Подарок к празднику

Программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами художественно-продуктивной деятельности

Занятие 12. Семейное рождественское занятие «Свет Вифлеемской звезды».

Программное содержание
Закрепление знаний о событиях Рождества Христова;
развитие в детях желания радовать близких в праздник любовью, заботой, хорошим поведением;
воспитание культуры совместного проживания праздничного дня;
закрепление стремления самостоятельно (при небольшой помощи взрослых) делать подарки для близких;
воспитание чувства благодарности родителям, воспитателям и Богу за доставленные праздничные радости.

Материал к занятию
1. Икона или репродукция иконы «Рождество Христово».
2. Самодельный вертеп для показа Рождественской истории.
3. Картонные шаблоны восьмиконечной звездочки.
4. Плотный картон для детских поделок.
5. Дырокол.
6. Цветной пластилин.
7. Блестки или бисер для украшения поделки.
8. Нитки мишуры «Дождик».

Ход занятия
Занятие проводится на Святках. Педагог впервые встречается с детьми и их родителями после каникул, поздравляет всех с Рождеством Христовым. Расспрашивает детей о том, как встретили они праздник, как провели первые дни Святок.

Взрослые вместе с детьми рассматривают сделанные дома игрушки и все вместе украшают Рождественскую елочку.

После этого, немного подготовившись, дети вместе с педагогом показывают родителям Рождественскую историю с помощью персонажей вертепа: педагог рассказывает о событиях Рождества Христова, дети действуют с фигурками волхвов, ангелов и пастухов с овечками. Иконка в вертепе красиво подсвечивается электрической гирляндой.

Дети читают выученные дома стихи о зиме и о празднике. Зимние стихотворения найти несложно, мы же приведем примеры нескольких рождественских стихотворений.

Праздник
Мама елку украшает,
Зреют в печке пироги.
Скоро свечки замигают
Под звездою из фольги!

Снег пушинками кружится
У окошка моего.
Будем вместе веселиться:
Елка! Праздник! Рождество!
(Иван Рутенин)

Рождество
Рождество Христово!
На душе светло!
Праздника святого
Солнышко взошло.

Небеса так ясны,
Белый день в ночи:
То Младенцу в ясли
Шлет звезда лучи!

Стало плотью Слово
Ради наших бед:
Рождество Христово –
Вечной жизни свет!
(Виктор Афанасьев)

Если последнее четверостишие покажется Вам трудным для восприятия и понимания, можно опустить его.

Далее следует рукодельная часть праздничного занятия. Педагог предлагает сделать семейную поделку рождественской звездочки, похожей на Вифлеемскую звезду, для своей домашней елки или для святочного подарка кому-то из близких.

Дети уже умеют обводить картонные шаблоны, поэтому начало работы не составит для них труда. Взрослые помогают вырезать звездочки из плотного картона. В одном из лучей звездочки дыроколом пробивается дырка, в которую продевается и завязывается нить от елочного «дождика». Затем дети выбирают пластилин понравившегося им цвета и способом «рисования пластилином» «раскрашивают» лучи своих звездочек. Когда пластилиновая аппликация выполнена, звездочки можно украсить блестками или бисером.

После этого педагог играет с детьми в праздничные игры у рождественской елки.

Родители готовят праздничный стол, угощения для которого сделаны дома вместе с детьми. Перед трапезой взрослые поют тропарь праздника.

Занятие 13. «Блаженно сердце способное миловать» (святые подвижники и животные).

Программное содержание
Воспитание бережного отношения ко всему живому;
формирование первоначальных представлений о святости, любви и доброте, соединяющих человека с Богом и всем миром.

Материал к занятию
1. Цветная картинка с изображением преподобного Серафима Саровского, кормящего медведя.
2. Игрушечные птицы (какие найдутся).
3. Книжка с рассказами о дружбе святых подвижников и животных.
4. Пластилин, стеки, дощечки для лепки.

Ход занятия
Собравшимся на занятие, севшим на свои места и притихшим детям педагог говорит о том, что приготовил для них необычное задание: на доске под покрывалом прикреплена картинка, которую надо будет внимательно рассмотреть и рассказать о том, что на ней изображено.

Педагог снимает покрывало, дети рассматривают картинку, называя все, что видят. На картинке нарисованы дедушка, медведь, домик, лес. Дедушка на картинке кормит медведя. Взрослый затевает беседу, предлагая воспитанникам порассуждать, отвечая на вопросы:
- Какое животное медведь: дикое или домашнее? Почему дикое? Воспитатель не спешит со следующим вопросом, внимательно слушая ответы детей и, давая высказаться всем, кто хочет.
– Может ли обычный человек вот так, без страха кормить медведя?
– Почему люди обычно боятся диких зверей?
– Бывает ли так, что человеку не страшна встреча с дикими зверями? Когда это происходит? Когда человек отправляется в лес не один, а с опытным и сильным попутчиком; когда есть с собою ружье; когда звери находятся на безопасном расстоянии или в клетке; когда зверь дрессированный, ручной; когда зверь знает человека, – хотя и в этих случаях надо помнить об осторожности.
– А боятся ли дикие звери людей? Оказывается, тоже боятся.
– Почему?
– У кого из вас есть дома животные? Боитесь ли вы их? А они вас?
– Случается ли так, что иногда вы живете с домашними животными мирно, а иногда боитесь или сердитесь друг на друга? Отчего это происходит? Животное может испугаться неожиданного, рассерженного, злого поведения хозяина. А человеку неспокойно и страшно, когда рядом животное сердитое, недовольное или разозлившееся.
– Боится ли зверя дедушка на нашей картинке?
– А зверь боится ли дедушку?
– Как вы думаете, почему дедушка и медведь не боятся друг друга?
– Можем ли мы, посмотрев на картинку, сказать что-то о дедушке: какой он? Добрый, ласковый, его доброта даже излучает свет. Сердце дедушки наполнено любовью, которая восстанавливает связь человека с Богом и всем Божиим творением. Ведь первые сотворенные Богом звери и люди в раю не боялись друг друга.
– А можем ли мы вести себя так, чтобы нас не боялись звери и птицы? Давайте попробуем!

Воспитатель показывает детям стайку игрушечных птичек, которых расставляет на полу, как будто они слетелись для того, чтобы ребята могли их покормить. Но кормить птиц надо аккуратно, стараясь не делать резких движений, чтобы не спугнуть. Ведь если птицы испугаются, то улетят.

Конечно, это игра, и покормить птичек надо будет понарошку – воображаемым кормом. Пусть ребята представят, что у них в руках зернышки или крошки, которые они смогут сыпать, крошить птичкам.

После этого дети по очереди аккуратно встают со своих мест, бережно, стараясь не спугнуть, подходят к птичкам, «кормят» их, хвалят друг друга за осторожность, аккуратность.

После того, как все покормили игрушечных птиц, воспитатель убирает птичек с пола, а детям дает домашнее задание в выходные дни, гуляя с родителями, по-настоящему покормить настоящих птиц семенами, крупой или крошками – так, чтобы птички не испугались.

Следующую – практическую часть занятия – взрослый начинает с рассказа о том, что дедушка на картинке – это преподобный Серафим Саровский, святой и совершенной любовью любивший Бога, людей и всё вокруг. Дикий зверь чувствовал эту любовь и отвечал незлобием, кротостью.

В общении со святыми проявляли кротость разные животные: и медведи (как на нашей картинке), и волки, и львы, и крокодилы (они даже перевозили святых, живших в египетской пустыни через широкую реку Нил). Можно показать детям иллюстрации из книжки с рассказами об общении святых подвижников и животных.

После этого детям предлагается слепить любого зверя или птицу. Сам же взрослый будет лепить старца-подвижника (это не какой-то конкретный святой, но собирательный образ). Животных дети лепят наиболее простым способом лепки – конструктивным: из куска пластилина, разделенного на части.

После того, как поделки готовы, можно поиграть во встречу подвижника с пластилиновыми животными: пусть старец и звери «поговорят» друг с другом; крокодил «перевезет» подвижника через воображаемую реку; старец «покормит» зверей хлебом и пластилиновой травкой; «расскажет» о том, что и животным не подобает быть сердитыми и злыми.

Занятия 14-15. Книжная тема.

Программное содержание
Содействовать развитию у детей интереса к книге и книжной культуре;
познакомить с тем, как делается книга, кто участвует в ее создании;
развивать мышление и речь детей, посредством методики книжного макетирования;
формировать у детей способность ориентироваться на листе бумаги (организовывать пространство книжного разворота), иллюстрировать и оформлять с помощью взрослого книжный разворот в соответствии с содержанием конкретного отрывка текста;
содействовать развитию нравственных чувств детей;
воспитывать чувство радости от участия в общей работе.

Материал к занятию
1. Набранные на компьютере и распечатанные на отдельных листах тексты для будущей самодельной книги.
2. Чертежная бумага формата А3.
3. Простые карандаши.
4. Цветные карандаши.
5. Акварель или гуашь (если Вы решите использовать краски в оформлении книги).
6. Кисточки.
7. Баночки с водой.
8. Цветная бумага.
9. Белая бумага для «заплаток».
10. Ножницы.
11. Клей-карандаш.

Ход занятия
Занятие начинается с вопроса взрослого, любят ли дети книжки, любят ли рассматривать их, слушать чтение? Воспитатель подводит детей к мысли о том, что умение и возможность читать хорошие и серьезные книги помогают человеку научиться очень многому, узнать много полезного и важного.

Дети вместе с воспитателем рассматривают несколько книг и называют элементы, из которых любая книга состоит: обложка, страницы, переплет. Воспитанники определяют функциональное назначение книжной обложки, поясняют, благодаря чему это назначение выполняется (плотный картон защищает книгу от повреждений; надписи и картинка на обложке помогают узнать: о чем книжка, кто ее написал, когда и где она издана); книжный переплет помогает книжке оставаться целой, не разлетаться на отдельные странички.

Внутри книжка тоже имеет определенный порядок устроения:
 в начале и в конце книги написаны имя и фамилия автора, название, обозначен жанр книги (сказка, рассказ (рассказы), стихи и т.п.);
 отдельные части книги предваряются заголовками, написанными крупным шрифтом;
 на страницах помимо текста находятся иллюстрации, по содержанию соответствующие тексту;
 в начале и в конце рассказа, сказки могут помещаться особые иллюстрации: заставки и концовки, предваряющие или завершающие повествование;
 иногда страницы книги украшены орнаментом, бывает, что орнамент располагается на странице или развороте книги в виде красивой рамки;
 страницы книги пронумерованы;
 в конце книги находится оглавление, в котором перечислены все части книги (отдельные стихи, рассказы, сказки) и обозначено, на каких страницах книги можно найти эти тексты.

В процессе беседы можно поговорить с детьми и о том, кто участвует в создании книги. С помощью Ваших наводящих вопросов дети назовут писателя и художника. Помогите своим воспитанникам догадаться, какую работу в создании книги выполняют редактор, наборщик, переплетчик.

Предложите воспитанникам «создать свое маленькое издательство» и попробовать самим сделать книжку.

Текст для самодельной книжки лучше не придумывать, а выбрать небольшое авторское произведение, которое в настоящий момент было бы полезно прочитать и осмыслить с вашими питомцами. Это может быть рассказ, сказка, стихи (по Вашему выбору). Прочитать и обсудить текст с детьми можно заранее, а можно – прямо на занятии.

Важно, чтобы текст легко делился на смысловые фрагменты, потому что каждому из ваших воспитанников нужно будет оформить книжный разворот в соответствии со своим отрывком текста.

Заранее наберите текст на компьютере (можно попросить сделать это кого-то из родителей), чтобы перед занятием разделить и разрезать текст на отрывки по количеству воспитанников. Не используйте для самодельной книжки текст, вырезанной из настоящей книги (пусть даже ветхой, старой или ненужной)! Дети должны видеть, что взрослые относятся к книгам бережно.

Для Вашей первой книжки предлагаем стихи о зимних птицах, продолжающие тему милосердия, развитую в нескольких предыдущих занятиях. Продумайте, какие иллюстрации по силам сделать Вашим воспитанникам к приведенным ниже стихотворениям. Скорее всего, создание выразительных образов знакомых детям птиц (синичек, снегирей, воробышков), собравшихся у кормушки перед окном, окажется посильным для Ваших воспитанников, даже при наличие разного уровня способностей и навыков изобразительной деятельности.

Конечно Вам заранее придется продумать и показать детям разные приемы рисования, способствующие созданию выразительных образов в выбранной Вами книжной теме. Например: рисование акварелью по мокрому фону, использование приема примакивания при рисовании оперения птиц и т.п.

Решите, чем будут выполняться иллюстрации: карандашами или красками. Обратите внимание на то, что в процессе работы над книгой каждый ребенок оформляет не страницу, а целый книжный разворот. Для каждого воспитанника понадобится, таким образом, сложенный пополам лист чертежной бумаги (лучше большого формата – А3). Оформление разворота не будет ограничивать пространство для рисунка, но потребует Вашей помощи в создании композиции и доведении работы до конца. Это, конечно, непросто, но очень интересно.

Вместе с каждым из воспитанников еще раз прочитайте его фрагмент текста, поговорите, как можно расположить текст на развороте, что нарисовать. Помогите детям наметить простым карандашом контуры будущего рисунка на книжном развороте. Продумайте, будут ли листы затонированы или останутся белыми. Пусть дети приступают к раскрашиванию своих иллюстраций. Можно использовать комбинированную технику, сочетая рисование с аппликацией из цветной бумаги.

В качестве вспомогательного материала можно использовать картинки и книжные иллюстрации с изображением зимних птиц. Пусть дети внимательно их рассматривают, стараясь изобразить своих птичек, похожими на настоящих.

Не надо бояться ошибок: если какая-то часть иллюстрации получилась неудачно, можно заклеить ее заплаткой из белой бумаги и восстановить рисунок. Важно только, чтобы иллюстрация максимально соответствовала содержанию текста на данном развороте. Сам текст наклеивается на страницу клеем-карандашом, когда иллюстративная работа уже закончена.

Работа рассчитана не на одно занятие, поэтому процесс изготовления книжки можно разделить на две или три части. Старайтесь, чтобы детям было интересно, чтобы они не уставали и не спешили небрежно и впопыхах закончить работу. Если дело оказалось трудным, и дети все-таки устали, можно сделать перерыв в изготовлении книжки и вернуться к этой работе через несколько занятий, когда усталость забудется, а интерес восстановится.

Когда оформление книжных разворотов будет закончено, распределим их в нужном порядке и соберем в целую книжку. С оборотной стороны склеим смежные развороты стык в стык бумажными полосами. У нас получится книжка-раскладушка, которую можно развернуть, закрепить на стенде, чтобы показать родителям и рассматривать самим.

Обложку для книги можно делать, комбинируя специально сделанные рисунки воспитанников, вырезая и размещая на обложке надписи, различные детали оформления, изображения персонажей. Для прочности внешнюю сторону обложки следует наклеить на папку из плотного картона.

Придумайте с детьми и напишите на обложке название вашей книги, город и место издания. Может быть, вы с детьми решите дать название и вашему издательству, его тоже можно указать на обложке или в конце книги. На последнем дополнительном развороте не забудьте указать имена всех, кто участвовал в работе над созданием первой самодельной книжки из библиотечки вашей группы.

Стихи для самодельной книжки

То стремительная синичка,
То взъерошенный воробей
Прилетают с утра привычно
К заоконной кормушке моей.

День недолог, – смеркается рано.
А зима-то уж как холодна!
Слышу – клювы в оконную раму
Долбят, – мол, не хватило зерна...

Всюду снег, – не добыть ни крупицы:
Мерзнет бедная малая плоть!..
Через наши кормушки вас, птицы,
В зимний день напитает Господь!
(Виктор Афанасьев)

Прыг да скок за окошком синица,
Стук да стук потихоньку в окно.
Словно знает она, что хранится
У меня в старой банке пшено!

Горсть зерна по карнизу развею,
Пред иконой поставлю свечу,
И молитвою к Богу своею
Сам, как птица, в окно постучу!
(Евгений Санин)

Разговор
Отрок:
Отчего ты, птичка-крошка,
Не садишься, как бывало,
На кормушку у окошка,
Где зерна не меньше стало?
Чуть заслышав на рассвете
Клюв твой, звонкий молоточек,
Я спешил тебя приветить,
Быстрокрылый мой дружочек!

Птичка:
Да, ты утром спишь так сладко,
Трудно в школу добудиться, –
И уж некому лампадку
Зажигать, Христу молиться.
Одеяло и подушку
Не прибрав на смятом ложе,
Сыплешь ты зерно в кормушку,
Но его не крестишь тоже!
(Виктор Афанасьев)

Для того, чтобы содержание стихотворений было понято детьми, стихи перед началом работы над книгой нужно обсудить, задавая воспитанникам вопросы и обобщая их ответы.

Можно использовать и другие стихотворения на тему зимней помощи птицам, приведенные нами в описании занятия «Зимняя птица – розовый снегирь».

Занятие 16. Что такое иконы? Делаем оклад для иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали».

Программное содержание
Дать детям первоначальные представления о том, что такое икона;
познакомить детей с православной традицией почитания икон;
учить узнавать на иконах Спасителя и Богородицу;
воспитывать трепетное и благоговейное отношение ко Христу и Богородице;
познакомить с различными типами икон Божией Матери;
кратко рассказать об иконе «Утоли моя печали» (празднование этой иконы приходится на один из ближайших к занятию дней – 7 февраля по гражданскому календарю).

Материал к занятию
1. Несколько разных икон (или репродукций икон) Богородицы.
2. Репродукция иконы «Утоли моя печали», для которой будет делаться рамка-оклад.
3. Плотный картон для полос рамки.
4. Пластилин.
5. Декоративные цветные стеклышки для украшения рамки-оклада.

Ход занятия
Начать занятие можно с вопроса детям, помнят ли они, какие иллюстрации рассматривали все вместе на предыдущих занятиях по разным темам, для того, чтобы лучше представить себе события и предметы, о которых шла речь.

Дети вспоминают, что рассматривали большие картинки в книгах, учебные иллюстрации (например, с изображением птиц), репродукции. Если воспитанники сами не вспомнят об иконах, воспитатель может напомнить о том, что дети рассматривали и иконы, на которых был изображен Сам Господь Бог (иконы Господа Вседержителя, Рождества Христова), Божия Мать (Икона Рождества Христова), Ангелы, святые (преподобный Серафим Саровский).

Можно задать детям вопрос, чем изображение на иконах отличается от изображения на книжных иллюстрациях, картинках и картинах.

Обобщая ответы детей, воспитатель рассказывает о том, что иконой или образом называют изображения Бога, Божией Матери, Ангелов и святых. Изображения эти освящаются святой водой, отчего иконе сообщается Божия благодать, и икона почитается как святыня, требующая особого благоговейного, почтительного отношения.

Икона чем-то похожа на священную книгу. Только в священной книге мы читаем святые слова, а на иконе видим святые лица-лики, которые, как и святое слово, поднимают наш ум к Богу, Его святым и помогают нам любить Бога – Творца и Спасителя мира – всем нашим сердцем.

Иконы можно видеть в домах, где живут православные люди, в храмах. Перед иконами молятся, обращаясь умом и сердцем к Богу, Богоматери и святым, на иконе изображенным.

Богородице и святым молятся не как Самому Богу, а как тем, кто особенно близок к Богу, угодил Ему своей доброй и святой жизнью. По любви своей святые просят Бога о помощи нам.

Как каждому сыну или дочке из всех людей ближе всего – мама, так и Пресвятая Богородица – Мама Иисуса Христа – ближе всех к Нему. Богородица просит перед Своим Сыном за всех людей на свете.

Если кто-то из нас или наших близких заболел, чем-то опечален, столкнулся с трудностями, то можно от всего сердца обратиться к Богородице с молитвой – просьбой о помощи. Она обязательно поможет, и Господь Иисус Христос по молитве Богородицы о нас не оставит людей в печали, затруднении.

Существует много различных типов изображения Пресвятой Богородицы на иконах. Можно показать детям одну-две разные иконы Богородицы. Рассмотреть с ними, как нежно Мама-Богородица прижимает к Себе Спасителя, какими ласковыми и печальными глазами смотрит на Него.

А, может быть, не отвлекая воспитанников, сразу показать им икону «Утоли моя  печали», объяснив, что в названии этого типа иконописного изображения Богоматери выразилась вера людей в любовь Богородицы и Спасителя, слышащих наши просьбы о помощи в печали, беде и затруднении.

Рассказать детям о том, что наше благоговейное отношение к Богу и Богородице выражается в вере в Их милосердие и попечение о нас, нашей любви к Ним и постоянной памяти о Боге, Богородице.

Почитание икон – тоже выражение нашей любви к Богу, Богородице и святым. Православные люди и в старину, и сегодня, почитая и благодаря Бога за милосердную помощь, украшали и украшают иконы красивыми окладами, рамками, цветами.

В практической части занятия воспитатель предлагает детям сделать красивую рамку-оклад для репродукции иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали».

Воспитатель заранее измеряет стороны репродукции иконы и заготавливает для рамки картонные полосы шириной около 3-х сантиметров. Полосы делятся на отрезки по числу детей в группе, чтобы потом, когда оформление каждым ребенком своей части рамки будет закончено, можно было собрать из частей общую раму.

На полосах дети выполняют аппликацию из пластилина, сначала нанося толстый слой коричневого пластилина для фона, затем украшая его узором из зеленых пластилиновых листьев продолговатой формы и красных пластилиновых ягод. Рисунок орнамента на полосе каждого ребенка должен быть одинаковым, чтобы в итоге могла получиться единая, цельная рамка. После того, как орнамент будет выполнен, пластилиновые фрагменты рамки украшаются, цветными декоративными стеклышками, предназначенными для украшения дна аквариумов, или блестящими бусинами, бисером, блестками.

Закрепить собранные элементы рамки можно, наклеив их на плотный лист картона. Получится своеобразное паспарту, в которое воспитатель помещает репродукцию иконы, слегка подсунув ее края под полоски рамки или слегка приклеив ее к картонной основе клеем-карандашом (или резиновым клеем, чтобы бумажная репродукция не собиралась в складки и не коробилась).

Репродукцию в рамке можно закрепить на стене или поместить на особой полочке в рукодельном уголке группы.


Страница 4 - 4 из 9
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру