Муж и жена

Из книги "Последняя крепость"

66. На чем основано категорическое неприятие Церковью сексуальных меньшинств, ее нелюбовь к ним?

Так нельзя сказать: Церковь их не любит… Ее позиция должна быть сформулирована совсем в других терминах. Во-первых, всегда отделяя грех от человека, его совершающего, и не принимая грех – а однополые связи, гомосексуализм, мужеложество, лесбийство греховны в самой основе своей, о чем отчетливо и однозначно говорится еще в Ветхом Завете, – к человеку согрешающему Церковь относится с жалостью, ибо всякий грешник уводит себя от пути спасения до той поры, пока не начинает раскаиваться в собственном грехе, то есть отходить от него. Но что мы не принимаем и, безусловно, со всей мерой жесткости и, если хотите, нетерпимости, против чего восстаем – это то, что те, кто является так называемыми меньшинствами, начинают навязывать (и при этом очень агрессивно) свое отношение к жизни, к окружающей действительности, нормальному большинству. Правда, есть определенного рода области человеческого существования, где почему-то меньшинства скапливаются до большинства. И поэтому в средствах массовой информации, в целом ряде разделов современного искусства, на телевидении мы то и дело видим, читаем, слышим о тех, кто демонстрирует нам определенные эталоны современного "удачного" существования. Вот такого рода преподнесение греха бедных извращенцев, несчастно обуреваемых им, греха как нормы, на которую нужно равняться и которую, если уж у тебя самого не получается, то, по крайней мере, нужно считать как наиболее прогрессивную и продвинутую, вот такого рода мировоззрение, безусловно, для нас неприемлемо.

67. Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию Венчания гомосексуалистов, которая произошла в Нижнем Новгороде.

Прокомментировать эту ситуацию можно достаточно просто словами известной русской пословицы: "В семье не без урода". Это был клирик Нижегородской епархии Московского Патриархата, который совершил некоторые действия по отношению к двум лицам мужского пола. И как бы он ни оправдывался и что бы сейчас ни говорил, это, безусловно, общецерковный и внецерковный возмутительный соблазн. Ему сразу же было запрещено священнослужение. И жесткость канонического отношения к нему непреложна и однозначна. Она должна быть уроком и другим безумцам, чтобы впредь никогда ничего подобного в нашей Церкви не произошло. Безусловно, случившееся – это каноническое преступление только одного преступника, которое никак не может ни повлиять, ни как-то косвенно воздействовать на позицию всей Русской Православной Церкви.

68. Какова позиция нашей Церкви по поводу того, что сегодня у протестантов и даже у католиков бытует снисходительное отношение к этим проблемам и там венчанные однополые браки уже не редкость?

Вспомним, какие Церкви остались носителями исторического христианства и не отступили в главном от основ канонического строя, от евангельской этики и адекватного прочтения Священного Писания. Прежде всего Православная Церковь и вместе с ней Церкви Древневосточные: армяне, копты, сирийцы, а также Римско-католическая Церковь. Именно они в подходе к гомосексуализму основываются на Священном Писании и на церковной традиции, которая рассматривает его как один из смертных грехов. И никакой компромиссности или толерантности по отношению к этому явлению в церковном учительстве в ХХI веке не больше, чем в I, то есть просто нет.

Большинство протестантских конфессий, часто уже очень условно считающиеся христианскими, допускают теперь и сквозь пальцы смотрят или даже санкционируют однополые союзы людей, исходя из так называемого свободного прочтения текста Священного Писания. Они, опираясь на собственные культурологические и мировоззренческие предпосылки, вычленяют в тексте Священного Писания то, что можно и нужно (с их точки зрения) считать неизменным и вечным, а что относящимся к культурно-религиозным воззрениям эпохи. Безусловно, такого отношения к Слову Божию не было в исторической Церкви. Протестанты сегодня это допускают, тем самым обнажая меру своего удаления от евангельской истины и от исторического пути христианства. Нам указывают на то, что подобные явления были и имеют место и в ограде как Католической, так и Православной Церкви. И мы не скрываем того, что подобные случаи есть даже и в среде духовенства, даже среди монашествующих. Но чего нет, и не может быть в Православной Церкви, так это того, чтобы допускающий подобный грех считал себя нравственно оправданным, чтобы он мог сказать: я делаю нечто, что хорошо, допустимо и непредосудительно. В любом случае, даже если он находится во власти этой страсти и, будучи обладаемый ею, попускает себе продолжать священнослужение и одновременно столь страшно, столь смертно грешит, тем не менее, он знает, что это грех, с которым он не в силах справиться. И это совершенно иной подход, чем когда грех нравственно оправдывается.

69. Является ли участие женатого мужчины в искусственном оплодотворении посторонней женщины грехом? И приравнивается ли это к прелюбодеянию?

В постановлении юбилейного Архиерейского Собора 2000 года говорится о неприемлемости экстракорпорального оплодотворения тогда, когда речь идет не о самой супружеской паре, не о муже и жене, в силу тех или иных недугов бесплодных, но для которых такого рода оплодотворение может быть выходом. Хотя и тут есть ограничения: в постановлении речь идет только о тех случаях, если ни один из оплодотворенных эмбрионов не отбрасывается как вторичный материал, что пока по большей части невозможно. И потому практически оказывается недопустимо, так как Церковь признает полноценность человеческой жизни с самого момента зачатия – как бы и когда бы оно ни произошло. Вот когда такого рода технологии станут реальностью (сегодня они, видимо, существуют где-то только на самом совершенном уровне медицинского обслуживания), тогда уже не будет абсолютной неприемлемости для верующих людей прибегать к ним.

Что же касается участия мужа в оплодотворении постороннего человека или жены в вынашивании ребенка для некоторого третьего лица, даже без физического участия этого лица в оплодотворении, конечно же, это является грехом по отношению к всецелому единству Таинства брачного союза, результатом которого является совместное рождение детей, ибо Церковь благословляет целомудренный, то есть целостный союз, в котором нет никакого изъяна, нет никакой раздробленности. И что больше может этот брачный союз нарушить, как не то, что у одного из супругов есть продолжение его как личности, как образа и подобия Божия вне этого семейного единства?

Если говорить об экстракорпоральном оплодотворении неженатым мужчиной, то и в этом случае нормой христианской жизни, опять же, является сама суть интимной близости в супружеском союзе. Никто не отменял ту норму церковного сознания, что мужчина и женщина, девушка и юноша должны стремиться сохранить свою телесную чистоту до вступления в брак. И в этом смысле даже подумать невозможно о том, что православный, и значит целомудренный, юноша сдавал бы свое семя для того, чтобы оплодотворить некую постороннюю женщину.

70. А если только что обвенчавшиеся молодожены выясняют, что один из супругов не может жить полноценной половой жизнью?

Если обнаруживается неспособность к брачному сожительству непосредственно после брака, притом это такого рода неспособность, которая вряд ли может быть преодолена, то по церковным канонам она является основанием для развода.

71. В случае начавшейся от неизлечимой болезни импотенции одного из супругов как им вести себя друг с другом?

Нужно помнить о том, что за эти годы вас что-то соединило, и это настолько выше и значительнее того малого недуга, который сейчас есть, что, конечно же, никоим образом не должно быть поводом к разрешению себе каких-то вещей. Люди светские допускают такие мысли: ну жить-то мы вместе дальше будем, потому что у нас есть социальные обязательства, а если он (или она) ничего не может, а я все еще могу, то я имею право находить себе удовлетворение на стороне. Понятно, что такая логика абсолютно недопустима в церковном браке, и ее априорно нужно отсекать. Значит, необходимо искать возможности и пути иного наполнения своей супружеской жизни, которая не исключает ласку, нежность, иные проявления расположения друг к другу, но уже без непосредственного супружеского общения.

72. Можно ли мужу и жене обращаться к психологам или сексологам, если у них что-то не ладится?

Что касается психологов, то мне кажется, здесь действует правило более общего характера, а именно: существуют такие жизненные ситуации, когда союз священника и воцерковленного врача очень уместен, то есть когда природа душевного нездоровья тяготеет в обе стороны – и в сторону духовного недуга, и в сторону медицинского. И в этом случае священник и врач (но только врач-христианин) могут оказать действенную помощь как всей семье, так и отдельному ее члену. В случаях же каких-то психологических конфликтов, мне представляется, христианской семье нужно искать пути их решений в самих себе через осознание своей ответственности за происходящие нестроения, через принятие церковных Таинств, в некоторых случаях, быть может, через поддержку или совет священника, разумеется, если есть решимость обеих сторон, и мужа и жены, при несогласии по тому или иному вопросу положиться на священническое благословение. Если есть такого рода единодушие, то это очень помогает. Но бегать к врачу за решением того, что является следствием греховных изломов нашей души, вряд ли плодотворно. Здесь врач не поможет. Что же касается помощи в интимной, половой области соответствующими специалистами, которые подвизаются на этом поприще, то мне представляется, что в случаях либо каких-то физических недостатков, либо каких-то психосоматических состояний, которые препятствуют полноценной жизни супругов и нуждаются в медицинском регулировании, необходимо просто обратиться к врачу. Но, впрочем, конечно же, когда сегодня говорят о сексологах и их рекомендациях, то чаще всего речь идет о том, каким образом человеку с помощью тела мужа или жены, любовника или любовницы извлечь как можно больше удовольствия для себя и как настроить свой телесный состав, чтобы мера плотского наслаждения становилась все больше и больше и длилась все дольше и дольше. Понятно, что христианин, знающий, что умеренность во всем – тем более в удовольствиях – есть важная мера нашей жизни, не пойдет с такими вопросами ни к какому врачу.

73. Но очень трудно найти православного психиатра, тем более сексопатолога. И к тому же, даже если найдешь такого врача, может быть, он только называет себя православным.

Конечно, это должно быть не одно самоназвание, но и некоторое надежное внешнее свидетельство. Здесь неуместно было бы перечислять конкретные имена и организации, но, думаю, что всякий раз, когда речь идет о здоровье, душевном и телесном, нужно помнить евангельское слово о том, что "двух человек свидетельство истинно" (Ин. 8, 17), то есть нужно два-три независимых свидетельства, подтверждающих как медицинскую квалификацию, так и мировоззренческую близость Православию врача, к которому мы обращаемся.

74. Каким мерам контрацепции Православная Церковь отдает предпочтение?

Никаким. Нет таких контрацептивов, на которых стояла бы печать – "по разрешению Синодального отдела по социальной работе и благотворительности" (именно он занимается медицинской службой). Нет, и не может быть такого рода контрацептивов! Другое дело, что Церковь (достаточно вспомнить ее новейший документ "Основы социальной концепции") трезво проводит различие между способами контрацепции, абсолютно неприемлемыми и попускаемыми по немощи. К абсолютно неприемлемым относятся контрацепты абортивного действия, не только сам аборт как таковой, но и то, что провоцирует исторжение оплодотворенной яйцеклетки, как бы быстро оно ни произошло, хотя бы и непосредственно после самого зачатия. Все, что связано с такого рода действием, неприемлемо для жизни православной семьи. (Я не буду диктовать списки подобных средств: кто не знает, тому лучше и не знать, а кто знает, тот понял и без того.) Что же касается иных, скажем, механических способов контрацепции, то, повторяю, не одобряя и никак не считая предохранение нормой церковной жизни, Церковь отличает их от абсолютно неприемлемых для тех супругов, которые по немощи не могут понести всецелого воздержания в те периоды жизни семьи, когда по медицинским, социальным или каким-то другим показаниям деторождение невозможно. Когда, к примеру, женщине после тяжелой перенесенной болезни или по характеру какого-то лечения именно в этот период беременность крайне нежелательна. Или для семьи, в которой уже достаточно много детей, на сегодняшний день по чисто житейским условиям невместимо иметь еще одного ребенка. Другое дело, что перед Богом воздержание от деторождения всякий раз должно быть предельно ответственным и честным. Здесь очень легко, вместо того, чтобы считать этот интервал в рождении детей вынужденным периодом, сойти до угождения самим себе, когда лукавые мысли нашептывают: "Ну и зачем нам это вообще? Снова карьера прервется, хотя в ней такие перспективы намечаются, а тут опять возвращение к пеленкам, к недосыпанию, к затворничеству в собственной квартире" или: "Только мы достигли какого-то относительного социального благополучия, получше стали жить, а с рождением ребенка должны будем отказаться от запланированной поездки к морю, от новой машины, еще от каких-то там вещей". И вот как только такого рода лукавые аргументы начинают входить в нашу жизнь, значит, нужно их тут же пресекать и рожать следующего ребенка. И всегда нужно помнить, что Церковь призывает православных христиан, находящихся в браке, не удерживаться сознательно от деторождения, ни по причине недоверия Промыслу Божию, ни по причине эгоизма и желания легкой жизни.

75. Если муж требует сделать аборт, вплоть до развода?

Значит, нужно расставаться с таким человеком и рожать ребенка, как бы это ни было трудно. И это как раз тот случай, когда послушание мужу не может быть приоритетным.

76. Если верующая жена по каким-то соображениям хочет сделать аборт?

Все свои силы, все свое разумение положить на то, чтобы этого не допустить, всю свою любовь, все аргументы: от прибегания к церковным авторитетам, совету священника до просто материальных, жизненно-практических, каких угодно доводов. То есть от кнута до пряника – все, только чтобы не допустить убийства. Однозначно, аборт – это убийство. А убийству нужно воспротивиться до последнего, невзирая на методы и пути, которыми это достигается.

77. Отношение Церкви к женщине, которая в годы безбожной советской власти делала аборт, не сознавая, что она творит, такое же, как к женщине, которая сейчас делает и уже знает, на что идет? Или все-таки разное?

Да, конечно, потому что по известной нам всем евангельской притче о рабах и домоправителе, было разное наказание – для тех рабов, которые поступали против воли господина, не зная этой воли, и тех, которые все знали или знали достаточно и тем не менее делали. В Евангелии от Иоанна Господь говорит об иудеях: "Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем" (Ин. 15, 22). Так что тут одна мера вины тех, кто не понимал, или если даже что-то и слышал, но внутренне, сердцем не знал, какая в этом заключена неправда, и другая мера вины и ответственности тех, кто уже знает, что это убийство (трудно сегодня найти человека, который бы не знал, что это так), и, может быть, даже сознают себя верующими, если потом приходят на исповедь, и тем не менее на такое идут. Конечно же, не перед церковной дисциплиной, а перед своей душой, перед вечностью, пред Богом – здесь иная мера ответственности, и значит, иная мера пастырско-педагогического отношения к так согрешающему. Поэтому и священник, и вся Церковь по-разному будут смотреть на женщину, воспитанную пионеркой, комсомолкой, если и слышавшую слово "покаяние", то только применительно к рассказам о каких-то темных и невежественных бабках, которые мир проклинают, если и слышавшую об Евангелии, то только из курса научного атеизма, и голова которой была забита кодексом строителей коммунизма и прочими вещами, и на ту женщину, которая находится в нынешней ситуации, когда голос Церкви, прямо и недвусмысленно свидетельствующий о Христовой истине, слышен всем.

Иными словами, дело тут не в изменении отношения Церкви ко греху, не в каком-то релятивизме, а в том, что люди сами по отношению ко греху находятся в разной степени ответственности.

78. Почему некоторые пастыри считают, что супружеские отношения греховны, коли они не ведут к деторождению, и рекомендуют воздерживаться от телесной близости в тех случаях, если один супруг нецерковный и не хочет иметь детей? Как это соотносится со словами апостола Павла: "не уклоняйтесь друг от друга…" (1 Кор. 7, 5) и со словами в чине Венчания "брак честен и ложе нескверно"?

Не просто быть в ситуации, когда, скажем, невоцерковленный муж не хочет иметь детей, но если он изменяет жене, то ее долг уклоняться от телесного с ним сожительства, которое только потакает его греху. Возможно, это именно тот случай, о котором предупреждают священнослужители. И каждый такой случай, который не предполагает чадородие, нужно рассматривать очень конкретно. Однако это никак не упраздняет слов чина Венчания "брак честен и ложе нескверно", просто эта честность брака и эта нескверность ложа должны блюстись со всеми ограничениями, предупреждениями и вразумлениями, если против них начинают погрешать и от них отступаться.

Да, апостол Павел говорит, что "если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться" (1 Кор. 7, 9). Но он видел в браке несомненно больше, чем только способ направить свое половое желание в законное русло. Конечно же, добро молодому человеку быть со своей женой вместо того, чтобы бесплодно разжигаться до тридцати лет и зарабатывать себе какие-то комплексы и извращенные привычки, поэтому в прежние времена и вступали в брак достаточно рано. Но, конечно же, не все о браке сказано этими словами.

79. Если 40-45-тилетние муж и жена, уже имеющие детей, решают новых больше не рожать, это не означает, что они должны отказаться от интимной близости друг с другом?

Начиная с определенного возраста, многие супруги, даже воцерковленные, согласно современному взгляду на семейную жизнь, решают, что больше у них детей не будет, и теперь-то они все испытают, что не успели тогда, когда в молодые годы растили детей. Такого отношения к чадородию Церковь никогда не поддерживала и не благословляла. Так же, как и решение большой части молодоженов сначала пожить в свое удовольствие, а потом заводить детей. И то и другое – это искажение замысла Божия о семье. Супруги, которым давно пора приуготовлять свои отношения к вечности, хотя бы потому, что к ней они сейчас уже ближе, чем, скажем, тридцать лет назад, вновь погружают их в телесность и сводят к тому, что заведомо не может иметь продолжения в Царствии Божием. Долгом Церкви будет предупредить: здесь опасность, здесь горит если не красный, то желтый светофор. По достижении зрелых лет ставить в центр своих отношений то, что является вспомогательным, безусловно, означает их искажать, может быть, даже и губить. И в конкретных текстах тех или иных пастырей, не всегда с той мерой такта, как хотелось бы, но по сути совершенно правильно, об этом говорится.

Вообще всегда лучше быть более воздержанными, чем менее. Всегда лучше строже исполнять Заповеди Божии и Устав церковный, чем трактовать их снисходительно по отношению к себе. К другому трактуй их снисходительно, а к себе постарайся приложить с полной мерой строгости.

80. Считаются ли плотские отношения греховными, если муж и жена пришли в тот возраст, когда деторождение становится абсолютно невозможным?

Нет, Церковь не считает те супружеские отношения, когда уже невозможно деторождение, греховными. Но призывает человека, достигшего жизненной зрелости и либо сохранившему, может быть, даже без собственного желания, целомудрие, либо, напротив, имевшего отрицательные, греховные опыты в своей жизни и желающего на закате лет вступить в брак, лучше этого не делать, ведь тогда ему будет куда проще справляться с побуждениями собственной плоти, не стремясь к тому, что уже не пристало просто в силу возраста.

81. Что такое разумное снисхождение супругов по отношению друг к другу?

В случае возникновения напряжения в супружеских отношениях нужно, прежде всего, помолиться. В каждой ситуации необходимо руководствоваться принципом – как принести пользу или, по крайней мере, не навредить душе ближнего. В связи с этим могут быть совершенно различные внешние модели поведения, которые зависят от характера отношений, от степени духовной глубины двух конкретных людей, от их совпадений. В одних случаях нужно твердо стоять, не потакая слабостям и не соглашаясь на компромиссы. И благодаря такой твердости и неуступчивости можно помочь тому, кто рядом с нами, преодолеть склонность к греху или к каким-то иным немощам. В других случаях, чтобы не оттолкнуть и не создать стену между тобой и твоим ближним, нужно проявлять разумное снисхождение и, заботясь о главном, пойти на компромисс в малом. Здесь нет единой схемы, которую можно было бы продиктовать всем людям раз и навсегда. Молитва и памятование о пользе для души другого человека – вот два критерия, два крыла.

82. В жизни каждой семьи есть трудные периоды, когда кажется, что у вас с мужем (женой) ничего общего не осталось. Как побороть в себе это чувство?

Такие периоды – почти неизбежное испытание, посещающее фактически каждую семью или большинство семей. И как при любом испытании и искушении, главное здесь – не дать себе руководствоваться сиюминутным эмоциональным переживанием ситуации. У человека есть воля, разум и душа, поэтому, когда одно дает слабину, может помочь другое.

И когда эмоциональное восприятие жизни приводит к сбоям, на то человеку и дан разум, чтобы понять, что это искушение, и чтобы памятовать, в чем состоит исполнение правды и Заповедей Божиих о семейных узах, на то и дана воля, чтобы побудить себя с христианской любовью отнестись к своему супругу или супруге. Если сделать это, то не будет слишком долгим период беспросветности, когда никакой радости нет, а есть лишь мнимая уверенность в том, что отныне уж придется только терпеть и мучиться. Не будет так всю жизнь, если разумно и мужественно следовать словам апостола Павла: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит" (1 Кор. 13, 4–7).

83. Многие считают, что ссора неизбежно присуща семейной жизни.

Да нет, конечно. И со временем нужно прийти к тому, чтобы ссор не было вообще. Ссоры, раздражение, какие-то недоумения – через это проходит каждая семья, но считать, что так и должно быть и что это будет сопровождать нас всю семейную жизнь, совершенно неправильно. Тем более примириться с этим и уверять себя, что никуда от этого не денешься. Да нет же. На то и есть семья, чтобы учиться друг друга любить, а где-то и притираться друг к другу. В тех же бытовых вещах – к примеру, муж не чистит ботинки, и первый год совместной жизни даже эти его нечищеные ботинки очень нравятся. Увидишь их – и сердце пляшет. Потом через два года – тебе это просто все равно, а через пять лет начинает безумно раздражать, вплоть до ссор. Пока ты не научишься эти ботинки потихонечку чистить и ставить в уголок. И делаешь так не потому, что считаешь – и хорошо, что муж не чистит обувь, а потому, что эту его слабость и лень покрываешь любовью. Конечно, к такому нужно прийти. Но это становится возможным, если ты уверен, что возникший период внутрисемейных раздражений должно преодолеть и что он преодолим.

84. Как бороться с грехом самооправдания в семейной жизни?

С грехом самооправдания в семейной жизни надо бороться точно так же, как и не в семейной. Мы не можем вычленить какого-то отдельного подраздела в аскетических руководствах, но мы знаем, что со всякой страстью следует бороться через упражнение в противоположной ей добродетели. Противоположной самооправданию добродетелью (чисто филологически это легко понять) будет внимательное видение меры собственной вины и ответственности за то, что с нами происходит. И уж в домашней ситуации, где жена, дети, родители, сколько-нибудь внимательному человеку это легче сделать, чем когда он едет в троллейбусе и на него кто-то из стоящих рядом за что-то раздражился, обвинил его в лучших чувствах и он оправдывается перед едущими с ним людьми, при этом любви к ним не испытывая. Так что желающему победить грех самооправдания надо стремиться видеть свою ответственность за то, что с ним происходит, и не перекладывать ее на сторону.

85. Когда вне семейной жизни ты сталкиваешься с обвинениями в свой адрес, то понятно, что лучше не отвечать на них, но надо ли возражать своему супругу, если он заведомо несправедлив, ведь, как правило, самооправдание возникает не на пустом месте?

Здесь нужно быть честным. Если тебе совесть, именно совесть, и трезвое рассуждение говорят, что ты не можешь признать себя в данном вопросе виноватым, то нужно об этом честно же и сказать. Однако это не значит, что тогда тебе уже не нужно искать пути согласия и компромисса. Даже если по отношению тех же пресловутых ботинок возникает дискуссия о том, следует ли их чистить по приходу домой (муж считает, зачем это надо, пусть они грязные стоят, и вины своей за причиненный беспорядок никак не склонен видеть), то опять же по любви нужно искать согласие, чтобы выход из этой ситуации был непреткновенным. И хотя это не значит, что нужно виниться всякий раз, когда нас в чем-то упрекают, но укоры со стороны близких – это повод и даже основание внимательно-внимательно всмотреться в себя, в сложившуюся ситуацию – нет ли здесь объективно ну если не полной, то хотя бы в какой-то мере твоей ответственности, ибо один из самых верных способов понимания своей реальной, а не фантазийной греховности – это вслушиваться в то, что о нас люди говорят. Если же, несмотря на все сказанное, совесть говорит нам, что обвинения на наш счет только отчасти справедливы или несправедливы вовсе, то нужно это честно свидетельствовать, иначе будет фальшь. Иначе будет как бы вид смирения, на самом деле смирением не являющийся. В таком случае надо сказать своему(ей) супругу(е): я правым(ой) тебя не могу считать, ибо убежден(а), что в этой ситуации лучше бы так поступать, как я поступаю, но давай сейчас решать не кто прав, а кто виноват, а как нам из этой ситуации выходить. И быть может, тогда иной раз один уступит, другой раз – другой.

86. Осознание вины – это ведь еще не покаяние?

Само по себе осознание вины может и не сопровождаться покаянием, то есть внутренним изменением человека, а может приводить только к трагической, скорбной, тоскливой или отчаянной констатации того, что есть. И все. Тоска и уныние. Покаяние начинается с осознания вины, а продолжается перерождением, появлением нового человека во Христе. Или не продолжается, поэтому человек, осознав свою вину, не должен на этом останавливаться.


Страница 7 - 7 из 9
Начало | Пред. | 5 6 7 8 9 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру