Подарок к празднику

Программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами художественно-продуктивной деятельности

Занятие 27. Пасхальные радости. «Цыпленок в пасхальном яичке».

Программное содержание
Поддерживать в детях чувство пасхальной радости;
познакомить воспитанников с православным преданием о пасхальном яичке как символе воскресения Христова, победы жизни над смертью;
содействовать формированию привычки следовать праздничным традициям осознанно.

Материал к занятию
1. Разные пасхальные яички.
2. Сырое куриное яйцо.
3. Мисочка или глубокая тарелка.
4. Образец картонного яичка с цыпленком внутри.
5. Белый картон.
6. Шаблоны яичек.
7. Шаблоны цыпленка.
8. Ножницы.
9. Желтая и красная гуашь.
10. Баночки с водой.
11. Кисточки.
12. Матерчатые салфетки.
13. Заготовки бумажных кармашков.
14. Клей-карандаш.

Ход занятия
Занятие начните с беседы о празднике Пасхи, о том, как проводят Ваши воспитанники пасхальные дни. Предложите детям рассмотреть разные пасхальные яички, которые Вы принесли на занятие: здесь и деревянные, и фарфоровые, и узорные яички, как будто сплетенные из металлических кружев, и яички из ткани, и расшитые бисером, и другие, какие Вам удалось найти. Пусть дети полюбуются яичками и ответят, из чего они сделаны, что надо было уметь мастерами и мастерицам, чтобы у них получились такие красивые изделия.

Спросите у своих воспитанников, знают ли они, почему именно яйцо является главным пасхальным подарком? Послушав ответы детей, расскажите им предание о Марии Магдалине и первом красном пасхальном яичке.

Первое красное яичко
После Воскресения Спасителя Его ученики отправились по всему миру рассказывать людям о Христе, учить людей вере.

Среди учеников Господа были и женщины, одна из них – Мария Магдалина – отправилась с проповедью слова Божия в город Рим и вошла во дворец к императору. Когда-то давно Мария была знатной и богатой, поэтому ее знали во дворце и пропустили. В те времена, приходя к императору, люди должны были принести дорогой подарок. У Марии не было с собой ничего кроме простого куриного яичка. Поприветствовав императора, Мария протянула ему свой скромный дар, сказав:

Когда-то я была богатой
И приносила ценные подарки.
Сегодня я богата только верой
В Спасителя и Господа Христа.
Что я могу сегодня подарить?
Вот дар – яичко, символ жизни.
Христос воскрес!

Император ответил Марии:

Как может кто-нибудь воскреснуть?
Невероятно это, невозможно.
Я лишь тогда бы смог поверить в воскресенье,
Когда б яичко это стало красным.

Вдруг все застыли в изумлении, и один из слуг императора воскликнул:

О, император, посмотри скорее!
Яичко розовеет, нет – темнеет.
О чудо! Оно стало ярко красным!
Воистину Иисус Христос воскрес!

Объясните детям, почему птичье яйцо на самом деле можно назвать символом жизни, потому что из этого внешне неживого яичка, скорее похожего на камешек, может вылупиться живой птенец. Конечно, для этого яйцо не надо забирать от мамы-курицы, которая должна высиживать его, обогревая своим теплом.

Дети, наверняка, видели белок и желток разбитого куриного яйца. На занятии рассмотрите сырое куриное яичко все вместе. Разбейте скорлупу и вылейте яйцо в миску или глубокую тарелку. Пусть дети расскажут, что видят: жидкий и прозрачный белок и желток – желтый шарик, плавающий в белке. Белок расплылся во все стороны, а желток сплюснулся в лепешечку, но не расплылся, потому что он покрыт тонкой и прозрачной оболочкой.

Какое же замечательное чудо зарождения жизни происходит в яичке, пока курочка высиживает его! Из желтка и белка образуется живое существо – цыпленок.

В стеклянных, фарфоровых и шоколадных яичках, хотя они и красивые, не может быть настоящей жизни. Поэтому с давних времен христиане дарили и продолжают дарить друг другу на Пасху чаще всего – настоящие куриные яички как символ воскресения, символ будущей жизни.

А из искусственных яичек, если и может вылупиться цыпленок, то только игрушечный.

В рукодельной части занятия предложите детям сделать поделку: картонное яичко с цыпленком внутри. Пусть Ваши воспитанники обведут на листах плотного белого картона овальные шаблоны и вырежут картонные яички.

После того, как яйцо вырезано, надо разрезать его поперек по ломаной линии, чтобы получились две половинки как будто «треснутой пополам» скорлупы.

Дальше – по шаблону обводится силуэт цыпленка. Он вырезается и на подкладной клеенке раскрашивается желтой краской. Глазки обозначаются черным фломастером, а клювик раскрашивается красным цветом.

На обратной стороне нижней половинки картонного яичка приклеивается кармашек. Картонного цыпленка, когда краска на нем полностью высохнет, нужно аккуратно посадить в кармашек. После этого верхнюю половинку яйца надо совместить с нижней, чтобы краешек нижней чуть-чуть находил на верхнюю. Издалека будет казаться, что картонное яичко – целое, и появление цыпленка при разделении половинок яйца окажется радостным и неожиданным сюрпризом.

Занятие 28. «Воин чудесный на белом коне». (Чудо святого Георгия Победоносца о змие).

Программное содержание
Формировать у детей интерес к православному Преданию;
закреплять желание узнавать о праздниках православного календаря, житиях православных святых и героев;
познакомить с образом святого Георгия Победоносца;
воспитывать мужество и стремление подражать благим образцам.

Материал к занятию
1. Икона (или репродукция иконы) святого великомученика Георгия Победоносца на коне.
2. Настенное панно.
3. Декорации к постановке, костюмы царевны и воина.
4. Заранее подготовленные листы акварельной бумаги с контурной прорисью, выполненной взрослым.
5. Кисточки.
6. Гуашь.
7. Баночки с водой.
8. Клеенка на стол.

Ход занятия
Познакомьте детей с тем, что в православном календаре на каждый день года приходится память кого-либо из святых. Расскажите, что в начале мая (6 числа – по гражданскому календарю) отмечается память святого Георгия Победоносца – покровителя православных воинов. Святой Георгий издавна считается небесным помощником всех слабых и находящихся в беде.

С помощью плоскостного настенного театра воспитатель показывает детям историю о чуде победы святого Георгия над страшным чудовищем. На ватманском листе изображен фон сирийского пейзажа с городом, озером, горами и растущими на них кедрами. На листе в нужных местах сделаны прорези, в которые по ходу рассказа вставляются плоские фигурки персонажей: всадника на белом коне, царевны, дракона, жителей города.

Чудо святого Георгия о змие

Рассказчик
Куда это воин-красавец
В плаще, словно в алом огне,
Как птица, земли не касаясь,
Несется на белом коне?

Вдоль грозно гремящего моря,
Где вал закипающий крут,
Недолог был путь его, вскоре
Увидел он славный Бейрут.

Был город красив несказанно,
Как сад зеленел, а вдали,
За озером горы Ливана
Вставали и кедры росли.

И солнце плоды золотило
По рощам искусной рукой...
Но что-то печальное было
В стране изобильной такой:

Ни голоса птицы, ни зверя,
Ни даже мычанья вола...
Безлюдье... Закрыты все двери
Лежащего рядом села...

Но возле могучего древа,
Где озера плещет волна,
Стоит одинокая дева,
И горько рыдает они.

И вот подъезжает к ней воин
На белом коне и с копьем,
И взор его добр и спокоен,
И неба сияние в нем.

Он мчался сюда по дорогам
Как Божьих свершитель чудес,
И всё уже зная, ведь Богом
Он послан был прямо с небес.

Как Божьему чуду не сбыться?
Кто Бога сильнее? И все ж
«О чем ты так плачешь, девица, –
Спросил он, – кого ты здесь ждешь?»

Дева
О, юноша, воин отважный!
Живет в этом озере змей –
Губитель жестокий и страшный,
Страны разорить моей.

Дыханье его ядовито,
А сила его велика!
Скорее отсюда беги ты,
Не вышел губитель пока!

Как велено было богами, –
Врагу, что не сыщешь лютей,
Отцы здесь своими руками
Всех отдали в пищу детей...

Я царская дочь, но настала
Теперь и моя череда...
Вот, воин, о чем я рыдала.
Беги же! Прощай навсегда!

Воин
Пристало ли христианину
Кому-то в беде не помочь?
О нет, я тебя не покину.
Не плачь же, о царская дочь!

На змия, губителя злого,
Как, впрочем, на всякое зло,
Оружие – имя Христово,
Что свет в этот мир принесло!

Рассказчик
Вдруг с шумом вода забурлила,
И пена вскипела на ней, –
И вылез, страшней крокодила,
Огромный чешуйчатый змей.

Дохнул, – и обуглились травы,
Пожухла на дубе листва,
И птица от этой отравы
Упала на землю мертва.

Взревел он и сделался выше,
А хвост еще в озере был, –
Но вот он и весь уже вышел
И пасть на царевну раскрыл...

Георгий же перекрестился,
Прославивши Господа сил,
На змия, как вихрь, устремился
И в горло его поразил.

И демоны вырвались с воем
Сквозь страшные змия уста:
«Уходим, уходим мы воин,
Отважный посланник Христа!»

И тотчас, когда их не стало,
Как смолкли и их голоса,
Страшилище будто опало
И стало не более пса.

Немало пришлось подивиться
О чуде великом таком
Не только спасенной девице,
Но каждому в городе том!

Открыты ворота Бейрута,
Глядит изумленный народ,
Как, поясом змия опутав,
Сюда его дева ведет.

И как бы земли не касаясь,
В плаще, словно в алом огне,
За ней едет воин-красавец
На белом прекрасном коне.

Воин
«Надейтесь на Бога, о люди! –
Воскликнул он. – Бог наш – Христос!
Вам радость в сегодняшнем чуде
И веру в Него я принес!»

Я мученик, посланный с неба
От идолов вас отвратить,
Принес вам Небесного хлеба,
Чтобы ради спасенья вам жить!»

Рассказчик
И всаднику люди внимали.
И змий был убит и сожжен.
И капище тут же сломали,
Все статуи выбросив вон.

Священники призваны были.
Они же, молитвы творя,
В озерной воде окрестили
Народ весь, и первым – царя.

Приявши великую милость
От Бога, страна эта вдруг
Как будто весной оживилась,
И все в ней запело вокруг...

Блистая листвой изумрудной,
Качал дуб вершиной своей,
И Господа песенкой чудной
На нем воспевал соловей.
(Виктор Афанасьев)

После показа инсценировки детям можно предложить поиграть в бой мужественного воина с драконом и спасение царевны. Для игры понадобится:
 красный платок, который воин как плащ накинет на плечи;
 игрушечная лошадка на палке;
 жердочка или длинная рейка, изображающая копье;
 физкультурный валик или специально приготовленный валик, который будет изображать дракона;
 корона или накидка для царевны.

Пусть мальчики по очереди побудут храбрыми воинами, а девочки –прекрасными царевнами.

В заключительной части занятия можно предложить детям задание по рисованию: на листах затонированной в бежевый цвет акварельной бумаги простым карандашом взрослый заранее делает контурную прорись коня (силуэт коня желательно сделать подобным силуэту на иконе), под копытами коня намечено изображение поверженного дракона. Силуэт всадника не прорисован, лишь слегка намечена диагональ его копья, поражающего дракона.

Детям предлагается еще раз рассмотреть икону Великомученика Георгия Победоносца на коне, затем гуашевыми красками изобразить на своем листе воина и раскрасить рисунок. После обыгрывания истории победы воина над драконом детям обычно удается передать динамику в фигуре всадника на рисунке.

Занятие 29. День славянской письменности и культуры. Делаем «хоругви»  с буквицами славянской или буквами русской азбуки.

Программное содержание
Воспитывать интерес и уважение к книжной культуре;
сообщить детям первоначальные представления о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, просветителях славян и создателях славянской азбуки;
формировать желание детей знать буквы, осваивать грамоту, учиться читать и писать;
поддерживать стремление делиться праздничной радостью с родными и друзьями.

Материал к занятию
1. Икона или репродукция иконы святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
2. Лист с изображением букв русской азбуки.
3. Лист с изображением букв славянской азбуки.
4. Большая красивая книга (Библия или жития святых) на русском языке.
5. Псалтырь на церковнославянском языке.
6. Готовые образцы поделок.
7. Картонные шаблоны для маленьких хоругвей.
8. Цветной картон.
9. Простые карандаши.
10. Ножницы.
11. Гуашь.
12. Кисточки.
13. Баночки с водой.
14. Цветные шерстяные нитки или шнур.
15. Дырокол.

Ход занятия
Предпоследнее занятие цикла посвящено майскому празднику, который отмечается в конце месяца. Праздник этот обозначен и в гражданском, и в церковном календаре, – это День славянской письменности и культуры. Он отмечается 24 мая (по гражданскому календарю), в день памяти святых братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славян.

Прежде, чем мы с вами, дорогие дети, начнем говорить о том, чему посвящен этот праздник, ответьте, пожалуйста, на вопрос: знаете ли вы, кто вы по национальности, к какому народу вы принадлежите?

Обобщая ответы детей, воспитатель продолжает:
– Большинство из нас с вами, ребята, – люди русские. А знаете ли вы, что объединяет людей в один народ?
– Первое – это жизнь в одной стране.
– А как называется страна, в которой мы с вами живем?
– Россия.
– А еще – в один народ людей объединяют общие обычаи и традиции, общая культура.
– А еще – общая вера и общий язык.
– Знаете ли вы, как называется язык, на котором мы с вами разговариваем, наш родной язык? Он называется русским, по имени нашей страны России и по имени нашего русского народа.
- А, знаете ли, как называется наша вера?
– Христианская, православная.

Русский народ – один из славянских народов. Кроме русских к славянам относятся украинцы, белорусы, болгары и некоторые другие народы. Культура славян, их языки похожи. И вера у славян одинаковая: все они верят в Господа Иисуса Христа.

– А знаете ли вы, ребята, что было время, когда славянские народы не знали грамоты, не могли читать и писать? У них не было даже азбуки, буквами которой можно было бы пользоваться при письме. Не знали тогда славянские народы и православной веры.

Азбуку для славян составили, помогли этим народам научиться читать и писать, а еще – научиться православной вере – святые, которых называют учителями славян.

– Как думаете, почему этих святых так называют?
– Потому что они много потрудились для того, чтобы не несколько человек, а целые славянские народы смогли научиться читать, писать и «правильно» (так, как учит этому Православная Церковь) верить в Бога.
– Святые, которых называют просветителями славян, были родными братьями. Вот они изображены на иконе.

Воспитатель показывает детям большую икону (или репродукцию иконы) святых Кирилла и Мефодия. Имена святых воспитатель не называет, а просит кого-то из детей, уже умеющих читать, попробовать прочитать надписи на иконе. Самостоятельно или с помощью взрослого дети смогут прочитать более распространенное и знакомое имя «Кирилл». Имя второго брата – Мефодия – помогает прочитать педагог.

Братья Кирилл и Мефодий положили начало славянской письменной и книжной культуре, а еще начало просвещения славянских народов светом христианской веры. Кирилл и Мефодий придумали азбуку, с помощью которой на славянский язык переводились многие книги, в том числе и такие важные, как Библия, о которой мы с вами говорили на наших занятиях.

Благодаря святым Кириллу и Мефодию существует и, очень похожая на славянскую, русская азбука, многие буквы которой вы уже знаете. Русская азбука, если сказать образно, – младшая сестра азбуки славянской.

Воспитатель просит детей назвать известные им русские буквы и написать их мелом на доске. После этих упражнений воспитатель закрепляет на доске два листа с буквами русской и славянской азбуки. В русской азбуке дети находят знакомые буквы, сравнивают их с буквами, написанными только что на доске.

Можно предложить рассмотреть и сравнить изображения русских и славянских букв на висящих на доске азбучных таблицах и в книгах. Обратите внимание детей на сходство и отличие в написании букв русской и славянской азбуки. А после проведенных сравнений продолжите рассказ:

– В славянской азбуке есть еще одна особенность, которой в нашей русской азбуке нет: каждая буква («буквица» – по-церковнославянски) имеет название. Это даже не название, а целое слово, имеющее определенное значение.

Педагог указкой показывает буквы славянской азбуки, называя их.
– Это буква «Аз». На нее похожа наша русская буква «А».
Дети повторяют по просьбе воспитателя название славянской буквы.
– Это «Буки». На нее похожа наша буква «Б».
Дети повторяют название славянской буквы.
– Это «Веди».
Дети повторяют название славянской буквы

– Слово «аз» по-славянски означает «я». «Буки» – «буква». «Веди» – от глагола «ведать», что значит «знать». Повторяя название первых букв славянской азбуки, человек как бы говорит: «Я знаю буквы». И это было правдой, потому что азбуку обычно начинали изучать с первых букв. Повторяя названия этих букв, ученик как бы говорил себе и другим: «Я уже знаю эти буквы!»

Славянский язык, на который, братья Кирилл и Мефодий переводили книги, учившие православной вере, сохраняется до сих пор: на церковно-славянском языке идет церковная служба в православных храмах.

- Бывал ли кто-нибудь из вас на службе в православном храме? Те молитвы и песнопения, которые вы там слышали, звучали по-церковнославянски. Послушайте, как красиво звучит этот язык.

Воспитатель читает по-церковнославянски любую молитву или отрывок из Псалтыри. Обратите внимание детей на напевность, мелодичность и торжественность речи. Прочитайте и поясните детям стихи о церковно-славянском языке:

Он самый молитвенный в мире,
Он волею Божьей возник,
Язык нашей дивной Псалтири
И святоотеческих книг;
Он царственное украшенье
Церковного богослуженья,
Живой благодати родник,
Господнее нам утешенье –
Церковнославянский язык.
(Виктор Афанасьев)

Нет, он от века не отстал.
Здесь что ни слово, – то кристалл.
Да что там слово – буквы в нем
Горят божественным огнем!

Сравни слова «уста» и «рот»,
Постой у «врат» и у «ворот»...
Нет, не язык отстал от века,
А век – с паденьем человека!
(Евгений Санин)

В рукодельной части занятия предложите детям сделать маленькие «хоругви» с изображением букв русской или буквиц славянской азбуки. Показывая родным эти флажки-«хоругви», дети смогут еще раз вспомнить о святых братьях Кирилле и Мефодии, рассказать о составленной ими азбуке и о славянской культуре. Очень важно, чтобы родители с интересом поддержали детский разговор, поощрили желание детей больше знать о своей культуре, учиться читать и писать.

Понравившиеся буквы для написания на «хоругвях» дети могут выбрать сами. Можно предложить каждому написать на своей «хоругви» начальную букву своего имени.

Для работы понадобятся шаблоны, по очертаниям похожие на вымпела или пятиугольные флажки (как схематичное изображение домика с остроконечной крышей, повернутого острием крыши вниз). Шаблон, как это делалось во многих прошлых поделках, обводится карандашом на листе цветного картона. (Подбирая картон для детского труда, постарайтесь найти такой, на который бы ровно ложилась гуашевая краска, когда дети будут рисовать буквы).

Картонная заготовка «хоругви» вырезается, в верхней ее части дыроколом пробивается пара дырок, в которые потом нужно будет продеть шнурок.

Изображение буквы или буквицы сначала можно наметить простым карандашом, «срисовывая» его из Азбуки (при необходимости взрослый помогает детям). В завершающей части работы буква прорисовывается гуашевой краской. После того, как краска высохнет, в отверстия в верхней части картонного «полотнища» продевается цветная шерстяная нитка или шнурок. Самодельные «хоругви» можно закрепить на заранее приготовленных древках. Поделки можно использовать в праздничном действии, посвященном Дню славянской письменности.


Страница 8 - 8 из 9
Начало | Пред. | 5 6 7 8 9 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру