Самоуправление в России
Из книги "Мародеры на дорогах истории" В письме к Марксу от 23.05.1851 г. Энгельс, оценивая прогрессивную роль России по отношению к Востоку и противопоставляя ее "шляхтерски-сонной", Польше обратил внимание на уникальную способность русских ассимилировать другие народы. Причин этого явления Энгельс не искал, но факт отмечен верно и он очень важен для понимания кардинальных черт русского национального характера, в связи с которыми находится и другой многократно замеченный факт: русские и вообще выходцы из России испытывают на Западе непонятную для местных жителей ностальгию по покинутой Родине. >>
Чем держалось единство России?
Из книги "Мародеры на дорогах истории" Свойственные кровнородственным общинам культ генеалогий и иерархичность по своему трансформируются в Империях, возникших на развалинах Римской - Франкской и Византийской. Иерархия в Империях как бы отрывается от кровнородственного начала, роды "знатные" и "незнатные" вместе с их генеалогиями выстраиваются в иерархию независимо от действительной этнической природы, а в "Священной Римской империи" латинский язык ("кухонная латынь") долго успешно конкурировал с германскими языками и мог победить, как он победил в самой Италии, Галлии и на других европейских территориях. >>
Монах и Черногорская вила
Вот и еще один мальчик появился на свет под звуки ружейной пальбы. Дали ему имя Раде, Радивой.
- Рады воину! Рады вою! - пытаюсь я перевести те ружейные звуки на язык человеческий и, кажется, слышу, как отдается веселое эхо в горах, окружающих малые и небогатые Негуши.
Ружье у юнака исправное, считают стрелки, если эхо от выстрела прозвучит в горах не менее четырех раз. А кому посчастливилось иметь ружье отличное, так и шесть раз отзовутся ему горы. Густое жертвенное воскурение синего дыма поплыло над жилищами - целая туча! И немудрено: ведь не один отец новорожденного стрелял. Стоило ему разрядить в воздух свой тяжелый джевердан, как тут же, будто по команде, повыскакивало из жилищ все взрослое мужское население Негушей, все со стволами в руках. Как тут не ликовать? - еще одним ружьем пополнилось сегодня черногорское воинство!
Впрочем, можно и усомниться: а имела ли место канонада по случаю появления на свет мальчика Раде из рода Петровича, будущего теократического правителя Черногории, автора поэм "Свободиада", "Луч микрокосма", стихотворной героической драмы "Горный венец". Ведь он родился в 1813 году, а черногорцы в ту пору воевали против французов в Далмации. И, значит, воинов в Негушах была недостача, да и пороха тоже.
Но если хотя бы два-три выстрела прозвучало на тот час, многократно и бодро повторенных скалами и ущельями, то вот уже и вышла черногорская ружейная здравица, слышимая повсеместно - от волн голубого Ядрана до Косова поля, от стен древнего Скадра до боснийских мечетей:
- Рады воину! Рады вою!..
>>
Александр и Библиотека
В Александрию мы ехали из Каира. Ехали, в первую очередь, для того, чтобы побывать в новой Александрийской библиотеке, построенной в память о самом великом книгохранилище древнего мира. Об этой новой мы пока что не знали совершенно ничего. И почти ничего не знали о старой - кроме общеизвестных, везде и всюду повторяемых сведений: построена при Птолемее I в 295 году до новой эры; считалась самым большим во всем древнем мире собранием рукописных свитков и кодексов, которое насчитывало до 500 тысяч названий; пострадала от пожара в середине I века новой веры, а в середине VII столетия подверглась уничтожению вскоре после захвата Александрии арабами. >>
Политическая культура: смысл и методологическое значение категории
Политическая культура является одним из самых сложных и многофункциональных концептов в современном политическом знании. Сегодня политологическая литература чаще тиражирует признанное практически классическим определение Г.А. Алмонда, предпринявшего попытку концептуального обобщения исследований социокультурного аспекта политического процесса и предложившего в качестве обобщающего основания понятие "политическая культура". >>
Хранительство как основание консервативной политической культуры интеллигенции. Статья третья
Концепт национальной политики Русский пореформенный консерватизм XIX века неоднороден, отсюда и полемика среди самих консерваторов. Эта ситуация объясняет, например, критику К.Н. Леонтьевым М.Н. Каткова за уступки либерализму, за недостаточное понимание сложности переживаемого Россией времени. Как верно отмечает А.Ф. Сивак, "консерватизм Леонтьева имел совершенно не тот характер, какой был свойственен катковскому охранительству". Ведь Катков был представителем умеренного течения, тогда как идеи Леонтьева имели ярко выраженный атакующий, реставрационный характер. Доктрина Леонтьева, которую большинство исследователей называет утопией (хотя и пронизанной "обостренным чувством современной ему ситуации"), при определенных условиях вполне могла бы быть использована, да, по всей видимости, в какой-то своей части и использовалась правящими кругами в проведении политики "реакции" на "либерально-эгалитарное разложение" российского государственно-культурного организма, чему безуспешно пытались противостоять "обычные" консерваторы типа Каткова. >>
Хранительство как основание консервативной политической культуры интеллигенции. Статья вторая
Идея органических начал этоса политической жизни Интеллигенция, как и ее духовные вожди, часто рассматривалась и рассматривается в русской культуре как своего рода интеллектуальное "сектантство", характеризующееся специфической идеологией и моралью, особым типом поведения и бытом, физическим обликом и радикальным умонастроением, неотделимым от идейно-политической нетерпимости. Соответствующий облик интеллигенции сложился в результате ее идейного противостояния (в лице радикально настроенных поборников демократии в России) русскому самодержавию. Интеллигенция ассоциировалась уже не с аккумуляцией всех достижений отечественной и мировой культуры, не с концентрацией национального духа и творческой энергии, а скорее с политической "кружковщиной", с подпольной, заговорщицкой деятельностью, этическим радикализмом, тяготеющим к революционности (вплоть до террора), пропагандистской активностью и "хождением в народ". Принадлежность к интеллигенции тем самым означала не столько духовное избранничество и универсальность, сколько политическую целенаправленность - фанатическую одержимость социальными идеями, стремление к переустройству мира в духе книжно-утопических идеалов, готовность к личным жертвам во имя народного блага.
>>
Хранительство как основание консервативной политической культуры интеллигенции. Статья первая
В конце ХIХ века политическая культура консерватизма отражала противоречивое состояние социально-экономических и политических реалий России. Консервативная идеология, реализовавшая себя как консервативная политика, теряла свою значимость в политическом менталитете общества. Поэтому шел поиск новых установок, которые могли бы стать базовыми для консервативной политической культуры и тем самым сделать актуальными в сознании общества принципы и приемы консервативной политики. В этой обстановке консервативное мышление стремилось прежде всего найти новые основания для синтеза "государственной идеи" М.Н. Каткова с философией Н.Я. Данилевского и теориями народа и общества славянофилов и почвенников. Наиболее заметной попыткой приспособить православно-монархические идеалы к новым социальным и политическим условиям стала концепция монархизма Л.А. Тихомирова с ее обоснованием проекта идеальной монархической государственности. >>
На Афоне
Очерк "На Афоне" принадлежит перу крупнейшего отечественного писателя, лауреата Государственной премии СССР и премии Президента Российской Федерации Валентину Григорьевичу Распутину.
"На Афон я зван был давно, - пишет в этом очерке В.Г. Распутин. - Конечно, не с самого Афона, приглашения оттуда ни для кого не рассылаются, а всем тем, что слышал и читал я о нем со времен молодости. Вначале было только слово, овеянное святостью и суровостью ее исполнения избранными на избранной земле, спасительным чистым дыханием и смутным зовом. Читали же мы и Гоголя, и Тургенева, и Лескова, и Достоевского, и Толстого...никто из них не обошелся без этого слова. Среди подобных ему, таких, как Оптина Пустынь, Валаам, Соловки, оно было первей и выше, где-то как бы на полпути к небесам. Лучезарным горним духом струилось оно, сладкими воспоминаниями тех, кто приносил его в Россию".
>>
К познанию отечественной истории

Недавно в издательстве "Просвещение" вышел новый учебник по отечественной истории для 10 класса "История России с древнейших времен до конца XVII в." (М., 2005). Автор учебника - известный историк, доктор исторических наук, профессор Н.С. Борисов. Этот учебник - один из лучших на сегодняшний день, и редакция портала "СЛОВО" рекомендует его учителям и учащимся для работы в школе. В данной публикации мы представляем "Введение" и "Заключение" из нового учебника, в которых раскрываются основные методологические подходы к написанию учебников по отечественной истории.

 

>>

1381 - 1390 из 1401
Начало | Пред. | 137 138 139 140 141 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру