Адмирал Ушаков. Глава 12. Завещание

Из книги "Адмирал Ушаков". К 5-летию со дня акта церковного прославления праведного воина Феодора Ушакова, непобедимого Адмирала Флота Российского

ЗАВЕЩАНИЕ
От боевых, флотских и светских петербургских дел Федор Федорович уходил неспешно. Сдавал по описи дела, экипажи, отчитывался по финансовым документам. Куда ехать на покой, для себя уже давно определил. Тамбовщина ближе к Санаксарскому монастырю, к месту, где он мог чувствовать себя умиротворенным и спокойным.

Пригласил зайти на чай Карцова, Голенкина и Сорокина. Подвел к карте.

— Вот тут мы, Петр, с тобой у Гогланда впервые барахтались. Волнушки нам грозным валом показались. А в Палерме зато большая благодать, лазурь Христова корабли окружала.

Карцов кивал, пощипывал ус, понимая, что адмирал прощается с прошлым. А Ушаков подошел к полкам, снял кожаные футляры, пододвинул их к краю стола и, прокашлявшись, сказал:

— Вот сие подзорные трубы со мной бывали в море Средиземном и Черном, врага видели, друзей примечали, хочу вам на память подарить.

Смущенно, по-мужски закряхтели:

— Что ты, Федор! Пусть дома будут.

— Нет, прошу в знак дружбы. Дальнозоркость, она никогда не лишняя. Ну и по чаю выпьем.

Денщик уже накрыл стол, даже самовар с красными угольями стоял в углу на подставке.

— Я вас, други, вот еще зачем пригласил, завещание написал и прошу его засвидетельствовать. Сорокин даже чашку отодвинул.

— Ну ты, Федор, совсем. Что, нельзя это лет через пятнадцать написать?

Ушаков покачал головой, спокойно не согласился.

— Нет, Саша, я ведь памятую, что час смертный с внезапностью приключается и может оставить после умершего такие хлопоты, что оные к вражде и несогласию приведут.

Достал из ящика стола бумаги и тихо продолжил:

— Я же желаю между родственниками моими любовь и дружбу утвердить, и чтобы никто не смог сказать, что принял я его не в твердой и ослабленной памяти.

Разгладил рукой бумагу и, отодвинув ее, прочитал:

— "Препоручая себя во власть Всемогущего Бога, наследниками оного по прямой линии следующих определяю: детей покойного брата моего коллежского асессора Ивана Федоровича сына Ушакова, родных моих племянников Флота мичмана Николая Иванова сына Ушакова, Морского кадетского корпуса гардемарина Федора Иванова сына Ушакова и племянницу мою девицу Павлу Иванову дочь Ушакову, которых почитаю я вместо детей моих и о благе их стараюсь, как собственный их отец, и они... почитают меня таковым,— в горле у него что-то запершило, и он, переждав, продолжил:— Означенному племяннику моему Флота мичману Николаю Иванову сыну Ушакова отдаю в вечное и потомственное его владение недвижимое мое имение, состоящее за мной Ярославской губернии Романовском уезде в сельцах Бурнакове, в Кузине и в Дымовском, и все принадлежащие к ним состояния в разных местностях, пашенные и непашенные земли и пустоши, с лесы, с покосы и со всеми угодьи, с людьми и со крестьяны, исключая из них находящихся при мне дворовых моих людей... Прокофья Иванова,
Кузьму Александрова, Петра Исаева, Василия Ильина..."

Сосредоточенно и немного угрюмо слушали его друзья завещание, ко многим неожиданным и решительным действиям своего адмирала привыкли они, но вот эта его щедрая раздача сел, лесов, угодий хотя и не удивляла, но поражала бескорыстием и безоглядностью.

— "... Сверх того писаного отдаю я обеим моим племянникам Николаю и Федору... в вечное и потомственное владение, состоящее в Ярославской губернии в Рыбинском уезде сельцо Чертищево с деревнями Исанино и Выкупово, в которых дворовых людей и крестьян девяносто три души с женами, с пашеными и непашеными землями, с пустошами, с лесы, сенными покосы и прочими угодьи и строениями не оставляя за собой... мне следующего ничего, но все без остатка, которое имение... по желанию могут полюбовно разделить между собою по равной части".

— Все, что ли, Федор, отдаешь?— развел руками Карцов. Тот кивнул два раза подряд головой и продолжил:

— "Племяннице моей девице Павле Ивановой дочери Ушаковой отдаю я в вечное и потомственное владение недвижимое мое имение, состоящее Новгородской губернии Череповецкого уезда деревню Филатову Горку с крестьянами... не оставляя я, адмирал Ушаков, из того недвижимого имения ничего, но все... отдам племяннице моей без остатка в вечное и потомственное владение, и сам духовным моим завещанием укрепляю за него..."

Все раздал адмирал, завещая разделить и передать друг другу для управления разные поместья и угодья. Немного оглушенные его щедростью и добротой, поставили свои подписи под завещанием друзья.

— Попрошу еще фон Дезина да Шаховского, пусть руку приложат,— закладывая бумаги в папку, хлопотливо приговаривал Ушаков.

— Куда поедете-то нынче на лето?— обратился Голенкин.

— В Темников, на Тамбовщину, к могиле дяди своего, святого человека.


САНАКСАРСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ТЕМНИКОВ. АЛЕКСЕЕВКА
Федор Федорович с первых своих военных побед на Черном море прикипел к нему, любовался им и, кажется, лучшего места для постоянного жительства, чем черноморский Севастополь, и не ведал. Да и Екатерина почувствовала, что это его место. И, как позднее писал сам Ушаков: "Государыня Великая императрица Екатерина Вторая, оказав мне высокомонаршее милостивейшее благоволение, лично мне обещать соизволила, сказав, что Она намерена меня обселить и утвердить навсегда в тамошнем краю". Ушаков и приобрел "по северную сторону рейда "пятьсот десятин благодатной земли, омываемой с одной стороны морем, с другой — рекой Бельбек. На возвышенном месте решил он построить господский дом, развести кругом виноградные сады и тут "намерен был провести последние дни моей жизни".

Удаленный в начале века от своего моря снова в С.-Петербург, получив в командование Балтийский гребной флот, он все дальше удалялся от своей севастопольской мечты. Злоключения родного флота, загоняемого в немилость, и разрушение угнетали его. Иногда ему казалось, что судьба не сложилась, ибо дело, которому он отдал почти полвека своей жизни, гасло на глазах. "Неужели Россия откажется от своего детища? От флота?" — страдал он. И тогда обращался в молитве к Богородице, просил отогнать уныние, забвение, нерадение и вспоминал все чаще дядю своего Федора, святого человека которого, беды и козни дьявольские не ослабили, а укрепили дух. Федор Федорович все больше утверждался в истине, что для правого дела нет поражения, которое может быть лишь тогда, когда уйдешь от Бога, от Веры. Вот тогда и решил он ехать окончательно к его могиле, к его свету, к его памяти. Он приобретает небольшое сельцо Алексеевку в Темниковском уезде рядом с Санаксарским монастырем.


***
Из Москвы он выехал рано утром. Ехали неспешно. Проехали к середине дня Рязань. Затем уже к вечеру проезжали город Шацк. У одного здания, на котором написано было "Таверна" на мачте развевался андреевский флаг, рядом возвышалась куча камней, тут же забит железный штырь, к которому был прикован на длинную цепь якорь. "Кто же здесь прибыл на стоянку?" — весело сказал адмирал и приказал кучеру остановиться, медленно вылез из кареты. К нему уже бежал хозяин. Подбежал, остановился, вдруг упал на колени и зарыдал.

— Что же ты, голубчик, а ну, вставай! — тронул за голову Ушаков.

— Да нешто мог я в жизни надеяться, что сам великий адмирал пожалует сюда! С небес сюда, наверное.

— С небес рано, — отшутился Ушаков. — Откуда знаешь, что я адмирал?

— Кто Вас, батюшка, не знает. А я под Вашим началом Керкиру греческую брал, в Мессину ходил. Был и моряком, и боцманом, и каптенармусом. Да, вот отслужил. Приехал сюда, на землю родную, денежек немного скопил и разрешение на открытие кабака получил и дал ему греческое название — таверна.

— Ну, давай вставай да показывай свое заведение, — с радостной мыслью, что его моряки нигде не пропадут, шагнул вперед адмирал.

Хозяин забежал вперед, распахнул дверь и гаркнул: "Для встречи воина непобедимого, адмирала флота Федора Федоровича Ушакова всем встать во фрунт!" Кому, правда, кричал — было неведомо, ибо в небольшом зале лишь один молодой, косая сажень в плечах, вытянулся в проеме кухни.

"Свистать всех наверх! — продолжал кричать хозяин, — Неси! все лучшее из погребов, сарая и печи!"

— Да ладно ты кричать: оглушил совсем, — посмеивался Ушаков, — скажи лучше: заночевать у тебя есть где?

— А как же, Ваше высокопревосходительство: в лучшем виде каюты будут и Вам, и экипажу.

— Ну вот и хорошо: у тебя и заночуем перед Темниковым.

...Темников ему сразу понравился: уютный городок домашний, люди приветливые. Градоначальник предупрежденный о столь славном госте, развернул скатерть самобранку, где рыбы было всякой множество: и судак, и караси, и щуки, и даже стерлядь. "Морские начальник! наверняка рыбу любят"— то ли осведомился, то ли утверждал он. А еще на столе оказались грузди белые, хрустящие. "Прямо как в Бурнаково", — подумал Федор Федорович.

"Дом Ваш в Алексеевке отстроим, — проинформировал градоначальник и с некоторым сомнением добавил, - Интересное сооружение вы предложили". Федор Федорович кивнул, зная что таких здесь не строят. Проект он сам создал из тех впечатлений, что остались в памяти от черноморских и средиземноморских домов, особ не самых знатных, но и не бедняков. С тянущейся вдоль второго этажа верандой, которую хорошо бы обвили виноградные лозы. Ну да уж ладно, крона деревьев подтянется до ее уровня.

Потом поехал и в Алексеевку, походил по двору, где должен был стать дом, долго стоял и смотрел на раскинувшийся на три версты сказочный Санаксарский монастырь Стремительно зашагал вниз и приказал ехать туда, к могиле дяди своего, что всю жизнь звал его молитвой к себе. О деяниях же, истинной вере, о благочестии дяди адмирал знал давно.

Душа его, когда плавал он в далеких морях, наполнялась радостью, когда узнавал о добропорядочности и великих делах иеромонаха Федора, в умении наставлять монахов и людей светских. Скорбел, когда узнал, что дядю лишили настоятельского и иеромонашеского звания и отослали в Соловецкий монастырь за то, что обличал он неправедность и злые поступки темниковского градоначальника Василия Неелова. Пугачевщина тогда вызывала страх. И всех, кто винил власть в грехах и пороках, она наказывала. Здесь по указу императрицы, по согласованию с Синодом старца выслали в Соловки. Рассказываю, что, когда за старцем пришла стража, чтобы сопроводить в ссылку, то брать ему, кроме старой войлочной подстилки да Евангелия с крестом, было нечего.

Потом же Федор Федорович искренне обрадовался, когда Екатерина "проявила высокомонаршее ее императорского Величества к нему милосердие" и высочайшим указом возвратила старца в Санаксарскую обитель.

В борениях и битвах русско-турецкой войны не все доносилось до слуха адмирала, но пришло скорбное известие, что 19 февраля 1791 года преподобный Федор закончил свою земную жизнь.

Приглашение старца, который все время звал его навестить обитель, он не забыл. Его жизнь почитал святой, праведной, поэтому и порешил окончательно остаток дней своих провести здесь, на духовной родине своего дяди, которого чтил и коему поклонялся. Решил собрать по крупицам знания о дяде, о святом старце, почувствовать его завещание, которое бы, если он был вживе, дал своему племяннику.

В монастыре долго стоял на коленях перед алтарем, молился за упокой души иеромонаха Федора. Подошел монах и, тихо коснувшись плеча, сказал: "Славный адмирале, мы Вас знаем и почитаем, позвольте пригласить на трапезу после службы".

Федор Федорович с тех пор сдружился с монахами, оставался не только на литургии, но и на всенощной службе. Когда же дом в небольшом сельце Алексеевском достроили, обустроил по своему вкусу и у себя принимал отца-настоятеля и монахов, еще помнивших старца, тогда-то и узнал он о многих поучениях и беседах, что проводил отец Федор, правя вначале в пустыни, а потом в монастыре. Оказался у него однажды монах Иоанн Никий и поведал печальную историю о том, что тетради записанных поучений старца, которые он сделал, были завистниками и враждующими после его кончины изъяты и сожжены.

— Но все равно мы много сохранили, — перейдя на полушепот, говорил монах.

— Вот послушайте, что он сказал о терпении, ведь там в битвах и в службах ваших терпеть приходилось.

"Терпение есть еже во всех нужных случаях не стужати и не опечалится как в трудах темных, так и в помыслах душевных, но мужественно и благодушно все злострадания претерпевать даже до смерти, за надежду милосердия Божия, по словеси Господню: прийдите ко мне все труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы. И паки претерпевает же до конца, тот спасен будет".

Федор Федорович жестом остановил монаха, встал и стал ходить задумавшись. А не так ли и он в дни самых жестоких злоключений в чумном ли Херсоне, в решающей битве Калиакрийской, в подготовке с полуголодным флотом и войском штурма Корфу, или в италийской кампании, или когда выбивал деньги, провиант для флота у адмиралтейства, когда казалось, нет шансов на победу, на достижение успеха, он молился и обращался к Богу, надеялся на милосердие, не давал себе печали, уныния и все время заставлял трудиться свою мысль и свой разум, чтобы одержать победу или добиться хорошего результата. Он умел терпеть и получал милость Божию. И вот старец подтверждал, укреплял его в этом великом терпении.

Монах же достал записи и прочитал несколько наставлений, которые тоже легли в сердце Ушакову и по которым он опять сверял жизнь свою. "Вот, вот что написал наш старец", — продолжал монах, — …старших и равных почитай. …Храни незлобие и всех люби нелицемерно. …Хранися сребролюбия и всякого лихоимства, гордости и гнева, и злопамятства, скупости и немилосердия… Глаза и уши от щетного взора береги, не смотри по сторонам, но токмо себе внимай… Никогда же празден буди, но что-нибудь сделай, кроме ночного покоя, да и в сон не вдавайся". Читал и другие наставления.

Адмирал опять встал и ходил, вспоминал, когда советам своего праведного дяди следовал, а где и отступал от оных, или невнятно их исполнял. Вроде бы и не в чем ему себя было упрекнуть, но Федор Федорович следовал старческого завету: тот всех вменял в отцы и благодетели свои, а себя определял как "подножие всем". Долго говорил он с монахами, узнавал все больше про дядюшку своего и чувствовал, что молитва того сопровождала его всю жизнь, все кампании боевые, да и нынче привела в место поистине святое.


ГРОЗА НАД РОССИЕЙ
При жизни Ушакова Россия участвовала в разных войнах: в Семилетней, борясь с Пруссией, которую возглавлял талантливый полководец, король Фридрих, в русско-турецких, громя отнюдь не слабую султанскую Турцию, в схватках со Швецией, в постоянных стычках с южными соседями. Адмирал вместе с Суворовым изгонял войска французской Директории из Италии. Он же одержал наиблестящую морскую победу при Калиакрии и взял штурмом моряков и пехотинцев самую мощную крепость в Европе — Корфу.

После смерти Суворова, наверное, он был в России самый знаменитый военачальник, боевой и непобедимый командир. Екатерина и Павел приучили Россию к победам. Поэтому болью отозвалось в сердце российского общества при Александре I поражение при Аустерлице. С недоверием оно отнеслось к Тильзитскому миру с Наполеоном, ибо еще недавно тот был "узурпатором", "тираном", "республиканской гидрой". А вот стал союзником и вошел в семью королей как равный, да еще и как победитель. И поэтому, когда громыхнуло в июне 1812 года, когда покатилась через Неман армия двунадесяти языков Европы на Россию, то весь народ всколыхнулся — дворяне, купцы, армия, священство, мещанство. Наполеон нес, как и все откровенные и скрытые завоеватели лозунги новой европейской цивилизации, свободы, в том числе и свободы для крепостного крестьянства. Но крестьяне отнюдь не хотели принимать свободу из рук завоевателя и тоже поднялись на защиту Отечества со своей народной дубиной. Воинские части стягивались к Москве. Везде собирались ополчения. Дворянство Тамбовщины на собрании решило создать свое ополчение. С командиром все было ясно. Большинство решило — адмирал Ушаков. Губернский предводитель дворянства Чубаров, приглашая на собрание, направил ему письмо, в котором писал: "Долговременная опытность службы вашей и отличное усердие ваше перед престолом Российской державы, вами доказанные, да попадут в присутствии всего дворянства твердые способы к ревностным подвигам на пользу общую подвигнуть всех к благодетельным пожертвованиям и да вдохнут они готовность в сердце каждого из дворян принять на службу к спасению Отечества и к сохранению собственной своей безопасности".

Ушаков поблагодарил дворянское собрание за честь, но здоровье уже не позволяло возглавить воинское соединение. Он и написал в ответ: "За избрание меня губернским начальником над новым внутренним ополчением по Тамбовской губернии, за благосклонное обо мне мнение и за честь, сделанную, приношу всепокорнейшую мою благодарность. С отличным усердием и ревностью желал бы я принять на себя сию должность и служить Отечеству, но с крайним сожалением за болезнью и великой слабостью здоровья принять ее на себя и исполнить никак не в состоянии и не могу".

Но в Алексеевке, в Темникове он проводил время отнюдь не в покое. Молился о даровании победы русскому воинству, посылал наставления своим племянникам, не посрамившим своего дядю (Николай Ушаков сражался под Москвой, на Днепре, Березине, вошел под гвардейским знаменем в Париж). Встречался адмирал и с уездными дворянами, вступившими в ополчение, с посетителями, приезжавшими из разных губерний. Многие бежали из мест, по которым прокатилась война, сжигавшая имения, разорявшая города и села.

Тогда-то и сказал он свои знаменитые слова: "Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к престолу восторжествует. Мне немного остается жить — не страшусь смерти, желаю только увидеть новую славу любезного Отечества!" Они не раз потом повторялись в разных местах. И еще наставлял он ополченцев, которые привели в зал темниковского градоначальника Никифорова и своих недорослей для наущения.

"Дядя мой, отец Федор, известный Вам молитвенник Санаксарского монастыря по рассказам, если надо какого строптивого и неразумного послушника, и посохом мог поучить. Братия же возгласила: "Бить монаха палкой — не дозволено! И тем паче самому иеромонаху. Вы же, — говорили они, — иногда нас за противоречия и из кельи выталкиваете. А еще повелеваете всему братству в обстоятельствах нашествия на обитель разбойников отпор им давать, для чего раздали по кельям колья и рогатины. А каково это монахам? Ведь монаху лучше самому быть биту, чем другого бить!"

Федор Федорович помолчал, как бы давая осмыслить сие противоречивое мнение. И затем изрек то, что отец Федор сказал монахам.

— Други мои, то рассуждения ваши для одного человека, а не для общества. Что должен монах по пострижении, яко без рук быть, но к деланию руками худых, а не добрых дел — к добрым же делам монах наипаче пострижением приобязуется. А по Христову закону, поелику нет больше себя добродетели, аще кому душу свою положит за други своя, как и я, к наблюдению спасительных порядков в обществе братском.., иногда и ударю слегка кого за развращение нрава или из келий кого толкну, страх потерявшего, для спасения его души и чтоб удалить из братства сие развращение ко общему соблазну и греху следуемое. Причем же я ударил его слегка, единственно в знак страха и отведения его от худости. И через эту мою поправность, — сказал им отец Федор, — он будет здоров всегда. — Вот и вы, господа юные, — обратился уже сам адмирал к дворянским недорослям, — своих командиров почитать будете должны, слушать их команды и приказы. Командир, конечно же, не иеромонах, но он тоже печется о спасительном порядке в войске, о том, чтобы научить воина помощи други своя, порядку и воинскому делу доброму. Я на флоте никогда от наказания не отказывался, — затем добавил: — От справедливого наказания, кое от общего беспорядка и соблазна уводило. А вам же, — обратился он к взрослым ополченцам, — другая часть слов святого нашего земляка важна. — Там он сказал: "По рассуждению вашему, говорил он монахам, когда прийдут и совершат нашествие на обитель варвары, перед убийством не останавливающиеся, то им не сопротивляться? Прийдут хоть и пятеро злодеев, а нас восемьдесят человек, да не будем противиться — то пятеро всем нам сделаются разорителями и, следовательно, бедствие учинят и обители, и спасению. Например, в пятистах подводах обоз может по дороге разграблен быть одним злодеем — и какая же от этого будет от сего пустота, и гибель, и грех. Не должны мы, со святым Златоустом говорю, оставаться без действия и ожидать сверхъестественной защиты от Благодати Божией, тогда как можем и сами от напасти естественными защитить себя способами, кои единственной премудростью Божией в благотворении к роду человеческому даруемы".

Адмирал встал, оперся на стул градоначальника и продолжал.

— Вот, ведь можно ждать, что Наполеона настигнет Божия кара, а можно, ожидая ее, самим все силы употребить, чтобы сие стало быстрее, чтобы врагу противостоять, а не малодушничать, ибо сие противно будет Богу! А посему желаю вам идти поскорее навстречу ворогу и не допустить его в глубины России.

Непобедимый адмирал обвел взором небольшой отряд ополченцев, который тоже встал, и, перекрестив его, твердым еще голосом сказал: "С Богом! За Веру. Царя и Отечество послужите!"


МИЛОСЕРДЕЦ
Теперь Федор Федорович все больше и больше думал о будущем мире своего пребывания. Старался освободиться от лишних земных забот и проявлял постоянное тщание о всех, кто приходил и просил о помощи. Во дворе дома адмирала в Алексеевке постоянно толпились убогие, странники, бывшие моряки и солдаты, приезжали бедные дворянские вдовы с детьми, монахи из дальних монастырей. Никого он не оставлял без внимания, кормил, помогал. Адъютант, бывший матрос, ворчал: "Да нешто на всех напасешься, Федор Федорович? У нас самих скоро ничего не останется". А адмирал похлопывал его по плечу и напоминал, что хоть "вмале" надо помогать всем страждущим и немощны м. А таких на Руси всегда немало.

Известно было, что в Ярославской губернии он раздал свои земли, имения родным и близким, чтобы не ссорились. А не много-не мало общая их стоимость составляла 200 тысяч рублей. В свое время еще большее благодеяние совершил Федор Федорович, отдав бесплатно 500 десятин прибрежной земли "для надобностей" города Севастополя. А ведь эта земля была подарена ему императрицей Екатериной за блестящие победы. В общем, адмирал сим совершил царский подарок своему городу.

Особо всколыхнулось его милосердие в 1812 году. Взнос за взносом идут от него на армию, на раненых солдат, разоренным городам, на помощь в селах страждущим от разорения, бедствующим и не имеющим жилищ, одежды и пропитания. Он решил снять все деньги (подчеркнуто мною. — В. Г.), положенные им под проценты Петербургской охранной кассе, и отдать на вспомоществование ближним страждущим от разорения злобствующего врага. "Я давно имел желание вси сии деньги без изъятия, — писал он, — раздать бедным нищей братии, не имеющим пропитания и ныне, находя самый удобнейший и вернейший случай исполнить мое желание, пользуясь оным по содержанию... в пожертвование от меня на вспомоществование бедным, не имеющим пропитания, полученный мною от С.-Петербургского опекунского совета на вышеозначенную сумму денег двадцать тысяч (не чета нынешним двадцати, подчеркнуто мною. — В. Г.) билет сохранной кассы, писанный 1803 года августа 27-го дня под № 453 и объявление мое на получение денег при сем препровождаю к Вашему сиятельству. Прошу покорнейше все следующие мне... деньги, капитальную сумму и с процентами за все прошедшее время истребовать, принять в Ваше ведение и... употребить их в пользу разоренных, страждущих от неимущества бедных людей".

Соседние темниковские помещики иногда относились с недоверием к добросердечию и творению блага для других, попросту говоря, благотворительности старого адмирала. Мог бы ведь жить в столице С.-Петербурге, быть при царском дворе, получать новые блага, но почему-то оказался здесь, в глуши, богатство не бережет — раздает. Однако постепенно слава о его милосердии распространилась, стала устойчивой и как-то все больше влияла на смягчение нравов и усиление благотворительности в помещичьих владениях и крестьянских домах, среди купцов и мещан. Да и не только в темниковском уезде, а на всей Тамбовщине и в соседних губерниях.


ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ
Ушедший в отставку, на пенсию, на покой человек больших постов, положений, званий почти всегда теряется. Только что ты был в центре событий, разговоров, внимания. Тебя сопровождали и окружали люди, соратники, друзья, доброжелатели, и вдруг — тишина, ехидство, безразличие. Как снова "ввинтить" себя в жизнь, как вызвать со дна жизненного колодца усыхающие силы, прочистить ходы для родников жизнелюбия, интереса, возродить любовь к людям, ведь столько жестокого, уродливого, коварного видано в них? Не всем дано пройти этот последний жизненный отрезок с достоинством и честью. У одних кутежи, измены, ущербность, падения молодости выпирают в старости физическими муками, дряхлостью, распадом чувств. У других наступает период всеотрицания, уничтожающего злословия, самосжигающего сарказма над всем происходящим без их участия. Третьи не теряют свои положительные качества, а наоборот, прирастают Верой и Молитвой. У таких, как Ушаков, не только продолжается все лучшее, но в них проявляется еще много невостребованного, а вернее, недоиспользованного раньше милосердия, добролюбия, сердечности.

Седой адмирал не выглядел властным командиром, не сверкал погонами и наградами, приходя в церковь, а приходил почти ежедневно, ставил свечи у икон. Он тихо и незаметно вставал в правом ряду в конце храма и предавался молитве. Если совершалась литургия, он следовал ее ходу, кланялся, повторял слова многих, известных ему молитв и песнопений, затем подходил к кресту и так же тихо уходил после благословения настоятеля. Его часто просили остаться на скромную монастырскую трапезу. Он оставался, слушал житие святых, склонялся по окончании еды в молитве, повторяя: "…...не лиши нас и небесного Твоего царствия...…" И эта мысль о будущем царстве вечном уже не оставляла его во все дни пребывания в Алексеевке Темниковского уезда на Тамбовщине, в трех верстах от Санаксарского монастыря. Там построил он на холме свой дом, из которого созерцал и монастырь, плывущий, как и его "Святой Павел", в море житейском.

В "Русском вестнике", издаваемом Сергеем Глинкой, в 1817 году было помещено "Известие о кончине Адмирала Федора Федоровича Ушакова". Его современник из Пензы со скорбью писал о смерти адмирала: "К душевному сожалению всех тех, которые уважают славу и добродетели знаменитых соотечественников. 1 октября сего 1817 года скончался адмирал Федор Федорович Ушаков. Хотя жизнь его посвящена была трудам и службе на морях, но он дожил до 74 лет... Получив отставку, адмирал Ушаков поселился в поместье... После деятельной жизни сердце, животворное Верою, любит наслаждаться уединеньем. Кто жил для пользы общественной, тому приятно в преклонные лета жить с самим собою и с Богом. Вот для чего покойный адмирал для жительства своего избрал деревню, близкую к святой обители".

Его дом был открыт для всех жаждущих помощи, для ищущих успокоения, для бедных и убогих. Здесь, в отдалении от прежнего своего дела, он снова проявил высокий талант Человека и Гражданина, милостивца и благотворителя. Современник отмечал это в "Русском вестнике": "Уклоняясь от светского шума, Ушаков не удалил сердца своего от ближнего. С какой ревностью служил он некогда Отечеству, с таким же усердием спешил доставлять помощь тем, которые прибегали к нему".

Это истовое моление было замечено всей братией монастыря. Даже через 12 лет после смерти Ушакова иеромонах Нафанаил в письме архиепископу Тамбовскому Афанасию сообщал: "Оный адмирал Ушаков... и знаменитый благотворитель Санаксарской обители до прибытии своем из С.-Петербурга около 8 лет вел жизнь уединенную в собственной своем доме, в своей деревне Алексеевке, расстояние от монастыря через лес версты три, который по воскресным и праздничным дням приезжал для богомоления в монастырь к служителям Божьим во всякое время, а в великий пост живал в монастыре в келье для своего посещения... по целой седьмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неукоснительно, слушая благоговейно. B послушаниях же в монастырских ни в каких не обращался, но по временам жертвовал от усердия своею значительным благотворением, тем же бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния в всепомощи. В честь и память благодетельного имени своего сделал в обитель, в Соборную церковь, дорогие сосуды, важное Евангелие и дорогой парчи одежды на престол и на жертвенник. Препровождал остатки дней своих крайне воздержанно и окончил жизнь свою, как следует истинному христианину и верному сыну святой церкви".

Ушаков молился усердно, поминая ушедших из жизни своих соратников, родственников, случайно встреченных на дорогах людей, желал здоровья живущим и раздавал все, что имел, всем, кто приходил к нему с просьбой, кто тихо надеялся, кто безмолвно стоял с протянутой рукой на паперти.

Образ жизни Федора Федоровича, скромность, щедрая благотворительность делают его уже тогда почти святым для окружения, ему поклоняются, желают многих лет жизни. Искренними и высокими словами заканчивает современник свое слово памяти об Ушакове:

"Он довольно жил для Отечества, для службы и для славы; но бедные, пользующиеся неистощимой его благотворительностью, со скорбью и со слезами говорят: "Он мало жил для нас!.." Я не имел счастья быть свидетелем подвигов Ушакова, но я знал его добродетели, его благотворительность, его любовь к ближним: напоминание о том будет услаждать душу мою и руководствовать к добру. Имя адмирала Ушакова причислилось к именам знаменитых Русских мореходов, а добродетели его запечатлелись в сердцах всех тех, которые пользовались его знакомством в последние годы жизни его, посвященной Вере и благотворению".

В последние годы он все чаще и чаще пребывал в келье, оставаясь там по приглашению и согласию настоятеля. День, два, а то и всю седьмицу, бывало, не выходил он из кельи: все молился, обращался ко Всевышнему, просил вечного покоя, успокоения души и вечной памяти для отошедших в царствие небесное своих родителей, помня о дяде своем незабвенном Федоре, что позвал его сюда жизнью своей праведной, молитвой непрестанной.

Он молился о Богохранимой России, о спасении от бедствий и нашествия врагов, иноплеменников и иноверных, совершая молитвы против супостатов за Веру, царя и Отечество. Знал, что корабли его — существа неживые, но вспоминал их и благословения просил, как просят благословения и заступничества над домом. И конечно, молился за своих моряков, что доверяли ему свою жизнь, зная, что он их отец, командир, покровитель и заступник. Молился он и за соратников, офицеров своих, за своих верных капитанов, безгранично преданных ему, исполнивших его волю, служащих вместе с ним Отечеству русскому, и все молитвы его были обращены к Богу, столь щедро оделившему его воинским и человеческим талантом, давшему ему возможность так служить православной Руси, чтобы не было за эту службу укора от народа нашего.

Так под прекрасным духовным знаком молитвы Благотворения и Милосердия закончилась жизнь великого адмирала.

2 октября 1817 года в соборной метрической книге Спасопреображенской церкви было записано: "Адмирал и разных орденов кавалер Федор Федорович Ушаков погребен соборне". В графе о летах красивой вязью выведено — 75, о причине смерти нетвердым почерком обозначено: "натуральною", "погребен в Санаксарском монастыре".

К метрической тетради "приложили руки" соборный иерей, дьякон, дьячок и сторож Семен Никитин. Казалось, о великом адмирале написаны последние строчки.

 


Страница 2 - 2 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру