К вопросам по истории русской православной Церкви

Библиография

Общие руководства

Православная энциклопедия / Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II./ Том "Русская православная Церковь".— М.: Церковно-научный центр Русской Православной Церкви "Православная энциклопедия", 2000.— 656 с. [Разделы (авторов не указываем)]: Периодизация истории Русской Церкви.—Христианство на территории исторической России до ее крещения.— Русская Церковь в X – 1-й трети XV в.— Русская Церковь в период автокефалии; учреждение Патриаршества.— Русская Православная Церковь в XVII в.— Западнорусская митрополия. 1458–1686 гг.— Русская Православная Церковь в синодальную эпоху. 1700–1917 гг.— Русская Православная Церковь в новейший период. 1917–1999 г.— Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период.— Высшая церковная власть и ее взаимоотношения с государственной властью. X–XVII вв.— Высшее управление Русской Православной Церкви. 1700–1999 гг.—Епархиальное управление и епископат Русской Церкви. X–XVI вв.— Епархиальное управление и епископат Русской Православной Церкви. 1700–1999 гг.— Приходское духовенство в Древней Руси. X–XV вв.— Приход и приходское духовенство в Русской Церкви. XVI–XVII вв. .—Приход и приходское духовенство в Русской Церкви. XVIII–XIX вв.— .—Приход в Русской Православной Церкви. XIX в.— Пастырское служение в Русской Православной Церкви. XX в.— Русское монашество и монастыри. X–XVII вв. Монастыри и монашество. 1700–1998 гг.— Канонизация святых в Русской Православной Церкви.— Духовная литература и письменность. X–XVII вв.— Духовное образование в России. XVII–XX вв.— Церковная наука в России/ XVII–XX вв.— Русская религиозная философия.— Богослужение Русской Церкви. X–XX вв.— Русское церковное искусство. X–XX вв.—I. Архитектура русского православного храма. X–XX вв.—II. Русская церковная живопись. X–XX вв.— III. Церковная монументальная резьба, литье и скульптура. XII–XX вв.— IV. Русское церковное искусство малых форм. X–XX вв.— V. Церковное шитье.— VI. Православное искусство Украины и Белоруссии. XIV–XVIII вв.— Церковное пение. Приложение. Основные события русской государственной и церковной истории. IX–XX вв. Основные события государственной и церковной истории Западнорусской митрополии.

Макарий (Булгаков) (1816–1882), митрополит Московский и Коломенский.История Русской Церкви. В 9 тт.— М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Митрополит Макарий (в миру Михаил Петрович Булгаков, 1816–1882) — выдающийся церковный ученый XIX века, академик Императорской Академии наук, действительный член Общества любителей российской словесности. Его перу принадлежат также работы из других областей церковной науки, в том числе знаменитый труд "Православно-догматическое богословие", в течение многих лет являвшийся основным учебным пособием по данному предмету в православных семинариях и Академиях. Жизнеописание митрополита Макария приводится в начале I тома настоящего издания. В основу настоящего издания положена тринадцатитомная "История Русской Церкви" высокопреосвященнейшего Макария, последний том которой увидел свет уже после кончины знаменитого ученого, почившего в сане митрополита Московского и Коломенского. Задачу приблизить этот выдающийся по фактической полноте труд к современному знанию выполняют вступительные статьи и научно-редакционные комментарии, подготовленные современными исследователями на основе новейших открытий; этой же цели служит система указателей и хронологических списков. Две новые книги, посвященные Синодальному периоду в истории Русской Церкви (1721–1917 гг.) и истории Церкви XX в., написаны современными церковными историками. В научный аппарат каждого тома входят списки черно-белых и цветных иллюстраций, указатели имен, географических, этнических и церковно-административных наименований, указатели основных событий церковной и государственной истории за описываемый период, списки монастырей, начиная с книги II — списки архиереев Русской Православной Церкви; начиная с книги III — списки епархий. В большинстве томов есть также указатели "Покров Пресвятой Богородицы над Россией: хронологический список явлений Пресвятой Богородицы и Ее прославления в знамениях, чудесах и иконах Русской Православной Церкви" и "Святая Русь. Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви". Ввиду фундаментального значения издания мы приводим достаточно развернутое содержание каждого тома.

КНИГА ПЕРВАЯ. История христианства в России до равноапостольного князя Владимира как введение в историю Русской Церкви.— 1994.— 408 с.: ил.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. История христианства в пределах нынешней России до основания Русского царства.
Глава I. Проповедь святого апостола Андрея в странах наших.
Глава II. Церковь Христова в древней Скифии, или нынешнем Новороссийском крае.
Глава III. Церковь Христова в древней Сарматии, или Нынешнем Кавказском крае.
Глава IV. Церковь Христова в Закавказье.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. История христианства собственно в царстве Русском до происхождения Русской Церкви при равноапостольном князе Владимире.
Глава I. Перевод Священного Писания и богослужебных книг на славянский язык.
Глава II. Начатки христианства в царстве Русском со времени основания его до великой княгини Ольги.
Глава III. Состояние христианства в царстве Русском при Великой княгине Ольге и по смерти ее до обращения великого князя Владимира.
Глава IV. Обращение к христианству великого князя Владимира.Приложение содержит, помимо аппарата, публикацию 6 источников по истории данного периода, список вселенских святых, подвизавшихся или скончавшихся на территории будущей Российской империи (в Крыму и на Кавказе) до крещения Руси, а также хронологический список Константинопольских патриархов, византийских императоров и основных событий, имеющих отношение к истории Русской Церкви (I–X в.) Библиография: Список источников и литературы, использованных митрополитом Макарием: рукописи — 4 названия; печатные издания на русском языке — 142 названия, на западноевропейских языках — 124 названия; дополнительный список: 76 названий; также в примечаниях.

КНИГА ВТОРАЯ. История Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от Константинопольского патриарха (988–1240). Тт. 1–3.— 1995.– 704 с.: ил.
ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ. Состояние Русской Церкви от первого ее митрополита святого Михаила до избрания митрополита Илариона (988–1051).
ТОМ 1.
Глава I. Первоначальные пределы Русской Церкви и ее первая иерархия.
Глава II. Первые храмы в России и состояние богослужения.
Глава III. Первые училища в России и памятники духовного просвещения и учения.
Глава IV. Первоначальное церковное законоположение в России и преимущества русского духовенства.
Глава V. Первые монастыри в России и состояние веры и нравственности.
Глава VI. Первоначальное отношение Русской Церкви к другим Церквам и обществам христианским.

ОТДЕЛ ВТОРОЙ. Состояние Русской Церкви от митрополита Иллариона до избрания митрополита Климента Смолятича (1051–1147).
ТОМ 2.
Глава I. Иерархия и паства.
Глава II. Киево-Печерский монастырь и другие обители.
Глава III. Духовное просвещение, учение и письменность.
Глава IV. Состояние богослужения.
Глава V. Церковное управление и преимущества духовенства.
Глава VI. Состояние веры и нравственности.
Глава VII. Отношение Русской Церкви к другим Церквам и обществам религиозным.
ОТДЕЛ ТРЕТИЙ. Состояние Русской Церкви от митрополита Климента Смолятича до начала второго периода, или до митрополита Кирилла II (1147–1240).
ТОМ 3.
Глава I. Иерархия и паства.
Глава II. Монастыри.
Глава III. Богослужение.
Глава IV. Духовное просвещение, учение и письменность.
Глава V. Церковное управление и преимущества духовенства.
Глава VI. Состояние веры и нравственности.
Глава VII. Отношение Русской Церкви к другим Церквам.
Приложение содержит разделы "Покров Пресвятой Богородицы над Россией" и "Святая Русь" (см. характеристику издания в целом), список архиереев Русской Православной Церкви (кон. X — сер. XIII в.), список монастырей, основанных на Руси в 988–1240 гг., свод основных событий русской церковной и государственной истории (978–1240), именной и географический указатели. Библиография:
Список источников и литературы, использованных митрополитом Макарием: рукописи — 63 названия; печатные издания на русском языке — 264 названия, на западноевропейских языках — 84 названия; дополнительный список: 76 названий; также в примечаниях.

КНИГА ТРЕТЬЯ. История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240–1589). ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ. Состояние Русской Церкви от митрополита Кирилла II до митрополита святого Ионы, или в период монгольский (1240–1448). Тт. 4–5.— 1995.— 704 с.: ил.
ТОМ 4.
Глава I. Иерархия.
Глава II. Паства.
Глава III. Монастыри.
Глава IV. Богослужение.
ТОМ 5.
Глава V. Церковное право.
Глава VI. Духовная литература.
Глава VII. Состояние веры и нравственности.
Глава VIII. Отношение Русской Церкви к другим Церквам.
Приложение к т. 4 содержит 30 документов и текстов, к т. 5 — 12; разделы "Покров Пресвятой Богородицы над Россией" (1240–1448) и "Святая Русь" (сер. XIII — сер. XV в.; см. характеристику издания в целом), списки епархий, архиереев, монастырей, свод основных событий русской церковной и государственной истории, именной и географический указатели.Библиография:
Список источников и литературы, использованных митрополитом Макарием: рукописи — 226 источников; печатные издания на русском языке — 128 названий, на западноевропейских языках — 37 названий.
Новая литература по истории русской православной церкви 988–1448 гг.: издания источников по истории Русской Церкви 988–1448 гг. — 277 названий; исследования по истории Русской Церкви 988–1448 гг.: на русском языке — 347 названий, на европейских языках — 125 названий; исследования по истории Русской Церкви (конец X — середина XV в.), подготовленные в Московской и Ленинградской (Санкт-Петербургской) духовных академиях в 1950–1994 гг. — 35 названий.
Библиография также в примечаниях.

КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ. Часть первая. История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240–1589). ОТДЕЛ ВТОРОЙ. Состояние Русской Церкви от митрополита святого Ионы до патриарха Иова, или в период разделения ее на две митрополии (1448–1589). Тт. 6–7.— 1996.— 592 с.: ил.
ТОМ 6.
Глава I. Митрополит Иона; самостоятельность Русской Церкви и разделение ее на две митрополии.
Глава II. Митрополия Восточнорусская, или Московская: ее первосвятители и ход главнейших в ней событий.
Глава III. Расширение Московской митрополии и ее епархии.
ТОМ 7.
Глава IV. Монастыри.
Глава V. Духовная литература.
Приложение — 3 документа.
Библиография в примечаниях.

КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ. ЧАСТЬ II. История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240–1589). ОТДЕЛ ВТОРОЙ. Состояние Русской Церкви от митрополита святого Ионы до патриарха Иова, или в период разделения ее на две митрополии (1448–1589). Т. 8.— 1996.– 440 с.: ил.
ТОМ 8.
Глава VI. Богослужение.
Глава VII. Церковное право.
Глава VIII. Вера и нравственность.
Глава IX . Отношение Восточнорусской Церкви к другим Церквам и исповеданиям.
Приложение (относящееся к обеим частям кн. IV) содержит, помимо обычных указателей и списков, разделы "Покров Пресвятой Богородицы над Россией" (1448–1589 гг.) и "Святая Русь" (сер. XV  — кон. XVI в.; см. характеристику издания в целом). Библиография:
Список источников и литературы, использованных высокопреосвященным Макарием в 6–8 томах "Истории Русской Церкви": рукописи — 134 источника; печатные издания на русском языке — 310 названий на западноевропейских языках — 50 названий. Новая литература по истории Московской митрополии Русской Православной Церкви 1448–1589 гг.: издания источников: 223 названия; исследования: на русском языке — 388 названий, на европейских языках — 57 названий; исследования по истории Русской Церкви, подготовленные в Московской и Ленинградской (Санкт-Петербургской) духовных академиях в 1950–1994 гг.— 19 названий. Библиография также в примечаниях.

КНИГА ПЯТАЯ. Период Разделения Русской Церкви на две митрополии. История Западнорусской, или Литовской, митрополии (1438–1596). Т. 9.— 1996.— 560 с.: ил.
ТОМ 9.
Глава I. Борьба православия с папством и неудачные попытки к унии (1458–1503).
Глава II. Спокойное состояние православия, лишь изредка нарушавшееся борьбою с латинством, без попыток унии (1503–1555).
Глава III. Борьба православия с протестантством и иезуитами и новые усиленные попытки к унии (1555–1589).
Глава IV. Уния (1589–1596) Приложение: указатели и списки, относящиеся к данному периоду и местности (см. характеристику издания в целом). Библиография: Список источников и литературы, использованных высокопреосвященным Макарием в 9 томе "Истории Русской Церкви": рукописи — 72 источника; печатные издания на русском языке–126 названий, на западноевропейских языках — 70 названий. Новая литература по истории Киевской митрополии 1458–1596 гг.: издания источников: на русском языке - 58 названий; на западноевропейских — 36 названий; исследования.: на русском языке–163 названия, на европейских языках — 29 названий;исследования по истории Киевской митрополии (1458–1596), подготовленные в Московской и Ленинградской (Санкт-Петербургской) духовных академиях в 1950–1994 гг. — 11 названий. Библиография также в примечаниях.

КНИГА ШЕСТАЯ. История Русской Церкви в период ее самостоятельности (1589–1881). Патриаршество в России (1589–1720). ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ. Патриаршество Московское и всея Великия России и Западнорусская Митрополия (1589–1654). Тт. 10–11.— 1996.— 800 с.: ил.
ТОМ 10.
Глава I. Три первые патриарха в Москве и межпатриаршество.
Глава II. Западнорусская митрополия в борьбе с униею, под гнетом униатских митрополитов.
Глава III. Патриарх Московский Филарет и два преемника.
Глава IV. Западнорусская митрополия в борьбе с униею, под правлением православных митрополитов. Приложение содержит, помимо обычных указателей и списков, разделы "Покров Пресвятой Богородицы над Россией" (1589–1652) и "Святая Русь" (1589–1650; см. характеристику издания в целом). Библиография: Список источников литературы, использованных высокопреосвященным Макарием в 10 и 11 томах "Истории Русской Церкви": рукописи — 92 названия; печатные издания: на русском языке — 553 названия, на западноевропейских языках — 176 названий. Библиография также в примечаниях.

КНИГА СЕДЬМАЯ. Период самостоятельности Русской Церкви (1589–1881). ОТДЕЛ ВТОРОЙ. Патриаршество Московское и всея Великия, Малыя и белыя России — воссоединение западнорусской Церкви с восточнорусскою (1654–1667). Т. 12.— 1996.— 672 с.: ил.
ТОМ 12.
Глава I. Патриарх Никон — до оставления им кафедры: время управления его церковью.
Глава II. Патриарх Никон до его низложения и время междупатриаршества.
Глава III. Большой Собор в Москве, низложение патриарха Никона и новый патриарх Иосаф II. Приложение содержит, помимо обычных указателей и списков, разделы "Покров Пресвятой Богородицы над Россией" (1654–1696) и "Святая Русь" (1650–1700; см. характеристику издания в целом). Библиография. Список источников и литературы, использованных высокопреосвященным Макарием в 12 томе "Истории Русской Церкви": рукописи — 109 источников; печатные издания на русском языке — 108 названий, на западноевропейских языках — 9 названий. Новая литература по истории Московского Патриархата (1589–1700) гг.: издания источников: на русском языке — 275 названий, на западноевропейских — 14 названий.

Новая литература по истории Киевской Митрополии (1589–1700) гг.: издания источников: на русском языке — 67 названий, на западноевропейских — 30 названий; исследования: на русском языке — 176 названий, на европейских языках — 84 названия. Исследования по истории католицизма, унии и протестантизма на Украинско-Белорусских землях в конце XVI – XVII вв.: на русском языке — 56 названий, на европейских языках — 70 названий. Исследования, подготовленные в Московской и Ленинградской (Санкт-Петербургской) духовных академиях в 1950–1994 гг.— 35 названий. Библиография также в примечаниях.

КНИГА ВОСЬМАЯ.
Смолич Игорь Корнильевич.
История Русской Церкви. (1700–1917). ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.— 1996.— 800с.: ил.
Введение.
Глава I. Становление государственной церковности.
Глава II. Церковь и государство.
Глава III. Епархиальное управление.
Глава V. Духовное образование. Приложение содержит таблицы под общим заглавием "Развитие церковной жизни в XVIII–XX вв. (1700–1917)", в том числе: Структура церковного управления; Обер-прокуроры Святейшего Синода; Образование; Монашество,— а также список архиереев и основных событий русской церковной и гражданской истории. И. К. Смолич (1898–1970), автор двух частей восьмой книги "Истории Русской Церкви"), во время гражданской войны Смолич был боевым офицером в армии Корнилова и Деникина. С остатками армии барона Врангеля в 1920 г. покинул Родину. В 1923 г. он получил стипендию, позволившую ему продолжить образование в Берлине. Сначала посещал лекции в Русском Экономическом институте, где слушал Бердяева, Карсавина, Кизеветтера, Мякотина и Стратонова, а в 1925 г. поступил в Университет Фридриха-Вильгельма, где изучал русскую средневековую и новую историю. То влияние, которое старчество оказывало в середине XIX века на связанные с Церковью круги русской интеллигенции, стало темой докторской диссертации Смолича о жизни и мировоззрении И.С. Киреевского, которую он защитил в 1930 г. В 1953 г. И. К. Смолич был вынужден переселиться в Западный Берлин, где получил место в Восточноевропейском Институте при Свободном университете. Историк был прихожанином Воскресенского собора в Западном Берлине — кафедрального собора Германской епархии Московской патриархии. В 1964 г. он получил звание доктора богословия, присужденное ему Сергиевским Богословским институтом. Библиография: Общая литература: а) Сущность Восточной Церкви: на русском языке — 3 названия; на западноевропейских — 51 название; б) Культурная, политическая и социальная история России XVIII–XX вв.: на русском языке — 27 названий, на западноевропейских — 39 названий.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.— 1997.— 800 с.: ил.
Глава I. Церковное окормление верующих.
Глава II. Раскол, секты и меры против них.
Глава III. Миссионерство.
Глава V. Отношение Русской Церкви к другим христианским исповеданиям. Приложение содержит, помимо обычных указателей и списков, разделы "Покров Пресвятой Богородицы над Россией" (1654–1696) и "Святая Русь" (1650–1700; см. характеристику издания в целом). Библиография: на русском языке — 1409 названий, на западноевропейских — 338 названий. Дополнение к списку литературы: 92 названия. Исследования, подготовленные в Московской и Ленинградской (Санкт-Петербургской) духовных академиях в 1950–1994 гг. — 106 названий.

КНИГА ДЕВЯТАЯ.
Протоиерей Владислав Цыпин. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ (1917–1997).— 1997.– 832 с.
Глава I. Поместный Собор 1917–1918 гг.
Глава II. Русская Церковь при Святейшем Патриархе Тихоне (1917–1925).
Глава III. Русская Церковь во главе с Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Петром.
Глава IV. Русская Церковь при Местоблюстителе Петре и Заместителе Местоблюстителя митрополите Сергии (1925–1936).
Глава V. Церковная жизнь на канонической территории Московского Патриархата за пределами Советского Союза (1918–1940).
Глава VI. Русская Церковь при Местоблюстителе патриаршего престола митрополите Сергии (1936–1943)
Глава VII. Русская Православная Церковь при Патриархе Сергии (1943–1944).
Глава VIII. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексии I (Симанском) (1944–1970).
Глава IX. Русская Церковь при Святейшем Патриархе Пимене (1970–1990).
Глава X. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексии II.
Глава XI. Церковная диаспора.
Глава XII. Религиозное просвещение.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви. В пяти периодах.— М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2001.— VI + 842 с. Репринтное воспроизведение издания: М., 1888.

1. Понятие об истории церкви и русской церкви.
2. Образ изложения событий.
3. Источники и пособия.
I. Первый период — от начала христианства в России до нашествия монголов, или до 1237 г.
II. Второй период — время порабощения России монголами, или 1238–1409 гг.
III. Третий период — от разделения митрополии до патриаршества, 1410–1587 гг.
IV. Четвертый период — период патриаршества, 1588–1719 гг.
V. Пятый период — период синодального управления (здесь он оканчивается кончиною императора Александра, 1826 г.) Выход в свет в середине XIX в. труда архиепископа Филарета ознаменовал расцвет отечественной церковно-исторической науки. Это был первый, по мнению современников, исторический труд "со стройным делением по периодам и предметам" в соединении с выдающимся богатством научных материалов.Архиепископ Филарет (в миру Дмитрий Гумилевский, 1805–1866). В 1826 г. поступил в Московскую Духовную Академию, в 1829 г. принял монашество; митрополит Филарет (Дроздов) дал ему при постриге свое имя. По окончании Академии со степенью магистра в 1830 г. иеромонах Филарет, как второй по успеваемости студент, согласно Уставу был оставлен в Академии; в сентябре того же года принял кафедру церковной истории. Чем бы в дальнейшем ни занимался высокопреосвященнейший Филарет: патрологией, догматикой, агиографией, гимнографией,— он оставался прежде всего историком. В 1841 г. архимандрит Филарет по воле начальства оставил Академию: начался период его архипастырского служения. Но на всех кафедрах — а он последовательно был епископом Рижским (1842–1848), архиепископом Харьковским (1848–1859) и архиепископом Черниговским (1859–1866),— владыка продолжал свои ученые труды. Уже будучи епископом, он начал издавать свой главный исторический труд — "Историю Русской Церкви". Приезжая на новое место, он кропотливо собирал материалы по истории епархии, ее монастырей и святынь. Несмотря на слабость здоровья, владыка работал до конца своих дней.

Голубинский Е. Е. История Русской Церкви.— М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, 1997.
Т. I: Кн. 1 — 968 с.; Кн. 2 — 926 + XVIII с.
Т. II: Кн. 1 — 920 с.; Кн. 2 — 616 с. Репринтное воспроизведение изданий: Москва, Императорское общество истории и древностей Российских при Московском Университете; соответственно, по книгам: 1901 г., 1904 г., 1911 г., 1911 г.

Том I.: Период первый, киевский или домонгольский.
Том II. Период второй, московский от нашествия монголов до митрополита Макария. Голубинский Евгений Евсигнеевич (1834–1912) — видный русский церковный историк, академик, профессор Московской Духовной Академии. Придерживался критического направления в церковной истории; это было вызвано поисками предельно объективного подхода к источникам. О нем: 5.1.5.

Полунов А. Ю., Соловьев И. В. Жизнь и труды академика Е. Е. Голубинского, с приложением "Воспоминаний" Е. Е. Голубинского и именного указателя к "Истории Русской Церкви".— М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, 1998.— 254 с. Библиография: 71 название опубликованных трудов и 16 неопубликованных.

5.1.6. Толстой М. В. История Русской Церкви. Рассказы из истории Русской Церкви.— Издание Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря, 1991.— 736 с. Приложение: Священник Сергий Мансуров. Хронологическая таблица к очеркам истории Церкви. Хронологические списки русских Святых, предстоятелей Русской Церкви, великих князей, царей, императоров и императриц Российских.
Граф Михаил. Владимирович Толстой (1812–1896) — русский духовный писатель, автор многочисленных книг по истории Русской Церкви.

Знаменский П. В. История Русской Церкви.— М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории; Paris: Bibliotheque Slave de Paris, Центр русских исследований в Медоне, 2000.— 462 с. Знаменский Петр Васильевич (1836–1917) — профессор кафедры русской церковной истории Казанского Университета, профессор Казанской Духовной Академии; в 1892 г. избран членом-корреспондентом Императорской Академии Наук по отделению русского языка и словесности. "Руководство к русской церковной истории" П. В. Знаменского, неоднократно переиздававшееся, до настоящего времени служит учебным пособием во многих учебных заведениях РПЦ.

Малицкий П. И. Руководство по истории Русской Церкви.— М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, 2000.— 464 с. Воспроизводится по третьему дореволюционному изданию книгопродавца И. Л. Тузова; том I — 1887 г. и том II — 1902 г. Учебный Комитет при Священном Синоде одобрил "Руководство" Малийцкого "к употреблению в духовных семинариях в качестве учебного пособия". Министерство народного просвещения рекомендовало библиотекам средних учебных заведений приобрести книгу "как полезную для учеников старшего возраста". В начале XX столетия автор получил за книгу премию имени Митрополита Макария.
МалицкийПавел Иванович (р. 1852) — преподаватель Тульской Духовной семинарии, историк Тульского края.

Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, 1999.— 936 с. Последнее руководство по истории Церкви в дореволюционный период. Доброклонский Александр Павлович (1856–1938) — выпускник Московской Духовной Академии, с 1889 по 1920 гг. профессор кафедры Церковной истории историко-филологического факультета Новороссийского ун-та; 1910–1920 гг.— декан историко-филологического факультета; 1915–1919 гг. исполнял обязанности ректора Новороссийского ун-та. В эмиграции — профессор Белградского ун-та.

Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Собрание сочинений в двух томах. М.: "ТЕРРА", 1992. Т. 1 — 686 с. Т. 2 — 570 с. Том первый.
Введение.
Период Киевский или домонгольский. Библиография: на русском языке — 79 названий, на европейских языках — 43 названия. Московский период. Библиография: на русском языке — 265 названий, на европейских языках — 64 названия.
Юго-Западная Митрополия. Библиография: на русском языке –82 названия, на европейских языках — 81 название.

Том второй.
Патриарший период (1586–1700). Библиография: на русском языке — 258 названий, на европейских языках — 75 названий.
Период синодальный. Библиография: на русском языке–192 названий, на европейских языках — 68 названий.Карташёв Антон Владимирович (1875–1960) — известный ученый, публицист и религиозный деятель, был одним из руководителей Петербургского религиозно-философского общества. После Февральской революции — министр вероисповеданий во Временном правительстве. Эмигрировав в 1920 году, он в течение многих лет являлся профессором Свято-Сергиевской Духовной Академии в Париже.

Поспеловский Д. В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР.— М.: Библейско-Богословский институт святого апостола Андрея, 1996.— 403 с. Поспеловский Дмитрий Владимирович — профессор русской и новой европейской истории в Университете Западного Онтарио, кроме того преподаёт в Библейско-Богословском Институте святого апостола Андрея, Смоленской Духовной семинарии и других вузах России.

Малков Юрий Григорьевич.
Русь Святая: Очерк истории православия в России.— М.: Правило веры, 2002.— 624 с.: ил. [Выдержка из содержания:]
От "Закона" к "Благодати". Христианизация древней Руси.
У корня "Древа государства Российского".
"Игумен земли Русской". Преподобный Сергий Радонежский и его духовное наследие.
"Душа на Волхове, сердце на Великой". Новгород и Псков в конце XIV — XV в.
Православная жизнь Московской Руси во второй трети XV — начале XVI в.
Создание единого Русского государства. XVI век.


 

Церковь и государство в эпоху Ивана Грозного

XVII век. Церковь и "великая смута". От Древней Руси к Новой России.
Российская империя в XVIII в. Православие и "реформа".
"Святая Русь" в России XIX в.
Православная Церковь в России XX в.
Слово Церкви: на пути к созиданию Святой Руси.
Библиография в примечаниях (около 200 названий).

Камкин Александр Васильевич. Православная Церковь на Севере России. Очерки истории до 1917 года. / Институт этнологии и антропологии Российской Академии Наук, Вологодский государственный педагогический институт.— Вологда: Вологодский государственный педагогический институт,1992.— 164 с. Библиография: 62 названия.

Литература по различным аспектам русской церковной истории

Флоровский Г. В., протоиерей. Пути русского богословия. / Предисловие протоиерея Иоанна Мейендорфа.— Киев: Путь к истине, 1991.— 600 с. Репринтное воспроизведение издания: Paris, YMCA-PRESS, 1983 г. Георгий Васильевич Флоровский (1893–1979) родился в семье одесского протоиерея. Учился в светских школах. Высшее образование получил на историко-филологическом факультете Новороссийского университета (в Одессе), где также изучал историю философии и естествознание. В 1920 году утвержден в звании приват-доцента, но тогда же эмигрировал. В Праге защитил магистерскую диссертацию о Герцене. В 1926 году принял приглашение на кафедру патрологии Богословского Института в Париже. В 1948 году, по приглашению митрополита Американского Феофила, переехал в Нью-Йорк, где стал профессором, а затем и деканом Свято-Владимирской Духовной Академии. Преподавал в Гарвардском университете и в Принстоне.

Стефанович Петр Сергеевич. Приход и приходское духовенство в России в XVI–XVII веках. / РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК. Институт Российской истории. / Ответственный редактор — член-корр. РАН Б. Н. Флоря.— М.: Изд-во "Индрик", 2002.– 352 с.
[Выдержка из содержания:]
Глава I. Частное владение церквами и церковными должностями (патронат, ктиторское право) в допетровской России. "Частное владение церквами": феномен и понятие— Домовые и
вотчинные церкви — Церкви и церковные места во владении духовенства— К проблеме источников права владения церквами.
Глава II. Проблемы материального обеспечения приходского духовенства.
К вопросу древнерусской десятине — Основные формы обеспечения приходского духовенства: церковные земли руга— Дополнительные источники доходов.
Глава III. Приходское духовенство между государственной и церковной властями.
Ружные и погостские церкви — Привилегии приходского духовенства и становление духовного сословия— Элементы сословного самоуправления.
Глава IV. Русский приход.
Происхождение прихода и формирование приходской сети.— Устройство прихода и его внутренняя жизнь: а) приходская община и клир; б) церковные старосты; в) частные интересы внутри прихода; г) внешнее воздействие на единство прихода.— Религиозный кризис и церковные реформы второй половины XVII века. Библиография: архивные источники — 13 единиц; публикации — 105 единиц. Основная литература: на русском языке — 146 названий; на европейских языках — 42 названия.


Монашество. История русских монастырей

Смолич И. К. Русское монашество. Возникновение, развитие и сущность (988–1917). / Перевод с немецкого протоиерея Владислава Цыпина.— Жизнь и учение старцев. / Перевод с немецкого митрополита Иоанна (Вендланда). / Приложение к "Истории Русской Церкви" митрополита Макария..— М.: Церковно-Научный центр Русской Православной Церкви "Православная энциклопедия", Изд-во "Паломник", 1999.— 608 с.
Сведения об авторе — при № 4.1.2, книга 8. Библиография: на русском языке — 565 названий, на европейских языках — 131 название.

Зырянов Павел Николаевич. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. М.: "Вербум – М", 2002.– 320 с.: ил. Библиография в примечаниях.

Тихон (Полянский), иеромонах. Путешествие в историю русских монастырей.— М.: ООО "ТИД "Русское слово — РС"", 2002.— 336 с.: ил. Книга в увлекательной форме рассказывает о происхождении и быте монашества, исторической миссии православных монастырей, их роли в формировании отечественной духовной культуры. Отражены архитектурное убранство, уклад монашеской жизни, история, святыни и достопримечательности многих монастырей. Перед читателями проходит галерея видных подвижников Русской Церкви: Сергия Радонежского, Саввы Сторожевского, Серафима Саровского и др.
Иеромонах Тихон (Полянский Сергей Михайлович) — священник Русской Православной Церкви, настоятель приходского храма в Подмосковье. Историк и преподаватель, занимается проблемами древнерусской религиозно-философской мысли, историей Церкви и культуры Древней Руси. Автор более 30 научных публикаций. В настоящее время завершает работу над научно-популярным пособием по истории православной Москвы и рядом исследовательских статей и переводов.

Четвериков Сергий, протоиерей. Правда христианства.— М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории; Город Пушкино Московской области: Издательский дом "Грааль", 1998.— 421 с.
[Выдержка из содержания:]
Молдавский старец Паисий Величковский. Его жизнь, учение и влияние на православное монашество.
Библиография: указатель литературы о старце Паисии Величковском: рукописные источники — 24 названия, печатные издания — 26 названий.
Оптина пустынь.

Правда христианства. (Избранные статьи)

Сочинение старца схимонаха и архимандрита Паисия Величковского, настоятеля Нямецкого и других молдавских монастырей "Об умной молитве. (Возражение против хулителей ее)".

Киево-печерский патерик. По древним рукописям. / В переложении на современный русский язык Марии Викторовой, бывшей воспитанницы Мариинско-Ермоловского женского училища.— Сергиев Посад: Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1991.— 160 с. Репринтное воспроизведение издания: Киев, Киево-Печерская Лавра, 1893.

Троицкий патерик, или сказания о святых угодниках Божьих, под благодатным водительством преподобного Сергия в его Троицкой и других обителях подвигом просиявших.— Сергиев Посад: Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992.— 374 с. Репринтное воспроизведение издания 1896.

Горский А. В., протоиерей. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.— М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996.— 166 с. Репринтное воспроизведение издания: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1910 г. Протоиерей Александр Васильевич Горский (1812-1875) — церковный историк, ученик Филарета (Гумилевского), ректор Московской Духовной Академии (1864–1875), где читал и общий курс церковной истории, и историю Русской Церкви. Главной задачей русской церковной истории полагал "изложить жизнь русского народа как общества верующих". Во многом благодаря ему в Московской Академии создавалась настоящая школа сильных историков Из его школы вышли не только замечательные церковные историки, но и прекрасные специалисты по патристике, догматике, церковному праву и т.п. Библиография: 37 названий.

Валаамский патерик.— М.: Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, "Паломник", 2001.– 366 с.: ил.
Библиография: 16 названий.

Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском монастыре. Исследование, текст, перевод с древнерусского, комментарии.— СПб.: "Глаголь", 1996.— 256 с.

Соловецкий патерик. / Синодальная библиотека.— М.: Изд-во "ИНТО", 1991.— 220 с.

Анзер и его святыни. Соловецкий монастырь. / Составитель В. П. Столяров.— Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь; Сестричество во имя Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы, 2001.— 144 с.

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда с жизнеописанием основателей ея: преподобного Серафима и схимонахини Александры, урожденной А. С. Мельгуновой. Составил архимандрит Серафим (Чичагов).— Краснодар: Краснодарское кн. изд-во, 1991.
Т. 1 — 464 с.: ил.
Т. 2 — 428 с.: ил.Репринтное воспроизведение издания второго Серафимо-Дивеевского монастыря. СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1903."Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря" — книга, значение которой в истории русской святости трудно переоценить. Составитель, священномученик Серафим (Чичагов; о нем см. № 5.5.10 настоящей библиографии), считал составление этой книги главным делом своей жизни; "Летопись" лежит у истоков канонизации и всенародного почитания старца Серафима. Составитель собрал все свидетельства о преподобном Серафиме его современников и самовидцев, предания о нем, бережно хранимые в основанной им Дивеевской обители, архивные материалы Саровского и Дивеевского монастырей, фактические данные и документы и воссоздал на их основе полную картину жизни и подвигов преподобного Серафима и значения его для религиозной жизни народа.

Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Глинский патерик.— М.: "Самшит", 1997.— 768 с. Глинская пустынь была одним из сокровенных очагов русской монашеской духовности. Здесь подвизались великие старцы, способные открывать людям волю Божию и вести истинным, единственно верным и спасительным путем ко Христу. Повествование о них, о преданиях обители, ее традициях с XVI по XX век раскрывает панораму русской духовной жизни и дает прикоснуться к опыту великих подвижников. Схиархимандрит Иоанн (в миру Иван Сергеевич Маслов, 1932–1991) с 22 лет был послушником Глинской пустыни,  в 1957 г. принял там монашество и пребывал ее насельником вплоть до закрытия пустыни властями в 1961 г. Затем окончил Московскую Духовную семинарию и Академию, преподавал в Московских Духовных школах пастырское богословие и литургику. Удостоился многих церковных наград. Был великим молитвенником, прозорливым старцем-духовником. Святейший Патриарх Алексий II назвал его выдающимся подвижником XX века. Опубликовано более 100 работ о. Иоанна. Магистерская диссертация посвящены святителю Тихону Задонскому, докторская — Глинской пустыни.

Русский монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона на святой горе Афонской.— М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995.— 254 с. Репринтное воспроизведение издания: Москва, 1886 г.

Миссионерство [Барсуков И. П.] Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников.— М.: Православное братство во имя Святителя Иннокентия, Митрополита Московского и Коломенского, Изд-во "ФИРМА АЛЕСЯ", 1997.— VII + 770 + XIV + XIV + 20 с. Репринтное воспроизведение издания: М.: 1883 г. Репринтное воспроизведение редчайшей и самой полной биографической книги о святителе дополнено именным и географическим указателями. Святителя Иннокентия (Попова-Вениаминова) (1797–1879), прославленного в 1977 г. в лике святых, еще при жизни именовали "апостолом Америки". Его евангельская проповедь на материках Америки и Азии — беспримерное служение православного миссионера, полное опасностей и тяжких испытаний. Он просвещал светом Христовым алеутов и чукчей, колошей и якутов, тунгусов и чувашей, перевел на алеутский язык Катехизис и Евангелие от Матфея, составил букварь с полным переводом важнейших молитв. Искусный каменщик и плотник, естествоиспытатель и мореплаватель, просветитель и общественный деятель, одна из самых ярких и могучих фигур XIX века, личность, без прикосновения к которой нельзя правильно понять отечественную историю и национальную идею.

Жизнеописание Иннокентия, Митрополита Московского, Апостола Аляски. Несколько мыслей касательно воспитания духовного юношества.— М.: "Подиум", 1991.— 48 с. Напечатано по тексту издания Сан-Францисской Епархии, 1952 г.

Путешествия и подвиги Святителя Иннокентия, Митрополита Московского, апостола Америки и Сибири. / Авторы- составители Н. В. Романова, Н. Ю. Лазарева.— М.: "Даниловский благовестник", "Правило веры", 1999.— 160 с. Библиография: 7 названий.

Широков Сергий, священник.
Валаамский монастырь и Американская Православная Миссия. История и духовные связи.— М.: Храм Святой Троицы у Покровских ворот, Изд-во "Либрис", 1996.— 112 с. Библиография после каждой главы, всего 122 названия.

Нестор (Анисимов), митрополит. Моя Камчатка. Записки православного миссионера. / Составление и предисловие (с биографическим очерком о митрополите Несторе) С. Фомина.— Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.— 272 с.
Митрополит Нестор (1885–1962), с 1907 г. в сане иеромонаха нес миссионерское служение на Камчатке. Создал Камчатское православное братство; перевел на корякский язык Божественную Литургию и часть Евангелия, на тунгусский — молитву Господню, заповеди Господни и несколько молитв. В октябре 1916 г. был хиротонисан во епископа Камчатского и Петропавловского. В 1917–1918 гг. участвовал в работе Всероссийского Церковного Собора и выборах Патриарха; написал книгу "Расстрел Московского Кремля (27 октября — 3 ноября 1917 г.)". После революции оказался в Японии, затем в Маньчжурии (Харбин); в 1945 г. вступил в каноническое подчинение Московской Патриархии, в 1946 г. возведен в сан митрополита Харбинского и Маньчжурского. В этом сане арестован в июне 1948 г., отбывал заключение в мордовских лагерях; освобожден в январе 1956 г. В 1956–1959 гг. — митрополит Новосибирский и Барнаульский, с декабря 1959 — митрополит Кировоградский и Николаевский.

Сергий (Страгородский), архимандрит. По Японии (Записки миссионера).— М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, 1998.—230 с.
Записки вышли первым изданием в Сергиевом Посаде в 1897 г. ("На Дальнем Востоке. Письма Японского миссионера"). Настоящее издание воспроизводит текст по выпуску 1909 г.
Архимандрит Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) — впоследствии (с 1943 г.) двенадцатый Всероссийский Патриарх. В 1890 г., приняв монашеский постриг и блестяще защитив диссертацию на звание кандидата богословия по окончании Санкт-Петербургской Духовной академии, отбыл на службу в состав Японской православной миссии.

Николай-до. Святитель Николай Японский. Краткое жизнеописание. Выдержки из дневников.— СПб: "Библиополис", 2001.— 224 с. Святой равноапостольный Николай Японский (Иван Дмитриевич Касаткин, 1836–1912), создатель и первоиерарх Японской православной церкви, был причислен к лику святых в 1970 году. Вся жизнь и все силы святителя были отданы проповеди Евангелия, сеянию Слова Божия в Стране Восходящего Солнца. Этим трудам он отдал более полувека и оставил потомкам собор, 8 храмов, 175 церквей, 276 приходов; общее число православных в Японии к его кончине достигло почти 35 000 человек. "Не было человека в Японии, после императора, который пользовался бы в стране такою известностью",— писал посетивший Японию священник-современник. "Знать о нем возможно более подробно — долг всякого русского человека,— писала автор одного из первых его жизнеописаний,— потому что такие люди, как архиепископ Николай,— гордость и украшение своей страны". Библиография — 13 наименований.

Литература по различным периодам и регионам русской церковной истории

Макарий (Веретенников), архимандрит. Московский Митрополит Макарий и его время. Сборник статей.— М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, 1996.– 304 с. О тематике книги и авторе см. при № 5.4.9. Библиография: книги и статьи, вышедшие в XVIII–XIX вв.— 95 названий;опубликованные работы Архимандрита Макария (Веретенникова) с 1978 года по 1994 год: на русском языке — 61 название; на европейских языках — 17 названий.

Иоанн (Вендланд), митрополит Ярославский и Ростовский.
Князь Федор (Черный). Митрополит Гурий: Исторические очерки.— Ярославль: ДИА-пресс, 1999.— 180 с.

Митрополит Иоанн (Константин Николаевич Вендланд, 1909–1989) родился в Петербурге.. После окончания Ленинградского горного института работал на Урале, а потом много лет в Средней Азии. Читал лекции и вел практические занятия по петрологии в Ташкентском индустриальном институте, на геологическом факультете университета. Кандидат геолого-минералогических наук; награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне". За сравнительно короткий период Константин Николаевич Вендланд сумел создать свою школу геологов-петрографов. Некоторые его ученики стали крупнейшими учеными, возглавляющими научную геологическую службу в национальных республиках бывшего СССР. С 1933 года — тайный монах. Сразу после Победы, посчитав свой гражданский долг исполненным, Константин Вендланд выходит из келейного состояния к церковному служению. Иеромонах Иоанн был назначен священником собора в Ташкенте. Потом были Троице-Сергиева Лавра, Саратов, ректорство в Киевской духовной семинарии, многолетняя служба за границей. В Дамаске он представлял Московскую Патриархию, и у него было двенадцать приходов — шесть в Сирии и шесть в Ливане. В Берлине, будучи Патриаршим Экзархом Средней Европы, руководил работой православных церквей нескольких европейских стран. С 1962 по 1967 год он — митрополит Нью-Йоркский и Алеутский, Патриарший Экзарх Северной и Южной Америки. В Ярославль приехал сразу после США. Библиография: 28 и 11названий.

Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович.— М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996.— Том I — 526 с.; Том II — 548 + LX с. Репринтное воспроизведение издания: Сергиев Посад, 1912 г. Каптерев Николай Федорович (1847–1917) — профессор Московской Духовной Академии, один из наиболее крупных исследователей эпохи раскола.

Зеньковский Сергей Александрович (1907–1990). Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века.— М.: Изд-во "Церковь", 1995.— 528 с. Репринтное воспроизведение издания 1969 г. Библиография в примечаниях.

Беднов В. А. Православная Церковь в Польше и Литве (по Volumina Legum).— Минск: Лучи Софии, 2002.— 432 с. Книга посвящена истории Православия в Белоруссии и на Украине (Западной и Южной Руси) в XIV–XVIII вв. Сложные политические события, происходившие в этот период на территории Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, поставили Православную Церковь на грань выживания. Потерявшая в конце XIV в. статус государственной, Православная Церковь разделила трудную судьбу своих народов и не утратила своей этно- и культурообразующей роли. Особая ценность впервые с 1908 г. публикуемой работы заключается в том, что история Православной Церкви Беларуси и Украины рассматривается автором параллельно с анализом официального источника — свода законов Речи Посполитой "Volumina Legum". Беднов Василий Алексеевич (1873–1935) — выпускник Киевской духовной академии, магистр богословия, лауреат Макарьевской премии. В октябре 1919 г. вошел в состав Украинского Церковного Синода. В последующем работал в Министерстве исповеданий Директории. После занятия Каменец-Подольска Красной Армией интернирован в Польшу, где также читал лекции по церковно-религиозной тематике. Затем жил и преподавал в Праге, а с 1926 г. в Варшаве. В Варшавском университете на Православном богословском отделении преподавал историю и философию.

Историческое известие об унии.— М.: Паломник, 2001.— (VIII), 400 с. Репринтное воспроизведение издания: "Историческое известие о возникшей в Польше унии, с показанием начала и важнейших, в продолжение оной чрез два века, приключений, паче же о бывшем от Римлян и Униатов на благочестивых тамошних жителей гонении, по Высочайшему блаженныя памяти Императрицы Екатерины II повелению, из хранящихся Государственной Коллегии Иностранных дел в Московском Архиве актов и разных исторических книг, Действительным Статским Советником Николаем Бантышем-Каменским1795 года собранное". Вильно: в типографии А. Сыркина, 1864 года. По приказанию Господина Главного Начальника Северо-западного Края, Генерала от Инфантерии Михаила Николаевича Муравьева второго, книга эта перепечатана без всякого изменения с издания 1805 года.

Поселянин Евгений Николаевич. Очерки из истории русской церковной и духовной жизни в XVIII веке.— М.: "Талан", 1998.— 190 с. Напечатано по изданию П. П. Сойкина: СПб.: 1902.

Римский С. В. Российская Церковь в эпоху великих реформ. (Церковные реформы в России 1860–1870-х годов).— М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, 1999.— 568 с. Римский Сергей Викторович (род. в 1952 г.) — доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой Отечественной истории Ростовского государственного педагогического университета. Имеет около 40 публикаций. Библиография в примечаниях.

Ореханов Георгий, иерей. На пути к собору. Церковные реформы и первая русская революция. / Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт.— М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского института, 2002.— 224 с. Работа представляет собой опыт рассмотрения одной и сложнейших проблем — категории "соборность" — на основе методов церковно-исторического исследования. Понятие "соборность", одно из важнейших в православной экклесиологии, исследуется автором на основе уникального богословского и исторического опыта, который сложился в Русской Православной Церкви в начале XX в. в период подготовки Поместного Собора. Этот не имеющий аналогов в русской церковной истории период является временем, когда впервые после двух веков "безмолвия" церковная иерархия, академические богословы и ощутившие свою нравственную ответственность за судьбы Церкви православные миряне предприняли грандиозную попытку восстановить подлинно каноническую практику созыва Поместных Соборов, опираясь на огромный духовные и интеллектуальных потенциал Русской Православной Церкви. Совпадение этого периода русской церковной истории со временем глубоких социально-политических потрясений и противоречивых духовных исканий русского общества сделало проблему созыва Собора особенно важной: Собор должен был стать свидетельством Церкви в совершенно новых исторических условиях. Иерей Георгий Ореханов (род. в 1962 г.) — выпускник МГУ им. Ломоносова и Православного Свято-Тихоновского Богословского института. В 1998 г. за диссертацию "Эволюция идеи собора и генезис представлений церковных реформаторов о структуре, месте и роли этого органа в церковной жизни в период 1905–1906 гг." удостоен степени кандидата богословия ПСТБИ. Библиография: официально-документальные материалы — 6 источников; архивные материалы — 47 единиц; воспоминания, письма, дневники, записки, черновики, материалы журн. "Книжный архив" — 42 названия; публицистика — 11 названий; работы участников Предсоборного Присутствия 1906 г.— 20 названий; Публикации по вопросам церковной реформы, вышедшие в свет до 1917 г.— 19 названий; монографии, диссертации, статьи, исследования, вышедшие в свет после 1917 г.— 61 название; журнальные и газетные публикации по теме работы — 28 названий; книги и статьи на иностранных языках — 7 названий; справочно-статистические материалы — 7 названий.

Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Православной Церкви. (1917–1990). Учебник для православных духовных семинарий.— М.: Московская Патриархия; Издательский дом "Хроника", 1994.— 256 с.: ил. Библиография: 27 названий на русском языке, 5 названий на английском и немецком языках. Другие работы того же автора см. №№ 5.5.5 и 5.5.6, а также 5.1.2, кн. 9.

Поспеловский Д. В.
Русская Православная Церковь в XX веке.— М.: "Республика", 1995.– 511 с. Об авторе см. при № 5.1.11. Библиография: литература на русском языке — список на 7 с.; литература на европейских языках — список на 2 с.

Корнилов А. А. Преображение России. О православном возрождении на оккупированных территориях СССР (1941–1944 гг.). (Монография).— Н. Новгород: Исторический факультет ННГУ, 2000.— 192 с. Корнилов Александр Алексеевич — доктор исторических наук, профессор кафедры международных отношений Нижегородского государственного Университета им. Н. И. Лобачевского.

Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь (Нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на оккупированной территории СССР).— М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, 2002.— 524 с. Библиография в примечаниях. В конце книги приведен список из 32 книг, вышедших в серии "Материалы по истории Церкви".

Русская Церковь на рубеже веков. Юбилейный Архиерейский Собор Московской Патриархии: Документы и материалы. Комментарии прессы. Богословский анализ. Общественный резонанс.— СПб.: "Царское дело", 2001.— 320 с.


 

История русской святости

Канонизация святых. Поместный Собор Русской Православной Церкви, посвященный юбилею 1000-летия Крещения Руси. Троице-Сергиева Лавра, 6–9 июня 1988 года.— Изд. Московского Патриархата, 1988. / Общая редакция Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Книга включает материалы по канонизации святых Русской Православной Церкви в год 1000-летия Крещения Руси. К лику общерусских святых были причислены благоверный князь Димитрий Донской, преподобные Андрей Рублев, Максим Грек, Паисий Величковский, Амвросий Оптинский, святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси, святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник, святая блаженная Ксения Петербургская. Жития этих святых приводятся в книге. Книга содержит доклад митрополита Ювеналия, в котором анализируется само понятие "святость", виды подвижничества святых и их почитания, порядок канонизации в Русской Православной Церкви и исторический обзор канонизации святых в Русской Православной Церкви.

Макарий (Веретенников), архимандрит. Русская святость в истории, иконе и словесности. Очерки русской агиологии.— М.: Издание Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998.— 124 с. Библиография в примечаниях (в конце книги) на 25 страницах.

Крупин Владимир Николаевич. Русские святые.— М.: ООО "Издательство "РОСМЭН-ПРЕСС"", 2002.— 320 с.: ил.— (Великие русские). Рассказ о святых, о русских монастырях и пустынях сопровождается иконографическими иллюстрациями и фотографиями. Книга содержит Литературное приложение — стихи, краткие фрагменты древнерусских житий, отрывки из воспоминаний.

Избранные жития русских святых (X–XV веков).— М.: Молодая гвардия, 1992.— 384 с.: ил. Текст напечатан по изданиям: "Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих Миней святого Дмитрия Ростовского с дополнениями из Пролога"; книги 1–12, М.:1908. Книга 1 дополнительная, М.: 1908 г. Книга 2 дополнительная, М.: 1917.

Хитров М. Святой благоверный великий князь Александр Ярославович Невский. Подробное жизнеописание с рисунками, планами и картами.— М.: Международное объединение "ИИИ", Изд-во "Панорама", 1991.— 288 с. Репринтное воспроизведение издания: Москва, Типография И.Д. Сытина и Ко, 1893 г. Библиография: обозрение источников и пособий — 47 названий.

Никон (Рождественский), архиепископ. Житие преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца.— М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997.— 264 с. Репринтное воспроизведение издания: Свято-Троице Сергиева Лавра, 1904.

Житие преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецкой обители первоначальников.— Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь, 2001.— 224 с.

Житие и чудеса преподобного Александра Свирского.— СПб.: Царское дело, 1995.— 184 с. Репринтное воспроизведение издания: СПб.: 1905.

Макарий (Веретенников), архимандрит. Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси.— М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. Святитель Макарий, Митрополит Московский (1482–1563), был канонизирован Русской Православной Церковью в 1988 г. как показавший подвиг добродетельной и постнической жизни, за которую сподобился дара прозорливости и чудотворения. Его Первосвятительская деятельность отмечена прославлением русских святых. Ревностный хранитель чистоты православной веры, Святитель боролся с различными ересями. Как книжник он известен собиранием духовных сокровищ Русской Церкви (Великие Макарьевские Четьи Минеи). Впервые в русской истории совершил венчание на царство русского царя Иоанна Грозного. При нем идея Москвы как Третьего Рима достигла своего наивысшего воплощения. По благословению митрополита Макария начал свои труды первопечатник диакон Иоанн Федоров. В книге представлено развернутое жизнеописание святителя Макария и собрано его письменное наследие. Архимандрит Макарий (Веретенников Петр Иванович, род. 1951) — доктор богословия, Первый проректор Московской Духовной Академии (с 1994 г.). Опытный историк и специалист по XVI веку в истории Русской Церкви. Был инициатором прославления Всероссийского святителя Макария на Поместном Соборе РПЦ 1988 г., составил его житие, написал службу и акафист ему. Библиография: источники и литература: на русском языке — 1155 наименований, на европейских — 97. Более ранний труд того же автора на эту же тему: № 5.4.10.

Макарий (Веретенников), архимандрит. Святитель Макарий, Митрополит Московский и всея Руси.— М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Изд-во "Отчий дом", 1996.— 112 с.— (Новоканонизированные святые). О тематике книги и авторе см. при № 5.4.9.Библиография: 212 названий и в примечаниях.

Александрова Т., Суздальцева Т. Преподобный Иосиф Волоцкий и созданная им обитель.— М.: "Северный паломник", 2001.– 80 с. Библиография: 75 названий.

Хрущов И. Исследование о сочинениях Иосифа Санина, преподобного игумена Волоцкого.— Б. г., б. м. Репринтное воспроизведение издания 1868 г. [Разделы книги:]
Иосиф, основатель и устроитель монастыря на Волоке-Ламском (1479–1515).
Иосиф в борьбе с ересью (1488–1505).
Иосиф и архиепископ Новгородский Серапион (1506–1509).
Новая борьба Иосифа с ересью и инок Вассиан (1511–1515). Библиография в примечаниях.

Федотов Г. П. Святой Филипп Митрополит Московский.— М.: МП "СТРИЖЁВ-ЦЕНТР", 1991.— 128 с.
Федотов Георгий Петрович (1886–1955) — церковный историк культуры, публицист. В 1925 г. уехал из России. Преподавал в Православном Богословском институте в Париже, затем в Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке.

Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. М.: Московское городское отделение ВООПИК (Всесоюзное общество охраны памятников истории и культуры), 1991.— 332с.+ V с. Репринтное воспроизведение издания: Муром: 1893 г.

Афанасьев В. В. Златокрылый феникс. Монашеский подвиг святителя Игнатия (Брянчанинова).— Свято Введенская Оптина Пустынь, 2000.— 224 с. Афанасьев Виктор Васильевич (род. 1933) — член Союза писателей с 1971 г., литературовед, поэт — автор нескольких сборников духовной поэзии. Перу В. Афанасьева принадлежат несколько жизнеописаний святых— Серафима Саровского, Антония Великого и др. С середины 90-х гг. писатель публикует многочисленные жизнеописания Оптинских старцев и другие исследования об Оптиной пустыни. Библиография в примечаниях.

Иоанн (Снычев), Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.
Жизнь и деятельность Филарета, Митрополита Московского. /Под общей редакцией С. Д. Ошевского.— Тула: Изд-во "Русский лексикон", 1994.— 415 с.: ил. Литература: 566 названий.

Георгий (Тертышников), архимандрит. Архимандрит Антоний (Медведев), наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Жизнеописание.— М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996.— 144 с.— (Подвижники благочестия). Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Антоний (Медведев, 1792–1877) благодаря своим исключительным способностям и неутомимой деятельности достиг еще во время земной жизни такой известности, что его знала и уважала не только вся Россия, но и многие знатные особы за границей. как на Востоке, так и на Западе. С его именем связан значительный расцвет и благоустройство Лавры. Он был духовником святителя Филарета, митрополита  Московского (Дроздова), с которым его связывала глубокая духовная близость. Прославлен в лике Радонежских святых. Архимандрит Георгий (в миру Николай Иванович Тертышников, 1941–1998) — насельник Троице-Сергиевой Лавры, магистр богословия, профессор Московской Духовной Академии и Семинарии. Главная тема научной деятельности о. Георгия — богословское наследие святителя Феофана Затворника. Библиография: 53 названия.

Московский патерик. Сборник. / Составители: игумен Иосиф (Шапошников), Ярослав Шипов.— М.: "Столица", 1991.– 240 с. Библиография: 10 названий.

Святые покровители града Москвы.— М.: Изд-во имени святителя Игнатия Ставропольского, 1996.— 200 с. Репринтное воспроизведение изданий: "Жизнеописания первосвятителей и чудотворцев всероссийских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа", составил А. Невский,— М., 1896, и "Великий печальник за Родину Патриарх Гермоген", П. Россиев,— М., 1912.

Пастырь добрый. Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечёва († 1923 г.). / Составил С. Фомин на основе материалов из личного архива Елены Владимировны Апушкиной († 1999 г.), духовной дочери отца Алексея Мечёва.— М.: "Серда-Пресс", 2000.— 768 с.

Зосима (Давыдов), иеромонах. …Положил основание на камне (1876–1906): Архиепископ Феодор (Поздеевский). Жизнь. Деятельность. Труды.— М.: Даниловский благовестник, 2000.— 192 с. Книга рассказывает о жизни и деятельности архиепископа Феодора (Поздеевского) (1876–1937) — человека, без которого трудно представить русскую церковную жизнь первых десятилетий XX в. Он был ректором Тамбовской и Московской духовных семинарий, Московской Духовной Академии, последним настоятелем Московского Данилова монастыря перед его закрытием; много лет провел в тюрьмах, лагерях и ссылках; в 1937 г. расстрелян. Обитель святого князя Даниила под управлением архиепископа Феодора пришла в состояние духовного расцвета, стала эталоном церковности для народа. С большим уважением относился к владыке Феодору Патриарх Тихон и многие архиереи, исповедники и мученики, на которых устояла наша Церковь в годы гонений.


Крестный путь Русской Церкви в ХХ веке

Новомученики и исповедники Российские

Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941 гг. Документы и фотоматериалы. / Ответственный редактор и автор вступительной статьи — член-корреспондент РАН, д-р ист. наук, профессор Я. Н. Щапов. / Ответственный составитель и автор статей перед разделами — канд. ист. наук О. Ю. Васильева.— М.: Изд-во Библейско-Богословского института святого апостола Андрея, 1996.– 352 с.

"Он всех простил…". Император Николай II. Церковь о Царской Семье. Житие и страдания Царственных страстотерпцев Николая II и Его Семьи. Материалы Синодальной Комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.— СПб.: "Издательский дом "Нева""; М.: "ОЛМА-ПРЕСС Гранд", 2002.— 224 с.— (Великие святые). От множества книг, посвященных жизни последнего Российского Императора и его близких, книга отличается тем. что раскрывает не мнение одного автора, а представляет официальную точку зрения всей Русской Православной Церкви, сформулированную в Деянии Юбилейного Освященного Архиерейского Собора РПЦ, состоявшегося в 2000 году: "Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую Семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию". Содержание книги приведено при ее описании под № 3.3.33. Библиография: 18 названий.

Орехов Дмитрий. Подвиг царской семьи.— СПб.: ИД "Невский проспект", 2001.— 224 с.: ил.— (Исцеление души) Книга посвящена описанию подвига Царской семьи. Это не политический очерк и не канонические жития, а взволнованный рассказ, который потрясает до глубины души и всем тоном повествования убеждает, что решение о канонизации расстрелянных в Екатеринбурге членов царской фамилии было закономерным и оправданным шагом отцов Русской Православной Церкви. Библиография: 24 названия.

Зеньковский Василий, протопресвитер. Пять месяцев у власти (15 мая–19 октября 1918 года). Воспоминания.— М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, 1995.— 240 с. Публикуется впервые. Василий Васильевич Зеньковский (1881–1962) — выдающийся ученый и церковно-общественный деятель, профессор Богословского Свято-Сергиевского Института в Париже. Первый председатель Русского Студенческого Христианского Движения (РСХД). На Украине с мая по октябрь 1918 года являлся министром исповеданий. Рукоположен в священный сан в 1942 г.

Цыпин Владислав, протоиерей. Русская Церковь. (1917–1925).— М.: Издание Сретенского монастыря, 1996.— 336 с. Библиография: 160 названий на русском языке, 7 названий на английском и немецком языках.

Цыпин Владислав, протоиерей. Русская Православная Церковь. (1925–1938).— М.: Издание Сретенского монастыря, 1999.— 430 с. Библиография: 96 названий на русском языке, 23 названия на английском и немецком языках.

Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.
Церковные расколы в русской церкви 20-х и 30-х годов XX столетия — Григорианский, Ярославский, Иосифлянский, Викторианский и другие, их особенности и история. — Изд 2-е, дополненное.— Сортавала: 1993.– 272 с. Библиография: источники и пособия — 185 названий.

Польский Михаил, священник. Положение Церкви в советской России. Очерк бежавшего из России священника.— СПб.: 1995.—132 с. Приложение к православному журналу "Возвращение".
Первое издание — Иерусалим: 1931 г.

Вострышев Михаил Иванович. Патриарх Тихон.— Изд. 2-е, исправленное.— М.: "Молодая гвардия", "Русское слово", 1997.– 302 (2) с.: ил. Библиография: архивные материалы и рукописи — 31 источник; книги — 28 названий; периодика — 21 название.

Коняев Николай. Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский. (Документальное повествование).— СПб.: "Вера", 1996.— 184 с. — (Петроградские мученики).

Неколебимый камень Церкви. Патриарший Местоблюститель Митрополит Крутицкий Петр (Полянский), священномученик, на фоне русской церковной истории XX века. / Составление Сокуровой О. Б.— СПб.: "Светослов", 1998.— 96 с. Библиография в примечаниях.

Житие священномученика Митрополита Серафима (Чичагова) (1856–1937).— СПб.: "САТИСЪ", 2000.— 113 с. — (Синодальная комиссия Русской Православной Церкви по канонизации святых). В сонме мучеников Русской Православной Церкви XX века священномученик Серафим занимает особое место. Родовитый русский аристократ и блестящий гвардейский офицер, благочестивый православный мирянин и вдохновенный приходской батюшка, самоотверженный монастырский игумен и строгий епархиальный архиерей — таковы яркие образы, которыми запечатлелась в русской церковной и гражданской истории замечательная личность святителя Серафима. В историю же русской святости святитель Серафим вошел прежде всего как мужественный исповедник и величественный священномученик, сочетавший эти два подвижнические служения в своей долгой и праведной жизни. Библиография в примечаниях.

Феодосий (Алмазов), архимандрит. Мои воспоминания. (Записки соловецкого узника). / Подготовка текста — М. И. Одинцов.— М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, 1997.— 260 с.

Иларион (Троицкий), архиепископ, священномученик.
Без Церкви нет спасения.— М.: Сретенский монастырь; Санкт- Петербург: "Знамение", 1999.— XXXII + 640 с. Первая статья содержания: Жизнеописание священномученика и исповедника архиепископа Верейского Илариона (Троицкого). (32 с.) (Печатается по изданию: "Жизнеописание священномученика и исповедника архиепископа Верейского Иллариона (Троицкого)", СПб.: "Знамение", 1997). Библиография в примечаниях к статье. Библиография в примечаниях.

Житие святителя Афанасия, Епископа Ковровского, исповедника и песнописца (1887–1962).— М.: Изд-во "Отчий дом", 2000.— 70 с. Подвиг жизни святителя Афанасия выпал на годы тяжких испытаний и гонений, через которые прошла Россия в первой половине XX столетия. Тридцать лет было иеромонаху Афанасию, когда в России началась революция. Он был участником исторического Поместного Собора Русской Церкви 1917–1918 гг., где работал в отделе по богослужебным вопросам. В 1921 г. поставленный в епископа Ковровского, он неустанно боролся с обновленческим расколом. Первый арест святителя произошел в марте 1922 г.; в последующие 33 года лишь с краткими перерывами — тюрьмы, лагеря, ссылки. Владыка Афанасий — автор Службы Собору всех святых, в земле Российской просиявшим, и других церковных песнопений, один из наиболее проникновенных знатоков церковного устава.

Отец Арсений. / Под редакцией протоиерея Владимира Воробьева.— Изд. 4-е, дополненное. — М.: Изд-во Свято-Тихоновского Православного Богословского института, 2000.— 742 с.: ил. — (Также: Изд. 3-е, дополненное.— М.: Изд-во Свято-Тихоновского Православного Богословского института, 1998.— 742 с.: ил.) Сборник литературно обработанных свидетельств очевидцев о жизни современного исповедника — их духовного отца, а также их рассказы о своей жизни. Первые издания книги распространились по всей России и за ее пределами и сделали книгу "Отец Арсений" одной из самых любимых в православном мире. Книга переведена и издана на английском и греческом языках. Она явила образ святого, внутренне тождественный православной святости всех времен, но имеющего неповторимые черты подвижника нового времени. В третьем издании книги впервые приводится краткая биография о. Арсения и впервые печатается IV часть "Путь к вере", переданная издателям после выхода в свет первых двух изданий. В книге приводятся фотографии пострадавших за Христа подвижников, известных отцу Арсению или близких ему по своему духовному пути.

"Любовью побеждая страх". Жизнеописания новомучеников Российских: Архиепископ Пермский Андроник. Епископ Соликамский Феофан. Архиепископ Черниговский Василий. Епископ Семиреченский Пимен. / Составитель Виктор Королев.— Город Фрязино Московской области: Изд-во "Содружество "Православный Паломник" и "Пустынник"", 1998.— 176 с. Библиография в примечаниях после каждой главы.

Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Ч. 1. Митрополит Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский). / Под ред. протоиерея Николая Лихоманова.— Романов-Борисоглебск (Тутаев): Православное Братство святых благоверных князей Бориса и Глеба, 2000.— 160 с.

Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Ч. 2. Архиепископ Угличский Серафим (Самойлович). Епископ Романовский Вениамин (Воскресенский). Ч. 3. Священнослужители и миряне. Под редакцией протоиерея Николая Лихоманова. Романов-Борисоглебск (Тутаев): Православное Братство святых благоверных князей Бориса и Глеба, 2000.— 138 с.

Житие преподобноисповедника Георгия, даниловского чудотворца (Лаврова) (1868-1932).— М.: Даниловский благовестник, 2000.— 80 с. Библиография: 25 названий.

Новые преподобномученики Раифские.— М.: Издание Казанской епархии, 1997.— 32 с. Серия "Новомученики и исповедники Российские". М.: Изд-во имени святителя Игнатия Ставропольского

Иувеналий Рязанский, священномученик. Письма из лагеря.— 1995.— 80 с. Лагерные письма священномученика 1936–1937 гг. и воспоминания о нем. Епископ Рязанский и Шацкий Иувеналий (Масловский, 1878–1937), знаменитый литургист и знаток церковного устава, отбывший в 1924–1928 г. срок на Соловках, вновь арестованный в январе 1936 г. и  расстрелянный в ночь с 24 на 25 октября 1937 г., прославлен в лике Новомучеников Российских в 2000 г. Память 11/24 октября.

Чельцов Михаил, протоиерей(1870–1931). Воспоминания смертника. О пережитом.— 1995.— 160 с. Одним из главных эпизодов страшных гонений, обрушившихся на Церковь после установления в стране безбожной власти, был открытый суд в 1922 г. над Петроградским митрополитом священномучеником Вениамином и группой духовенства и мирян, в число которых входил автор публикуемых воспоминаний протоиерей Михаил Павлович Чельцов. Также приговоренный к расстрелу, он тогда был помилован и мученический венец получил позднее — был убит в ночь на Рождество 1931 г.

Их страданиями очистится Русь. (Сборник жизнеописаний новомучеников).— 1996.– 262 с.

Во власти Губчека. Воспоминания неизвестного протоирея.— 1996.— 78 с.

Крест на красном обрыве.— 1996— 160 с.
О новомучениках, город Верный (Алма-Ата).

Петрус К. Узники коммунизма.— 1996.— VII +182 c.

Зайцев Кирилл, протоиерей. Время святителя Тихона.—1996.— 190 с. Напечатано по изданию: Священник Кирилл Зайцев. Православная Церковь в советской России. Ч. I. Шанхай, 1947.

Журавский А. Жизнеописания новых мучеников казанских: Год 1918-й.— 1996.— 206 с. Библиография в примечаниях.

Симбирская Голгофа. /Составитель — священник Владимир Дмитриев.— 1997.— 206 с.

Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ. "Я полюбил страдание…" Автобиография.— 1998 г.— 208 с. Не чудеса и знамения, а крестоношение — признак духовности нашего времени. Автобиография святителя Луки — лучшее тому доказательство. На долю святителя Луки выпало то, что пережил любой русский православный архиерей первой половины XX века: поношения, тюрьмы, лагеря, ссылки, изгнания, пытки. Пройдя весь этот коммунистический ад, архиепископ Лука остался верен исповеданию Истины и, где бы он ни был: в землянке, на кафедре, за операционным столом — он был носителем слова Христова. Со страниц книги звучит живой голос святителя, исповедника, врача, человека, принесшего себя в живую жертву Богу и ближним. Священноисповедник Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, 27 апреля 187 — 11 июня 1961) — архиепископ Тамбовский, затем Симферопольский и Крымский, хирург, доктор медицинских наук, Лауреат Сталинской премии за труд "Очерки гнойной хирургии". Причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания Архиерейским Собором 2000 года; память 29 мая/11 июня.

Светильник веры. О высокопреосвященном Филиппе (Ставицком), Архиепископе Астраханском (1884–1952). Сестры милосердия. Доклад Центрального Комитета Российского Красного Креста о деятельности Чрезвычайной Комиссии в Киеве. Доклад напечатан по изданию: "Архив русской революции", том VI, Берлин, 1922 г.— 1997.— 190 с.


 


Страница 1 - 4 из 4
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру