Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи (Часть первая)

Текст публикуется с сокращениями

2.3.3. Интонационные повторы

При рассмотрении просодических средств создания ритма в православной молитве мы учитываем имеющиеся в современных исследованиях подходы к анализу ритмической структуры звучащей речи и ее ритмообразующих средств (см.: Златоустова 1977: 70–71; Черемисина 1982; Брызгунова 1984: 29–31; Устная научная речь 1985: 228–237, 242–244; Труфанова 1986: 172; Хитина 1986: 8–9; Иванова-Лукьянова 1989: 71; 1990; Антипова 1990а: 126; Николаева 1993: 18–27) и исходим из представления о том, что при создании ритмизированных фрагментов звучащего текста группировка явлений происходит за счет таких характеристик, как высота тона, длительность и интенсивность звучания, соразмерность величины синтагм, расположение интонационной вершины синтагмы.

Наблюдения показывают, что для канонического молитвенного чтения просодическими ритмообразующими средствами являются синтагматическое членение, мелодическое оформление минимальных речевых отрезков, двувершинный характер интонационных моделей. При этом важнейшим принципом ритмической организации молитвы является принцип симметрии. Она проявляется в членении речевого потока на пропорционально соотносимые минимальные отрезки, в упорядоченности мелодических повторов, в просодическом равновесии внутри синтагмы. Рассмотрим эти ритмические приемы подробнее.

Симметричное чередование  с и н т а г м  р а з н о й  д л и н ы  проявляется либо как полное соответствие в расположении частей целого по отношению к центру (зеркальная симметрия), либо как соразмерность выделяемых в синтагмы речевых фрагментов (простая или параллельная симметрия). Например, в тропаре из Канона умилительного ко Господу нашему Иисусу Христу наблюдается зеркальная симметрия:

[20] Время, Иисусе мой, еже дал ми еси, в страсти иждих,
Иисусе мой;/

[12] темже, Иисусе мой, не отвержи мя,/

[20] но воззови, молюся, Владыко, Иисусе сладчайший, и спаси/ (95R).

Как видно из транскрипции, одинаковые по длине синтагмы обрамляют контрастирующий с ними по протяженности речевой отрезок, расположенный в центре ритмического единства.

 Ритмизация третьего кондака из Акафиста ко Пресвятой Богородице строится на основе простой симметрии:

[21] Сила Вышняго осени тогда к зачатию Браконеискусную,/

[21] и благоплодная Тоя ложесна, яко село показа сладкое,/

[10] всем хотящим жати спасение,/

[6] внегда пети сице:/

[5] Аллилуия/ (295S).

Транскрипция показывает, что первая пара синтагм представляет собой повтор равносложных речевых фрагментов. В завершающей кондак паре наблюдается неполная симметрия, которую образуют следующие одна за другой шести- и пятисложные синтагмы.

Ритмическая симметрия находит отражение и в мелодических чередованиях канонического молитвенного чтения, как это происходит, например, в одном из вариантов прочтения тропаря "Под Твое прибег благоутробие...":
  РС                                  РС
...во мне пребуде, Спасе,/ и аз, якоже рекл еси, в Тебе:/

              РС                           РС
се бо дерзая на милостьТвою,/ ям Тело Твое/... (244Т).

Анализ обнаруживает, что последовательности  т о н а л ь н ы х  изменений в молитвословиях тоже могут строиться по принципу простой и зеркальной симметрии. Простая (или параллельная) симметрия возникает, когда в нескольких следующих одна за другой синтагмах воспроизводится либо одна и та же интонационная модель, либо повторяется сочетание двух интонационных моделей. Примером простой мелодической симметрии может служить звучание славословия:

     В                                В
Слава Тебе, Боже наш,/ слава Тебе/ (299М).


Транскрипция показывает, что здесь просодический ритм создается повтором восходящих интонационных моделей. Простая симметрия наблюдается и в звучании одного из икосов в Акафисте ко Пресвятой Богородице:
   РВ                                                                                НВ
 Радуйся, еюже радость воссияет,/ радуйся, Еюже клятва исчезнет,/

  РВ                                                                                       НВ
 Радуйся, падшаго Адама воззвание,/ радуйся, слез Евиных избавление./

   РВ
Радуйся, высото, неудобовосходимая человеческими помыслы,/

                                                                      НВ
радуйся, глубино неудобозримая и Ангельскими очима/... (42S).

В этой молитве, как видно из транскрипции, последовательно повторяются сочетания двух интонационных моделей: мономелодической и нисходяще-восходящей, что приводит к ритмической упорядоченности звучания.
Зеркальная мелодическая симметрия в молитвословиях представляет собой полное соответствие в интонационном оформлении частей целого по отношению к центру. Так, например, в прочтении одного из верующих начало молитвы Господней ритмически организовано по принципу зеркальной симметрии:


 РС
Отче наш, Иже еси на небесех!/

          НВ
Да святится имя Твое,/

        РС
да приидет Царствие Твое/... (242N).

Транскрипция показывает, что мономелодическая модель первой синтагмы молитвословия повторяется затем в завершающей фрагмент синтагме, что приводит к единообразию интонаций в инициальной и финальной частях молитвенного зачина.

Симметрия как важнейший принцип ритмической организации молитвы обеспечивается и благодаря  д в у в е р ш и н н о м у  характеру подавляющего большинства интонационных моделей, использующихся в каноническом молитвенном чтении. Двувершинные рамочные конструкции как бы уравновешивают начало и конец синтагмы, создают ее симметричное просодическое выражение.

Как показывает анализ материала, звуковая симметрия в пределах синтагмы может создаваться в каноническом молитвенном чтении несколькими приемами. Во-первых, начало и конец синтагмы могут выделяться изменением тона, что приводит к мелодическому равновесию минимальных речевых отрезков, например:

            ВС                         (НВ)
...да не будет же ми в живот вечный/...(337R);

         НВ                                     (НВ)
...очисти всего от скверны и плоти духа/ (310R);

            НВ                (НВ)
… и нетленен сотворяюся/ (320R)

               ВС                       (ВС)
...и оставлении грехов рабов Божиих/... (148F).

Во-вторых, интонационная симметрия может возникать и в тех случаях, когда одна из вершин рамочной конструкции маркируется мелодически, а другая – увеличением длительности ударного гласного, например:

                                         НВ
...Святыя Матере Твоея мольбами/... (62R);

 НВ
...молитв ради Пречистыя Твоея Матере,/

  НВ
преподобных и богоносных отец наших/... (116N).

В-третьих, сигналом инициальной и финальной вершин в синтагме может быть удлинение ударных гласных, как это происходит в мономелодических моделях, характеризующихся ровным движением тона в среднем или высоком регистре, например:

     РВ
Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу/...(297М);

         РС
Под Твое прибег благоутробие, Блаже/... (244Т).

Транскрипция показывает, что отсутствие мелодических изменений компенсируется увеличением длительности ударных гласных в обеих вершинах синтагмы, что приводит к ее просодическому равновесию.

 Ритмизация свойственна и интонационному оформлению неканонического молитвенного чтения. Однако здесь спектр просодических ритмообразующих средств значительно уже. Основным средством создания ритма является характер мелодических изменений. Речь идет о чередовании восходящих и нисходящих движений тона в рамках синтагмы или последовательности синтагм.

 Ритмическая упорядоченность мелодических чередований в неканоническом молитвенном чтении создается двумя приемами. Во-первых, отмечается использование двувершинных нисходящих интонационных моделей, в которых первая вершина отмечена повышением, а вторая – понижением мелодического контура (В+Н), например:

           (В)                     Н              (В)              Н
 Преподобный отче Серафим,/ преподобный отче Сергий,/

         (В)                            Н
 святый великий мученики Трифон/... (267А).

Как видно из транскрипции, в молитве, обращенной к святым угодникам, мелодическое равновесие во всех трех синтагмах обеспечивается сочетанием восходящих и нисходящих движений тона.

 Во-вторых, материал, имеющийся в нашем распоряжении, показывает, что в неканоническом молитвенном чтении ритмическая упорядоченность восходящих и нисходящих мелодических изменений наблюдается не только в пределах минимальной единицы членения речевого потока, но и на более крупных участках звучащей молитвы. В этом случае ритмизация обеспечивается чередованием в соположенных синтагмах таких моновершинных интонационных моделей, которые характеризуются повышением либо понижением мелодического контура, например:

                В                                 Н
 ...благодарю тебя/ за прошедшую ночь,/

                В                                 Н
 благослови меня/ на сегодняшний день/... (189С).

В приведенном фрагменте утренней молитвы к Богородице ритм звучания создается повтором восходящих и нисходящих интонационных моделей в следующих друг за другом синтагмах.

 Другим способом ритмического построения звучащей молитвы в неканоническом чтении является сочетание нескольких восходящих мелодических контуров с нисходящим движением тона (В+В+В+Н или В+В+В+Н’). Такая ритмомелодическая последовательность встречается в рамках как одной, так и нескольких синтагм, следующих одна за другой. Например, в одном из прочтений Похвалы Богородице два восходящих движения тона в начале и середине синтагмы сочетаются с нисходящим мелодическим контуром в финальной части синтагмы:

      (В)                            (В)            Н
 ...и славнейшую без сравнения Серафим/... (144А).

Эта же ритмическая последовательность восходящих и нисходящих движений тона в другой молитве реализуется на большем по протяженности участке текста:

   В                                                         В                   В
 Господи,/ благодарю Тебя за прошедшую ночь,/ благослови

     Н’       В

меня/ на сегодняшний день,/ благослови меня/ и благослови

         В                 В                                Н’
этот день,/ и помоги мне его/ провести в добрых делах/ (103С).

Как видно из транскрипции, в благодарственной молитве, обращенной ко Спасителю, наблюдается повтор нескольких моновершинных синтагм, оформленных тремя восходящими и нисходящей интонационными моделями.

Анализ показывает, что для неканонического чтения характерна стабильность ритмических рисунков отдельных частей молитвы. При этом смена ритма может использоваться в качестве пограничного сигнала между смысловыми частями текста, как это происходит, например, в одном из прочтений Отче наш, где ритмический контраст отделяет призывание от славословий и прошений молитвы. (В квадратных скобках в начале строки указывается направление движения тона в синтагмах .) :

            В   Н
[В–Н] Отче наш,/

           Н’
[Н]  иже еси/

            Н’
[Н]  на небеси./

                           В                                 Н’
[В–Н] Да святится Имя Твое,/ да приидет Царствие Твое,/

                          В                                В              Н’
[В–В–Н] да будет воля Твоя,/ яко на небеси/ и на земли./

     
            В                (’)                        Н’
[В–Н] Хлеб наш насущный/ даждь нам днесь;/

               (В)           Н
[В–Н] и остави нам долги наша,/

                          В                            (В)    Н’
[В–В–Н] якоже и мы оставляем/ должником нашим;/

                                              В                  В                    Н’
[В–В–Н] и не введи нас во искушение,/ но избави/ нас от лукаваго/
  (243А).

Основу ритмической структуры призывания (первой части молитвословия) составляют короткие равносложные синтагмы, дву последние из которых отличает акцентно-мелодическая однородность: обе оформляются нисходящим движением тона на вершинном гласном; и в той, и в другой синтагме чередуются ударения, попадающие лишь на нечетные слоги (при этом читающий молитву переносит ударение в словах еси и небеси с последнего на предпоследний слог, что позволяет избежать контактного расположения ударения и усиливает ритмическую мерность речи).

Во второй части молитвословия, состоящей из трех славословий и четырех прошений, трех- и четырехсложные синтагмы сменяются более пространными минимальными речевыми отрезками (средняя длина синтагмы составляет здесь 7 слогов), а ритмичность звучания создается периодическим чередованием двух типов мелодических изменений: последовательного повышения и понижения тона (В–Н) и сочетания "восходящий + восходяще-нисходящий тон" (В–В–Н).

Итак, ритмизация свойственна обеим разновидностям молитвенного чтения – каноническому и неканоническому. Она имеет сложный характер и эксплицируется разноуровневыми средствами. Важнейшим принципом ритмической организации молитвенного текста является симметрия, которая, используется не только как формальный прием, отражая стиховую природу молитвословий, но и воплощает сущностные семантические признаки молитвы.

Прежде всего интонационная симметрия позволяет подчеркнуть противопоставление Божественного и земного, которое ощущает каждый верующий, приступая к молитве. Вместе с тем симметрическая соразмерность звучания молитвенного текста отражает диалектическое единство Высокого и низменного, Вечного и греховного в мире и в человеке. Наконец, в восприятии человека симметрия всегда связывается с представлениями о Прекрасном и Вечном. И если молитва есть "путь восхождения к Богу" как воплощению Высшей и Вечной Гармонии, то приобщение молящегося к этой Высшей Гармонии находит отражение в ритмической симметрии звучащего молитвенного текста.


Страница 10 - 10 из 10
Начало | Пред. | 6 7 8 9 10 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру