".

"В воскресение все члены будут воскрешены и, по написанному, влас не погибнет… и все соделается световидным — phwtoeideis, все погрузится и преложится в свет и огнь". Но личности не только не утрачиваются, но и восстанавливаются до чудесной полноты, ибо в воскресении "Петр остается Петром, Павел — Павлом, и Филипп — Филиппом; каждый, исполнившись Духа, пребывает в собственном своем естестве и сущности (hypostasei= личном бытии) — hekastos en te idia physei kai hypostasei menei peplerwmenos Pneumati". Христообразные тела святых проходят через метаморфозы, через которые прошло и святое тело Господа Иисуса Христа. "Как тело Господа, когда взошел Он на гору, прославилось и преобразилось в Божескую славу и в бесконечный свет, так и тела святых прославляются и делаются блистающими. Ибо как внутренняя слава Христова в такой мере распростерта была и воссияла в теле Христовом, так, подобно сему, и во святых внутри сущая сила Христова в оный день будет изливаться вовне — на тела их; потому что еще ныне умом своим причащаются они Христовой сущности и Христова естества — ek tes autou oysias kai physews apo tou noun metehousin en tw nw autwn. Ибо написано: и Святяй, и освящаемии от Единаго; и: славу, юже дал еси Мне, дах им. Как одним огнем зажигаются многие светильники, так необходимо и телам святых — сим членам Христовым — соделаться одним и тем же с Самим Христом — to auto gignesthai hoper estin ho Hristos".

Обогочеловеченные, обоженные и душой, и телом святые "прелагаются в Божественное естество исоделываются благим, богами — theoi и чадами Божиими". Этим достигается последний, вечный смысл личности: вся душа и все тело навсегда становятся Христо-подобными, богоподобными; вечное блаженство личности наполняется вечной богоподобной жизнью, богоподобным ведением (знанием) и вечным созерцанием (зрением, видением) "несказанной красоты Лица Христова".

Заключение

Вышеизложенное учение преподобного Макария Египетского приводит нас к выводу о том, что тайна человеческой личности и познания невозможна и необъяснима вне Святой Троицы. Возможность, объем, границы и собственный критерий своего познания богообразная личность находит лишь в срастворении (= соединении) с Триипостасной Истиной. От своего загадочного начала до не менее загадочного апокалиптического завершения богообразная природа личности тяготеет к Божественной Троице. Разобщенная (= разрушенная) грехом, ввергнутая в адские ужасы сатанинского солипсизма, богообразная (= боголикая) сущность личности изливается в судорожных рыданиях в своем устремлении к Богу.

Духосветлый, христоносный Макарий Великий, этот чудесный духовидец человеческой природы, находит, что человеческая личность и на всех ступенях греховности (= поражения грехом) в основе своей — теоцентрична, Христо-центрична и что свой вечный, богоданный смысл и полноту она обретает лишь в благодатно-таинственном срастворении (= соединении) с Богочеловеком Христом. Но содержание, форма и путь к этому соединению (krasis) со Христом носят исключительно чисто благодатно-богочеловеческий характер, и нельзя подсовывать святому Макарию пантеистическое понятие krasis di’ holwn стоиков. Мы видели, что "красис" (= соединение) человеческой личности со Христом совершается в Духе Святом, которого не имеют не только стоики, но и величайшие нехристианские философы: Платон, Аристотель и Сократ. Для Бого-человеческого "красиса" абсолютно необходима историческая Личность Богочеловека Христа и благодатное со-действие Бога Духа Святого и Бога Отца.

Поэтому учение святого Макария о личности и познании во всей полноте носит богочеловеческий и благодатно-мистический характер. Его гносеологию, как нам кажется, лучше всего можно охарактеризовать как богочеловеческий мистический эмпиризм. Она вся основана на вере в Богочеловека и направлена к Нему, и в этом характерное отличие гносеологии святого Макария как специфической христианской гносеологии от внехристианских и нехристианских гносеологий, которые всегда сосредоточены на человеке и на вере в человека.

Лишь опытно переживая мистический процесс познания через приобщение к Богочеловеку, можно достигнуть благодатно-мистического оправдания возвещенного Христом (букв. "Христо-откровенного". —Примеч. пер.) догмата Троичности и eo ipso единственно возможного оправдания человеческой личности и познания. Такого оправдания достиг "земной бог — theos epigeios", Макарий Святой и поистине Великий, и своей обоженной личностью он доказал центральный тезис своего учения о том, что в обоженной, обогочеловеченной, отроиченной душе "обитает Божественная Троица" (= Святая Троица).


Страница 8 - 8 из 8
Начало | Пред. | 4 5 6 7 8 | След. | Конец | Все

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру