Подарок к празднику

Программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами художественно-продуктивной деятельности

Занятие 24. «В воскресенье Вербное...» Вербная композиция.

Программное содержание
Поддерживать в детях радостное ожидание праздника Пасхи;
воспитывать любовь и благоговейное отношение к Богу;
познакомить воспитанников с событиями Входа Господня в Иерусалим;
рассказать об особенностях празднования и традиции встречать Вербное воскресенье в храме с веточками вербы в руках.

Материал к занятию
1. Икона праздника Входа Господня в Иерусалим.
2. Букетик вербы в вазе.
3. Плоские картонные яички, размером с половинку альбомного листа.
4. Гуашь.
5. Баночки с водой.
6. Кисточки.
7. Комочки ваты.
8. Золотистая фольга.
9. Маленькие бантики из цветных ленточек.
10. Вариативные образцы поделок.

Ход занятия
Начать занятие можно с перемещения фигурок мальчика и девочки на мостике – календаре Великого Поста, сделанном несколько занятий назад. Пусть дети сами отметят, что до праздника Пасхи осталось совсем немного времени.

Воспитатель рассказывает детям, что в воскресенье – за неделю до Пасхи, отмечается праздник Входа Господня в Иерусалим.

В этот день вспоминаются события прихода Господа Иисуса Христа в город Иерусалим за несколько дней до Своей Крестной смерти и Воскресения из мертвых. Спаситель знал, что в Иерусалиме будет предан одним из своих учеников и казнён – распят на кресте злыми людьми, не верившими, что Он – Бог.

В небольшом селении у городских ворот Иерусалима Спаситель попросил своих учеников найти и привести молодого ослика. Ученики привели к Нему ослицу и молодого осла, положили на них свои одежды, и Спаситель сел верхом на ослёнка. Множество же людей, встречавшихся им на пути, постилали свои одежды на дорогу. А некоторые – срезали ветви с деревьев и тоже постилали их перед осликом, который вёз Спасителя. Народ приветствовал Христа радостными криками.

Рассмотрите с детьми икону праздника, потом продолжите рассказ.

Даже чужестранцы были в толпе, приветствовавшей Христа и, когда ученики сказали об этом Спасителю, Он ответил ученикам таинственными словами:
– Пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.
Спасителю было открыто будущее. Он один в ликующем Иерусалиме знал, что вслед за этим днем начнется неделя Его страданий.

Одеждою и пальмами
Украшена дорога.
Какое ликование!
Какая благодать!
Торжественно со славою
Встречают люди Бога,
Чтобы потом Его...
Распятию предать!
(Евгений Санин)

События эти вспоминаются каждый год в день Входа Господня в Иерусалим. В России этот праздник называют еще Вербным Воскресеньем.

Спросите у своих воспитанников, может быть, кто-то из них сможет объяснить смысл названия праздника.

Обобщая детские ответы, скажите, что в Иерусалиме люди встречали Спасителя с зелеными ветвями финиковых пальм в руках. У нас в России пальмы не растут, да и листья на деревьях к этому времени еще не успевают распуститься. Только на вербе раскрываются почки, и ветки вербы как будто покрываются пушистыми шариками.

В этот день люди приходят в храм с букетиками вербы и стоят на службе с веточками и зажженными свечами в руках. Священник окропляет веточки святой водой, и после службы люди уносят их домой, чтобы поставить у икон.

У русского поэта Александра Блока есть детское стихотворение, которое так и называется «Вербочки».

Вербочки
Мальчики и девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня.
В воскресенье вербное
Завтра встану первым я
Для святого дня.
(Александр Блок)

Обсуждая стихотворение с детьми, обратите их внимание, как точно поэт сумел почувствовать и передать ту радость «святого дня», ради которой хочется даже встать в праздничное утро раньше всех.

В практической части занятия дети рассматривают веточки вербы и рисуют вербный букетик на плоском картонном яичке. Можно комбинировать рисование с аппликацией: шарики вербы можно и нарисовать, и скатать из ваты. Ватные комочки приклеиваются к нарисованной веточке капелькой клея ПВА. В верхней части яичка можно приклеить золотое солнышко из фольги, а нарисованный вербный букетик как будто перевязать цветной ленточкой, наклеив поверх веточек небольшой бантик. Вариативные образцы воспитатель показывает детям перед началом работы и предлагает смотреть на них, делая поделки.

Дети уже знают, что эту работу смогут подарить близким в день Вербного Воскресения или на Пасху.

Занятие 25. Готовимся к Пасхе. Роспись пасхальных яиц.

Программное содержание
Формировать у детей первоначальные представления о событиях Страстной седмицы и Воскресения Христова;
воспитывать любовь и благоговейное отношение к Господу;
поддерживать в детях сопереживание страдающему за грехи людей Христу;
учить заботиться о родных и друзьях, готовя для них праздничные подарки.

Материал к занятию
1. Календарь «Мост Великого поста».
2. Изображение Распятия.
3. Икона Воскресения Христова («Сошествие во ад»).
4. Аудиозапись песнопений Страстной седмицы и Пасхи.
5. Деревянные и картонные яички.
6. Гуашь.
7. Кисточки.
8. Баночки с водой.
9. Клеенка.
10. Матерчатые салфетки.

Ход занятия
В начале занятия дети собираются у Великопостного календаря. Фигурки мальчика и девочки переставляются на самую последнюю дощечку мостика. Пасхальный берег теперь уже совсем близко.

– Вот и дошли мы с вами, ребята, почти до самого конца нашего моста. Совсем близко праздник Пасхи, осталась всего одна неделя. Эта последняя неделя перед Пасхой носит название «Страстная», потому что именно в эти дни вспоминаются страсти – страдания Спасителя: то, как Он был предан и казнен жестокой казнью – распят на Кресте.

Воспитатель рассказывает детям о Распятии Христа.

– Среди учеников Христа был жадный и нечестный человек по имени Иуда, он за деньги предал своего Учителя жестоким правителям, которые решили убить Сына Божия. Христа взяли под стражу. Воины-стражники унижали Господа, били Его, а потом Спасителя повели к горе Голгофе, где казнили разбойников очень жестокой казнью, распиная их на кресте. Израненного Христа заставили нести Крест, на котором Его должны были распять. Спасителю было очень тяжело, Он шел на Голгофу, сгибаясь под тяжестью Креста.

Безжалостные мучители распяли Господа на Кресте. Рядом со Христом распяли двух разбойников. Один из разбойников в невыносимой боли и отчаянии стал говорить Спасителю злые слова. Другой, более благоразумный разбойник, страдая так же тяжело, пытался остановить злую речь: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на распятие? Но мы осуждены справедливо и достойное по делам нашим приняли, а Он ничего плохого не сделал!» Обращаясь же ко Христу благоразумный разбойник проговорил: «Вспомни меня, Господи, когда придешь в Твое Небесное Царство!»

И сказал Спаситель уверовавшему в Него разбойнику: «Истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю».

Конечно, рассказ этот, основанный на тексте Евангелия, достаточно сложен для восприятия. Но без него теряет свой смысл повествование о Воскресении Христовом. В упрощенном виде праздник Пасхи может превратиться только в рассматривание крашеных яичек. Для нас же важно помочь детям через сопереживание Господу оказаться причастными страданиям Христа и чуду Его Воскресения из мертвых.

Рассказывая о страданиях Христа, покажите детям Распятие, предложите рассмотреть свои нательные крестики с изображением страдающего на Кресте и любящего всех нас Господа.

Вспоминая события, связанные со страданиями Христа, мы понимаем, что они касаются и нас, тех, кто живет на земле спустя две тысячи лет. Ведь наши поступки бывают похожи на предательство Иуды, на жестокость и бессердечие воинов. И редко-редко мы оказываемся подобными благоразумному разбойнику.

Если Вы сможете сделать необходимые пояснения, можно обсудить с воспитанниками приведенные ниже стихотворения.

Голгофа и мы
Голгофа не кончилась.
Она и сейчас
У каждого спрашивает из нас –
Кто мы: Иуда, Пилат или воины,
Которые Бога казнить «удостоены»?
Но, может, не этот, не тот и не те, –
Но разбойник,
Покаявшийся на кресте?..
(Евгений Санин)

Над Голгофой – Лобным местом
Тьма, съедая свет, ползла.
Но, взойдя на страшный Крест, Он
Победил всю силу зла!
Мукой той бесчеловечной,
Кровью, что текла из ран,
Спас Он всех от смерти вечной –
Православных христиан!
(Евгений Санин)

Христос умер на Кресте, но воскрес – вновь стал живым. Господь воскрес Сам и даровал возможность вечной жизни всем, кто будет верить в Него.

Рассмотрите с детьми икону «Сошествия воскресшего Христа во ад», поясняя, что воскресший Господь вывел из ада всех умерших добрых и праведных людей.

Постарайтесь своим рассказом помочь детям обрести веру в Воскресение Христово и в то, что люди, верующие в милосердие Божие, Его любовь вместе с благоразумным разбойником, праведниками и святыми после конца земной жизни будут с Господом в раю.

Предложите детям послушать небольшие фрагменты аудиозаписей песнопений Страстной седмицы, обсудите печальный, скорбный характер этих мелодий. После этого предложите послушать аудиозапись пасхального тропаря или других песнопений Пасхи: дети, несомненно, почувствуют пришедшие на смену печали – ликование и радость Воскресения Христова.

Закончить занятие можно изготовлением пасхальных подарков: расписыванием деревянных яичек, выполнением аппликаций из пластилина на картонных яичках; оформлением пасхальных открыток.

Занятие 26. Христос воскрес! Христос воскрес! Семейный Пасхальный праздник.

Программное содержание
Поддерживать в детях пасхальную радость и желание делиться ею со всеми;
закреплять навыки содержательного праздничного общения с ровесниками и взрослыми.

Материал для занятия
1. Большая, празднично украшенная икона (или репродукция иконы) Воскресения Христова.
2. Великопостный календарь, мальчик и девочка на котором «дошли» до Пасхального берега.
3. Выставка пасхальных открыток.
4. Деревянный желоб или горка для катания яиц.
5. Призы: маленькие подарки, конфеты, яички.
6. Картонные конверты в форме яиц с вложенными подарочками для игры «Где спрятано яичко?»
7. Празднично сервированные столы с пасхальным угощением.
Стихи к праздничному занятию дети учат заранее.

Ход занятия
Наступил самый большой и радостный, самый главный христианский праздник.
– Вы все сможете сказать, как он называется?
– Пасха Господня! Воскресение Христово!
– А сможете ли ответить, что празднуем и вспоминаем мы в этот день?
– Воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа.
– С каким состоянием души надо стараться проводить пасхальные праздничные дни?
– Празднуя Воскресение Христово, мы должны стараться не грешить: не злиться, не ссориться, не обманывать, не капризничать, не требовать себе лучшего, но любить друг друга, делать добро, стараться поделиться пасхальной радостью. И верить в то, что и мы воскреснем вместе со Христом.

Кто-то из детей читает праздничное стихотворение.

Радость от земли и до небес:
Он – воскрес!
Воистину воскрес!
Он воскрес... И это Воскресение
Дарует нам вечное спасение!
(Евгений Санин)

– А знаете ли вы, дети, что вся неделя (по-славянски – седмица, ведь в неделе семь дней), следующая за Пасхой, имеет свое особое название? Называется она Светлой. И не похожа эта неделя ни на какую другую неделю в году. Вся природа радуется и ликует. Какая бы ни стояла погода в эти дни на дворе: и тепло, и солнце, и даже дождик славят Воскресшего Спасителя.

Кто-то из детей читает стихотворение.

Поселились птицы в гнездах,
Снег растаял, как свеча!
Пахнет сладким духом воздух
Золотого кулича!

Дождик солнечный закапал
В этот день святых чудес.
И, меня целуя, папа
Говорит: «Христос воскрес!»
(Иван Рутенин)

В храмах на Светлой седмице каждый день после торжественной службы совершается крестный ход – с иконой Воскресения Христова. На Светлой седмице даже здороваются православные люди по-особому, говоря: «Христос Воскресе!» и отвечая: «Воистину Воскресе!» В каждом доме и угощение пасхальное приготовлено: яркие, крашеные яички, ароматные куличи, сладкие творожные пасхи.

На Светлой
Прилетели птицы,
Радостно блистая:
Светлая седмица,
Праздничная стая!

Прилетели прямо
Со двора Господня
Проводить из храма
Крестный ход сегодня.

А у нас куличик –
Золотая корка!
Крашеных яичек
На подносе горка!

Молоко в крынке!
Пир – как в сказке!
В доме ни пылинки, –
Убирались к Пасхе.

Хорошо нам вместе!
И обед наш весел:
– Христос Воскресе!
– Воистину Воскресе!
(Виктор Афанасьев)

Всю Светлую неделю всякий, кто пожелает, может подняться на церковную колокольню позвонить в колокола. Повсюду раздается радостный колокольный звон.

Колокольня
Колокольня – это башня,
Где звонят колокола,
Нас зовя от дел домашних
На священные дела!

Звонарь
Звони, звонарь!
Еще ударь!
Пусть туча удивляется,
Как без грозы и без дождя
Гром звонкий получается?..
(Евгений Санин)

Спешат православные люди поздравить друг друга со светлым и радостным Пасхальным праздником. Близких можно навестить или позвать в гости, а тем, кто живет далеко можно позвонить по телефону или отправить им пасхальную открытку. Как радостно получить такое поздравление!

Вот скрипнула калитка,
А вот и трель звонка...
Пасхальная открытка
Пришла издалека:

Она из дальней веси
Несла пасхальный свет
И слов «Христос Вокресе!»
Ликующий привет.

Она добром лучится,
Как солнцем храма крест, –
Ее как будто птицы
Несли из дальних мест.

Они спешили с вестью,
Важней которой нет:
Для нас «Христос Воскресе!» –
Небесной жизни свет.
(Виктор Афанасьев)

Давайте рассмотрим нашу выставку пасхальных открыток. Есть на ней открытки старые, есть и современные. Посмотрите, какие они разные! Изображен на многих пасхальных открытках Воскресший Спаситель. А вот – весенние пейзажи, яркие яички, куличи, веселые цыплята, нарядные ребятишки, играющие в пасхальные игры.

После осмотра выставки открыток взрослые играют с детьми в пасхальные игры.
– Даже игры на Светлой седмице особые!

«Катание яиц»
Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц. Для этого специально делали или подыскивали деревянный или картонный каток – горку с бортиками. Устанавливали каток, раскладывая перед ним крашеные яички, конфеты, маленькие подарки-сувениры. Играющие по очереди подходят к катку и прокатывают по нему свои яички. Если яйцо, скатываясь с горки, касается лежащего яичка, конфеты или сувенира, участник игры забирает его в подарок.

«Чье яйцо будет дольше крутиться»
По команде дети одновременно раскручивают свои крашеные яички. Чье яйцо дольше крутится, тот и победитель, он получает маленький приз.

«Пасхальное гнездышко»
Это игра-эстафета, в которой участвуют две команды. Дети каждой команды переносят в деревянной ложке деревянные пасхальные яички, каждая команда – в свое пасхальное гнездышко. Выигрывает та команда, которая справится с заданием быстрее и аккуратнее.

«Где спрятано яичко?»
Внимательно оглядывая комнату, где проходят занятия, дети по очереди отыскивают заранее спрятанные взрослыми склеенные в форме яичек бумажные или картонные конверты с маленькими сюрпризами: переводными картинками, открыточками, хорошенькими наклейками и т.п.

После игр взрослые и дети садятся за общую праздничную трапезу. Если кто-то из ребят болеет и сегодня не пришел на занятия, воспитатель предлагает детям оставить и передать им угощения. А еще –передать тем, кто болеет, поделки, которые готовили перед праздником. Пусть все радуются в эти дни: «Христос воскрес!»


Страница 7 - 7 из 9
Начало | Пред. | 5 6 7 8 9 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру