Святой праведный воин Феодор Ушаков

Из книги "Адмирал Ушаков". К 5-летию со дня акта церковного прославления праведного воина Феодора Ушакова, непобедимого Адмирала Флота Российского

СВЕТОНОСНАЯ НИТЬ. УЧЕНЫЕ ЗАКРЕПЛЯЮТ СВЯЗЬ
Когда я первый раз в 1987 году был на Керкире, то скорее хотел увидеть крепость, остров Видо, воочию представит штурм. И не очень надеялся найти документы о миссии Ушакова, ибо они наверняка были бы использованы нашими и зарубежными историками. Но ссылок на архив Керкиры я не обнаружил. И все-таки на второй день предрождественского пребывания мы отправились искать архив. Может быть нам удастся отыскать следы тех далеких времен.

На центральной площади города развернулся дворец бывшего верховного комиссара Англии (это та страна, которая всегда умела пользоваться плодами чужих побед). Ныне дворец приспособлен для культурных нужд города. Проходим по впечатляющей галерее, тут расположились музеи археологии и азиатского искусства. В торце галереи поманила своим проемом дверь: да, то, что нам надо, — "Архив острова Керкира". Заглядываем, представляемся. С тоской ощущаю, что документы от Института истории Академии наук или, на худой конец, от издательства крайне необходимы. Нет, речь не об этом. Спрашивают: какой год, какие месяцы нужны. Об экспедиции Ушакова они знают, попытаются помочь. Нетерпеливое ожидание охватило нас. Многим людям, идущим в поиск, знакомо оно, это нетерпение последних минут, когда ты можешь открыть клад или в очередной раз разочароваться в поиске.

Приносят слегка влажные папки. Набираю воздуха, как перед прыжком в воду, и... ныряю в эти пожелтевшие страницы. За четким почерком писарей, изяществом старого наборного текста тайны далекой жизни, коммерческой деятельности, конфликтов. С переводчицей Ольгой Пируновой напряженно вглядываемся в листы: решения Сената, местного суда, торговые записи... — все это, конечно, интересно. Но неужели совсем не осталось документов об экспедиции Ушакова? Одна папка просмотрена, две, три... пять... Еще несколько. Те же документы. И... испускаю отнюдь не академический возглас. Строгий служитель, приподняв очки, потеплел взглядом: "Что, интересно?" — "Не то слово!" Знакомая размашистая подпись: "Вице-адмирал Ушаков". А вот и вторая подпись. А вот собственноручные записки, еще, еще... Открытие.

...На рапорте капитана Ехарина о городской библиотеке Федор Федорович пишет, что "рад смотреть книги", и беспокоится о том, сколько книг недостает. Надо, чтобы "в надлежащее число ладно их было". Блюл, блюл общественную собственность адмирал, чтил порядок книжного знания. "Стараться ответить и пособирать, от содержателей оных потребовать, куда они девались, нерозданных кому, чтобы непременно все было собрано"(!).

А вот и приказ за его подписью, обращенный к депутатам. Правда, приказ вежливый, фактически с просьбой собрать 350—400 мешков пшеницы для служителей. Известно, что турецкие союзники своих обязательств по снабжению эскадры не выполняли, и Ушаков предпринимал все меры, чтобы моряки не остались без продовольствия. Этот документ и показывал энергичные усилия русского командующего. Рядом был документ о наказании разгулявшегося турецкого моряка. Строг был адмирал к нарушителям. Тут — распоряжение о выборе руководителей для целей правления. Число же этих выборщиков решить самим жителям.

Чувствуется, что Ушаков нащупывает пути к управлению островами. Будем откровенны, Ушакову и самому приходилось учиться той демократии. И этот предмет оказался для него вполне постигаемым. На первый взгляд откуда вроде бы ему, представителю дворянской России, знать о демократических принципах, о выборности, о выборном судебном исполнительстве. Откуда бы ему, представителю военной иерархии, знать о выборной системе, о юридической ответственности членов общества, о демократическом представительстве в высших органах правления. Естественно, в армии, да и не только российской, этого и не могло быть. Но Ушаков был реалистом, был умелым политиком и умелым практиком руководства людьми. Он был осведомлен и о соборном складе русских людей. И поэтому разобрался в этом, но не только разобрался, а и увидел относительность, а порой и лживость всей этой видимой демократической процедуры.

Из документов явственно видно, как недовольны были нобили этим странным русским адмиралом. Полетели жалобы в Петербург, Константинополь. Нобили взывали к абсолютным монархам, указывая на "адмирала-якобинца". Ушаков, конечно, таким не был, он был просто реалистом-практиком, желающим примирить классы, не допустить общественного взрыва на островах. Он указывал нобилям, припугивая их: "Если вы не отпустите крестьян, вас порежут, я заступаться не буду". Был он, конечно, и идеалист, надеясь, что в Зимнем дворце поймут его. В Петербурге устремления Ушакова поняли не все, да к тому же к середине 1800 года англо-русско-турецкая коалиция распалась, и эскадра была отозвана в Ахтияр (Севастополь). Турки ушли в Константинополь еще раньше. Ушаков покинул Корфу, но оставил тут замечательную память в лице Республики Семи Островов. Тогда в 1987 году я написал в очерке о Корфу: "Следует отметить, что на начало XIX века это была единственная свободная территория Греции, единственное место, где утвердилась греческая государственность, где свободно царил греческий язык и обычаи, где православие не теснилось латинством. И поэтому хотелось бы, чтобы на острове, где немало памятников англичанам и венецианцам, встал скромный знак памяти великому адмиралу и защитнику греческого народа. Думаю, мог бы позаботиться и наш морской флот, и общество российско-греческой дружбы, и наши греческие друзья".

После этого материалы об Ушакове закрепились во многих книгах и публикациях. Житие святого праведного адмирала вобрало, помимо духовной ткани, всю историческую канву его земной жизни. Но работа по изучению его жизни, его влияния на ход истории продолжается.

Он уже прославлен в России, на Корфе ему установили памятник. И вот на острове в самом представительном "Палац-отеле" Керкиры в сентябре 2003 года проводится научная конференция об освободительной миссии русского флота и роли адмирала Ушакова в становлении первого после трехсотлетнего ига греческого государства — Республики Семи островов. Рассматриваются политические, социальные, военные, исторические и культурные аспекты темы.

Это уже поворот в научном мире, поворот в общественном отношении к миссии адмирала. Конференцию организовали Афинский и Керкирский университеты при участии Всемирного Русского Народного Собора Центра духовно-патриотического служения Отечеству имени святого праведного Федора Ушакова из Москвы и Союза писателей России, правительства и ученых Крыма. А самое главное — при поддержке префектуры Керкиры, губернаторства всей провинции Ионических островов. Пятнадцать лет назад о конференции с такой темой, таким содержанием, с таким составом участников никто не мог и подумать. А ныне, когда Ушаков стал святым Русской Православной Церкви, в освещении его деяний открылись многие духовные и исторические глубины и небесные дали.

Почти все ученые поддержали наш доклад о решающей и провиденциальной роли русского флота и адмирала Ушакова во вдохновляющем прорыве к греческой государственности. Греки сотни лет боролись и погибали за свое освобождение от османского ига, их многие попытки заканчивались кровавыми поражениями.

Ионическая попытка при помощи Ушакова закончилась хотя и временной, но победой, созданием первого греческого государства со своей Конституцией, со своим православным епископатом, со своим государственным греческим языком, со своей, хотя и небольшой, армией. Это был прообраз будущей освободившейся Греции.

Об этом говорили преподаватели Афинского университета Елена Стерьеопулу и Софи Морати. Елена вообще была мотором этого форума, его координатором, его мощным вдохновителем, мягким переговорщиком и вместе с властями Керкиры блестящим организатором. О впечатляющей странице нашей общей истории ярко сказал профессор Панайотис Христопулос, выступивший с докладом "Каподистрия и Россия", где показал, как греческая общественность воспользовалась суверенным ионическим плацдармом, чтобы развивать и утверждать идеи греческой независимости на всех этапах европейской политики. И абсолютно не случайно выходец с Ионических островов граф Каподистрия, современник и, может быть, противоречивый участник событий Ушаковского периода на островах стал министром иностранных дел России. Какая светоносная связь!

Блестящим подтверждением этого утверждения стал доклад председателя ученого общества Керкиры Иоаниса Пьериса о становлении (вернее восстановлении) греческого православного епископства при поддержке адмирала Ф. Ушакова, а также сообщение о заботе этого молодого греческого государства о своем утверждении не только в юридических категориях и законах, но и сознании граждан (доклад исследователя истории Керкиры юриста Периклиса Пангритиса об образовательной системе государства Семи островов). Несколько сообщений было о связях российских греков с Ионическим государством, о совместных святынях. Доктор филологии из Крыма В. Казарин рассказал о старейшем монастыре в Балаклаве, основанном при участии греков, на который Ушаков пожертвовал три тысячи рублей. Опять светоносная нить! В общем, конференция зажгла новый факел в духовном и историческом осмыслении роли святого праведного Феодора, ибо историческая миссия Ушакова вошла в православное житие святого, стала важной частью доказательств в период его прославления. Ибо,
как сказано в его житии, "архистратига российского, служителя народа Божиего нищих и угнетенных свободителя, нечестивых наказателя". "Бог на Островах Керкирских оружием благоволения венчал (!!!)"

И нет сомнения, что в этой миссии связующей нитью освободителей и освобожденных стало православие. Именно это мы и почувствовали с первых часов пребывания на острове. Нас пригласили на совместную службу в домовую церковь недавно упокоившегося священника. Храм был небольшой, человек на пятнадцать молящихся. Вел службу соседний священник, а церковный хор — из двух профессоров, участников конференции, один из которых бывший директор библиотеки греческого парламента Панайотис Христопулос обратился к нам с пожеланием вместе исполнить "Отче наш" и "Верую". В церковном полумраке, при слабом колебании огненных язычков лампад, в клубах ладана слились воедино слова общих православных молитв: произошло какое-то духовное соединение. И из церкви мы уже выходили, как братья, братья во Христе, братья в Вере. Поэтому дальнейшее наше пребывание на земле, хранившей следы Ушакова и его воинов, было столь плодотворным и благодатным.

Открытием явилось обнаруженная и воспроизведенная нами впервые на русском языке публикация научного общества по исследованию Керкиры (А.Х.Тситса. Русское консульство в Венеции и Керкира (1800-1802)). В ней приведена переписка купца с острова Николая Пасхалиса и русского консула в Венеции Павла Филиса. Привожу несколько замечательных писем об Ушакове и его эскадре из этой публикации.

Письмо 1. "На Преображение, 4 числа сего месяца, внезапно с частью флота прибыл Ушаков. В тот день и ночь была такая сильная буря и ветер, что говорят, что всему бывшему с ним флоту угрожала гибель; но святой Спиридон хранил их, ни один из кораблей не пострадал; все они благодарили святого — на всех кораблях были отслужены благодарственные молебны. Он (Ушаков) прибыл на семи кораблях, двух фрегатах, высадил до трех тысяч солдат и множество разных военных грузов, пушек и других необходимых для ведения войны предметов.

Письмо 2. "Поистине Благословение Божье, что здесь находится адмирал Ушаков, христианин и прекрасный человек, он сразу понял, что представляет собой наше дворянство. Архиереем, митрополитом Керкиры, мы выбрали Дзигаласа из знатного дворянского рода, однако весь народ хотел видеть на этой должности Феотокиса, в том числе и сам Ушаков, но эти такого архиерея не хотели. Впрочем, волнения по этому поводу продолжаются и по сей день.

Письмо 3. Ушаков выступил против знати, которая по гордыне своей подстрекает народ... надеемся теперь они, наконец, покаются.

Письмо 4. Вернувшись из путешествия, Ушаков больше не доверял знати, но, напротив, относился к ней настороженно. Простой же народ он стал любить еще больше чем прежде. Поразительно благочестие Ушакова как, впрочем, и других русских и генерала Волконского. Невероятно, но каждое воскресение все солдаты желают посещать Божественную Литургию, для них выделено шесть церквей. Точно так же и он с остальными ходит на обедню к Святителю Спиридону или в Платитеру каждое Воскресение. На Страстной Седмице в Храме Платитеры все службы были русские, и все дворянство было там. Даже мы, чтобы посмотреть, не спали всю ночь Великой Субботы. Я и мои домашние пошли туда в шесть часов и встретили Пасху в той же Церкви и получили благодать Божию.

Письмо 5. Мы, покуда здесь остаются русские, живем прекрасно, но они говорят, что вскоре уедут, так как их отзывают. Очевидно, армада (флот) завершит приготовления к отплытию в течение этого месяца, и мы хотим узнать, куда она направится. Адмирал, князь Волконский и другие офицеры все христианнейшие (очень благочестивые) люди, точно также и солдаты с моряками. Видя их отношение к церковным делам и рвение на всех службах, мы стыдимся назваться христианами перед ними. Конечно, он (Ушаков) имеет большие трения со здешней знатью и со всеми дворянами с других островов, но в этом вопросе он, безусловно, прав, и мы надеемся, что Промысел Божий через него освободит нас от них, и их козни против нас и русских вернутся обратно на их собственные головы.

...Ушаков начал и здесь демонстрировать свою власть — в отношении конкретных плохих решений и чрезмерного рвения судов к некоторым лицам — Ушаков повелел впредь прекратить приостанавливать чьи-либо полномочия без согласования с ним.

Письмо 6. Адмирал со своей эскадрой, забрав все свои вещи, всех больных, часть из одиннадцати кораблей и два катера, около тридцати дней тому назад отбыл на остров Закинф и, побыв там три дня, отправился в пока что неизвестном нам направлении.

Письмо 9. Церковь и мощи Святителя Спиридона взяты Россией под полную защиту. (Перевод Афанасия Зоитакиса).

Префект Керкиры Георгис Махинарис приветствовал конференцию и был просто потрясен, когда мы подарили ему икону святого праведного Федора Ушакова, освященную на святых мощах "Это самый дорогой для меня подарок за всю жизнь", — сказал он. А для нас самым дорогим подарком оказалось отдание почестей непобедимому адмиралу Федору Ушакову святому праведнику у его памятника.

С утра 20 августа выехали из гостиницы на двух машинах. Я еще не знал куда. Славных мест на Керкире было немало. Мы побывали в музее в усыпальнице Каподистрии, в доме ученого общества хранителей истории Керкиры, у пушек с ушаковских кораблей, во дворце Ахиллеса бывшей австрийской принцессы, в одном из храмов поклонились мощам святого Спиридона Тримифунтского. И вот мы подъезжаем к одному из самых памятных мест Керкиры, к подножию возвышающейся крепости, где уже почти год стоит памятник Федора Ушакова.

В золоченых касках оркестр керкирской филармонии в нарядных мундирах, слева стоит префект, руководители провинции, консулы Италии и Франции. Ого! Хорошо, что галстук на мне. Справа — священник в окружении сизого облачка ладана из слегка покачивающегося паникадила. Он и отслужил молебен святому адмиралу Ушакову. Гимн Греции. Затем грянул наш гимн. Стоящая рядом Елена Стерьопулу шепчет: "Гимн Советского Союза..." Я отвечаю: "Да, Советского Союза и России". У нее в глазах ностальгические слезы о двадцатипятилетней жизни в Советском Союзе. Ведущий объявляет: "Цветы адмиралу Ушакову возлагает префект Керкиры, руководители провинции и представитель России, заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора". Сердце замедляет свой ритм, позволяет торжественно подойти и водрузить корзину цветов к пьедесталу, кланяюсь, крещусь и читаю молитву "Приникни, праведнее воине Феодоре,с горных селений на притекающих к тебе и вонми молению их: умоли Господа Бога даровати всем нам еже ко спасению нашему мы просим от Него, при святом твоем представительстве..."

Сзади плещет море, хлопают на ветру флаги Греции, России и андреевский стяг. Кажется, что от острова Видо тянет пороховой гарью. Я продолжаю: "Ты, победив супостатов множетва, и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низложи".

Здесь, перед лицом непобедимого воина и святого подвижника, как никогда необходима эта молитва: "Умоли Господа Бога даровати крепкий и нерушимый мир и земли плодоносие... ...флоту твоему Российскому и всему воинству нашему преданность Вере и Отечеству и неодолимое мужество, всем же православным христианам здравие и благочестие..." "...Сохраняй страну нашу Российскую и обитель сию святую от всех наветов вражиих..."

Сказано было и слово о подвигах адмирала. Площадь затихла и, когда я поклонился и отошел к руководителям острова, грянул марш. Как, наверное, звучал он здесь, когда по улицам проходили отряды матросов Ушакова, отправляясь домой. Мы утром тоже улетали на нашу Родину, Родину святого праведного адмирала Феодора Ушакова, воина непобедимого.


"...К СЛАВЕ РОССИИ"
В день блаженной кончины адмирала Федора Ушакова Ярославская земля славила святого праведного Феодора. На его родине, в Рыбинске, творилась молитва, и все молящиеся возносили к нему слова: "Святой праведный воин Феодоре, моли Бога о нас"! И молитвы воина непобедимого явно доносились сюда, ибо день был из тех потрясающе неповторимых, незабываемых, светло-лучезарных, что остаются в памяти на всю жизнь.

Конечно, ярославцы и раньше чтили своего земляка: в Рыбинске стоит его бюст, проводились встречи, посвященные его подвигам. Но после решения Архиерейского Собора о Всероссийском почитании святого праведного Феодора (адмирала Ушакова) его слава воссияла с новой силой. Поэтому и проводилась тут Соборная Всероссийская Ушаковская встреча, которую организовал Всемирный Русский Народный Собор, Союз писателей России, администрация области и Ярославская епархия.

Да, доклады, встречи, выступления, но главное — прикосновение к земле, к природе, Волге, к тем местам, где жил, ходил, познавал мир и смысл жизни Федя Ушаков, где был крещен, где наполнился он силой духовной и физической. Особо запомнилось посещение храма Богоявления — на острову у села Хопылево, где Федю окунули в купель.

Храм в запустении, кресты скособочены, алтарь уничтожен. И все-таки он жив. Когда мы приближались к нему по шоссе, нас встретил радостный колокольный звон. Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, энергично шагавший впереди, улыбался. Его стараниями, стараниями священства, храм на этот день ожил, засветился, запел. Рядом возвели помост, и на нем развесили колокола, которые и возвестили, что тут крестили Федю Ушакова, тут он был на первых своих литургиях, пел со всеми прихожанами "Верую". На полуразрушенных ступеньках рассыпана недавно скошенная трава. Внутри храма, несмотря на щебень и прах с содранных стен, чувство разрушения не господствовало, ибо весь низ церкви был густо застлан пахучим сеном, а к алтарной стенке был прислонен высокий крест, на ней же расположены иконы Божией матери и Спасителя.

Икону святого праведного Феодора Ушакова в обрамлении цветов держали священники, а владыка возвысил свой голос в молитве прославления святого адмирала. Звуки хора заполнили пространство. Церковь на глазах оживала, на арках и колоннах проявились росписи фресок. Надо же, столько лет стоял храм пустой, разрушался, а в памятный для себя день сверкнул красками из давних времен, собрал под куполом молитвенные голоса. Тут же в верхние проемы окон прорвался красный луч от заходящего за Волгой солнца, затем другой. Творилось какое-то чудо! Храм заклубился светом, стены наполнились красками, а купол звуками. Божественная цветомузыка заполнила все пространство храма. Наверное, это служба запомнится всем тем, кто там был, на всю жизнь. Затем мы вышли на берег Волги, возложили цветы к памятному кресту, что воздвигли юные ушаковцы, сделав основание в виде якоря. И уже притихшие, возвышенные едем в пансионат на ночлег через Борисоглебск, до сих пор именуемый почему-то Тутаевым. Автобус на паром не вместился, и мы без него плывем по ночной Волге, чувствуем ее таинственную силу. Затем Храм, где есть невероятной глубины и возвышенности икона Спаса, перед которой мне уже посчастливилось молиться почти двадцать лет назад. И тогда, и сейчас облик Спасителя проявлялся не сразу, а постепенно исходит изнутри, устремляя вопрошающий и печальный взор в глубины души.

А утром была может быть самая важная для рыбинцев литургия — ведь на ней впервые после решения Архиерейского Собора славилось имя святого праведного Феодора (адмирала Ушакова).

Храм был полностью заполнен прихожанами, украшен цветами, светился. А день, как в Санаксарах в часы прославления, в Балтийске в день вручения иконы адмирала с частицей мощей был сиятельным и ярким, без единого облачка и без ветерка. Федор Ушаков в небесном сиянии возвращался к своим землякам, на свою родину. Она же, как всегда, поражала невиданным количеством возведенных здесь храмов, монастырей, святых останков, чудотворных икон. В 1998 году я был на руинах знаменитого Толгского монастыря вместе с тогдашним министром культуры Ю.С. Мелентьевым. Во дворе была разруха, валялись обломки стен, камни, мусор. Кое-где лежали доски, бревна, кирпичи, предназначенные для восстановления храмов и монастырских строений. Свеча возрождения вроде была зажжена, но свет ее был слабенький, незащищено трепетал на ветру истории. Сейчас же, находясь на Ушаковских чтениях, мы увидели один из самых красивых, обустроенных, одухотворенных монастырей России. В отдельном церковном зале... она — икона Толгской Божией Матери, у которой денно и нощно читается акафист, на входе сидят два крепких охранника. Икона Толгской Божией Матери — церковное, монастырское и национальное достояние — ее надо духовно и физически оберегать, а она дает нам силы. Давала она силу и Федору Ушакову, без сомнения, приезжавшего ей поклоняться.

Наверняка он был и в Ростовском Кремле, где мы стояли и молились в этот приезд у мощевиц святого Димитрия Ростовского, князя Василька, погибшего в первой и беспощадной битве с татарской ордой на реке Сити. ...Поклонялся он наверняка и памяти святого благоверного князя Александра Невского в Переяславле. От этих святых Руси, святых родной Ярославской земли, вбирал силу духовную, мощь еще в детстве Федя Ушаков, она преобразовалась в нем в его праведность и безупречное служение Богу, Царю и Отечеству, которые и сегодня для нас великий пример и образец для поклонения.

Думаю о природе прихода в лике святого праведного Феодора и осознаю, что оно было, как всегда неслучайно подготовлено его жизнью, подвигом, историей, всем Божиим промыслом — народным признанием. И это всенародное признание адмирал Ушаков получил давно, особенно в народное сознание он вошел со времен Великой Отечественной войны, когда, как никогда важно было увидеть мужественных людей, добивавшихся для нашей Родины побед в самых, казалось, неблагоприятных, даже безвыходных, условиях. Ушаков из тех "великих предков", о которых было сказано на знаменитом параде на Красной площади, что они должны были вдохновить бойцов Красной и Советской Армии в 1941 году, в год самой смертельной опасности для Отчизны. Его именем был назван орден за морские победы, а после войны было выпущено немало книг о его морских подвигах. Вышли прекрасные фильмы "Адмирал Ушаков", "Корабли штурмуют бастионы". В них адмирал Федор Федорович предстал человеком великих флотоводческих талантов, мужественным, справедливым, преданным отчизне. Конечно, в некоторых изданиях ему добавлялись, в соответствии с идеологическими представлениями тех лет, антимонархизм и антикрепостничество. Но его военные заслуги были признаны и очевидны, а его вдохновенный образ из глубины веков действительно сиял, как сказано в более поздних стихах. Но за военными победами скрывался, был недостаточно исследован, может быть, основной пласт его жизни. При всей талантливости актера, создавшего образ Ушакова, он был все-таки одномерен и не вбирал все краски его жизненного и духовного пути. Да, в то время и не могло быть иначе. А исследователи только подходили к прояснению роли Ушакова в целом ряде событий. Академик Е. Тарле описал его великую миссию в походе в Средиземное море и создании Республики Семи Островов из бывших венецианских владений, освобожденных от войск революционно-буржуазной Франции. Но это был скорее военно-геополитический обзор. Предстояло осмыслить его поход, всю эту стратегическую и державную операцию с точки зрения исторического значения создания первого греческого государства после 300-летнего оттоманского ига.

И уж совсем затуманена была православная душа Федора Федоровича, его готовность служить людям, братьям во Христе, его добросердечие, милосердие. Его молитвенное пребывание в детстве на светоносной Ярославской земле вообще отвергалось, ибо по целому ряду источников объявлялось, что он родился на Тамбовщине. А безусловное духовное воздействие его дяди Феодора, настоятеля и монаха Санаксарского монастыря, оставалось за кадром жизни адмирала. А отсюда был непонятен приезд прославленного флотоводца на тамбовскую (ныне Мордовскую) землю, в его последнее пристанище в этом мире Алексеевку и Санаксарский монастырь. Все это стало проясняться, вырисовываться для общества лет двадцать — двадцать пять назад.

Очень большую работу провела доктор исторических наук А. Станиславская, исследовавшая миссию Ушакова в Средиземном море. Епископ Мордовский Варсонофий, настоятель Санаксарского монастыря Варнава, иеромонах Венедикт, вся братия этого монастыря сделали немало, чтобы исследовать, исторически восстановить духовную жизнь Федора Ушакова и его дяди, ныне преподобного Феодора Санаксарского. В уточнении даты и места рождения Федора Ушакова, его родословной, внес свой кропотливый вклад рыбинец, капитан 2-го ранга В. Овчинников из Института военной истории.

Сорок с лишним лет назад и я соприкоснулся с судьбой великого адмирала в городе корабелов Николаеве, куда был распределен после университета. Тогда меня заинтересовала судьба этих южных славянских земель, чуть более ста пятидесятилетий возвращенных в лоно Руси. И одним из тех, кто одерживал здесь блестящие победы, превращая "Озеро турецких султанов" снова в русское Черное море, был вице-адмирал Федор Ушаков, возглавивший в конце русско-турецкой войны по прозорливому желанию выдающегося стратега и геополитика князя Потемкина Черноморский флот. Оттуда и началось мое плавание по архивам Херсона, Николаева, Севастополя, Одессы, Ленинграда, Москвы, Тамбова, Саранска, Рыбинска, Керкиры, Афин и других мест, связанных с жизнью адмирала (об этом сказано в книге).

Конечно, у многих из нас в памяти прославление святого праведного Феодора в Санаксарском монастыре в 2001 году 5 августа. Сверкали золотистые одежды священства, золотые галуны военачальников со всех флотов, трепетали расшитые золотом хоругви, и хор пел славу святому Феодору, отныне ставшим небесным нашим покровителем, покровителем всего русского флота. Еще не все морские военачальники, присутствовавшие на прославлении, осознавали, что произошло, но многие понимали, что в жизни флота происходит изменение. В послании Святейшего патриарха Алексия к участникам тех торжеств, посвященных прославлению адмирала Ушакова, было сказано: "Мы прославляем Феодора Ушакова как местночтимого святого, однако значение этого события выходит за рамки местного торжества Саранской Епархии. Для всей нашей Церкви нынешний день — особый, он навсегда останется в истории церковной, в истории нашего Отечества. Мы знаем немало воинов, святость которых признана церковью и имена которых горячо почитаются Благочестивым верующим народом. Таковы, например, святые благоверные князья Александр Невский. Дмитрий Донской. Однако впервые за долгое время Церковь прославляет в лике праведных воинов подвижника, жившего в сравнительно недавнем прошлом. И впервые среди имен угодников Божиих появляется имя великого флотоводца. Федор Ушаков... был выдающимся государственным деятелем. Вся жизнь его была отдана России... и вместе с тем он оставался человеком глубокой веры в Христа Спасителя, строго приверженным православным нравственным началам, человеком великого милосердия и жертвенности... Именно это гармоничное сочетание личной праведности и ревностного общественного служения и стало главным. Для многих появлялся путеводный знак. В прошлом году в Белгородской области во всех школах прошло обсуждение моей книги "Адмирал Ушаков. Флотоводец и святой". Я присутствовал на заключительной части конференции и один из выступающих, четырнадцатилетний подросток, сказал: "Я человек серьезный и ставлю себе в жизни серьезные цели. Я выбирал себе идеал и я выбрал. Это — Федор Ушаков. Я понимаю, что он недостижим, ибо Ушаков — святой, но подражать ему, молиться о нем, обращаться к нему я буду всю жизнь".

Число тех, кто избрал жизнь Ушакова путеводной звездой, растет, и создаются школы, отряды, группы ушаковцев. Ныне, когда произошло решение Архиерейского Церковного Собора о том, что в лике почитаемых всей церковью святых есть и праведный воин Феодор (адмирал Ушаков), мы видим икону святого Феодора в Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском, Владивостоке, Мурманске, Архангельске, С.-Петербурге, Одессе, Николаеве, Севастополе, Новороссийске, Воронеже, Таганроге, Балтийске, Астрахани — везде, где есть наш флот, "морские служители", как называл моряков Ушаков. Развернуто строительство храма Феодора Ушакова в Саранске, где в Мордовской епархии в Санаксарском монастыре покоятся мощи святого. А иконы Ушакова с его ликом, частицами его мощей я уже видел в Орле, Смоленске, Арзамасе, на Кинбурнской косе, в Киеве, Брянске, Златоусте, Иркутске. Волгограде, Ульяновске, Калининграде, Таллине и других дальних и близких городах и селах.

В Союзе писателей России создан Центр патриотического и духовного воспитания имени святого праведного воина Федора Ушакова, вокруг которого объединяются исследователи и подвижники, моряки, учителя, военные, священнослужители, студенты. Юные ушаковцы объединяются в единый сводный Ушаковский отряд. В Российской государственной библиотеке впервые была проведена масштабная книжная выставка "Святой праведный Федор Ушаков — адмирал флота Российского". В эти же дни в Южном Бутове прошел праздник Ушакова у памятника адмиралу, который проводит отделение нашего Центра и муниципальные власти.

Вместе с великим адмиралом в эти годы его прославления мы все, граждане России, исповедующие патриотизм, люди православные, крепнем, укрепляемся духом, уверенно смотрим в будущее. Его слова, сказанные в 1812 году и запечатленные на иконе, гласят: "Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России". Они обращены к нам, русским, россиянам XXI века.

 


Страница 2 - 2 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру