Философия педагогики

О типологическом моделировании в исследовании отечественной духовной традиции
Перспективной методологией исследования традиций является метод типологического моделирования. Этот метод имеет своим истоком идеи классика социологической науки Макса Вебера. В сфере социогуманитарного знания мы, как и во всякой науке, вынуждены пользоваться рациональными моделями и схемами, составляющими основной инструмент научного познания. Однако предметом нашего интереса здесь является единичность, значимая в своей уникальности личность. >>
В поисках смысла
Преодоление современности Культура никогда не молчала о смыслах, пробуждающихся там, где взрослый и ребенок взаимно обращены друг к другу, встречаясь во взаимной свободе и взаимном принуждении, в переживании общей жизни и общего пути. Там, где сменяются поколения, где опыты взрослого мира ищут своего продолжения в потомках, и состоявшийся человеческий мир проверяет себя в свете лучей восходящего утра юности. >>
Введение в традицию как цель образования
Мы должны сделать образование таким, чтобы оно обеспечивало устойчивость нашей культуры, нашей цивилизации. Иначе  наша история не будет продолжаться. Сегодня ситуация в обществе тревожная. Мы переживаем не только социально-экономический, но и духовный кризис, усилия системы образования должны быть направлены на преодоление кризиса, на то, чтобы обеспечить устойчивость не только социально-экономического, но и духовного развития. На это нацеливает Национальная доктрина образования. Необходимо остановить  процесс вымирания. Остановить нравственную деградацию. Восстановить историческую память, в буквальном смысле слова — придти в сознание, что значит – восстановить нравственные ориентиры, ценности культуры, веру. Все изменения, вносимые в государственную систему образования, должны оцениваться только с одной позиции – насколько они обеспечивают решение этих задач. В данной статье предлагается теоретическая модель, которая, мы надеемся, будет полезна при разработке конкретных технологических решений. >>
Социальный заказ на образование и образовательные ресурсы общества
Здесь важно указать еще на одни аспект проблемы:  университет задавал общую идеологию образования в отечественной педагогической культуре, в которой всегда был высок престиж именно  исследования, ориентация на познание мира. Эта идеология определяла и институтский и  политехнический  тип, хотя  устроены они были по-другому.  Очень высокий процент людей с высшим образованием в России в настоящее время является специфическим образовательным ресурсом уже со стороны семьи и семейного уклада. В семье, где один или оба родителя имеют высшее образование,  оказывается  высок престиж знания,- и в предпосылке этого  престижа университетская модель образования, трансформированная в модель школы повышенного уровня, будет высоко востребована и обеспечена со стороны семьи соответствующей мотивационной поддержкой и пониманием законов ее деятельности.

 

>>
Понятия светскости и веротерпимости
Принципы регулирования отношений Государства и Церкви в сфере образования Общественная жизнь России меняется стремительно. Какими должны стать новые отношения Церкви и государства? Что означает конкретно, во всех правовых ситуациях конституционное разделение Церкви и государства? Молчаливое неприятие - или диалог, основанный на понимании происходящих изменений? Всегда ли диалог равен "клерикализации", о которой много говорят? >>
Путь к традиции: опыт теоретического осмысления понятия традиции
Сегодня в идеологическом процессе в России наряду с идеями глобализации отчетливо звучит лейтмотив "восстановления": восстановления разрушенных форм жизни, отношений собственности, власти, восстановления исторической памяти, достоинства и самосознания, восстановления преемственности в культуре. Сегодня часто звучит лозунг "возрождения наших традиций". Это и выбор, и культурное усилие, и призыв, и трагикомический маскарад, и подлинное историческое творчество. >>
Ценностное измерение системного эксперимента в образовании
Эксперимент в контексте традиции Наш анализ проясняет одну черту концептуального экспериментирования -  прискорбную недооценку  прошлого опыта, укорененного в традиции, а равно и самой традиционности как формы общественной организации деятельности( здесь и далее, везде речь идет о педагогической традиции). В практической сфере эта недооценка проявляется в том, что контекст традиции здесь учитывается только в той мере, в какой  в ограниченных пространственно-временных рамках  поля экспериментирования  содержания и ценности традиции присутствуют в формах индивидуализированного ценностного сознания. Культурно-историческая ситуация в России, однако, такова, что эти ценности чаще всего осознаются как естественно-исторические, метафизические или нормативные. В поле концептуального эксперимента  они проявляются как «общие, а значит, ничьи», а следовательно, не включаются в  контекст развития. Как следствие, приходится наблюдать все большее и все более тревожащее вымывание культурного текста из пространства образования, интерес образования концентрируется на «как», на освоении успешных образцов действия, но не на «что», не на смыслах культуры. В сфере теоретической эта недооценка связана со значительным упрощением понятийного содержания термина «традиция» при попытках его научного определения. >>
О методе типологического моделирования в исследовании традиции
Идея метода типологического моделирования состоит в том, чтобы, предложив несколько идеально-типических понятий, сравнить с ними эмпирическую действительность, в которой проявляет себя историческая индивидуальность христианства. Мы предлагаем разместить ряд идеально типических понятий так, чтобы в этой "конфигурации зеркал" отобразились исторические перспективы, значимые для уяснения пространства действия носителей дорогой нам отечественной традиции-культурного, интеллектуального, духовного. >>
Призвание учителя как духовный дар
На призвание учителя следует смотреть как на дар Божий. Этот дар проявляется уже в детях стремлением помогать учиться другим, делиться с ними знаниями, помогать слабым. Обнаруживается он и в способности просто и вразумительно рассказывать, в способности с терпением и добротою руководить другими. Верным признаком дара учительства служат: искренняя любовь к детям, любовь к учительскому труду, и особенно духовная радость которую испытывает учитель в своей деятельности. >>
К вопросу о концептуализации историко-педагогического знания
Ныне человек не "принадлежит" традиции - включенность в общность - дело его осознанного индивидуального деяния. Кризис юности - испытание на прочность "принадлежности" к тому или иному укладу. Вот почему вопрос возникновения, генезиса и конфликта социальных норм становится профессиональным педагогическим вопросом, то есть философское и историко- философское знание входит внутрь знания педагогического. >>

71 - 80 из 140
Начало | Пред. | 6 7 8 9 10 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру