Подарок к празднику

Программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами художественно-продуктивной деятельности

Занятие 9. Скоро праздник Рождества Христова. Начинаем делать вертепный театр.

Программное содержание
Знакомство детей с повествованием о Рождестве Христовом;
воспитание любви и благоговейного отношения к Богу;
содействие формированию чувства радостного ожидания православных праздников;
воспитание желания потрудиться для того, чтобы на праздник порадовать близких;
знакомство с традиционным видом рождественского театра – вертепом.

Материал к занятию
1. Икона (репродукция иконы) праздника Рождества Христова.
2. Иллюстрированные детские книжки с рассказом о Рождестве Христовом.
3. Картонная коробка средних размеров.
4. Цветная бумага.
5. Клеенка на стол.
6. Матерчатые салфетки.
7. Клей ПВА.
8. Блюдца и кисточки для клея.

Ход занятия
В начале занятия воспитатель беседует с детьми о наступившей зиме, зимних изменениях в природе и жизни людей, задает детям вопрос о знакомых им зимних праздниках.

Когда малыши вспомнят о Новогоднем празднике, узнать, понимают ли они его смысл: проводы старого и встреча наступающего нового года.

Рассказать детям о том, что в нашем календаре годы отсчитываются от важного и замечательного момента в истории – Рождения в образе человека Господа Бога, сотворившего весь мир.

Можно уточнить, знают ли дети, какой год от Рождества Христова вот-вот наступит? Столько лет назад и родился Господь Иисус Христос.

После этого воспитатель рассказывает о событиях, связанных с Рождеством Христовым.
– Две с небольшим тысячи лет назад в далекой стране Палестине, в городе Вифлееме, произошло удивительное чудо – родился необыкновенный Младенец. Исполнились предсказания пророков: в мир пришел Сам Бог. Пришел для того, чтобы спасти людей от зла, греха и смерти.

Сегодня я расскажу вам о Рождестве Христовом? Вот как это было.
Римский правитель – император Август – захотел узнать, сколько у него подданных и повелел произвести перепись народа. Каждый человек должен был записаться в городе, откуда он был родом.

Жили в то время в Палестине Пречистая Дева Мария и святой старец Иосиф. Городом их предков был Вифлеем, куда они и отправились. Дорога была долгой и трудной. Путники очень устали: Иосифу было уже много лет; а у Марии скоро должен был родиться ребенок.

На перепись в Вифлеем пришло столько людей, что все гостиницы и постоялые дворы были заполнены народом, и Иосиф с Марией не могли найти дом, где бы их приютили. Уже ночью на окраине города они увидели пещеру: там во время непогоды укрывались пастухи и их скот. Обрадованные путники вошли в пещеру. Там и родился у Пресвятой Девы Божественный Младенец – Господь наш Иисус Христос. Счастливая Мать запеленала Своего Сына в белые пелены и, целуя Его, говорила: «Чадо моё пресладкое, как могу держать в объятиях своих Того, который сотворил весь мир?» Мария положила Божественного Младенца в ясли – кормушку для скота – и поклонилась Ему. А холодная пещера стала, как небо: она наполнилась светлыми Ангелами, которые пели радостные хвалебные песни своему Творцу и Господу.

По ходу рассказа можно показывать детям иллюстрации из имеющихся книг.

Та ночь была тихая и ясная. А на небе среди обычных звезд сияла совсем новая, по-особому яркая звезда. Об этой звезде некоторое время назад узнали мудрецы из далеких стран на востоке. Им открылась тайна, что звезда эта взошла на небо не случайно, но явилась как знак, указывающий на рождение в образе человеческого младенца Самого Господа Бога – Царя вселенной. И мудрецы-волхвы решили пойти в страну, где родился этот Младенец, чтобы поклониться Ему. Чудесная звезда светила и днем, и ночью, двигаясь по небу и ведя мудрецов за собой. Будто бы светлый Ангел под видом звезды указывал путь волхвам.…

Никто в Вифлееме не знал о Рождестве Христовом, все спали. Только пастухи сторожили свое стадо в поле, недалеко от пещеры, где родился Иисус Христос. Вдруг предстал пастухам Ангел. Пастухи испугались этого явления. Но Ангел сказал им: «Не бойтесь, а радуйтесь, потому что родился сегодня Спаситель мира. Вы сами можете пойти и увидеть Его, завернутого в пелены и положенного в кормушку для скота». И множество Ангелов вдруг явилось с неба и прославило Бога, воспевая: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках – благоволение!» Пастухи поверили Ангелу, что родившийся Младенец – действительно Господь Бог. И поспешили к пещере, чтобы поклониться Ему...

Изображение событий, о которых мы с вами говорили сегодня, можно увидеть на иконе Рождества Христова. Давайте рассмотрим икону и постараемся найти на ней:
 Вифлеемскую звезду,
 мудрецов-волхвов, спешащих в Вифлеем,
 пещеру с Марией, Иосифом и новорожденным Христом,
 Ангелов,
 пастухов со стадом, пришедших поклониться Спасителю.
Педагог вместе с детьми рассматривает икону праздника, комментируя всё изображенное на ней.

А знаете ли вы ребята, что в старину рождественскую историю не просто вспоминали и рассказывали накануне праздника Рождества Христова и в праздничные дни. Рождественскую историю еще и показывали в особом кукольном театре, который назывался «вертеп». В большой коробке вертепа, как в пещере, помещались фигурки персонажей Рождественской истории: Ангелы, пастухи с их овечками, волхвы-мудрецы. Фигурки Марии, Иосифа и Младенца Христа иногда тоже аккуратно изготовлялись и помещались в вертепе, а иногда в углубление пещеры внутри коробки ставилась подходящая по размеру икона праздника.

Давайте мы с вами попробуем сделать к празднику Рождества Христова свой маленький вертеп, чтобы с его помощью рассказать о событиях праздника нашим родителям.

Возьмем картонную коробку: воспитатель показывает детям коробку. Поставим так, чтобы открытая сторона была повернута к зрителям. Внутри коробки мы поставим небольшую икону праздника Рождества Христова, а перед иконой разместятся пришедшие поклониться Божественному Младенцу пастухи с овечками и мудрецы волхвы. В небе над пещерой будет сиять Вифлеемская звезда из фольги. А к верхнему краю коробки мы прикрепим бумажные фигурки ангелов, славящих новорожденного Христа.

Сегодня мы обклеим коробку с внешней стороны кусочками цветной бумаги, чтобы она стала цветной и нарядной. А на следующем занятии займемся внутренним оформлением нашего вертепа.

После объяснения дети, удобно разместившись за столом, чтобы не мешать друг другу и одновременно обклеивать разные стороны коробки, начинают работать. Листы цветной бумаги, гармонично сочетающейся по цвету (это могут быть все оттенки синей, сиреневой и фиолетовой бумаги), заранее подобраны воспитателем. Дети обрывают кусочки цветной бумаги (размером примерно с половину детской ладошки, так как более мелкими кусочками обклеивать коробку очень долго) и клеем ПВА наклеивают на внешнюю сторону будущего вертепа. Воспитатель помогает своим подопечным.

К концу занятия коробка для вертепа будет украшена с внешней стороны бумажной мозаикой.

Занятие 10. Поделки для вертепа: овечки из стада, которое пасли пастухи в Рождественскую ночь.

Программное содержание
Закрепление полученных на прошлом занятии знаний о событиях Рождества Христова;
поддержание чувства радостного ожидания приближающегося праздника;
продолжение начатой подготовки настольного вертепного театра к празднику.

Материал к занятию
1. Икона (или репродукция иконы) Рождества Христова.
2. Иллюстрированные детские книжки о Рождестве Христовом.
3. Маленькая пещера из драпировки и природного материала, сделанная взрослым внутри вертепа.
4. Небольшая икона Рождества Христова для помещения в вертепе.
5. Фигурки пастухов, сделанные взрослыми (воспитателем, родителями).
6. Образец овечки из стада пастухов.
7. Картонные шаблоны овечек.
8. Белый картон.
9. Простые карандаши.
10. Ножницы.
11. Белые бумажные салфетки.
12. Клей ПВА, разлитый по неглубоким блюдечкам.
13. Кисточки для клея.
14. Черный фломастер.
15. Клеенки на стол.
16. Матерчатые салфетки.

Ход занятия
В начале занятия педагог предлагает детям, рассматривая икону Рождества Христова и книжные иллюстрации, вспомнить события праздника, о которых шла речь на прошлом занятии.

После этого вспомните вместе с детьми, как трудились на прошлом занятии, обклеивая коробку для вертепного театра: успеть выполнить такое задание за одно занятие можно было только всем вместе.

Дети рассматривают сделанную взрослым пещеру внутри вертепа. Все вместе помещают в углублении пещеры небольшую икону Рождества Христова. Можно сравнить изображение на маленькой иконке с изображением на большой иконе праздника.

Педагог обращает внимание детей на изображенных на иконе животных, стоящих у яслей Спасителя (быка и ослика). Если есть подходящая иллюстрация из детской книги о Рождестве Христовом, можно рассмотреть ее вместе с детьми и прочитать трогательное стихотворение Саши Черного «Рождественское».

Рождественское
В яслях спал на свежем сене
Тихий, крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лён Его волос...
Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пёс, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком...
Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
«Посмотреть бы на Ребенка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!..»
(Саша Черный)

После обсуждения стихотворения рассмотрите с детьми изображение на иконе пастухов с овечками и сделанные взрослыми фигурки пастухов и овечку из их стада. Фигурка овечки плоская, кудряшки шерсти сделаны из свернутых шариками кусочков белой бумажной салфетки, наклеенной клеем ПВА на картонный силуэт. Овечка может стоять, благодаря отогнутой картонной подставке.

Воспитатель предлагает детям сделать еще овечек для стада. Все вместе выясняют последовательность работы:
 сначала надо взять картонный шаблон овечки;
 потом – обвести его простым карандашом на белом картоне;
 вырезать фигурку овечки;
 отогнуть и укрепить подставку;
 отрывая кусочки бумажной салфетки и скатывая их в небольшие шарики, – сделать заготовки для овечьей шерсти;
 намазывая клеем ПВА картонный силуэт, приклеивать к нему, слегка прижимая, шарики «овечкиной шерстки» с правой и левой стороны фигурки;
 черным фломастером обозначить овечке глазки с правой и с левой стороны силуэта.
 
Дети выполняют работу. Воспитатель помогает им. Когда овечки будут готовы, можно собрать их в стадо и обыграть, как пастухи пасли свой скот в Рождественскую ночь. Пусть дети вспомнят, как пастухам явились Ангелы (для игры можно использовать либо сохранившиеся с осенних занятий фигурки ангелов, либо нескольких бумажных ангелов, заново сделанных взрослым). Обыграйте с помощью фигурок, как пастухи вместе со своими овечками пошли к пещере, где родился Младенец Христос и поклонились Ему.

Занятие 11. Новогоднее занятие «Зимняя птица – розовый снегирь».

Программное содержание
Воспитание любви, любознательного и бережного отношения к природе;
воспитание милосердия и сострадания.

Материал к занятию
1. Иллюстрации с изображением зимующих птиц.
2. Картинки с изображением снегирей и синичек.
3. Объемная аппликация зеленой елки на планшете из мешковины (на елке может быть устроена картонная кормушка).

Для поделки птички:
4. Прямоугольные заготовки из красного и желтого картона.
5. Овальные картонные шаблоны.
6. Заготовки головки и хвостика птички из черной бумаги (приготовленные для каждого ребенка).
7. Ножницы.
8. Клей-карандаш.
9. Клеенка на стол.

Ход занятия
Перед занятием попросить детей посмотреть в окно: всем вместе полюбоваться зимним пейзажем. Расспросить детей, кого из живых существ можем мы увидеть в лесу, в городе рассматривая зимний пейзаж. Уточнить, каких зимующих в наших краях птиц видели и могут назвать дети. Спросить: знают ли ребята, как живется птицам зимой, и можем ли мы чем-нибудь помочь птицам? Послушав ответы детей, можно пока не обобщать их, оставив это до заключительной части занятия.

На приготовленных к занятию картинках с изображением птиц попросить детей найти птичку, про которую говорится в загадке:

Всюду снег, но эта птица
Снега вовсе не боится.
Эту птицу мы зовем
Красногрудым...
(снегирем).

После того, как Ваши питомцы без труда отгадают загадку, предложите им послушать стихотворение про снегирей, а потом ответить на вопрос, с чем сравниваются птички в стихотворении. Пусть дети объяснят, на чем основано это сравнение.

Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо? На березе
Яблоки поспели.

Подойду поближе к ней,
И глазам не верится:
Стайка алых снегирей
Облепила деревце.
(Татьяна Шорыгина)

Если малышам нравится слушать стихи, а у Вас получается с опорой на содержание стихотворений организовать интересный разговор, можно продолжить чтение.

Следующее стихотворение может показаться немного сложным. Но предложите детям внимательно вслушаться в его слова.

Зимняя птица!
Розовый снегирь!
Почему мне снится
Весь в снегу пустырь
И на скользком насте
Трепет птичьих крыл?
Будто я в ненастье
Птиц рукой прикрыл...
Пуховой комочек,
Слышен сердца стук,
А лететь не хочет
Из горячих рук...
Быль – она вернее
Всяких небылиц:
С голода ручнеют
Стайки зимних птиц.
(Павел Барто)

Побеседуйте с детьми о том, почему человек тревожится о птицах зимой, почему хочет обогреть птиц («прикрыть рукой», как герой стихотворения), почему в зимние холода птицы могут стать ручными («ручнеют»).

А теперь настало время для очередной поделки.
Покажите детям готовую картонную птичку, и вашим воспитанникам захочется сделать такого же снегиря или синичку. Пусть малыши сами объяснят, какого цвета картон надо взять для изготовления синички, какой – для снегиря.

На оборотной стороне картонного прямоугольника дети обводят овальный шаблон, после чего ножницами, не спеша, вырезают заготовку туловища птички. Покажите детям, как овал туловища складывается пополам, чтобы птичку можно было поставить на стол, посадить на ветки елки.

На следующем этапе работы дети прикладывают к заготовке туловища птички сложенную пополам деталь головки, заранее врезанную взрослым. Приклеивают ее клеем-карандашом, подклеивают к головке клюв и глаза. Затем к туловищу птицы приклеивают крылышки и хвостик.

Птички-качалки могут примоститься у кормушки, на ветках картонной елки с объемной аппликации.

Когда рукодельная часть занятия будет окончена, и детские поделки разместятся на коллективном панно, пока дети будут любоваться им, прочитайте еще одно стихотворение:

Птичья елка
У серебряной дорожки,
Лишь наступит Новый год,
На высокой тонкой ножке
Чудо-елочка встает.
Эта елка не простая,
И она не для ребят,
Возле елочки летая,
Птицы весело свистят.
Тут и дятел, и синицы,
Снегири и воробей –
Все хотят повеселиться
Возле елочки своей!
Не блестят на ней игрушки
И не светится звезда,
Но зато для птиц кормушки
Мы повесили туда!
Прилетают птичьи стаи
К нам на елку в зимний сад,
И в саду не умолкая
Колокольчики звенят.
(Зинаида Александрова)

Спросите у детей, что за «колокольчики» имеет в виду автор: догадаются ли Ваши воспитанники, что со звоном колокольчиков сравнивается щебетанье птиц?

В конце занятия хорошо вернуть детей к теме милосердия, возможности и необходимости покровительства человека зимующим птицам, и вообще всему живому.

Просто замечательной методической находкой для развития темы милосердия и заботы по отношению к меньшим нашим братьям и сестрицам является стихотворение поэта Евгения Санина «Кто там?». Это стихотворение можно очень выразительно разыграть по ролям, причем в инсценировке смогут принять участие даже самые маленькие дети или дети с ограниченными возможностями.

Кто там?
Тук-тук-тук в окно.
– Кто там?
– Это я, синичка!
– Погоди, сейчас я дам
Хлебушка, сестричка!

Тук-тук-тук опять в окно.
– Кто там?
– Воробьишка!
– Погоди, сейчас пшено
Дам тебе, братишка!

Тук-тук-тук.
– Кто там?
– Снежок,
С северных лужаек,
– Ты зачем кормил, дружок,
Этих попрошаек?

– Потому, что Бог велит
С ближними делиться,
Даже если прилетит
Маленькая птица!

Снег помчался по дворам,
Жалкий и холодный…
И опять: тук-тук!
– Кто там?
– Голубок голодный!
(Евгений Санин)

В конце занятия дети получают домашнее задание: вместе с родителями постараться устроить кормушку и подкармливать птиц во дворе, в парке.

Семейный новогодний праздник с играми, театрализованной постановкой и постной праздничной трапезой проводится накануне Нового года вне занятий цикла (по желанию родителей воспитанников).

К Новому году и празднику Рождества Христова дети получают задание подобрать с помощью родителей и выучить стихи о зиме, о празднике; а еще – сделать и принести самодельные игрушки для рождественской елочки.


Страница 3 - 3 из 9
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру