История Православной Церкви

Дивная встреча
Рассказ о Сретенском монастыре Сретение - значит встреча. От слова "сретение" родилось название известного в Москве монастыря. Находится он в центре Москвы, на улице Большая Лубянка. От шумной дороги Сретенский монастырь отделяет невысокая, заботливо окрашенная известью, каменная ограда. А ведь шесть веков назад на этом самом месте цвело васильками и ромашками вольготное Кучково поле... Сретение... Кого же встречали? Чтобы ответить на этот вопрос, отправимся в далекий XIV век.
>>
Над Яузой-рекой
Рассказ о Спас-Андрониковом монастыре Бежит, а кажется, стоит на месте закованная в камень река Яуза. Обгоняют небыстрое течение машины и трамваи... Над Яузой-рекой перекинут тяжелый мост, по которому в дальние края уходят с Курского вокзала поезда.
Впервые я увидел купола Андроникова монастыря в раннем детстве из окна купе. В то далекое лето с родителями уезжали мы к морю, в солнечный Крым. Детские впечатления особенно памятны. Июльское солнце медленно катилось за крыши столичных многоэтажек. И вдруг на холме, точно из сказки, возник белоснежный каменный город, окруженный высокими крепостными стенами и остроконечными башнями. Над величественными соборами голубело безмятежное, высокое небо...
>>
Усыпальница рода Романовых
Рассказ о Новоспасском монастыре Крестьянская площадь, 10. Так на карте Москвы помечен знаменитый Новоспасский монастырь, расположенный на юго-востоке города, на левом берегу Москвы-реки. Главный вход в монастырь - с Крестьянской площади...
Крест, крестьянин... А корень у этих слов - один. Да, русский человек, живущий вдали от суетного города, окрестил себя крестьянином. Крестьянин - значит, несущий свой крест. Найдите еще такой народ в мире, который называл бы себя в честь Креста Господня! В служении Богу, в несении креста - тяжкого и спасительного - видел русский народ смысл жизни.
>>
Восставший из небытия
Рассказ о Высоко-Петровском монастыре Даже самому искушенному мечтателю в конце ХХ века и в радужных снах не могло присниться, что почти до основания разрушенный монастырь, расположенный на пересечении улицы Петровки с бульварным кольцом, вскоре восстанет из руин и начнет собирать прихожан на молитву. Но это совершилось! Словно Лазарь четверодневный, встает из гроба Высоко-Петровский монастырь. По молитвам Церкви и благочестивой паствы оживает монастырь, выходя на служение, пеленами погребальными обвитый...
Воистину, никакая сила адова не способна поколебать устроения Божьего! Все творится в мире по слову Христову...
>>
Хозяин Москвы
Рассказ о Свято-Данилове монастыре Возле реки-Москвы, на юге столицы, золотыми луковками куполов сверкают на солнце храмы Свято-Данилова монастыря. Глядя на белоснежные монастырские соборы и крепостные стены с башнями, увенчанные остроконечными железными шапками, скажешь ли, что эта обитель самая древняя в Москве? А ведь так оно и есть.
За воротами мужского монастыря время замирает. Все глуше перезваниваются трамваи и шелестят шинами вечно спешащие автомобили. Суетливая московская жизнь разбивается о крепкие, не такие уж высокие, с узкими бойницами монастырские стены. Как бы ни менялся мир вокруг - в старинных намоленных храмах по-прежнему мерцают неугасимые лампады пред ликами святых угодников Божьих, потрескивают свечи, вздрагивая золотистыми огненными лепестками, возносятся усердные монашеские молитвы о Богохранимой стране нашей Российской, властях и воинстве ее, о всякой душе христианской, в "милости и помощи Божьей нуждающейся".
>>
"Что бы со мной не случилось, я скажу: слава Богу!"
Из книги "Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский" На Никольском кладбище Александро-Невской лавры, почти на том самом месте, где стоял 1 июня 1922 года митрополит Вениамин, когда келейник известил его о прибытии чекистов, стоит теперь крест, на котором написано "Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский". Но это не могила. Это просто памятник митрополиту Вениамину. Где находится настоящая могила четырех новомучеников, никто не знает...
Нет на воле в Санкт-Петербурге и доступного для всех храма священномученика Вениамина. Только часовенка, спрятавшаяся в жилом доме невдалеке от Дома Евангелия, расположившегося в храме, который и должен был стать храмом в память новомучеников петроградских.
Зато на Никольском кладбище у креста-памятника почему-то всегда тепло. В разное время года, при разных ветрах и погодах бывал я здесь, но тепло было всегда...
Сюда, в это духовное тепло и идут православные люди, что бы, осенив себя крестным знамением, произнести: "Святый, священномучиниче Вениамине, митрополит Петроградский, моли Бога о нас!" >>
Пасха Красная
- Сотрудник службы безопасности республики Израиль, - представился мне молодой человек невысокого роста в черном костюмчике. И даже назвал свои имя и фамилию. Впрочем, я их тут же и забыл, - то ли от растерянности, то ли оттого, что нутром почувствовал: вряд ли имя и фамилия настоящие.
Растеряться было от чего. Еще в автобусе, когда нашу паломническую группу везли от Свято-Данилова монастыря в Шереметьево-2, кто-то предупредил, что перед вылетом обязательно будет очень придирчивое дознание о цели нашей поездки. Но уж совсем я не мог предположить, что дознание это обернется подлинным допросом, да еще таким откровенно-нахальным. Ну, ладно, у них там война - война танков и самолетов против рогаток и самодельных взрывных устройств. Но там бы и допрашивали, там бы и устраивали свой шмон. А почему здесь? Мы ведь еще на русской земле, или эта площадка, отгороженная от всех других пространств аэропорта, уже продана и является территорией Израиля?..
Нас тут от Союза писателей России пятеро. Что и говорить, никогда еще за всю почти тысячелетнюю историю русских хождений во Святую Землю такого не бывало: сразу пять представителей пишущей братии собрались вместе в путь с намерением по возвращении домой уместить свои впечатления под одной книжной обложкой. Наверняка ведь, эти наши впечатления будут во многом совпадать и, значит, делать предполагаемую книгу в чем-то вязко-монотонной. И все же лучше так, чем заранее распределять между собой предполагаемые темы и события: ты, к примеру, напишешь об Иерусалиме, а ты - о Галилее, а ты - о поездке на гору Синай и так далее. Нет, решили мы: писать будем, не сговариваясь и ни в чем не ограничивая друг друга. Даже схожие описания одного и того же обязательно будут в чем-то различаться.
>>
Дар аль-Кибт (Дом коптов)
Во время поездки по Египту в марте 2004 года я снял трехчасовой видеофильм. Ко мне зашел сосед. Я стал рассказывать о поездке, а потом поставил ему сие произведение любительского кинематографа. Сначала, конечно, были пирамиды и сфинкс, потом пошли кадры, снятые в христианских храмах Египта. Поскольку поездка была паломническая и в основном проходила по местам, связанным с бегством Святого Семейства в Египет, с коптскими и греческими церквями и монастырями, то и кадры, снятые в храмах и монастырях, в моём фильме значительно преобладают.
- А это где? - зевнув, спросил мой сосед.
- Это всё ещё в Каире.
- Нет, вот это.
- Я и говорю, что в Каире.
- В Египте?
- Ну да!
Сосед долго не мог поверить. В его представлении Египет сплошь состоял из пирамид и сфинксов, да арабских зданий и мечетей. Ну, ещё, конечно, Шарм аш-Шейх. А монастыри и храмы, это, извините, не из той оперы.
- Ну, а кто, по-твоему, копты? - спросил я.
- Копты?.. - промолвил он и основательно задумался. >>
Перенесение перста св. Иоанна Крестителя из Византии на Русь в контексте византийской политики Владимира Мономаха
Проложное Сказание о перенесении на Русь перста св. Иоанна Крестителя "от десныа его руки" было опубликовано в 1907 г. Н. К. Никольским по списку XVI в. (1) Несмотря на то, что этот памятник содержит уникальные сведения о важном церковно-политическом событии - перенесении из Константинополя в Киев в конце XI или начале XII в. чтимой христианской святыни - перста св. Иоанна Крестителя (Иоанна Предтечи), а также о почитании святого в Древней Руси, он до сих пор остается практически не изученным. А между тем это небольшое по объему произведение занимает важное место в ряду других памятников, обосновывающих особое место Руси среди христианских народов через небесное покровительство того или иного почитаемого святого. >>
Праздник Святой Пасхи в 1942 году
Воспоминания современников о праздновании Светлого Воскресения в 1942 году 65 лет назад в суровую годину военных испытаний, в тяжелейшие дни Московской битвы свершилось то, чего с молитвою в душе и сердце ждали тысячи и тысячи православных русских людей. Власть официально разрешила праздновать день Святой Пасхи. В 1942 году Пасха была ранней, и праздник начинался в ночь с 4 на 5 апреля. Немцы, отброшенные от Москвы на сто с лишним километров, да и то не на всех участках, наконец, стабилизировали фронт. Наши войска после непрерывных 4-х месячных наступательных боев выдохлись, перешли к обороне, подсчитывая, увы, немалые потери. Конечно, победа под Москвой всколыхнула страну, да и весь мир, вселила надежду и уверенность в возможность разгрома столь могучего и свирепого врага. Но, положа руку на сердце, надежд было все-таки больше, нежели уверенности и потому каждая капля военного счастья, каждая даже малая благая весть воспринималась людьми с болью и мечтой о будущей победе. И надо откровенно сказать, что решение Сталина (а решение, конечно, принимал он) о, скажем так, легализации праздника Святой Пасхи было как нельзя своевременным, нужным и плодотворным. Помимо большого общественного, политического резонанса, морально-психологического воздействия на русского человека, оно позволило высшему руководству страны и лично Сталину убедиться в потенциальных силах нации, почувствовать тот запас энергии, которым обладал русский народ после тяжелейших поражений и страданий 41-го года.
>>

81 - 90 из 120
Начало | Пред. | 7 8 9 10 11 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру