Русский язык

«Стилистика» В. И. Классовского
Имя и труды известного педагога и филолога Владимира Игнатьевича Классовского (1815–1877) представляют большой интерес для современной аудитории, так как ориентированы в основном на практическое изучение отечественной словесности в том высоком смысле, как ее понимали в XIX веке. И это не случайно: В. И. Классовский долгие годы преподавал русский и латинский языки в московских гимназиях, был наставником-наблюдателем по русскому языку в военно-учебных заведениях, состоял членом ученого комитета Министерства народного просвещения. >>
«Филология — это наша жизнь» (об Алексее Александровиче Шахматове)

Это была вершина русской филологии, человек необыкновенный и своими способностями ученого, и характером деятельности, и своей биографией. В. Я. Брюсов

Личность Алексея Александровича Шахматова — особая страница в истории России, а его судьба — подлинное свидетельство того, как происходят становление человека и «гравировка» его внутреннего мира сначала в семейном кругу, а потом в обществе, для которого он стал живой легендой — ученым с мировым именем, поднявшим материю науки на высокий духовно-нравственный пьедестал. >>
Русский язык и языкознание в дореволюционной России
Статьи из «Энциклопедического словаря» Брокгауза-Ефрона: акад. А.А. Шахматов Мы предлагаем ознакомиться читателям портала с оригинальными статьями А. Шахматова, А. Погодина и С. Булича, опубликованными в отдельном томе «Энциклопедического словаря» Брокгауза-Ефрона «Россия». В них выражена концепция отечественной лингвистической мысли рубежа XIX–XX вв., показаны достижения наших ученых в ведущих областях русистики и славистики, дан подробный анализ черт русского, белорусского и малорусского (в терминологии А. Шахматова) наречий. Ниже публикуется статья акад. А.А. Шахматова «Русский язык» >>
Новые явления в русском словообразовании
Состояние и развитие русского словообразования проявляется в темпах пополнения лексической системы при помощи новых производных слов, в соотношении своего и заимствованного, в языковом творчестве. Динамические процессы в словообразовании связаны с общими языковыми изменениями, вызванными социально-экономическими и политическими преобразованиями в российском обществе в конце ХХ и начале ХХI вв. К таким изменениям, которые усиливаются в связи с развитием электронных средств массовой информации и коммуникации, относят ослабление нормативных правил образования и употребления языковых единиц, жаргонизацию современного русского языка, расцвет языковой игры, резкое увеличение потока английских заимствований. >>
Школьный словарь-тезаурус лингвистических терминов
Тезаурусом называют словарь, в котором слова сгруппированы по тематическим рубрикам. Положение лексической единицы языка (слова или словосочетания) в тезаурусе определяется её смыслом в этом языке. И, соответственно, знание типов и системы семантических отношений, в которые вступает данное слово, позволяет нам судить о его смысле. >>
Научное наследие Московской лингвистической школы. Часть II
Представляемый корпус архивных документов Московской лингвистической школы с разных сторон освещает ее деятельность — от зарождения и становления традиции в конце XIX в. до поколения «детей» и «внуков», продолжавших славные начинания своих знаменитых предшественников. Таким образом, мы постарались соблюсти последовательность в генеалогии и хронологии одного из самых влиятельных и перспективных направлений в языкознании, объективно показать те его стороны, которые остались за пределами нашего внимания в прежние годы. >>
Слово – это просто или сложно?
В современной лингвистической литературе можно найти несколько разных вариантов определения слова: всё зависит от того, под каким углом зрения его рассматривает исследователь и какие его грани и свойства хочет выявить и охарактеризовать. Слово – как для большинства простых носителей языка, так и для специалистов в области самых разных лингвистических дисциплин – является центральной языковой единицей. >>
История языка как история духа народа
Размышления над книгой Ф. И. Буслаева «О влиянии христианства на славянский язык. Опыт истории языка по Остромирову Евангелию»

Мы даем слову свое собственное значение, соответственное степени нашего умственного образования: наши предки, еще не утратив в своем сознании первоначального впечатления, словом выражаемого, не могли на слово налагать чуждое ему значение и применяли свою мысль к основному корню слова, естественно развивая таким образом его смысл.  Ф. И. Буслаев. О влиянии христианства на славянский язык. Опыт истории языка по Остромирову Евангелию. М., 1848. С. 7.

>>
Старославянский язык
Размышления о книге профессора М.Л. Ремневой «Старославянский язык» и смежных вопросах Возникают, затихают и снова возрождаются споры о церковнославянском языке - языке Священного Писания, Божественной Литургии, церковного обихода. Споры эти не случайны. Они связаны не только с духом времени, нынешним состоянием церковной культуры, но имеют и свою историю. Каждый раз, как в жизнь Православной Церкви входит новая волна светской стихии - обмирщением ли церковного сознания, кризисом ли отношений Церкви и государства, притоком ли в Церковь многочисленных новых ее членов, - возникает напряжение, связанное с языком Церкви. Напряжение это проявляется в выборе: либо сделать язык богослужения доступным - приспособить к уровню обыденного сознания; либо, осваивая язык Церкви, преодолеть обыденное сознание, чтобы прийти к пониманию высоких смыслов Священного Писания и православного богослужения. Но для освоения и осмысления языка Церкви нужны серьезные усилия. >>
В защиту Отделения русского языка и словесности Российской академии наук
Пo поводу проекта о слиянии II и III Отделений в «Oтделение истории и филологии» Публикуемый документ, извлеченный из фондов Санкт-Петербургского филиала Архива РАН, раскрывает неизвестные страницы истории отечественной науки 1920-х гг. В этот период в организации деятельности Академии Наук и ее отделений произошли необратимые изменения, повлекшие за собой фактическое уничтожение традиций бывшего II Отделения русского языка и словесности, коренную ломку целей, задач и функций в гуманитарной области знания, выведение на периферию таких основополагающих наук, как славяноведение, история русского языка, древнерусская литература и др. Документ отражает точку зрения прежнего (дореформенного) состава членов ОРЯС и их предложения по поводу нецелесообразности слияния ОРЯС с Отделением истории и филологии. >>

41 - 50 из 195
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру