Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского

Преподобный преп. Иустин Попович, Перевод Сергея Фонова

III. Восстановление личности

1. Тайна Богочеловека Христа

Проблема реинтеграции (= восстановления) личности исчерпывается проблемой освобождения от греха, так же как и проблема дезинтеграции исчерпывается проблемой поражения грехом. Решение проблемы сводится к устранению причины дезинтеграции — к устранению греха. Счистить налет греха с метафизической сущности личности, с "образа Божия"; разрушить, сбросить твердые струпья греха и извлечь нежное, богообразное зерно личности — значит возвратить человека в его целостное состояние до грехопадения, восстановить троичное богообразие (= серб. "Бого-ликость") его естества и Бого-человеческий порядок, значит отроичить все содержание его личности. Существенно понятая проблема личности получает свое полное, окончательное решение в Святой Троице. В силу троичного богообразия ("Бого-ликости") своего существа человеческая личность стремится к Святой Троице. Вся природа, сущность, все силы личности обусловлены Троичностью. Тайна личности имеет своим источником тайну Святой Троицы, поэтому реинтеграция личности — дело Святой Троицы. Пришествие Христа — это многозначительное доказательство того, что жизнь и целостность человеческой личности онтологически невозможны без личного участия одного Лица Триипостасного Божества.

Погруженный в грандиозную тайну человеческой личности, преподобный Макарий Великий своей многоочитой душой благодатно созерцает укорененность ее троичного богообразия в тайне Троичного Божества. Пришествие Христа имеет целью возвращение человека к Святой Троице, дарование "человеческому естеству достоинства первозданного Адама". Через Святую Троицу человек возвращается к себе, находит себя, ибо смысл Христова пришествия — "возвращение нашей природы к себе (к первозданному состоянию) — pros heauten epanodos и восстановление — apokatastasis". Во Христе человеку дана вся психо-физическая реальность совершенной личности; в Лице Богочеловека человек зрит безгрешный оригинал своей души, зрит христообразную сущность своей личности, созданной "по Его образу — kata ten eikona Autou" и обретает себя совершенным. "В Себе… Господь показал каждому из нас именно его самого, в его нетленной перво-образной красоте; как в чистом зеркале Он дал увидеть каждому святость его собственного непоруганного образа Божия. В "Человеке" или "Сыне Человеческом" явлена каждому вся полнота его собственной личности". Христос — "образ первозданной красоты... неизменный Образ", в Котором каждое человеческое существо имеет свой первозданный и безгрешный образ (= лик), свою собственную личность освященной и обоженной; в Котором каждому человеку дано быть общником превечного Образа Божия, чтобы каждый мог непоколебимо уверовать в троичное богообразие своей души и в то, что "Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего — eikona tes idias aidiotetos epoiesen autou".

Исключительное совершенство, красота и чистота Личности Христа делает Ее абсолютным и незаменимым идеалом для каждой личности вообще. Только Он — воплотившаяся Абсолютная Чистота; смысл Его пришествия сосредоточивается "вокруг чистоты", "ибо все люди — и евреи, и эллины — любят чистоту (ten kathairoteta), но не могут очиститься". Бесконечное, идеальное совершенство личности как душевная и телесная реальность дана в Богочеловеке Христе. До Христа Бог воздействовал на душевную часть личности; начиная с Христа Он постепенно соединяется со всем человеком: и с душевной, и с телесной частью его личности. Для того чтобы обожить и телесное содержание человеческой личности, Христос "собственный образ неизреченного света Божества Своего положил в теле ее", во плоти, "воспринятой от Девы". Ипостасное единство Бога и человека в Лице Иисуса Христа и есть "единственное новое под солнцем". Личность Христова воплощает в Себе абсолютное равновесие между Божиим и человеческим, между естеством Божиим и естеством человеческим, ибо Христос единственное Лицо, единосущное — homoousios — с Богом Отцом и Богом Духом Святым и единосущное с человеком, т. е. Он — истинный Бог и истинный Человек, совершенный Бог и совершенный Человек, Он — Богочеловек. В Богочеловеке вся полнота Божества телесно — pan to plerwma tes Theotetos swmatikws — и вся полнота человечества; в Нем человек стал Человеком и достиг конечной широты, долготы, глубины и высоты своей (до того времени) полностью разрушенной личности и стал Личностью. В Лице Богочеловека открыто Божие устроение и порядок личности, согласно которому вся жизнь личности протекает от Бога к человеку, но никак не наоборот, никак не "по человеку". До явления Богочеловека идея личности могла быть предугадываема как некая возможность; начиная с Него она — определенно данная реальность, бесконечная реальность и реальная бесконечность.

Над-умная, непостижимая тайна Христовой Личности своей бесконечной реальностью всегда была "камнем претыкания и камнем соблазна", о который спотыкались все еретики. По существу все ереси прямо или косвенно представляют собой своего рода регистр человеческих соблазнов о Лице Христовом. Эти соблазны проистекали и проистекают из онтологической невозможности человеческого познания определить существенное отношение Христа к Богу Отцу и Богу Духу Святому и к человеческой сущности. Ибо все ереси покушаются и стремятся человеческим мышлением до-мыслить Того, Кто есть "Мудрость недомыслимая"; ибо все они измеряют досточудное Лицо Богочеловека мерилом не богочеловеческим, а человеческим — "по человеку" (kata anthrwpon), и тем самым нарушают это единое равновесие Лица. Они либо чрезмерно выделяют Божественное естество Богочеловека либо человеческое, или отождествляют Его с тварью (= прелагают в тварь), или делают трансцендентным. Единственным хранителем, ведающим Лицо Богочеловека Христа, является Православная Церковь, которая своим духоводимым вселенским умом и вселенской совестью глаголет чрез Вселенские Соборы и дает единственный правильный критерий для различения истинного Богочеловека Христа и христов ложных.

Христология наученного Богом Макария Великого основывается на церковной христологии. Своей благодатно-мистической душой он проникает в недостижимые глубины Лица Христова, переживает там Его бесконечную мистику и создает свою опытную христологию. Его христология по своей чистоте и глубине представляет собой исключительный образец мистическо-опытного оправдания церковной христологии.

По святому Макарию Великому, "образ света несказанного", бесконечно таинственный в Своем бесконечном Лице, "бесконечный, неприступный и несотворенный Бог", непостижимым действием воплощения делает Себя доступным, видимым, телесным. Христолюбивая душа святого Макария молитвенно и радостно созерцает доброту "неизреченной красоты... Лица Христова", всецело погружается в тайне Его Лица и проникает до Его богочеловеческой сущности, до средоточия Его таинственной Ипостаси, до богочеловеческой безгрешности. Безгрешность, ставшая реальностью, воплощенная в сфере душевных и телесных категорий и возможностей, — это то единственно новое, которое своей неодолимой силой привлекает людей к Лицу Богочеловека Христа. "Тело новое и безгрешное — Swma kainon kai anamarteton — не являлось в мiре до Господня (Христова) пришествия".

Появление безгрешного тела в мире тварей означает первый онтологический переход и мост между духовной сущностью Бога и сущностью тварей. Явление безгрешного Богочеловека — это явление первой всецелой Личности, в Которой метафизическое и физическое соединяются до нераздельности, в Которой тайна Троичного Божества проявляет себя в сфере (в свете) физического, телесного, человеческого и человеческое — в сфере Божества. Богочеловек первый преодолел вырытую грехом пропасть между Богом и человеком, метафизическим и физическим, ибо по Своему Божественному естеству Он единосущен Отцу, по человечеству единосущен с нами. Через Него тварь существенно приступила к Творцу без посредства греха и безгрешным познанием познала Бога. Безгрешная сущность проникает все содержание Личности Богочеловека Христа, все Ее способности познания и тем самым делает Христа единственным средоточием и идеалом безгрешного познания.

В Лице Иисуса Христа тайна физического и метафизического становится святой тайной, становится благовестием. Здесь нет пропасти между этим и тем светом, между Богом и человеком, ибо в Нем осуществлено единство (монизм) личности, а тем самым — единство жизни и познания, абсолютная гармония телесного и душевного, идеальное равновесие духовного и материального. Оправдание и осмысление (наполнение смыслом) телесного, тварного, человеческого (= людского) дано в безгрешном теле — to swma — Богочеловека, а также и примирение материального с духовным. Поэтому оправдать себя и тварь — значит соделать себя и тварь безгрешными, устранить грех из себя и вокруг себя. Но сделать это можно лишь Единому Безгрешном.

Именно безгрешное тело (= телесность) Христа преподобный Макарий Египетский исключительно выделяет в качестве христологического центра и выводит из него все прочие категории. Из него он выводит и всю сотериологию, которая для него — не что иное, как личное и опытное усвоение и переживание безгрешной сущности Христовой Личности.

Безгрешное тело есть Христово непобедимое спасительное оружие, которым Он побеждает сатану. Всю спасительную мощь и все аргументы в борьбе с сатаной Христос выводит из факта Своей безгрешности, безгрешности Своего распятого тела, ибо в Нем — "жизнь, искупление, святость". Мертвый змей, которого воздвиг в пустыне Моисей и который победил живых, — это прообраз тела Господня. Ибо тело, воспринятое Господом от Девы Марии, пригвожденное ко кресту и воздвигнутое, умершее на кресте — победило змия, живущего и гнездящегося в сердце человечества.

Таинство (тайна) спасения сводится к победе воплощенной Безгрешности над олицетворенным грехом и злом. Вся икономия спасения сводится к безгрешному телу Богочеловека, Который Своим распятым, мертвым, но безгрешным телом побеждает смерть = змия греха = сатану, и тем самым возводит тайну спасения к парадоксальной антиномии: "мертвое тело победило живого змия". Эта над-умная антиномия и есть "thauma megiston" — "чудо величайшее", через которое человеческая плоть (= тело, anthrwpine sarx) приобретает безгрешность, становясь неразрывной частью Личности Богочеловека. "И сие чудо для евреев соблазн, а еллинам безумие". Распятый Христос — Победитель смерти, — измеренный зараженными грехом гносеологическими мерилами евреев и еллинов, становится скандальной и безумной антиномией, которую можно принять лишь подвигом над-рациональной веры, ибо вера — это единственное гносеологическое око, которое может объять бесконечную тайну распятого Христа и ясно узреть, что Он поистине — Божия премудрость и Божия сила. Будучи Богочеловеческой и безгрешной "Премудростью Божией" — Theou sophia — Христос является мерилом мудрости и светом, освещающим пределы жизни и смерти; но будучи и безгрешной Силой Божией — Theou dynamis, — Он есть "жизнь и искупление"; и Он — Жизнь — повелевает сатане "освободить души из ада и возвратить их Ему".

Искупительный подвиг Христов бесконечно таинствен в своей драматичности, ибо для нас он представляет собой личную встречу и диалог воплощенной Безгрешности с олицетворенной все-греховностью, Христа с сатаной. Услышав повеление Христа вывести души из ада, сатана приходит в величайшее возбуждение, он "приходит к служителям своим, собирает все силы, затем приносит рукописания и говорит: "Сии вот повиновались слову моему, и вот как поклонялись мне люди!" Но Бог, праведный Судия, и здесь показывает правду Свою и говорит ему: "Повиновался тебе Адам, и овладел ты всеми сердцами его (т. е. потомством его. — Примеч. ред.); повиновалось тебе человечество. Что же делает здесь тело Мое? Оно безгрешно. Тело первого Адама стало должным тебе, и по праву ты удерживаешь его рукописания. О Мне же все свидетельствуют, что Я не согрешил; ничем тебе не должен. Все свидетельствуют о Мне, что Божий Я Сын... Посему искупаю тело, проданное тебе первым Адамом, уничтожаю твои рукописания; Я отдал долг Адамов тем, что распят и снисшел во ад. И повелеваю тебе, ад, тьма и смерть, исторгни заключенные души Адама". И таким образом, лукавые силы, вострепетав, отдают заключенного Адама".

Искупление зараженного грехом человечества, причастного смерти Адама, определено безгрешным Лицом Богочеловека. Адам олицетворяет подпавшее под грех человечество, Христос— освобожденное от греха. Все содержание и все человеческие силы содержатся в Богочеловеке, в Его Богочеловеческой безгрешности. Все человеческое (= людское), весь мiр тварей, все духовное и весь мiр духов — представлены в Лице Иисуса Христа как бы в миниатюре, в зародыше и в органическом соединении, так как "panta en autw synesteke" (= "все в Нем существует"), ибо Он один синтезирует все тварное и духовное, все видимое и невидимое. Отсюда следует, что осмысление и оправдание чего бы то ни было духовного или тварного зависит от их участия в безгрешной Личности Богочеловека Христа. Только Безгрешный освобождает от греха, и тем самым спасает, оправдывает и искупает. В Едином Безгрешном все содержание человеческого естества: весь ум, все сердце, вся воля, все тело, вся душа, — восходят к безгрешности, к обожению.

Безгрешность Личности Христа доказывают три свидетельства: Божие, человеческое и сатаны. В отравленной грехом атмосфере человечества Богочеловек сохраняет Свою безгрешность Божественностью, ибо Он "бесстрастен и все содержит", ибо Он — Абсолютное Добро (Благо), "а Благо не оскверняется и не помрачается", так как тьма не может объять Бога, ибо Бог вездесущ, и зло не может осквернить Богочеловеческой Чистоты.

Христос — это первая бесстрастная (apathes) по природе Личность, в Которой страсти (ta pathe)) не являются посредниками между Богом и человеком, но Бог непосредственно соединяется с человеком до ипостасного единства. В Нем вечный идеал личности осуществлен телесно, вечный идеал и вечный смысл. Всецелостью Своей Личности Он спасает всю личность человека, ибо Господь един по существу (kat’ ousian), а многоименитым (polywnymos) Он стал для спасения человеческого. Христос означает спасение через освобождение от греха, потому что без Него никто не может спастись; и "ни в ком другом люди не находят спасения и упокоения". Богочеловек содержит в Себе все человеческое (людское) без остатка, содержит как одно из естеств Своего Лица; и любой человеческий поиск смысла, умного покоя, оправдания чего бы то ни было человеческого — тяготеет к Нему; любое всеусердное желание разрешить роковую проблему человеческой личности всей природой своего бытия устремляется к Нему. Своей богообразной Личностью Христос привлекает богообразную сущность человеческой личности; Своей безгрешной Богочеловеческой душой привлекает зараженную грехом богообразную человеческую душу; Своим умом привлекает подпавший под грех ум; Своей волей привлекает рабствующую греху волю; Своим безгрешным телом привлекает погрязшее во грехе тело человеческое. Для полноты спасения, для спасения не отдельных фрагментов, а всей личности, воплощение Слова становится самой насущной необходимостью в икономии спасения. Через воплощение Слова Святая Троица открывает мiру Домостроительство спасения. "Слово было послано и воплотилось; и, сокрыв Божество Свое, чтобы подобным спасти подобное — hina dia tou homoiou to homoion swthe, положило душу Свою на кресте". Слово воплощается, чтобы Своим богообразием спасти от греха богообразную душу человека, чтобы отделить ее от греха, ибо "один Бог может отъять от нас грех", чтобы ее очистить, чтобы соделать безгрешной. Только безгрешная душа велика пред Богом. Но освободить душу от греха, "искоренить грех и присущее ему зло — может быть совершено только Божиею силою. Ибо не дано (ouk exesti = "не в состоянии") и невозможно человеку искоренить грех собственною своею силою. Бороться с ним, противиться, наносить и принимать язвы — в твоих это силах; а искоренить — Божие дело".

Христос и пришел ради этого, так как ясная цель воплощения Христова — это освободить богообразную человеческую душу от греха, соединить Христо-образную сущность человеческой личности со Христом, чтобы "подобное подобным спасти", обожить, о-Богочеловечить. "Беспредельный, неприступный и несозданный Бог воплотился по бесконечной и недомыслимой благости Своей... чтобы можно Ему было войти в единение с видимыми Своими тварями, как, например, с душами святых и Ангелов, чтобы они возмогли быть причастными жизни Божества — hina dynetwsi zwes Theotetes metashein". Цель воплощения — обожение (he thewsis) человека через соединение человеческого Божиего образа с Богом, через восстановление человеческой личности путем ее личного участия в Божием естестве, через соединение подобного с подобным. Акт вoплощения Второго Лица Святой Троицы — это абсолютное личное свойство Бога Сына; но сам факт ипостасного единства Бога с человеком в Лице Богочеловека Христа абсолютизирует, делает всеобщим принцип воплощения, соделывает его средством всеобщего спасения, спасения личного и соборного. Боговоплощение приобретает соборный характер, переносится в тайну спасения каждой личности; спасение обусловливается воплощением Бога в естестве каждого отдельного человека; спасение становится не чем иным, как личным со-воплощением Богочеловеку Христу, срастанием всего содержания личности с Личностью воплощенного Бога; спасение означает со-образование Христу, со-воплощение Христу, переживание Боговоплощения в себе.

Спасительная значимость Боговоплощения является мистической и опытной истиной для святого Макария. "Беспредельный и недомыслимый Бог по благости Своей умалил Себя, облекся в члены тела сего и укрыл Себя от неприступной славы; и по снисхождению и человеколюбию преображаясь, плототворит Себя, входит в единение и восприемлет святые, благоугодившие и верные души и... бывает с ними един дух — hen pneuma: как говорится, душа в душу — psyhe eis psyhen, и ипостась в ипостась — hypostasis eis hypostasin (= сущность в сущность), чтобы душа... могла жить в обновлении и ощущать бессмертную жизнь — aiasthanesthai athanatou zwes, и соделалась причастницею нетленной славы". "Христос воплощается (swmatopoiei) в душах верных, срастворяется (sygkirnatai) с ними, срастворяются душа с душой, сущность с сущностью и становятся одним духом". Умаляя Себя, воплощаясь, бесконечный Бог "уподобляет Себя (exomoioi heauton) святым и достойным верным душам... чтобы Невидимый был для них видим и Неосязаемый был осязаем hina pselaphete ho Apselaphetos)".

Таким образом, воплощение от Святой Девы представляется фактом, из которого проистекает и разрастается непрестанное воплощение Сына Божия в душах верных и святых. Процесс восстановления личности совершается путем постепенного вочленения в живое, вечно живое Богочеловеческое Тело Христа Спасителя, до полного со-воплощения Христу, до полного соединения со Святой Троицей, до полного о-троичения. При этом возрастание личности от обладаемого грехом солипсизма до безгрешного Христо-образия, до безгрешного о-троичения, до личного единства с Единым Безгрешным совершается путем всецелого усвоения и переживания веры, любви и надежды как этической триады (тройства). Сформированная, устроенная, возращенная всемогущей благодатной силой единосущной этической триады человеческая личность удостаивается наконец обрести решение своей мучительной проблемы в Святой Божественной Троице, удостаивается войти туда, "идеже празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость", и вечно жить, созерцая несказанную красоту Единосущной Божественной Троицы.

2. Усвоение этической триады (тройства)

а) Вера и надежда

Реальное усвоение этической триады как устроителя, восстановителя личности обусловлено сознанием полного банкротства всех зараженных грехом компонентов личности. Вся деятельность разъеденного грехом, дез-интегрированного ума, воли, души и тела сливается в неудержимое чувство абсолютной расслабленности и ужасающего, отчаянного бессилия. Все объятое грехом самосознание захвачено и порабощено страшным, неумолимым сознанием того, что человек онтологически и душевно немощен спасти себя самим собой, воскресить себя из гроба своего пораженного грехом самосознания. Отчаяние особенно усиливается, усугубляется неуклонным сознанием того, что все называемое человеком и человечеством — абсолютно бессильно, вследствие своей греховности, найти спасение от греха и его роковых последствий. Сжигаемый огнем этого ужасного сознания человек чувствует, что должен — в силу самой природы своей изуродованной богообразной личности — следовать устремлениям богообразного зерна своей души, выводящей его из отравленной грехом атмосферы и вводящей в сферу незримой безгрешной действительности, в сферу веры, в сферу этического тройства.

Через веру человек приходит в соприкосновение с новой действительностью, с новым образом и порядком жизни. Отрицательный момент веры состоит в весьма живом чувстве своего абсолютного банкротства, своей крайней духовной нищеты, а положительный момент заключается в бесконечной любви к единому Богатому, к Богу. Ибо что есть вера в сущности? "Сущность веры — это нищета духовная и бесконечная любовь к Богу". Нищета духом — это "основа пути, ведущего к Богу", "царского пути", ведущего в Царство Небесное. Будучи сущностью веры, она постоянно осуществляет, делает осязаемой веру и все ее проявления, все ее возрастание от зерна горчичного до конечной зрелости. Нищета духом объединяет в себе сильнейшее чувство всеобщности греха и гнетущее сознание всеобщей болезненности, расслабленности, уязвленности грехом. "Та душа есть нищая духом, которая познает язвы свои, познает и окружающую ее тьму страстей и всегда просит избавления у Господа, переносит и труды, но не радуется ни о каком земном благе, полагается же на одного только прекрасного Врача и на Его врачевание". Вера — это око, которым душа зрит свою нищету и видит, как она по причине греха "нага и лишена общения Духа" и как, "будучи под страшным окаянством греха, не может ничего, хотя истинно желает произвести плод правды Духа". Такая душа постоянно вопиет к Господу и усердно молит Его удостоить и ее истинной жизни.

Как сущность веры нищета духовная необходима в икономии спасения греховного человеческого естества, и преподобный Макарий Египетский особо это подчеркивает. "Необходимо понудить себя — biazesthai hre" — к нищете духом, к постоянному чувству своего падения. "Необходимо понудить себя, хотя бы сердце этого и не хотело — biazesthai hre me thelouses tes kardias", — это становится путем веры и всех прочих добродетелей. "Надобно всегда понуждать себя, даже против желания сердца". Человек должен принудить себя приступать ко Христу; но для того чтобы стать "обителью Христовой" и исполниться Духом Святым, "должно прежде всего крепко уверовать в Господа и всецело предать себя вещаниям заповедей Его и во всем отречься от мiра".

Подвигом веры человек без остатка предает себя Христу, всего себя поверяет Христу, а не себе самому (me eph’ heauton), отрекается от всего своего телесного и душевного содержания и формы, отвергается от себя, от самой своей души. Отвержение себя — это по существу внутренний акт, непосредственно личный, субъективный акт, который объективно проявляется как акт отречения от мiра. Это двойное отречение составляет начало и проявление веры. Уверовать — значит отречься от своей души; а отречься от своей души — значит "ни в чем не искать своей воли — to medamou zetein to heautou thelema". Подвигом веры "душа... отрешается от себя и воле ума своего не повинуется... но всю себя предает Господу". Вера — это личная встреча со Христом, первая личная встреча грешника с Безгрешным, встреча, которая необходимо означает отвержение себя (уязвленного грехом). Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя. Отвержение себя, отрицание себя является результатом существенного самопознания, познания полной зараженности грехом своего самосознания — результатом жгучего сознания того, что самосознание стало грехо-сознанием, что мое я срастворено с грехом, что мое я — это "я" греха.

Разумеется, это лишь перевод на философский язык мистического опыта и вчедения преподобного Макария, ибо, как он свидетельствует, змей = сатана = грех стал "второй душой с душой человека". Эта "вторая душа — hetera psyhe", эта грехообразная душа помрачила, потеснила и почти заменила собой богообразную человеческую душу, выступила в качестве центра самосознания, центра личности, стала "его" собственной, стала живой сущностью его существа, стала его я, его heauton" (им самим). Поэтому, по учению преподобного Макария, Господь Иисус Христос прежде всего и самым решительным образом требует от человека, чтобы тот "arneitai heauton" (отвергся себя), чтобы "возненавидел душу свою": "Всякий, кто не отвергнется себя и не возненавидит душу свою, несть Мой ученик". Грех срастворился с душой, сросся с душой, "стал ее частью — melos autes gegone"; и любить душу — значит любить грех, который неминуемо порождает смерть. Любящий душу свою погубит ее. Ненавидеть свою грешную душу, ненавидеть себя, свое греховное "себя" — единственый путь для человека спасти (истинного) себя. "Самое главное оружие для борца и подвижника состоит в том, чтобы, вошедши в сердце, сотворил он брань с сатаною, возненавидел себя самого — misese heauton, отрекся от души своей — arnese ten psyhe autou, гневался на нее, укорял ее".

Вера и есть бесконечная ненависть к "себе", к своей грехообразной душе, ко "второй душе" и бесконечная любовь к Богу. Подвигом веры уничтожается грехо-центризм личности, уничтожается "вторая душа" как центр личности, уничтожается грехообразное я, и центр личности переносится в Бога "Невидимого". Другими словами, уверовать — значит отвергнуться жизни лишь по своему естеству (te idia physei) и перенести себя в естество Божие, "в вышний мир Божества", перенести себя в жизнь Божества; выйти из себя и войти в Божество, выйти из своего "я" и войти в "не-я", в "Ты". Вера — это победа над эгоизмом и эгоцентризмом, так как подвигом веры побеждается греховный закон личности "я = я", закон жизни собой. "Душе, истинно во Христа верующей, должно из нынешнего порочного состояния перейти в состояние иное, доброе, и нынешнее уничиженное естество изменить в естество иное, божественное — eis heteran theian physin, и соделаться естеством новым, при содействующей силе Святого Духа". "Душам нашим должно из настоящего состояния перейти в другое состояние и измениться — в божественное естество — physin theian".

Подвигом веры человек исходит из своего подверженного греху, плененного грехом естества и входит в естество Божие; он заменяет Христом свое грехообразное "я", получает силу для преображения и изменения, силу стать "новой тварью во Христе — kaine ktisis en Hristw". По богоданной икономии жизни ни тело, ни душа не живут своим собственным естеством, но Бог "устроил, чтобы они всю икономию жизни имели извне"; ибо, сотворив тело, Бог дал ему жить не собой и не от себя, а от того, что вне его, за его пределами, в природе. "Если же ограничивается оно тем, чту в его естестве (ean eis ten heautou physin monon ste), не заимствуя ничего отвне, то разрушается и гибнет. Таким же образом и душа, не имеющая в себе Божия света — phws theion, сотворенная же по Божию образу… не из собственного своего естества, ouk ek tes idias physews, но от Божества Его, от собственного Духа Его, от собственного света Его восприемлет духовную пищу, и духовное питие, и небесные одеяния, чтчо и составляет истинную жизнь души". "Горе телу, когда оно останавливается на своей природе, потому что разрушается и умирает. Горе и душе, если останавливается на своей природе (eis ten heautes physin monon)… не имея общения с Божественным Духом; потому что умирает, не сподобившись вечной Божественной жизни".


Страница 3 - 3 из 8
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру