Православное пособие.

Экспериментальный учебно-методический комплект «Православная культура».

II Четверть

Общая тема: "В ожидании Рождества - самого красивого события зимы"

Задачи II четверти идентичны задачам I четверти, но с переносом акцента на жизнь детей

Задачи II четверти идентичны задачам I четверти, но с переносом акцента на жизнь детей

Урок 1. Тема: "Как Адам и Ева ушли из Рая"

Повторение: Учитель вспоминает с детьми материал 1 четверти.

Работа с тетрадью: Понятие "непослушание".

Рассказ: Как жили первые люди в Раю? Чему радовались? Общение с Богом. Забота о райских деревьях. Райский сад. Злой, гордый ангел.

Показ иллюстраций: Рай: райские деревья, древо познания добра и зла с его плодами (илл. № 35 — "Изгнание из Рая").

Средства: Наглядное пособие "Иллюстрации", Музыкальное пособие "Звуковая палитра" (II четверть, урок 1).

Рассказ: Об Адаме и Еве (Бытие, III). Непослушание.
Музыкальное сопровождение: (фон) Г.В. Свиридов. Романс.

Обсуждаем: Мои поступки. Как поступить, если меня наказали? Раскаяние и прощение. Прощают ли меня родители, если я продолжаю не слушаться? Как следует поступить в этом случае? Кого я огорчаю своим непослушанием? Что следовало сделать Адаму и Еве? Мог ли Бог оставить их в Раю?
Записываем в тетрадь слова: прощение, злоба, гордость, непослушание. Разделение их в разные колонки по смыслу.

Закрепление эмоционального состояния: Слушаем: С.В. Рахманинов. Вокализ. Смотрим в окно: Какой цвет у дождя? На что похожи облака (серые, грустные)? Если день солнечный, рассматриваем репродукции картин. Рисуем: Темы: "Печаль", "Злые", "Послушные" (по выбору).

Музыкальное сопровождение: Седе Адам. "Валаамский распев"

Домашнее задание: Пересказать (нарисовать) историю Адама и Евы. Выучить стихотворение о печальной осени (по желанию).

Урок 2. Тема: "Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира"

Беседа: Непослушание — грусть.

Показ иллюстраций: № 36—40. Запись в тетрадь слов.

Творческая работа: Рисование, разгадывание загадок по иллюстрациям. Слушание музыки с анализом характера и сопоставление с образным содержанием иллюстрации.

Средства: Наглядное пособие "Иллюстрации", Музыкальное пособие "Звуковая палитра" (II четверть, урок 2).

Задача урока: Разработка взаимосвязи нравственно-эстетических понятий "непослушание — грусть — некрасивое".

Повторение: Вспоминаем, о чем мы узнали на прошлом уроке, вспоминаем историю Адама и Евы. Приходим к выводу, что непослушание всегда приводит к грустному настроению.

Что мы видим и слышим в окружающей природе? Подходим к окну, смотрим и слушаем музыку (фон). П.И. Чайковский. "Октябрь. Осенняя песня". Как в природе может быть выражено грустное настроение (осень — дождик; зима — голые ветви деревьев, нет птиц, мало солнца, света...)?

Проверка домашнего задания: Стихотворения о печальной осени. Учитель должен приготовить и "свое" стихотворение:

Как обидно, Как обидно:
Листьев нет — Лишь ветки видно.

Детям предлагается отгадать загадку: показываются и разбираются поочередно изображения (илл. № 36, 40 — В.М. Васнецов. "Аленушка"; К.Е. Маковский. "Дети, бегущие от грозы"); затем предлагается послушать два музыкальных фрагмента и сказать, какой из них больше подходит по настроению к картинкам (П.И. Чайковский. "Октябрь. Осенняя песня" из цикла "Времена года"; А.К. Лядов. "Музыкальная шкатулка"). Если дети эстетически подготовлены, можно им сказать, как в музыке выражается грустное настроение специальными словами (терминами) — минорный лад.

Далее контрастная драматургия урока переводит эмоционально-образное восприятие ребенка от понятий "непослушания — печали" к понятиям "скромность — послушание — радость". Учитель рассказывает, что когда человек бывает послушным, то его любят окружающие и жизнь его Богом устраивается хорошо. Как пример приводится в кратком изложении история Иосифа — скромность и послушание (Бытие, XXXVII).

Музыкальное сопровождение (фон): "Ныне силы небесные", древний распев.

Наблюдаем: Что мы видим в окружающей природе зимой? Нет ярких цветовых оттенков. Преобладает белый цвет. Звери и птицы приобретают другую окраску. Учитель показывает изображения зайчиков белого и серого; зимующих птичек: синички, снегиря, воробья. Обсуждаем цвета оперения. Рисуем первый снег, деревья в снегу, следы на снегу, белый лист бумаги и темные крестики птичьих следов. Вспоминаем зимние радости.

Слушаем стихи и ритмично хлопаем в ладоши:

Летом все цветет и зреет, а зимою злой мороз.
То нога оледенеет, то озябнет бедный нос.
Но у ней свои есть ласки, есть чудесные деньки.
Есть у ней снежки, салазки, лед, зеркальные коньки!

                                                       Ц. Кюи. "Зима"

Изображаем звуковое глиссандо: хлопаем дружно и громко.

Домашнее задание: Учитель предлагает детям на выбор нарисовать то, что они считают красивым зимой.

Урок 3. Тема: "Добрые и злые люди"

Рассказ: Каин и Авель.

Запись в тетрадь слов: благочестие, печаль, смерть, покаяние.

Слушаем: П.И. Чайковский. Четвертая симфония, 2-я часть; С.В. Рахманинов. Вокализ. Показ иллюстраций: № 41, 42.

Творческая работа: Рисование на тему "Добрые — злые ".

Средства: Наглядное пособие "Иллюстрации", Музыкальное пособие "Звуковая палитра" (II четверть, урок 3).

Задачи урока:

• разработка духовно-нравственных понятий "благочестие", "красота", "грех";
• расширение ряда понятий "непослушание — зло — печаль — смерть";
• знание о нормах поведения (опережающее введение заповеди "Не убий").

Проверка домашнего задания: Сопоставление красивых и радостных тем детских картинок с повторением темы грехопадения. Цель: контрастным расположением материала активизировать эмоциональное восприятие ребенка.

Рассказ: Грустными ушли Адам и Ева из Рая. Зло, непослушание пришли в мир, в мир вошли печаль и смерть. Адам и Ева уже не так любили Бога, не исполняли его правил, делали злые дела. Душа их стала темной.

У Адама и Евы было два сына: Каин и Авель. Каин — злой и грубый, Авель — послушный, добрый, благочестивый. Бог принимал дары Авеля. А приношений Каина не принимал. Каин завидовал брату, озлобился и решил убить Авеля.

Борьба с грехом. Покаяние.

Запись в тетрадь слова: благочестие. Сравнение его со словом "послушание".

Рисуем на тему: "Злые и добрые". (Эмоционально-образная настройка: учитель привлекает внимание детей к состоянию природы поздней осенью: нет ярких красок, нет в траве насекомых, не поют птицы. Болезнь.)

Слушаем: П.И. Чайковский. Четвертая симфония, 2-я часть.

Показ иллюстраций: № 41, 42.

С опережением вводится в сознание детей заповедь "Не убий": мысль о недопустимости лишения жизни, данной Богом.

Домашнее задание: Рассказать о Каине и Авеле.

Урок 4. Тема: " За что Бог наказал людей"

Обсуждение-повторение. Показ иллюстраций: № 43—45. Слушание музыки: М.И. Глинка. Марш Черномора из оперы "Руслан и Людмила"; А.Н. Скрябин. Этюд; П.И. Чайковский. "Господи, помилуй!" (из Литургии Иоанна Златоуста). Творческая работа: Рисование радуги.

Средства: Наглядное пособие "Иллюстрации", Музыкальное пособие "Звуковая палитра" (II четверть, урок 3).

Проверка домашнего задания: Обсуждение темы "Что мне нравится и что не нравится в Авеле и Каине"?

Слушаем: М.И. Глинка. Марш Черномора из оперы "Руслан и Людмила".

Угадываем: "добрый" или "злой" человек может быть изображен этой музыкой?

Выражение эмоционального состояния — отношения человека через изображение картин природы.

Смотрим: Илл. № 44, 45 — И.К. Айвазовский. "Бурное море" — гроза, дождь, ветер, тучи, облака; И.К. Айвазовский. "Девятый вал" — страшное, тревожное, грозное море, гибнущие люди.

Слушаем (при рассматривании картин): А.Н. Скрябин. Этюд (музыкальное сопровождение к уроку 4).

Обсуждаем: Всегда ли мы замечаем наши плохие поступки? Кто нам подсказывает (родители, совесть)? Всегда ли мы их слушаем? С чего начал Каин? Только с того, что сердился на брата и завидовал ему. Маленькая зависть постепенно выросла. И тогда Каин уже не смог ее побороть.

Как бороться с грехом? Любить родителей, не завидовать товарищам, не осуждать никого. Это трудно. Но Бог приходит на помощь, если человек зовет его особыми словами — молитвой: "Боже, дай мне видеть свои прегрешения (грехи, плохие поступки) и не осуждать брата своего" (Ефрем Сирии). Мои грехи — это мои плохие поступки и мысли. Следует просить прощения у Бога и у людей, если я их обидел.

Но люди не смогли стать добрыми, делали много злых дел, обижали друг друга и забыли правила благочестивой жизни, данные Богом. Бог рассердился на людей и решил очистить землю от грешных и злых и создать новый человеческий род. Для этого он выбрал одного оставшегося доброго (праведного) человека Ноя и велел ему построить корабль.

Рассказ учителя: О Потопе (Бытие, VI); история Ноя (Бытие, VI—IX) (илл. № 43).
Радуга — знак обещания Бога людям больше не посылать на землю воды Потопа. После Потопа на земле снова началась жизнь.

Слушаем: П.И. Чайковский. "Господи, помилуй!"

Запись в тетрадь слова: грех.

Домашнее задание: Нарисовать радугу и ковчег.

Уроки 5—6 Темы: "Как Бог простил людей. В ожидании Рождества. Дева Мария"

Повторение: Чему мы радуемся зимой? Что мы делаем зимой? Зимние игры и забавы.

Творческая работа: Читаем, рисуем. Средства: Наглядное пособие "Иллюстрации", Музыкальное пособие "Звуковая палитра" (II четверть, уроки 5—6).

Проверка домашнего задания: Рассказ о Ное. Слушаем стихотворение:

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам —
Песни Севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас,—
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать —
Пусть мороз твой трещит;
Наша русская кровь
На морозе горит.
Рассыпай же, зима,
До весны золотой
Серебро по полям
Нашей Руси Святой!

И. Никитин. "Встреча зимы"

Разгадываем: Какого цвета краски скрылись в словах стихотворения?

Рисуем гуашью зимние пейзажи. Вырезаем и наклеиваем снежинки. Любуемся красотой зимы.

Слушаем: П.И.Чайковский. "Ноябрь. На тройке" из цикла "Времена года".

Сопоставление детских впечатлений радости от красоты зимы с радостным событием: Бог простил людей.

Рисование на тему: "Радость".

Рассказ учителя: "Дева Мария — Матерь Божия".

Слушаем: Благовест.
Учитель рассказывает о детстве Пресвятой Богородицы и введении Ее во храм; о благовещении архангела Гавриила.
Бог обещал прислать людям на помощь Своего сына Иисуса Христа. Невозможность существования печали у человека в сотворенном Богом красивом мире. Бог помогает человеку стать хорошим, если он сам захочет этого.

Вопрос: Почему архангел Гавриил сказал такие слова Деве Марии: "Богородице Дево, радуйся"? Что они означают, о какой радости говорил архангел Гавриил?

Показ иллюстраций: №46—"Рождество Божией Матери"; № 47 — "Богоматерь Умиление"; № 48 –
"Благовещение".

Слушаем: "Величаем Тя, Пресвятая Дева Богородица".

Рисуем: Снег, сугробы, с крыш свисают снежные навесы. Дворники сгребают сугробы. Санки. Визг полозьев. Учитель направляет внимание детей на яркие явления и звучания окружающего мира. 

Слушаем: П.И.Чайковский. "Ноябрь. На тройке" из цикла "Времена года" (фон).

Вопросы: Какая радость ждет нас? Как мы ждем наступления радостных каникул?

Смотрим: Илл. № 49 — Ф.П. Решетников. "Прибыл на каникулы".

Рисуем, лепим, клеим: Рождественские и новогодние подарки для наших близких (елочные украшения, открытки).

Слушаем: П.И. Чайковский. Увертюра к балету "Щелкунчик" (фон).

Урок 7. Повторение

Урок 8. Региональный компонент


III ЧЕТВЕРТЬ ОБЩАЯ ТЕМА: "ПРАЗДНИКИ-РАДОСТИ"

Уроки 1—2. Чему мы радуемся зимой. Рождество Христово

Показ иллюстраций: № 50—55 (учитель показывает их по очереди в процессе рассказа). Рассказ учителя: Рождество.

Творческая работа: Сочинение рождественских колядок, стихов, рисование, поделки.

Слушание: Рождественские песнопения; С.В. Рахманинов. "Слава Богу в вышних" ("Всенощное бдение").

Средства: Наглядное пособие "Иллюстрации", Музыкальное пособие "Звуковая палитра" (III четверть, уроки 1—2).

Урок 1

Рассказ: Об ожидании Рождества Христова маленьким ровесником детей, который очень радовался наступлению праздника. И о дедушке, который рассказывал ему историю рождественской звезды, явившейся волхвам (по мотивам произведений И.С. Шмелева). Учитель может сочетать пересказ Евангельского текста с вопросами-объяснениями, которые давались ребенку взрослым, исходя из особенностей детского восприятия события. Рассказ учителя может начинаться словами "жили-были".

Например:
"Дети, представьте себе, что на свете жили-были дедушка и внук. Было это не очень давно. И мальчик, которому дедушка рассказывал эту историю, живет сейчас во Франции. Но он уже большой. А когда-то он был такой же, как вы. И он с нетерпением ждал праздника. И наконец он наступил: большой радостный праздник — Рождество!"

Показ иллюстраций: № 50 — Вифлеем. Базилика Рождества; 51 — Рождество Христово. Учитель, показывая иллюстрации № 53, 54 — В.М. Васнецов. "Богоматерь с Младенцем" и "Богоматерь", обращает внимание детей на Богочеловеческую сущность Младенца и на то, что родился не обычный ребенок, но Бог пришел в мир. Далее учитель пересказывает Священное Писание до эпизода, когда волхвы пустились в путь. Коллективный творческий рассказ: Рассказ учителя перемежается вставками: вопросами ребенка (в тех местах, где в тексте стоит вопросительный знак, учитель ждет ответа детей и затем продолжает ответами взрослого из повести И.С. Шмелева "Лето Господне" — "Рождество").

Показ иллюстрации: № 55 — В.И. Отмар. "Поклонение волхвов".

"Волсви? — Кто это, как вы думаете?" — задает учитель вопрос детям. И отвечает: "Это мудрецы, волхвы. А маленькие дети думали, что не волхвы, а волки. Добрые. Звезда ведет их, а они идут, притихли. Маленький Христос родился, и даже волки добрые теперь. Даже и волки рады".

Вопрос: "Правда, хорошо ведь?" "Хвосты у них опущены. Идут, поглядывают на звезду. А та ведет их. Вот и привела. Зажмурься (-тесь) и представь (-те): видишь (-те), кормушка с сеном, светлый-светлый мальчик ручкой манит. И волков, и всех манит. Овцы там. Коровы, голуби взлетают по стропилам... и пастухи склонились... и цари, волхвы. И вот подходят волки. Их у нас в России много! Смотрят, а войти боятся. Почему боятся? А стыдно им... злые такие были. Ты спрашиваешь — впустят? Ну конечно впустят. Скажут, ну и вы входите, нынче Рождество! И звезды... все звезды там у входа толпятся, светят. И волки там. И все, конечно, рады".

Слушаем: С.В. Рахманинов. "Слава Богу в вышних", фрагмент из "Всенощного бдения".

Представление детей: Импровизированная сценка о Младенце Христе и злом царе Ироде:

Дети славят Христа. Звезда на палке — картонный домик: светятся окошки из бумажек, пунцовые и золотые. Волхвы со звездою путешествуют.

Объяснение детям слов: волхвы — умные, богатые люди; ясли — ящик, в который кладут корм для животных.

Сочинение рождественских стихов и колядок: Учитель начинает: Вот настало... Дети продолжают: Рождество

Учитель:
Наступило торжество.
Извещают нас...
Волхвы.
От востока до...
Москвы
Волхвов привечайте,
Святое встречайте,
Пришло...

Дети:
Рождество.
Начинаем торжество!
С нами Звезда идет,
Молитву поет...

Хором:
Рождество Твое, Христе Боже наш...

Пение и слушание: Рождественские песнопения.

Смотрим: Илл. № 50, 51 — Вифлеем, Базилика Рождества; "Рождество Христово". Икона

Вопросы:
• Чему посвящен праздник Рождества?
• Что появилось на небе при рождении Иисуса Христа?
• Кто такие волхвы?
• В какой город они пришли?
• Для чего они пришли?
• Кто показывал им дорогу?
• Что хотел злой царь Ирод сделать с Христом?
• Как знания помогли волхвам найти Христа? Слушаем: Рождественские песнопения.

Записываем: Рождество, Иисус Христос.

Домашнее задание: Подготовить рассказ о том, как прошел праздник Рождества и Нового года в моем доме.

Урок 2

Слушание: Н.А. Римский-Корсаков. Опера "Ночь перед Рождеством" (фрагмент).

Рассказ учителя: Праздник Рождества Христова в храме.

Творческая работа: Загадки и басни на нравственные темы.

Средства: Наглядное пособие "Иллюстрации", Музыкальное пособие "Звуковая палитра" (III четверть, уроки 1—2).

Учитель задает детям вопрос: Видел ли кто-нибудь из детей, как празднуется праздник Рождества Иисуса Христа в храме — доме Бога? Что мы видим и слышим в православном храме на Рождество? Как выглядит храм? Для чего там ставят елочки? Как мы поздравляем друг друга на Новый год? А как поздравляют на Рождество? Какими особыми словами поздравляют с праздником Рождества Христова в храме? (Рассказ о елочке.)

"Ангелы с пастырями славословят (т. е. славят родившегося Христа). Волсви же со звездою путешествуют" (далее учитель продолжает своими словами, так как предыдущие слова были подготовлены материалом предыдущего урока, а последующие требуют объяснения), так как ради нас родился младенец Бог ("Нас боради родися Отроча младо, превечный Бог").

Объяснение: Учитель дает важное объяснение, почему Христос называется Спасителем. Для чего Он пришел к людям? От чего Он пришел спасти людей?

Показ иллюстрации: № 51— "Рождество Христово". Икона.

Обсуждаем: Рождество в нашем доме. Елка. Подарки.

Рисуем: Голубая рождественская звезда. Елочные базары на площадях. Морозный дым. Небо в дыму, лиловое, в огне. Иней на елках. Морозные кружевные узоры на стеклах.

Слушаем: Д. Бортнянский. "Слава в вышних Богу"; Хоровой концерт № 6 (фрагмент).

Загадка: Какую песню пели ангелы Христу? ("Слава в вышних (в небесах) Богу и на земли мир, в человецех (в людях) благоволение".)

Слово "благоволение" лучше заменить понятным детям словом "любовь", исходя из которого детям доступнее становится объяснение смысла Боговоплощения: Бог любит и жалеет всех людей. Он пришел в мир для того, чтобы научить людей (и меня, и каждого из вас) правильной жизни и уберечь их от зла, от греха. "Пришедый в мир грешныя спасти, от них-же первый есмь аз" — смысл Боговоплощения. Эту мысль следует донести детям на русском языке.

Вывод: Люди любят и славят (благодарят, говорят "спасибо") Христа Бога такими же словами, как и ангелы: "Слава Богу".

Загадка: Вежливый ребенок не должен никогда забывать слово "спасибо". Иначе он станет похожим на... кого? Угадайте! Учитель пересказывает басню И.А. Крылова, вставляя отрывки стихотворного текста.

Свинья под Дубом вековым, Наелась желудей досыта, до отвала. Наевшись, выспалась под ним, Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать У Дуба корни стала... ..."Ведь это дереву вредит! — Ей с Дуба Ворон говорит. — Коль корни обнажишь, Оно засохнуть может". Свинья отвечает, что ей нужны только желуди, а не дерево. "Неблагодарная! — промолвил Дуб ей тут. — Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти желуди на мне растут".

Вводится понятие "стыд".

Вопросы: На кого мы не хотим быть похожими?
• Какими мы не хотим быть? (Неблагодарными)
• Какое слово мы не должны забывать говорить? (Спасибо)

Запись в тетрадь слов: славят, благодарят, спасибо, слава Богу, неблагодарность, стыд.

Домашнее задание: Прочитать слова в тетради и подумать, когда следует говорить "спасибо". Какие поступки делать стыдно? Выполнить задание из учебника к данному уроку.

Урок 3. Зимние радости. Святки

Рассказ: О святых днях.

Показ иллюстраций: № 56, 57 — В.И. Суриков.
"Взятие снежного городка" (фрагменты).

Творческая работа: Рисуем Рождество, картинки зимы.

Средства: Наглядное пособие "Иллюстрации", Музыкальное пособие "Звуковая палитра" (III четверть, урок 3).

Задача урока: Раскрытие понятий и установление взаимосвязи между нравственными и эстетическими понятиями: любовь (Бога к людям) = благоволение — мир (на земле) = красота — благодарение.

Проверка домашнего задания: Игра "Стыдно быть...". Учитель напоминает детям, что значит слово "стыд". И приглашает детей сыграть в игру, которая заключается в том, что дети по очереди перечисляют дела и поступки, которые делать стыдно. Начинает учитель: "Стыдно обижать слабого; стыдно (далее продолжают дети)...".

Смысл данной игры заключается в опережающей подготовке темы 2 класса, посвященной десяти заповедям. К моменту введения моральных норм дети должны иметь личные нравственные нормативы-запреты. Тогда им становится ясен и соотнесен со смыслом своей жизни смысл заповедей, данных Богом.

Обсуждаем-вспоминаем: Зимой в нашем дворе святочные гулянья и обычаи. Колядки.

Рассказ учителя: Что такое Святки? Святые дни. Как их праздновали наши прадедушки и прабабушки? Начинался праздник походом семьи в церковь, на специальную красивую праздничную службу, которая начиналась вечером и называлась всенощной. (Повторяем, что можно было увидеть и услышать в храме. Повторение: "Слава в вышних Богу").

Дополнение: Этими словами начиналось прославление Бога. Эти же красивые торжественные слова звучат и сегодня в каждом храме (напоминается-показывается илл. № 21 — Храм Василия Блаженного). И сегодня люди славят Христа, так же как Его славили ангелы на небе в ночь Рождества. Когда Бог пришел к людям, это было великим (очень важным) событием. И пение, которое звучит сегодня в храме, так и называется — Великое Славословие.

А вот как, дети, вспоминал праздник мальчик Ваня, о котором мы с вами говорили на прошлом уроке (по мотивам рассказа И.С. Шмелева): "А после всенощной идешь радостный домой, и все другим кажется. Все — другое. И снег — святой. И звезды — святые, новые, рождественские звезды. На улицах мороз. Сугробы, горы. В окошках розовые огоньки лампадок (как в храме). А воздух — синий, серебрится пылью, дымный. Звездный. Сады дымятся. Березы — белые видения. Спят в них галки. Звездный звон, певучий — плывет, не молкнет; сонный. Звон — чудо, звон — виденье, славит Бога в вышних, Рождество".

Слушаем: Д. Бортнянский. "Слава в вышних Богу". Что можно было увидеть, дети, на улицах в этот праздничный вечер? Как и сегодня, в ночь перед Рождеством допоздна торговали маленькие лавочки (магазинчики). Представим, что же там продавалось? "На уголке лавчонка без дверей. Торгует старичок в тулупе (пальтишко). За мерзлым стеклышком — знакомый Ангел с золотым цветочком, мерзнет. Осыпан блеском. Как снежком, будто. Бумажный Ангел. Бедный, мерзнет. Никто его не покупает: дорогой. Прижался к стеклышку и мерзнет".

Первый день Святок: наши родные подавали бедным людям помощь в виде милостыни. На второй день накрывали праздничный стол для бедных. Еще за три дня до Рождества ставили елку, наряжали ее гирляндами бусинок из леденцов, которые можно было очень вкусно полизать; воронежскими розовыми сладкими пряниками, которые вешали в самом низу.

Детям дарили подарки на Рождество. Строили из снега вертеп. Ходили по домам друг к другу в гости с подарками и славили Христа. Переодевались в шуточные маски и одежды (ряженые), пели колядки. Ходили в театр.

Вопрос: Кого и какими словами благодарили наши прабабушки и прадедушки? За что благодарили?

Записываем в тетрадь слова: мир, благоволение. Разбираем слово "благоволение": благая, добрая воля — добрая настойчивость — настойчивость в добрых делах. Противоположное качество — лень.

Обсуждаем: Какие добрые дела я могу сделать? Для кого?

Рисуем: Подходим к окну, смотрим на снег на ветках, крышах...

Учитель задает детям вопрос:
"Дети, какие можно нарисовать рисунки о Рождественском празднике? Вот что придумывал мальчик Ваня". Учитель читает: "Розовые сны о младенце Христе: синеватый рассвет белеет; снежное кружево деревьев; розовый иней; шаром всплывает солнце, пламенно-густое, больше обычного; огненно-золотые пятна на белом снегу; леса воздушные в розовом инее поутру; галочки на березах; золотой Ангел, елка, ряженые". Все сюжеты дети выбирают самостоятельно по желанию. Учитель активизирует образно-ассоциативное восприятие детей игровыми формами работы.

Игра "Воспоминания": "Я помню, что..." — начинает учитель сочинять собственную историю. Рассказав ее, он предлагает и детям припомнить.

Слушаем: П.И. Чайковский. "Декабрь. Святки" из цикла "Времена года" (фоновое сопровождение рисования).

Пение: "Рождество Твое, Христе Боже наш" (Музыкальное пособие к уроку).

Домашнее задание: Дорисовать рисунок золотого ангела. Задание из учебника.


Страница 6 - 6 из 10
Начало | Пред. | 4 5 6 7 8 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру