Платон

Как видим, платоновская логика в анализе свойств идеи вещи приводит к выводу о самостоятельности существования идеи, о том, что идея вещи и сама вещь существуют раздельно, каждая сама по себе. Но где в этом случае существуют идеи вещей? Самый простой ответ - в сознании человека. Однако, тогда получается, что человек приравнивается к Богу, ибо огромное количество вещей возникли до человека и без его участия - Солнце, звезды, земля, природа, мироздание вообще.

 

Следовательно, есть некий мир, в котором и существуют идеи, мир независимый от человека. Платон, придя к данной мысли, назвал этот мир Гиперуранией. По его мнению, мир идей, "мир эйдосов" находится вне физического пространства. Гиперурания - это место, которое на самом деле не есть место, ибо не обладает никакими физическими характеристиками. Гиперурания - образ умопостигаемого мира, образ мифологический.

 

Этот мир прекрасен, благороден и вечен, ведь только в нем живут абсолютно истинные, прекрасные, благородные и вечные идеи вещей. Он не материален, но именно мир идей является истинным бытием, ибо он и только он - причина и закон рождения мира реального. Реальный мир также вторичен, как вторична любая вещь реального мира.

 

Как возникает реальный мир? Здесь Платон, на основе своей диалектической логики, приходит к выводу, что наряду с миром идей первозданно существует и противоположное ему некое явление материального характера. Сам Платон для его обозначения использовал понятие "хора", а также понятие "необходимость". Позднее, когда языком науки стал латинский язык, это явление стали называть "материей".

 

"Хора-материя" противостоит миру идей, не обладает творческим характером и не имеет никакой формой. Она всего лишь материал для воплощения в физическую реальность идей, живущих в своем мире. Поэтому рождение реального мира - это следствие соединения идеального и материального. Также как и в случае с отдельной вещью, мир идей - причина, "хора-материя" - материал, а реальный мир - следствие совокупление идеального и материального, обладающий свойствами и того, и другого.

 

"Хора-материя" - косное, неподвижное и даже грубое явление. Соединение идей и "хоры-материи" ведет к тому, что материя как бы "портит" прекрасные идеи, огрубляет их, искажает их истинность и красоту. Следовательно, и реальный, вещный мир - лишь грубая, искаженная копия мира идеального. И все вещи реального мира - "тень", искаженное отображение своих идей. Материальность физического мира не дает возможность полному воплощению мира идеального - материя портит идею.

 

Из этого положения Платона и вытекает давно установившееся мнение о том, что идеальных вещей, т.е. вещей полностью соответствующих своей идее, не существует и не может существовать. В самом деле, попробуйте нарисовать идеальный круг. При всех художественных талантах рисующего, всегда можно найти те или иные огрехи в исполненном им изображении. Следовательно, материальные характеристики человека, физические свойства его организма не позволяют воплотить в реальности идеального представления о круге. Но это не значит, что нет самой идеи круга. По логике Платона, пытаясь реализовать идею круга, мы и создаем, совмещая идею и материю, круг реальный, но, к сожалению, очень далекий от идеального.

 

В силу всего этого, Платон называл реальный мир "кажущимся бытием", подчеркивая его отличие от "истинного бытия" - мира идей. Реальный, вещный мир изменчив и конечен, несовершенен и некрасив. И все беды реального мира - от его материальности.

 

Определение причин рождения реального мира, поставило перед Платоном вопрос: почему изначально независимо друг от друга существующие мир идей и "хора-материя" пришли в движение и сотворили мироздание? Логика платоновского анализа потребовала найти первоисточник этого движения. Поэтому, наряду с двумя первоначалами - мир идей и "хора-материя" - Платон выделял третье первоначало, назвав его "демиургом". Демиург - это платоновский бог, своей энергией приводящий изначально покоящиеся два других первоначала в движение и тем самым творящий мироздание.

 

Бог-демиург не просто перводвигатель, своей энергией он порождает некое явление, обозначенное Платоном как "Душа мира". Душа мира окружает весь физический мир и уже сама, распространяя заложенную в нее божественную энергию, одушевляет все живое, является источником движения в реальном мире. Мировая Душа содержит в себе полное и абсолютное знание о мире. Кроме того, Мировая Душа - это опосредованный божественный источник жизни. Поэтому, по мнению Платона, мир в целом - живое существо в форме шара, имеющее душу и тело, (последнее состоит из земли, воды, огня и воздуха).

 

Во всех этих космогонических представлениях Платона, наряду с использованием им диалектического анализа, вновь явно заметно значительное влияние орфизма, а также пифагорейства - мистическая троичность первоначал, шарообразность Вселенной, одушевленность мироздания. Сказалось здесь и влияние Анаксагора с его учением о Нусе (Уме).

 

С этих же позиций он рассматривает и сущность человека. В представлении Платона, человек - продукт божественного творения, состоящий, как и весь мир, из души и тела. Тело человека - бренно, смертно, преходяще. Бестрепетно следуя своей логике, Платон приходит к выводу о вторичности человеческого тела, о его полной зависимости от души. Как и в случаях с другими вещами реального мира, тело - это материальная оболочка души, это материал, совокупляясь с которым, душа и рождает собственно мыслящего и чувствующего человека. Иначе говоря, мы опять встречаем здесь диалектическую логику и орфическую троицу - душа и тело, соединяясь, порождают новый феномен - живого человека.

 

Душа, являясь источником жизни человека, обладает собственной жизнью и бессмертием, ибо она - остаток, частичка Мировой Души. Потому со смертью тела душа не погибает, а переселяется в другое тело, давая жизнь новому человеку.

 

Идея метемпсихоза, воспринятая Платоном от орфиков и пифагорейцев, определяет и то, как он объясняет познавательные возможности человека. По его мнению, процесс познания - это процесс припоминания. Душа, вселяясь каждый раз в новое тело, как бы забывает то знание, которым она обладала, будучи частью Мировой Души. Иначе говоря, материальное тело, своего рода, "портит" душу, мешает ей самореализоваться. По ходу жизни в конкретном теле, душа, хотя и частично, не полностью, но восстанавливает свои качества, благодаря чему человек и получает знания о мире.

 

Чем больше человек занимается воспитанием собственной души, тем больше раскрывает ее возможности. В этом плане, Платон, как мы видим, был достойным учеником и продолжателем учения Сократа. Цель человека, по мысли Платона, состоит в постижении божественного, а значит в максимальной реализации способностей своей души, в максимальном наполнении самого себя знанием о мире. Только таким образом человек может приблизиться к своему идеальному образу.

 

Однако отдельный человек живет он в обществе и зависит от общества. Следовательно, способ воспитания наиболее приближенных к идеалу людей - создание идеального общества, или, как говорил Платон, - "идеального государства".

 

С этой точки зрения Платон был истинным идеалистом, даже мечтателем. До конца жизни не прекратил он попытки воплотить в практику свои представления об идеальном государстве. Неудачи, которые постигали Платона, когда он сталкивался с непониманием, а то и с откровенной враждебностью политиков, которым он рекомендовал свои социально-политические проекты, побуждали его еще с большим рвением продолжать разработку планов "идеального государства". Ведь он считал, что дело, в конечном итоге, не в этих политиках, а в том, что он сам не до конца, не полностью, не истинно понял идею "справедливого общества", не смог уловить истинный образ "идеального государства". То есть и в этом случае Платон до конца оставался верным сути своего учения - создать идеальное общество можно только тогда, когда постигнешь в полной мере идею этого государства.

 

Учение Платона об идеях позволило позднейшим исследователям охарактеризовать его философию как объективный идеализм, ибо Платон признает существование идеального независимо от сознания человека, более того, само человеческое сознание - продукт некого всеобщего, всемирного сознания. Позднее, уже отталкиваясь от платоновской философии, было создано учение субъективного идеализма, которое все явление мира, видит лишь как производные от человеческого сознания и человеческой воли.

 

Платон, творчески использовав идеи практически всех предшествующих античных философов, но, в первую очередь, орфиков, пифагорейцев и Сократа, создал учение, которое не только не устарело с веками, но до сих пор является источником философского творчества для представителей самых различных философских школ и направлений. Кто-то принимал и принимает его учение полностью. Другие, на основе его мыслей, строят уже свои философские системы, как, например, Плотин, создавший философию неоплатонизма, или Гегель, не прошедший мимо великой созидательной роли платоновской диалектической логики. Третьи спорят с Платоном, опровергают его, как большинство философов-материалистов, однако собственные идеи они формулируют только отталкиваясь от Платона, т.е. опять же он является побудителем их творческой энергии. Огромное влияние, пусть и опосредованное, учение Платона оказало на формирование главных составляющих христианской философии и христианского образа мысли вообще.

 

Большинство произведений Платона, как уже говорилось, написаны в художественно-мифологической форме и не являются каким-то систематизированным изложением его учения. Мысли, идеи Платона разбросаны по разным диалогам, они смешиваются с идеями, высказываемыми героями диалогов.

 

Огромную роль в работах Платона играет мифология. Нередко для придания большей значимости, доступности и художественности своим произведениям Платон облекает их в форму мифа, и сам творит новую мифологию. Например, именно Платону мы обязаны многовековому существованию мифа об Атлантиде. Кроме того, многие свои идеи он еще не мог выразить научным языком и тогда для их пояснения использовал мифологические образы. В этом смысле, художественно-мифологический образ мышления и способ изложения является неотъемлемой частью всего творчества Платона. Поэтому истинное познание Платона вне мифологии невозможно.

 

По сути дела, единственным сочинением, где в более или менее систематизированной форме Платон излагает свое учение, стал диалог "Тимей". Но и в нем читатель встретит прежде всего художественно-мифологический рассказ о Боге-демиурге, о создании им Вселенной, о качествах и свойствах человеческой души. И уже в этот рассказ органично вплетены собственно философские представления Платона.

 

Интересен и тот факт, что, для подобного рода изложения своих взглядов, Платону пришлось нарушить обычный диалогический принцип повествования и в процессе разговора речь Тимея, устами которого и говорит Платон, превращается в монолог.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру