Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи (Часть первая)

Текст публикуется с сокращениями

Часть первая. Речевая организация звучащей православной молитвы.

Глава 1. Молитва как разновидность православной духовной речи

1.1.  Принципы классификации православной молитвы

Православная молитва является предметом изучения ряда богословских и лингвистических дисциплин. В литургике, которая относит молитву к одной из составных частей богослужения, традиционно дается описание видов молитвословий по их содержанию, рассматриваются формы произношения молитв при общественном богослужении, молитвенные формулы, определяются сходства и различия литургических молитвословий и песнопений (см.: Литургика 1988). Богословская патристическая литература обращена в первую очередь к раскрытию нравственно-этического потенциала молитвы. Многочисленные наставления духовных отцов Христианства о приемах молитвенного чтения, молитвенном правиле, описания видов молитвословий ориентируют читателей на восприятие и осознание молитвы как главной святыни Православия, духовной основы жизни православного христианина (см.: Брянчанинов 1905; Искатель 1991; Иустин 1895; Киево-Печерский Патерик 1893; Невидимая брань 1904; Отечник 1903; Отечник 1994; Патерик 1892; Димитрий Ростовский 1904; Сергиев 1990; Исаак Сирин 1874; Соловецкий Патерик 1895; Троицкий Патерик 1896; Умное делание 1936 и др.). Работы последних десятилетий в богословии связаны с философско-теологическим осмыслением молитвы в рамках традиций исихазма (см.: Позов 1964; Флоренский 1977; Хоружий 1992; Ильин 1993), когда молитва рассматривается как "средство аскетического катарсиса, способствующего достижению "чистоты сердца" (бесстрастия)" (Горностаев 1993: 214).

Если в богословии молитве посвящена обширная литература (сегодня в Интернете предлагается более 4 тысяч названий), то ее лингвистическое изучение представлено немногочисленными работами.

Традиции лингвистического исследования православной молитвы были заложены старшими языковедами. Развитие сравнительно-исторического языкознания в XIX в. и активная разработка диахронических методов в языкознании предопределили подходы к изучению молитвы: в работах отечественных языковедов молитвенные тексты рассматриваются как материал для историко-сопоставительных исследований, позволяющий более точно описать элементы языковой системы на ранних этапах развития русского языка, в частности восстановить  отдельные черты  церковнославянского произношения (Пенинский 1852; Шахматов 1903; 1915; 1941; Дурново 1924; Ogijenko 1929; Огиенко 1942; Успенский 1968; 1973; Панов 1990).

Наиболее значительное направление в лингвистическом изучении молитвы связано с исследованием славянского стихосложения, славянской метричности, отражающей и воспроизводящей основные приемы византийской, точнее, греческой поэтики (см.: Верещагин 1984; 1997; Матхаузерова 1979; Рогачевская 1993; Топоров 1979; Filonov 1978; Hamm 1964; Hauptová 1978; Jakobson 1965; Mareš 1958; Станчев 1982; Vaillant 1958).

В последние годы изучение молитвенных текстов обращено к рассмотрению их семантики (Мусхелишвили, Шрейдер 1993; Верещагин 1997) и прагматики (Арутюнова 1981; Лотман 1973а; Мусхелишвили, Шрейдер 1997а; 1997б). Однако, несмотря на довольно обширный круг аспектов изучения, в лингвистических исследованиях молитва обычно выступает в качестве материала, не становясь предметом специального рассмотрения и оставаясь на сегодняшний день не изученной.

Подробной аргументированной классификации православной молитвы в настоящее время не существует. Трудности в установлении типологии молитвенных жанров объясняются, с одной стороны, сходством содержательных и формальных параметров основного корпуса молитвенных текстов. С другой стороны, в святоотеческой литературе, наряду с признанием многообразия молитвословий, весьма распространено мнение о вторичности, несущественности их жанровых противопоставлений, поскольку "сила не в таких или таких словесных молитвах, а в том, как их совершать" (Умное делание 1936: 18–19).

Это не означает, однако, что в богословии не делается разделения молитв на виды и отсутствуют описания этих различий. Литургика, трактуя молитву как составную часть богослужения, выделяет три вида церковных молитв по их содержанию: славословия, благодарения и прошения. Просительные молитвы, в свою очередь, разделяются на молитвы за живых и на возможность обращения в молитвословиях не только "ко единому Богу, молитвы за усопших (см.: Литургика 1998: 94–120). Кроме того, указывается славимому в трех лицах", но и к Божией Матери, к святым ангелам и угодникам Божиим (Литургика 1998: 99–100). В литургике молитвы рассматриваются наряду с песнопениями, которые по содержанию одинаковы с молитвою, но отличаются своей музыкальной формой (Литургика 1998: 121).

В святоотеческой литературе наибольшее распространение получило противопоставление молитв внешней (или словесной, устной, гласной) и внутренней (или умной, сердечной), что связано с сосуществованием двух направлений в православной молитвенной практике. Одно из них – традиционное, трактующее внешнюю молитву как единственно истинную, – получило распространение еще во времена Владимира Святославовича (†1015) и до XIV века не подвергалось сомнению. Другое, утверждающее приоритет "умного делания", появилось под влиянием исихастской практики афонского монашества и связано с именами преподобного Сергия Радонежского (†1392), преподобного Нила Сорского (†1508), архимандрита Паисия Величковского (†1794), преподобного Никодима Святогорца (†1808), епископа Феофана Затворника (†1894), епископа Игнатия Брянчанинова (†1867) и др. Традиции исихазма, воспринятые частью русского монашества, определяли отношение к внутренней молитве как уникальной возможности "непрестанного" общения с Всевышним, "умного пред Богом предстояния", ибо "существо молитвы... есть умное к Богу восхождение из сердца" (Умное делание 1936: 17), и нашли отражение во многочисленных святоотеческих наставлениях об "умной" молитве (см.: Невидимая брань 1904; Отечник 1903; Брянчанинов 1905; Умное делание 1936; Искатель 1991 и др.).

Наряду с противопоставлением молитвы внешней и внутренней, в богословской литературе встречаются и более детализированные разграничения типов молитвословий. Одно из описаний такого рода принадлежит святителю Димитрию Ростовскому (†1709), который, называя в своих наставлениях 2 основных вида молитв – внешнюю и внутреннюю, уточнял внешнюю молитву как "явно творимую", "соборную", "должную" в противоположность "тайной", "совершае-мой наедине", "произвольной" внутренней молитве (Умное делание 1936: 6). Особенности каждой разновидности Димитрий Ростовский определял следующим образом: "Должная – творимая явно по уставу церковному, соборная молитва имеет свои времена: полунощницу, утреню, часы, литургию, вечерню и повечерие; на эти моления люди и призываются звоном, ибо они их, как подобающую Царю Небесному дань, должны воздавать на всякий день. Творимая же втайне произвольная молитва бывает и безвременно, когда кто захочет, без всякого зова, только по движению самого духа. Первая, то есть церковная, молитва имеет положенное число псалмов, канонов и прочих пений и действий иерейских, другая же (тайная, произвольная), как безвременная, неопределенна и числом молитв, ибо каждый молится, сколько хочет, иногда кратко, иногда же долго. Первая произносится вслух устами и голосом, вторая же – не только стоя или на ходу, но и лежа, словом, всегда, когда бы ни случилось возвести ум свой к Богу. Первая, соборная, творится в храме Господнем, в церкви или по случаю в каком-либо доме, где соберется несколько людей, вторая же, уединенная, совершается в затворенной клети, согласно уставу Господа: "Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне" (Мф. 6:6)... Внутренняя молитва (если случается, находясь среди людей, подвигнуться к ней духом) не требует ни уст, ни книги, не употребляет движения языка, ни голоса (хотя это и наедине происходит), но только возведение к Богу ума и самоуглубления, что возможно делать и на всяком месте" (Умное делание 1936: 6–9).

Попытки описания отдельных видов молитв (внешних и внутренних; хвалебных, благодарственных и просительных) обнаруживаются и в некоторых учебниках по Закону Божиему и молитвословах для мирян (см.: Молитвенник 1989: 359; Молитвослов 1995в и др.).

Итак, в рассмотренной нами богословской литературе выделяется несколько типов православных молитвословий: благодарения, славословия, прошения; молитвы за живых и за усопших; внутренние и внешние молитвы; молитвословия, обращенные ко Господу, Божией Матери, ангелам и угодникам. В основе этих классификаций лежат следующие признаки: содержание молитвы, способ произнесения, лицо, к которому обращена молитва.

Имеющиеся классификации не дают, однако, представления обо всем многообразии молитвенных жанров, не устанавливают критериев разграничения отдельных видов молитв, не определяют их отличительные признаки и свойства. В целях решения задач, стоящих перед нами, считаем возможным выделить 7 типов молитвословий, объединяемых общим признаком. В предлагаемой типологии не противопоставляются молитвословия и песнопения, поскольку разделяющий их формальный признак (чтение/пение) не является релевантным, так как в молитвенной практике песнопения могут проговариваться, а молитвы пропеваться (например, великое славословие в праздничные и воскресные дни на утрени поется, а в будние – читается).

I. По способу воплощения в Православии традиционно различаются внутренние и внешние молитвы (см: Брянчанинов 1905: II, 185, 188; Искатель книга священнослужителя 1988: VI, 404–408; Горностаев 1993: 210–212 и др.). Молитва внутренняя, или сердечная, мысленная, "когда мы молимся в душе без слов", определяется как непрестанная, то есть заключающаяся "в непрерывном молитвенном настроении души человеческой, в стоянии ее перед Богом, когда человек непрестанно мыслит о Боге и все делает только во славу Божию" (Молитвенник 1989: 359). Внутренние молитвы не проговариваются вслух, читаются "про себя".

Внешние молитвы – факт звучащей речи, они являются объектом лингвистического описания в данной работе. Внешние молитвы подразделяются на гласные и устные. Гласные молитвы пропеваются в соответствии с русским осмогласием, представляющим собой систему из 8 напевов (гласов), заимствованную из византийской традиции церковной музыки (Никольский 1915; Мартынов 1994: 51–52; Мень 1991: 177; Православие 1988: 138–139). Обычно каждую неделю поется свой глас, для которого установлены определенные молитвенные тексты. По истечении 8 недель (седмиц) весь цикл (круг) пения повторяется (Никольский 1915).

В отличие от гласных молитв устные молитвы проговариваются. В данной работе мы выделяем 2 разновидности устного воплощения молитвы: каноническое молитвенное чтение, сохраняющее традиции чтения церковнославянских священных текстов, и неканоническое молитвенное чтение, максимально сближающееся с современным декламационным стилем.

Псалмодия, или особое чтение псалмов, канонов и текстов Священного Писания, восходит к передаваемому по традиции старокиевскому чтению (Металлов 1912а: 93; 1912б: 72) и зафиксирована в 26-й главе Стоглава, предписывающей учителям обучать учеников не только чтению и пению, но и псалмодии и канонаршению (чтению канонов) как особым дисциплинам. Возникновение специальной системы чтения сакральных текстов связывается с необходимостью адекватного воспроизведения произношения болгарских Учителей (Шахматов 1941) и подражания византийским богослужебным канонам (Православие 1988: 193). Псалмодию отличает распевно-речитативное чтение сакральных текстов, которое определяется регламентирующей интонацию "погласицей". В зависимости от вида читаемого текста (Священное Писание, паремии и т.д.) различаются типы погласиц, общим свойством которых является удлинение последнего слога в конце синтагмы (Успенский 1968: 25).

В данной работе признак "способ воплощения" имеет статус важнейшего в типологии молитвы, так как объектом нашего рассмотрения является внешняя устная молитва.

II.По адресату различаются молитвы ко Господу, Богородице, Ангелу-хранителю, святым, архангелам и ангелам, апостолам и пророкам, пастырям и учителям, мученикам и мученицам, преподобным отцам и матерям, святому, имя которого носит молящийся, и святому, которому посвящена церковь, где крещен и обычно молится на общественных богослужениях прихожанин.

III. По содержанию молитвы подразделяются на 5 групп: хвалебные, благодарственные, просительные, призывательные, нарративные. Последовательность выделяемых групп определили принятые в патристике представления о построении и необходимых содержательных компонентах молитвы. Ср.: святоотеческие наставления епископа Феофана Затворника и преподобного Никодима Святогорца: "Молитва  умное предстояние Богу в сердце со славословием, благодарением, прошением и сокрушенным покаянием" (цит. по: Умное делание 1936: 24); молящийся "воссылает к Богу молитву свою, славля Его и благодаря, сокрушенно исповедуя перед Ним грехи свои и испрашивая у Него необходимых благ, духовных и телесных" (цит. по: Умное делание 1936: 39). Внутри каждой группы молитвословий термины даются в алфавитном порядке:

1) хвалебные молитвословия, которые содержат прославление Всевышнего, Святой Троицы, Богородицы или святых:

• акафист – молитвословия, состоящие из хвалебных песнопений и молитв;
• 
• благословение – прославляющий Господа возглас священника, которым начинается богослужение;
• 
• величание – краткое молитвословие или песнопение, в котором прославляется Иисус Христос, Богородица или какой-либо святой;
• 
• канон – молитвословие, посвященное прославлению какого-либо праздника или святого;
• 
• славословие – краткая молитва, прославляющая Иисуса Христа или Святую Троицу;
• 
2) благодарственные молитвословия, которые содержат изъявления признательности Спасителю, Пресвятой Деве Марии, святым за всякое благодеяние:

• благодарение – молитвы со словами  благодарности,  обращенными к Иисусу Христу, Богородице, Ангелу-хранителю или какому-либо святому;
• благодарственные молитвы по Святом Причащении – последовательность молитвословий, которые читаются после совершения таинства причащения;
• 
3) просительные молитвословия, которые представляют собой, обращение ко Всевышнему, Богородице, святым с какой-либо просьбой:

• ектения – молитвенные прошения, входящие в чин литургии и состоящие из возглашений диакона, на каждое из которых клир и прихожане ответствуют Господи, помилуй;

• молитва-прошение – молитвословие, которое содержит "испрашивание у Него потребных благ, душевных и телесных" (Умное делание, 1936: 38);

• отпуст – краткое прошение о милости Божией, произносимое священником или архиереем в конце богослужения;

• разрешительная молитва – прошения об избавлении от грехов, с которыми священник обращается ко Господу на исповеди при отпуске кающемуся исповеданных грехов либо в конце отпевания;

4)  призывательные молитвословия, или призывания, которые могут быть обращены к Иисусу Христу, Богородице, Святому Духу, каким-либо святым и содержать просьбу о помощи во всяком добром деле (например: Царю небесный...);

5) нарративные молитвословия, которые могут включать описание событий жизни поминаемого святого, либо повествование о сути церковного праздника или священного события:

• икос – церковное  песнопение  и молитва,  содержащие  описание
жизни какого-либо святого; делятся на икосы канона, которые поются после 6-й Песни канона, и на икосы акафиста, где представляют собой 12 песнопений с обращением к Богородице;

ипакои – краткое песнопение, посвященное Воскресению Христову или событиям церковных праздников;

кондак – песнопение, в котором содержится краткое описание церковного праздника или наиболее важных моментов, связанных с деяниями прославляемого святого;

тропарь (не входящий в состав канона) – молитвенная песня, которая либо повествует о сущности праздника и поминаемого священного события, либо представляет главные события жизни и подвигов прославляемого святого; выделяется пасхальный – тропарь Христос воскресе, читаемый в обычном начале богослужений от Пасхи до Вознесения; троичен – тропарь, посвященный прославлению Святой Троицы; богородичен – тропарь, обращенный ко Пресвятой Богородице; мучиничен – тропарь, в котором прославляется какой-либо мученик.

IV. По структуре содержания выделяются молитвы простые, сложные и молитвенные чины.

Простые молитвы включают какой-либо один содержательный компонент и представляют собой либо только прошения, либо только благодарения, либо только славословия, например:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков .

Сложные молитвы соединяют в себе несколько разновидностей простых молитв и обычно имеют трехчастную форму, включающую призывание, славословие и прошения. Вместе с тем в патристической литературе можно встретить указания на необходимость 4-х обязательных частей молитвы. Как писал преподобный Никодим Святогорец, "в своей молитве надлежит тебе совмещать четыре действия... Сначала восславь Бога, потом возблагодари Его за явленные тебе благодеяния, далее исповедуй Ему свои грехи и преступления заповедей Его и, наконец, испрашивай у Него необходимое тебе, особенно в деле спасения" (Невидимая брань 1904: 181). Примером молитвы сложного типа может служить молитва Господня. Она рассматривается нами как целостная микросистема (термин см.: Лопушанская 1996: 11; 1997: 111), взаимное расположение частей в которой создает ее определенную структуру. Молитва Господня состоит из призывания:

Отче наш, иже еси на небесех;
трех славословий:

Да святится имя Твое; Да приидет царствие Твое; Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли;

четырех прошений:

Хлеб насущный даждь нам днесь; И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; И не введи нас во искушение; Но избави нас от лукаваго;

и завершается славословием:

Яко Твое есть царство и сила и слава во веки. Аминь.

Молитвенный чин представляет собой совокупность молитвословий (с обозначением их последовательности), которые объединены по содержательному принципу и предназначены для определенного богослужения. Выделяются следующие установленные чинопоследования:


акафист – молитвословие, включающее 13 кондаков и 12 икосов;

ектения – молитвенные прошения, которые начинаются с призыва к молитве, состоят из ряда прошений и заключительного возгласа, прославляющего Бога;

канон – молитвословие, состоящее из 3, 4, 8 или 9 песен, в каждую из которых входит ирмос (который поется) и 4–6 тропарей (которые читаются);

лития– моление об умерших, которое совершается священником в притворе или в храме перед кануном по желанию настоятеля или по просьбе верующих и состоит из благословения, начала обычного, так называемых покойных тропарей, ектении об умерших и отпуста;

начало обычное – совокупность молитв, которыми начинается большая часть богослужений, включает благословение, молитву Святому Духу Царю Небесный (от Пасхи до Вознесения читается пасхальный тропарь Христос воскресе; от Вознесения до Пятидесятницы сразу читается трисвятое), троекратное трисвятое, малое славословие, молитву Святой Троице, троекратное Господи, помилуй, малое славословие, молитву Отче наш, возглас "Яко Твое есть Царство...", двенадцатикратное Господи, помилуй, малое славословие, троекратное призывание "Приидите, поклонимся...";

последование ко Святому Причащению – совокупность молитвословий, произносимых перед причастием.

V. По объему различаются полные молитвословия и представляющие собой их сокращенный вариант краткие молитовки. Сравните: а) полную молитву Честному Кресту и б) краткую молитву Честному Кресту:

а) Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе, Крест Свой Честный, на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь;

б) Огради мя, Господи, силою Честнаго и животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.

В некоторых православных молитвах указание на их объем содержится в самом названии, например:

малый отпуст – молитва, которая содержит краткое прошение о милости Божией. Ср.: великий отпуст – молитва, в которой прошение о милости Божией дополняется поминовением святых дня и храма, а на литургии – авторов литургии;

малое славословие представляет собой молитву Святой Троице:
Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Ср.: великое славословие начинается с торжественного прославления Бога ангелами при рождении Спасителя: Слава в вышних Богу, и на земли мир; в человецех благоволение (Лк. 2:14); состоит из стихов, прославляющих Святую Троицу, и стихов псалмов, завершается трисвятым.

Кроме малых славословий и отпустов, к числу кратких молитвословий относятся:

возгласы – краткие молитвы, которые провозглашаются священником или архиереем и являются часто завершением тихо читаемой молитвы;

ипакои – краткое изменяемое песнопение, посвященное Воскресению Христову или событиям церковных праздников.

Следует заметить, что, по свидетельству Отцов Церкви, не существует прямой зависимости ценности, полезности и значимости молитвы от ее объема. Напротив, как пишет святитель Димитрий Ростовский, "теплее и полезнее бывает та, которая кратко, но часто делается, чем продолжительная", ссылаясь, в свою очередь, на поучения прп. Иоанна Лествичника, св. Феофилакта и свт. Иоанна Златоуста (Умное делание 1936: 12–14).

VI. По месту молитвенного чтения выделяются молитвы церковные и домашние. Церковные молитвы читаются во время совершения богослужений суточного круга, таинств, погребений, а также специальных служб на разные случаи, например на молебнах за здравие, по случаю засухи и т.п. Домашние молитвы произносятся во всяком месте за пределами храма.


Страница 2 - 2 из 10
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру