Подарок к празднику

Программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами художественно-продуктивной деятельности

Раздел III.

Весенние темы и работы.

Занятие 20. Начался Великий пост. «Мост на семь верст».

Программное содержание
Ознакомление детей с особым временем православного календаря – Великим постом – периодом подготовки к празднику Пасхи;
формирование представления детей о различных периодах времени: год, месяц, неделя;
ознакомление с простыми формами календарей;
развитие образного мышления и речи детей.

Материал к занятию
1. Картинки с изображением разных мостов (лучше из иллюстраций к сказкам).
2. Лист ватмана для выполнения коллективной работы.
3. Полосы и дуги альбомной бумаги, затонированной светло-коричневой краской.
4. Простые карандаши.
5. Клей-карандаш.
6. Гуашь.
7. Кисточки.
8. Баночки с водой.
9. Салфетки.
10. Фигурки мальчика и девочки как метки для календаря.

Ход занятия
В начале занятия воспитатель предлагает детям послушать старинную русскую загадку. Составили эту загадку много лет назад православные люди, которые соблюдали заповеди Божии и жили по церковному календарю.

Загадка трудная, поэтому отгадку должен сказать взрослый после небольшого поискового диалога с детьми. Задачей первой части занятия станет «прилаживание» (по словам К.Д. Ушинского ) отгадки к загадке. Педагог должен постараться сделать детей своими помощниками в объяснении отгадки.

Загадка
Стоит мост
На семь верст,
По конец моста –
Золотая верста.

Загадка трудная и слова в ней непонятные – старинные.
– О чем же говорится в загадке? – О каком-то мосте.
– А знаете ли вы, дети, что такое мост?

Пусть дети ответят на вопрос, найдут и покажут разные мосты на картинках, лежащих на столе у педагога.

– А как вы понимаете слова, что наш «мост (в загадке) – на семь верст?»

Верстами, как сейчас километрами, мерили на Руси большие расстояния. Верста – это и есть расстояние чуть-чуть больше километра. Для того, чтобы дети могли представить себе это расстояние, воспитатель может сказать, что на расстоянии километра или версты от детского сада находится такое-то конкретное, известное детям место или здание в окрестностях.

– Как вам, дети, кажется: верста – это маленькое расстояние или большое?

Вероятнее всего дети скажут, что это большое расстояние. Поэтому и слова «мост на семь верст» в загадке означают, что мост очень длинный.

– А как вы думаете, в загадке говорится о настоящем мосте, или что-то с длинным мостом сравнивается?

Речь идет не о настоящем мосте. К тому же таких длинных мостов и не бывает: если бы человек шел по мосту длиной в семь верст, то идти ему пришлось бы несколько часов.

– Хотите узнать, о чем же идет речь, что это за «семь верст», что за «золотая верста», что за «мост»?

Говорится в загадке об определенном времени в году. Это время всегда наступает в конце зимы-начале весны. Длится это время несколько недель, каждая из недель в загадке и названа «верстой».

«Золотой», – то есть драгоценной «верстой» – названо время самого главного христианского праздника – Воскресения Христова, Пасхи. Мы с вами еще будем об этом празднике говорить, будем радостно встречать его, когда он подойдет.

А «мостом» названо время, предшествующее этому празднику, предназначенное для подготовки к нему. Время это называется «Великий пост».

Дорога на другой берег настоящей реки идет через мост, а дорога к главному празднику православного календаря «идет» через время Великого поста.

«Великим» пост называется, потому что он очень долгий и предшествует, как мы уже говорили, самому главному православному празднику – Пасхе. Длится Великий пост целых семь недель, с этими неделями сравниваются «семь верст» – в загадке.

Можно показать детям обычный календарь, а в календаре отсчитать вместе с детьми семь недель Великого поста; определить, что Великий пост продолжается полтора месяца.

– Что же за время такое – пост? Это время особо внимательной и собранной жизни. Каждый добрый православный человек в это время старается:
 заботиться об очищении своей души;
 просит прощения у Бога и у тех, кого чем-то обидел, огорчил;
 не делать, не говорить, не думать плохого;
 еще усерднее, чем в другое время, старается быть добрым, помогать людям;
 принимать участие в трудах и заботах близких;
 почаще ходить в храм.

Сейчас как раз наступило время Великого поста – важное для души человека время. Великий пост, как мы уже говорили, можно сравнить с большим мостом (как в загадке), соединяющим два берега: на одном берегу – мы с вами стоим сейчас, а пройдем по «мосту Великого поста», – подойдет время праздника Пасхи.

Каждую из недель Великого поста, можно изобразить на большом листе бумаги как часть большого моста. Мы будем проходить эти «версты» – неделю за неделей и стараться приготовить себя к радостной встрече великого праздника Пасхи.

В рукодельной части занятия дети выполняют коллективную работу, делая календарь Великого поста в виде моста, состоящего из семи секций – частей.

На листе ватмана все вместе выкладывают мост из бумажных заготовок, намечают простым карандашом берега, которые соединяет мост, бурную реку, текущую под мостом. Воспитатель помогает детям выбрать и распределить работу между собой: кто-то намазывает клеем, кто-то приклеивает детали моста, кто-то красками обозначает берега, кто-то – реку под мостом, кто-то рисует солнце и облака в небе.

В качестве календарной отметки используются заранее приготовленные воспитателем или кем-то из родителей нарисованные на картоне и вырезанные фигурки мальчика и девочки. Эти фигурки-метки нужны для того, чтобы узнавать: на какой «версте» Великого поста мы сейчас находимся? На каждом последующем занятии они будут передвигаться на «версту» вперед, ближе к празднику Пасхи.

Занятие 21. Начало весны. «Подснежника глянул глазок голубой».

Программное содержание
Уточнение представлений детей о весенних изменениях в природе;
развитие связной речи и способности, отвечая на вопросы, давать развернутые объяснения;
развитие наблюдательности, способности примечать новое, необычное в привычных явлениях, любоваться красивым, трогательным в природе;
воспитание чувства радостного ожидания весенних перемен и праздников;
развитие способности передать свои впечатления и чувства в художественной форме.

Материал к занятию
1. Репродукции или фотографии весенних пейзажей.
2. Специально подготовленная кем-то из рисующих помощников дидактическая игра «У всего свое место».
3. Картинка с изображением распустившихся подснежников.
4. Круглые и прямоугольные пластиковые крышечки от коробочек из-под пищевых продуктов (майонеза, плавленого сыра, маргарина).
5. Цветной пластилин.
6. Дощечки для лепки.
7. Салфетки.

Ход занятия
Занятие начинается с беседы о тех весенних изменениях, которые происходят в природе, и уже могли быть замечены детьми: становится теплее, начинает пригревать солнышко, тает снег, текут ручейки, веселее чирикают воробьи.

В процессе рассказа детей о весенних изменениях в природе можно показывать им иллюстрации с изображением весенних пейзажей для подтверждения ответов. Обобщая детские ответы на вопросы, воспитатель просит отгадать и объяснить загадку:

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает –
Когда это бывает?

Дети объясняют отгадку. Воспитатель задает дополнительные вопросы:
– В загадке есть слова: «ожил лужок», а что это значит, как он «ожил»? Дети говорят о прорастающей травке, появившихся насекомых.
– А лес тоже «ожил»? В чем это проявляется? На проталинах прорастает травка, появились первые цветы.

Предложить детям поиграть и отгадать новые загадки, используя игру-пособие «У всего свое место».

Пособие «У всего свое место» представляет собой ватманский лист, на котором изображен весенний пейзаж: на лужайках тает снег, с крыши деревенского дома свешиваются последние тающие сосульки, на проталинах пробивается травка, где-то распустились первые цветы, птицы вьют гнезда и т.п. В специальные прорези панно вставлены кружочки, на которых изображены характерные детали общего пейзажа:
 распустившиеся на проталинке подснежники,
 собака, сидящая у будки,
 кошка, греющаяся на заборе,
 курочка с цыплятами, клюющие зернышки посреди двора,
 летящие по небу птицы, вернувшиеся из теплых краев,
 птица сидящая в гнезде,
 последние сосульки, тающие на крыше.

Когда кружочки закреплены в прорезях на своих местах, панно сохраняет целостный вид. Когда кружочки с изображенными на них картинками вынимаются из прорезей, на панно остаются белые круги, указывающие на то, что это место должно быть заполнено определенным изображением.

Вариантов дидактической игры и игровых упражнений с пособием может быть несколько.

Вариант А.
Участникам игры раздается по одному кружочку с картинкой из общего панно. Дети, не показывая и не называя изображения, описывают свою картинку, загадывая описательную загадку всей группе. После отгадки картинка передается тому, кто первым дал правильный ответ, и ребенок вставляет ее в прорезь в том месте панно, где картинка должна находиться.

Вариант Б.
На панно устраивается смешная «путаница»: картинки помещаются не на свои места (цветы подснежника – на дерево, собака – на небо и т.п.). Задача детей – по очереди выбрать одну из картинок, находящихся не на своем месте, и объяснив, почему так не бывает, поместить картинку туда, где она должна быть.

Когда все описательные загадки будут разгаданы, а картинки – расставлены по своим местам, предложите детям особенно внимательно рассмотреть кружок-картинку с подснежниками.

Покажите более крупную иллюстрацию с изображением распустившегося подснежника и прочитайте стихи:

Подснежник
В саду, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу: погода тиха и ясна;
Скажите, ведь, правда, что это весна?»
(Поликсена Соловьева)

Обратите внимание детей, как ласково автор стихов сравнивает подснежник с живым существом. Пусть Ваши воспитанники подскажут, почему цветок подснежника можно сравнить с «голубым глазком», стебелек – с «зеленой ножкой». Почему подснежник в стихотворении «потягивается», как будто после сна и «задает вопросы»?

В практической части занятия дети делают поделку: «рисуют» пластилиновые картинки с белыми подснежниками на голубом фоне. Работы выполняются на пластмассовых крышках коробочек от майонеза, маргарина или плавленого сыра. Пластмассовый кантик крышки похож на рамку для картинки. Конечно, крышки задолго перед занятием тщательно помыты и высушены.

Воспитатель напоминает детям знакомый прием «рисования» пластилином, когда от брусочка нужного цвета отщипывается немного пластилина, который размазывается по пластмассовой или картонной основе. Можно использовать не только бруски, имеющиеся в наборе, но и получать новые красивые и нежные цвета, разминая вместе понемногу пластилина синего и белого, зеленого и белого, зеленого и желтого цвета. Когда будет готов фон, – из тонко раскатанных жгутиков зеленого цвета делаются стебельки и листики для подснежников. Сами цветочки выполняются из беловато-голубоватого пластилина, раскатанного в удлиненные белые бусинки.

С обратной стороны картинки можно сделать петельку из тонкого шнурка, закрепив его наклеенным сверху кружочком плотной бумаги (использовать клей ПВА).

Воспитатель по мере необходимости помогает своим подопечным. В конце занятия все вместе рассматривают получившиеся картинки с подснежниками, еще раз читают стихи Поликсены Соловьевой. Дети сравнивают цветы на своих картинках с подснежником из стихотворения; решают, кому подарят свои работы,

Занятие 22. Птицы возвращаются на родину из теплых краев.

Программное содержание
Закрепление представлений о весенних изменениях в природе (становится теплее, больше светит солнце, тает снег и лед, возвращаются птицы, улетавшие на зиму в теплые края);
воспитывать наблюдательность, чуткость, сострадание всему живому.

Материал к занятию
1. Игрушечный зайчик с желтым бантом – «Солнечный зайчик».
2. Зеркальце (если день солнечный).
3. Листы голубого картона.
4. Силуэты журавликов, подобные тем, какие использовали на осеннем занятии «Журавлики летят».
5. Серая оберточная бумага.
6. Клей-карандаш.

Ход занятия
Это занятие продолжит весеннюю тему. Начать его можно с выполнения детьми серии игровых заданий. Дети встают в круг и передают друг другу игрушечного зайчика с желтым бантом или зайчика желтого цвета. Его зовут Солнечный зайчик. Он пришел на занятие, чтобы помочь детям научиться замечать приметы наступающей весны. Тот, из стоящих в кругу детей, у кого в руках оказывается зайчик, должен сказать, какие из признаков весны он видел сегодня по дороге в детский сад (светило солнышко, таяли сосульки, на дорогах были лужи…).

После того, как каждый ребенок даст ответ, зайчик отправляется по кругу во второй раз: теперь дети должны назвать весенние звуки, которые они слышали на улице по дороге в детский сад (чирикали птицы, капало с крыш, хлюпала вода под ногами…).

Когда зайчик отправится по кругу в третий раз, дети должны будут сказать, удалось ли им как-то почувствовать действие приходящей весны (кто-то скажет, что почувствовал, как по-весеннему стало пригревать солнышко, кто-то почувствовал дуновение еще прохладного, но уже весеннего ветра; кто-то почувствовал в воздухе запах весенней свежести).

От имени Солнечного зайчика похвалите детей за наблюдательность. Если день солнечный, можно поиграть с настоящими солнечными зайчиками, которые воспитатель будет пускать с помощью зеркальца, а дети будут стараться «погладить» и «поймать».

После того, как наигравшиеся дети сядут за столы, предложите им назвать признаки весны, которые можно не заметить в городе, но которые тоже свидетельствуют о пробуждении природы весной. Наводящими вопросами помогите детям назвать – вскрытие рек ото льда, появление первых цветов-подснежников, возвращение птиц из теплых краев.

Вспомните с детьми осенние разговоры об отлете птиц и занятия, посвященные зимующим птицам, нашей помощи им. Можно рассмотреть сохранившиеся образцы осенних и зимних «птичьих поделок».

На весеннем занятии на «птичью» тему предложите детям выполнить коллективную аппликацию возвращающихся на родину птиц.

Для работы понадобятся листы голубого картона в половину формата А4, заранее вырезанные взрослым фигурки белых бумажных журавликов (таких же, как журавлики, «улетавшие на юг» на осеннем занятии), серая оберточная бумага (от нее дети будут отрывать куски, которые станут «плывущими по вскрывшейся реке льдинами»).

Работа выполняется на горизонтально положенных листах. В нижней части листа будет располагаться река (подобно тому, как располагался лес из листьев на осеннем занятии). По ней и «поплывут» приклеенные клеем-карандашом серые льдины. А журавлики полетят в небе над рекой. Надо будет только договориться с детьми, чтобы птицы летели в одну сторону (это нужно для того, чтобы отдельные композиции можно было объединить в общую – коллективную).

После того, как индивидуальные работы будут закончены, листы картона соединяются в единую полосу так же, как соединялись страницы самодельной книги (вертикальными бумажными полосами, наклеенными на стыке отдельных листов с обратной стороны).

Коллективная работа ставится на столах или помещается на выставочном планшете как ширма-раскладушка. Рассматривая общую работу, вспоминая и отлет, и прилет птиц, дети слушают чтение педагогом стихотворения.

Перелетные птицы
Над померкшими полями
И над озером седым
Облака летят волнами
И клубятся словно дым.

Отправляясь в путь опасный
Без предела и границ
Покидают край ненастный
В день осенний стаи птиц.

Долго-долго им тянуться
Над пучиною морской
И не все они вернутся
В дни Пасхальные домой.

Мы их встретим на пороге
Теплых дней: «Летят, летят!»
Как трудны у птиц дороги,
И как весел их возврат.
(Виктор Афанасьев)

Занятие заканчивается беседой о том,
- чем осенний пейзаж отличался от весеннего;
- что чувствовали птицы, собираясь осенью в чужие страны;
- что чувствуют сейчас, возвращаясь на родину;
- что чувствуем мы, встречая возвращающихся птиц.

В конце занятия можно переставить фигурки мальчика и девочки на календаре Великого поста ближе к Пасхальным дням.

Занятие 23. «На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны». Поделка птички на витом шнурке.

Программное содержание
Знакомство детей с событиями Благовещения Пресвятой Богородицы;
формирование представлений о народных традициях дня Благовещения и их духовном смысле;
поддержание в детях желания радовать близких памятью о празднике и маленькими праздничными подарками;
развитие внимания, наблюдательности и общей ручной умелости.

Материал к занятию
1. Икона праздника Благовещение Пресвятой Богородицы.
2. Задания-лабиринты «Где чья птичка?»
3. Картонные шаблоны птичек.
4. Плотная белая бумага.
5. Яркие шерстяные нитки (длиной 25-30 см).
6. Цветные карандаши.
7. Клей-карандаш.
8. Образцы готовых поделок – картонные птички на витых шнурах.

Ход занятия
В начале апреля (7 апреля по гражданскому календарю) отмечается праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот день вспоминается явление Пречистой Деве Марии Архангела Божия Гавриила с вестью о том, Пречистая Дева станет Матерью Спасителя.

С детьми можно рассмотреть икону праздника и подробнее рассказать им о явлении Архангела Пречистой Деве. Рассказ о событии Благовещения воспитатель может составить на основе текста Евангелии от Луки (глава 1, стихи 26-56), можно воспользоваться и Толкованием на Евангелие или пояснительными текстами о празднике Благовещения из православных изданий.

Православные люди стараются встретить праздник Благовещения, как и другие большие праздники, на службе в храме Божием. Но с церковными праздниками на Руси издавна были связаны и добрые житейские обычаи

В Москве в старину открывался накануне дня Благовещения особенный рынок – Птичий. Покупали птиц в праздник для того, чтобы сразу же выпустить их из клетки на волю. Именно об обычае в день Благовещения выпускать на волю птиц – стихотворение великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина:

Птичка
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью:
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
(А.С. Пушкин)

Можно прокомментировать детям стихотворение, задавая и им вопросы:
– Почему человек радуется, выпустив птичку? Птичка перестанет томиться в неволе, будет жить на свободе.
– Почему человек старается последовать этому обычаю даже «на чужбине», не дома, в чужом краю? Человек ощущает связь со своей Родиной, хочет жить ее жизнью даже в чужом краю, хочет праздновать знакомые с детства праздники, следовать добрым традициям своего народа.

После разговора педагог предлагает детям внимательно рассмотреть картинку-задание «Где чья птичка» (на картинке изображено несколько детей с пустыми клетками и несколько птичек, взлетевших ввысь; от каждой клетки ведет линия-дорожка; линии пересекаются в запутанном лабиринте). Дети должны внимательно проследить за каждой линией и ответить на вопрос, кто из детей, нарисованных на картинке, какую птичку выпустил.

В практической же части занятия предлагается сделать поделку – картонную птичку на витом шнурке. Рассмотрите с детьми несколько образцов поделки, выполненных взрослым или детьми из другой группы. Эту птичку нельзя отправить в полет по-настоящему, но можно подвесить за шнурок или использовать как закладку для книжки.

Чтобы сделать птичку-подвеску, нужно сначала обвести простым карандашом на полосе плотной белой бумаги шаблон птички. Для поделки понадобятся две детали, поэтому обвести шаблон надо два раза. Покажите детям образец – полосу с контурами двух обведенных птичек, чтобы ваши воспитанники правильно расположили заготовки на своей полоске: они должны быть повернуты клювиками друг к другу.

Обведенных птичек, не вырезая, надо раскрасить цветными карандашами. Обратите внимание детей, что птички на образцах раскрашены по-разному: некоторые по окраске похожи на настоящих птиц (сероватые, коричневатые, пёстренькие), некоторые птички разрисованы декоративными узорами. Пусть Ваши воспитанники сами решат, какой будет их поделка. Надо только помочь детям понять, что две половинки – это детали одной птички, поэтому и раскрашены должны быть одинаково. После раскрашивания заготовки можно вырезать.

Следующая часть работы – еще интереснее. Попробуем научить наших воспитанников свить шнурок из двух цветных шерстяных ниток. Работа выполняется в парах. Воспитатель дает паре детей связанные узлом на одном конце две цветные шерстяные нитки. Дети встают друг против друга на таком расстоянии, чтобы нитки оказались натянуты, но не очень сильно. Каждый в паре держит свою нитку двумя руками и начинает крутить ее, перебирая пальцами в правую сторону. После некоторого времени такого скручивания дети делают шаг навстречу друг другу, ослабляя натянутую нитку. При ослаблении натяжения связанные в центре разноцветные нитки скручиваются-перевиваются в двухцветный шнурок.

Когда витые шнурки есть уже у каждого, начинаем склеивать заготовки. Пусть дети намажут клеем-карандашом оборотные (не цветные) стороны половинок поделки, затем на намазанную клеем сторону одной половинки надо положить шнурок (большая часть шнурка должна быть выше фигурки птички), аккуратно наложить сверху вторую половинку поделки. Плотно прижать.

Поделка готова! Как обрадуется тот, кто получит ее в праздничный день!


Страница 6 - 6 из 9
Начало | Пред. | 4 5 6 7 8 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру