Введение в традицию

Программа студийных занятий с детьми

Предварительная работа педагога с текстом лежит в основе верного интонационного решения в процессе «сказывания» сказки.

Язык сказки
Для того, чтобы сказка действительно «сказывалась», а не была лишь пустым пересказом увлекательной фабулы, за смысловым прочтением и выделением событийного ряда следует анализ сказки с точки зрения особенностей ее языка.

Следует отметить некоторые из этих особенностей (педагогу необходимо найти и выделить их карандашом в тексте):
– зачин;
– рифмованные формулы-характеристики персонажей («мышка-норушка» и пр.), времени («долго ли, коротко» и пр.), особенностей места и обстоятельств действия («леса дремучие, звери рыскучие», «выше леса стоячего, ниже облака ходячего» и пр.);
– эпитеты («палаты белокаменные», «уста сахарные» и пр.);
– кумулятивные приемы (повторы структурных частей), рефрены;
– концовка.

Особо отметим, что без данной предварительной работы с текстом сказки, как правило, при ее пересказе допускаются существенные ошибки:
– использование «бытовизмов»;
– интонационное окрашивание реплик персонажей (противным голосом – слова Кощея, басом – Медведя, писклявым – Зайчика и т.п.);
– интонационное нагнетание атмосферы, в которой происходит действие («страшный голос» с «охами» и «ахами»).

Подобные приемы «приземляют» сказку и отнимают у слушателей возможность самостоятельного, затаенного сопереживания действию. Эмоциональное окрашивание текста Сказителем лишает слушателя собственных чувств по отношению к героям и их противникам, тем самым мешая усвоению уроков сказки. «Кто есть кто» доносится сказкой не путем иллюстрации голосом Сказителя (плохой – хороший), но за счет освоенной и закрепленной в речи логики развития действия – через ритмический рисунок, паузы, смысловые акценты и т.д. По «плодам» поступков открываются перед нами сказочные герои.

В ряде случаев, в ходе работы со сказкой, возникает необходимость сделать переложение ее исходного текста. Такое «переложение» текста педагогом предполагает:
– предварительное знакомство с разными редакциями данной сказки и создание такого ее варианта, в котором смысловое содержание наиболее актуализировано;
– приспособление строя речи под предполагаемые действия с куклами; например, в ряде сказок, переложенных для показа авторами программы «Введение в традицию», можно встретить отсутствующие в оригинале тексты песен, попевок, сопровождающих работу или путь героя.
После окончания работы с текстом сказки педагогу нужно определиться с видом ее показа и заняться приготовлением необходимых простейших декораций и оснащения, а также сшить кукол или зверушек, несущих черты конкретных сказочных персонажей.

О видах показа сказки на занятии и об изготовлении кукол см. рубрику «Детский театр».

…Я б в Сказители пошел!
Как уже отмечалось особенностью программы «Введение в традицию» является деятельное участие родителей в занятиях и праздниках. В частности, в возрастных группах от трех лет родители по очереди готовят и показывают сказку на занятиях.

Этому предшествует обучение работе с текстом, изготовлению кукол и сказочного интерьера на специальных семинарах.

В старших возрастных группах (для детей шести – семи лет) допустимо участие ребенка в показе сказки вместе с кем-то из его родителей. Как правило, детям поручается управлять некоторыми куклами, обеспечивать необходимые перемены в сказочном интерьере, говорить реплики персонажей, запевать песенки, предшествующие и завершающие сказку.

Включение ребенка в «сказывание» сказки должно быть в меру его возможностей и не искажать смыслового прочтения.

Особо отметим, что во всех видах показа сказки, используемых программой «Введение в традицию», основная роль в раскрытии смыслового содержания сказки принадлежит Сказителю.

Участие родителей в подготовке и «сказывании сказки» на занятиях имеет большое значение. Однако педагог должен помнить о том, что на подготовительном этапе необходимо убедиться в понимании будущим Сказителем смысла сказки, возможности правильного его донесения и выбора необходимых для показа кукол и деталей интерьера. С родителями, прошедшими обучение на педагогических семинарах, обычно достаточно бывает дважды согласовать эти вопросы. Не следует поручать показ сказки неопытным, но «рвущимся в бой» родителям. Практика показывает, что в таком случае сказка преподается лишь на уровне пересказа фабулы. Если у таких родителей нет возможности заниматься на семинарах, то следует предложить им некоторое время понаблюдать, как готовят и показывают сказку педагог или более опытные мамы (папы).

Хорошо, если в течение учебного года каждая семья смогла поучаствовать в подготовке и показе сказки.

Отметим, что, каждая сказка рассказывается и показывается не менее двух занятий подряд. Это связано с известными особенностями детского восприятия и переживания. Родителям хорошо знакомо то обстоятельство, что дети просят вновь и вновь рассказать (прочитать) уже знакомую сказку (книжку), будто бы обращаясь к старому надежному другу.

Первый показ сказки на студийном занятии – начальное знакомство с ее содержанием, опыт сопереживания добру и противостояния злу. Второй показ важен с точки зрения закрепления этого опыта, углубления восприятия и понимания на уже знакомом содержании.

После завершения сказки Сказитель высоко поднимает свечу и запевает:
Сказка – ложь, да в ней намек –
Добрым молодцам урок,
Красным девицам урок!
Вот и сказке конец,
А кто слушал – молодец,
А кто слушал – молодец!

Затем Сказитель задувает свечу. Педагог предлагает детям поблагодарить за сказку и приглашает всех к трапезе.

В структуре занятия по продолжительности часть «Сказка» занимает около 10 минут (включая рассаживание на скамеечки, песенки начала и завершения сказки).

Седьмая структурная часть занятияТрапеза

Совместная трапеза детей и родителей завершает первую часть занятия. Проходит трапеза в специально приспособленном для этого помещении.

В младших возрастных группах во время трапезы педагог проводит небольшие беседы с родителями, объясняя содержание занятия, домашнего задания, давая рекомендации по подготовке к грядущим праздникам. Затем малыши приглашаются к рукоделию. Старшие же дети (с трех с половиной лет) после трапезы собираются в зале на музыкальную часть занятия.

Восьмая структурная часть занятия«Музыкальная»

Весь строй занятия детской студии по программе «Введение в традицию» музыкален. В ходе занятий постоянно звучат разнообразные песенки и попевки. Они предваряют и завершают занятие и его структурные части, сопровождают «венки игр» или игры-драматизации. Такой характер занятия в младших возрастных группах (для детей полутора – трех с половиной лет) способствует развитию у детей слуха, чувства ритма, пластичности, вхождению в музыкальную культуру своего народа, а также помогает созданию определенной атмосферы восприятия в нужные моменты.

Выделение музыкальной части в структуре занятия происходит в возрастных группах для детей от трех с половиной – четырех лет. Место музыкальной части – после трапезы и перед рукоделием.

Состав музыкальной части:
1. Разминка
(упражнения на развитие чувства ритма и музыкального слуха)
2. Разучивание песни; пение; пляс

Разминка

Упражнения на развитие чувства ритма и музыкального слуха выполняются в кругу после песенки-приглашения педагога:
Хоровод, хоровод!
Собирайся, народ!

Дети стоят или усаживаются кругом, в зависимости от характера упражнения. В контексте разминки таких упражнений не более трех (1–2 в группах для детей трех с половиной – четырех лет):
I упражнение – ритмическое – настраивает общее внимание и взаимодействие группы (делаем вместе);

II упражнение – ритмическое – направлено на индивидуальное выполнение поставленной педагогом задачи (делаем по очереди каждый);

III упражнение – распевка – направлено на пробуждение «голосовой активности» каждого в звучании хора (выполняется хором или каждым по очереди).

Продолжительность музыкальной разминки и количество упражнений в ней могут варьироваться в зависимости от особенностей других структурных частей занятия. Например, разминка сокращается, если следом за ней идет разучивание новой песни или танцевальных движений; если предполагается рукоделие, требующее усердной длительной работы; если тематическая беседа с детьми в первой части (до трапезы) получилась продолжительнее, чем обычно.

После разминки обычно происходит разучивание песен и пение. В продолжении каждого тематического цикла разучивается не более двух новых песен, а также вспоминаются старые (как правило, обусловленные календарем) – те, что известны по занятиям прошлых лет.

Песни, разучиваемые по программе «Введение в традицию»:
– русские народные (календарные, плясовые, хороводные, колыбельные, строевые);
– русские духовные стихи;
– авторские песни христианского содержания для детей;
– любимые, всенародно известные песни – о дружбе, Родине, Москве, военные и др.

Содержание и характер песен вытекают из основной темы конкретного цикла занятий.

Плясовые и хороводные песни разучиваются одновременно с движениями.

Авторам программы «Введение в традицию» хорошо известно, что народные песни обычно поются без музыкального сопровождения. Однако нужно помнить, что задачи и возможности детской студии – не тождественны таковым в фольклорном коллективе. По нашему опыту, музыкальное сопровождение песни (особенно при ее разучивании) помогает маленьким детям быстрее освоить ее слова, характер и мелодию. Когда же песня «на слуху», она может звучать и без инструмента (особенно плясовая).

Впрочем, решение данного вопроса может быть оставлено на усмотрение конкретного педагога – его мастерства и опыта...

Первое знакомство с новой песней начинается с исполнения ее педагогом. От него зависит то, какое впечатление песня оставит у детей. Однако важно помнить, что исполнительское мастерство педагога не должно превращаться в «театр одного актера», подавляя активность детей. Задача педагога – пробуждать эту активность так, чтобы голос каждого ребенка был необходим общему хору, был слышен в нем (то же надо помнить и о «звучании» игр в соответствующей части занятия).

Для лучшего запоминания и активизации восприятия при разучивании новой песни могут быть избирательно использованы следующие приемы:
1. «Начнем с припева»
Педагог поет один куплет и припев новой песни, останавливается, предлагает спеть припев вместе, услышать его и присоединиться к пению после других куплетов.

2. «По две строчечки»
Педагог объясняет, что последние две строчки каждого куплета поются в данной песне дважды, и предлагает подпевать их вместе по взмаху руки...

3. «Парочка к парочке»
Педагог поет новую песню от начала до конца, дети, по возможности, подпевают. Педагог делит детей по парам (сидящие рядом). Просит первую пару повторить за ним слова первых двух строк в куплете, следующую – слова третьей и четвертой строк. Затем каждая пара самостоятельно произносит свои слова – получается целый куплет. Все вместе поют припев. Так слова учатся и далее... Затем произносятся слова всей песни от начала до конца, припевы поются. Если кто-то из детей в паре растеряется и забудет слова, другой приходит ему на помощь.

4. «Хранитель строки»
Педагог поет песню от начала до конца, дети, по возможности, подпевают. Каждому ребенку педагог предлагает повторить за ним и запомнить одну строчку куплета и быть «хранителем» ее слов. Затем, поочередно дети произносят слова всей песни – по строчке; припевы поются...

Петь разученную песенку на последующих занятиях можно также по-разному:
– хором (вначале, когда вспоминаем слова);
– «дуэтами» или «трио» (каждый «дуэт» или «трио» отвечает за определенный куплет, припевы поются хором; исполнители куплетов встают во время пения со своего места);
– «квартетами» («квинтетами» и пр.) – исполнители заранее выходят к инструменту;
– «девочки-мальчики» или «дети-взрослые» (куплеты и припевы или очередность исполнения куплетов распределяются между обозначенными группами).

Продолжительность музыкальной части занятия составляет от 10 до 20 минут (в зависимости от особенностей конкретного занятия и возможностей данной возрастной группы детей).

Девятая структурная часть занятияТворческие задания, рукоделие

Творческое задание либо тот или иной вид рукоделия предлагается детям после музыкальной части занятия (в возрастных группах от трех с половиной лет) и после трапезы (до сказки) – в группах для малышей.

Содержание раздела «Творческие задания, рукоделие» на каждом занятии обусловлено задачами конкретного тематического цикла и помогает закрепить полученные детьми впечатления в предметной деятельности.

Например, в весеннем цикле «Пробуждение» для детей трех лет основной темой является чудо пробуждения жизни. В познавательных беседах, играх и песнях звучат мотивы весенних превращений и перемен в природе, в жизни птиц, зверей, насекомых. Эти мотивы в детском восприятии созвучны общему настроению радостного ожидания Праздника праздников – Воскресения Христова.

В программе «Введение в традицию» предусмотрено выполнение различных видов творческих заданий, обусловленных ведущими темами того или иного цикла занятий:
– Совместное рисование на большом листе по заданной теме.

– Составление календарей и различных схем (рисование и аппликация из бумаги).

– Изготовление тематических панно с использованием природных материалов (аппликация по живописному пластилиновому, бумажному или тканевому фону).

– Совместная лепка из глины или другого материала по заданной теме (в группе или в парах).

Возможно также выполнение и других видов заданий.

Выбор педагогом вида рукоделия или творческого задания, помимо темы, должен быть обусловлен и специфическими возрастными задачами воспитания и возможностями детей.

Так, в числе основных педагогических задач при работе с малышами полутора – трех лет авторы программы «Введение в традицию» выделяют следующие:
– «открытие радости творчества»: пробудить в детях желание творить красоту на забаву и радость друзьям и близким, показать различные возможности для этого;

– «открытие материала»: показать, как благодаря усилиям человека простые материалы (брусок пластилина, кусочек глины и пр.) могут превращаться в нужные, забавные, красивые вещи; сформировать первичные навыки работы с разными материалами, познакомить детей с их свойствами;

– наглядное обучение родителей для занятий с ребенком дома;

– приобретение опыта совместного творчества (в основном в паре «мама – ребенок»).

Виды рукоделия и творческих заданий на этом возрастном этапе:
 – лепка из различных материалов (пластилин, воск, глина, соленое тесто);
– рисование красками (в основном на больших листах толстой кистью в технике «по мокрому фону») и восковыми мелками;
– работа с природными материалами (сухие ягоды и листья, мох, желуди, бобы, крупы и пр.).

Задачей педагога здесь является такое планирование хода выполнения задания, при котором деятельность взрослого не вытесняет деятельности малыша. Опыт показывает, что в ходе занятия бывает необходимо сдерживать родительскую инициативу, направлять ее так, чтобы был вложен реальный труд ребенка. Для этого педагогу необходимо давать четкие рекомендации по распределению усилий: что делают мамы – и чем в это время занимаются сами малыши; что делают дети – и что для этого готовят взрослые...

При работе с детьми более старшего возраста (от трех с половиной до семи лет) появляются новые педагогические задачи:
– введение в народную художественную культуру, обзор разнообразных видов декоративно-прикладного искусства;
– знакомство и пробуждение интереса к различным ремеслам и получение некоторых полезных начальных навыков;
– формирование представлений о красоте рукотворной и нерукотворной, о творческой силе в природе человека;
– совершенствование изобразительных способностей (в рисовании, лепке и пр.) и опыта совместного творчества.

Виды рукоделия, предусмотренные в программе «Введение в традицию» для возрастных групп детей старшего дошкольного возраста:
– рисование различными материалами (краски, восковые мелки, карандаши, пастель);
– лепка и роспись игрушек и игрушечной посуды из глины;
– роспись по дереву;
– чеканка;
– бисероплетение;
– вышивка;
– шитье;
– изготовление тряпичных кукол;
– работа с природными материалами (изготовление поделок, ап-пликаций на ткани, бумаге; работа с деревом, изготовление макетов);
– элементы прядения, ткачества и пр.;
– оригами.

Структуру части «Рукоделие» (или «Творческое задание») для старших возрастных групп можно представить в виде следующей схемы:

- Организация рабочего пространства
- Вводная беседа
- Постановка педагогом задачи
- Подготовка необходимых для работы материалов
- Выполнение задания
- Подведение итогов

Таким образом, после совместной с детьми организации рабочего пространства педагог приглашает детей собраться в круг либо занять места за столами – в зависимости от замысла вводной беседы перед рукоделием.

Вводная беседа строится на диалоговой основе (см. раздел «Тематическая беседа») или как познавательная игра с использованием наглядного материала по теме рукоделия. Ее цель – пробудить в детях интерес к тому или иному виду творчества, создать мотивацию деятельности.

Например, вот как строится вводная беседа перед рукоделием в тематическом цикле «Гончарных дел мастера» (дети шести лет), в ходе которого мы знакомимся с основными гончарными промыслами России, лепим и расписываем глиняные игрушки.

Вводная беседа перед рукоделием в цикле «Гончарных дел мастера»
«Гости-игрушки»
Расставляем на столике уже знакомые детям по прошлым занятиям филимоновские и дымковские игрушки. Вспоминаем, из каких русских сел они к нам «приехали».

«Знакомимся» с новыми гостями: из города Каргополя (каргопольские игрушки) и из села Абашево (абашевская игрушка).
Сравниваем основные цвета:
Каргопольская игрушка – блекловата, кирпично-красный, зеленый, черный цвета, много оттенков коричневого,
Абашевская игрушка – сочетание темно-красного или ярко-голубого с золотыми деталями или неокрашенной глиной.

«Отправь игрушку мастеру» (познавательная игра)
Расставляем на столике игрушки разных народных промыслов: «игрушки заблудились». Ставим 4 домика в разных местах стола: это «деревни Абашево, Филимоново, Дымково, город Каргополь». Просим детей «отправить игрушки по домам» – разобрать по видам:
 филимоновскую – в «Филимоново»;
 дымковскую – в «Дымково»;
 каргопольскую – в «Каргополь»;
 абашевскую – в «Абашево».

«Игрушечные образы»
Разглядываем и называем – каких персонажей изображали мастера из разных мест в игрушках:
 птицы и звери;
 домашние животные;
 всадники;
 барышни-красавицы;
 солдатики;
 музыканты;
 сказочные образы: например, каргопольский Полкан: полчеловека, полконя – символ труженика-землепашца.

Педагог:
– Игрушки, сделанные руками мастеров, отражают красоту нерукотворного мира, труды человека: ратные и земледельческие, представления о прекрасном в жизни, об отдыхе после трудов: нарядные барышни, веселые гармонисты и пр.
Можно ли найти среди игрушек человеков-пауков? Страшных динозавров? Злобных монстров?
– Нет.
– Почему такие игрушки мастерами никогда не делались для детей?
Ответ шестилетнего мальчика:
– Потому что народные игрушки – добрые, а эти – злые, одни дают детям в руки добро, а другие – зло.

Размышляем:
– Можно ли подражать злому, даже в игре?
– Нет, никогда нельзя, чтобы самому не стать на него похожим…
Далее мы готовимся лепить из глины коников (наподобие абашевских), предварительно обсуждая, почему эта игрушка – добрая, как служит конь человеку, что значит конь в жизни земледельца и воина…

В возрастных группах для самых маленьких (полтора – три года) вводная беседа служит тем же целям, что и в группах детей старшего дошкольного возраста, но преимущественно носит характер короткого рассказа-показа педагога по теме предполагаемого задания или познавательной игры. Как правило, методическим материалом тут служат тряпичные куклы, поделки из природного материала, слайды, фотографии или интерьер, передающий особенности разных времен года.

Вводная беседа заканчивается постановкой педагогом задачи, цели рукоделия (чему будем учиться, что делать). Затем дети, следуя указаниям педагога, раскладывают на своем рабочем месте необходимый для рукоделия материал.

Педагог показывает начальный этап выполнения работы и далее во время выполнения задания детьми (если только не предусмотрено свободное творчество) комментирует и контролирует поэтапный ход работы, дожидаясь, пока каждый ребенок выполнит необходимое; подходит к детям, помогает справляться с возникающими трудностями, подсказывает родителям, чем помочь ребенку...

В ходе занятий по программе «Введение в традицию», как правило, используются различные подходы к выполнению заданий: по предметному, декоративному, комплексному и другим принципам. Однако ведущим подходом к изобразительной деятельности детей является сюжетный, основанный на принципе целостности: от целого – к деталям, а не наоборот. Задавая изначально целостный, сюжетный образ в качестве предмета рукоделия, педагог в ходе выполнения задания помогает детям осмысливать способы изображения.

Итогом сюжетной изобразительной деятельности становятся, как правило, эстетически привлекательные композиции, в которых отдельные предметы, персонажи и образы связаны между собой по смыслу и размещению в пространстве.

Альтернативный предлагаемому подход (наиболее распространенный в отношении детского творчества) подразумевает прямо противоположное: рисуем овал – это тельце птички, сверху над ним – кружок, ее головка, треугольник – клювик, палочки – лапки и т.д. Это репродуктивный подход, задача которого – научить детей как можно точнее скопировать предлагаемый образец.

Внимательно изучив раздел «Творческие задания, рукоделие» в тематическом плане, приведенном в первой части пособия, можно обратить внимание, что формулировка содержания задания как раз призвана привлечь внимание ребенка прежде всего к увлекательному содержанию, а не к форме

Направляя изобразительную деятельность детей таким образом, родители и педагоги могут способствовать тому, чтобы она преимущественно развивалась не путем репродукции и неизбежного накопления стереотипов изображения, шаблонного повторения освоенных форм, но за счет подлинно продуктивной творческой силы. Процесс выполнения заданий будет базироваться тогда на живых впечатлениях и представлениях ребенка. Исследование изобразительных приемов, освоение вспомогательных средств и приобретение полезных навыков возникнет уже в ходе выполнения задания.

При подведении итогов творческого задания или рукоделия дети собирают и размещают работы в специально приготовленном месте. Это может быть покрытый соответствующей по цвету материей столик с укрепленными на нем веточками и другим природным материалом, площадка с картонными домиками, используемыми для показа сказок – сообразно содержанию творческого задания или рукоделия.

Далее:
– рассматриваем, «что у нас получилось»;
– подмечаем индивидуальные особенности разных работ, сравниваем их с этой точки зрения;
– по необходимости отмечаем возникшие трудности.

Все удачи и неудачи педагог проговаривает индивидуально с каждым ребенком, подходя к нему в процессе выполнения задания.

В заключение отметим, что входит в подготовительную работу педагога к проведению части занятия «Творческие задания, рукоделие».

В ходе подготовки к занятию педагогу необходимо:
– обосновать выбор темы рукоделия (творческого задания), ее значение для раскрытия содержания данного занятия и всего тематического цикла;
– определить для себя педагогические задачи, решаемые с помощью данного вида рукоделия (задания): воспитательные, познавательные («что узнаем нового»), обучающие («каким навыкам работы с материалом и пр. научились»);
– проанализировать ход вводной беседы с точки зрения диалогового подхода и ее познавательного значения;
– отобрать необходимый наглядный и рабочий материал с учетом возрастных особенностей детей;
– уточнить: «поэтапный» («пошаговый») порядок работы и необходимые комментарии по каждому этапу, распределение усилий, если предполагается совместная деятельность, в звеньях:
«мама – ребенок», «ребенок – ребенок», «группа детей», «дети – взрослые»;
– определить конкретные действия каждого звена; зону свободного творчества.

Общая продолжительность части «Рукоделие» («Творческое задание») составляет от 15 до 30 минут, в зависимости от возрастной группы.

Заключительная часть занятия

После подведения итогов рукоделия педагог предлагает детям убрать за собой рабочие места, помыть руки. Далее в зал выносится материал для свободной игры детей (кубики, конструктор с крупными деталями; выставляются 2–3 картонных домика и некоторые куклы; разрешается использовать в свободной игре ткани, скамеечки, столики, обручи), а родители собираются на «маленький родительский совет» (в студиях для детей от трех с половиной лет).

Для «маленького родительского совета» организуется свое пространство в том же зале, где играют дети: кругом ставятся стулья или скамеечки. У каждой мамы (папы), участвующей в собрании, должна иметься тетрадочка или блокнот для еженедельной записи домашних заданий, текстов песен и другой необходимой информации.

Ход «маленького родительского совета»
1. Объяснение педагогом основной темы прошедшего занятия, главной мысли и выводов тематической и познавательной бесед, определение вытекающей из них темы недели: на что обращаем особое внимание ребенка, что вспоминаем, разглядываем по ходу домашних дел и занятий.

2. Краткое подведение итогов занятия: что получилось, что нет и почему, удачи и проблемы, варианты их решения.

3. Пояснения и комментарии педагога к домашнему заданию на неделю:
– что читаем и рисуем (делаем, мастерим);
– чем рисуем и на каком листе;
– что учим наизусть (если того требует следующее занятие: пословицы, четверостишия, упражнения на координацию движений, чувство ритма и пр.; скороговорки).

4. Рекомендации литературы для родителей и детских пособий для домашнего подкрепления тематического содержания занятий.

5. Подробный перечень того, что необходимо принести к рукоделию на следующее занятие и что было бы хорошо принести из дома в качестве наглядного материала по конкретной теме. (Например, изделия кузнеца или гончара, произведения того или иного промысла и пр. атрибуты в соответствии с темой занятия.)

6. Распределение ответственных к следующему занятию (кто готовит сказку; кто дежурит в трапезной и после занятия и т.д. – по необходимости).

После «маленького родительского совета» песенкой «Хоровод, хоровод, собирайся, народ!» педагог приглашает детей в прощальный круг. Сначала в кругу с детьми уточняется домашнее задание, потом дети протягивают правые ручки к центру круга и кладут друг другу ладошку на ладошку. Покачивая ручками в такт, вместе поют прощальную песенку:
До свиданья, до свиданья,
Приходите к нам еще,
До свиданья, до свиданья,
Вместе очень хорошо!
Будем вместе заниматься,
И трудиться, и играть!

Перед праздничными занятиями песенка заканчивается словами: «Будем Рождество встречать!» и т.п., называя предстоящий праздник.

На этом день в детской студии заканчивается.


Страница 5 - 5 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру