Педагогическое сопровождение семьи в духовно- нравственном воспитании детей

Духовная природа семьи –основа духовно-нравственного воспитания детей

Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь -жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве. Долгом в семье является бескорыстная любовь.Каждый должен забыть свое “я”, посвятив себя другому.

Святая страстотерпица государыня императрица Александра Феодоровна Романова

Для того чтобы говорить о природе семьи, посмотрим, как определяют значение самого понятия “семья” различные источники:

– совокупность близких родственников, живущих вместе;
– основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Как видим, в определениях, помимо общности быта и кровного родства, указывается и на взаимные нравственные обязанности членов семьи. Однако, основы семьи не только нравственны, но и духовны по своей природе. Это подтверждают положения религиозной философии и богословских наук.

В основе семьи  лежит в основе семьи брачный союз. Он является  договором между мужчиной и женщиной, согласно которому они берут на себя обязанность жить вместе как муж и жена, взаимно помогая друг другу и восполняя духовно-нравственные запросы друг друга. В христианской традиции брак “есть таинство, в котором при свободном обещании верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении”.

Православная Церковь видит в Таинстве Брака духовную “тайну”, которая становится доступной сознанию супругов как тайна единения Господа Иисуса Христа с Церковью. На “тайну великую” брачного союза указывает святой апостол Павел в Послании к Ефесянам (Еф. 5; 32). Для христиан заключение брачного союза совершается только в Церкви и только в Церкви становится “таинством благодати” – образом духовного союза Христа со вступившими в брак. Благодаря этому союзу создается семья как “домашняя церковь” (Кол. 4; 15).

Соединенные брачным союзом супруги имеют единую плоть и единую душу; взаимной любовью они побуждают друг в друге усердие к исполнению заповедей Божиих. “Супружество, – пишет святитель Григорий Богослов, – более привязывает к Богу, потому что имеет больше побуждений обращаться к Нему... Кто обязан заботиться о милой супруге и детях, тот рассекает более обширное море жизни, ему нужна большая помощь Божия, и он сам взаимно более любит Бога”.

В христианском браке муж берет на себя крест семейной жизни, чтобы следовать за Христом; жена становится помощницей и другом мужа. Святитель Иоанн Златоуст говорит: “Муж делами и словами насаждает в доме благочестие; и жена пусть наблюдает за домом, но, кроме этого занятия, у нее имеется более настоятельная забота о том, чтобы семья трудилась для Царства Божия”. Этими заботами супруги не позволяют приблизиться к себе раздорам, вражде и ненависти.

По слову святителя Иоанна Златоуста, брак стал для христиан “таинством любви”, в котором участвуют супруги, их дети и Сам Господь. Совершение полноты этого таинственного союза любви возможно лишь в духе христианской веры, в подвиге добровольного и жертвенного служения друг другу. Святитель Иоанн сравнивает брачный союз с гнездом, в котором мать вскармливает птенцов не для того, чтобы они остались в гнезде навсегда, а для того, чтобы они научились летать, когда у них окрепнут крылья и появится сила. “Господь, – читаем у святителя Иоанна Златоуста, – искони влек нас к Небу и указал нам путь, ведущий туда... Показав это, Он оставил нас на долгое время в этом мире и браке, как в гнезде. Когда же у нас в течение долгого времени возросли крылья добродетели, то Он, придя, стал тихо и мало-помалу выводить нас из здешнего жилища, научая парить в Горнем. Таким образом, поистине благородные, любящие свет, с великой легкостью покинув гнездо, взлетают на высоту и достигают Небес, отказавшись от земного”.

Для каждого из своих членов семья является школой любви как постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви.

Наш современник, священник и ученый Глеб Каледа в своей книге, посвященной христианской семье, говорит о том, что “монашество полезно для тех, кто богат любовью, а обычный человек научается любви в браке”. Люди же современной культуры чаще всего, не задумываясь об этом, ищут в супружестве не школы любви, но самоутверждения и удовлетворения своих страстей.

В православной традиции, семейная жизнь понимается как “путь ко Спасению”, восхождение по которому связано с несением “креста” повседневных обязанностей взаимных забот, сотрудничества, понимания и согласия.

По апостолу Павлу человек трехсоставен: имеет тело, душу и дух (1 Фес. 5; 23). Освященный Церковью брак объединяет все три составляющие человеческого естества.

Приведем еще несколько цитат, показывающих, как определяет православное богословие сущность брака и его роль в преображении человека:

– “Христианин призван, уже в этом мире, иметь опыт новой жизни, стать гражданином Царства; и это возможно для него в браке. Таким образом, брак перестает быть только лишь удовлетворением временных естественных побуждений… Брак – это уникальный союз двух существ в любви; двух существ, которые могут превзойти свою собственную человеческую природу и быть соединенными не только “друг с другом”, но и “во Христе”.

– “В браке происходит преображение человека, преодоление одиночества и замкнутости, расширение, восполнение и завершение его личности”.

Духовному возрастанию мужа и жены в браке помогает супружеская любовь, распространяющейся на детей и согревающей всех окружающих.

Особая роль семьи – “домашней Церкви” в христианской культуре (Рим. 16; 4. Флм. 1; 2) – заключается в исполнении исконной функции – духовно-нравственном воспитании детей. По учению Церкви “чадородие” (имеющее в виду не только рождение, но и воспитание детей) является спасительным для родителей. Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и “приумножать”, содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, “что такое хорошо и что такое плохо”.

Русский философ И.А. Ильин называет семью “первичным лоном человеческой культуры”. В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы.

В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Только семья может воспитать семьянина. По мудрому слову И.А. Ильина, добрая семья дарить человеку “два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух:

– первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту;

– и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение”. Эти родительские образы философ называет источниками духовной любви и духовной веры человека.

Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца; тем, насколько сами родители могли показать своему чаду добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность.

Об этом пишут святые отцы и пастыри Церкви.

Святитель Василий Великий:
“Если хочешь воспитывать других, воспитай сначала самого себя в Боге”.

Святитель Феофан Затворник:

“Отец и мать исчезают в дитяти и, как говорят, не чают души. И если их дух проникнут благочестием, то быть не может, чтобы оно по своему роду не действовало на душу дитяти”.

Святитель Игнатий Брянчанинов, обращаясь в письме к матери маленькой девочки, пишет:“Знай, что паче всех твоих наставлений словами, жизнь твоя будет самым сильным наставлением для дочери”.

Священник Александр Ельчанинов:

“Для воспитания детей – самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью”.

“Почему так важны впечатления детства? Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребенка светом и добром с самого раннего возраста? В детстве – сила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию, сила воображения, отсутствие жестокости и окамененности. Это именно та почва, в которой посеянное дает урожай в 30, 60 и 100 крат. Потом, когда уже окаменеет, очерствеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить, спасти человека. Оттого так важно держать детей ближе к Церкви – это напитает их на всю жизнь”.

Об этом свидетельствует в пословицах мудрость православного русского народа: “Мать праведная – ограда каменная”, “Отец сына не на худо учит” и много других примеров…


Страница 2 - 2 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру