Диагностика уровня сформированности речевой деятельности ребенка (лингвистическое развитие ребенка)

Диагностика уровня сформированности интонационной выразительности

Интонация – это совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания.

Интонация – явление сложное,  целостное. Однако в ней выделяются следующие компоненты:  сила голоса (громкость, логическое ударение), пауза, темп и ритм (темпоритм), мелодика, эмоциональный тон, тембр.

Именно интонация фактически организует устную речь в целом, в том числе и чтение. С помощью интонации предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения…

Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревога, радость…), его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость и т.д.).

В трудах Н.И.Жинкина утверждается, что интонация присуща так же письменной речи: должен вычитать ту интонацию, которая вписана в текст сочинителя. Без этого невозможно верное прочтение и понимание текста.

Однако не все учащиеся начальной школы и даже средней справляются с этой работой, чаще они не умеют выразительно «читать» знаки препинания, передавать голосом смысловые отношения между частями предложения и текста, логическое и эмоциональное содержание читаемого.

Овладение интонационными средствами языка находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка.

Из всего вышесказанного следует, что интонационные структуры не являются чем-то врожденным, так как их возникновение и развитие обусловлено коммуникацией с взрослым. Таким образом, исходной формой общения человека в онтогенезе является непосредственно эмоциональное общение, а формирование его средств начинается с эмоциональной интонации.

Задание 1: 
а) Произнеси предложение:
Мы любим школу.
с повествовательной интонацией.

Предложить детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чем-то…), Напомнить детям, что когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса. Изобразить повествовательную интонацию графически

Предложить ребенку прочесть фразу «Мы любим школу» с повествовательной интонацией.
б) Произнеси предложение:
Мы любим школу!
с радостью, восторгом.

Изобразить восклицательную интонацию графически
Ребенок повторяет фразу с восклицательной интонацией.
в) Произнеси предложение:
Мы любим школу?
с удивлением, сомнением.

Изобразить восклицательную интонацию графически
Ребенок повторяет фразу с вопросительной интонацией.

Цель:  Выявить умение детей голосом и графически воспроизводить повествовательную, восклицательную, вопросительную интонации.
Инструкция:  в заданиях.

Задание 2:  Изобразить графически, воспринимаемое на слух предложение.
Цель:  Выявить умение детей графически изображать предложение.

Инструкция:  Педагог читает отдельные предложения или отрывок из текста, дети графически отображают восклицательное, повествовательное, вопросительное предложения. Тексты приведены в приложении.

Задание 3:  Прочесть текст с восклицательной, повествовательной, вопросительной интонацией.
Цель:  Выявить умение детей, читая текст, использовать восклицательную, повествовательную, вопросительную интонацию.

Инструкция:  Прочти про себя текст, обрати внимание на знаки препинания, подумай, как ты будешь читать. Прочти текст с интонацией.

Задание 4:  Произнеси фразу с различной эмоциональной окраской (грустно, весело, торжественно, испуганно, сердечно, ласково и т.д.
Мы поедем на экскурсию.
Цель:  Выявить возможности детей произносить фразу с различной эмоциональной окраской.

Инструкция:  Педагог прилагает ребенку сказать фразу так, чтобы поняли, что ты рад поехать на экскурсию;  у тебя были другие планы, и ты огорчен, что ты едешь на экскурсию; ты боишься ехать с другим классом; тебе надоели экскурсии; ты очень любишь экскурсии и т.д.

Задание 5:  Прочесть отрывки из стихотворений, используя эмоциональную  окраску, исходя из содержания текста.
Цель:  Выявить возможности детей читать текст с различной эмоциональной окраской, исходя из содержания текста и собственного настроения.

Инструкция:  Прочти про себя текст, подумай, что автор хотел сказать этими строчками. Прочти, как ты считаешь нужным, объясни почему ты так прочитал. Текст приведен в приложении.

Какие трудности встречаются у  детей
1. Повышение или понижение тона голоса на одном из слов в предложении (во фразе) затруднено.
2. Не всегда ребенок может передать голосом, «Эмоционально окрасить» текст исходя из содержания.
 


Страница 3 - 3 из 7
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру