Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского

Преподобный преп. Иустин Попович, Перевод Сергея Фонова

в) Воля и грех

Вне воли грех невозможен. Возможность и реальность греха вне (помимо) воли вовлекает человеческое сознание в челюсти самого ужасного метафизического чудовища — необходимости греха и зла. Необходимость греха и зла имела бы своим антитезисом необходимость добра, и тем самым личность была бы исключена из моральной сферы и подавлена в онтологическом и гносеологическом дуализме. Но этическая динамичность личности исключает всякое зло и грех за пределами воли. Воля — это канал, через который зло вливается в человека. Она всегда принимает активное участие не только как со-причина, но и как проводник зла. Воля несет ответственность за каждый грех, поэтому каждый грех наказуем. Человеческому естеству дан не закон необходимости, а закон свободы выбора, чтобы он мог по своей воле избирать добро или зло. Человек имеет "свободную волю" — to autexousion thelema, она дарована ему Творцом, чтобы он по свободному хотению стремился к добру и воздерживался от зла. Творческое участие воли в преступлении Адама особо подчеркивает преподобный Макарий: "Адам совершил преступление по своей собственной воле — aph’ heautou idiw thelemati parebe — и послушался беса". Не только человек, но и все разумные существа, одаренные свободной волей и выбирают зло ek tou autexousiou  (= по самовластию, по самопроизволению), и все творят его idiw thelemati (= по собственной своей воле)".

Значимость свободной воли проистекает из абсолютной свободы Божества посредством богообразной сущности человеческой души. Грехопадение необходимо включает в себя активное соучастие и со-причинность воли — и тем самым повреждает ее богообразие. Начиная с преступления Адама и далее заражение грехом человеческого и общечеловеческого естества прогрессирует по мере вольного усвоения греховности. Участвуя и в срастворении с грехом всех психо-физических составляющих человеческой личности, воля и сама проходит через те же процессы соединения с грехом, эволюционно заражается грехом, который наконец объемлет всю ее сущность. Поврежденность воли грехом настолько ужасна, что первое требование Христа и христианства — "никак не искать своей (греховной) воли". Возрастание в добродетели происходит "по мере отрицания воли мiра". Умножение грехов является шествованием за своей зараженной грехом волей. Человек своей собственной волей подвержен соблазнам зла. Первая обязанность творческих сил души — это "не творить волю (греховных) помыслов", ибо вся воля проникнута злом, вся в цепях зла. У некоторых людей самовольное соединение с грехом доходит до абсолютной преданности дьяволу; они предают свою волю злу (лукавству), дружат и живут в мiре с сатаной и не борются с дьяволом в своих мыслях.

Зараженная грехом воля проникает сквозь ум и доходит до его крайних глубин, поэтому поврежденный грехом ум не может (у христианина) претендовать на то, что его воля будет выслушана и исполнена.

Пользуясь своей сущностью в богообразной сущности души, воля приемлет в себя все последствия, проистекающие из смешения души с грехом и злом. Будучи существенной частью души, воля играет роль творческой (созидательной) или разрушительной силы. Роль творческой силы в созидании (= построении) личности воля играет тогда, когда всю свою деятельность осуществляет kat’ eikona Theou ("по образу Божию"); в роли же разрушительной силы выступает, когда, будучи подвластна греху, разрушает, дезинтегрирует человеческую личность. Во всяком случае, и положительная, и отрицательная деятельность воли доказывают всю ее огромную важность в сфере всего того, что называется человеческой личностью.

г) Сердце и грех

Бесконечно таинственная тайна богообразной (= богоподобной) души непостижимо со-проникается и срастворяется с тайной греха, с тайной беззакония. Анализ этой сугубой тайны затруднен духовностью ее природы, хотя в моментах объективации и грех, и душа пользуются телесной частью человеческой личности, служащей в качестве инструмента для физической реализации, для физической копии духовного оригинала и реальности.

Анализ учения преподобного Макария Египетского о грехе души требует в качестве своего физического аспекта рассмотрения учения о грехе (= греховности) тела (плоти). — Тем органом, в котором совершается таинственный переход душевного в телесное и телесного в душевное, преподобный Макарий считает сердце, ибо с сердцем "со-проникается и срастворяется душа — synpeplektai kai sygkekratai he psyhe". Срастворение — "синкрасис, sygkrasis" — души с сердцем переносит в сердце часть абсолютной богообразной значимости души, и "сердце владычествует и царствует над всем телесным органом". Но посредством "синкрасиса" (= срастворения) с душой и сердце участвует не только в ее богообразной значимости, но и в ее греховности, так что "грех царствует над сердцем и проникает во все части.... и, таким образом, разливаясь, омрачает человека". Сердце содержит в себе и душу, и ум, и волю; поэтому понятие "сердце" синонимично понятиям "душа" и "ум". Зараженное грехом сердце включает и зараженную грехом душу, и ум, и волю, ибо "око сердца облегается вокруг покрывалом тьмы, огня мiрского духа, и оно не позволяет как уму предстоять пред Богом, так и душе по собственной воле или молиться, или веровать, или любить Господа".

Ум — это око сердца, которым сердце надзирает над своим огромным внутренним мiром и жизнью, "ибо сердце — малый сосуд; но там есть змии, там есть львы, там есть дикие звери и все сокровища порока; там пути негладкие и стропотные, там пропасти; но там также и Бог, там Ангелы, там жизнь и царство, там свет и апостолы, там сокровища благодати, там есть все". Сердце имеет ум своим путеводителем, который ведет сердце по страшным противоречиям, гнездящимся в сердце. "Сердце — непостижимая бездна" — he Abyssos estin akataleptos he kardia, в которой скрывается и гнездится змей греха. Некая незримая и "тонкая сила тьмы — lepte dynamis tou skotous" — наполняет сердце и "бесконечное множество демонов — apeiron plethos daimonwn". Их непрестанная греховная деятельность ведет к тому, что "истинная смерть — внутри, в сердце". Исполненное грехами, с поврежденной грехом душой и умом и волей, т. е. с мертвой душой, мертвым умом и волей, сердце — не что иное, как "гроб и могила" и ад — hades.

Так зараженность грехом личности простирается до ее полной дезинтеграции, до смерти, до адского состояния, ибо смерть — это не что иное, как дезинтеграция и обезличивание личности. И грех является той дезинтегрирующей силой, которая своим действием приводит человеческую личность в жалкое состояние распада.

Многосторонний и тщательный анализ и иллюстрацию этого проводит преподобный Макарий в своих сочинениях, в которых он проницательно следит за таинственным возрастанием греха от его зачатия в человеческой личности до его полной зрелости. Показывая это, он неподражаемо передает постепенную дезинтеграцию рабствующей греху души и находящихся под игом греха ума, воли и сердца; он раскрывает также процесс постепенного разложения всех психо-физических элементов человеческой личности, зараженных вносящими проказу бациллами греха и зла. Но разложение личности как индивидуума имеет своим необходимым последствием распад всех личностных составных элементов, входящих в качестве содержания и принципиальных творческих факторов в бытие всего человечества как целого. Процесс заражения грехом человечества простирается до определенной формы, до определенного образа (лика), до образа Каина. Все человечество разрастается в Каина, в его подобие. Каин — это тип всечеловеческой зараженности грехом, "тип и подобие — eikwn (образ) — всех грешников". Как некогда Каин, так и ныне все пронизанное грехом человечество живет "стеная и трясясь и пресмыкаясь по земле". Жизнь "по подобию Каинова лукавства" разлагает все человечество; в своей полноте это разложение стилизует себя смертью. Как евангельский Лазарь, все человечество пребывает во гробе, исполненном злосмрадия, ибо все человечество — это порождение падшего Адама, и все участвуют в этом злосмрадии — tes dyswdias.

Как и личность, дезинтегрировано все человечество, ибо грех разлагает его посредством всеобщей смерти.

2) Учение о грехе и гносеология

Дезинтегрированность (= разложение) личности простирается на все составные части человеческого естества, а особенно на способность познания. Имевшее место до грехопадения целостное (интегральное) познание, проистекавшее из богообразной целостности личности, из здоровых, безгреховных гносеологических способностей, утрачивается по причине греха, который извращает все гносеологические способности. Греховный характер дохристианской души постулирует причастность греху и самого познания. Утрачивая через грехопадение данное Богом богообразное средоточие личности, человек тем самым теряет и гносеологическое (познавательное) средоточие, так как само человеческое грехопадение является, kat’ exohen (= прежде всего), гносеологическим, ибо с его помощью человек переступает через поставленную Богом границу познания, чтобы приобрести "познание добра и зла" вне Бога, пользуясь методом сатаны. А гносеологический метод сатаны выражен в трех словах: "Будете как боги" — hws theoi genesesthe. Выражаясь этической терминологией, — метод сатаны — это "высокоумие, гордоумие" — hypselophrosynen. Этим методом сатане удается принцип и метод своей жизни перенести и пересадить в человека, ибо без Бога жить "как боги" — значит жить "te idia physei" ("своим естеством". — Примеч. пер.), значит оторваться от Бога, умереть "apo tou Theou" ("вдали от Бога". — Примеч. пер.), ибо только Бог живет Своим собственным естеством, а все прочее живет, сопричащаясь Его жизни. Живя по методу сатаны и пользуясь высокоумием как методом познания, человек настолько заражает грехом свои способности познания, настолько извращает свои гносеологические орудия, что наконец становится гносеологическим язычником, который свои мысли — logismous — замешивает в тине греха, обожествляет их, и они становятся для него идолами (eidwla). Утратив через грехопадение богообразный центр личности, гносеологический идолопоклонник усматривает свой центр в каждой своей обожествленной мысли. Поистине его мысли становятся "как боги", и он имеет столько центров, сколько у него идолопоклоннических мыслей, а имя им — легион. Гносеологическое язычество, провозглашающее каждую проникнутую грехом мысль богом — и есть та пагубная сила, которая лишает центра, разлагает, обезличивает человеческую личность. Ибо что есть грех в своей гносеологической сущности?

Грех — это "некая сатанинская рациональная сила и сущность" — dynamist is logike tou satana kai ousia, "некая рациональная и мысленная (интеллектуальная) сила сатаны" — logike kai noera dynamis tou satana. И эта рациональная "сущность" сатаны срастворяется с рациональной сущностью человека, с умом, и "действует в уме". Интеллект сатаны (через присутствие греха) смешивается с интеллектом человека до некоего таинственного единства; вся духовно-греховная "сущность" сатаны соединяется с духовной сущнoстью человека, объемлет всю сущность души, ума, воли и сердца, и "греховный ум", "греховный разум" = сатана восседает, как царь, на троне человеческой личности — на уме, и обладает всем человеком, всеми его познавательными способностями, всеми понятиями и знаниями. Поэтому каждое действие зараженной грехом личности, а в частности — каждое действие познания, есть продукт комбинированного человеческого духа с греховным духом сатаны. Мысли сатаны становятся одним целым с мыслями человека, становятся как бы "его собственными" — hws idiou autou — мыслями, и ни одна человеческая мысль не является собственно и в частности только человеческой; она в то же время — и мысль сатаны. Греховная человеческая душа имеет своим гносеологическим источником "неизлечимую язву греха", из которой проистекают нечистые и худые мысли, и она сама по себе немощна, чтобы отыскать свои собственные мысли и отделить их от мыслей греха.

Гносеологическая деятельность сатаны обеспечена его преимущественно рационалистической природой, которая таинственно соединяется с природой человека. Поврежденная грехом логика, рабствующий греху рационализм являются сущностью его природы, абсолютно отсеченной от природы Божией; он поставляет свой центр в себе самом, живет собой, оправдывает и доказывает себя собой. Соединенная с его природой человеческая греховная природа его имитирует: она живет собой, не выходит из себя, не переступает границ своего зараженного грехом я, живет в себе, как во гробе, живет в себе = в аду, по страшному слову преподобного Макария. Живя (лишь) в себе, человек живет собой, пожирает себя, питается самим собой, т. е. своей природой, срастворенной с природой сатаны. И что самое плохое, человек идолизирует себя, свои частицы, становится сам себе идолом и богом, т. е. собою заменяет Бога, становясь сам "как бог".

Корень греха, грех в своей метафизической сущности — в самодовольном самообосновании "Я = Я". "Грех — в нежелании выйти из состояния само-идентичности, из идентичности "Я = Я", или точнее: "Я". Фундаментальный грех, или корень всех грехов — в упорном нежелании выйти из самого себя, в утверждении себя как себя, без личного отношения к другому, т. е. к Богу и ко всей твари... Другими словами, грех — это та сила сохранения себя как себя, которая делает личность "само-истуканом", идолом для себя, "объясняет" Я с помощью Я, а не с помощью Бога, и основывает Я на Я, а не на Боге. Грех — это то коренное пожелание, посредством которого Я утверждает себя в своей изолированности и отчужденности и делает из себя единственную точку реальности. Грех — это то, что скрывает от Я всю реальность, так как видеть реальность — это и значит выйти из самого себя и перенести свое Я в не-я, в другое Я, в видимое, т. е. возлюбить. Поэтому грех — это средостение, оставляющее Я между самим собой и реальностью... Грех — это непрозрачность, мрак, туман, мгла, тьма, почему и говорится: Тьма ослепила ему глаза (1 Ин. 2, 11); и еще имеется много мест в Священном Писании, где тьма синонимична греху. Грех в своем беспримесном, конечном развитии, т. е. геенна, есть тьма, отсутствие света, мрак, skotos. Свет — это проявление реальности; напротив, тьма — это отчужденность, раздробленность реальности, невозможность проявления одного через другое, невидимость одного из-за другого. Самое название "Ад", или "Аид", указывает на такой гееннский разрыв реальности, на изоляцию реальности, на солипсизм, так как там каждый говорит: "Solus ipse sum"! В самом деле, "Ад" "Hades, "Аид" Haides — первоначальный "Haides" — происходит от id;(одинакового с русским вид), которое образует глагол idein, вид-еть, и a privativum. "Ад — это то место, то состояние, в котором нет видимости, которое лишено "видимости", которое не видно и в котором не видно".

Рациональная сила (dynamis) сатаны поглощает рациональную сторону человеческого естества, и между ними заключается некий вид рационалистического завета (союза). Эта рациональная сила сатаны действует в человеческом уме, идентифицируется с его духом, производит познание и мысли, а человек думает, что это познание естественное, человеческое, порождаемое его собственным духом, и не подозревает, что оно — продукт деятельности сатаны. Еще с момента грехопадения Адама сатана сделал грех творческим источником познания в человеке. Грех стал частью души (meros) и производит в сердце нечистые помыслы. "Ежечасно душа порождает многие новые помыслы, но таковые также влагаются и злом, которое внутри. Душа же имеет много сокровенных помыслов, которые в тот же час производит и рождает; но и у самого зла много помыслов и предначинаний, и ежечасно оно порождает новые помыслы против души". Гносеологическое творчество обладаемого грехом ума — это не что иное, как слепое рабствование змию греха, порождающему в нем (злые) помыслы. Грех царствует от Адама до пришествия Христова, царствует и над познанием, ибо пользуется всеми человеческими психо-физическими силами как орудиями греха. Грехом повреждены, извращены, срастворены с дьяволом познавательные способности человека, так что человек видит лукаво, слышит лукаво — ponerws akouei... и имеет сердце, замышляющее злое.

Все гносеологические силы действуют и проявляются через грех, поэтому и весь гнозис имеет грехо-образный характер. Посредством обладаемых грехом гносеологических способностей весь мiр проявляется в категории греха. Причину и корень дезинтеграции твари необходимо искать в дезинтегрированной человеческой личности. Мiр (греч. "космос") тварей своей жизнью копирует человека, имитирует его жизнь до мельчайших подробностей, до рабствования тлению и смерти.

Для преподобного Макария человек и мiр тварей постоянно находят друг друга и движутся один к другому в правильной соразмерности. Физическая часть мiра движется параллельно с метафизической; метафизическая мистика личности объективируется, материализуется в мiре тварей. Поэтому святой Макарий неустанно показывает духовный мiр посредством образов из мiра физического. Извращая всю человеческую природу, грех извращает и весь мiр тварей. "Мiр сей противится горнему мiру, и век сей противоположен горнему веку". "Со времени преступления первого человека противление и явно, и тайно во всем овладело нами". Жизнью человеческой личности определена жизнь тварей. Хотел ли того человек или нет, мiр тварей является неким неустанным фотографом, непрестанно снимающим самые тончайшие движения его души и тела. Мiр тварей — это верный биограф человека, имеющий свой регистр всех его грехов и добрых дел. Но тяжелая и жалкая судьба тварей заключается в том, что тварь одновременно с человеком переживает всю его биографию, болеет его болезнями, заражается грехом вместе с ним, покрывается проказой его грехов и участвует в его страданиях.

Зараженный грехом до крайности человек и все его познание постоянно возмущается диким ветром греха. Чистое богопознание невозможно для оскверненного грехом человека, ибо зло помрачило и ослепило его природу, так что он "не может видеть чистоты и тонкости Божества — ou dynatai idein to katharon kai lepton tou theou". Для плененного грехом сознания грехо-образное познание является логичным и естественным. Между ним и Богом грех вырыл непреодолимые расселины и воздвиг непроходимые горы, настолько удалил его от Бога, что ему невозможно стало "познавать благо Творца". Ослепив око души — боговидный ум — грех направляет все познание в зло и страсти. "Ум управляет колесницей души, держа узду помыслов", — говорит святой Макарий, но, будучи ослеплен грехом, как ум может ею управлять, если он скитается по гносеологическим безднам самой человеческой личности и мiра тварей? Будучи оком для различения добра и зла, ослепленный грехом ум (nous) абсолютно неспособен удовлетворить свою исконную жажду познания, увлекшую его в грехопадение, т. е. жажду познать добро и зло своей собственной природой, без посредничества Божия. Сущность греха и состоит в устранении Бога как Посредника между собой и тварью, в приступании к твари не через Творца, а через себя, в объяснении, апологировании твари не Творцом, а самою тварью или самим собой; одним словом, сущность греха — в бытии "вне Бога" — exw tou Theos. Поэтому ум, пребывая во грехе, пребывает "вне Бога" и блудит, блудодействует с нечистыми силами, наполняющими его скверной, так что все произведенноe им знание можно назвать знанием блудным, плодом и знанием незаконным.

Извращенные, помраченные грехом способности познания порождают мрачные мысли, мрачные чувства, и "смерть обдержит души Адама (т. е. рода человеческого), и душевные помыслы заключены во тьму". На ослепленные грехом очи души наброшена "завеса мрачная", и "дух зла" неустанно действует в ней как "logistikon kinetikon". В ней грех — "источник, источающий нечистые помыслы". "Душу окружает целый лес помыслов, внушаемых сопротивною силою". Обладаемая грехом душа мучается "в болезни неведения — agnoias, зла... и прочих греховных страстей". Ее познание болезненно, ибо рождается в утробе болезнетворных пороков. Своей проказой грех пагубно растлевает орудия познания, которые неизбежно производят зараженные проказой знания. Прокаженная личность испускает зловоние через все поры, и самое познание проявляет себя через зловоние греха. Злосмрадная закваска зла разрастается по всему психо-физическому существу личности, пока не заквасит и не наполнит зловонием все ее содержание, всю атмосферу и все проявления. Наполнен зловонием и сам ум, и тем самым отравлен основной орган познания. Разъедаемая злосмрадной проказой греха душа разлагается, тлеет, и Бог отвращает Свое лицо "от ужасного злосмрадия суетных помыслов мрака и страстей, обитающих в такой душе". Поэтому "нечистые мысли исполнены мертвых костей, и всякой нечистоты, и злосмрадия". В исполненной злосмрадием душе всего человечества живет и действует "некий мысленный (= рациональный) мрак зла и смерти" — skotos ti logikon kakias kai thanatou, обладает всеми познавательными способностями и творчеством, так что люди помышляют, что нет Бога, поклоняются бездушному камню и не могут разумом постичь Бога. Гносеологическое творчество греха многосторонне проявляется в философии, искусстве, поэзии, риторике, истории; одним словом — во всяком мастерстве и во всех науках, которые создают своими греховными гносеологическими орудиями порабощенные грехом люди, ибо "все сии упомянутые художники, обладаемые поселившимся внутри них змием, и не сознавая живущего в них греха, сделались пленниками и рабами лукавой силы — tes poneras dynamews — и никакой не получили пользы от своего знания и искусства".

С помощью такого мистического истолкования участия греха в сфере общечеловеческих знаний преподобный Макарий доказывает, что без Христа и прежде Христа невозможно чистое, безгрешное, богообразное познание, при котором Божественное Слово (Логос) — это всё. С утратой богообразного характера своей личности человек и все человечество теряет смысл жизни, логос жизни и познания. Через грехопадение все становится бессловесным (a-logos не-логосным); и самое познание лишается логоса. Развивая мысль святого Макария, можно сказать, что в этом греховном бессловесии находится корень гносеологического скептицизма, и особенно — гносеологического агностицизма. До грехопадения целостное (интегральное) познание сосредоточивается в Троичном Божестве — Едином Сущем; после грехопадения познание переносит свой центр в грех, который является единым (= единственным) не-сущим, псевдо-сущим. Сосредоточивание познания в этой метафизической псевдо-сущности наводит нас на мысль, что в нем следует искать корень гносеологического релятивизма, самым характерным представителем которого является Кант со своей пресловутой "Ding an sich" и проведением грани между феноменальным и ноуменальным миром. Происхождение наивного релятивизма кроется также и в мистических глубинах греховной души. Здесь значение материи гипертрофируется; человек, по необыкновенно глубокому замечанию преподобного Макария, прилепляясь к проникнутой грехом материи, возносится ею до "опьянения материей (до вещественного упоения) — methen tes hyles".

Содержание и объем отношения учения о грехе к гносеологии обусловлены самой мистикой человеческой личности. Проблема личности включает в себя проблему познания; познание определяется личностью. Гносеологический рост порабощенной грехом личности проходит через вереницу всех зол, пока не достигнет своей гробовой, адской зрелости. Этим завершается рост греховного познания; здесь его границы, здесь его и объем, и сфера, и атмосфера. Грех < смерть < могила < ад устанавливают границы познания, через которые рабствующий греху человек перейти не может. Вся область познания стянута огненным поясом ада и смерти. Человек и человечество, отчужденные адским солипсизмом до ужаса, дезинтегрируются, и eo ipso дезинтегрируются и все гносеологические орудия познания, и все познание. Все человечество переживает грех в его проявлениях и нюансах; все души задыхаются во чреве греха, как во чреве кита, ибо грех — это кит, "пожирающий души". Каждая душа и все души уязвлены неизлечимой раной; их не могут исцелить ни закон, ни пророки. "Заблудшую и паршивую овцу — человека, покрытого проказой греха" — не могут излечить ни левиты, ни учители.

Из излагаемого преподобным Макарием Египетским учения о грехе необходимо следует вывод, что человек сам по себе весь расслаблен, поражен проказой, что он себя собой никогда исцелить не может, что жизнью вне Бога (exw tou Theou) он умертвил себя, что он — мертвец во гробе, полном злосмрадия, что он — (как) Лазарь во гробе, который не может сам себя воскресить, но имеет лишь немного силы, чтобы ожидать Того, Кто есть воскресение и жизнь. Что касается познания, сам по себе человек абсолютно не способен к чистому, цельному, существенному и богообразному познанию, ибо он весь дезинтегрирован грехом, весь "продан под грех". Человек эмпирически не способен быть полностью своим, ибо он весь пронизан "сущностью и разумом" сатаны, т. е. грехом. Когда человек мыслит, дьявол принимает активное участие в этом процессе. Тогда Je pense donc je suis означает Je pense donc je suis et le diable est; тогда человеческая мысль — это не что иное, как психологическое доказательство бытия дьявола; тогда все творение, интерпретированное его мыслью, становится космологическим доказательством бытия дьявола. Для плененного грехом ума логичность, рациональность греха очевидна, ибо грех — это "логика", ratio сатаны, и тем самым — продукт человеческой натуры.

Грех и познание сплавляются до некоей удивительной идентичности, становятся синонимами по отношению друг к другу; учение о грехе и гносеология комментируют друг друга, апологируют и оправдывают свое существование; для впавшего в грех гносеологического субъекта все объекты познания доступны лишь через категорию греха, ибо и в познании "грех царствует от Адама до пришествия Христа".


Страница 2 - 2 из 8
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру