Подарок к празднику

Программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами художественно-продуктивной деятельности

Занятие 17. Праздник Сретения Господня.

Программное содержание
Первоначальное знакомство детей еще с одним праздником православного календаря – событиями и смыслом Сретения Господня;
закрепление желания готовиться к православным праздникам, быть причастными к ним.

Материал к занятию
1. Иллюстрация из календаря «Православные праздники на русской земле» (Санкт-Петербург, 2000 г.; художник В. Павлова).
2. Кукла-малыш в одеяле.
3. Большая, хорошего качества икона (или репродукция иконы) Сретения Господня. Можно использовать репродукцию из настенного календаря «Иконы двунадесятых праздников Православной Церкви».
4. Картонные шаблоны птиц.
5. Белый или серый картон.
6. Цветной клей или блестки.
7. Цветной шнурок.
8. Ножницы.

Ход занятия
В начале занятия педагог предлагает детям внимательно рассмотреть картинку. На иллюстрации из названного нами календаря по сельской улице зимним днем идет молодая женщина в полушубке и валенках, на руках у женщины завернутый в одеяло маленький ребенок. С правой стороны на картинке небольшой деревянный храм с приоткрытой дверью, откуда льется свет. Не трудно догадаться, что мама с малышом идет именно туда. У порога храма стоит старичок в тулупе, меховой шапке, валенках. Несомненно, что женщина встретится с ним у входа в храм. Может быть, дедушка специально вышел, чтобы встретить маму с малышом.

Не стоит торопить детей описывать картинку. Составить по ней небольшой рассказ можно предложить детям после нескольких минут неспешного рассматривания.

Если детям трудно самим составить рассказ по картинке, предложите им план рассказа или последовательно задавайте конкретные вопросы.
– Кто изображен на картинке?
– Можем ли мы, глядя на картинку, узнать, какое радостное событие произошло недавно в жизни этих людей?
– Что это за событие?

Хорошо, если дети догадаются, что ребенок, изображенный на картинке на руках у мамы, совсем маленький, и радостное событие, недавно произшедшее у изображенных людей – это рождение их малыша.

Дальше диалог с детьми можно повести следующим образом:
– Знаете ли вы, в какое время года празднуется день вашего рождения?
– А можно ли догадаться, в какое время года день рождения малыша, изображенного на картинке?
– Он только что родился или уже чуть-чуть подрос?
– Куда мама идет вместе с малышом?

Конечно, дети догадаются, что мама с малышом на картинке идет в храм, в церковь. Пусть ваши питомцы объяснят, как они догадались, откуда узнали, что мама несет малыша в храм.

– А зачем мама несет малыша в храм? Зачем ходят в храм?
– А кто стоит у храма?
– Дедушка просто так стоит, случайно или вышел кого-то встретить?
– Как вы думаете, кого вышел встретить дедушка, зачем?
– А скажите, пожалуйста, как называется тот момент, когда после долгой разлуки или после долгого ожидания люди могут увидеться друг с другом? Когда могут встретиться? Встреча.
– Встреча – это радостное событие? Почему?
– А как вы думаете, что мог бы сказать дедушка при встрече маме с малышом?

Предложите детям представить себе эту встречу и поиграть в то, как она могла бы произойти.

Для этого нужна завернутая в одеяльце кукла-малыш, похожая на ребенка, которого держит на руках мама на картинке. Пусть кто-то из детей возьмет на себя роль мамы, кто-то роль дедушки. «Мама» с куклой-малышом подходит к «дедушке», и между ними завязывается разговор.

Наверняка девочкам из вашей группы захочется побыть в роли мамы малыша, мальчикам – в роли дедушки. Между участниками этой незамысловатой игры могут завязаться интересные диалоги, когда «дедушка» поздравляет «маму» с рождением ее ребеночка, говорит, что давно хотел на него посмотреть, надеялся встретить маму с малышом в праздничный день в храме; просит разрешения подержать малыша на руках и т.п.

После игры воспитатель предлагает детям рассмотреть еще одно изображение и показывает им икону (или хорошую репродукцию иконы) Сретения Господня.

Дети, обычно, без труда выполняют просьбу педагога: показать, какое из этих изображений картинка, а какое – икона.

Дети отвечают на вопросы педагога о том, что изображено на иконе. И с удивлением обнаруживают, что по содержанию изображенное на иконе событие похоже на событие, нарисованное художницей на картинке.

Взрослый комментирует сходство двух изображений, объясняя, что на картинке мы видим встречу придуманных художницей людей. А иконописец изобразил на иконе реальное событие, происшедшее вскоре после Рождества Христова, когда Мария с Иосифом принесли, как это полагалось по обычаю, недавно рожденного Младенца в храм. Встретить Божественного Младенца Христа вышел старец по имени Симеон. И само это событие названо – «Сретение» – так звучит слово «встреча» на церковно-славянском языке.

В рукодельной части занятия воспитатель предлагает детям сделать двух птиц из белого картона, похожих на тех птенцов голубиных, которых, по существовавшему в той стране обычаю, должны были принести Богородица Мария с Иосифом в благодарность Богу за рождение Младенца.

Технология выполнения поделки уже знакома детям: для того, чтобы получилось две птицы, надо простым карандашом дважды обвести шаблон на листе картона. Вырезают силуэты и украшают их цветным клеем с блестками.

Занятие 18. Русские богатыри – защитники Отечества.

Программное содержание
Познакомить детей с картиной В.М. Васнецова «Богатыри»;
дать первоначальные представления об особенностях былинного жанра;
познакомить с понятием «русский богатырь»;
воспитывать в детях отвагу, мужество, желание служить Отечеству, защищать тех, кто нуждается в защите;
содействовать воспитанию любви к Родине-России;
поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей.

Материал к занятию
1. Большая и хорошая по качеству репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри».
2. Иллюстрированные издания былин в переложении для детей дошкольного возраста.
3. Вырезанные из картона богатырские доспехи (шлем, кольчуга, щит, меч).
4. Цветные карандаши.

Ход занятия
Предложите детям рассмотреть репродукцию картины В.М. Васнецова «Богатыри». Не сообщайте сразу название картины, пусть дети сами предположат, кто на ней изображен. Конечно, Ваши воспитанники догадаются, что на картине изображены старинные воины. Слово «богатыри» может быть известно, а, может быть, пока неизвестно Вашим питомцам.

Спросите детей, знают ли они, в какой стране жили эти воины? Уточняя детские ответы, объясните, что это русские воины – богатыри, служившие в стародавние времена русскому князю.

Самого сильного и старшего из богатырей, изображенных на картине, зовут Илья Муромец. Пусть дети покажут его на репродукции и постараются описать, каким изобразил художник этого богатыря, его богатырское снаряжение и богатырского коня.

Богатыря, изображенного справа от Ильи Муромца (когда мы смотрим на картину – это крайний слева богатырь) зовут Добрыня Никитич. Пусть дети внимательно рассмотрят изображение Добрыни на репродукции, постараются описать богатыря и его воинские доспехи, пусть попробуют предположить, какой у него и у его богатырского коня характер.

Третий, самый молодой богатырь, – Алеша Попович. Предложите детям найти его на репродукции, описать Алешу, его снаряжение и коня.

Расскажите детям, что о славных подвигах русских богатырей рассказывается в былинах – особом жанре русской литературы.

Прочитайте детям начало былины «Илья Муромец и сын» (в пересказах для детей эта былина названа «Застава богатырская»). Заранее обратите внимание Ваших воспитанников на то, что былинная речь – необычная, напевная, – попросите детей особо внимательно слушать чтение, чтобы и почувствовать красоту речи, и понять смысл слов.

И ай на горах-то, на горах да на высоких,
На холме-то на окатистом,
Эй там стоял-постоял да тонкой бел шатёр,
Эй тонкой бел шатёр стоял, да бел полотняной.
И эй во том во шатри белом полотняном
И эй тут сидят три удалых да добрых молодца:
И эй во-первых-де старой казак Илья Муромец,
И эй во-вторых-де Добрынюшка Никитич млад,
Во-третьих-де Олёшенька Попович был.

Они стояли на заставе накрепко
И эй стерегли-берегли да красен Киев-град,
Они стояли за веру за христианскую,
Що за те же за церквы всё за Божьии.
И по утру те добры молодцы пробуждалися,
Э они свежей водой ключевой умывалися,
Тонким белым полотенцом утиралися.
Выходил-де старой казак из бела шатра,
Он смотрел же вдаль-то из-под руки
Он на все же на четыре да кругом стороны смотрел:

Со первой-то стороны да горы лютые,
И со второй-то стороны да леса темные,
Со третей-то стороны да синё морюшко,
Со четвертой-то стороны да чисто полюшко.
Он смотрел же, глядел да вдоль он по полю,
По тому же раздольицу широкому,
От того же от морюшка от синего
Уж не лютый ли враг подбирается,
Не погода ле там да поднимается
И не пыль ле во поле расстилается?

После слушания детьми отрывка из былины, попросите воспитанников ответить, чем же занимались богатыри на заставе. Что стерегли-берегли?

Пусть дети опишут, какими, по их мнению, были русские богатыри. Обобщая ответы детей, помогите им сделать вывод, что русский богатырь – это обязательно человек православный, имеющий живую веру в Бога. Это человек, который родился в России и любит Родину, как мать. Богатырь и благочестив, и очень силен. Он мужественный, храбрый, но и благоразумный, осторожный. Богатырь не только сильный, но непременно – добрый, милосердный, он защитник всех слабых. Русские богатыри защищали вдов, сирот и стариков. Богатыри всегда готовы скоро прийти на помощь тем, кто просит о помощи.

Прочитайте детям стихотворение о богатырях, нарисованных на картине В.М. Васнецова.

Земля чуть видимо курится,
Восходит первая заря.
Остановились на границе
Три всадника-богатыря.

Среди степи застыли кони.
Благие русские края!
А наших дней из-под ладони
Не видно ль, Муромец Илья?
(Надежда Веселовская)

Спросите, как думают дети:
– Прошло ли время русских богатырей, или сегодняшние юноши, мужчины могут продолжать богатырскую традицию и стараться быть похожими на них?

Уважительно отзовитесь о детском желании быть похожими на Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича, скажите, что русские богатыри – достойный пример для подражания.

В практической части занятия предложите детям раскрасить вырезанные из плотной серой бумаги богатырские доспехи: шлем, кольчугу, щит, меч. Перед тем, как приняться за раскрашивание, пусть дети внимательно еще раз рассмотрят снаряжение богатырей на репродукции картины.

В качестве домашнего задания предложите детям вместе с родителями нарисовать на большом листе картона и вырезать фигуру богатыря, которому подошли бы раскрашенные на занятии доспехи. Пусть дети дорисуют то, чего не хватает богатырю из воинского богатырского снаряжения. Можно будет принести картонных богатырей в детский сад, чтобы поиграть в богатырскую заставу.

Занятие 19. Семейное занятие на Масленицу.

Программное содержание
Формировать у детей живой интерес к традициям отечественной культуры;
воспитывать дружелюбие, умение работать вместе;
учить детей радоваться возможности общения, совместных занятий и совместного досуга;
формировать навыки выполнения работы в паре;
развивать ручную умелость детей;
содействовать формированию представлений о скромности как положительном нравственном качестве и противоположных (негативных) нравственных качествах – гордости, самомнении, хвастливости;
укреплять стремление детей к добродетелям и желание быть похожими на положительных героев сказок, рассказов;
формировать отрицательное отношение к порокам и жалость, сочувствие по отношению к отрицательным персонажам, нежелание быть похожими на них.

Материал к занятию
1. Силуэты петушков из плотного картона.
2. Лоскутки цветной ткани.
3. Клей ПВА.
4. Блюдечки и кисточки для клея.
5. Клеенка на стол.
6. Русские расписные платки для участниц сказочной постановки.
7. Атрибуты к сказке: перчаточная кукла Петушок, миска с мукой, решето для просеивания муки, кувшинчик с маслом, картонное или матерчатое солнышко.
8. Нарядная скатерть, посуда для чаепития.
9. Угощения к масленичной трапезе, приготовленные дома мамами.

Ход занятия
Начать занятие можно с предложения детям отгадать загадку про одного из знакомых сказочных персонажей.

Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове – гребешок,
Кто это?..
(Петушок).

Конечно, воспитанники без труда отгадают загадку. После этого педагог предлагает детям сделать поделки петушков, чтобы потом украсить получившимися работами комнату, где проходят занятия. Воспитатель поясняет, что эти украшения сделают помещение группы нарядным в дни начавшейся Масленицы, последней недели перед особым, строгим и торжественным временем Великого поста (о том, что за время Великий пост, разговор пойдет на следующем занятии).

Перед началом поста русские люди старались повеселить и порадовать друг друга веселыми играми, гуляниями, вкусными угощениями. На Масленицу традиционно пекли блины, звали гостей и сами ходили в гости.

Мы с вами сегодня позвали в гости наших родителей, бабушек и дедушек, чтобы они помогли нам показать сказочную постановку и чтобы после занятия мы вместе с ними посидели за масленичным столом: угостились вкусными блинами, которые испекли дома мамы и бабушки. Пока родители готовятся, чтобы показать нам сказку, давайте сделаем наши поделки.

Воспитатель раздает детям силуэты петушков, вырезанные из плотного картона. Поделка будет парная, то есть одну работу выполняют двое детей, сидящих за одним столом. Каждой паре предлагается наклеить перышки из ткани на фигурку петушка.

Помимо картонных силуэтов на столах у детей лежат нарезанные небольшими кусочками цветные лоскутки-перышки, отдельно приготовленные красные лоскутки для гребешка, клюва, бородки петушка и черный кружок для глаза.

Клеем ПВА, который педагог аккуратно разлил по небольшим блюдечкам, дети намазывают каждый лепесток (работают с клеем на подкладной клеенке) и приклеивают ткань к силуэту. При наклеивании перышки могут находить друг на друга, поделка не теряет от этого радостного праздничного вида. Главное, чтобы картонное основание петушка в итоге было покрыто пестрым оперением из лоскутков. Готовые петушки размещаются на полочке для детских работ.

После того, как дети убрали все после рукоделия, воспитатель предлагает им послушать и посмотреть сказку о Петушке.

Сказка о горделивом Петушке

Рассказать и показать сказку помогут родители, за время рукодельной части детского занятия распределившие между собою роли и успевшие познакомиться с текстом. (С текста заранее следует сделать ксерокопию в нескольких экземплярах). Сказку можно показывать и из-за ширмы, но лучше, если родители-рассказчики будут сидеть перед детьми за столиком, вокруг которого будет разворачиваться сказочное действие.

Петушок, перчаточная кукла на руке кого-то из родителей кланяется детям и машет крыльями.

1-й рассказчик
Вот какой у нас красивый Петушок, только он пока не может ни петь, ни говорить. Хотите узнать, почему? Посмотрите да послушайте нашу сказку!

2-й рассказчик
Жил в городе Петушок.
В яркие перья разряжен,
Красным гребешком украшен.
И красив был, и речист,
А главное – голосист!
Все его в округе знали,
Все, конечно, уважали,
Да и как не уважать, –
Никому не даст проспать:
Солнышко на небо,
Петя – кукарекать,
Лихо крыльями взмахнет,
Звонку песню запоет.

Это присказка. А сказка?
Сказка будет впереди,
Только слушай, да гляди!

1-й рассказчик
Однажды утром, как раз перед восходом солнца, проснулся наш Петушок и стал ждать, пока первые лучи солнечные на небе вспыхнут. Горлышко прополоскал, клювом перья расчесал, а солнышка все нет. Вот и задумался Петя.

Петушок
А что это я каждый день солнышко встречаю? Ему песни распеваю? Еще не известно, кто главнее: солнышко или я, голосистый Петушок! Если я утром не запою, солнышко и не засветит. Пусть тогда все поймут, что важнее меня никого нет!

2-й рассказчик
Так и решил Петушок. Спрыгнул с изгороди, на которую каждый день поднимался солнышко встречать, и зашагал важно по двору, а со двора в сени, а из сеней в избу.

1-й рассказчик
А в избе в это время бабушка тесто ставила, блины собиралась печь.

Бабушка
Доброе утро, Петя-Петушок! Что-то ты сегодня такой важный, нахохлившийся?

2-й рассказчик
А Петушок, и, правда, важно нос поднял, перья распушил, хотел закукарекать, да вспомнил, что решил не петь – солнышко не звать, не будить. Кукарекать не стал, а тихонько да важно заговорил.

Петушок
Я и есть самый важный в городе!
В яркие перья разряжен,
Красным гребешком украшен.
И красив я, и речист,
А главное – голосист!
Все меня на свете знают,
Все, конечно, уважают.
Да и как не уважать, –
Никому не дам проспать!
Если Петя не споет,
Даже солнце не взойдет!

Бабушка
Ты что же, никак себя за главного на земле считаешь?

Петушок
А что? Главнее меня и нет никого! У меня такой звонкий голос, что без моего пения и солнышко не встает. А вот, если не запою, то людям придется ко мне на поклон идти. Придут, в ноги поклонятся, да скажут: «Пропой, Петенька, а то без солнца пропадем!» Ну, а если понравится мне, как они меня попросят, если зернышек да крошек вкусных мне принесут, – тогда пропою. Пусть и им солнышко немного посветит. А ты, бабушка, видно, блины печь собралась?

Петушок указывает на решето, миску с мукой и масло в глиняном горшочке у бабушки на столе.

Бабушка
Да, решила блины затеять, ребятишек порадовать.

Петушок
А у тебя для блинов и мука, и маслице есть?

Бабушка
Да, вот пусть и ребята посмотрят: я всё, что надо приготовила.

Петушок
А маслице-то у тебя свежее?

Бабушка
Свежее.

Петушок
А душистое?

Бабушка
Душистое.

Петушок
Тогда дай мне твоего маслица попробовать! Слышал я, что от масла горлышко смягчается, голосок еще звонче становится.

Бабушка
А куда же тебе звонче-то?

Петушок
А тогда поймут люди, что голосистее меня и главнее меня никого на свете нет, будут ко мне на поклон ходить, подарки носить... Сколько у меня тогда всего будет...

А сам я всеми командовать начну... И людьми, и всей природой, даже солнышком: захочу петь, – будет оно всходить, – а не захочу, так все в потемках и останутся.

Бабушка
Ах, вот ты чего захотел: чтобы все тебе кланялись, и даже солнышко, чтобы тебе за слугу было?

Петушок
А что? Пусть все мне служат! А солнышку тоже польза будет: не всякий день светить, а только, когда я прикажу.

Бабушка
Ну, раз так, пей маслице!

Петушок пьет из глиняного горшочка, прочищает горлышко, сипит, кашляет, пробует кукарекать. Над сказочным столиком поднимается яркое картонное или матерчатое солнышко.

Петушок
Ой! Что с моим горлышком? Солнышко всходит, а я петь не могу! Солнышко, постой, я еще не кукарекал... Как же ты без меня-то?..

Бабушка
Видно, и без тебя солнышко на небо подняться может.

Петушок
Не может! Не может! Как же так?

Бабушка
Да вот так... Не по нашему хотению, а по Божию повелению солнышко землю-матушку согревает, нас своими лучами освещает, всех нас греет, бережет, замерзать не дает.

1-й рассказчик
Милое солнышко, Божье творение!
Ярко твое золотое горение,
Щедро тепло разливая вокруг,
Всех ты людей обнимаешь, как друг.

Рады тебе и цветы благовонные,
и на деревьях листочки зеленые.
Скоро весна и проснется земля,
Солнышка ждут и леса, и поля.
(Виктор Афанасьев)

2-й рассказчик
А ты, глупенький Петушок, себя над солнышком командиром поставил!
Вот теперь и ходи безголосый, пока Масленица не пройдет. Помолчи да подумай пока: кто главнее – Солнышко или ты...

Взрослые все вместе
Не заносись высоко, – можешь свою песню и вовсе потерять.
А у Бога тот не забыт, кто малым доволен.

После показа сказки можно попросить детей ответить на вопрос:
– Каким был Петушок в сказке: скромным или горделивым?

Пусть дети попробуют пояснить свои ответы и объяснить смысл пословиц, прозвучавших в завершении сказочного повествования.

После этого все приглашаются к праздничному масленичному столу, за которым детям можно предложить отгадывать загадки о разных масленичных угощениях.


Страница 5 - 5 из 9
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру