К вопросам по истории русской православной Церкви

Библиография

Правда христианства. (Избранные статьи)

Сочинение старца схимонаха и архимандрита Паисия Величковского, настоятеля Нямецкого и других молдавских монастырей "Об умной молитве. (Возражение против хулителей ее)".

Киево-печерский патерик. По древним рукописям. / В переложении на современный русский язык Марии Викторовой, бывшей воспитанницы Мариинско-Ермоловского женского училища.— Сергиев Посад: Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1991.— 160 с. Репринтное воспроизведение издания: Киев, Киево-Печерская Лавра, 1893.

Троицкий патерик, или сказания о святых угодниках Божьих, под благодатным водительством преподобного Сергия в его Троицкой и других обителях подвигом просиявших.— Сергиев Посад: Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992.— 374 с. Репринтное воспроизведение издания 1896.

Горский А. В., протоиерей. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.— М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996.— 166 с. Репринтное воспроизведение издания: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1910 г. Протоиерей Александр Васильевич Горский (1812-1875) — церковный историк, ученик Филарета (Гумилевского), ректор Московской Духовной Академии (1864–1875), где читал и общий курс церковной истории, и историю Русской Церкви. Главной задачей русской церковной истории полагал "изложить жизнь русского народа как общества верующих". Во многом благодаря ему в Московской Академии создавалась настоящая школа сильных историков Из его школы вышли не только замечательные церковные историки, но и прекрасные специалисты по патристике, догматике, церковному праву и т.п. Библиография: 37 названий.

Валаамский патерик.— М.: Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, "Паломник", 2001.– 366 с.: ил.
Библиография: 16 названий.

Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском монастыре. Исследование, текст, перевод с древнерусского, комментарии.— СПб.: "Глаголь", 1996.— 256 с.

Соловецкий патерик. / Синодальная библиотека.— М.: Изд-во "ИНТО", 1991.— 220 с.

Анзер и его святыни. Соловецкий монастырь. / Составитель В. П. Столяров.— Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь; Сестричество во имя Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы, 2001.— 144 с.

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда с жизнеописанием основателей ея: преподобного Серафима и схимонахини Александры, урожденной А. С. Мельгуновой. Составил архимандрит Серафим (Чичагов).— Краснодар: Краснодарское кн. изд-во, 1991.
Т. 1 — 464 с.: ил.
Т. 2 — 428 с.: ил.Репринтное воспроизведение издания второго Серафимо-Дивеевского монастыря. СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1903."Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря" — книга, значение которой в истории русской святости трудно переоценить. Составитель, священномученик Серафим (Чичагов; о нем см. № 5.5.10 настоящей библиографии), считал составление этой книги главным делом своей жизни; "Летопись" лежит у истоков канонизации и всенародного почитания старца Серафима. Составитель собрал все свидетельства о преподобном Серафиме его современников и самовидцев, предания о нем, бережно хранимые в основанной им Дивеевской обители, архивные материалы Саровского и Дивеевского монастырей, фактические данные и документы и воссоздал на их основе полную картину жизни и подвигов преподобного Серафима и значения его для религиозной жизни народа.

Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Глинский патерик.— М.: "Самшит", 1997.— 768 с. Глинская пустынь была одним из сокровенных очагов русской монашеской духовности. Здесь подвизались великие старцы, способные открывать людям волю Божию и вести истинным, единственно верным и спасительным путем ко Христу. Повествование о них, о преданиях обители, ее традициях с XVI по XX век раскрывает панораму русской духовной жизни и дает прикоснуться к опыту великих подвижников. Схиархимандрит Иоанн (в миру Иван Сергеевич Маслов, 1932–1991) с 22 лет был послушником Глинской пустыни,  в 1957 г. принял там монашество и пребывал ее насельником вплоть до закрытия пустыни властями в 1961 г. Затем окончил Московскую Духовную семинарию и Академию, преподавал в Московских Духовных школах пастырское богословие и литургику. Удостоился многих церковных наград. Был великим молитвенником, прозорливым старцем-духовником. Святейший Патриарх Алексий II назвал его выдающимся подвижником XX века. Опубликовано более 100 работ о. Иоанна. Магистерская диссертация посвящены святителю Тихону Задонскому, докторская — Глинской пустыни.

Русский монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона на святой горе Афонской.— М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995.— 254 с. Репринтное воспроизведение издания: Москва, 1886 г.

Миссионерство [Барсуков И. П.] Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников.— М.: Православное братство во имя Святителя Иннокентия, Митрополита Московского и Коломенского, Изд-во "ФИРМА АЛЕСЯ", 1997.— VII + 770 + XIV + XIV + 20 с. Репринтное воспроизведение издания: М.: 1883 г. Репринтное воспроизведение редчайшей и самой полной биографической книги о святителе дополнено именным и географическим указателями. Святителя Иннокентия (Попова-Вениаминова) (1797–1879), прославленного в 1977 г. в лике святых, еще при жизни именовали "апостолом Америки". Его евангельская проповедь на материках Америки и Азии — беспримерное служение православного миссионера, полное опасностей и тяжких испытаний. Он просвещал светом Христовым алеутов и чукчей, колошей и якутов, тунгусов и чувашей, перевел на алеутский язык Катехизис и Евангелие от Матфея, составил букварь с полным переводом важнейших молитв. Искусный каменщик и плотник, естествоиспытатель и мореплаватель, просветитель и общественный деятель, одна из самых ярких и могучих фигур XIX века, личность, без прикосновения к которой нельзя правильно понять отечественную историю и национальную идею.

Жизнеописание Иннокентия, Митрополита Московского, Апостола Аляски. Несколько мыслей касательно воспитания духовного юношества.— М.: "Подиум", 1991.— 48 с. Напечатано по тексту издания Сан-Францисской Епархии, 1952 г.

Путешествия и подвиги Святителя Иннокентия, Митрополита Московского, апостола Америки и Сибири. / Авторы- составители Н. В. Романова, Н. Ю. Лазарева.— М.: "Даниловский благовестник", "Правило веры", 1999.— 160 с. Библиография: 7 названий.

Широков Сергий, священник.
Валаамский монастырь и Американская Православная Миссия. История и духовные связи.— М.: Храм Святой Троицы у Покровских ворот, Изд-во "Либрис", 1996.— 112 с. Библиография после каждой главы, всего 122 названия.

Нестор (Анисимов), митрополит. Моя Камчатка. Записки православного миссионера. / Составление и предисловие (с биографическим очерком о митрополите Несторе) С. Фомина.— Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.— 272 с.
Митрополит Нестор (1885–1962), с 1907 г. в сане иеромонаха нес миссионерское служение на Камчатке. Создал Камчатское православное братство; перевел на корякский язык Божественную Литургию и часть Евангелия, на тунгусский — молитву Господню, заповеди Господни и несколько молитв. В октябре 1916 г. был хиротонисан во епископа Камчатского и Петропавловского. В 1917–1918 гг. участвовал в работе Всероссийского Церковного Собора и выборах Патриарха; написал книгу "Расстрел Московского Кремля (27 октября — 3 ноября 1917 г.)". После революции оказался в Японии, затем в Маньчжурии (Харбин); в 1945 г. вступил в каноническое подчинение Московской Патриархии, в 1946 г. возведен в сан митрополита Харбинского и Маньчжурского. В этом сане арестован в июне 1948 г., отбывал заключение в мордовских лагерях; освобожден в январе 1956 г. В 1956–1959 гг. — митрополит Новосибирский и Барнаульский, с декабря 1959 — митрополит Кировоградский и Николаевский.

Сергий (Страгородский), архимандрит. По Японии (Записки миссионера).— М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, 1998.—230 с.
Записки вышли первым изданием в Сергиевом Посаде в 1897 г. ("На Дальнем Востоке. Письма Японского миссионера"). Настоящее издание воспроизводит текст по выпуску 1909 г.
Архимандрит Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) — впоследствии (с 1943 г.) двенадцатый Всероссийский Патриарх. В 1890 г., приняв монашеский постриг и блестяще защитив диссертацию на звание кандидата богословия по окончании Санкт-Петербургской Духовной академии, отбыл на службу в состав Японской православной миссии.

Николай-до. Святитель Николай Японский. Краткое жизнеописание. Выдержки из дневников.— СПб: "Библиополис", 2001.— 224 с. Святой равноапостольный Николай Японский (Иван Дмитриевич Касаткин, 1836–1912), создатель и первоиерарх Японской православной церкви, был причислен к лику святых в 1970 году. Вся жизнь и все силы святителя были отданы проповеди Евангелия, сеянию Слова Божия в Стране Восходящего Солнца. Этим трудам он отдал более полувека и оставил потомкам собор, 8 храмов, 175 церквей, 276 приходов; общее число православных в Японии к его кончине достигло почти 35 000 человек. "Не было человека в Японии, после императора, который пользовался бы в стране такою известностью",— писал посетивший Японию священник-современник. "Знать о нем возможно более подробно — долг всякого русского человека,— писала автор одного из первых его жизнеописаний,— потому что такие люди, как архиепископ Николай,— гордость и украшение своей страны". Библиография — 13 наименований.

Литература по различным периодам и регионам русской церковной истории

Макарий (Веретенников), архимандрит. Московский Митрополит Макарий и его время. Сборник статей.— М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, 1996.– 304 с. О тематике книги и авторе см. при № 5.4.9. Библиография: книги и статьи, вышедшие в XVIII–XIX вв.— 95 названий;опубликованные работы Архимандрита Макария (Веретенникова) с 1978 года по 1994 год: на русском языке — 61 название; на европейских языках — 17 названий.

Иоанн (Вендланд), митрополит Ярославский и Ростовский.
Князь Федор (Черный). Митрополит Гурий: Исторические очерки.— Ярославль: ДИА-пресс, 1999.— 180 с.

Митрополит Иоанн (Константин Николаевич Вендланд, 1909–1989) родился в Петербурге.. После окончания Ленинградского горного института работал на Урале, а потом много лет в Средней Азии. Читал лекции и вел практические занятия по петрологии в Ташкентском индустриальном институте, на геологическом факультете университета. Кандидат геолого-минералогических наук; награжден медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне". За сравнительно короткий период Константин Николаевич Вендланд сумел создать свою школу геологов-петрографов. Некоторые его ученики стали крупнейшими учеными, возглавляющими научную геологическую службу в национальных республиках бывшего СССР. С 1933 года — тайный монах. Сразу после Победы, посчитав свой гражданский долг исполненным, Константин Вендланд выходит из келейного состояния к церковному служению. Иеромонах Иоанн был назначен священником собора в Ташкенте. Потом были Троице-Сергиева Лавра, Саратов, ректорство в Киевской духовной семинарии, многолетняя служба за границей. В Дамаске он представлял Московскую Патриархию, и у него было двенадцать приходов — шесть в Сирии и шесть в Ливане. В Берлине, будучи Патриаршим Экзархом Средней Европы, руководил работой православных церквей нескольких европейских стран. С 1962 по 1967 год он — митрополит Нью-Йоркский и Алеутский, Патриарший Экзарх Северной и Южной Америки. В Ярославль приехал сразу после США. Библиография: 28 и 11названий.

Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович.— М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996.— Том I — 526 с.; Том II — 548 + LX с. Репринтное воспроизведение издания: Сергиев Посад, 1912 г. Каптерев Николай Федорович (1847–1917) — профессор Московской Духовной Академии, один из наиболее крупных исследователей эпохи раскола.

Зеньковский Сергей Александрович (1907–1990). Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века.— М.: Изд-во "Церковь", 1995.— 528 с. Репринтное воспроизведение издания 1969 г. Библиография в примечаниях.

Беднов В. А. Православная Церковь в Польше и Литве (по Volumina Legum).— Минск: Лучи Софии, 2002.— 432 с. Книга посвящена истории Православия в Белоруссии и на Украине (Западной и Южной Руси) в XIV–XVIII вв. Сложные политические события, происходившие в этот период на территории Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, поставили Православную Церковь на грань выживания. Потерявшая в конце XIV в. статус государственной, Православная Церковь разделила трудную судьбу своих народов и не утратила своей этно- и культурообразующей роли. Особая ценность впервые с 1908 г. публикуемой работы заключается в том, что история Православной Церкви Беларуси и Украины рассматривается автором параллельно с анализом официального источника — свода законов Речи Посполитой "Volumina Legum". Беднов Василий Алексеевич (1873–1935) — выпускник Киевской духовной академии, магистр богословия, лауреат Макарьевской премии. В октябре 1919 г. вошел в состав Украинского Церковного Синода. В последующем работал в Министерстве исповеданий Директории. После занятия Каменец-Подольска Красной Армией интернирован в Польшу, где также читал лекции по церковно-религиозной тематике. Затем жил и преподавал в Праге, а с 1926 г. в Варшаве. В Варшавском университете на Православном богословском отделении преподавал историю и философию.

Историческое известие об унии.— М.: Паломник, 2001.— (VIII), 400 с. Репринтное воспроизведение издания: "Историческое известие о возникшей в Польше унии, с показанием начала и важнейших, в продолжение оной чрез два века, приключений, паче же о бывшем от Римлян и Униатов на благочестивых тамошних жителей гонении, по Высочайшему блаженныя памяти Императрицы Екатерины II повелению, из хранящихся Государственной Коллегии Иностранных дел в Московском Архиве актов и разных исторических книг, Действительным Статским Советником Николаем Бантышем-Каменским1795 года собранное". Вильно: в типографии А. Сыркина, 1864 года. По приказанию Господина Главного Начальника Северо-западного Края, Генерала от Инфантерии Михаила Николаевича Муравьева второго, книга эта перепечатана без всякого изменения с издания 1805 года.

Поселянин Евгений Николаевич. Очерки из истории русской церковной и духовной жизни в XVIII веке.— М.: "Талан", 1998.— 190 с. Напечатано по изданию П. П. Сойкина: СПб.: 1902.

Римский С. В. Российская Церковь в эпоху великих реформ. (Церковные реформы в России 1860–1870-х годов).— М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, 1999.— 568 с. Римский Сергей Викторович (род. в 1952 г.) — доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой Отечественной истории Ростовского государственного педагогического университета. Имеет около 40 публикаций. Библиография в примечаниях.

Ореханов Георгий, иерей. На пути к собору. Церковные реформы и первая русская революция. / Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт.— М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского института, 2002.— 224 с. Работа представляет собой опыт рассмотрения одной и сложнейших проблем — категории "соборность" — на основе методов церковно-исторического исследования. Понятие "соборность", одно из важнейших в православной экклесиологии, исследуется автором на основе уникального богословского и исторического опыта, который сложился в Русской Православной Церкви в начале XX в. в период подготовки Поместного Собора. Этот не имеющий аналогов в русской церковной истории период является временем, когда впервые после двух веков "безмолвия" церковная иерархия, академические богословы и ощутившие свою нравственную ответственность за судьбы Церкви православные миряне предприняли грандиозную попытку восстановить подлинно каноническую практику созыва Поместных Соборов, опираясь на огромный духовные и интеллектуальных потенциал Русской Православной Церкви. Совпадение этого периода русской церковной истории со временем глубоких социально-политических потрясений и противоречивых духовных исканий русского общества сделало проблему созыва Собора особенно важной: Собор должен был стать свидетельством Церкви в совершенно новых исторических условиях. Иерей Георгий Ореханов (род. в 1962 г.) — выпускник МГУ им. Ломоносова и Православного Свято-Тихоновского Богословского института. В 1998 г. за диссертацию "Эволюция идеи собора и генезис представлений церковных реформаторов о структуре, месте и роли этого органа в церковной жизни в период 1905–1906 гг." удостоен степени кандидата богословия ПСТБИ. Библиография: официально-документальные материалы — 6 источников; архивные материалы — 47 единиц; воспоминания, письма, дневники, записки, черновики, материалы журн. "Книжный архив" — 42 названия; публицистика — 11 названий; работы участников Предсоборного Присутствия 1906 г.— 20 названий; Публикации по вопросам церковной реформы, вышедшие в свет до 1917 г.— 19 названий; монографии, диссертации, статьи, исследования, вышедшие в свет после 1917 г.— 61 название; журнальные и газетные публикации по теме работы — 28 названий; книги и статьи на иностранных языках — 7 названий; справочно-статистические материалы — 7 названий.

Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Православной Церкви. (1917–1990). Учебник для православных духовных семинарий.— М.: Московская Патриархия; Издательский дом "Хроника", 1994.— 256 с.: ил. Библиография: 27 названий на русском языке, 5 названий на английском и немецком языках. Другие работы того же автора см. №№ 5.5.5 и 5.5.6, а также 5.1.2, кн. 9.

Поспеловский Д. В.
Русская Православная Церковь в XX веке.— М.: "Республика", 1995.– 511 с. Об авторе см. при № 5.1.11. Библиография: литература на русском языке — список на 7 с.; литература на европейских языках — список на 2 с.

Корнилов А. А. Преображение России. О православном возрождении на оккупированных территориях СССР (1941–1944 гг.). (Монография).— Н. Новгород: Исторический факультет ННГУ, 2000.— 192 с. Корнилов Александр Алексеевич — доктор исторических наук, профессор кафедры международных отношений Нижегородского государственного Университета им. Н. И. Лобачевского.

Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь (Нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на оккупированной территории СССР).— М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, 2002.— 524 с. Библиография в примечаниях. В конце книги приведен список из 32 книг, вышедших в серии "Материалы по истории Церкви".

Русская Церковь на рубеже веков. Юбилейный Архиерейский Собор Московской Патриархии: Документы и материалы. Комментарии прессы. Богословский анализ. Общественный резонанс.— СПб.: "Царское дело", 2001.— 320 с.


 


Страница 3 - 3 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру