Православное пособие.

Экспериментальный учебно-методический комплект «Православная культура».

Программные интегративные темы содержания предмета "Православная культура" (по классам)

1.6. Особенности современных школьников

Учителю предмета "Православная культура" придется учитывать не только общие возрастные и индивидуальные особенности детей, но и психофизические особенности их современного развития, обусловленные социальными кризисными явлениями. К числу характерных признаков относятся:

• Тенденция к снижению базового уровня знаний школьников в связи с ориентацией содержания образования на рынок труда.

• Отсутствие спортивных кружков (или высокая плата за их посещение, что равносильно их отсутствию) при естественной высокой двигательной активности детей.

• Учащиеся в большей степени подвержены заболеваниям, имеют ослабленную память, снижен потенциал умственных способностей.

• Средства массовой информации оказывают отрицательное влияние на психическое и физическое состояние детей. Засоренность сознания учащихся, особенно старших школьников, ложными жизненными идеалами, неспособность оценить жизненные ситуации с духовно-нравственных позиций требуют от учителя православной культуры понимания жизненных интересов школьников с последующим их освещением с точки зрения православия, с раскрытием гибельности порока и спасительности блага, добра, красоты и добродетели.

К числу общих характерных особенностей современных Детей независимо от их возраста относятся следующие ценностные ориентации:

• Достаточно глубокое материалистическое мировоззрение, несмотря на то, что большинство школьников считают себя верующими.

• Восприятие в качестве жизненных принципов идеалов массовой культуры.

• Неспособность разобраться во многих жизненных ситуациях с духовно-нравственных позиций. В то же время из опросов старшеклассников видны интересующие их "вечные" проблемы:

• Происхождение Вселенной и появление жизни на Земле; происхождение видов; верна ли теория Дарвина?

• Вопросы бессмертия души: Страшный Суд; Апокалипсис; зачем отпевают людей?

• Таинства Церкви (особенно Венчание); вопросы семьи и брака.

• Вопросы религиозной безопасности.

Характерными особенностями детей младшего школьного возраста являются:

• Доверчивая обращенность к внешнему миру.

• Мифологичность миросозерцания (переплетение реального и вымышленного на основе неограниченной фантазии и эмоционального восприятия).

• Свободное развитие чувств и воображения.

• Наивный субъективизм и эгоцентризм.

• Бессознательное и позже — регулируемое чувством или замыслом подражание.

• Внесубъективный характер внимания и чувств.

• Построение моральных идеалов — образцов.

• Фабульный, игровой, исследовательский характер познания.

• Сознательное перенесение "установки на игру" в свои деловые и серьезные отношения с людьми (игривость, невинное лукавство).

• Хрупкость эмоциональных переживаний, внутренний индивидуализм, раздвигающий субъективный и объективный мир в сознании ребенка.

• Конформизм (в эстетических и нравственных оценках и действиях: нравственные понятия добра и зла обусловлены оценкой взрослых).

Качество восприятия характеризуется наличием аффективно-интуитивного барьера, отбрасывающего всю учебную информацию, которая излагается учителем, не вызывающим у ребенка доверия ("злой учитель").

Характерными возрастными особенностями подросткового возраста являются:

• Усиленное внимание к собственному внутреннему миру.

• Развитие мечтательности, сознательный уход от реальности в фантастику.

• Авантюризм, балансирование "на грани" в целях самоиспытания.

• Утрата внешних авторитетов, опора на личный опыт.

• Моральный критицизм, негативизм.

• Внешние формы нарочитой неуважительности, запальчивая небрежность, заносчивость, ригоризм.

• Самоуверенность.

• Любовь к приключениям, путешествиям (побеги из дома).

• Лживость "во спасение", лукавство.

• Бурное выявление новых чувств, просыпающихся с половым созреванием.

Отроческий период при всех проявляющихся признаках взросления не дает еще опыта социальной активности, к которой ребенок стремится. Этот процесс социализации носит болезненный характер, поднимая на поведенческий уровень формирующиеся как положительные, так и отрицательные качества ребенка.

Восприятие характеризуется наличием критически-логического барьера, который отбрасывает любую информацию, не имеющую логически убедительной системы доказательств. Закономерности действия психологических механизмов восприятия провоцируют подростка на высказывание критических замечаний в адрес учителя при неумении обоснования значимости учебного материала.

Характерными особенностями юношеского возраста являются:

• Этический максимализм.

• Внутренняя свобода.

• Эстетический и этический идеализм.

• Художественный, творческий характер восприятия действительности.

• Бескорыстие в увлечениях.

• Стремление познать и переделать реальность.

• Благородство и доверчивость.

Это возраст установления эстетических критериев отношения к окружающему миру, формирования мировоззренческой позиции на основе выбора приоритетных ценностей. Восприятие характеризуется наличием этического барьера, который отбрасывает все воздействия, не согласующиеся с этическими нормами. Также следует отметить особенности эстетического восприятия школьников, так как эстетический компонент в составе предмета предполагает активное включение в учебный процесс методик эстетического воспитания.

Эстетическое восприятие младших школьников характеризуется недифференцированной оценкой объектов действительности и искусства, эмоциональностью, сюжетным уровнем развития и образностью (способность воспринимать эстетические объекты на уровне их жанровой принадлежности).

Эстетическое восприятие в подростковом возрасте характеризуется способностью к концентрации внимания, первыми попытками эстетического суждения ("нравится — не нравится"), снижением эмоциональности восприятия, интересом к объектам искусства, способностью к абстрагированию при восприятии жанровой основы произведения.

Эстетическое восприятие в юношеском возрасте характеризуется способностью к эстетической оценке явления, наличием художественного вкуса, способностью к эстетическому суждению. Ведущим художественным объектом внимания являются произведения, содержание которых посвящено раскрытию внутреннего мира человека (например, жанр портрета). Указанные характеристики эстетического восприятия, будучи связанными с возрастными закономерностями развития детей, тем не менее самостоятельно не формируются и требуют направленной педагогической работы (99).

Ценностные приоритеты школьников определяются в такой иерархической последовательности:

Младшие школьники (1—4 классы):

семья; 2) Бог; 3) дружба (любовь); 4) книги (Гарри Поттер, Астрид Линдгрен "Пеппи — Длинный чулок", Дж. Толкиен, Винни Пух); 5) искусство, музыка; 6) материальные блага; 7) театр, кино (компьютер).

Подростки (5—7 классы):

1) семья; 2) любовь, дружба; 3) книги (Гарри Поттер, А.Н. Островский, Шекспир "Ромео и Джульетта", "Детские годы Екатерины", Толкиен); 4) Бог; 5) материальные блага; 6) музыка, кино, искусство.

8 класс:

1) Бог; 2) семья; 3) дружба.

К числу личных запретов, которые дети сами определяют для себя, относятся наркотики.

Старшеклассники (9 класс):

1) любовь; 2) дружба; 3) Бог; 4) материальные блага; 5) семья; 6) музыка (мальчики — рок-музыка, девочки — отечественная или зарубежная поп-музыка); 7) книги (50% — журналы, 50% — программная школьная классика: "Герой нашего времени" и т.п.); 8) кино; 9) искусство; 10) театр.

10—11 классы:

1) семья, любовь, дружба; 2) Бог; 3) материальные блага; 4) книги (Толкиен, Гарри Поттер, Толстой, Тургенев (по школьной программе), музыка (поп, рок, альтернативная, рэп, классика); 5) кино, театр, искусство, спорт, компьютерные игры, Интернет.

Нравственные ценности:

Младший школьный возраст:
1) доброта, любовь; 2) честность.

Дети не принимают:
1) злость; 2) подлость; 3) ложь.

Подростковый возраст:
1) доброта, честность.

Не принимают:
1) лживость; 2) злоба.

Старший школьный возраст:
1) честность; 2) преданность, отзывчивость, искренность; 3) целеустремленность.

Личные запреты (11 класс): наркотики, алкоголь, предательство, преступление.

Таким образом, можно сделать вывод, что к 11 классу современные школьники обладают сформированным мировоззрением. Дети способны к самокритике, могут оценить свои достоинства и недостатки. У каждого сложилась шкала нравственных ценностей. Хотя в какой-то степени на ценностную ориентацию влияют средства массовой информации. К учебе большинство относятся не очень ответственно. Некоторые уже зарабатывают собственные деньги. В общении преобладают дружелюбие и этическая требовательность. Сравнительно невысок уровень культурного развития (в литературе, музыке — увлечение массовой культурой, а театр и искусство интересуют не многих). Но стабильна положительная оценка нравственных характеристик: на первое место дети ставят такие качества, как доброта, честность, преданность.

Что касается понимания и усвоения содержания предмета "Православная культура", то исследование показало, что большинство современных школьников ввели понятие "Бог" в ряд приоритетных ценностей. Ведущими ценностями для современного школьника являются также любовь и семья. Таким образом, несмотря на социальную нестабильность, детский мир сохранил преемственность прежде всего религиозных и нравственных ценностей, но отстает в области эстетического воспитания, что требует тщательной проработки в содержании предмета эстетического компонента.

1.7. Требования к подготовке учителя православной культуры

Предмет "Православная культура", как и любой другой школьный предмет, предполагает овладение методикой его преподавания. Учитель, который будет вести предмет, должен иметь общую психолого-педагогическую подготовку и владеть частной методикой преподавания данного предмета.

Требования к общей педагогической подготовке определяются Государственным стандартом высшего профессионального образования, в котором перечислены требуемые знания и умения. Профессиональный единый уровень общей подготовки получает преподаватель любой специализации. В число необходимых требований включаются:

• Знание психологических возрастных особенностей учащихся.

• Знание педагогических технологий организации учебно-воспитательного процесса.

Так как методика преподавания предмета "Православная культура" не разработана, при подготовке учителя данной специализации следует руководствоваться определенными требованиями.

Учитель православной культуры должен:

• Положительно оценивать православную культуру.

• Знать ее традиции на протяжении всей истории России.

• Видеть в ребенке Образ Божий. Любить детей.

• Обладать общей культурологической подготовкой, объем и содержание которой определяются содержанием предмета "Православная культура", зафиксированным в "Примерном содержании образования по учебному предмету „Православная культура"" (раздел 2.4 — Содержательные линии). Это знания в области религиозной культуры (Священное Писание, православный катехизис, церковнославянский язык) и в области православного изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры, литературы, музыки.

• Знать специфику содержательных компонентов программы (концептуальное обоснование программы по предмету "Православная культура", раздел 1.4). Владеть методиками духовно-нравственного и эстетического воспитания детей в соответствии со спецификой содержательных компонентов предмета.

• Владеть умениями какого-либо вида творческой деятельности (пение, рисование, конструирование, музицирование, версификация и т.п.).

Исходя из указанных требований могут быть определены содержательные направления подготовки учителя православной культуры.

Первый блок — психолого-педагогические дисциплины общего профиля.

Второй блок — дисциплины богословско-катехизического содержания.

Третий блок — дисциплины культурологического содержания (история православного искусства, музыки, литературы).

Четвертый блок — дисциплины, позволяющие овладеть специальными умениями творческих видов деятельности (хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, рисование, лепка).

Пятый блок — частно-методический: овладение методиками нравственного и эстетического воспитания. Данное направление может быть включено в содержание дисциплин первого блока при увеличении времени для их изучения в учебном плане.

На базе имеющихся знаний первого блока дополнительную специализацию преподавателя православной культуры могут получить учителя гуманитарных предметов смежных образовательных областей — "Филология", "Искусство", "Обществознание" при обязательном условии положительной оценки ими православной культуры.


Страница 3 - 3 из 10
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру