Подарок к празднику

Программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами художественно-продуктивной деятельности

Целью программы является содействие комплексной воспитательно-образовательной (если необходимо, психолого-коррекционной) работе с детьми посредством приобщения их к отечественным духовно-нравственным традициям через организацию художественно-продуктивной деятельности.

Задачи программы

Обучающие:
– знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями традиционной подготовки и проведения праздничных дней;

– формирование у детей первоначальных представлений о духовном мире, знакомство с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной Истории (творение Богом мира видимого и невидимого; Рождество Иисуса Христа, краткие сведения о земной жизни Спасителя, Крестная Смерть и Воскресение Христа);

– первоначальное ознакомление детей с Заповедями Божиими как основой нравственной жизни человека;

– знакомство детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, иконописи, связанными с тематикой занятий;

– формирование у детей представлений о целесообразном (и культуросообразном) устройстве предметной среды и возможности совместно со взрослыми участвовать в созидании этой среды через оформление интерьера к праздникам;

– содействие формированию представлений детей об этапах продуктивной деятельности, особенностях разных материалов, правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок.

Развивающие:
– содействие общему развитию ребенка;

– помощь в освоении социальных навыков и норм поведения, налаживании коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;

– содействие развитию речи детей: обогащению словаря, развитию навыков речевого общения в деятельности;

– помощь в становлении творческой личности ребенка, как созидателя и преобразователя;

– содействие развитию ручных умений, формированию элементарных навыков рукоделия: работы с бумагой, картоном, пластилином, тканью, природными материалами;

– развитие навыков усидчивости и аккуратности в работе.

Воспитывающие:
– помощь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры, традиционному укладу жизни;

– формирование привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники, стремиться к пониманию их подлинного жизненного смысла;

– содействие воспитанию у детей привычки к занятиям, деятельности, непраздному проведению времени;

– воспитание уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним;

– содействие формированию навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств;

– воспитание желание подражать благим образцам, жить по совести;

– воспитание любви, заботливого, бережного отношения к растительному и животному миру;

– воспитание уважения к труду и бережного отношения к результатам труда.

В процессе реализации программы предполагается тесное общение педагога, ведущего занятия, с другими специалистами, работающими с детьми. Это необходимо с целью сохранения преемственности воспитательно-образовательных и коррекционных мероприятий по отношению к каждому ребенку и детской группе в целом.

Помимо элементов рукоделия, на занятиях используются игры: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, дидактические.

Обязательным фрагментом почти каждого занятия является чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения (чаще – стихотворения) и тематическая беседа на диалоговой основе.

В рамках курса также организуются семейные театрализованные постановки, проводятся семейные вечера досуга, благотворительные акции.
 
Предполагается осуществление тесного взаимодействия с семьями воспитанников и педагогическое просвещение родителей на занятиях родительской школы или семейной гостиной по вопросам традиционного воспитания как способа передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи и общества.

В течение года часть занятий цикла, а также праздники (Новый год, Рождество Христово, Масленица, Светлое Христово Воскресение; возможно, дни Ангела и дни рождения детей) проводятся совместно: с участием детей и родителей.

Годовое тематическое планирование курса:
(30 часов, 1 час в неделю)

Раздел I.
Осенние темы и работы

Занятие 1
Тема
Плоды приносит осень. Соломенная кукла и зернышки

Занятие 2
Тема
«Журавлики летят»

Занятие 3
Тема
Чудесная птица

Занятие 4
Тема
«Наш дом»

Занятие 5
Тема
Как был сотворен мир. Дни творения

Занятие 6
Тема
Мир видимый и невидимый. Кто такие ангелы?

Раздел II
Зимние темы и работы

Занятие 7
Тема
Начало зимы. Первый снег. «Ангел белую крупу сыплет из-за тучи»

Занятие 8
Тема
Семейное рукоделие «Кукла-закрутка»

Занятие 9
Тема
Скоро праздник Рождества Христова. Начинаем делать вертепный театр

Занятие 10
Тема
Поделки для вертепа: овечки из стада, которое пасли пастухи в Рождественскую ночь

Занятие 11
Тема
Новогоднее занятие. «Зимняя птица – розовый снегирь»

Занятие 12
Тема
Рождественское занятие. «Свет Вифлеемской звезды»

Занятие 13
Тема
«Блаженно сердце способное миловать» (святые подвижники и животные)

Занятие 14
Тема
Книжная тема

Занятие 15
Тема
Книжная тема

Занятие 16
Тема
Что такое иконы? Делаем оклад для иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали»
 
Занятие 17
Тема
Праздник Сретения Господня

Занятие 18
Тема
Русские богатыри – защитники Отечества
 
Занятие 19
Тема
Семейное занятие на Масленицу

Раздел III.
Весенние темы и работы.

Занятие 20
Тема
Начался Великий пост. «Стоит мост на семь верст»

Занятие 21
Тема
Наступление весны. «Подснежника глянул глазок голубой»

Занятие 22
Тема
Птицы возвращаются на родину из теплых краев

Занятие 23
Тема
«На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны». Поделка птички на витом шнурке

Занятие 24
Тема
«В воскресенье Вербное...» Вербная композиция

Занятие 25
Тема
Готовимся к Пасхе. Роспись пасхальных яиц

Занятие 26
Тема
«Христос воскрес! Христос воскрес!» Семейный Пасхальный праздник

Занятие 27
Тема
Пасхальные радости. История о пасхальном яичке

Занятие 28
Тема
«Воин чудесный на белом коне» (Чудо святого Георгия Победоносца о змие)

Занятие 29
День славянской письменности и культуры. Делаем «хоругви» с буквицами славянской или буквами русской азбуки

Занятие 30
Тема
Наступает лето. «Хоровод березок»

Содержание занятий

Раздел I.
Осенние темы и работы

Занятие 1. Плоды приносит осень. Соломенная кукла и зернышки

Программное содержание
Уточнение и закрепление представлений детей о сезонных изменениях в природе;
обозначение в сознании детей мысли о целесообразности устройства всего в мире;
формирование представлений о том, что в определенную пору все приносит свой плод (и растения в природе, и занятия человека делом, и вся человеческая жизнь). «Доброе насаждение приносит добрые плоды»;
закрепление представлений о разновидностях огородных, садовых, полевых культур;
формирование наглядных представлений о различных злаковых культурах: ржи, пшенице, овсе;
развитие ручных умений;
воспитание привычки к кропотливой работе, доведению начатого дела до конца.

Материал к занятию
1. Соломенная кукла.
2. Большой букет пшеничных, ржаных и овсяных колосков в красивой вазе.
3. Цилиндрические пластмассовые баночки из-под фотопленки.
4. Цветной пластилин.
5. Дощечки для работы с пластилином.
6. Пластмассовые блюдечки для шелухи.

Ход занятия
Педагог приносит на занятие соломенную куклу и внимательно рассматривает ее вместе с детьми. Кукла Соломинка знакомится с детьми и заводит с ними беседу о наступившей осени, ее признаках, об осеннем урожае (овощах, фруктах, злаках). Выясняется, знают ли ребята, из чего сделана сама кукла, что такое солома, что нужно сделать с соломой, чтобы из нее получилась такая игрушка.

Для того, чтобы помочь детям догадаться и получить наглядные представления о злаках, кукла Соломинка показывает им большой букет колосьев: ржаных, пшеничных, овсяных. Внимательно рассматривается весь букет и разные колоски по отдельности, дети запоминают названия и характерные признак.

Проводятся дидактические игры «Угадай по описанию», «Угадай на ощупь». Каждый ребенок должен отгадать, что за колосок ему достался. После игры дети выбирают из букета понравившийся колосок и используют его для выполнения поделки. Из колоска надо вылущить зернышки: эта работа требует усердия, точных движений пальцев. Легче всего выбрать зернышки из пшеничного колоска, из ржаного и овсяного труднее. Зернышки ребята складывают горкой на край дощечки для лепки, шелуху – в блюдечки, чтобы на столе не было мусора.

Зернышки понадобятся для украшения пластилинового покрытия маленькой вазочки. Такие вазочки кукла Соломинка предлагает детям сделать из пластмассовых стаканчиков из-под фотопленки, обмазав их пластилином. В готовую вазочку можно будет поставить коротенький колосок или маленький букетик.

Дети берут пластмассовый стаканчик – баночку от фотопленки, –выбирают пластилин любого понравившегося им цвета и после объяснения и показа взрослым приема работы, отламывая по маленькому кусочку пластилина, замазывают им пластмассовый стаканчик с внешней стороны (донышко и внутреннюю стенку стаканчика покрывать пластилином не надо).

Когда стаканчик станет полностью цветным, можно украсить пластилиновый фон узором, выложенным из зернышек: крестики, цветочки, снежинки, уголки – элементы аппликации из зерен – ребята составляют сами. Даже прилепленные врассыпную зернышки делают вазочку нарядной и оригинальной.

Свою первую поделку дети сразу же после занятия дарят родителям.

Занятие 2. «Журавлики летят»

Программное содержание
Воспитание у детей любви к Родине и родной природе;
развитие умения замечать красивое, соотносить душевные переживания человека с природными изменениями;
обозначение в детском сознании отдельных моментов, связанных с духовной реальностью;
развитие способности создавать выразительный художественный образ с помощью аппликации из природных материалов;
воспитание желания радовать близких результатами своего труда.

Материал к занятию
1. Осенняя фотография или репродукция, на которой отчетливо виден клин улетающих журавлей.
2. Большие листы серого (или оборотные стороны цветного) картона.
3. Образец аппликации «Над пожелтевшим садом журавлики летят».
4. Засушенные осенние листья.
5. Бумажные фигурки журавлей, заранее вырезанные по шаблону взрослым (5-7 штук для каждого ребенка).
6. Клей ПВА.
7. Кисточки для клея.
8. Подкладные клеенки.
9. Салфетки.

Ход занятия
Провести это занятие можно в середине октября. Именно на это время, в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы, приходится последний срок отлета в теплые края журавлей – птиц, ставших для русского народа символом Родины, любви к России.

В начале занятия побеседуйте с детьми о приметах наступившей осени, об осенних изменениях в живой и неживой природе. После того, как дети среди прочих признаков осени назовут отлет птиц, можно рассмотреть с ними иллюстрацию и предложить послушать стихотворение:

Небесные паломники
Повеяло прохладой,
Начался листопад;
Над опустевшим садом
Журавлики летят.

Летят, и все сильнее
Слышна в их кликах грусть:
Да есть ли где роднее
Для них земля, чем Русь?

Уж их не видно в тучах,
Закрывших небосвод...
Паломников летучих
Кто за морями ждет?

Быть может, им готовы
Прекрасные сады,
До сей поры Христовы
Хранящие следы.

Не высказать словами,
Что на сердце лежит...
Журавлики, за вами
Душа моя летит!
Виктор Афанасьев

Темой для последующей беседы может стать обсуждение названия стихотворения. Воспитатель сам решит, готовы ли дети поразмышлять, почему автор называет журавликов «небесными паломниками»?

Поэт сравнивает журавликов с паломниками – путешественниками, отправляющимися поклониться святым местам. Можно обратить внимание ребят на четвертое четверостишие, немного рассказать о тех теплых странах, которые связаны с земной жизнью Господа Иисуса Христа или святых угодников Божиих.

После разговора воспитатель вместе с детьми рассматривает иллюстрации: осенний пейзаж с журавлиным клином в небе и заранее выполненную аппликацию, стараясь вдохновить воспитанников на выполнение самостоятельной работы.

Во время практической, рукодельной части занятия перед каждым ребенком на столе – горизонтально положен лист серого картона. Будет лучше, если Вы не просто раздадите детям листы, он в процессе общего размышления подведете ребят к тому, что эту аппликацию лучше выполнять не на цветном фоне (синем или голубом), а на сером – по цвету напоминающем пасмурное небо осени.

Дети выполняют в нижней части листа аппликацию полоски «осеннего сада» или «леса» из засушенных листьев. Над «лесом» («садом») полетят журавлики.

Сначала лес из листочков раскладывается на картоне, затем дети берут по одному листику и аккуратно, пользуясь кисточкой, на подкладной клеенке намазывают их оборотные стороны клеем ПВА, после чего приклеивают, слегка прижимая салфеткой.

После этого наклеиваются летящие журавлики. Для журавлиного клина каждому ребенку понадобится 5-7 птиц из белой бумаги. Помогая детям, взрослый размышляет вслух, почему журавлиная стая называется клином.

На занятии можно дать детям послушать аудиозапись одной из известных песен о журавлях.
Попробуйте выполнить со своими воспитанниками эту работу и вы увидите, какие удивительные композиции у них получатся.

Занятие 3. «Чудесная птица»

Программное содержание
Формирование у детей представлений о традиционном образном строе русского декоративно-прикладного искусства;
развитие образного мышления;
воспитание стремления к доброй жизни, стремления учиться добродетелям у тех, кто ими обладает;
развитие способности создания художественного образа с помощью различных выразительных средств.

Материал к занятию
1. Птицы – глиняные и деревянные игрушки разных народных промыслов.
2. Яркие реалистичные иллюстрации с изображением разных птиц.
3. Два-три вариативных образца аппликации птиц из осенних листьев.
4. Засушенные листья (понадобится много мелких листочков).
5. Листы цветного картона.
6. Клей ПВА.
7. Кисточки для клея.
8. Клеенки.
9. Салфетки.
10. Гелевая ручка золотистого или серебристого цвета.

Ход занятия
Предварить это занятие можно простым и кратким рассказом о том, что в народной росписи и пластике (скульптуре, игрушке) была определенная образная система. Три образа были основными: конь, птица, кукла. (Конь символизировал мир сотворенной Богом природы, птица была символом мира горнего – небесного, а кукла символизировала человека, поставленного Господом во главе тварного мира). Пусть дети полюбуются игрушечными птицами, выполненными народными мастерами, и задумаются над вопросом, почему небесный мир символизирует именно птица.

Попросите воспитанников припомнить названия известных им птиц и показать их на иллюстрациях. Дайте детям возможность описать, чем отличаются птицы от других представителей мира животных.

Взрослый может подытожить детские ответы: «Птицы – существа крылатые, умеющие летать. Их тело и крылья покрыты перьями».

Бог их греет и питает,
Чудно в перья одевает.
Высоко они летали,
Даже Ангелов видали.

Пусть дети подумают: чему (каким добродетелям) могли бы мы научиться, внимательно наблюдая за повадками и жизнью птиц.
 
Помогите своим чутким и вдумчивым воспитанникам, сказать
 о той радости, с которой птицы славят Бога;
 о трудолюбии птиц;
 о скромности и смирении многих пернатых (например, славный певец соловушка выглядит очень скромно и совсем незаметен среди ветвей);
 о заботливости пернатых родителей о своем потомстве;
 о преданности и верности;
 о выносливости птиц и т.д.

После беседы рассмотрите с детьми несколько заранее выполненных взрослым или воспитанниками другой группы вариантов образцов аппликации птиц из осенних листьев. Дети могут поразмышлять, чем сказочные птицы похожи на настоящих и чем отличаются от них.

После этого взрослый напоминает приемы выполнения аппликации (аналогичные приемам, использовавшимся на предыдущем занятии). Дети создают образы своих птиц на цветном картоне.

Полюбуйтесь все вместе готовыми детскими работами. Скажите детям, что еще более необычными и чудесными станут птицы на наших аппликациях, если над листиками-перышками птиц золотой или серебряной гелевой ручкой надписать названия тех добродетелей, которым может научить нас птица, это удивительное Божие создание.

Надписи выполняет взрослый под диктовку детей или сами воспитанники, умеющие писать.


Страница 1 - 1 из 9
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру