Призвание учителя как духовный дар

Призвание учителя в православном осознании открывается только в контексте понимания значения этой профессии и смысла жизни каждого человека.

Характер учительского труда можно в полной мере осмыслить только как православное служение. Труд учителя направлен на духовно-нравственное становление детей, то есть на то, что есть наиболее возвышенного в человеке, на открытие в душе ребенка образа Божьего, что вернее всего содействует истинному благу людей.

В пределах школы учителю вручаются важные полномочия: ему передается родительская власть, он учит и воспитывает детей, наказывает и награждает, руководит ими, дает пищу уму и сердцу. Осознавая, что учитель имеет дело с детьми слабыми, неопытными, мало знающими, открытыми и незащищенными, можно сделать вывод о колоссальном доверии к носителю этого высокого звания. Сколь же велика нравственная ответственность того, кто принимает на себя обязанности образования и воспитания детей! Из детей вырастут отцы и матери, и что было воспринято ими в детстве, то отзовется в их старости. В детях – будущее семьи и общества. Посеянное в детстве с годами взойдет и даст плод. Каков он будет? Сколько надо уверенности в себе, в своих силах и мужества, чтобы бестрепетно принять на себя ответственность за этот посев. Высокое звание учителя может быть оправдано только исполнением возложенных на него обязанностей и надежд, ибо целые поколения могут быть воспитаны им для добра. Влияние учителя хотя и не прямо, но тем не менее сильно может распространяться и на семьи учеников. В то же время христиански воспитанные дети сами служат живым примером доброго воспитания. С течением времени, когда дети возрастут в мужей, станут отцами, влияние доброй школы мало-помалу распространится на все общество. Добрые нравы, трудолюбие, спокойствие, трезвость, общее благосостояние – все это верные следствия доброго воспитания; их формированию учитель может оказать благотворное содействие, если он добросовестно и умело будет выполнять свои обязанности.

Учитывая высоту и важность должности учителя, каждый, кто готовится к этому жертвенному служению, прежде всего, должен понять, имеет ли он призвание к такого рода деятельности. Иметь призвание – значит быть призванным. Кто нас призывает и к чему?

В беседе с Мотовиловым преподобный Серафим Саровский обращает внимание на цель человеческой жизни, которая, как он объясняет, заключается в стяжании Духа Божиего: "Стяжевайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которыя вам больший прибыток дают... Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитеся; много дает Духа Божиего пост, поститеся; более дает милостыня, милостыню творите и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте" [Нилус–Велик.в мал., с. 186-187]. Если добродетель, которую вы творите в процессе своей деятельности, открывает ваше сердце действию Божественной благодати, тогда ваша работа становится вашим призванием. "Если общение с детьми, – пишет С.С. Куломзина, – участие в их росте и развитии духовно обогащает вас, если вы чувствуете, что в этом общении сами растете, делаетесь все более самим собой, – вы можете быть уверены, что у вас призвание педагога" [Куломз.–Наша Ц., с. 102].

Апостол вопрошает: "Все ли учители?" (1Кор. 12, 29). Другой предостерегает непризванных: "не многие делайтесь учителями" (Иак. 3, 1).

На призвание учителя следует смотреть как на дар Божий. Этот дар проявляется уже в детях ранним стремлением помогать учиться другим, делиться с ними знаниями, служить и помогать слабым. Обнаруживается он и в способности просто и вразумительно рассказывать, в способности с теплотою и сердечностью руководить другими. Верным признаком дара учительства служат: искренняя любовь к детям, любовь к учительскому труду, и особенно радость и духовное наслаждение, которые испытывает учитель в своей деятельности.

Не имеющий призвания, но взявшийся за учительство только потому, что ему некуда было деваться или не нашлось более выгодного занятия, сам становится мучеником, а для детей – мучителем. Он вечно всем недоволен, его тяготит скромная доля учителя, ему надоедают дети, к которым у него нет любви, учительство не приносит ему радости, он постоянно занят мыслью подыскать профессию повыгоднее и, не находя ее, считает себя жертвою, хотя на самом деле жертвою является школа. Считая свое занятие временным, недовольный учитель не заботится о профессиональном совершенствовании, ему не понять высокой важности своего дела, он охотно тратит время вне школы на развлечения и удовольствия и заботится более о своем спокойствии, чем о благе доверенных ему учеников. Такой учитель обучает плохо, еще хуже у него дело обстоит с воспитанием, ибо между учителем и учениками нет никакой духовно-нравственной связи.

Необходимость призвания для учителя более ясно обнаруживается при рассмотрении условий его служения. Другие должности и звания могут привлекать своими выгодами и удобствами. Учительское звание не обещает ни того, ни другого – это звание миссионера. При скудном вознаграждении учительство требует самоотвержения. Учитель не принадлежит себе. Не только свое время, но и все силы, всю энергию, свои способности, всего себя он посвящает школе. Сам характер деятельности требует от учителя неистощимого терпения. Русский православный педагог Рачинский сказал об этом так: "Нужен личный подвиг, бесконечно тяжкий, до смешного скромный – и потому великий" [Просетит.1, с. 111].

Учитель, имеющий призвание, сумеет преодолеть все трудности и будет вознагражден любовью детей, уважением и сердечным расположением родителей, внутренней животворящей и укрепляющей радостью. Ночью и днем будет думать он о своем деле, в которое вкладывает душу, в смирении и скромности будет совершать он свой подвиг, добровольно, с Божьего благословения взятый на себя, восходя из силы в силу.

Школьный учитель имеет дело с детьми. Дети по природе своей склонны к подражанию и восприимчивы ко всему, что их окружает. Они много заимствуют от людей, с которыми находятся в постоянном общении. В раннюю пору, когда дети еще не живут своим умом, они присматриваются к другим людям и незаметно усваивают не только привычки, внешнее поведение, но и взгляды взрослых. Воспитание состоит не в одних наставлениях, которые дети часто пропускают и которые действуют только на ум, но более всего в личном влиянии учителя, в его живом примере, в его личных качествах, которые так или иначе обнаруживаются в процессе его жизни и деятельности. Наставник обычно гораздо сильнее действует на ребенка безмолвным поучением своих дел, чем словами.

Учитель имеет большое влияние на личность ребенка, но влияние это сложнее и тоньше, чем нам обычно представляется. Более всего учитель воспитывает не методами и приемами, а самой своей личностью, и происходит это вполне бессознательно: и учитель, и ученик могут, не осознавать, насколько глубоко черты учителя оставляют свой след в ребенке. И при этом влияние оказывает не то, к чему мы призываем, а то, что мы на самом деле есть: наши вкусы, привычки, оценки и многое другое. В школе невозможно никакое педагогическое притворство. Наши немощи и пороки повторяются в наших учениках – об этом нам надо знать и помнить [Просветит.1, с. 93].

Понимая силу влияния личности учителя на учеников, сам педагог должен сознавать, что его внешне активное влияние на детей ограничено. Общение с ребенком происходит главным образом в школе, но это лишь часть жизни ученика. Эта ограниченность общения обязывает учителя концентрировать все свои знания, опыт, профессионализм, чтобы понять причины и смысл поведения ребенка. При этом следует помнить и оценивать пределы своих возможностей.

Учитель должен знать свои достоинства и недостатки, верить в себя и свое призвание и при этом проявлять глубокое смирение перед великой глубиной и тайной личности ученика.

Учитель, приступая к своей деятельности, подготавливаясь к встрече с учениками, должен взращивать в себе чувство благоговения перед человеком как перед носителем образа Божия и обладателем великого сокровища – святыни души. У учителя такое знание может появиться только тогда, когда он в своей душевной тьме отыщет свет, образ и подобие Божие. Путь учительства – это путь возрождения собственной души, который, по мнению отца Бориса Ничипорова, для каждого триедин:

– обогащение сознания духовными смыслами ("расширение семантического поля") в процессе самопознания;
– покаянное чувство в Боге (не надо путать с обычным раскаянием или сожалением о содеянном);
– восстановление личного благочестия, направление своей жизни в добрую сторону.

Если учитель не познал собственной внутренней жизни, то вряд ли следует ждать от него действенной помощи ученикам. Возрождение души, а значит, исправление внутренней и личной жизни идет через смысловое обогащение, которое должно привести человека к нравственному действию. Покаяние и личное благочестие являются одновременно и волевыми, и нравственными актами в Боге и порождают благоговение – особое свойство личности верующего человека.

Благоговение состоит из двух начал: страха и радости. Страх вызван опасением, как бы не навредить душе человека, которого доверили тебе Бог и родители, – душе своего ученика. Ведь он имеет свой путь в жизни. Поэтому сначала "не навреди", а потом "помоги". И второе – радость оттого, что между людьми происходит встреча.

Учитель должен знать, на что он способен и как эти способности лучше использовать. Одни учителя – прекрасные рассказчики и умеют приковать внимание всего класса. Другие, напротив, умеют пробуждать детскую энергию и одарены особой наблюдательностью к способностям детей. Одни превосходно объясняют самые сложные вещи, другие проявляют себя как неплохие художники или музыканты. Все эти дарования важны, но важнее всего для учителя – умение любить детей.

Подводя итоги, мы видим, что влияние учителя на учеников определяется прежде всего его личностью, примером его собственной жизни. Задатки хорошего учителя есть у того, чья вера – пусть пока несовершенная – искренна и неподдельна, кто постоянно возрастает в вере, кто отличается широким кругозором, смирением, любовью и добросовестностью. Полного совершенства не дано человеку на земле, но стремление к нему составляет высокий нравственный долг человека, особенно того, кто взял на себя нелегкий крест учительского служения. Желающим понести его важно уразуметь и усвоить идеальный образ учителя в самом высоком и истинном его значении. Мы понимаем, что идеал во всей его полноте в жизни не осуществим, и однако он необходим. Пусть учитель стремится к осуществлению его, сколько может, и этим идеалом проверяет свою деятельность.

Основные нравственные качества учителя рассмотрел еще в прошлом веке С. Миропольский в "Дидактических очерках", которые легли в основу "Учебника дидактики" для духовных семинарий. Обратимся к этим очеркам в надежде, что нравственный идеал учителя, сложившийся в прошлом веке, послужит указателем для совершенства не только учителям церковной школы, но и всем педагогам, ищущим образец и идеал в наше не простое для школы время [Мироп.–Дидак.оч.].

В основе всех нравственных качеств воспитателя должна лежать религиозность. Религия исповедуется не только умом и словом, но сердцем и жизнью. Такое исповедание веры образует религиозную настроенность, составляющую первое и главное нравственное качество в учителе. Искренняя религиозность пронизывает все чувства, намерения и дела человека; она освящает все его внутренние помышления и находит выражение даже во внешности человека; она сообщает ему спокойствие, важность и простоту. Источник религиозности – глубокая, живая вера. Религиозность следует отличать от ханжества. Первая искренна, правдива, нелицемерна, исходит от сердца и коренится в глубине верующей души; второе представляет одну только внешность, а потому оно лживо, лицемерно, притязательно, обращено на мелочи и, как пустоцвет на растении, не дает плода, а только обманывает других своим видом; оно жестко и сухо; часто под ним скрывается если не безверие, то равнодушие. Его и осуждал Господь в фарисеях. Искренняя религиозность полна любви и благих плодов. Она привлекает неиспорченные сердца и неотразимо влияет на детей, которые инстинктивно, по внутренней чуткости своей натуры, угадывают ее правдивость. Поэтому религиозная настроенность в учителе является живой воспитательной силой. Учитель, религиозно настроенный, без особенных усилий внесет в школу дух церковности; он и на свое дело будет смотреть, как на служение Богу (1Кор. 3, 9), и будет совершать его благоговейно, вполне сознавая степень своей ответственности.

Религиозно настроенный учитель не начнет своего дела без благословения Церкви, и первый день его занятий в школе будет первым днем совместной молитвы с детьми. Посещение храма Божия вместе с учениками будет для него не внешней обязанностью, но потребностью сердца. "Се аз и дети, яже ми даде Бог" (Ис. 8, 18) – будет звучать в сердце учителя, приводящего детей в Церковь.

Как истинный верующий православный христианин учитель должен хранить веру и иметь твердость в отстаивании своих убеждений. В наше время более чем когда-либо нужна эта твердость. В обществе и литературе, в искусстве и на телевидении распространились мнения, подрывающие веру, авторитет Церкви, ее служителей, снижающие значение таинств и обрядов. Дух неверия и отступничества поразил не только образованные классы, но проник и в народ в виде ересей, расколов и лжеучений. Борьба с этими сектами и лжеучениями в основном ложится на плечи Церкви и ее служителей, но каждый православный христианин, а тем более учитель не могут быть равнодушны к этой борьбе, а должны быть в ней деятельными союзниками и сотрудниками. Чистота и твердость религиозных убеждений наставника, несомненно, отражается и на учениках. Хуже всего, если учитель, шаткий в убеждениях, отзывается насмешливо о предметах священных, не прочь в обществе пошутить над членами клира, легкомысленно отзывается о постах, о поклонах, небрежно делает крестное знамение и так далее. Эта угодливость испорченному обществу заслуживает полного осуждения, делает учителя неспособным к учительскому званию, роняет его авторитет. Нечего и говорить, до какой степени это будет тягостно и оскорбительно для тех православных родителей, которые вынуждены вверять своих детей такому учителю. Не много выше и тот наставник, который позволяет себе пребывать в обществе людей, неуважительно относящихся к Церкви, ее служителям, таинствам и обрядам, кто равнодушно и молчаливо выслушивает насмешливые выходки и суждения об этих предметах. Человек твердой веры не может быть равнодушным участником такого общества и должен, если почему-либо не может явиться обличителем неправды, уклоняться от таких знакомств. Кто может оставаться равнодушным, если позорят его отца, мать, Родину? Так же противоестественно равнодушие и в том случае, если осмеивают самые дорогие наши убеждения, самые святые чувства. Учитель должен быть тверд и силен духом и всей своею жизнью свидетельствовать крепость своих убеждений.

Как живой член Церкви учитель должен быть ревностен в исполнении своих религиозных обязанностей. И в этом он является образцом для своих учеников. Пусть не забывает он, что взоры не только детей, но и родителей устремлены на него. Как тяжело и прискорбно для родителей видеть, что учитель их детей в Божий праздник предается развлечениям, пользуясь свободой от обязательных занятий в школе, и дети стоят в церкви, покинутые своим наставником! Наступают дни покаяния и поста, а такой учитель предпочитает предаваться дома покою. Вместо того чтобы первым являться в церковь, является последним, вместо благоговейной молитвы занимается разговорами и так далее. И напротив, какая радость и утешение для родителей видеть своего учителя благоговейно поющим с детьми на клиросе, ревностно посещающим богослужение, соблюдающим посты, приучающим к благоговению детей, лобызающим святые иконы, ставящим смиренно свечу пред образом и подающим бедняку свою заработанную честным трудом копейку! Предписания Церкви нетягостны, для истинного христианина они составляют потребность верующей души. Исполнять их обязан каждый, но только тот возвысится до их цели, кто исполняет их с любовью, от всего сердца, в смирении и послушании Церкви как истинный и живой ее член. Таким и должен быть достойный учитель школы.

По самой идее своего призвания учитель школы есть верный сын Отечества. Любовь к Родине, освящаемая Церковью, составляет дорогое предание и наследие нашей более чем тысячелетней истории и представляет ту великую народную силу, которая спасала Россию во все годы ее испытаний, объединяла ее, укрепляла, делала сильною внутри и могущественною извне. В этой любви и верности должны воспитываться и наши дети. Пусть учитель пользуется каждым случаем, чтобы развить и укрепить в детях чувство патриотизма, чтобы и они, сделавшись мужами, готовы были жертвовать всем и даже положить свою жизнь за веру и Отечество, которые в их сознании должны восприниматься неразделимым целым. Пусть дети ведают славные дела предков, их подвиги и труды для Отечества. Учитель хорошо сделает, если для этой цели воспользуется праздниками и торжествами, в которых вспоминаются события нашей истории, где Провидение помогало верным сынам Церкви Православной.

Наша школа поставлена в наиболее благоприятные условия для воспитания религиозности и любви к Отечеству, в котором Церковь и государство составляли единое целое на протяжении почти тысячелетия. Бытие и первоначальная судьба нашего Отечества были тесно связаны с деятельностью лиц, которых Церковь чтит как своих святых (святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга, святой благоверный князь Александр Невский), с ними русский человек находится в живом общении через молитвы и церковные службы. Православие руководило совестью нашего народа – от царя до бедняка. Провидению угодно было, чтобы грамотность и просвещение наши освятились трудами славянских первоучителей святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Таким образом, жизнь для Бога в Церкви и жизнь для Церкви в Отечестве являются не искусственным измышлением, но живым фактом истории русского народа. Наша школа, стремясь воспитать чувство патриотизма в детях, должна находиться в союзе с Православной Церковью, дух, учение и дисциплина которой объединяют весь русский народ в одну семью.

Учитель должен быть сыном своего народа, любить его. Эта любовь инстинктивно коренится в каждом, но в учителе она должна быть сознательной и основываться на понимании духовных свойств, задач и потребностей народа. Он должен воспитывать в детях национальное сознание и укреплять в них национальное чувство, пробуждать любовь к Отечеству, способную на самопожертвование. Чувство это, которым была сильна русская земля, возникает прежде всего в семье.

Что же может сделать учитель для развития и укрепления этой любви?

Прежде всего он сам должен быть проникнут любовью к Отечеству. Нельзя воспитать в других то, чего сам не имеешь. С этой любовью учитель будет уважительно относиться к историческому прошлому своей страны. Эта любовь откроет ему в соотечественниках высокие нравственные свойства, совокупность которых и составляет то, что отличает один народ от другого.

Основу русской народности составляет Православие. Под его благотворным влиянием народ рос и креп в течение всей его исторической жизни, под его влиянием развились и все другие особенности его характера.

В области веры русский народ крепко держится отеческих преданий. Эта вера служит неиссякаемым источником нравственной силы народа, является залогом его будущего. Обращаясь к нравственным качествам нашего народа, мы находим многие черты его характера, такие, как смирение, удивительная выносливость, участливость в судьбе бедного, сироты, обиженного, готовность идти на помощь нуждающемуся, правдивость, простота и душевность, радушное гостеприимство, семейность, стремление жить общиной, где все основывается на взаимопомощи и подчинении личных интересов общим, трудолюбие, довольство своим жребием и так далее. Мы находим в народе даровитость, умение приспосабливаться к разным условиям, сметливость. Все нравственные качества народа коренятся в его вере. Народ это инстинктивно сознает, и поэтому религиозное образование составляет его душевную потребность.

Если учитель осознает все это, то он невольно проникнется уважением к народу и к проявлению светлых сторон его характера. Он уже не будет космополитом, не будет свысока смотреть на простую трудовую жизнь, на внешнюю грубость народа, под которой скрывается богатство духовных дарований. Мы показали только положительные, светлые стороны народного характера, есть в нем и темные стороны. Но где их нет? Воспитывать необходимо только на положительном, зло нельзя показывать и нельзя его изучать. Счастливы те народы, которые познали свое доброе. Учителю ближе всего должно быть это сознание.

Чтобы любить свою национальность и служить ей от полноты души, нужно ценить ее и проникнуться ее духом. Национальность нужна в воспитании не для того, чтобы вызвать в детях гордость и преувеличенное самомнение, а для того, чтобы сохранить и утвердить в их сознании и сердце дорогое достояние народной истории, заветы и лучшие идеалы старины, чтобы при свете этих идеалов совершенствовать свою жизнь. Учитель-космополит – уродливое явление, беспочвенное и вредоносное. Плохо, если школа становится орудием забвения святых народных преданий, равнодушия к Родине. Космополиты, хваля других, часто огульно порицают родное, ибо имеют несчастный дар – в своем "одно худое видеть".

Добросовестность составляет высокое нравственное качество учителя и состоит в непосредственной связи с живым чувством долга. Добросовестный человек не примет на себя обязанностей учителя легкомысленно, не чувствуя к этому призвания, а приняв обязанности, будет смотреть на их исполнение как на нравственный долг. Имея сильное и живое чувство долга, учитель не успокоится, пока не исполнит его, и при малейшей погрешности, при малейшем отступлении от истины в своем деле будет чувствовать себя неспокойным. При неудачах не станет обвинять других, ссылаться на обстоятельства, неудобства своего труда, но прежде всего в себе самом будет искать причины неудачи и средства для исправления дела. Он будет трудиться не для вида, не для чести, не для угождения и не ради страха, но по любви и совести.

Живо сознавая свои нравственные обязанности, добросовестный учитель будет постоянно следить за собою, за своим языком, сердцем и образом жизни как в школе, так и вне ее. В обществе и в скромном семейном кругу он всегда будет остерегаться унижающих его поступков. Он не высокомерен и не станет считать себя совершенным педагогом, которому уже нечему поучиться у других. Напротив, всматриваясь в свою деятельность, будет всячески заботиться об исправлении своих недостатков. Первый плод добросовестности – скромность. "Вникая в себя и в учение" (1Тим. 4, 16), учитель не допустит ничего в школе, противного здравому воспитанию. В каждом своем слове и действии он даст себе ответ.

И не только в отношении нравственного воспитания, но и в деле обучения добросовестность является лучшим и надежнейшим руководителем учителя. Постоянно бодрствуя в себе, он будет наблюдать за своим преподаванием, тщательно готовясь к урокам и не допуская ложных слов. Он будет беречь время и силы учеников, и к этой цели направит свое методическое мастерство, не увлекаясь новизной, но оценивая всякий новый прием по его практической пользе. Добросовестность не позволит учителю ставить эксперименты над учениками, испытывая на них непроверенные методики. Но в то же время он не превратится и в консерватора, чуждого желания усовершенствовать свой труд. Добросовестность спасет учителя от опрометчивости в суждениях, от поверхностного увлечения мнимыми авторитетами, которых в современной педагогике великое множество.

Учитель имеет дело с детьми. Дети, как известно, отличаются живостью, склонностью к частой перемене впечатлений. Их внимание во время учения часто отвлекается посторонними вещами. При продолжительных занятиях дети начинают скучать. Если взять во внимание свойственные детскому возрасту легкомыслие, неумеренную резвость, недостаточную сосредоточенность, забывчивость, рассеянность, упрямство, капризы и тому подобное, становится понятным, почему терпеливость становится для учителя одним из важных качеств. Нужно сильно любить детей, чтобы иметь к ним снисхождение и не раздражаться. Детей нельзя мерить взрослою мерою. Нужно понимать детские потребности и несовершенства. Тот не годится в учителя, кто при всякой неудаче и погрешности ребенка выходит из себя, гневается, пытаясь таким способом добиться внимательности, послушания и памятливости. Терпеливым быть нелегко. Нужно иметь большое самообладание и навык в обращении с детьми. То и другое приобретается трудом, личным опытом, а также самонаблюдением. Если учитель видит, что ученики плохо усваивают то, чему он их учит, вместо того, чтобы горячиться и шуметь, следует подумать, не ошибается ли он в способах передачи и изложения материала. А может быть, то, что кажется ему легко, превышает степень детского разумения. То же относится и к вниманию. Часто сам стиль преподавания располагает к невнимательности и скуке. Нередко учитель теряет терпение оттого, что ему надоедает вечное повторение столь легкого для него материала, не способного занять мыслящий дух взрослого человека. Разница между ребенком и учителем действительно велика, а потому требуется от него некоторое самоотречение, не механическое повторение материала, а открытие новых духовных сторон в своих занятиях по обучению не похожих друг на друга развивающихся и духовно крепнущих личностей.

Приобретению терпения помогает учителю привычка. С годами то, что выводило из себя, теряет свою остроту, и ко всему учитель начинает относиться спокойно. Молодые учителя отличаются недостатком терпения. Иногда это недостаток молодости. Иногда свойство характера, склонного к преувеличению. Такие учителя иногда "оскорбляются" неуместными действиями учеников и приходят в негодование, что совершенно напрасно. Ученик не может оскорбить учителя, потому что оскорбление предполагает равноправность. Он может совершить невежливый поступок, доставить неприятность, но не оскорбить. Еще хуже, если учитель, забывая свое положение, начинает мстить ученику – это уже совсем безнравственно и не достойно учителя. Тут уже не может быть и речи о справедливости и нравственном влиянии. Вообще терпеливость учителя имеет самое широкое влияние на учительскую практику.

Любовь, свойственная каждому христианину, особенно нужна тем, кто занимается воспитанием людей. Любовь есть живая сила, образующая из школы добрую семью, где учителю уготовано положение отца. Любовь порождает доверие, а доверие порождает любовь. Если учитель проникнут любовью истинной, бескорыстной, самоотверженной, верной, назидающей, терпеливой, снисходительной, ласковой, серьезной и твердой, как высоко и трогательно описывает ее апостол (1Кор. 13, 4 7), то воспитательное влияние его будет сильным и плодотворным. Эта любовь для своего выражения не требует слов, но показывает себя делами. Плодом ее будут взаимная любовь и доверие учеников к учителю, привязанность к нему, а вследствие этого и послушание – свободное, без принуждения.

Но, говоря о любви к детям, как важнейшем качестве учителя, необходимо отметить, что не следует смешивать любовь со слабостью. Истинная любовь не есть потворство, уступчивость всякому капризу и желанию, поблажка дурным наклонностям ребенка. Напротив, в этом отношении она строга и даже сурова. Здравая любовь имеет своей целью благо ребенка. Строгая и наставительная, она бдительна в предохранении ребенка от ошибок и всего дурного, решительна в принятии мер против зла, которое грозит человеку гибелью. Она справедлива в похвале и порицании, в награде и наказании. Мягкотелость и потворство ведут к распущенности и противны доброму воспитанию. Христианская любовь приводит детей ко Христу, следовательно, она укрепляет лишь то, что возвышенно, совершенно, свято, ибо ведет к духовной высоте.

Учитель должен иметь твердо установившийся характер. Человек с твердым характером имеет определенные правила и цели, с ними согласует свои слова, мысли и поступки. Слабохарактерность или бесхарактерность в воспитателе хуже всего. Если человек сегодня запрещает то, что разрешал вчера, сегодня желает одного, завтра другого, сегодня следует одним правилам, а завтра другим, сегодня слаб, завтра жесток или говорит одно, а делает другое, то как можно назвать его воспитателем! Характер дает человеку устойчивость, последовательность в действиях и нравственную силу, которая особенно отражается на дисциплине в школе.

Последовательность в требованиях может сначала показаться суровой, но она рождает привычку и послушание. Если учитель что-то постановил, это должно быть исполнено. Последовательный учитель не тратит много слов, для него достаточно взгляда и намека. Молодые учителя должны остерегаться длинных нравоучений и доказательств полезности их требований. Не слово, а дело, не наставления, а пример являются жизненной силой в деле воспитания.

Учитель обязан быть справедливым. Всякая несправедливость, пристрастие тяжело отзываются на учениках. Учителю нельзя иметь любимцев, которым бы все прощалось, он должен стараться беспристрастно относиться ко всем, особенно в наградах и наказаниях, опасаться действовать по произволу или под воздействием сиюминутных впечатлений. Прежде чем решиться на принятие мер, необходимо все обдумать – следовательно, учитель должен иметь рассудительность, спокойствие духа и самообладание. Все эти качества нужны, чтобы авторитет учителя высоко ценился и чтобы дети относились к нему с полным доверием.

Хороший учитель должен быть ласковым и приветливым. Эти качества привлекают детей, в отличие от чрезмерной суровости, угрюмости, крика и брани. Но ласковость не должна быть притворной и сентиментальной, она должна быть искренней и исходить из доброго, любящего сердца. Следует помнить, что радостное настроение детей способствует успеху в учении, а боязливое их угнетает.

Дети очень внимательны к окружающим людям, поэтому хороший учитель должен следить за своим внешним видом и поведением. В одежде учителей иногда встречаются крайности: одни, совершенно пренебрегая внешностью, впадают в неряшливость и распущенность, другие, придавая одежде слишком большое значение, заражаются франтовством и тратят последние деньги, чтобы выделиться нарядами. Распущенность нельзя одобрить, но и излишества обычно соединяются с рассеянной жизнью и со всякими похождениями, для учителя не пристойными. Всего приличнее для учителя опрятность и простота, они недорого стоят и всякому доступны.

Внешность хорошего учителя характеризуется степенностью, спокойствием и важностью в движениях, твердой походкой, прямым открытым взглядом, приветливым выражением лица, ясной и отчетливой речью, умением держать себя с достоинством. Если учитель вечно нахмурен и сердит, то он самим своим видом отталкивает и устрашает учеников. Чрезмерная торопливость, вертлявость, неумеренная жестикуляция, изысканность манер могут вызывать в учениках смех и передразнивание. Вялая медлительность в речи и движениях рождает в классе скуку и сонливость. Природный недостаток живости может быть отчасти восполнен искусством и усердием, следует только остерегаться преувеличения и изысканности. Живость и энергия учителя сообщаются ученикам и дают бодрое и радостное настроение классу. Живость обнаруживается в речах, в лице, в приемах обучения, в разнообразии занятий, в умении заинтересовать всех учеников и привлечь их к общей работе. Плохо, если учитель бесцельно бегает по классу, но не очень хорошо, если он сидит целые уроки, как пригвожденный, у своего стола. Во всем нужны мера и такт.

На все случаи жизни нельзя написать правил, особенно в таком деле, как учительство. Надо, чтобы учитель помнил, как важно быть к себе внимательным, ибо дети примечают каждое его движение и внимают каждому слову.

Выводы

1. Школа составляет третий элемент условий, определяющих духовно-нравственное становление человека в православной традиции.

 Для каждого ребенка из православной семьи в школе происходит встреча Церкви и жизни. Здесь может состояться, а может и не состояться опыт преобразования жизни в духе Церкви, что является важным моментом в процессе духовно-нравственного становления человека. Вопрос о взаимоотношении Церкви и школы в православной традиции ставится шире, нежели преподавание религиозного учения или совместная деятельность в образовательной сфере. Определяющее значение имеет не формальное подчинение школы церковному уставу, а внутреннее, духовное влияние Церкви на школу. Смысл церковной школы в том, что она внутренне должна быть пронизана духом веры. Важно, чтобы школа по духу своему вела детей к Церкви, а не уводила от нее, чтобы укрепляла и развивала духовные запросы детей, чтобы потребность в знании возникала не из традиций мирской жизни или любознательности, но из живого церковного опыта и религиозной потребности в знании. Проблема церковной школы лежит более всего в ее духовной атмосфере Школа может вести детей к Богу не словами о Нем, а тем, куда духовно она устремит движение души, чем зажжет и воодушевит детское сердце.

2. На практике наблюдаются два способа отхода школы от Церкви: внешнее отделение и внутренний отход, под которым мы понимаем духовный разрыв между школой и Церковью, имеющий место и при внешнем, формальном их союзе. При постановке религиозного воспитания и образования в церковной школе необходимо принимать во внимание, что школу невозможно изолировать от жизни. Оставаясь в современной духовной атмосфере, она находится под могучим влиянием мира. Образуется двойственность, часто неосознаваемая; она не только ослабляет все усилия религиозного воздействия, но нередко приводит к тому, что наличие религиозного воспитания и образования усиливает в детях враждебные вере настроения и разрушает все ранее достигнутое в духовно-нравственном становлении. Преодоление этого духа мира, порождающего процесс внутренней секуляризации школы, – главная проблема и задача церковной школы.

3. При формировании содержания образования в церковной школе необходимо различать методы преподавания Закона Божия и преподавания гуманитарных и естественных дисциплин. Основой органического преподавания Закона Божия является богослужение, то есть сама жизнь Церкви. В богослужении слиты воедино все элементы религиозного бытия. Для взрослых литургическая жизнь должна быть центром их общинной жизни. Для детей литургическая жизнь – это радостное дополнение к интересной игровой и предметной деятельности в братстве. Ребенок лишь спустя много лет способен оценить и понять смысл и глубину вхождения в литургическую жизнь Церкви. Дети, способные поставить литургическую жизнь в центр, являются исключением. Это создает ограничение педагогических возможностей Закона Божия, которое необходимо учитывать. Вместе с тем в церковной школе необходимо использовать потенциал гуманитарных и естественных предметов, раскрывая через них полноту содержания Православия как культурно-исторической традиции. Светский компонент образования в церковной школе, таким образом, будет способствовать развитию способностей к преобразованию жизни на началах Церкви.

4. Педагогический опыт советского периода, а также достижения современной светской педагогики должны быть изучены, переосмыслены и вовлечены в своих методических разработках в практику церковной школы. Метод диалога и проблемный метод обучения, опорные сигналы Шаталова и методика активизации учащихся в процессе обучения Занкова, опыт Сухомлинского, Амонашвили и многие-многие новаторские методики школы последних десятилетий имеют право на жизнь и в церковной школе. Это относится и к внеклассной работе. Все существующие формы внеклассной работы должны быть продолжены и освоены в церковном братстве как имеющие право на жизнь.

5. Проблема православного образования и православной школы в основном состоит в подготовке квалифицированных православных педагогов. Будучи утверждены в вере, они должны обладать высоким интеллектуальным и методическим уровнем, а также достаточным уровнем готовности к реализации в школе условий процесса духовно-нравственного становления детей в рамках православной традиции.

6. Школа в России постсоветского периода переживает последствия атеистической эпохи, для которой характерно насильственное отлучение школы от Церкви. Конституционную норму "светскости" современной школы следует понимать как ее деликатное невмешательство в религиозное воспитание, осуществляемое семьей. Но это не может обозначать полного отказа от религиозных начал в образовании. Светский характер образования заключается в том, что школа признает субъектом образовательного процесса не ребенка, а семью, и строит свои отношения в вопросах религиозного воспитания на основании волеизъявления родителей. Тем самым соблюдается принцип свободы вероисповедания и предоставления семье возможности религиозного образования и воспитания своих детей. Это становится реальным, если школа кропотливо работает с семьей, помогает ей строить свою жизнь на правильных началах, объясняет мотивы реформ в образовании, а не скрывает их. Таким образом, светский характер образования определяется тем, что государство обеспечивает семье, как социальному организму, и своим гражданам возможность полноценного образования и воспитания, включая и религиозное и духовно-нравственное.

7. Школа советского периода ориентировалась на профессиональную подготовку, она связывала жизненный успех человека с тем, насколько он способен освоить профессию, полезную и нужную обществу и реализовать себя в общественном производстве. При этом доминантой советской школы была ориентация на знания. Школа давала фундаментальную подготовку, предполагавшую развитие универсальных способностей – мышления, творчества, коллективистских качеств, что позволяет видеть профессию не узко-операционально, но масштабно, а значит, не быть рабом профессии: советские специалисты были "специалистами широкого профиля", они легко осваивали смежные профессии.

В постсоветской России мы наблюдаем два противонаправленных процесса. С одной стороны, происходит редукция знаниевой и трудовой модели школы к модели адаптивной и информационной. Перед школой ставится задача адаптировать учащихся к рынку труда. Ориентация на рынок труда вытесняет из образовательной сферы понимание уникальности человеческой личности, ее высокого предназначения, многообразия ее талантов и способностей. Развивать следует только те способности, которые позволят решать задачу адаптации. Современное образование все более становится безличным. Цель и смысл человеческой жизни низводятся до полезности человека в конкретной экономической и политической системе, что, естественно, приводит к конкретным педагогическим целям, среди которых определяющими являются социальная адаптация и профессионализация. В такой системе образования практически нет места общеобразовательной, или университетской, подготовки и духовно-нравственному воспитанию. Первое заменяется получением необходимой начальной грамотности и различными уровнями компетентности, второе – коммуникативными тренингами и технологиями общения. Неопределенность ориентиров, а рынок труда изменчив и не всегда прогнозируем, привела к неуправляемой вариативности и атеистической направленности содержания образования, так как жизнь рассматривается только в рамках земного бытия. Профессиональная подготовка, обеспечивая возможность человеку честно заработать средства на содержание себя и своей семьи, не защищает его от внутреннего беспокойства, возникающего при отсутствии осознания цели и смысла жизни.

Вместе с тем укрепляется и растет понимание, что профессиональная подготовка есть только часть системы образования. Цели образования гораздо значительнее и включают в себя осознание человеком цели и смысла жизни, своего предназначения в этом мире и ответственности за свою жизнь перед лицом вечности, открытие образа Божьего в человеке. С этой точки зрения, жизнь человека нельзя рассматривать только как земную, ее следует рассматривать как Богом данную вечную жизнь. Полезность человеческой жизни определяется не только рынком труда: она в главном определяется тем, что Бог призвал каждого из небытия в бытие, а значит, у каждого человека есть свое предназначение в этом мире. В жизни человека есть своя логика, следовательно, определенная логика должна лежать в основе содержания образования. Понять эту логику возможно, только если в систему образования вернуть живого человека и осознать, в какой мир человек пришел, с чем он столкнется в этой жизни и куда отправится дальше.

8. Советская школа не ставила задачу ввести ребенка в жизнь традиции. Более того, идеология, реализующаяся в школьном образовании, преднамеренно создавала в сознании новых поколений барьеры для восприятия тех ценностей, источником которых является культурообразующая традиция Православия.

Для того чтобы общество могло выжить и сохранить свою уникальную культуру, должна быть передача тех духовных, ценностных ориентиров, на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Духовный кризис, переживаемый в России, обусловлен тем, что основополагающие ценности сейчас почти не передаются, более того, происходит их подмена – и в этом болезнь нашего образования. Разумное реформирование современной системы образования сегодня должно определяться идеей исторической преемственности поколений, идеей устойчивости ценностных доминант отечественной культуры, которые не должны быть утрачены в процессе интенсивного взаимодействия с другими культурами в новом мире глобальных технологий.

Задача образования – обеспечить историческую преемственность поколений – сформулирована среди главных приоритетов Национальной доктрины образования. Чтобы обеспечить этот приоритет, необходимо выстраивать новые культуросообразные основы отечественного образования, необходимо выстроить цели образования иерархически, сознательно определить цель введения новых поколений в жизнь традиции как иерархически главенствующую. Необходимо признать, что эти культуросообразные основы образования обязательно будут связаны с православной традицией, открыты навстречу духовному опыту Церкви.

9. В образовании цель освоения традиции является иерархически главенствующей по отношению к цели передачи новым поколениям основных знаний, умений и навыков, обеспечивающих воспроизведение всей совокупности цивилизационной жизни.

Освоение традиции формах образования предполагает три элемента – знание традиции, опыт ее освоения и построение личного бытия на основе этого опыта. Освоить традицию – это значит приобрести искусства соразмерять опыты собственной жизни, здесь и сейчас совершающейся, с духовными, ценностными ориентирами, на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Это значит войти в традицию, стать ее носителем, "своим среди своих", познать действенность смыслов и ценностей традиции, практически испытать их энергию и созидательную власть.

Чтобы школа была способна решать задачу освоения традиции, в образовательном процессе необходимо обеспечить освоение, кроме знаний, умений и навыков, также других содержательных элементов:

– опыт трудовой деятельности;
– опыт творческой деятельности;
– ценности и смыслы традиции;
– опыт межчеловеческого общения на основе ценностей и смыслов традиции;
– опыт духовной жизни, условия обретения которого передаются в формах традиции.

Если школа не обеспечивает этого, она не выполняет задачи освоения традиции. Следует, однако, понимать, что школа в одиночку не способна осуществить эту задачу. Она необходимо должна опираться на воспитание в семье и в Церкви.

10. Современная семья, после многих десятков лет атеизма, часто не в состоянии справиться с задачей сохранения и передачи традиционных основ бытия народа, общества и государства, религиозных основ нашего быта и культуры. Поэтому традиционные воззрения необходимо изучать в рамках существующей системы образования, и они должны быть включены в содержание общего образования как элементы предмета "Основы православной культуры", программа и содержание которого разработаны в пределах культурно-исторического типа православной традиции, что ограничивает его пределами светского просветительского учебного курса.

В рамках содержания общего образования целесообразно связать культурно-исторический тип православной традиции с Церковным Преданием, для чего следует включить в образовательные программы религиозные христианские представления о творении мира и человека, о первородном грехе и поврежденности человеческой природы, о Божественных и демонических силах, об иерархическом устроении мира. Ученики должны иметь представление о вечной жизни и смерти, о грехе и покаянии, о совести и стыде, о необходимости выполнять заповеди Божии и сохранять чистоту и целомудрие, о смирении и послушании как высших человеческих добродетелях. Без определения смысла и цели жизни человеку невозможно не только обучаться, но и правильно жить. Православие определяет смысл жизни как Богоугождение. Вся человеческая жизнь должна быть Богоугодной, а значит Благодатной. Эта цель педагогична, она позволяет человеку ориентироваться как в социальном мире, так и в мире природы. Каждый получает точный критерий различения добра и зла: что является Богоугодным – то добро, что приводит к ссоре с Богом – является злом и грехом. На практике научиться исполнять Божью волю возможно, если слушаться голоса совести. Духовные законы – такие же законы, как и законы природы. Нарушая их, человек искажает свою жизнь, усложняет ее и делает безрадостной.

11. Познавая мир, с духовной точки зрения человек должен дать ответ на два самых важных вопроса. Первый вопрос касается происхождения мира, в котором мы живем, второй – происхождения человека. От ответов на эти вопросы зависит, с какой точки зрения мы увидим человеческое сообщество, а значит социальную сферу и мир природы. Содержание современного образования включает изучение социальной сферы и мира природы. При этом, видимым образом обходя духовную сферу, в содержание включены научная теория о происхождении человека из животного мира посредством эволюции и различные материалистические теории происхождения мира. Таким образом, из содержания образования тайным образом изгнана традиционная для России православная точка зрения на происхождение мира и человека и заменена материалистической и атеистической. Именно это содержание называют светским и ревностно отстаивают некоторые современные специалисты и руководители системы образования, представители власти. Духовная сфера бытия определяет содержание двух остальных – социальной и материальной. Мы не будем говорить в мировых масштабах, но для конкретного народа, общества и государства содержание духовной сферы, определяющей основные ценности в данном сообществе, связано с традицией, а значит, имеет религиозную основу.

12. Задача освоения традиции требует возвращения к терминологии народной школы и народного воспитания и образования. В основе народного образования и воспитания лежит любовь к России, идеал служения Родине и народу, что составляет ядро патриотического воспитания и нравственную основу государственной идеи. В содержании образования это отражается практически во всех предметах. Изучая историю, культуру, различные науки, мы должны показать, какую роль сыграли наши соотечественники в этих направлениях бытия человечества, как они посвящали свои достижения России, как служили ей верой и правдой, как любили ее. Особенно глубоко патриотическая направленность может найти отражение в таких предметах как история и литература. Следует отметить, что патриотизм не ограничивается только любовью к Отечеству, а возвышается до уровня жертвенного отношения к нему, до желания в случае необходимости отдать за него жизнь, до решимости вынести вместе со своим народом любые испытания, скорби и лишения. Но надо понимать, что на подвиги самопожертвования и самоотречения способны люди, живущие вечной жизнью, знающие, что за гробом тоже есть жизнь.

13. Существенную задачу народной школы образует подготовка к семейной жизни. Она включает в себя понимание особой роли человека во вселенской иерархии. Определив свое место в семейной иерархии, которая является частью иерархии вселенской, ученик знакомиться с такими понятиями как "долг" и "ответственность", со своими будущими обязанностями матери или отца и с настоящими обязанностями сына или дочери. Подготовка к материнству и отцовству требует осознания ценности семьи, понимания необходимости сохранения чистоты и целомудрия до брака как условия благополучия семейной жизни и рождения здоровых и полноценных детей, требует понимания блуда, прелюбодеяния и аборта как смертельных грехов. Необходимо знать, что деторождение и чадолюбие являются не только средством спасения душ родителей, но и гражданским долгом. Будущий ребенок должен восприниматься как Божий дар. В семье каждый из нас впервые, через послушание старшим осознает понятие авторитета, что является основой для такого качества как законопослушание, без которого невозможно и гражданское воспитание. В семейной жизни искореняются ростки себялюбия и эгоизма, воспитывается жертвенная любовь к ближним вплоть до способности пожертвовать своей жизнью ради близких. Жертвенность является основой и патриотического воспитания. Пренебрегая в содержании образования подготовкой к семейной жизни на основе традиций, практически невозможно найти духовную и логическую основу для всего цикла гуманитарных и общественно-политических дисциплин, отражающих социальную сферу жизни человека. Семья призвана передавать от одного поколения к другому особую духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию. Чтобы это осуществилось в жизни, каждый выпускник школы сам должен быть носителем традиции.

С точки зрения решения задачи освоения традиции неприемлемы подходы "науки о здоровом образе жизни", которые в современном образовательном пространстве вытесняют подготовку ученика к семейной жизни. Под здоровым образом жизни в основном понимается защита от последствий греховной жизни, которую представляют современной и нормальной. Спектр таких подходов достаточно многообразен: от "сексуального просвещения", которое чаще всего являет собой особый скрытый вид растления детей и молодежи, до технологий борьбы за выживание в современном обществе, которые нередко включают в себя освоение практик различных оккультно-мистических учений, которые якобы способствуют раскрытию и совершенствованию способностей человека, причем демоническая природа этих учений и их деструктивный (душевредный) для человека характер умалчивается. В этих подходах утеряны главные понятия, такие как "грех", "стыд", "совесть", "целомудрие".

14. Призвание учителя в православном осознании открывается только в контексте понимания значения этой профессии и смысла жизни каждого человека. Характер учительского труда можно в полной мере осмыслить только как православное служение. Труд учителя направлен на духовно-нравственное становление детей, то есть на открытие в душе ребенка образа Божьего.

Школьный учитель имеет дело с детьми. Дети по природе своей склонны к подражанию и восприимчивы ко всему, что их окружает. Они много заимствуют от людей, с которыми находятся в постоянном общении. Воспитание состоит не в одних наставлениях. Наставник обычно гораздо сильнее действует на ребенка безмолвным поучением своих дел, чем словами. Учитель имеет большое влияние на личность ребенка, но влияние это сложнее и тоньше, чем нам обычно представляется. Наши немощи и пороки повторяются в наших учениках – об этом нам надо знать и помнить. Влияние учителя хотя и не прямо, но, тем не менее, сильно может распространяться и на семьи учеников. Более всего учитель воспитывает не методами и приемами, а самой своей личностью, и происходит это вполне бессознательно: и учитель, и ученик могут, не осознавать, насколько глубоко черты учителя оставляют свой след в ребенке. И при этом влияние оказывает не то, к чему мы призываем, а то, что мы на самом деле есть: наши вкусы, привычки, оценки и многое другое. В школе невозможно никакое педагогическое притворство.

На призвание учителя следует смотреть как на дар Божий. Этот дар проявляется уже в детях стремлением помогать учиться другим, делиться с ними знаниями, помогать слабым. Обнаруживается он и в способности просто и вразумительно рассказывать, в способности с терпением и добротою руководить другими. Верным признаком дара учительства служат: искренняя любовь к детям, любовь к учительскому труду, и особенно духовная радость которую испытывает учитель в своей деятельности.


Страница 1 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру