У истоков новой педагогики: создание и деятельность 2-го МГУ в 1917-1930 гг.

В 1926 г. на педфаке значительно расширилась сеть учебных кабинетов и лабораторий. Среди них дошкольный, исторического материализма, истории, русского языка, кабинет трудовых процессов, механики, геодезический, общепедагогический, а так же кабинеты общей химии, сельскохозяйственной химии (технологии), почвоведения, геоботаники, растениеводства, животноводства, лаборатории физики, зоологии, психологическая, другие вспомогательные учебные подразделения (21).

Когда в 1925 г. приступила к деятельности учебно-плановая комиссия при Правлении 2-го МГУ, одним из первых обсуждался вопрос о результатах деятельности педагогического факультета. Было признано, что "Президиумом Агропедфака была произведена большая организационная работа, — особенно если принять во внимание исключительно неблагоприятную обстановку, в которой должна была производиться эта работа и которая обуславливалась крайней недостаточностью средств, ассигнуемых на его содержание, и полным отсутствием средств на его оборудование, несмотря на то, что в 1921 г. факультет был открыт без достаточной материальной базы для своего нормального развития. Тем не менее, в результате означенной работы Президиума, положение Агропедфака в данный момент должно быть признано удовлетворительным".

К 1926 г. педфак становится самым большим и быстроразвивающимся факультетом университета. Если общее число студентов педфака за 1921/22 гг. было 363 человека, то всего четыре года спустя на нем обучалось уже более 3 тыс. студентов (на химическом факультете — 896; на медицинском — 2108).

В 1925 г. состоялся первый выпуск студентов педфака 2-го МГУ. Многие выпускники стали в дальнейшим видными представителями отечественной науки и высшей школы. Значительная часть их долгие годы проработала в стенах своего родного университета, обучая уже новые поколения студентам основам нелегкого учительского ремесла. Среди первых выпускников литературного отделения был Александр Иванович Ревякин, позже возглавлявший кафедру русской литературы в МГПИ им. В.И. Ленина. На кафедре советской литературы проходил трудовой путь Прохора Демьяновича Краевского. Возглавил кафедру психопатологии и логопедии Сергей Семенович Ляпидевский — выпускник дефектологического факультета. Среди первых выпускников дошкольного отделения педагогики были Дебора Владимировна Менджерицкая и Фаина Соломоновна Левин-Щирина, впоследствии видные представители дошкольной педагогики, авторы первого учебника по дошкольной педагогике для педагогических училищ. Среди первых выпускников была и известная советская писательница Мария Павловна Прилежаева. Кроме книг об основателях советского государства ("Начало", Удивительный город", Зеленая ветка мая", "Всего несколько дней"), она известна произведениями, посвященными школе, учителям, детям.

Данные о количестве студентов, окончивших отделения педагогического факультета в 1925/26 учебном году позволяют судить о структуре и масштабах деятельности отдельных подразделения педфака и всего факультета в целом. Среди них школьное отделение окончило 12 человек; дошкольное — 28; физико-техническое — 14; общественно-экономическое — 31; педологическое — 25; биологическое — 47; и литературно-лингвистическое по секциям: русская секция — 22 человека, западная секция, французский язык — 22 человека, западная секция, английский язык — 17 человек, западная секция, немецкий язык — 9 человек. Среди выпускников этого года можно назвать К. Алпатова, Е. Гиндлевскую, С. Шифрину, А. Богоявленского, Г. Вольского, Н. Дрезеземейер, Б. Фишер, А. Рафаилович и др. По разному сложилась их судьба, но все они получили на факультете первую проверку своих знаний, способностей и твердости жизненной позиции.

Вместе с ростом численного состава студенчества, в нем происходили и серьезные социальные перемены. Об этом красноречиво свидетельствуют следующие данные. На 1 января 1923 г. среди обучавшихся на педфаке выходцев из рабочих семей было только 117 человек, а представителей сельской молодежи 212, что составляло не многим более четверти, а вместе с коммунистами и комсомольцами примерно треть студентов. Но уже в середине 1920-х гг. из 3 тыс. студентов педфака было 289 коммунистов (9%), 611 комсомольцев (20 %), более половины, были командированы на учебу различного рода общественными организациями (прежде всего комсомолом и профсоюзами), еще 248 человек до поступления на педфак 2-го МГУ окончили рабфак. Только 154 человека, как тогда говорили, были выходцами из "нетрудовых элементов".

Такие разительные перемены, правда, не были следствием реального соотношения между количеством желающих поступить в высшие учебные заведения и количеством поступающих в различных социальных прослойках тогдашнего российского общества. "Классовая" политика в области высшего образования приводила к тому, что наиболее подготовленные в обучению в вузах абитуриенты, но не принадлежащие к "трудящимся классам" почти автоматически лишались возможности получить высшее образование. К примеру, на самом педфаке, сразу после его образования возникает и комиссия, состоявшая из представителей партии, комсомола, профсоюзов, а так же представителей администрации. Ее задачей было изучение социального происхождения поступающих, их материального положения. При этом предпочтение отдавалось не наиболее подготовленным, а наиболее материально ущемленным, что безусловно правильным в любых ситуациях признано быть не может. Кроме того, многие из поступавших на факультет принимались по разверстке губернских органов народного образования, а то и просто по рекомендациям партийных, профсоюзных и комсомольских организаций. Существенные льготы имели и окончившие рабфаки — они не сдавали вступительные экзамены. Меры, оправданные в условиях гражданской войны, в условиях НЭПа теряли свой смысл.

Результатом такой "селекции" на вступительных экзаменах порой становилось общее снижение образовательного уровня и дисциплины в студенческой среде. Например, такой важный показатель, как посещаемость, на педфаке никогда даже не приближался к 90—100 %. В лучшем случае по отдельным предметам он колебался в районе 60—80 процентов. Были предметы, которые посещало всего около 10—30% студентов. Невысокая посещаемость вела к снижению уровня знаний. Имеющиеся данные по остальным факультетам, позволяют говорить, что снижение успеваемости — общая тенденция. К примеру, руководство медицинским факультетом в 1924/25 учебном году подвело итоги положению дел с успеваемостью на факультете. Как отмечалось в специально составленном отчете, "академическая успеваемость по медфаку все же недостаточно удовлетворительная. По сравнению с прошлым имеется даже некоторое снижение...".

Борьба за дисциплину и повышение успеваемости становится одной из главных забор руководства университета. Наибольшего положительного результата удавалось достичь тогда, когда предпринимаемые меры шли в русле повышения ответственности и углубления творческого характера труда студентов. С этой целью, например, в 1926  г. была введена норма подготовки студентами последних курсов квалификационных (дипломных) работ. Только на педфаке университета в 1926—1927  гг. было заслушано 162 работы, из которых — 115 работ по специальным дисциплинам, 25 — по вопросам педагогики и методики обучения, 22 — по вопросам организации народного образования на местах, причем лишь одна из работ не получила положительной оценки. В 1928/29 учебном году было защищено 126 дипломов, на этот раз не было уже ни одной отрицательной оценки. Однако первая попытка введение квалификационных дипломных работ не прижилась и в декабре 1929 г. постановлением СНК РСФСР они были отменены (22).

Существенно повышало ответственность студентов, а следовательно, и успеваемость, вовлечение их в научную работу на факультете, а так же в деятельность по налаживанию внутривузовского самоуправления. После окончания гражданской войны положительные сдвиги наметились и в этой важной сфере. Результатом становится решение общего собрания студентов 2-го МГУ 12 октября 1922 г. об уставе Вузов и вовлечении студенчества в управление высшей школой. В своем решении, принятом подавляющим большинством голосов при 59 голосах против, студенты университета поддержали участие своих представителей в органах университетского самоуправления, а также в предметных комиссиях. В целом по -2-му МГУ в 1922 г. 155 студентов были членами предметных комиссий. В 1923/24 учебном году только на педфака в предметных комиссиях работало около 80 студентов. Все студенты — члены предметных комиссий факультета объединялись в академическую секцию во главе с президиумом.

Положительных результатов в деле повышения дисциплины и успеваемости помогали достичь и созданные в 1928 г. студенческие отряды "легкой кавалерии". Посты "легкой кавалерии" проверяли посещаемость и дисциплину на лекциях, в лабораториях и клиниках 2-го МГУ. В ходе одной из дневных проверок, когда удалось проконтролировать 64% всех учебных занятий, удалось выявить, что на педфаке только 21% начались вовремя, остальные же с опозданием от 5 до 30 минут, на лекциях присутствовало менее 50% потока, на семинарах — лишь 70% студентов. Материалы этого рейда были освещены не только в стенной печати, но и в университетской газете. На факультетах были вывешены списки лодырей и прогульщиков. В 1929 г. начался следующий "академический поход" сотни студентов-комсомольцев под девизом "организовать самоконтроль над собственной работой". В том же году по инициативе комсомольцев общественно-экономического факультета развертывается, как тогда называли, социалистическое соревнование групп, курсов и факультетов 2-го МГУ. В своем обращении, появившемся на страницах многотиражки, они писали о том, что приняли решение "Выступить в поход против прогулов на нашем "производстве", против безалаберности, недобросовестности в работе. В 1929 г. начинается соревнование между студентами педфака 2-го МГУ и студентами Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена. В октябре 1929 г. группа студентов общественно-экономического факультета в рамках развернувшегося почина решила досрочно закончить университет. В январе 1930 г. взятые на себя обязательства были ими выполнены, а к маю 1930 г. досрочно выполнили учебные планы все студенты ряда гуманитарных отделений. К июлю того же года о выполнении учебных планов и досрочном окончании университета заявили студенты III курса общественно-экономического отделения. Все студенты, окончившие вуз досрочно, выехали на работу в те края и области страны, в которых ощущалась наибольшая нехватка высоко квалифицированных кадров.

Важно отметить, что досрочное выполнение учебных планов не сказалось отрицательно на уровне подготовки выпускников педфака. Среди досрочников, окончивших педфак, было не мало тех, кто в будущем сделался крупными учеными, организаторами высшей школы, государственными деятелями высокого ранга: член Академии педагогических наук СССР , редактор журнала "Вопросы философии" Д. И. Чесноков, ректор ВПШ при ЦК КПСС Н.Р. Митронов, сотрудники АОН П.А. Ляпин и М.Ф. Макарова, заведующая сектором истории средних веков института истории Академии Наук Н.А. Сидорова, завкафедрой истории СССР Саратовского университета В.К. Медведев, директор индустриально-педагогического института им. К. Либкнехта М.О. Пильщиков, завкафедрой философии Смоленского педагогического института И.Е. Зуев, профессор кафедры истории СССР, руководитель авторского коллектива по написанию первой книги по истории МГПИ, посвященной его 100-летию, Н.Д. Кузнецов, профессор кафедры политэкономии Московского института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова И.Г. Малый, доцент Таджикского педагогического института К.Н. Гаврилкин. Кроме того, в это же время университет окончили членкор АН СССР Н.Ф. Филин, доктор филологических наук К.С. Протасова, завкафедрой английского языка МГПИ В.Д. Аракин, историк А.Г. Егорова, профессор Московского авиационного института Б.А. Рябов и др. В целом же за 20-е гг. в стенах 2-го МГУ было подготовлено 6062 врача, 827 химиков и 2132 педагога.

В 1925 г. Наркомпросом было принято "Положение о порядке подготовки научных работников", вводившее в высших учебных заведениях страны практику подготовки научных работников через аспирантуру. Поступившие в аспирантуру выполняли и защищали научные работы, проходили педагогическую практику, срок обучения в аспирантуре устанавливался в три года. С целью улучшить отбор кандидатов на поступление в аспирантуру на следующий год Наркомпрос утверждает еще одно постановление — о введении института студентов-выдвиженцев. Эти меры так же могли серьезно улучшить заинтересованность студентов в результатах своей учебы и повысить ее качество. Однако положение 1926 г. о студентах-выдвиженцах в корне порывало с устоявшейся практикой, когда претендентов на поступление студентов в аспирантуру подбирали ведущие профессора. Теперь это право фактически переходило к действовавшим в вузах общественным организациям.

Первый список аспирантов 2-го МГУ, в том числе с педагогического факультета, был утвержден Государственным ученым советом 12 сентября 1925 года. А уже в 1927/28 учебном году только педфак рекомендовал в аспирантуру 23 кандидата, а в 1928/29 учебном году — 38 кандидатов. Из этого числа 9 человек было принято в РАНИОН, в Институт научной педагогики — 7 человек, В Институт Красной профессуры — 1, в МГУ — 1. Сам педфак становился крупным центром подготовки специалистов в области образования, здесь к концу 1928 г. обучалось 64 из 102 аспирантов, работающих по разделу педагогических наук при педфаках, педвузах и научно-исследовательских учреждениях всей страны. Среди рекомендованных в аспирантуру в 1929 г. были А.Б. Астахов, литературовед, позже работавший в Институте мировой литературы им. А.М. Горького; А.Г. Басова, ставшая одним из преподавателей дефектологического факультета МГПИ им. В.И. Ленина; будущие профессора Академии общественных наук Б.М. Лейбзон и П.С. Черемных. Одним из первых выдвиженцев был студент общественно-экономического отделения Г.Д. Обичкин, крупный ученый, длительное время проработавший заместителем директора, а затем директором ИМЛ при ЦК КПСС. Помимо многочисленных работ, авторами которых он был, Геннадий Дмитриевич проявил свои незаурядные научные и организаторские способности при подготовке 2-го и 3-го изданий Большой Советской Энциклопедии, а так же 4-го и 5-го Собраний сочинений В.И. Ленина. Наконец, среди выдвинутых в те году выпускников педфака был один из крупнейших отечественных историков, автор трудов по истории международных отношений, США, России Николай Николаевич Яковлев.

Кроме работы со студентами и аспирантов, педфак уже на первом этапе своего существования стал крупным педагогическим центром Москвы. При нем действовало значительное количество курсов, лабораторий, других подшефных учебных заведений. Как сообщалось в справке, подготовленной деканатом факультета в отдел педагогического образования Главпрофобра, при педфаке действовали следующие вспомогательные учреждения: Физический институт; Химическая лаборатория; Психологическая лаборатория; Ботаническая лаборатория; Зоологическая лаборатория; Географическая лаборатория; Кабинет по историческому материализму.

В этот период педагогический факультет становится инициатором поиска новых форм взаимодействия между вузом и школой, повышения общего уровня педагогической деятельности и подготовки кадров для новой школы. Так, например, в письме деканата факультета в Хамовнический отдел народного образования отмечалось: "Педагогический факультет при 2-ом МГУ, имеющий своей задачей подготовку высококвалифицированных педагогов как дошкольного, так и школьного типа, приступает к созданию целого ряда вспомогательных детских учреждений при Педфаке. Находя невозможным и не желательным создание таких учреждений в пределе Хамовнического района без контакта в работе с отделом народного образования, Педфак считает наиболее рациональной форму взаимного обслуживания Педфаком нужд отдела народного образования и обратно. Педфак, имеющий в составе своих преподавателей до 120 профессоров и преподавателей, многие из которых являются выдающимися специалистами в области школьного и дошкольного дела, причем число это еще более увеличится с развертыванием 3-го и 4-го курса". Далее в письме говорилось, что Педфак хотел бы стать тем Педагогическим центром, "который не только бы выполнял задачу подготовки высококвалифицированных работников дошкольного и школьного дела, но и всеми силами способствовал поднятию квалификации лиц, уже работающих в детских учреждениях".

Воплощением этой линии педфака в жизнь стало создание в 1923 году комиссии по связям с учительством. В рамках этой комиссии работала две секции: по педагогическим и методическим вопросам. Целью ее деятельности было оказание помощи учительству и воспитателям по вопросам педагогической, профессиональной и общественной работы, изучение практики школьного образования и дошкольного воспитания, налаживание взаимосвязи школы с академической и вузовской наукой. К середине 1920-х гг. комиссии удалось наладить взаимодействие с 17 дошкольными учреждениями, 53 школами I ступени, 12 школами-семилетками и школами II ступени, 2 школами крестьянской молодежи, 6 учреждениями Профобра, 6 методбюро, школами умственно отсталых детей и другими учебными заведениями общим количеством около ста. В 1928 г. комиссия имела уже не две, а семь секций, в работе которых участвовало около ста пятидесяти человек, в основном студентов. "Опыт этой работы, — писал журнал "Советское студенчество", оценивая опыт комиссии по связям с учительством педфака, — должен быть всемерно использован всеми студентами-общественниками педвузов, жалующимися на отрыв педвузов от практики" (23).

Позиции педагогического факультета в системе Наркомпроса серьезно усилились после присоединения к нему ряда учебных заведений, так же работавших в сфере народного просвещения. Так, еще в 1922 г. на основании постановления Главпрофобра от 20 мая "О реорганизации высших педагогических учебных заведений" в состав педагогического факультета 2-го МГУ вошли высшие педагогические курсы иностранных языков. Следующая волна расширения педфака приходится на 1924 — 1925 годы. Именно в этот период, как уже говорилось, в состав факультета вливается расформированный Московский институт педологии и дефектологии. В решении коллегии Наркомпроса по этому вопросу, в частности, было указано: "студентов (расформированного института) перевести частью в Ленинградский объединенный педагогический вуз и частью на педфак 2-го МГУ". Несколько раньше, по декрету СНК РСФСР от 8 августа 1924 г. "Об изменениях сети высших учебных заведений" в состав 2-го МГУ было включено естественно-педагогическое отделение 1-го МГУ. В 1930 г. филиалом педагогического института становится "Пречистинский рабфак". Он был образован при содействии 2-го МГУ на базе Пречистенских рабочих курсов уже в 1919 г., но на протяжении всех 1920-х гг. фактически оставался самостоятельным учебным заведением и готовил поступающих в технические вузы. Вместе с тем и тогда между рабфаком и 2-ым МГУ существовало тесное сотрудничество: многие преподаватели рабфака или работали во 2-ом МГУ или были его студентами, или входили в состав правления клуба 2-го МГУ.

В середине 1920-х гг. к педфаку 2-го МГУ были присоединены Высшие научно-педагогические курсы. К тому моменту ВНПК уже успели зарекомендовать себя как одно из наиболее сильных и престижных педагогических учреждений страны. Постановление об открытии Московских Высших научно-педагогических курсов было принято Наркомпросом в мае 1920 года. В основном они занимались переподготовкой специалистов, уже имевших высшее образование (техническое, медицинское), для занятий педагогической деятельностью в средних профессиональных учебных заведениях. В документах, регламентирующих деятельность ВНПК основной задачей провозглашалось привить воспитанникам курсов любовь к творческой научно-педагогической работе через вовлечение всех преподавателей и слушателей курсов в деятельность по руководству курсами и разработке научных программ, отвечающих требованием новой школы. Так же среди задач, определяемых для себя коллективом ВНПК, было распространение передового опыта через взаимодействие с другими образовательными учреждениями, органами, руководящими высшей школой, а также органами печати, пропагандирующими передовые методы преподавания и воспитания.

Первоначально, на курсах было всего два отделения: педологическое и педагогическое. Позже, когда в процессе подготовки новых преподавательских кадров существенно большее внимание стали уделять вопросам методологии, позже добавилось третье — методическое отделение. Кроме этого, к 1925 г. при ВНПК действовало несколько подчиненных им учебных вспомогательных учреждений: Кабинет дошкольного воспитания; Кабинет обществоведения; Производственный кабинет; Педологический кабинет; Педагогический кабинет.

Поскольку ВНПК имело дело с людьми, уже имевшими профессию, предполагалось, что для научения их опыту работы в школе достаточно будет непродолжительного времени. Поэтому срок обучения на курсах был определен в один год. Но уже вскоре, с 1923/24 учебного года обучение на них становится двухгодичным, что больше соответствовало специфике подготовки людей такой сложной профессии, как учителя.

В ВНПК работал большой и весьма солидный по тем временам педагогический коллектив в составе (на 1927/28 учебный год) 12 профессоров, 11 доцентов, 11 ассистентов. Ежегодно курсы заканчивало около 50–60 человек. Например, в 1927/28 учебном году на них обучалось 45 человек на первом, и 62 человека на втором курсе. Всего за время работы ВНПК при 2-ом МГУ здесь было подготовлено 242 педагога для высшей, специальной и средней школы. Многие из них стали крупными деятелями народного образования, известными учеными, часть из них продолжили свой творческий путь в стенах педфака. Среди них И.Т. Огородников, А.А. Кириллова, М.С. Новиков, А.С. Ильин. Вот что писал о курсах и педагогической деятельности на них Е.И. Игнатьев, бывший слушатель курсов, впоследствии доктор наук, профессор, заведующий кафедрой возрастной психологии МГПИ им. В.И. Ленина: "Курсы привлекали нас своим своеобразием. Здесь окончившие педагогический институт на периферии не только получали новые знания по той или иной педагогической дисциплине, но и знакомились с самыми передовыми идеями и исканиями в области науки...

Мы слушали лекции и выполняли практические занятия (обязательные и факультативные) у передовых ученых того времени — П.П. Блонского, К.Н. Корнилова, А.Г. Калашникова, Е.Н. Медынского, С.С. Моложавого, А.А. Капустина, А.П. Пинкевича и др. Слушание лекций и общение с передовыми представителями педагогической мысли оказывало очень большое влияние на формирование педагогического мировоззрения слушателей курсов...

Здесь мы получали основы подлинной науки и становились советскими педагогами-исследователями" (24).

Решение о присоединении ВНПК к агропедфаку 2-го МГУ было осуществлено по постановлению Главпрофобра, утвержденного 25 июля 1924 года. В составе педфака курсы оставались самостоятельной единицей. Общее руководство ВНПК осуществлялось Президиумом курсов. Заведующим курсами являлся Алексей Георгиевич Калашников. А.Г. Калашников, будучи еще сравнительно молодым ученым и не являясь членом правящей партии (в КПСС он вступил только в 1942 г., в период патриотического подъема, вызванного Великой Отечественной войной) добился признания своей большой организаторской деятельностью и трудами в области политехнического образования, естественнонаучных дисциплин и методики преподавания физики. Позже, в 1946—1948 гг. он возглавил Наркомат просвещения РСФСР, в 1947 г. стал академиком.

В развитие своих шагов, направленных на расширение помощи учителям в повышении их квалификации, педфак 2-го МГУ выступил с инициативой организации заочного образования. Во главе комиссии, образованной Главпрофобром 3 июля 1926 г. и с целью изучить вопрос и выработать свои рекомендации, стал профессор педфака 2-го МГУ О.Ю. Шмидт. Первоначально планировалось, что заочные курсы будут открыты только при педфаке 2-го МГУ и еще двух вузах страны. Позже этот замысел изменили в сторону расширения вузовской базы заочного обучения., но первые в системе педагогических высших учебных заведений заочные курсы были открыты все же на педфаке. Произошло это в конце 1927 года и первоначально только на школьном отделении факультета. Затем, с января 1928 г., заочников начало готовить отделение немецкого языка. Далее заочная форма обучения с 15 мая 1928 г. вводится на отделении русского языка и с 1 октября 1928 г. — на физико-техническом отделении. В этом году при всех отделениях педфака в общем занималось уже 2140 заочников. В основном это были учителя. Многие — республик Советского Союза. Достаточно сказать, что из 7116 заочников, обучавшихся на педфаке к 1 декабря 1928 г. лишь 5557 человек проживали в России, остальные 1559 учителей работали за ее пределами: 694 — в УССР, 351 — в Белоруссии, 134 — в ЗСФСР, 77 — в Туркмении и еще 26 человек — в Узбекистане. К апрелю 1929 г. общая численность заочников еще увеличилась и составила 8982, а на 1 ноября — 12.993 учителей (25).

Отдаленность проживания основного контингента обучающихся на заочных курсах создавала немалые трудности в организации обучения на них. С целью налаживания этой работы и принятия неотложных решений, а так же для координации научно-методической работы в 1927 г. Наркомпрос РСФСР постановил создать при педфаке 2-го МГУ Бюро заочного отделения во главе с деканом педфака О. Л. Бемом. Выпускаемая БЗО методическая литература только в 1928/29 учебном году достигла общего объема в 400 печатных листов. После того, как в 1928 г. в Сталинграде была проведена первая местная конференция заочников, начинает создаваться сеть местных консультационных пунктов, а проведение местных конференций заочников становится традицией. На Сталинградской конференции была создана ассоциация заочников педфака 2-го МГУ и Института повышения квалификации педагогов при Главсоцвосе. Всего в ассоциацию вошло 65 человек. А уже через год конференция заочников проводится в Москве физико-математическим отделением педфака.

В ноябре 1925 г. при 2-м МГУ открывается один из первых в стране рабочих университетов, в числе первых слушателей которого оказывается 168 рабочих Хамовнического района. Срок обучения в университете составлял два года. Многие выпускники с благодарностью вспоминали годы, проведенные в нем. Под свое шефство студенты 2-го МГУ постепенно берут районный студенческий клуб Хамовников им. К.А. Тимирязева. В 1922 г. здесь работало 42 студента педфака. При этом клубе начинает действовать один из первых студенческих краеведческих клубов по изучению Москвы.

 


Страница 4 - 4 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру