Нужна ли сегодня России реформа образования?

Религиозно-цивилизационные выборы воспитания

Это особенно очевидно в последние годы. Очевидно также, сколь правы были русские гении, предупреждавшие о том, что народ, потерявший веру, превращается в "демографический материал" (Ф.М. Достоевский). Он "вымирает" (М.П. Мусоргский). Сегодня, в полном соответствии с их выводами, русский народ, на протяжении 70-ти лет воевавший с православием, вымирает. Этого не может отрицать никто. Равно как и причину вымирания – тотальную духовную деградацию людей. И если до сих пор есть люди, которые не видят прямой зависимости между потерей веры и демографической катастрофой, то этим людям наверняка, ничего не объяснишь и ничего не докажешь, подобно тому, как слепому никогда не объяснишь, сколь прекрасна классическая живопись, а глухому – как замечательна классическая музыка. Но могут ли оценки слепого и глухого иметь решающее значение в понимании искусства?

Сможет ли вырваться современная Россия из постигшей ее катастрофы? Сегодня это зависит и от народа в целом, и от каждого человека в отдельности, а еще больше от воли Божией. Надо сказать, что многие великие люди России, ее выдающиеся мыслители указывали на то, что возвращение к вере несет в себе возрождение общества и человека. Например, великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: "В христианстве есть и всегда будет вечный источник возрождения народов, в какое бы положение не ввергла их историческая судьба".

Сегодня мы видим: там, где возрождается приходская жизнь, там начинает возрождаться жизнь: и экономическая, и социальная, а главное нравственная. Поэтому главная задача, которую нужно решить русскому народу, если он хочет выжить – возвращение к православию, возвращение в церковь.

Поэтому мы можем сказать: сегодня Россия стоит перед одним–   единственным выбором: быть или не быть ей православной страной, быть или не быть русскому народу православным. Быть – значит, Россия вырвется из нынешнего кошмара, как она это делала едва ли не в каждом веке. Нет – значит, Россия обречена. Как видим, это выбор – по сути, выбор всего мира. Вернется ли мир к христианству, или же уже пришло время Страшного суда? Это выбор для всей вселенной! Так что в этом смысле у России нет какого-то своего особого выбора. Этот выбор открыт всем и стоит перед всеми. И пойдут ли другие страны по этому пути – это их выбор. Россия же должна, зная свою правоту, идти именно по этому пути. И православная вера – как и всегда это было – не посрамит нас.

Конечно, сегодня высказанная нами идея имеет тысячи противников и тысячи аргументов против, начиная с того, что атеизм еще не проявил всю свою созидательную силу, ведь 70 лет для истории это микроскопический срок, и заканчивая тем, что религия – это определенное служение политическим силам и т.д. На самом же деле, все это говорит не об убедительности этих доводов, а только о том, насколько трудным будет возрождение православия в России. Но следует помнить, что едва ли не каждый век Россия вновь и вновь на грани возможного отстаивала свою веру. Разве легок был XIVвек? В XV веке России пришлось отстаивать свою веру в борьбе с ересями. А кто посчитал, сколько жизней положила Россия за веру в смутное время. Именно за веру, потому что последним рубежом для русских людей стала угроза существованию православия. А XVIII век с его тотальным искоренением православия? А XIX век с его стремительной атеизацией, когда никто в высшем обществе не смел открыто исповедовать православие? А ХХ век, когда русское православие претерпело испытания, которые не испытывало христианство с первого дня своего возникновения? Да, каждый век был тяжел. Но каждый век подтверждал: без православия России не выжить. ХХI век будет невероятно тяжелым потому, что России придется не отстаивать, а возрождать веру в обществе, в каждой сфере общества, в каждом человеке. И это придется делать в условиях невероятно трудных. Посмотрите – во всей Европе преподается Закон Божий. И все хорошо. Но стоит России только заявить об изучении православной культуры – тут же мировое сообщество восстает – нельзя! Почему русскому народу нельзя изучать свою веру даже в форме религиозной культуры?

Возрождение же веры станет основой нашего духовно-нравственного возрождения, потому что вне религии не может быть нравственности. Хотим мы или не хотим признавать это, но именно религия сформировала все более или менее значимые этические системы. Самая же известная попытка создать нравственную систему на атеистической основе закончилась написанием морального кодекса строителя коммунизма, который повторял многие христианские заповеди. Но поскольку форма сама по себе мертва, то и результат этой морали известен. Поэтому мы стоим сегодня перед альтернативой: или общество и образование должны создавать новую систему моральных ценностей, или воспользоваться 2000-летним сокровищем развития христианства и 1000-летним опытом развития православной этики в России. Разумеется, мы не должны исключать первый вариант – и заинтересованные деятели должны работать в этом направлении, и не исключено, что они смогут что-то создать. В то же время мы просто обязаны воспользоваться тысячелетней реальной и плодотворной культурой, той культурой, которая уже много раз выводила наш народ из самых страшных нравственных потрясений.

Следовательно, возрождение православия в нашей стране должно стать не только делом самой православной церкви, но и каждого человека, каждой сферы, в том числе и прежде всего государства.

Конечно, тут же возникает возражение: государство не должно, государство не имеет право, конституция гарантирует, что государство не вмешивается в религиозные дела. Но давайте подумаем, что гарантирует Конституция и что обязано делать разумное государство.

Конституция должна мне гарантировать, что, если я не люблю классическую музыку, то никто не погонит меня палкой в филармонию. Но Конституция должна гарантировать и другое, что государство не закроет филармонии и консерватории. И разумное государство обязано строить филармонии и содержать консерватории. Все прекрасно знают, что в блокадном Ленинграде звучала классическая музыка – и Ленинград выстоял. Поэтому государство обязано учить детей классической музыке в школе.

Конституция должна гарантировать мне, что государство не погонит меня палкой заниматься наукой, но государство обязано, если только это не государство-самоубийца, развивать, развивать и развивать науку, в том числе и путем развития первоклассного школьного образования.

Точно так же разумное государство обязано заниматься проблемами духовно-нравственного бытия общества, духовно-нравственного развития и воспитания человека. Да, Конституция обязана гарантировать каждому человеку свободу вероисповедания, но государство, в соответствии с той же Конституцией, обязано создать все необходимые условия для духовно-нравственного развития личности посредством содействия, прежде всего материального, полноценной жизни традиционной религии. Поэтому первое, о чем должно позаботиться государство, – это о восстановлении православия во всем объеме. Как пишет Феофан Затворник: "Цель общества – вести человека к цели; цель человека в Боге, к Богу же идти можно только так, как Он указывает во святой вере. Следовательно, духом общества должна быть единая истинная вера. Что за правительство, которое, мало чем успокаивая своих подданных во временном, за это губит их на целую вечность! Говорят: смущение будет в народе! Кто же позволяет насилие? Яви истину, чтоб всякий увидел ее. И кто к тому способнее, как не правители? Потому они безответны пред Богом, если не хранят и не вселяют в народ истинной веры". (Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. М., 1998, с.361.)

4. Основные проблемы России

Конечно, каждый спросит: неужели все проблемы России сегодня сводятся к возрождению религиозной жизни? Разумеется, нет. Но самая главная проблема сегодняшнего дня – это возрождение религиозной жизни. Сегодня ситуация в России аналогична той, как если бы 80 лет назад в России была бы практически полностью уничтожена наука. Какая бы главная задача стояла бы перед нашим обществом, государством, каждым человеком? Возрождение науки. На всех уровнях. От открытия начальных школ до академии наук. И независимо от того, какой строй при этом мы имели, хоть рабовладельческий. Да, хоть рабовладельческий, потому что любая цивилизация имеет свою науку, если понимать под наукой рационально–понятийное постижение мира в самом широком смысле этого слова. И без науки никакая цивилизация, начиная с самых первых ее форм, не существует.

Однако еще более важную роль в жизни общества играет религия, которая является ежедневной потребностью буквально каждого человека, независимо от личного отношения к религии. Человеку нужны родители, в каком бы возрасте он не был, независимо от того, как он лично относится к родителям. Точно также каждому человеку нужен отец его небесный – Господь.

Но если крайне сложно возрождать науку, то, что говорить о вере. Любой человек, хоть мало-мальски знакомый с историей образования знает, какой колоссальный труд требовался, чтобы создать хотя бы систему начального образования. Но чему легче научить грамоте или нравственности? Да, открыть храм, как и университет, легко. Но сколько потребуется лет, чтобы воспитать профессора? А взрастить настоящего духовника? Однако если трудно преодолеть общественное предубеждение против образования, (сколько даже умных людей выступало против народного образования), то стократ труднее преодолеть неприятие православия большинством русских людей. Ситуацию абсолютного неприятия религии нашим либеральным бомондом, владеющим всем, от финансов до СМИ. И это в ситуации, когда вымирают не отдельные люди, а исчезают тысячи русских деревень. Кто виноват? Власть? Нет. Виноват каждый, потому что власть, и эту точку зрения отстаивали и православные мыслители, бывает такой, какой ее заслуживает народ. Если это так, то смерть и разрушение сидят в душе каждого русского человека. Причину смерти можно определить всего одним словом – уничтожение веры в душе человека. А человек, потерявший веру, обречен на вымирание. И это не случайно, ибо только вера связывает человека с Богом, а без Бога душа человеческая мертвеет, как мертвеет тело без хлеба… И чем больше мертвеет душа, тем больше нужно хлеба телу, и тем больше болеет тело, и тем больше беснуется она. Пример. Первая неделя Великого поста. До революции, да и после революции, глубоко верующие люди первую неделю, или, по крайней мере, три первых дня почти не ели, а многие и вообще не ели. Кто сегодня, даже из верующих выдержит такой пост? А ведь на Западе сегодня редко кто выдержит даже простой пост.

Но дело не только в физическом состоянии. Дело в том, что если в душах людей нет веры, то у них нет нравственности. А если нет нравственности, то жизнь людей превращается в кошмар. Над каждым не поставишь милиционера, а над этим милиционером своего милиционера, и так дальше… Вымерла вера в душе человека и оттуда более-менее быстро улетучивается все человеческое, но остается только одно желание – хапнуть, хапнуть, хапнуть. И не важно у кого у детей, больных, стариков. Хапнуть. И ... купить особняк на каком-нибудь диком острове Тихого океана.

Безумие. Но это безумие сегодня живет в душе каждого русского человека. Скажите, какой учитель сегодня не знает, что без православия нам не спасти детей? Какой? Все знают. И что же мы видим? Где сегодня преподается православная культура? А что мешает сегодня ввести этот предмет в каждой российской школе? Есть школьный компонент. Есть региональный компонент. Учи! Но в том-то и трагедия, что сегодня более 90% российских учителей, директоров, руководителей образования более высокого ранга, согласны на то, чтобы их дети погибали в тюрьмах, от наркомании и алкоголизма, нежели, чтобы они знали веру своих отцов, веру, за которую миллионы наших предков отдали свои жизни. Вы слышите это!!! Когда сплошь и рядом видишь, с каким остервенением учителя, директора, практически всех вымерших русских деревень воюют сегодня с православием, с самой мыслью об изучении православия, то понимаешь – вот она смерть.. И тогда не надо спрашивать, кто наши руководители и как они нами руководят.

Вспоминаю разговор с одним священником о введении в школу православной культуры. Он рассказал о руководителе К…: "Когда он тяжело заболел раком, то пригласил меня, поисповедовать и причастить. У него была такая сильная вера. И когда он умер, то представляете, на его кресте птичка свила гнездо. Когда мы служили панихиду на 40–й день, птичка даже не улетела. Господи! А я ведь знал, что еще незадолго перед своей болезнью этот руководитель К. приехал в один детский дом и велел снять иконы. Даже у брошенных детей он велел убрать иконы. И вот болезнь! Он приходит к вере! Так неужели нужна только смертельная болезнь, чтобы мы пришли к вере? Или разрешили своим детям изучать их родную культуру?"

Но если сегодня мы запрещаем быть с Богом даже своим детям, если мы воюем со своими детьми, то что мы будем беречь завтра?! Землю, недра, леса, воды? Лишь бы схватить зеленый! Если мы уничтожаем своих детей, если у нас миллионы брошенных детей то, что мы еще не будем уничтожать? Что? А дети? Вдумайтесь, мы уже дошли до стенки, когда дети заказывают убийства своих родителей! Ведь этого не знала история человечества (за исключением дворцовых переворотов). Разве это не настоящая национальная катастрофа?! И посмотрите, кто-нибудь сегодня говорит об этой проблеме?! Тогда о чем мы вообще говорим и какие проблемы решаем?!

Значит сегодня все – от президента до простого родителя должны решать проблему нашего возвращения к вере. Возвращением к вере, как самой приоритетной своей задачей, должно заниматься и государство.

Знаю, какой жуткий протест будет поднят либеральным лагерем. Но разве легко было преодолевать в свое время неприятие науки. А преодолеть неприятие веры будет в тысячи раз тяжелее, чем неприятие науки. Но эту работу надо вести на всех уровнях, в том числе и на государственном. И для этого вовсе не надо гнать людей железной палкой в храм. Это от веры отлучали, взрывая храмы. Для возвращения к вере необходимы дела простые, понятные и легко осуществимые.

Первое. Ввести в школу религиозную культуру, дав возможность каждому ребенку изучить, как это и делается во всей Европе, за исключением Франции, религиозную культуру в своей традиционной версии.

Второе. Помочь сельским храмам. Что мешает взять на государственное содержание бедные деревенские храмы, помочь им в текущем ремонте и т.д.?

Третье. Передать Церкви государственный радио–   и телевизионный каналы, помочь в содержании общероссийской православной газеты и журнала.

Четвертое – оказать помощь в совершенствовании духовного образования, в том числе и за счет признания дипломов, выдаваемых духовными семинариями и академиями.

Можно назвать еще многие дела, которые необременительны для государства, но которые помогут возродить православие. Без труда можно назвать дела, которые должна сделать каждая сфера: культура, здравоохранение, армия и т.д. В эти дела может включиться каждый русский человек, в ком еще не умерла душа. Пусть участие каждого из нас будет выражено даже в том, что каждый повесит у себя в доме самую простую иконку, и дом станет храмом.

Итак, первый, системный кризис нашего общества – это потеря религии. И уже одного этого кризиса было бы достаточно для смерти многих народов.

Однако эта трагедия многократно возрастает в результате еще двух колоссальных общественных кризисов: социального, выражающегося в контрреволюции, и национального, характеризующегося разрушением национального начала русского народа.

Такова логика общественного развития, что революция всегда сменяется контрреволюцией. Вы без труда увидите, что все буржуазные революции в Западной Европе, сколько раз они не происходили, сменялись контрреволюции, и наоборот,– пока не устанавливался какой-то определенный глобальный баланс общественных отношений , в рамках которого уже идет более-менее спокойное, законом регулируемое развитие. В последние двадцать лет восточно-европейские государства и Россия попали в ситуацию контрреволюции, и маятник повело резко и стремительно вправо. А революция, равно как и контрреволюция – это смена всех социальных отношений, что ведет к страшнейшим социальным потрясениям. Однако не трудно понять, что маятник истории все равно пойдет влево. И это связано с тем, что капитализм – это во многом даже более страшный, более беспощадный строй, чем феодализм, потому что капитализм знает только одну цель – прибыль, причем даже не общую, а частную. И больше ничего.… Вырубаю лес, зарабатываю 100 долларов, плевать на город, который рядом. Сею поле, засыпая его ядохимикатами, получаю 100 долларов, и при этом плевать на то, что завтра на этом месте ничего расти не будет вообще. Поставлен инспектор за этим полем. Владелец поля даст ему 100 долларов, и плевать инспектору, что на этом поле ничего не вырастает. Такова суть капитализма самого по себе. Но… Но дальше 90 % населения начинают понимать, что при капитализме ему кроме вымирания ничего не светит. Да, Гайдар и продажные журналисты могут быть просто без ума от радости, что такой простой российский парень как Рома Абрамович в год получает доход по 2 млрд. долларов. Но пусть Гайдар, посчитает, сколько получает в год учитель. И окажется, что простой российский паренек Рома Абрамович, получает в год столько же, сколько миллион учителей. Это как же работать-то надо! Это какой же умище иметь надо! И если кто-то докажет, что это и есть верх справедливости, то все согласятся с этим порядком вещей! Но…

А значит, через несколько лет народ скажет, а зачем нам Абрамович вместе с Гайдаром, продажными журналистами и властью, которые обслуживают Абрамовича! Что нам от этого? Ведь нам кроме скотской жизни и вымирания такая экономика, политика, культура и журналистика ничего не несут. И дальше маятник истории естественно уйдет влево. И его не остановит ни ОМОН, ни Гайдар вместе с Жванецким, ни "Комсомолка" с ОРТ! И когда Глеб Павловский заявляет, что он не допустит новой революции, то просто удивляешься его наивности. Он не допустит революцию! С таким же успехом, он может заявлять, что он не допустит весну! землетрясение! цунами! Как будто при его собственной жизни на земле не произошли десятки революций. И если приходит время, то революции не останавливает ничто. Потому что у истории свой ход.

Однако слепой ход истории слишком страшный ход. И по миллиону ли человеческих жизней потребует революция как нынешняя контрреволюция? Значит сегодня надо подумать о том, как реально не допустить революцию. И надо здесь уповать не на ОМОН, милицию, ФСБ, КГБ – это не ОМОН. Где КГБ? Так что не стоит уповать на ОМОН. Он в случае реальной революции поможет еще меньше, чем сегодняшние западные советники. И развитие нашей страны наверняка уже пошло бы влево, будь во главе КПРФ более адекватный лидер. Но революции делаются независимо от людей, И поэтому нынешнее государство может ждать новой революции, готовя ОМОН и уповая на милицию, а может действительно сыграть на опережение, реально предотвратив революцию. А революция останавливается одним – единственным способом – честным и разумным решением реальных проблем, стоящих перед страной, народом, каждым обычным человеком.

И это опережение будет состоять, во-первых, в подборе достойных руководителей. Парадоксально, но двигателем революции всегда и всюду являются, как выражаются, наши либералы, правящие элиты. Действительно, революцию всегда готовят они. Своими делами, поступками, хамством, абсолютным непониманием действительности. Поверьте и десяток Зюгановых не делают для революции больше, чем один М.Швыдкой. И когда В.Матвиенко клятвенно обещает бороться с ксенофобией и антисемитизмом, то невольно спрашиваешь: Вы о чем? Да, Вы проедьте по своей Ленинградской области. Там хотя бы одна деревня еще осталась? Фашизм!? Да, трагична смерть девочки–таджички. Но Вы хотя бы посчитайте, сколько русских детей погибло в Питере за Ваше правление. Воистину: У людей нет хлеба! Пусть едят пирожные!

Во-вторых, государство обязано стать эффективным социальным инженером. И первое, что обязано сделать государство, – это предложить хозяйственные механизмы, при которых каждый трудящийся человек мог бы достойно содержать себя. Государство должно создать условия, при которых большинство людей могли бы содержать себя своим трудом. Сегодня мы вывозим зерно на продажу. И это в условиях тотального вымирания деревни. Когда крестьянин месяцами не видит зарплаты! Крестьянин должен своим трудом содержать свою семью! Вот что сегодня обязано сделать государство, если оно не хочет революции, ибо революция для народа это шанс на его спасение. В худшем случае народ просто вымрет! Народ, который перестает своим трудом содержать себя, вымирает. Значит обязанность государства – создать систему жизни, в которой каждый трудоспособный человек своим трудом мог бы достойно содержать себя, а не демонстрировать с утра до ночи Жванецкого и Швыдкого. Хотя здесь вновь встанет перед нами вопрос силы духа, силы характера. Если до революции мужик только землю просил, то сегодня земля не нужна мужику. И многим мужикам уже ничего не нужно. Как оживить их? Вот самый главный вопрос. А не борьба с фашизмом, антисемитизмом и прочими измами.

В- третьих, государство становится эффективным хозяйственником и перестает с упованием идиота ожидать, когда рынок все решит или когда золотой дождь иностранных инвестиций прольется на бестолковые головы чиновников. Государство, сохранив Аэрофлот, совместно с другими государствами СНГ могло бы держать крупнейшую авиакомпанию в мире. Несколько сот частных авиакомпаний практически уничтожили российскую авиацию. И кто поверит, что руководители "Боинга" спят и видят, как вложить свои деньги в русские, зато частные авиакомпании. Поэтому государство просто обязано быть самым эффективным хозяйственником, с одной стороны, организуя новейшие производства, а с другой, – социальные производства. Скажите, в какой стране государство не организует свою экономику. Может в Америке?! Да, там если нужно продать десяток самолетов в захудалую страну, то вся администрация во главе с Президентом тут же летит в эту страну! А у нас? Скажите, где в мире новейшие производства организуются без руководства государства? Но вы можете в роли Косыгина представить Грефа? Но если Греф не станет Косыгиным, то страну ждет революция. Так не дешевле ли для страны обойдется отставка Грефа?

В-четвертых, необходимо выработать широкое соглашение о социальной ответственности собственности. Это означает, что государство признает всякую собственность, за исключением уголовной, но оно берет ее под адекватный контроль. При этом, государство, совместно с собственниками определяет социально приемлемый уровень зарплаты собственника. Да, на эти деньги можно многое позволить, но яхту, которая дороже суперсовременного крейсера, точно купить нельзя. Да, можно покупать любую собственность, открывать производство за границей, но честно платить налоги в России. Да, у тебя есть миллиард. Но если ты сбежал из России вместе с миллиардом, тебя возвращают как преступника и поступают с тобой как с преступником.

 


Страница 4 - 4 из 6
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру