Педагогическое сопровождение семьи в духовно- нравственном воспитании детей

Система мероприятий по реализации региональной (районной, муниципальной) программы духовно-нравственного сопровождения семейного воспитания


1.Нормативно-правовое обеспечение

Решение этой задачи предполагает подготовку и принятие законодательных материалов по утверждению в регионе программы (подпрограммы) духовно-нравственного сопровождения семейного воспитания: постановлений регионального (районного, муниципального) правительства, документов департаментов здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты.

2. Финансово-экономическое обеспечение

Программные меры по решению этой задачи включают в себя определение объема и источников финансирования, в соответствии с этапами, масштабами и сроками развертывания в регионе (районе, муниципальном центре) систематической деятельности по сопровождению семейного духовно-нравственного воспитания.

В рамках программы системный и плановый характер приобретает финансовая поддержка структур, уже занимающихся решением проблем семьи и воспитания детей, охраной отцовства, материнства и детства, социальной поддержкой многодетных и малообеспеченных семей, родителей, имеющих детей-инвалидов, а также социальным обеспечением сирот и детей, оставшихся без надзора родителей. Объектом особого государственного и общественного внимания с целью профилактики детской безнадзорности, правонарушений, воспроизведения несчастного супружества и несчастного детства в регионе (районе, городе) становятся учреждения социальной поддержки неблагополучного детства: детские дома, приюты, интернаты, детские приемники-распределители.

3. Организационное обеспечение

Механизмы организации и управления содействием семейному духовно-нравственному воспитанию определяются официальным региональным статусом Подпрограммы, опираются на уже сложившиеся в регионе формы и методы духовно-нравственного просвещения, педагогической, медицинской, социально-психологической работы с семьей.

Особая роль в организационном и управленческом обеспечении программы принадлежит региональному (районному, муниципальному) Координационному совету по духовно-нравственному воспитанию. При Совете создается рабочая группа, инициирующая активность региональных (районных, муниципальных) органов управления здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты по включению в реализацию программы сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания.

4. Информационно-просветительское обеспечение

Решение этой задачи предполагает осуществление в регионе (районе, муниципальном центре) цикла просветительных мероприятий:
– создание рубрик “Традиции воспитания” в местной печати, на телевидении, радио с целью ознакомления населения  с содержанием Подпрограммы  сопровождения семейного духовно-нравственного воспитания и ознакомления родителей с традициями православного воспитания;
– подготовка видео-сюжетов “Духовно-нравственные традиции воспитания” для показа на местном ТВ;
– выпуск и распространение через детские поликлиники, дошкольные учреждения, консультативные центры, объединения по месту жительства печатных материалов для родителей;
– издание листка для семейного чтения “Традиции семейного воспитания”;
– открытие сети родительских лекториев, “школ семейного воспитания”, “маминых школ”, “семейных гостиных” с привлечением в качестве лекторов православных медиков, педагогов, священнослужителей.

Базой для проведения этих занятий (в зависимости от уровня подготовки к началу систематической просветительской деятельности региональных, районных, муниципальных структур) могут стать женские консультации, детские поликлиники, психолого-медико-социальные центры, семейные психологические консультации, дошкольные образовательные учреждения, школы, педагогические училища, вузы, воскресные школы.

Грамотно и четко должна быть сформулирована тематика занятий, чтобы заинтересовать родителей. Молодых супругов привлекут занятия по оздоровительным программам (подготовке к беременности, родам, уходу за малышом); для родителей дошкольников и младших школьников актуальны вопросы создания стабилизирующего жизнь семьи уклада, устроения семейного досуга, возрождения традиций совместной деятельности взрослых и детей; для семей, имеющих детей подросткового и более старшего возраста, целесообразно проведение бесед о проблемах духовно-нравственного становления в отрочестве и юности, возможности формирования у детей навыков духовной и нравственной безопасности по отношению к искушениям современной жизни, тактичной родительской помощи подросткам в кризисных ситуациях.

5. Кадровое обеспечение реализации программы

Сложно надеяться на успешную реализацию программы, если нет достаточно большого числа компетентных, заинтересованных в деле специалистов для обеспечения организации и содержательного наполнения работы с родителями. Выстраивая систему мероприятий по работе с различными категориями специалистов региона (района, города), программа предусматривает:

– проведение серии просветительских семинаров-совещаний для представителей администрации, руководителей учреждений образования, здравоохранения и культуры региона (района, муниципального центра);
– разработку и распространение через учебно-методические центры, систему ИПК информационно-просветительских материалов для различных категорий специалистов;
– подготовку и проведение в регионе (районе, городе) семинаров и курсов повышения квалификации для различных категорий педагогов (дошкольных работников, учителей начальной школы, учителей-предметников, заместителей директоров школ по воспитательной работе), специалистов сферы культуры и здравоохранения.

6. Научно-методическое обеспечение реализации программы

В задачу научного обеспечения программы входит разработка содержания семейного духовно-нравственного воспитания с учетом особенностей регионального (районного, муниципального) развития. Прикладное значение имеет подбор и определение степени применимости на уровне региона (района, города) существующих программ социального, медицинского, психолого-педагогического сопровождения семьи в деле духовно-нравственного воспитания детей.

Отметим, что наиболее высокую оценку экспертных служб различного уровня имеют Программы и Методические рекомендации по обучению основам медико-педагогических знаний родителей и будущих родителей: “К здоровой семье через детский сад”, “Рождение и воспитание здорового ребенка” (2000 год), “Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка” (2002 год), разработанные Санкт-Петербургской Медицинской Академией постдипломного образования (директор программы – Коваленко В.С.).

А также комплекс оздоровительных и педагогических программ “Семейный лад” (разработчик – Региональная общественная организация “Семейный клуб родительского опыта “Рождество” (г. Москва).

Для обеспечения научно-методической поддержки программы возможно создание на уровне региона (района, муниципального центра) творческих научно-методических коллективов по доработке программ содействия семейному духовно-нравственному воспитанию, разработке недостающих программно-методических материалов, осуществлению курирования работы с семьей на  базе экспериментальных площадок региона (района, муниципального центра).

7. Разработка содержания и осуществление мер по интегрированию духовно-нравственной компоненты в семейное воспитание

Как уже отмечалось, реализация программы педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания предполагает три этапа в работе с семьей в регионе (районе, городе):

1. просветительский этап,
2. этап организации совместной деятельности семей,
3. этап совместного воцерковления семей.

Просветительский этап, помимо открытия семейных лекториев и других форм родительского всеобуча по проблемам духовно-нравственного воспитания предполагает:

– совершенствование содержания воспитания и образования в детских садах, школах, внешкольных учреждениях в соответствии с традиционными духовно-нравственными ценностями семьи, семейного воспитания;
– введение в школах, средних специальных и высших учебных заведениях курса “Духовно-нравственные основы семьи”, “Основы нравственности”, “Основы православной культуры” с выделением тем и разделов о духовных основах семейной жизни, воспитания детей;
– издание и распространение в регионе (районе, городе) серии книг “Семейное духовно-нравственное воспитание”, куда войдут:
·адресованные родителям классические и современные сочинения педагогов, медиков, психологов, духовных писателей;
·семейные молитвословы и сборники житий святых, небесных покровителей семейной жизни;
·произведения классической и современной художественной литературы для совместного семейного чтения;
·методические пособия по организации деятельного подхода в духовно-нравственном семейном воспитании, созданию благочестивой домашней предметно-бытовой среды, игрового и развивающего пространства с использованием народных и самодельных игрушек, предметов традиционного быта;
·книги по традиционным видам рукоделия, ведению рачительного семейного хозяйства.

Причем, необходимо отметить, что речь идет именно об отечественной педагогической литературе, так как западная, наводнившая сегодня российский рынок, предназначена для людей с иным мироощущением, иной историей, культурой и религией.

На первом этапе реализации программы может быть начата работа по подготовке и комплектованию подборок аудио и видеотек для всей семьи из цикла “Семейное духовно-нравственное воспитание”;

– создание небольших библиотек и книжных лавок педагогической духовно-нравственной литературы для родителей в образовательных учреждениях, объединениях по месту жительства, при семейных клубах, при храмах;
– распространение лучшего опыта семейного воспитания в региональных (районных, муниципальных) средствах массовой информации, печати, радио, профессиональных учебных заведениях, семейных объединениях.

Необходимо начало работы по созданию православно ориентированных служб психолого-педагогического консультирования семьи, способных грамотно с точки зрения отечественной духовно-нравственной традиции оказать помощь людям, попавшим в кризисные семейные обстоятельства, трудную жизненную ситуацию.

Этап организации совместной деятельности семей ориентирует региональные (районные, муниципальные) службы на:

– создание региональных родительских общественных организаций, семейных клубов на базе образовательных учреждений, по месту жительства;
– формирование и развитие системы взаимной помощи семей по уходу за детьми;
– подчеркивание роли отца в воспитании детей посредством организации совместного труда и обучения ремеслу, организация общих дел по месту жительства, в образовательных учреждениях, семейных объединениях;
– проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей в их подготовке и проведении;
– обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, организацией каникулярного отдыха.

Этап совместного воцерковления семей предполагает:

– организацию систематического духовного окормления родителей, воцерковляющихся семей и специалистов, работающих с семьями;
– создание семейных воскресных школ, паломнических служб, летних семейных поселений;
– содействие стремлению создания семейных церковных общин и развитию приходской жизни на благо служения ближним, обществу, Отечеству.

По мнению протопресвитера Василия Зеньковского (с цитат из его статьи мы начали разговор о взаимосвязи духовно-нравственного воспитания в семье и духовного состояния общества), создание “островков церковной культуры” является предпосылкой системы образования, выстроенной на традициях русской православной культуры. А создание таких “островков” “под силу только семье, вернее – семьям, соединяющимся вместе для этого”.


Страница 5 - 5 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец | Все

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру