Современное общество и нравственность

РАСКАЯНИЕ И ПОКАЯНИЕ

Выше было показано, что с нравственностью у нас в стране дело обстоит плохо. Необходимо как следует осознать положение, в котором мы оказались. Для этого надо проанализировать его, разобраться, как оно сложилось, кем и когда были допущены принципиальные ошибки. Это, увы, не сделано.

Была слабая попытка организовать общественный суд над Коммунистической партией Советского союза, но из этого ничего не вышло, так как судьями были бывшие коммунисты, которые сами не признались в том, что раньше они творили сознательное зло, поэтому, естественно, они не смогли осудить по-настоящему деятельность КПСС.

Таким образом, одна из сторон того сложного положения, в котором оказалась наша страна, состоит в том, что фактически полностью отсутствует оценка нашей истории последних десятилетий, как с идеологической, так и с нравственной позиций.

Важно отдавать себе отчет, с чего должно начинаться нравственное возрождение человека, и далее - нравственное возрождение общества в целом, т.е. такое его состояние, когда в нем будут цениться нравственные поступки и подвергаться осуждению безнравственные.

Путь к этому был указан еще в 1918 г. в послании патриарха Тихона: "Да омоется вся Русская земля, как живительной росой, слезами покаяния, и да процветет снова плодами духа".

Без осознания своих неправедных поступков и без осуждения их не может начаться возрождение личности. А что такое неправедный поступок - каждому подскажет голос его совести, если только внимательно к нему прислушиваться. Но это совсем не просто, а даже очень и очень трудно.

Новая жизнь не может начаться без раскаяния и покаяния. Подробно этот вопрос проанализирован в статье А.И. Солженицына "Раскаяние и самоограничение". В частности, он писал:"Уж как наглядно, как дорого заплатило человечество за то, что во все века мы предпочитали порицать, разоблачать и ненавидеть других... Раскаяние есть первая верная пядь под ногой, от которой только и можно двинуться вперед не к новой ненависти, а к согласию. Лишь с раскаяния может начаться духовный рост.Каждого отдельного человека. И каждого направления человеческой мысли".

Там же он пишет о трудностях, которые нас ждут на этом пути: "Дар раскаяния, может быть более всего отличающий человека от животного мира, глубже всего и утерян современным человеком. Мы повально устыдились этого чувства, и все менее на земле заметно его воздействие на общественную жизнь. Раскаяния утеряно всем нашим ожесточенным и суматошным веком".

Это, безусловно, верно. Раскаяние и покаяние являются первым шагом, творческим началом на пути духовного возрождения страны, без раскаяния и покаяния нет пути к истинному прогрессу.

Кто принес людям зло, тот, только осознав это и раскаявшись, сможет принести своими новыми действиями пользу. Не осознав свою причастность ко злу, причиненному людям, не покаявшись в этом, нельзя различить в своих новых действиях добро и зло. Без этого невозможно духовное и нравственное возрождение человека, рост самосознания и чувства собственного достоинства.

Еще Ф.М. Достоевский писал о том, как сложно самому правильно оценить свои поступки: очень редко найдется человек, который хотя бы один раз в месяц был бы способен назвать себя дураком, т.е. сознаться в своей глупости. Ясно, что еще труднее признаться себе, что ты сознательно совершал безнравственные действия, что руководствовался безнравственными принципами, что совершал подлые поступки, однако, без осознания этого, т.е. на лицемерии, нельзя построить здание нравственного общества.

Истинное покаяние не имеет, конечно, ничего общего с лицемерным раскаянием человека (иногда даже со слезливым показным биением себя в грудь и приписыванием себе всевозможных смертных грехов), который остается в душе по существу безразличным к собственным поступкам и надеется, что люди, поверив его раскаянию, не только не осудят его, но пожалеют его и помогут ему жить.

Истинное и осознанное покаяние означает искреннее раскаяние в совершенных поступках и собственную убежденность в необходимости самому активно начать новую жизнь, согласную со своей совестью. Новая жизнь после покаяния - это прежде всего самостоятельные действия индивидуума.

Покаяние государственных деятелей предполагает прежде всего трезвый анализ того, что произошло и происходит в обществе, нравственную оценку действий властей, нравственные рекомендации по исправлению допущенных ошибок. К сожалению, у нас предпочитают либо отмалчиваться по этим вопросам, либо огульно поносить почти все, что было в советскую эпоху, либо безаппеляционно оправдывать "генеральную линию коммунистической партии", проводимую в то время. Ни одно, ни другое, ни третье не могут привести к правильным выводам. Без объективной и принципиальной критики, без самокритики, без осуждения допущенных ошибок, без раскаяния в том, что они были совершены, нет пути к благоустроенному государству.

Убедительный пример пользы покаяния для возрождения общества дает послевоенная Германия. Немцы после окончания второй мировой войны осудили идеологию национал-социализма, приняли закон об ограничении профессий для бывших членов национал-социалистической партии, принесли извинения народам за все преступления, совершенные ими в годы господства фашизма, и попросили прощения за все зло, причиненное людям. После присоединения Восточной Германии к ФРГ аналогичному осуждению была подвергнута деятельность коммунистической партии ГДР. Все это являлось базой возрождения общества и было одной из основных причин больших социальных и экономических успехов, достигнутых в Германии к настоящему времени.

О том, как трудно признаться себе в собственной неправоте в моральном отношении, видно на примере получившем в нашей стране огласку случае с фирмой МММ. Она принимала денежные вклады от населения под очень большие проценты, а затем была вынуждена прекратить свою деятельность, не только не выплатив своим вкладчикам обещанную прибыль, но и не вернув их вклады. Не нужно было быть очень умным человеком, чтобы понимать, что никакая законная деятельность не может приносить скорый и надежный большой доход в период резкого спада экономики, развала производства, разрушения сельского хозяйства. Вне всякого сомнения, были люди, которые не понимали, что они имели дело с мошенниками. Их можно только пожалеть. Однако для большинства не составляло секрета, что обещанную большую прибыль можно получить только нечестными путями, в результате которых кто-то, государство или частные лица, оказываются ограбленными. Некоторые из понимавших это, объясняли свои вложения в фирму МММ тем, что они, будучи азартными по натуре, хотят поиграть с жуликами и посмотреть, что из этого получится. Такие люди не желали отдавать себе отчет в том, что, участвуя в деятельности МММ и претендуя на долю прибыли этой фирмы, т.е. на долю награбленного, они тем самым делались соучастниками мошенничества. Это уже само по себе аморально. И возмущаться в этих условиях тем, что их деньги пропали, совершенно неуместно. Очень мало вкладчиков МММ сознает, что в нравственном отношении они были далеко не на высоте, независимо от того, потеряли ли они деньги или получили прибыль.

С нравственной точки зрения одной из основных характеристик советского государства было господство лжи. Это очень четко еще во времена генсека Ю.В. Андропова выразил поэт Булат Окуджава: "Главная беда заключается в объеме лжи, которой пронизано общество" ("АиФ", 1997, № 30). Очень грустно, что в этой лжи многие не хотят признаться себе до сих пор.

Как трудно осознать свои неправедные поступки, хорошо видно на примере наших государственных деятелей. Почти все они стремятся нас убедить, будто всегда думали, что поступают хорошо. Как правило, это лицемерие и ложь, так как то, что они поступали дурно, не мог не подсказать им голос их совести. Откровенно и искренне об этом сказал секретарь Совета безопасности И.П. Рыбкин в своем интервью корреспонденту газеты "Аргументы и факты" (1994, № 4): "Иногда говорят, что мы ничего не знали о своем кошмарном прошлом, узнали только тогда, когда разрешили. Я думаю: зачем лукавство, лицемерие, когда это не так?!"

Многие разумные предложения о том, что и как надо сделать в нашем обществе, чтобы выйти из катастрофического положения, в котором оно оказалось в настоящее время, не реализуются, так как у людей отсутствует нравственная сила для их осуществления. Такая сила может появиться у человека после осознания и осуждения им своих прежних неправедных действий.

Советские люди совершали много поступков, в которых можно и нужно раскаяться. Вспомним, например, о зверствах и ужасах периода гражданской войны, о последующей политике, приводившей к вымиранию от голода множества людей, уничтожении наиболее трудолюбивой части крестьянства в период раскулачивания и коллективизации, о развале сельского хозяйства (в результате чего приходилось закупать за границей зерно, картофель, мясо и молочные продукты), о пытках в застенках правоохранительных органов, о массовом уничтожении безвинных людей в тюрьмах и концентрационных лагерях, о разбазаривании и уничтожении культурных и исторических ценностей, безудержной эксплуатации народа, о неэффективном и экологически неправильном использовании природных ресурсов, о непоправимом вреде, нанесенном природе страны. Все это осуществлялось под руководством монолитной всесоюзной Коммунистической партии, искренне пре¬данной, как это говорилось, единственно верному учению - марксизму-ленинизму. Какова истинная цена этого идеологического единства стало ясно в дни распада СССР, когда почти семнадцатимиллионная армия коммунистов не сделала ни малейшей попытки противодействия процессу провозглашения суверенитета союзных республик так называемыми "демократами" ("так называемыми", поскольку на самом деле они не являются таковыми) и распаду нашей державы. Первый шаг к этому был сделан советской властью еще в двадцатые годы, когда существовавшее в России административное деление ее территории было заменено делением по национальному признаку. После образования национальных суверенных республик на месте Советского Союза возникли сложности, связанные с тем, что границы союзных республик были установлены в свое время довольно произвольно и, в частности, не всегда соответствовали национальностям, населяющим те или иные их части (например, Нагорный Карабах, Приднестровская республика, Крым, Северный Казахстан, Харьковская, Николаевская, Херсонская, Донецкая, Одесская области), и поэтому не являлись действительно национальными республиками.

Никто из коммунистов не решился в период перестройки явно и активно противодействовать разрушению экономики и распаду Советского Союза, содействовать установлению объективно правильных границ образующихся независимых национальных республик. Большинство из них в это время вообще опасалось обращать на себя внимание, боясь, что народ может поступить с ними также, как они поступали с народом в годы советской власти.

Поэтому отрадно видеть, как необходимость признания в совершенных в советское время злодеяниях и публичного в этом покаяния постепенно стала осознаваться нашим обществом. Подтверждением этого являются слова, сказанные первым президентом России Б.Н. Ельциным при захоронении останков царской семьи в Санкт-Петербурге 17 июля 1998 года по поводу расстрела большевиками царя Николая II, его жены, детей и верных им людей, оставшихся с ними до последнего дня их жизни, он сказал следующее: "Долгие годы мы замалчивали это страшное преступление, но надо сказать правду: расправа в Екатеринбурге стала одной из самых постыдных страниц нашей истории. Предавая земле останки невинно убиенных, мы хотим искупить грехи своих предков... Виновны те, кто совершил это злоде¬яние, и те, кто его десятилетия оправдывал. Виновны все мы... Нельзя лгать себе, объясняя бессмысленную жесто¬кость политическими целями. Расстрел семьи Романовых - результат непримеримого раскола российского общества на своих и чужих. Его последствия сказываются и поныне... Я склоняю голову перед жертвами безжалостного смертоубийства...Строя новую Россию, мы должны опираться на исторический опыт... Любые попытки изменить жизнь с помощью насилия обречены... Помянем тех, кто стал безвинными жертвами ненависти и насилия. Пусть земля будет им пухом" ("Открытая политика", 1998, № 7-8 (32)).

Печально, что ни одна из газет не опубликовала текста этого выступления президента.

Конечно, было бы неверно думать, что при советской власти все так наивно верили официальной пропаганде, хотя часто, особенно быв¬шие активные "строители коммунизма", говорят о том, что в сталинскую эпоху весь народ верил своим вождям и искренне поддерживал проводимую ими государственную политику. Это неверно. Это поклеп на то поколение. Правда состоит в том, что часть населения действительно оказалась в плену официальной пропаганды и верила ей, но, тем не менее, многие понимали ее лживость и сознавали ужас всего происходившего тогда в нашей стране, понимали, от кого исходит зло, но понимали и свое бессилие изменить что-либо в ходе событий. Им оставалось лишь делиться своими мыслями с близкими людьми, в которых они были уверены. Для понимания того, что советская власть была основана на обмане народа, не нужно было быть человеком большого ума или знать о чем-то, что не всем позволено знать. Достаточно было открыть и прочитать Конституцию, дабы убедиться в том, что все, написанное в ней о свободе слова, совести, печати и демонстраций в СССР, - сплошная ложь. Это под силу обычному здравомыслящему человеку. Таким образом, хотим ли мы в этом признаться или нет, но факт остаётся фактом: за нравственное и духовное оскудение нашего общества несет ответственность старшее поколение.

Новым властям в России досталось тяжелое наследие - все, что происходит в настоящее время, является прямым следствием советского периода. Именно тогда в стране началось разрушение промышленности, сельского хозяйства, науки, образования и падение нравственности.

 


Страница 7 - 7 из 8
Начало | Пред. | 4 5 6 7 8 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру